Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Сфера#ОКБ Факел
07.12.2022 16:33
Роскосмос обеспечит бесперебойную поставку ксенона для спутников проекта «Сфера»



Госкорпорация «Роскосмос» начинает научно-исследовательскую работу, в рамках которой планируется обеспечить бесперебойную поставку ксенона для многоспутниковой группировки федерального проекта «Сфера».
В среду, 7 декабря 2022 года, в Калининграде в ОКБ «Факел» (входит в интегрированную структуру «НПО Энергомаш» Роскосмоса) прошло совещание предприятий-участников научно-исследовательской работы «Ксенон». В ходе него обсуждалась организация работ, график их выполнения, а также финансирование и контроль работ.
Цели научно-исследовательской работы, проводимой в рамках проекта «Сфера» и рассчитанной на два года, предусматривают:
  • разработку требований к составу ксенона и системы контроля его качества;
  • рассмотрение целесообразности использования отработанного ксенона в результате огневых испытаний электрических ракетных двигателей космических аппаратов;
  • формирование гарантированного отраслевого запаса ксенона для обеспечения сроков выполнения космических программ (в частности, проекта «Сфера»);
  • построение эффективных схем производства и кооперации для снабжения предприятий отрасли ксеноном и значительное удешевление его стоимости;
  • исследование возможности применения альтернативных ксенону рабочих тел для электрических ракетных двигателей.
От состава и чистоты ксенона зависит эффективность и долговечность элекроракетного двигателя космического аппарата, а от бесперебойного снабжения им предприятий отрасли — обеспечение развертывания и поддержание многоспутниковых группировок.
Среди предприятий-участников научно-исследовательской работы: Организация «Агат», ОКБ «Факел», Центр Келдыша, ЦЭНКИ, Московский авиационный институт, Высшая школа экономики и Криогенмаш.
Федеральный проект «Сфера» включает пять орбитальных группировок связи (с космическими аппаратами «Ямал», «Экспресс», «Скиф» и «Марафон») и пять орбитальных группировок дистанционного зондирования Земли (с космическими аппаратами «Беркут» и «Смотр»).
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

aaa

Цитировать«Роскосмос» изучает возможность поставок в Индию десяти ракетных двигателей РД-191 в течение пяти лет начиная с 2024 года. Об этом заявил заместитель генерального директора по осуществлению государственных полномочий госкорпорации Валерий Шерин на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике, передает корреспондент РБК.
«В период с 2024 по 2029 год мы рассматриваем возможность поставки около десяти ракетных двигателей РД-191 производства НПО «Энергомаш», — сказал он.

АниКей


tass.ru

Гендиректор "Гонца": у оператора связи "Сфера" есть планы по выходу на зарубежный рынок
ТАСС



Павел Черенков — о работе над абонентскими терминалами, защите орбитально-частотного ресурса группировок "Сферы", предполагаемой стоимости услуг программы и их приоритете над Starlink и OneWeb в России

В декабре 2022 года АО "Спутниковая система "Гонец", которое является оператором одноименной орбитальной группировки, исполняется 25 лет. Сейчас на орбите находятся 18 космических аппаратов "Гонец", в перспективную группировку войдут 28 спутников. Летом текущего года путем реорганизации появилась компания — оператор спутниковой программы "Сфера" с одноименным названием. Контролирует ее АО "Спутниковая система "Гонец". О работе над абонентскими терминалами, защите орбитально-частотного ресурса группировок "Сферы", предполагаемой стоимости услуг программы и их приоритете над Starlink и OneWeb в России в интервью ТАСС рассказал гендиректор АО "Спутниковая система "Гонец" Павел Черенков.
Спойлер

