Рассекреченные исторические документы на сайте Роскосмоса

Автор Дмитрий В., 12.09.2019 20:20:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ETO

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 26.11.2022 19:17:12Произведение конечно литературное, но это не значит, что надо ради эффекта перевирать физическую картину мира там, где не попадя. Совершенно не ухудшая сюжет можно было лучше разобраться в технической стороне дела, что только оживило бы картину.
Толстой очень тщательно прорабатывал свои произведения именно на момент написания. Однако "Аэлиту" он писал в Германии. Которая ещё не знала Оберта. Нигде ни одним словом он не вспоминал Циолковского. Возможно, не читал.
Вообще полезно сравнить аппарат Толстого с виршами Брюсова (он писал одновременно с Толстым, но явно читал Циолковского)
Я бросился на свою койку и привычным жестом застегнул ремни, привязывающие меня к стене. Еще я видел, как то же сделал Крафт. Потом мелькнул жест Уиля, поворачивающего центральный рычаг. В тот же миг Уиль закрыл электричество, и было слышно, как в темноте он сам прыгнул к своей койке. Может быть, после того прошла еще секунда или две, но мое ощущение было таково, что мгновенно затем последовал удар. «Пироент» соприкоснулся с почвой Марса и вонзился в нее всеми своими тремя якорями.
https://epizodyspace.ru/bibl/fant/brusov/70-72_95-113.pdf
стр 107
В борьбе за народное дело он был инородное тело

ETO

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 26.11.2022 22:09:26А вот отсутствие невесомости у Толстого (перечитайте) уже действительно удивляет...
Давайте перечитаем. Мне кажется, вполне точно и технично объяснено. Ракета движется с ускорением и невесомости не будет. Всё прочее - абсолютно на уровне передовой мысли 1920 года
— Восемнадцатого августа Марс приблизится к земле на сорок миллионов километров, — сказал он, — это расстояние я должен пролететь. Из чего оно складывается? Первое, — высота земной атмосферы — 75 километров. Второе, — расстояние между планетами в безвоздушном пространстве — 40 миллионов километров. Третье, — высота атмосферы Марса — 65 километров. Для моего полета важны только эти 135 километров воздуха.
...
— Обычно называют полетом — полет птицы, падающего листа, аэроплана. Но это не полет, а плавание в воздухе. Чистый полет — это падение, когда тело двигается под действием толкающей его силы. Пример — ракета. В безвоздушном пространстве, где нет сопротивления, где ничто не мешает полету, — ракета будет двигаться со все увеличивающейся скоростью, очевидно, там я могу достичь скорости света, если не помешают магнитные влияния. Мой аппарат построен, именно, по принципу ракеты. Я должен буду пролететь в атмосфере земли и Марса 135 километров. С под'емом и спуском это займет полтора часа. Час я кладу на то, чтобы выйти из притяжения земли. Далее, в безвоздушном пространстве я могу лететь с любою скоростью. Но есть две опасности: от чрезмерного ускорения могут лопнуть кровесосные сосуды, и второе — если я с огромной быстротой влечу в атмосферу Марса, то удар в воздух будет подобен тому, как будто я вонзился в песок. Мгновенно аппарат и все, что в нем — превратятся в газ. 
В борьбе за народное дело он был инородное тело

#142
Похоже у Толстого было несколько вариантов. Сейчас еще раз перечитал в инете. В приведенном тексте полностью исчезла часть, в которой Толстой приделывал теорию относительности, которую он не понял. Далее пропала часть, где он пытался объяснить, как управлялся его аппарат. В смысле, он у него не управлялся, а при приближении к Марсу разворачивался к нему под действием притяжения более тяжелой нижней частью, что позволяло начать торможение при включении двигателя. То есть более тяжелые части у него притягиваются сильнее, чем легкие. Из других органов управления упоминаются только два реостата и два гироскопа. Ни каких рулей и прочих органов, позволяющих менять ориентацию аппарата, в тексте не упоминается.
В той редакции, которую я читал, об ускорении и связанных с ним перегрузках речи не шло. На состояние людей у него действовала скорость, при достижении какой то величины скорости человек терял сознание. Какова эта критическая скорость Толстой не раскрывал.
Оказалось, что скорость у него измеряет гироскоп. При достижении определенной скорости он, гироскоп, каким то образом открывал кран баллона с кислородом и аммиачными солями:
Предвидя, что скорость аппарата и находящихся в нем тел достигнет такого предела, когда наступит заметное изменение скорости биения сердца, обмена крови и соков, всего жизненного ритма тела, — предвидя это, Лось соединил счетчик скорости одного из жироскопов (их было два в аппарате) электрическими проводами с кранами баков, которые в нужную минуту должны выпустить большое количество кислорода и аммиачных солей.
Это почти единственный кусок, который сохранился из текста, который читал я. Речи об ускорении тут нет. На состояние организма влияет скорость.
Далее у него Гусев лазил по стенкам аппарата цепляясь за ремни. При этом на него влияли не перегрузки от работающего двигателя, а уменьшающееся притяжение Земли в процессе удаления от нее.
Интересно исследовать разные тексты и понять, который был раньше. Похоже, что ему указывали на несоответствия и он не приводил текст в соответствие с реалиями, а просто выкидывал спорные куски.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

