ОТГАДАЙКА

Автор ronatu, 11.09.2005 10:18:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

C-300-2

Цитата: Бертикъ от 03.11.2022 22:33:12Так ведь НК-5 как раз и проектировался на тягу в 4 раза меньшую, чем НК-9.
Аааа! Вот что Вы имели в виду. Я это называю "конструкторской школой" предприятия. Когда на разных изделиях применяют одни и те же решения.

C-300-2

Цитата: Дмитрий В. от 03.11.2022 22:34:29Упс! Не та пэдээфка.
Вот и я смотрю :)
Цитата: Дмитрий В. от 03.11.2022 22:34:29А "та" не влазит даже в сжатом виде. Можно скачать здесь: http://repo.ssau.ru/handle/Uchebnye-izdaniya/Razrabotka-chislennoi-modeli-uzlov-krepleniya-ZhRD-Elektronnyi-resurs-elektron-ucheb-posobie-72590
Ох ты, спасибо! У меня такой не было :)

C-300-2

#5562
Если смотреть на схему с фотографии, представленной Дмитрием В, то поз. 19 - главный клапан Г. Т. е. поз. 13 - насос Г. Т. к. схема замкнутая, то поз. 14 - турбина, работающая на сладком газе.
Значит. версия с водородником становится более обоснованной.
Однако, как я писал выше, на схеме есть поз. 5 - явно дожимной насос (в данном случае - окислителя, идущего в ГГ). А его нет на ПГС НК-5.
П. С. позиции выше относятся к фотографии неизвестного двигуна.

Лог

Дожимной насос-это бустер?

C-300-2

Цитата: Лог от 03.11.2022 23:00:53Дожимной насос-это бустер?
Основной (в другой терминологии - насос 1-й ступени) - тот, который подаёт компонент в камеру сгорания, а дожимной (в другой терминологии - насос 2-й ступени) - тот, который доводит (дожимает) давление до необходимого для подачи в газогенератор. Соответственно, с выхода основного насоса основная часть идёт в КС, а меньшая - на вход в дожимной. 

Бертикъ

Цитата: C-300-2 от 03.11.2022 22:38:17
Цитата: Бертикъ от 03.11.2022 22:33:12Так ведь НК-5 как раз и проектировался на тягу в 4 раза меньшую, чем НК-9.
Аааа! Вот что Вы имели в виду. Я это называю "конструкторской школой" предприятия. Когда на разных изделиях применяют одни и те же решения.
А самарцы вроде даже пошли еще дальше - на разных изделиях они применяли не только похожие решения, но и одни и те же "железки". Ведь у них фактически две линейки, внутри которых высокая степень унификации: НК-9/-19/-21/-31/-39/-39К и НК-15/-15В/-33/-43.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

C-300-2

Цитата: Бертикъ от 03.11.2022 23:16:03А самарцы вроде даже пошли еще дальше - на разных изделиях они применяли не только похожие решения, но и одни и те же "железки". Ведь у них фактически две линейки, внутри которых высокая степень унификации: НК-9/-19/-21/-31/-39/-39К и НК-15/-15В/-33/-43.
А то! :)
И такое встречается. 
Скажем, у РД-170, -180, -191 камеры сгорания весьма близки по конструкции. (Хотя конструкция в районе узла качания там очень сильно различается.)
Или у американского Аэроджета двигатели LR87-AJ-3 и LR87-AJ-5 (первая ступень МБР Титан-1 и Титан-2 соответственно) имеют много заимствованных элементов, хотя первый работает на кислород-керосине, а второй - на АТ-аэрозине-50. 

C-300-2

Коллеги! В общем, я не прав! :) Поз. 5 - просто насос окислителя, одноступенчатый. К нему подходит трубопровод поз. 10, так и обозначенный на схеме, как трубопровод подвода Ок. 
От насоса поз. 5 отходят два трубопровода - тонкий (из-за него я и подумал, что это дожимной насос) и основной (его практически невидно, он скрыт самим насосом).
Так что всё, разгадка есть, это действительно НК-5.