— Павел Геннадьевич, с какими вызовами пришлось столкнуться компании в этом году?
— В этом году у нашей компании двойной юбилей. В конце декабря исполняется 25 лет с даты ее основания, а летом мы также отметили 30 лет с первого запуска спутников серии "Гонец". В 2022 году многие спутниковые операторы ушли с российского рынка или существенно ограничили свою деятельность, и на нашу компанию легли задачи обеспечения связью клиентов из различных сегментов спутниковой связи. Многие отключенные абоненты использовали подвижные терминалы, поэтому системе "Гонец" предстоит заместить сервисы ушедших с рынка операторов и сделать их максимально доступными. Из-за подорожания электронно-компонентной базы один терминал стоит сейчас порядка 150 тыс. рублей, а наша задача — снизить стоимость до 60–70 тыс. рублей за абонентский комплект. С этой целью мы интенсивно и плодотворно сотрудничали в этом году с двумя частными организациями, которые работают под нашим контролем и с нашим участием. 
— Число заявок на ваши услуги сильно выросло в последнее время?
— Да, мы видим кардинальное увеличение. Сейчас заявок на подключения на 2023 год, обеспеченных авансами или твердыми контрактами, уже в 10 раз больше, чем мы получили за весь 2022 год. Поэтому мы ожидаем, что наступающий год будет очень плодотворным.
— В этом году путем реорганизации образована компания "Сфера", которая станет оператором одноименной программы. Будет ли она оператором перспективного "Гонца"?
— Компания — оператор "Сферы" действительно создана, и ее деятельность станет основой для развития и эксплуатации перспективных орбитальных группировок систем "Скиф", "Марафон", "Экспресс-РВ" и "Гонец-М1". Чтобы избежать путаницы в словах, отмечу, что есть федеральный проект "Сфера" и есть одноименное юридическое лицо — его оператор.
В работе оператора выделяются две главные задачи. Первая — управлять спутниками и их ресурсом. Для этого существует штат специалистов, которые круглосуточно следят за состоянием и работой аппаратов, корректируют орбиты, составляют отчеты. Вторая, и более важная для пользователей, — создание абонентских сервисов. В этой части важно отметить, что система "Гонец" следующего поколения управляется компанией "Гонец", поэтому логично все связанные сервисы, в том числе проекта "Сфера", предоставлять из единого "окна". Это оптимизирует работу оператора и оказывает положительный эффект на качество и доступность сервисов. На сегодняшний день даже конкурирующие операторы ФГУП "Космическая связь" и АО "Газпром космические системы" по сути резервируют каналы связи друг друга, что обеспечивает гарантированный доступ к услугам.
— То есть через оператора "Сфера" можно будет сразу получить доступ и к широкополосному интернету, и к интернету вещей, и к телефонной связи?
— Да, интеграция всех возможностей "Сферы" для потребителей будет осуществляться на базе оператора, через которого можно будет получить полный комплекс услуг. Уже сейчас "Гонец" начал сотрудничать с существующими операторами связи, в том числе с ФГУП "Космическая связь" (ГП КС — прим. ТАСС). В целом, есть договоренность и с "Газпромом", и с ГП КС, что мы будем взаимодействовать на взаимовыгодных условиях, обслуживая потребителей соответствующих сегментов и предоставляя максимально возможный спектр абонентских сервисов. 
— Когда пользователям будут доступны услуги на базе группировки "Марафон"?
— Группировка "Марафон" будет строиться на основе тех же принципов, что и система "Скиф". На начальном этапе Роскосмосом будет запущен демонстрационный аппарат, который подтвердит состоятельность конструктивного замысла, — это запланировано на 2023 год. Сейчас проходит эскизное проектирование "Марафона", и по результатам будет приниматься итоговое решение о составе полезной нагрузки и облике космического аппарата. Затем Роскосмос планирует запуск демонстратора и отработку на нем заложенных технологий. На следующем этапе, ориентировочно в 2024 году, будет запущено еще пять спутников и начнется отработка взаимодействий уже на системном уровне. 
В 2025–2026 годах в планах Роскосмоса — развернуть половину орбитальной группировки "Марафона", что позволит нам, как оператору, начать предоставление услуг конечным потребителям. В отношении системы "Скиф" сейчас предстоит подтвердить орбитально-частотный ресурс с использованием спутника-демонстратора "Скиф-Д", запущенного 22 октября этого года с космодрома Восточный вместе с тройкой "Гонцов". 
— Что для этого потребуется?
— Сначала формируется международная заявка на полосы частот, которая была подана еще в 2016 году. Она содержит определенный набор данных: диапазоны частот, в которых будет функционировать система, характеристики бортовых и наземных радиоэлектронных средств, состав орбитальной группировки, параметры орбиты, информацию о заказчике проекта, компании-производителе и некоторые другие. 
Заявка на диапазон, необходимый для работы "Скифа", была подана одной из российских компаний, с которой наша организация заключила соглашение для получения необходимого набора прав в отношении орбитально-частотного ресурса.
Есть еще один важный момент. Частотный ресурс ограничен, но наша заявка поступила в Международный союз электросвязи в числе первых, до того момента, как туда были поданы заявки от Starlink и OneWeb. Соответственно, мы ожидаем, что она будет скоординирована с приоритетом перед всеми другими соискателями, подавшими свои заявки позднее нас. Насколько нам известно, таких организаций порядка 350, и все они претендуют именно на эту орбиту и на эти частоты.
— Получается, Starlink и OneWeb претендуют на те же частоты?
— Да, они претендуют именно на эти полосы частот для использования на территории России. По сути, мы находимся с этими системами в прямой конкуренции. Starlink и OneWeb уже выходили с предложением скоординировать частоты, но на сегодняшний день мы не приняли предложение пройти координацию, то есть фактически мы не разрешаем им использовать их спутниковые системы на территории РФ. 
— Как проходит защита прав на частотный ресурс?
— В этих целях запущенный демонстрационный аппарат должен в течение 90 дней передавать сигнал в заявленных диапазонах частот. При этом спутник должен находиться на орбите с указанными характеристиками высоты и наклонения. 
— То есть достаточно одного спутника, который сейчас находится на орбите?
— Да, чтобы подтвердить частоты, достаточно одного спутника, но в регламентах Международного союза связи строго прописано, что в течение первых трех лет должно быть развернуто не менее 10% от заявленной группировки. То есть, если у вас 100 спутников, вам надо запустить десять, если группировка состоит из десяти аппаратов, нужно запустить один. В нашей заявке 12 аппаратов, соответственно, для подтверждения прав на орбитально-частотный ресурс через три года нам нужно будет иметь на орбите еще как минимум один спутник "Скиф".
— А по "Марафону" будет отдельная заявка или та же?
— Для частот системы "Марафон" ситуация немного другая. Во-первых, мы предполагаем использовать нелицензируемые полосы частот, которые используются в том числе для передачи данных в системах IoT (интернета вещей — прим. ТАСС). Здесь некоторым драйвером сыграл рыночный фокус системы, ориентированной в значительной части на этот рынок. Также мы предполагаем использовать для "Марафона" полосы частот, которые уже были выделены под систему "Гонец". 
— А как выглядит ситуация с частотами для "Экспресса-РВ"?