ETO

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 27.11.2022 19:58:25Похоже у Толстого было несколько вариантов.
Я цитировал самое раннее, 1922 года издание.
 Естественно, вариантов было несколько. Я даже немного сравнивал
https://epizodyspace.ru/bibl/fant/tolstoy/aelita-59/rets.html
В борьбе за народное дело он был инородное тело

Штуцер

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 27.11.2022 19:58:25Оказалось, что скорость у него измеряет гироскоп.
Дык это гениальное предсказание гироинтегратора! Вот откуда он взялся на Фау.  ;D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ETO

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 27.11.2022 19:58:25В смысле, он у него не управлялся, а при приближении к Марсу разворачивался к нему под действием притяжения более тяжелой нижней частью, что позволяло начать торможение при включении двигателя.
Не сказано, что аппарат поворачивался тяжёлой частью. Только разворачивался дюзой (может автоматом, может вручную)
Аппарат поворачивал горлом к планете. Лось уменьшил и совсем выключил двигатель.
В борьбе за народное дело он был инородное тело

ETO

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 27.11.2022 19:58:25Интересно исследовать разные тексты и понять, который был раньше. Похоже, что ему указывали на несоответствия и он не приводил текст в соответствие с реалиями, а просто выкидывал спорные куски.
Толстой умер в 1945. После него редакторы перекроили многое сами. В 1950-х тоже не слишком знали технику.
У меня есть несколько вариантов. А также не сканированных книг
В борьбе за народное дело он был инородное тело

ETO

Цитата: Штуцер от 27.11.2022 20:12:59Дык это гениальное предсказание гироинтегратора! Вот откуда он взялся на Фау.  ;D
именно
Лось соединил счетчик скорости одного из жироскопов (их было два в аппарате) электрическими проводами с кранами баков, которые в нужную минуту должны выпустить большое количество кислорода и аммиачных солей.
В борьбе за народное дело он был инородное тело

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Юрий Гагарин
10.12.2022 13:00
Каким он был парнем

Документ о неразглашении государственной тайны о целях и задачах подготовки к полету в космос Документ о неразглашении государственной тайны о целях и задачах подготовки к полету в космос










Юрий и Валентина Гагарины с дочерью Леной, двоюродная сестра Гагарина Надежда Щекочихина с мужем Александром. Берег Клязьмы, июнь 1960 года Юрий и Валентина Гагарины с дочерью Леной, двоюродная сестра Гагарина Надежда Щекочихина с мужем Александром. Берег Клязьмы, июнь 1960 года



Юрий Гагарин за штурвалом Як-18 Юрий Гагарин за штурвалом Як-18


Студент Саратовского индустриального техникума Юра Гагарин вместе с друзьями. 1954 год Студент Саратовского индустриального техникума Юра Гагарин вместе с друзьями. 1954 год



Полковник Гагарин сдает экзамен по истории КПСС в Военно-воздушной инженерной академии Полковник Гагарин сдает экзамен по истории КПСС в Военно-воздушной инженерной академии


Документ о неразглашении государственной тайны о целях и задачах подготовки к полету в космос Документ о неразглашении государственной тайны о целях и задачах подготовки к полету в космос