Бертикъ

А его история известна? Был доведен до "железа", но не испытывался?
А то у меня записано безликое "проект".
ЗЫ: и вдогонку - был у них еще водородник НК-35. До какой стадии доведен был?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Лог

Цитата: C-300-2 от 03.11.2022 23:11:57
Цитата: Лог от 03.11.2022 23:00:53Дожимной насос-это бустер?
Основной (в другой терминологии - насос 1-й ступени) - тот, который подаёт компонент в камеру сгорания, а дожимной (в другой терминологии - насос 2-й ступени) - тот, который доводит (дожимает) давление до необходимого для подачи в газогенератор. Соответственно, с выхода основного насоса основная часть идёт в КС, а меньшая - на вход в дожимной.
Пожалуйста, поясните логику такого решения.

Юрий Темников

Цитата: Лог от 03.11.2022 23:46:33Пожалуйста, поясните логику такого решения.
"Элементарно Ватсон.Для того чтобы турбина работала ,давление на входе должно быть выше чем на выходе.Поэтому давление в газогенераторе должно быть выше чем в КС.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

C-300-2

Цитата: Лог от 03.11.2022 23:46:33Пожалуйста, поясните логику такого решения.
В замкнутой схеме насос первого компонента подаёт весь расход компонента в газогенератор (этот компонент в ГГ в избытке), насос второго компонента - в камеру сгорания. Плюс как-то надо питать вторым компонентом (расход этого компонента в ГГ в десятки раз меньше основного) ГГ.
И тут два варианта:
1) Насос второго компонента питает и КС и Г.
2) Насос второго компонента питает КС, а дожимной насос доводит давление второго компонента до давления в ГГ.
Давление на выходе из насоса первого компонента, если предельно упрощать, равно ПИт*Ркс (где ПИт - перепад на турбине, отношение давления на входе в турбину к давлению на выходе, а Ркс - давление в КС).
Давление на выходе из насоса второго компонента, если так же предельно упрощать, равно Ркс+дельтаРтракта (где дельтаРтракта - перепад давления на тракте охлаждения). Обычно в расчётных целях  дельтаРтракта записывается как  дельтаРтракта=k*Ркс. Тогда давление на выходе из второго насоса будет (1+k)*Ркс.
Так вот если Пит и (1+k) примерно равны, то делают один насос. Такая ситуация имеет место быть на двигателян с давлением в камере до 100 атм. Там Пит в районе 1,2 и перепад на тракте около 20...30% от давления в камере.
С ростом давления в камере растёт потребный ПИт. До некоторого давления ещё мирятся и обходятся без дожимного насоса, чтобы не усложнять конструкцию. Поэтому у 8Д44 один насос горючего, а у 11Д43 - уже два, хотя давление в камерах у них одинаковое (150 атм.).
А при давлении выше 150 атм. уже однозначно нужен дожимной насос.

Лог

Цитата: C-300-2 от 04.11.2022 00:11:37
Цитата: Лог от 03.11.2022 23:46:33Пожалуйста, поясните логику такого решения.
В замкнутой схеме насос первого компонента подаёт весь расход компонента в газогенератор (этот компонент в ГГ в избытке), насос второго компонента - в камеру сгорания. Плюс как-то надо питать вторым компонентом (расход этого компонента в ГГ в десятки раз меньше основного) ГГ.
И тут два варианта:
1) Насос второго компонента питает и КС и Г.
2) Насос второго компонента питает КС, а дожимной насос доводит давление второго компонента до давления в ГГ.
Давление на выходе из насоса первого компонента, если предельно упрощать, равно ПИт*Ркс (где ПИт - перепад на турбине, отношение давления на входе в турбину к давлению на выходе, а Ркс - давление в КС).
Давление на выходе из насоса второго компонента, если так же предельно упрощать, равно Ркс+дельтаРтракта (где дельтаРтракта - перепад давления на тракте охлаждения). Обычно в расчётных целях  дельтаРтракта записывается как  дельтаРтракта=k*Ркс. Тогда давление на выходе из второго насоса будет (1+k)*Ркс.
Так вот если Пит и (1+k) примерно равны, то делают один насос. Такая ситуация имеет место быть на двигателян с давлением в камере до 100 атм. Там Пит в районе 1,2 и перепад на тракте около 20...30% от давления в камере.
С ростом давления в камере растёт потребный ПИт. До некоторого давления ещё мирятся и обходятся без дожимного насоса, чтобы не усложнять конструкцию. Поэтому у 8Д44 один насос горючего, а у 11Д43 - уже два, хотя давление в камерах у них одинаковое (150 атм.).
А при давлении выше 150 атм. уже однозначно нужен дожимной насос.
Спасибо! Не всё усвоил, но буду перечитывать)