— Для системы "Экспресс-РВ" есть валидная заявка на частоты, срок которой истекает в первом квартале 2026 года. Поэтому основная задача — запустить первый аппарат в конце 2025 года и подтвердить этим орбитально-частотный ресурс. В общем, мы находимся в своеобразной погоне за частотами. По сути, частотные диапазоны в связке с характеристиками орбит — это невосполнимый ресурс Российской Федерации, который мы не должны потерять.
— Для чего нужна эта погоня за частотами? 
— Частоты бывают разные, и каждый диапазон имеет свои характеристики. Есть низкие частоты, средние, высокие, сверхвысокие и другие. Применительно к использованию в каналах связи — есть прямая зависимость между скоростью передачи данных и частотным диапазоном: чем выше частота, тем выше скорость передачи. Постоянное увеличение объемов передаваемых данных требует использования все более высоких диапазонов. Но в то же время чем выше мы поднимаемся по частотному спектру и, соответственно, укорачиваем длину волны, тем сложнее передавать информацию, так как атмосферные и прочие помехи приводят к затуханию сигнала. Именно поэтому, например, если обычная спутниковая тарелка установлена дома, в грозу и дождь связь со спутником может быть хуже. 
Здесь важно отметить, что диапазон, в котором работает "Скиф", — это один из бесценных секторов частотного спектра, в котором сочетание затухаемости сигнала от помех и скорости передачи данных является оптимальным. Именно поэтому все хотят закрепить за собой права именно на этот частотный ресурс.
— Получается, связь будет устойчивой и в плохую погоду?
— Диапазон, конечно, важен, но многое зависит и от абонентского устройства. Нужно обеспечить соответствующую чувствительность приемного тракта, применять гибкие программные алгоритмы для выделения требуемого сигнала из радиопотока, включая, например, возможность работы с отраженными сигналами. Поэтому здесь также существует объективная зависимость: чем выше уровень исполнения абонентского терминала и, соответственно, его стоимость, тем выше показатели надежности канала связи. И требуется искать оптимальный компромисс между сложностью и ценой терминала в соотнесении с его функционалом и надежностью. При соблюдении этого баланса — да, конечно, будет хорошо работать и в сложных погодных условиях.
— А кто будет изготавливать абонентские устройства?
— Компания "Сфера". В этом как раз заключается задача "Сферы" и вообще операторского бизнеса — обеспечить клиентов абонентской аппаратурой по оптимальной и приемлемой цене. Первый раз в истории Роскосмоса поставлена задача вести одновременную работу над орбитальной группировкой и абонентским оборудованием. Это относительно новый подход, который должен принести свои плоды. В отношении производственной площадки, думаю, не имеет смысла строить новый радиоэлектронный завод, так как уже имеется ряд профильных предприятий. Я пока не знаю, с кем будет заключен контракт на производство, но полагаю, что он будет размещен на имеющихся мощностях Роскосмоса.
— Сейчас есть понимание, сколько будет стоить такая спутниковая связь?
— Да, такое понимание есть. Все группировки, которые создаются Роскосмосом в рамках проекта "Сфера", проектируются под заданную стоимость. То есть изначально в ТЗ определяется стоимость космического аппарата на Земле и его стоимость с учетом выведения на орбиту, затраты на наземную инфраструктуру. Это позволяет иметь четкую и объективную картину в общей финансовой модели проекта и использовать как государственные, так и внебюджетные инвестиции. Что касается требований к конечной услуге и абонентскому оборудованию, наша позиция простая: конечные сервисы, которые будут предоставляться системой спутниковой связи, должны быть сопоставимы по стоимости с услугами, предоставляемыми в сотовых сетях. 
— То есть это тоже будет ежемесячная абонентская плата?
— Да, ежемесячная и ежегодная — в зависимости от тарифа. Стоимость и объемы подписок будут регулироваться тарифными планами. Что касается цен на оборудование, то в системе "Марафон" мы стремимся к тому, чтобы стоимость абонентского терминала была минимальной — единицы тысяч рублей. Это позволит каждому человеку приобрести, например, спутниковый трекер для личного использования. При этом мы не планируем изготавливать какие-то уникальные терминалы. Наоборот, наша цель — чтобы эти устройства были доступны для любого производителя радиоэлектроники за счет предоставления ему открытых форматов документации. Продажи мы планируем организовать так, что не нужно будет обращаться в узкоспециализированный магазин, а можно будет приобрести терминалы "Марафон" в обычных торговых сетях. 
В отношении системы "Скиф", ее основной целевой фокус — предоставление услуг коллективного доступа. За счет каналов системы будет формироваться магистральный узел сети, или хаб, который будет обеспечивать работу локальных сетей общего пользования. Такой хаб может быть интегрирован с сотовыми сетями пятого или существующих поколений. Предполагается, что услуги будут пользоваться спросом там, где нет доступа к сетям общего пользования, — например, вахтовые поселки, крупные инфраструктурные объекты. А если брать услугу в комплексе, то она включит интеграцию с сотовыми операторами, так что в ней есть поле для работы и в сотовых сетях с использованием обычных смартфонов.
— Возможна ли в будущем интеграция с мобильным телефоном оборудования, чтобы просто вставить в телефон чип и получить спутниковую связь?
— Для этого нужно создать такую систему, которая позволит из космоса и в космос передавать информацию с сотового телефона и на сотовый телефон. То есть, используя те же диапазоны частот, в которых работают сотовые сети, требуется передать данные с телефона на околоземную орбиту и одновременно принять в космосе эту информацию высокочувствительными антеннами. Такие проекты есть, и они постепенно реализуются. В частности, Илон Маск тестирует такой сервис на новой группировке Starlink, но пока это только небольшие сообщения. Это один из перспективных технологических векторов, но достаточно непростой в реализации.
— На кого будут ориентированы услуги группировки "Экспресс-РВ"? 
— Система "Экспресс-РВ" предназначена для широкополосного доступа в интернет, с особым фокусом на подвижные объекты. Это в первую очередь суда на Севморпути, железнодорожный и авиационный транспорт. В то же время в случае необходимости ничто не препятствует развернуть терминал и на стационарном объекте.
— А на подвижных объектах "Скиф" нельзя будет использовать? 
— Мы уже сейчас начинаем проработку антенны, которую можно будет устанавливать на подвижных объектах — автомобилях, железнодорожных вагонах, автобусах, самолетах. Тогда с помощью "Скифа" мы сможем обеспечить высокоскоростные каналы связи и на подвижных объектах.
— В будущем планируете выходить за рубеж? 
— Да, конечно. Было бы нелогично создавать глобальные спутниковые группировки в интересах одного государства, тогда как они могут использоваться по всему миру. В этом случае очевидная эффективность в разы снижается. 
Многие страны, включая Россию, имеют установленные правила и ограничения на предоставление услуг связи. Оператор, который намерен предоставлять услуги на территории РФ, должен иметь зарегистрированное в России юридическое лицо, необходимую инфраструктуру и выполнять определенные требования по подключению к сетям общего пользования и доведению трафика до конечных потребителей. Для спутниковых операторов открытие своих представительств в разных странах мира — давно установившаяся практика. Поэтому я думаю, что наша стратегия международного развития будет основана на формировании новых партнерств в других странах, что поможет обеспечить глобализацию операторской деятельности.  