Не секрет, что личность Юрия Гагарина по-прежнему обладает невероятным магнетизмом. Пожалуй, разгадка в том, что вдобавок к званию первого космонавта планеты простой советский парень из Смоленской области оказался еще и человеком с большой буквы. Своей искренностью, открытостью и особой внутренней свободой он очаровал весь мир. И чем дальше мы отдаляемся от событий тех дней, тем более притягательна легенда Гагарина.
Недавно Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила хранившееся «за семью печатями» в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Личное дело первого космонавта. С уникальными документами удалось ознакомиться заместителю главного редактора «Русского космоса» Игорю Маринину.
Не все знают, что в советское время при оформлении на работу или учебу на каждого человека заводился уникальный документ под названием «Личное дело», который хранился в отделе кадров предприятия, имел гриф «для служебного пользования» и был недоступен для просмотра самому работнику. Для военнослужащих Советской армии ситуация обстояла еще строже. Личное дело заводилось на курсанта при поступлении в военное училище, вслед за «хозяином» кочевало по всем воинским частям и сдавалось в архив Минобороны после ухода офицера в запас. Копии всех документов регулярно пересылались в Минобороны, где формировался второй экземпляр личного дела.
Так было и с досье Юрия Гагарина. Оно появилось на свет в 1955 г. при поступлении Юрия в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков (ЧВАУЛ) в Оренбурге и сопровождало его по всем местам несения службы. После трагической гибели первого космонавта 27 марта 1968 г. оригинал Личного дела (экземпляр No1) в виде исключения не передали на хранение в Минобороны, а оставили в архиве Центра подготовки космонавтов. В сентябре этого года по инициативе Роскосмоса с исторического документа сняли гриф секретности, и теперь он доступен исследователям.
 
Личный номер и звания Гагарина
 
На обложке пожелтевшей папки мы видим личный номер будущего офицера – № В-879760, а также этапы присвоения ему воинских званий с указанием дат и номеров приказов. Так, 5 ноября 1957 г. после окончания летного училища приказом министра обороны № 2495 Гагарину присвоили звание «лейтенант», а вот «старшего лейтенанта» он получил во время службы в военно-морской авиации. Это следует из приказа № 562 за подписью командующего Северным флотом. Многие помнят, что капитаном Гагарин не был. Благодаря своему легендарному космическому полету он перескочил эту ступень в воинской иерархии, сразу став майором. Этот факт подтверждается записью в Личном деле: звание «майор» присвоено 12 апреля 1961 г. приказом министра обороны № 77.
 
Анкета
 
В Личное дело вложена анкета, заполненная в авиационном училище со слов Юрия Гагарина и дополняемая в ходе службы. В ней есть интересные детали биографии, которые по неизвестной причине умалчивались советским официозом. В декабре 1949 г. Юрий, будучи учеником пятого класса, вступил во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) и получил комсомольский билет No02959544, а в июне 1960 г., уже находясь в отряде космонавтов, стал членом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и обладателем партбилета № 09909637. Тот факт, что Гагарин вступил в партию, никогда не отрицался, но подробности (номера документов, даты) почему-то не сообщались. Эти сведения, кроме как в рассекреченном Личном деле, найти больше негде, и для биографов Гагарина они представляют большую ценность.
Первые шаги военнослужащего
 
После анкеты в Личном деле подшита таблица «Прохождение действительной военной службы в Советской Армии...». Из первых записей следует, что Юрий Гагарин 27 октября 1955 г. был призван на службу в Вооруженные силы Октябрьским райвоенкоматом Саратова. В тот же день вышел приказ по училищу № 248 о зачислении его курсантом. А присягу он принял 8 января 1956 г. (после курса молодого бойца). В училище Гагарин попал в 817-й учебный авиаполк, которым командовал подполковник Полшков.
По окончании учебного заведения 5 ноября 1957 г. Гагарин получил отпуск, а 29 декабря прибыл в расположение своего нового подразделения. Приказом командующего ВВС Северного флота № 206 он был зачислен летчиком в «769-й истребительный авиационный полк 122 истребительной авиадивизии ВВС Северного флота п. Луостари-Новое Мурманской области». 7 июля 1959 г., как гласит следующая запись, приказом командующего флотом ему присвоено звание «Военный летчик 3-го класса». Здесь же указано, что год службы в такой отдаленной местности при исчислении выслуги лет во время ухода в запас приравнивается к полутора годам.
 
