Протон

Автор МиГ-31, 14.03.2004 18:48:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Причин не указано, но по косвенным данным " при разрушении баков этих ступеней на высотах 28—30 км" можно предположить что авария 1й ступени
Вторая ступень там была виновата. Производственный брак в двигателях. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Тут скорее всего 1я ступень. Но полной уверенности нет
Неразделение 1 и 2 ступени. Тоже из-за брака в электропроводке. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Здесь 1я ступень.
Гироскопы задом наперёд на 3-й ступени. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Итого 5 аварий 1й ступени. Если вычесть с диверсией, то 4.
Проверять и пересчитывать лень но в итоге 1 авария первой ступени и та из-за попадания в двигатель постороннего предмета. Некоторые уверяют что это была диверсия. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

azvoz

Цитата: Старый от 15.10.2022 13:05:22
Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Здесь 1я ступень.
Гироскопы задом наперёд на 3-й ступени.
Ну тогда косяк СУ всей ракеты.
Просто она локализована как бы в 3й ступени.

azvoz

Цитата: Старый от 15.10.2022 13:03:28
Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Причин не указано, но по косвенным данным " при разрушении баков этих ступеней на высотах 28—30 км" можно предположить что авария 1й ступени
Вторая ступень там была виновата. Производственный брак в двигателях.
Но почему такая низкая высота "разрушения" заявлена - 28-30 км?
Или сама авария произошла гораздо выше?

azvoz

Цитата: Старый от 15.10.2022 13:07:54
Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Итого 5 аварий 1й ступени. Если вычесть с диверсией, то 4.
Проверять и пересчитывать лень но в итоге 1 авария первой ступени и та из-за попадания в двигатель постороннего предмета. Некоторые уверяют что это была диверсия.
А 3 аварии с Экранами в 1978 году из-за чего?

Старый

Цитата: azvoz от 15.10.2022 13:22:40А 3 аварии с Экранами в 1978 году из-за чего?
Не помню. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Feol

#3428
Цитата: azvoz от 15.10.2022 13:12:07
Цитата: Старый от 15.10.2022 13:05:22
Цитата: azvoz от 15.10.2022 12:58:25Здесь 1я ступень.
Гироскопы задом наперёд на 3-й ступени.
Ну тогда косяк СУ всей ракеты.
Просто она локализована как бы в 3й ступени.
Про 2 июля 2013, там по официальной версии ДУСы и вроде слышал, что они на Протоне-М стоят на 1 ст. А дальше не нужны, получается. Если так (?), то 1 ст. со всей формальной точки зрения. Возможно, на этапе 2, 3 ст. дифференцируют угловые координаты для получения скоростей, бо без них будет автоколебательный режим при малом демпфировании среды. Дифференцирование - неприятная операция из-за усиления помех, но, теоретически может быть, что упрощенная динамика (нет атмосферы) на 2, 3 ст. уже позволяет брать дифференцированные скорости, т. к. коэффициент в законе управления можно взять меньше и требования к качеству данных о скорости ниже. На некоторых КА в различных режимах была похожая ситуация. Тогда разумно ДУСы поставить на первую ступень. Но так ли по факту на Протоне-М - не уверен.

Безотносительно, есть мнение, что был не переворот ДУСов вверх ногами, а перепут ДУСов по крену и рысканью. То есть, небольшой поворот по рысканью фактически приводил к командам на вращение по крену, вращение по крену приводило к командам на усиление отклонения по рысканью и так далее. Эта версия хорошо объясняет совершенно очевидные по видео интенсивные вращения ракеты вокруг продольной оси. Впрочем, в рамках официальной версии это объясняют тоже - тем, что двигатели встали на упоры и случайного разнотяга хватило на закрутку вокруг продольной оси (с малым моментом инерции). Тут интересно - отклонением каких именно движков осуществляется стабилизация по крену. Тех же, которые встали на упоры? Или других? С точки зрения официальной версии, перепут был только по рысканью:
https://habr.com/ru/post/379861/?ysclid=l9a1vmhffv995782911
"По версии следствия, обвиняемые Гришин, Николаев и Гудкова в 2011 году занимались установкой на ракету-носитель «Протон-М» датчиков угловых скоростей в канале рыскания. В результате нарушения ими технологической дисциплины, предусмотренной конструкторской и технологической документацией, эти датчики были установлены неправильно (с поворотом на 180 градусов от штатного положения). "
Следовательно, по крену СУ имела правильную информацию о скорости и должна была +- стабилизировать крен, если было, чем. Получается, что стабилизировать крен было нечем. Таким образом, если момент по крену создаётся не теми движками, которые встали на упор, то объяснение интенсивных вращений по крену в рамках официальной версии усложняется.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%C2%AB%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BD%C2%BB
"Комиссия пришла к выводу, что причиной аварии РН «Протон-М» стала неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания при сборке ракеты в ноябре 2011 года. Три датчика из шести были перевёрнуты на 180 градусов, что привело к получению системой управления ракеты некорректных данных о её ориентации. Так как датчики технологически сложно установить неправильно, их закрепили с применением силы, после того как не смогли установить в соответствии с инструкцией"
Текст не совсем корректный, т. к. данных об ориентации ДУСы не выдают. По этому, относиться к этому тексту надо осторожно. Тем не менее - "Три датчика из шести". Я бы предположил, что наиболее вероятно должно быть 2 датчика по рысканью, 2 по крену, 2 по тангажу = 6. Как на самом деле? Если так, то какие три датчика по рысканью установили неправильно?
https://habr.com/ru/post/379861/?ysclid=l9a1vmhffv995782911
"В рамках расследования обвиняемые Гришин и Николаев частично признали свою вину в совершении преступления."
Любопытно, в части чего сотрудники не признали вину. "Так как датчики технологически сложно установить неправильно...". Не могло ли выясниться, что датчики сложно установить перевёрнутыми на 180 град, но нетрудно установить (подключить) с перепутом крен/рыскание/тангаж?