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 15.12.2022 08:25:37у оператора связи "Сфера" есть планы по выходу на зарубежный рынок
А у зарубежного рынка есть планы по выходу на него Сферы?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

A.E

ЦитироватьПервый раз в истории Роскосмоса поставлена задача вести одновременную работу над орбитальной группировкой и абонентским оборудованием. Это относительно новый подход, который должен принести свои плоды.
Вона она чё! Просто, задача раньше не стояла.. Получается, терминалы Гонец это не плоды, а так, "цветочки"  ;)

Наименьший квадрат

Цитата: A.E от 16.12.2022 08:00:07
ЦитироватьПервый раз в истории Роскосмоса поставлена задача вести одновременную работу над орбитальной группировкой и абонентским оборудованием. Это относительно новый подход, который должен принести свои плоды.
Вона она чё! Просто, задача раньше не стояла.. Получается, терминалы Гонец это не плоды, а так, "цветочки"  ;)
Новый подход!!! Пытаться делать рабочую систему в целом - это оказывается новый подход... Надеюсь, это просто нечто косноязычно написанное журналистами, а не действительность. Потому что иначе надо писать об этом исключительно нецензурной бранью.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

Магадан2

Действительно новый. Надо только вспомнить через сколько лет после запуска спутников появились терминалы Лучей на МКС. По Гонцу лет 10-15 разговаривают про то что надо сделать чипсет, его нет до сих пор.

A.E

Цитата: Наименьший квадрат от 16.12.2022 08:48:53Новый подход!!! Пытаться делать рабочую систему в целом - это оказывается новый подход... Надеюсь, это просто нечто косноязычно написанное журналистами, а не действительность. Потому что иначе надо писать об этом исключительно нецензурной бранью.
Имхо, по этому поводу РК бранить особенно незачто, если вывести не вспоминать о Гонце и Луче. Ведь раньше он только исполнял заказы на изготовление и запуск спутников связи и ему не пристало доколупывать заказчика о земном сегменте. Вот только и его заказчики - гос предприятия, которые "сидят на трубе" и тянут разводку абонентам. А РК только магистральные трубы делает и прокладывает.
И вот теперь надо как-то начать делать ещё котлы и плиты, которые будут потреблять ресурс из этих труб. Раньше не стояла задача эта...