Должности Гагарина в отряде
 
Историческая дата. 7 марта 1960 г. приказом главкома ВВС № 267 Ю.А.Гагарин назначен на должность «слушатель» военной части № 26266 (так в военных документах именовался Центр подготовки космонавтов до 2011 г.). Очень любопытна следующая запись. Оказывается, Гагарин прибыл в часть лишь через неделю после приказа главкома ВВС и был поставлен на довольствие приказом по части № 2 от 14 марта 1960 г. На этой же странице зафиксированы все его перемещения по должностям с указанием дат и номеров приказов: 
14 марта 1960 г. – слушатель;
25 января 1961 г. – космонавт;
23 мая 1961 г. – командир 1-го отряда – старший инструктор-космонавт;
16 января 1963 г. – командир отряда – старший инструктор-космонавт;
20 декабря 1963 г. – заместитель начальника центра по летно-космической подготовке – начальник отдела по летно-космической подготовке; 20 марта 1964 г. – начальник 3-го отдела – старший инструктор космонавт – заместитель начальника ЦПК ВВС;
14 марта 1966 г. – заместитель начальника центра по летно-космической подготовке – старший инструктор-космонавт.
2 марта 1968 г. приказ министра обороны СССР No257 зафиксировал окончание Ю.А. Гагариным Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского с дипломом с отличи- ем по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». Юрию Алексеевичу присвоена квалификация «летчик-инженер-космонавт».
Завершает послужной список трагическая запись: «27 марта 1968 года погиб при исполнении служебных обязанностей в результате ката- строфы самолета. Похоронен в г. Москве на Красной площади у Кремлевской стены».
 
Семейное положение
 
Есть страница в анкетной части и о семейном положении. Юрий Алексеевич Гагарин и Валентина Ивановна Горячева вступили в брак 27 октября 1957 г. в ЗАГСе г. Чкалова, о чем выдано свидетельство No2783. Здесь же упоминается, что их первая дочь Елена родилась 10 апреля 1959 г. в пос. Печенга Мурманской области, неподалеку от места, где служил Юрий Алексеевич (возможно, в документе ошибка. В опубликованных биографиях Елены Юрьевны дата ее рождения – 17 апреля 1959 г. – Ред.). Отдельные страницы анкетной части Личного дела содержат подробную и детальную информацию о наградах, владении иностранным языком, а также стандартные вопросы и ответы.
Юрий Гагарин дважды – 31 октября 1957г. и 22 мая 1963 г. – закрепил правильность сведений в анкете своей подписью. Записи, сделанные после 22 мая 1963 г., космонавт, скорее всего, уже не увидел.
 
Гагарин – баскетбольный судья 1-й категории 
 
Большой интерес представляет подшитая в Личное дело «Характеристика на курсанта-пилота Саратовского областного Аэроклуба ДОСААФ Гагарина Юрия Алексеевича» от 26 сентября 1955 г. В ней отмечается: «Увлекается спортом – баскетболом. Имеет второй спортивный разряд и первую судейскую категорию...». То, что Гагарин, несмотря на невысокий рост, прекрасно играл в баскетбол, хорошо известно. А вот тот факт, что что он имел категорию судьи по баскетболу, по-моему, обнародован впервые.
 
Полеты на Як-18
 
Во всех биографиях Гагарина указано, что в Аэроклубе он учился летать на самолете Як-18. В характеристике есть оценки того, как он управлялся со штурвалом: «Теоретические дисциплины (по самолету и динамике полета. – Ред.) знает отлично. Общая оценка по технике пилотирования – отлично». Имеется также уникальная роспись налета по типам пилотирования. Отмечено, что Гагарин имеет две благодарности от начальника Аэроклуба. 
Здесь же приведена информация о первом в жизни прыжке с парашютом. Юрий Алексеевич совершил его 14 мая 1955 г., выпрыгнув с борта самолета По-2 на высоте 800 метров с парашютом ПД-47. И самое главное: «Для дальнейшего обучения целесообразно направить в училище ВВС Советской Армии». Подписали характеристику первые командиры Гагарина: начальник Аэроклуба Денисенко, начальник летной части Пучене, командир отряда по фамилии Великанов и командир звена Сафронов (имена и отчества не указаны).
 
Автобиография выпускника летного училища...
 