Может быть так, что там 3 ДУСа по рысканью, 3 по тангажу, по крену их нет, дифференцируют угол. Тут яснее выбор исправного - любимое всеми голосование 2 из 3. Если так, то в пользу официальной версии.

Так же было мнение, как я понял на данном форуме, что из-за преждевременного КО логика СУ начала манёвр увода от СК быстрым отклонением на 4 град. по тангажу в обратную от расчётной сторону. Если так, то на ракете был ещё один, возможно, конструктивный, перепут, который просто не проявлял себя на других изделиях раньше, поскольку режим до этого в полёте не включался. Конечно, независимо от этого, в случае перепута ДУСов вероятность штатного полёта была нулевой.

Зрелищная и очень интересная авария ;)
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

https://topwar.ru/32243-avariya-protona-neobhodimoe-posleslovie.html?ysclid=l9a4nc8yi383887339
Тут вроде место установки ДУСов - "в хвостовом отсеке второй ступени".
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Цитата: Старый от 15.10.2022 13:43:15
Цитата: azvoz от 15.10.2022 13:22:40А 3 аварии с Экранами в 1978 году из-за чего?
Не помню.
Максимум, что видел - "Взрыв вскоре после старта."
https://vpk.name/news/47305_vse_avarii_rn_proton.html?ysclid=l9a4v62n8142529687

Потом 22.07.1982 ещё Экран потеряли. Отказ рулевой машины на 1ст.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

https://nosikot.livejournal.com/1190387.html?ysclid=l9a4ysg9vi231202954
"1978 - 8, 4 неудачных (1 - РБ "Д", 3 - 1-я ступень), 1 запуск - без РБ, РБ: 2 - "Д", 5 - "ДМ""
Если так, то все потери Экранов 1978 - 1 ст.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Старый

Цитата: Feol от 15.10.2022 19:16:17Безотносительно, есть мнение, что был не переворот ДУСов вверх ногами, а перепут ДУСов по крену и рысканью.
Да нет, не вверх ногами а задом наперёд. Подтверждено телеметрией. Показания ДУСов обратны фактическим угловым скоростям. "Вверх ногами" это фигуральное выражение.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