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#ИСС Решетнева#Гонец
16.12.2022 14:00
Три новых спутника связи «Гонец-М» введены в эксплуатацию



Три космических аппарата связи «Гонец-М», запущенных в октябре 2022 года с космодрома Восточный, введены в эксплуатацию.

Оператором — компанией «Спутниковая система «Гонец» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») — завершено тестирование бортовых систем и полезной нагрузки спутников, что позволило начать их использование по целевому назначению для предоставления каналов связи подвижным и стационарным абонентам.
В настоящее время низкоорбитальная группировка системы персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М» состоит из 18 космических аппаратов «Гонец-М», созданных компанией «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (входит в Роскосмос).
Введение в эксплуатацию трех новых аппаратов создало дополнительный коммуникационный ресурс, который будет использован для предоставления каналов спутниковой связи пользователям из различных сегментов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#НПО Лавочкина#ДЗЗ#Арктика-М
16.12.2022 12:30
Роскосмос увеличит орбитальную группировку «Арктика-М» до четырех метеоспутников






Осенью 2022 года Госкорпорацией «Роскосмос» утверждено тактико-техническое задание на модернизацию высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы «Арктика-М» для увеличения ее орбитальной группировки до четырех спутников.
Это позволит вдвое сократить периодичность съемки полярной области, детализировать сверхкраткосрочные прогнозы погоды, повысить оперативность обнаружения и мониторинга опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе.
Кроме того, с помощью четырех космических аппаратов появится возможность производить одновременную съемку Земли с двух ракурсов — с западного и восточного витков орбиты. Это увеличит точность выделения облаков над снежным и ледовым покровами и определения их характеристик, что является существенным для обеспечения безопасности мореплавания и полетов авиации в арктическом регионе.
В настоящее время в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») продолжаются работы по созданию спутников для системы «Арктика-М».
Первый аппарат был выведен на орбиту в феврале 2021 года и после успешного завершения его летных испытаний в сентябре 2021 года началась эксплуатация системы «Арктика-М». Спутник «Арктика-М» № 1 уникален для мировой орбитальной группировки дистанционного зондирования Земли — способен наблюдать с орбиты всю северную полярную шапку, так называемую «кухню погоды». Такими возможностями сегодня не располагает ни одна страна в мире.
Сейчас на контрольно-испытательной станции НПО Лавочкина завершены электрические испытания модуля служебных систем аппарата «Арктика-М» № 2. Следующий этап — сборка комплекса целевой аппаратуры, после чего разобранный спутник продолжит наземную экспериментальную отработку электрическими испытаниями. Запуск аппарата «Арктика-М» № 2 планируется в 2023 году.
Космическая система «Арктика-М» предназначена не только для мониторинга гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановки высоких широт, а также для работы международной спутниковой поисково-спасательной системы «КОСПАС-САРСАТ». Функции ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев системы «КОСПАС-САРСАТ» и информации с наземных платформ сбора данных, в том числе расположенных в арктическом регионе, который недоступен для связи через геостационарные спутники, подтверждены в ходе летных испытаний.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Интервью
Интервью
#Роскосмос#Андрей Федяев#Crew Dragon#Союз МС#ЦПК#Crew-6#МКС
16.12.2022 10:17
Приручить Dragonа

Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности
Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon
Эмблема экипажа Crew-6: парусник с головой дракона – символ космических кораблей и МКС, как отправной точки будущих полетов на Луну и Марс, а созвездие Дракона означает программу коммерческих полетов Эмблема экипажа Crew-6: парусник с головой дракона – символ космических кораблей и МКС, как отправной точки будущих полетов на Луну и Марс, а созвездие Дракона означает программу коммерческих полетов

Российские космонавты Андрей Федяев и Анна Кикина Российские космонавты Андрей Федяев и Анна Кикина
В барокамере космонавтов проверяют на переносимость резких смен давления: имитируют резкий подъем (на 5000 метров) или резкое падение давления В барокамере космонавтов проверяют на переносимость резких смен давления: имитируют резкий подъем (на 5000 метров) или резкое падение давления
При тренировках в барокамере, кроме пониженного атмосферного давления, можно имитировать и другие факторы: различную температуру воздуха, влажность, солнечную радиацию и др. При тренировках в барокамере, кроме пониженного атмосферного давления, можно имитировать и другие факторы: различную температуру воздуха, влажность, солнечную радиацию и др.
Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности
Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon

15 февраля 2023 года в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде будет дан старт полету корабля SpaceX Crew Dragon (миссия Crew-6). Вместе с россиянином, уроженцем Серова Андреем Федяевым на Международную космическую станцию отправятся американские астронавты Стивен Боуэн и Вуди Хобург, а также представитель ОАЭ Султан Аль-Нейди. Миссия пройдет в рамках соглашения о перекрестных полетах Роскосмоса и NASA. Андрей Федяев несколько дней назад вернулся из США, где проходил очередной этап предполетной подготовки. О том, как идут тренировки, и в чем отличие Dragon от «Союза», российский космонавт рассказал в интервью корреспонденту «Областной газеты» Екатерине Хожателевой.
 