Привлекает внимание автобиография, написанная собственноручно Гагариным 28 октября 1957 г., перед самым окончанием авиационного училища. Несмотря на то, что этапы жизни Юрия Алексеевича хорошо изучены, документы, написанные рукой первого космонавта планеты, читаешь с особым чувством.
Любопытно, что текстов два: один рукописный, а другой – отпечатанный. Машинописная копия заверена начальником АСО (возможно, административно-секретный отдел) в/ч 26266 майором Власюком и сделана позже, когда Гагарин уже был в отряде космонавтов.
 
...и перед зачислением в отряд
 
Здесь же подшита еще одна версия автобиографии, написанная рукой Гагарина за день до приказа о зачислении в отряд космонавтов – 6 марта 1960 г. Она отличается от предыдущей некоторыми деталями.
В частности, Юрий Гагарин указал причину, по которой не стал учиться в 7-м классе Гжатской школы, а поехал в Москву поступать в ремесленное училище: «В 1949 году я закончил 6-й класс данной школы, но ввиду недостаточного материального состояния родителей, учебу в школе продолжать не смог и поступил учиться в РУ (ремесленное училище. – Ред.) № 10 г. Люберцы...». Как сложилась бы судьба Юры Гагарина, если бы на Смоленщине в 1949 г. не случился голод, вынудивший его бросить школу в 15 лет, уехать из дома и поступить в училище с гособеспечением, – история уже не узнает.
Далее Юрий Алексеевич объясняет, как после окончания ремесленного училища в Люберцах попал в Саратовский индустриальный техникум: «В 1951 г. закончил на отлично данное училище и 7-й класс Школы рабочей молодежи № 1 г. Люберцы и был направлен управлением Трудовых Резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум...». 
Затем он рассказывает, как попал в авиационное училище: «Учась на четвертом курсе техникума, занимался в Саратовском аэроклубе, который окончил в 1955 г. В этом же году Октябрьским райвоенкоматом гор. Саратова был направлен на учебу в г. Чкалов в 1-е ЧВАУЛ им. К.Е. Ворошилова...». 30 марта 1960 г., уже в ЦПК, Юрий Гагарин собственноручно сделал приписку к этой автобиографии, рассказав о родственниках жены, которые жили в Оренбурге на улице Чичерина.
 
Гагарина не исключали из учебного заведения
 
В интернете можно встретить странные спекуляции, что Юрия Гагарина хотели исключить из авиационного училища после первого курса из-за плохой техники пилотирования самолета при посадке. Но вот передо мной «Служебно-политическая характеристика на курсанта 1-го Чкаловского Военно-авиационного училища летчиков имени К.Е. Ворошилова Гагарина Ю.А.», написанная его командиром – летчиком-инструктором Колесниковым после окончания первого курса.
Читаем вывод: «Целесообразно дальнейшее обучение летному делу в истребительной авиации ВВС СА». Характеристику утвердил заместитель командира в/ч 19110 (такой номер носил учебный авиаполк училища, базировавшийся на аэродроме Меновый двор под Оренбургом).
Другая характеристика от 22 октября 1957 г., написанная командиром полка и утвержденная начальником училища в рамках представления Юрия Гагарина к присвоению звания «лейтенант»: «Государственные экзамены по теоретическим дисциплинам сдал со средним баллом – 5... Государственные экзамены по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой ОТЛИЧНО...». То же самое подтверждает и «Выпускная аттестация» от 31 октября 1957 г.
В Личном деле Ю. А. Гагарина есть также его комсомольская характеристика с первого места службы и документ, составленный для присвоения ему звания «старший лейтенант», подтверждающие высокие профессиональные качества будущего первого космонавта.
 
Чему учили в авиационном училище
 
Благодаря «Выписке из экзаменационных ведомостей к диплому № 206199 Ю. А. Гагарина» можно узнать подробности учебной программы в летном училище. Среди предметов, которые осваивали слушатели, значились полковая подготовка, противохимическая и специальная подготовка, партийно-политическая подготовка и основы воспитания, военная топография, история военного искусства, бомбометание, авиационная метеорология, парашютная подготовка.
При выпуске из 1-го ЧВАУЛ имени К. Е. Ворошилова Юрий Алексеевич сдавал экзамены по летной практике, истории КПСС, теории полета, материальной части самолета и двигателя, парашютно-стрелковой подготовке, самолетовождению и радиотехническим средствам, боевой и физической подготовке, уставу ВВС.
Из всех предметов и экзаменов только в графе «Теория военного искусства» стоит «зачет», по всем остальным позициям оценки «отлично». 
 