C-300-2

Цитата: Лог от 04.11.2022 00:47:50Спасибо!
Рад помочь. :)
Цитата: Лог от 04.11.2022 00:47:50Не всё усвоил, но буду перечитывать)
Ох, нам когда преподавали именно этот предмет (энергетическую увязку ЖРД), я сам тоже усвоил материал далеко не с первого раза. Так что всё в порядке.
И ещё. Я тут пошёл на сознательное упрощение и выкидывание практически всей математики и схем, поясняющих то, о чём я говорю.
Поэтому если не разберётесь - пишите здесь, сдеру из какого-нибудь учебника схемку и постараюсь объяснить другими словами. :) (Вообще, я не мастер формулировать кратко и ёмко. Поэтому сформулировать ответ в двух предложениях никак не могу.)

Лог

#5574
Спасибо! У меня, есть предположение, что РД по второму варианту имеет сверх напряжённый ТНА?

Плейшнер

Ну и я еще попробую объяснить просто. ;D
Упрощая, в замкнутой схеме давление за турбиной равно давлению в камере сгорания.
Соответственно  перед турбиной оно должно быть примерно вдвое (плюс-минус) больше.
Таким образом, в газогенераторе давление вдвое больше чем в камере сгорания.
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Лог

Цитата: Плейшнер от 04.11.2022 10:40:40Ну и я еще попробую объяснить просто. ;D
Упрощая, в замкнутой схеме давление за турбиной равно давлению в камере сгорания.
Соответственно  перед турбиной оно должно быть примерно вдвое (плюс-минус) больше.
Таким образом, в газогенераторе давление вдвое больше чем в камере сгорания.

Спасибо! Но, в варианте 2, предполагается, нагнетание второго компонента. 

Лог

Как я понял, турбина работает, на пределе. Расход- почти стео... . 

Плейшнер

В замкнутой схеме компонент 1 полностью идет в газогенератор,
а компонент2 только частично.
БОльшая же часть компонента2 идет сразу в камеру сгорания.
Соответственно этот  компонент2 имеет основной насос (до давления в камере сгорания),
и еще насос дожатия (до давления в газогенераторе)

А компонент 1 обходится только одним насосом (до давления в газогенераторе)
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Лог

Цитата: Плейшнер от 04.11.2022 10:56:43В замкнутой схеме компонент 1 полностью идет в газогенератор,
а компонент2 только частично.
БОльшая же часть компонента2 идет сразу в камеру сгорания.
Соответственно этот  компонент2 имеет основной насос (до давления в камере сгорания),
и еще насос дожатия (до давления в газогенераторе)

А компонент 1 обходится только одним насосом (до давления в газогенераторе)
Ув. Пц
Цитата: Плейшнер от 04.11.2022 10:56:43В замкнутой схеме компонент 1 полностью идет в газогенератор,
а компонент2 только частично.
БОльшая же часть компонента2 идет сразу в камеру сгорания.
Соответственно этот  компонент2 имеет основной насос (до давления в камере сгорания),
и еще насос дожатия (до давления в газогенераторе)

А компонент 1 обходится только одним насосом (до давления в газогенераторе)
Как компонент 1 попадает в КС?