«Ночная фурия»
 
— Андрей, этот полет станет первым для вас и вторым для российских космонавтов на американском корабле Dragon. Ощущаете какие-то сложности?
— В части предполетной подготовки трудностей нет. Самое сложное – это то, что приходится постоянно летать из России в США и обратно. В разъездах провел почти год.
— Проходите подготовку в США или в России?
— И там, и там.
— В чем сходство и различие наших и американских методов?
— Принцип организации ничем не отличается. Идем, как говорится, от простого к сложному: вначале — лекции, затем — занятия на тренажерах. В США есть такой тренажер «Ночная фурия», название взято из мультика «Как приручить дракона» – там такое имя дано очень редкому виду этих существ.
Так вот, «Ночная фурия» — это полноценный комплексный тренажер. Там мы отрабатываем все мероприятия, касающиеся основного функционала: от штатных операций, которые экипажу придется выполнять во время полета, до возможных экстремальных и аварийных ситуаций.
— Ваша должность обозначена как «специалист полета». Что это значит? В чем заключается ваш функционал на МКС?
— Всего в экипаже четыре человека — это командир, пилот и два специалиста полета, у которых обязанностей меньше — они не управляют кораблем или его системами, но отвечают за размещение оборудования, еду, воду, пищу, а также замену различных фильтров, связанных с системой жизнеобеспечения.
Это что касается типовых операций. Ну и, конечно, мы должны уметь снимать и обслуживать скафандр, пользоваться бытовыми приборами. Кроме того, правильно действовать во время нештатных ситуаций.
— Что вы должны делать в этих случаях?
— Принимать меры в случае пожара, разгерметизации, заражения какими-то токсичными элементами. Все зависит от конкретного случая. В первую очередь, необходимо обезопасить себя, то есть надеть скафандр, в который, в зависимости от ситуации, подается чистый воздух или кислород. Ну а затем уже приступать к ликвидации ЧП. Самое главное в такой ситуации – четкое взаимодействие всех членов экипажа.
 
«Союз» с «Драконом»
 
— Российский «Союз» и американский Dragon друг от друга отличаются?
— Это не просто два совершенно разных корабля — две разные эпохи. «Союз» создавался еще в 70-х годах прошлого столетия, то есть их разделяет практически полвека. Естественно, за это время многое изменилось.
Новый Crew Dragon значительно массивнее «Союза». Стартовая масса — 12 тонн, в то время как «Союз» легче почти вдвое. Благодаря этому американский корабль обладает большей грузоподъемностью. Он может доставлять на МКС в девять раз больше груза по весу, а также спускать с орбиты почти 3,5 тонны груза.
Crew Dragon, в отличие от «Союза», является многоразовым. Еще один его плюс — больше пространства и возможности перемещений внутри. На корабле могут уместиться четыре человека вместо трех в «Союзе». Также на Crew Dragon существует так называемый спасательный режим, то есть при аварийной ситуации вместо грузов можно взять с собой на борт еще трех человек, но лишь при условии, что на станцию заранее будут доставлены дополнительные скафандры и кресла.
Но при этом мы прекрасно знаем, насколько надежен наш «Союз», а вот кораблю Dragon надежность придется еще доказывать. Еще одно преимущество: на Dragon полет до МКС длится порядка 20 часов, а на «Союзе» — три часа, благодаря сверхкороткой двухвитковой схеме, то есть космический корабль пристыковывается, совершив всего два витка вокруг Земли. Первый такой полет в истории «Союза» на МКС состоялся в октябре 2020 года. Этот способ позволяет заметно уменьшить нагрузку на космонавтов и снизить расход топлива корабля.
— А что касается скафандров SpaceX?
— Вообще не совсем корректно сравнивать скафандры отдельно, так как они интегрированы в корабль. Являются его продолжением. Но раз речь зашла, могу сказать, что у скафандров SpaceX есть ряд интересных технических решений: когда садишься в кресло, то подсоединяешь к себе специальный кабель, по которому идет электричество. Мне очень нравится так называемый umbilical — единый разъем для подключения пневмо- и электрокоммуникаций.
Также с помощью подсоединения работает система подачи воздуха — хотя, конечно, можно и автономно работать какое-то время. Еще интересны перчатки: их постарались сделать так, чтобы было удобно нажимать куда надо на сенсорных экранах, потому что снимать их нельзя.
Замечу, у нас все это есть в новейшей модификации скафандра «Сокол-М». Только кончики пальцев на перчатках не токопроводящие.
Ну а с точки зрения физиологии скафандр SpaceX — совершенно обычный, ничем не отличается от нашего. Его работа основана на тех же принципах —такие же три оболочки: герметичная, силовая и декоративная.
 