Академия с отличием
 
Почти такие же результаты учебы отмечены и в «Учебной карточке слушателя Инженерного факультета» Военно-воздушной инженерной академии Н. Е. Жуковского, где первый космонавт обучался в период 1961–1968 гг. 
Из 37 предметов и двух госэкзаменов оценка «хорошо» выставлена только по математике и английскому языку. Скорее всего, иначе быть просто не могло. Ведь Юрий Гагарин знал математику лишь в объеме программы техникума, а дифференциалы, интегралы и прочие премудрости высшей математики ему пришлось изучать самостоятельно в промежутках между зарубежными поездками, службой и работой в Верховном Совете СССР. Английский язык, судя по всему, он не изучал до академии вовсе. По всем остальным предметам поставлены только «отлично» либо «зачтено». 
Дипломная работа «Исследования по аэродинамике и динамике полета орбитального самолета на этапе посадки» тоже защищена на «отлично».
 
Профессиональная аттестация
 
Все военнослужащие в Советском Союзе раз в два-три года проходили аттестацию, в результате которой комиссия делала вывод о соответствии занимаемой должности или рекомендовала продвижение на вышестоящую позицию. Не избежал такой процедуры и Гагарин. Из аттестации, проведенной в период с октября 1957 г. по октябрь 1959 г., сделан вывод: «достоин продвижения на должность старшего летчика». 
Во время службы в ЦПК ВВС, уже будучи летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, Юрий Гагарин тоже регулярно проходил аттестацию на соответствие занимаемой должности. Интересен документ от декабря 1962 г., подписанный начальником ЦПК, полковником медицинской службы Е. А. Карповым, заканчивающийся вердиктом: «Должности командира отряда космонавтов вполне соответствует». Это решение 11 декабря 1962 г. утвердил заместитель начальника боевой подготовки ВВС по космосу генерал-лейтенант Н. П. Каманин.
Аналогичную аттестацию Гагарин прошел и в ноябре 1965 г., подтвердив свое соответствие должности «начальник 3-го отдела – старший инструктор-космонавт – заместитель начальника ЦПК ВВС». На этом документе тоже оригинальные подписи начальника ЦПК Н. Ф. Кузнецова и заместителя начальника боевой подготовки ВВС по космосу генерал-лейтенанта Н. П. Каманина, а также расписка-автограф Юрия Гагарина: «С аттестацией ознакомлен. Полк. Гагарин, 11 февраля 1966 г.».
 
В глубины архивов 
 
История нашей космонавтики хранит еще много тайн и неизвестных фактов, скрытых в различных архивах и пока недоступных для исследователей. Будем надеяться, что снятие грифа «секретно» с Личного дела Юрия Алексеевича Гагарина послужит поводом для раскрытия и других документов о героях космоса и событиях первых десятилетий освоения околоземного пространства.
 
Автор: Игорь Маринин
ЦитироватьМатериал опубликован в журнале «Русский космос»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#150

roscosmos.ru

Новости. Роскосмос публикует рассекреченные документы к 35-летию полета многоразового космического корабля «Буран»