Второй на «Драконе»
 
— Кроме вас в экипаж входят астронавты NASA Стивен Боуэн и Вуди Хобург, а также гражданин ОАЭ Султан аль-Нейади. Кто вам ближе по характеру и как происходит «притирка»?
— Мне очень нравится наш экипаж. Все хорошие парни. Стив Боуэн — командир, старше нас, когда-то служил на флоте. К тому же опытный астронавт, у него три полета на шаттле, семь выходов в открытый космос. Но мне, наверное, ближе по духу ребята, которые помоложе — Вуди Хобург и Султан аль-Нейади.
Отмечу, что для полетов в космос всегда отбирают людей, способных находить общий язык с окружающими, даже если эти языки разные. Так как корабль американский, мы разговариваем на английском, и проблем в общении никаких нет.
— Во время полета будете работать только в составе американского экипажа или одновременно помогать российскому?
— Я буду полностью работать в нашем, российском, сегменте. Я еще раз подчеркну, Dragon, как и «Союз», — это только средства доставки на МКС, в космическую лабораторию. Дальше — каждый работает на своей территории.
Но при возникновении нештатных ситуаций мой корабль — Dragon, и, исходя из этого, я должен буду выполнять все необходимые обязанности. Подобным образом будет действовать и американский астронавт, прилетевший на «Союзе».
Все остальные работы российские космонавты выполняют на российском сегменте, а американские астронавты — на американском. Но при необходимости мы можем помогать друг другу, например, выполнять какие-то эксперименты по совместным научным программам Роскосмоса и NASA.
— Какая у экипажа задача в предстоящей экспедиции?
— Стратегическая задача – проведение научных экспериментов. Для этого и создана МКС — космическая лаборатория. Но чтобы это делать, надо ее обслуживать, поэтому космонавт выступает не только в роли ученого, исследователя, он также должен уметь выполнять необходимые работы для поддержания работоспособности станции.
— По поводу экспериментов. Что будете на МКС делать: выращивать что-то, разводить?
— Эксперименты проводятся по различным направлениям. Например, «Человек в космосе», «Космические биотехнологии», «Материалы в условиях космоса», «Популяризация космической деятельности».
— Сейчас на орбите работает Анна Кикина, которая стала первым российским космонавтом, полетевшим на Crew Dragon. Пригодится ли вам ее опыт?
— Да, конечно. Вообще это нормально, когда космонавты или астронавты, особенно первопроходцы, обмениваются опытом. Когда встретимся на станции, будет возможность спросить Анну о каких-то вещах подробнее.
 
Не бояться ставить цель
 
— Как семья восприняла известие о вашем первом полете?
— Вся семья, так же, как я, давно к этому готовилась, поэтому все сказали: «Наконец-то!»
— У вас четверо сыновей, кто-то из них мечтает полететь в космос?
— Я бы не сказал, что они об этом мечтают. Сейчас сама по себе космонавтика, особенно пилотируемая, не так популярна, как в советское время. Но, я думаю, все может измениться, когда они вырастут и поймут, чего хотят. Это их путь, пусть они его сами выберут. Моя задача — только показать возможные направления, а они уже сами определятся. И, если им это будет интересно, — почему бы нет. Мы, родители, в любом случае должны помогать своим детям, какую бы профессию они ни выбрали — космонавта или дворника.
— Андрей, перед стартом у каждого свои приметы. Например, ваш коллега Сергей Прокопьев смотрит «Белое солнце пустыни». Что делаете вы с учетом того, что в этот раз будете стартовать с космодрома в США?
— Я военный летчик, и всегда говорю, что пока шасси на земле, никто никуда не летит — все только сидят в самолете. А когда шасси оторвались от земли — вот тогда можно говорить, что летим.
— Вы родились в Серове, окончили школу в Верхней Туре. После этого приезжали в Свердловскую область? Остались у вас здесь родственники, друзья, с которыми поддерживаете связь?
— Конечно. У меня очень много родственников по отцовской линии в Серове осталось. В Верхней Туре мама живет. Но сейчас она много времени проводит у нас в Подмосковье, помогает.
В Екатеринбурге живет очень много близких мне людей: это родственники, друзья по летному училищу. В Серове с родственниками общаюсь, но друзей там нет, потому что особо я там и не жил. Ездил часто до 1994 года, пока там жили бабушка и дед.
— Легенда мирового бокса Костя Цзю — ваш земляк, тоже из Серова. Вы с ним знакомы?
— Нет, я с ним лично не знаком, но очень хорошо знаю его тренера Владимира Черню — он муж моей двоюродной сестры.
Вообще за боксом я почти не слежу, мне больше нравится хоккей. Не могу сказать, что я фанат, но болею за ЦСКА.
— Что можете сказать мальчишкам и девчонкам из маленьких городов, которые ставят перед собой большие цели?
— Самое главное — не бояться ставить цель и идти к ней, несмотря ни на что. Не всегда все получается с первого раза. Кому-то меньше усилий приходится прикладывать, кому-то больше. Но важно не бросать, и тогда удача будет на твоей стороне.
 