#Роскосмос#РКК Энергия#ЦНИИмаш#Буран
15.11.2023 10:00
Тридцать пять лет назад, 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия» с многоразовым космическим кораблем «Буран», который в автоматическом режиме дважды облетел Землю и совершил посадку на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур.
Госкорпорация «Роскосмос» публикует рассекреченные документы, приуроченные к юбилею. Среди них — программа первого полета многоразового космического корабля «Буран», информация о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О, транспортном ракетно-космическом комплексе «Буран-Т» и вариантах грузового транспортного аппарата для него.
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1977 год
Программа полета орбитального корабля многоразовой космической системы 
Программа полета орбитального корабля многоразовой космической системы
11Ф35.0000-0 ПМ
1977 год
Состав пояснительной записки «Многоразовый ракетно-космический комплекс» 
Состав пояснительной записки «Многоразовый ракетно-космический комплекс»
11Ф36.0000-0 ПЗ
Состав пояснительной записки
1К11К25.0000-0
Часть первая
Двигатель 11Д521 (РД-170) для боковых блоков (первая ступень) ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия»
Двигатель 11Д521 в цехе и участок сборки двигателей 11Д521 в Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В.П. Глушко
Двигатель 11Д122 (РД-0120) для центрального блока (вторая ступень) ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия»
Двигатель 11Д122 в монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома Байконур
Боковые блоки (первая ступень) ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия»
Подготовка боковых блоков ракеты-носителя «Энергия» в монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома Байконур
Многоразовая космическая система 
Ракета-носитель «Энергия» с многоразовым космическим кораблем на стартовом комплексе 110-й площадки космодрома Байконур
Орбитальный корабль
Размеры многоразового космического корабля
Многоразовая транспортная космическая система МТКС-О
Размеры и основные характеристики многоразовой транспортной космической системы МТКС-О
Средства катапультирования экипажа орбитального корабля многоразовой космической системы «Буран»
Основные характеристики, основные доработки и возможность применения средств катапультирования экипажа многоразового космического корабля
Примерочный макет ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия» 
Подготовка макета № 4М ракеты-носителя «Энергия» в монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома Байконур, его транспортировка и примерка на стартовом комплексе 250-й площадки
Многоразовая космическая система «Буран»
Этапы полета многоразовой космической системы «Буран» и привлекаемые к нему средства
Постояннодействующая орбитальная станция «Мир» с орбитальным кораблем многоразовой космической системы «Буран» 
Состав и характеристики орбитальной станции «Мир» с многоразовым космическим кораблем
Грузовой транспортный аппарат для системы «Буран-Т»
Варианты и основных характеристики грузового транспортного аппарата для системы «Буран-Т»
Авиационные средства транспортировки на базе самолета 3М-Т 
Размеры и характеристики транспортировки грузов самолетом 3М-Т
Авиационные средства транспортировки на базе самолета Ан-225
Размеры и характеристики транспортировки грузов самолетом Ан-225
Транспортируемые грузы
Состав и характеристики транспортируемых грузов
Система «Буран-Т». Схема функционирования космического разгонного блока и грузового транспортного аппарата-контейнера
Этапы выведения космического аппарата на геостационарную орбиту с помощью системы «Буран-Т», состоящей из ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», космического разгонного блока и грузового транспортного аппарата-контейнера
Транспортный ракетно-космический комплекс «Буран-Т»
Размеры, основные характеристики и этапы создания транспортного ракетно-космического комплекса «Буран-Т», состоящего из ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», космического разгонного блока и грузового транспортного аппарата-контейнера
1988 год
Программа первого полета орбитального корабля многоразовой космической системы
Цели первого полета многоразового космического корабля «Буран», общие характеристики программы полета, участки полета, баллистическая схема, выведение на ракете-носителе, маневр возврата, одновитковая траектория, довыведение на орбиту, районы падения при аварии на довыведении или участке схода с орбиты, или участке спуска и посадки, подготовка и сход с орбиты, спуск и посадка, данные по вероятности падения орбитального корабля в различные районы земного шара при аварийных ситуациях, продление полета орбитального корабля в аварийных ситуациях
Госкорпорация «Роскосмос» выражает признательность и благодарность руководству АО «ЦНИИмаш» и Управлению информационной деятельности, архиву ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королёва»  за предоставленные материалы и помощь в подготовке публикации.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


roscosmos.ru

Новости. Роскосмос публикует рассекреченные документы о создании автоматических станций «Венера-11» и «Венера-12»