Беседовала Екатерина Хожателева, «Областная газета»
Фото ЦПК им. Гагарина
 
Досье 
Андрей Валерьевич ФЕДЯЕВ — российский космонавт-испытатель отряда Роскосмоса. Опыта космических полетов не имеет. До поступления в отряд космонавтов проходил службу в Военно-воздушных силах Министерства обороны России. Военный летчик 2-го класса.
Родился 26 февраля 1981 года в Серове Свердловской области. В 1998 году окончил среднюю школу № 19 в Верхней Туре. В 1999 году поступил на факультет «Противолодочная авиация» Балашовского военного авиационного института.
Получил диплом инженера-пилота по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением».
Проходил службу в 317-м смешанном авиационном полку. До поступления в отряд космонавтов имел налёт более 500 часов.
В 2010 году подавал заявление на поступление в отряд космонавтов, но зачислен не был.
В 2012 году принял участие в первом открытом конкурсе по отбору в отряд космонавтов России. Был допущен в числе девяти претендентов к прохождению общекосмической подготовки.
16 июня 2014 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
Октябрь 2022 года. Дублер космонавта Анны Кикиной в составе миссии Crew-5. 
В июле 2022 года назначен на полет в составе миссии Crew-6, во время которого станет вторым российским космонавтом, полетевшим на корабле SpaceX Crew Dragon.
Женат, воспитывает четверых сыновей.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#ИСС Решетнева#Сфера#Марафон IoT
19.12.2022 10:00
Предприятие Роскосмоса предложило значительно расширить возможности спутниковой системы «Марафон»



В компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялся совет главных конструкторов по созданию многоспутниковой системы передачи данных «Марафон IoT», включенной в федеральный проект «Сфера».
На нем обсудили результаты эскизного проектирования системы «Марафон IoT», представленные на рассмотрение в Роскосмос.
Специалисты решетневской фирмы предложили значительно расширить возможности системы. В частности, на базе космических аппаратов «Марафон» в рамках существующих ограничений по массе и энергетике предполагается реализовать сервисы мобильного интернета вещей, а также решать задачи в интересах авиации.
Орбитальная группировка «Марафон IoT» из 264 спутников обеспечит охват всего земного шара. Аппараты предполагается изготавливать серийно, с периодичностью выпуска изделий — один спутник в два дня. Для этого в ИСС создаются новые рабочие места поточной сборки и испытаний.
Развертывание спутниковой системы «Марафон IoT» входит в число приоритетных направлений федерального проекта «Сфера».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Байконур#Союз-2
19.12.2022 08:00
На Байконуре проходят испытания новой аппаратуры на стартовом комплексе









В понедельник, 19 декабря 2022 года, ракета-носитель «Союз-2.1а» была вывезена на стартовый комплекс 31-й площадки космодрома Байконур для комплексных испытаний новой наземной аппаратуры системы управления ракет семейства «Союз-2».

Система предназначена для проведения электрических испытаний бортовых систем управления ракет «Союз-2», проверки правильности их функционирования, подготовки к пуску и пуска ракет. Она изготовлена взамен выработавшей ресурс и морально устаревшей. После поставки на космодром в сентябре 2022 года были выполнены монтаж, наладка и автономные тестирования аппаратуры.
Комплексные испытания системы на стартовом комплексе не предусматривают заправки ракеты «Союз-2.1а» компонентами топлива. В ходе них планируется проверить работоспособность аппаратуры в связке с ракетой, а также ее готовность обеспечить подготовку к пуску и пуск ракеты.
В дальнейшем участвующую в испытаниях ракету «Союз-2.1а» намечается использовать для запуска грузового корабля «Прогресс МС-22» к Международной космической станции в феврале 2023 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Космонавты обсудят ситуацию на МКС с главой Роскосмоса 20 декабря
ТАСС


МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Члены экипажа Международной космической станции (МКС) во вторник пообщаются с главой Роскосмоса Юрием Борисовым. Об этом сообщил космонавт Сергей Прокопьев в понедельник во время переговоров с Центром управления полетами (ЦУП), трансляцию которых ведет NASA.
"Завтра встреча с руководителем (имеется в виду Юрий Борисов) в 06:30 (09:30 мск)", - сказал Прокопьев во время переговоров.
В свою очередь космонавт Анна Кикина уточнила, как будет выглядеть встреча. "Насколько мы понимаем, это будет обсуждение текущей ситуации на станции, потому что очень много у общественности вопросов про ваше отношение, состояние в связи со сложившейся ситуацией", - сказал специалист ЦУП, уточнив, что общение будет проходить по видео.
15 декабря при подготовке к выходу российских космонавтов в открытый космос было зафиксировано падение давления во внешней системе терморегулирования пилотируемого корабля "Союз МС-22". Визуальный осмотр корабля со станции подтвердил утечку теплоносителя, поэтому выход был отменен.
Как рассказали в Роскосмосе, 16 декабря был проведен ряд тестов систем корабля "Союз МС-22", в том числе проверка его системы управления движением с кратковременным включением двигателей причаливания и ориентации. Тесты систем корабля показали, что других неисправностей в нем нет.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Путин подтвердил планы направить белорусского космонавта на МКС в 2023 году
ТАСС


обновлено 19 декабря, 21:13

Об этом президент РФ заявил по итогам переговоров с коллегой из Белоруссии Александром Лукашенко

МИНСК, 19 декабря. /ТАСС/. Отправка белорусского космонавта на Международную космическую станцию (МКС) состоится в следующем году, подтвердил президент РФ Владимир Путин в понедельник по итогам переговоров с коллегой из Белоруссии Александром Лукашенко.
"В следующем году, как и договорились, запланирован полет на орбитальную станцию белорусского космонавта", - сказал глава государства, говоря о сотрудничестве двух стран в сфере космоса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!