#Роскосмос#НПО Лавочкина#Венера
03.01.2024 10:00
Сорок пять лет назад, в сентябре 1978 года, с космодрома Байконур ракетами-носителями «Протон-К» были запущены автоматические станции «Венера-11» и «Венера-12», спускаемые аппараты которых спустя три месяца совершили мягкие посадки на Венеру и провели ее исследование.
Госкорпорация «Роскосмос» публикует рассекреченные документы о создании этих станций.
Запуск станции «Венера-11» был проведен 9 сентября 1978 года. Длительность перелета к Венере составила 107 суток. 23 декабря 1978 года прошло разделение орбитального и спускаемого аппаратов, при этом орбитальный аппарат был уведен на пролетную траекторию, а спускаемый аппарат через два дня выполнил мягкую посадку на поверхности Венеры. Информация с места посадки ретранслировалась через орбитальный аппарат на Землю 95 минут.
При спуске научные приборы спускаемого аппарата исследовали тонкий химический анализ состава атмосферы и облаков, спектральный анализ рассеянного в атмосфере солнечного излучения, электрические разряды в атмосфере планеты, а также измеряли температура, давление и аэродинамические перегрузки. С орбитального аппарата до февраля 1980 года при полете по гелиоцентрической орбите на Землю передавалась научная информация о межпланетном пространстве.
Станция «Венера-12» была запущена 14 сентября 1978 года. Продолжительность перелета к Венере составила 98 суток. 19 декабря 1978 года орбитальный и спускаемый аппараты разделились и спустя двое суток спускаемый аппарат мягко сел на поверхность Венеры.
Его научные приборы при спуске изучали тонкий химический анализ состава атмосферы и облаков, спектральный анализ рассеянного в атмосфере солнечного излучения, электрические разряды в атмосфере планеты, а также измеряли температуру, давление и аэродинамические перегрузки.
Научные данные с места посадки ретранслировались через орбитальный аппарат на Землю 110 минут, а сам орбитальный аппарат до апреля 1980 года, летая по гелиоцентрической орбите, передавал ученым информацию о межпланетном пространстве.
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1974 год
Перечень технических заданий изделия 4В1
1975 год
Баллистические возможности повышения информативности радиосвязи для изделия 4В1
1975 год
Изделие 4В1. Разработка и изготовление иллюминаторов для отсека «С» объекта 4В1. Техническое задание
1975 год
Программа наземных испытаний изделия 4В1
1977 год
Логика работы спускаемого аппарата объекта 4В1
1978 год
Методика. Методические рекомендации для проверки устойчивости объекта 4В1 при посадке
1978 год
Заключение экспертной комиссии по объекту В-78
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


С. Тушин(ский)

Предупреждать надо! 
Только я устроился поудобнее, чтобы прочитать рассекреченные документы с сайта Роскосмоса, а тут - БАЦ - фронт российской науки с Веденеевой! Предупреждать надо, каску нормальную (из фольги) приготовить, таблетки там...
Читать собственно текст не рекомендую. Попробую пересказать, "почему советские аппараты не сгорали сразу на поверхности горячей планеты". Специалистам НПО им. Лавочкина от запуска к запуску удавалось  продлевать время работы посадочных аппаратов на поверхности раскаленной планеты. Как всем известно, "первый, успешно севший на поверхность аппарат «Венера-9»" (не "Венера-7" как некоторые подумали, и даже не "Венера-8")  "проработал до того, как сгореть, 53 минуты". Специалисты покумекали, доработали что-то, попилили и  "«Венера-10», которая была запущена в том же месяце 1975 года – уже 65 минут", то есть на 12 минут дольше!
Прогресс был заметен от запуска к запуску - "«Венера-11» в 1978 году проработала на поверхности 95 минут, «Венера-12» – 110 минут...(еще 15 минут работы на поверхности! И это всего за 5 суток работы специалистов НПО по доработке времени работы посадочных аппаратов на поверхности, которые отделили запуск АМС «Венера-12» от АМС «Венера-11»)
Друзья! Пройдет несколько лет, и юный исследователь истории космонавтики наткнется на публикацию № 152. И примет это за чистую монету! Так нельзя! Давайте соблюдать элементарные правила информационной гигиены и снабжать подобные тексты предупреждающими надписями в начале и в конце.

Бертикъ

Цитата: С. Тушин(ский) от 07.01.2024 20:45:57Давайте соблюдать элементарные правила информационной гигиены и снабжать подобные тексты предупреждающими надписями в начале и в конце.
Мда... Хотя от МК можно ожидать такую попу... популяризаторшу.
Она подишь-то  даже не слышала о Доне П. Митчеле, чью реконструкцию панорамы Венеры из сигнала в изображение она поместила. Назвала "фото: Роскосмос".
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Меня в этой всей истории гораздо больше веселит следующее: какие страшшшеннные секреты до сих пор хранил Роскосмос! И сколько до сих пор еще хранит.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Штуцер

Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 08.01.2024 14:22:03Меня в этой всей истории гораздо больше веселит следующее: какие страшшшеннные секреты до сих пор хранил Роскосмос! И сколько до сих пор еще хранит.
Как впрочем и РГАНТД.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!