azvoz

сводка от 2013-07-19. https://nosikot.livejournal.com/1190387.html
(спасибо Feol-у за ссылку)
==
1965 - 2, неудачных нет
1966 - 2, 1 неудачный (2-я ступень), 1965-66 - РН "Протон"/УР-500, далее - "Протон-К/М"
1967 - 4, 3 неудачных (1 - РБ "Д", 1 - 1-я ступень, 1- 2-я ступень), РБ: 4 – «Д»
1968 - 5, 1 неудачных (1 - 1-я ступень), еще 1 запуск не состоялся - разрушение баков РН; 1 запуск - без РБ, РБ: 4 - "Д"
1969 - 10, 8 неудачных (1 – головной обтекатель, 1 - 3-я ступень, 3 - 1-я ступень, 3 - РБ "Д"), РБ: 10 - "Д"
1970 - 6, 2 неудачных (1 - 2-я ступень, 1- 1-я ступень,) 1 неудачный запуск - без РБ, РБ: 5 - "Д"
1971 - 6, 1 неудачный (РБ "Д"), 1 запуск - без РБ, РБ: 5 - "Д"
1972 - 2, 1 неудачный запуск без РБ (1/2 ступени), РБ: 1 - "Д"
1973 - 7, неудачных нет, 2 запуска - без РБ, РБ: 5 - "Д"
1974 - 6, неудачных нет, 2 запуска - без РБ, РБ: 2 - "Д", 2 - "ДМ"
1975 - 5, 1 неудачный (1-я ступень), РБ: 3 - "Д", 2 - "ДМ"
1976 - 5, неудачных нет, 2 запуска - без РБ, РБ: 1 - "Д", 2 - "ДМ"
1977 - 5, 1 неудачный (1-я ступень), 3 запуска - без РБ (1 неудачный), РБ: 2 - "ДМ"
1978 - 8, 4 неудачных (1 - РБ "Д", 3 - 1-я ступень), 1 запуск - без РБ, РБ: 2 - "Д", 5 - "ДМ"
1979 - 6, неудачных нет, 1 запуск - без РБ, РБ: 5 - "ДМ"
1980 - 5, неудачных нет, РБ: 5 - "ДМ"
1981 - 7, неудачных нет, 1 запуск - без РБ, РБ: 2 - "Д", 4 - "ДМ"
1982 - 10, 2 неудачных (оба - 1-я ступень), 1 запуск - без РБ, РБ: 9 - "ДМ"
1983 - 12, неудачных нет, 1 запуск - без РБ, РБ: 2 - "Д", 9 - "ДМ"
1984 - 13, неудачных нет, РБ: 2 - "Д", 11 - "ДМ"
1985 - 10, неудачных нет, 1 запуск - без РБ, РБ: 9 - "ДМ"
1986 - 9, 1 неудачный (1-я ступень), 2 запуска - без РБ (1 неудачный), РБ: 7 - "ДМ"
1987 - 13, 1 неудачный (РБ "ДМ"), 2 запуска - без РБ, РБ: 11 - "ДМ"
1988 - 13, 2 неудачных (1 - 3-я ступень, 1 - РБ "ДМ"), РБ: 2 - «Д», 11 - "ДМ"
1989 - 11, неудачных нет, 2 запуска - без РБ, РБ: 9 - "ДМ"
1990 - 11, 1 неудачный (2-я ступень), РБ: 11 - "ДМ"
1991 - 9, неудачных нет, 2 запуска - без РБ, РБ: 7 - "ДМ"
1992 - 8, неудачных нет, РБ: 8 - "ДМ"
1993 - 6, 1 неудачный (2-я ступень), РБ: 6 - "ДМ"
1994 - 13, неудачных нет, РБ: 13 - "ДМ"
1995 - 7, неудачных нет, 1 запуск - без РБ, РБ: 6 - "ДМ"
1996 - 8, 2 неудачных (РБ "Д-2/ДМ-02"), 1 запуск - без РБ, РБ: 1 - "Д", 6 - "ДМ"
1997 - 9, 1 неудачный (РБ "ДМ-03"), РБ: 9 - "ДМ"
1998 - 7, неудачных нет, 1 запуск - без РБ, РБ: 6 - "ДМ"
1999 - 9, 2 неудачных (оба - 2-я ступень), РБ: 1 - "Бриз-М", 8 - "ДМ"
2000 - 14, неудачных нет, 1 запуск - без РБ, РБ: 1 - "Бриз-М", 12 - "ДМ"
2001 - 6, неудачных нет, 1 запуск - "Протон-М", РБ: 1 - "Бриз-М", 5 - "ДМ"
2002 - 9, 1 неудачный (РБ "ДМ-03"), 1 запуск - "Протон-М", РБ: 1 - "Бриз-М", 8 - "ДМ"
2003 - 5, неудачных нет, РБ: 2 - "Бриз-М", 3 - "ДМ"
2004 - 8, неудачных нет, 4 запуска - "Протон-М", РБ: 4 - "Бриз-М", 5 - "ДМ"
2005 - 7, неудачных нет, 4 запуска - "Протон-М", РБ: 4 - "Бриз-М", 4 - "ДМ"
2006 - 6, 4 запуска - "Протон-М", 1 неудачный (РБ "Бриз-М"), РБ: 4 - "Бриз-М", 3 - "ДМ"
2007 - 7, 6 запусков - "Протон-М", 1 неудачный (1/2 ступени), РБ: 5 - "Бриз-М", 2 - "ДМ"
2008 - 10, 9 запусков - "Протон-М" , 1 неудачный (РБ "Бриз-М"), РБ: 7 - "Бриз-М", 3 - "ДМ"
2009 - 10, неудачных нет, 9 запусков - "Протон-М", РБ: 8 - "Бриз-М", 2 - "ДМ"
2010 - 12, 1 неудачный (перевес РБ "ДМ-03"), все запуски - "Протон-М", РБ: 9 - "Бриз-М", 3 - "ДМ"
2011 - 9, 1 неудачный (РБ "Бриз-М"), все запуски - "Протон-М", РБ: 9 - "Бриз-М"
2012 - 11, 10 запусков - "Протон-М", 2 неудачных (оба - РБ "Бриз-М"), запуск последнего "Протон-К", РБ: 10 - "Бриз-М", 1 - "ДМ"
2013 - 5, 1 неудачный (1-я ступень), все запуски - "Протон-М", РБ: 4 - "Бриз-М", 1 - "ДМ"

Т.о. всего было произведено 388 (46 неудачных, 11,8%) запусков РН «Протон», в т.ч. 4 – УР-500 (25% неудачных), 310 (12,3%) «Протон-К», 74 (10,6%) «Протон-М»

33 запуска – без РБ, 9,1% неудачных

Причины неудач (внешние, конечно): 26 – ступени РН (3 – без РБ), 18 – РБ, 2 – прочее

Т.е. из запусков с РБ и штатной отработкой нижних ступеней РН – 330 неудач всего 4,8%!

По типам РБ:

- 49 «Д» (37 дошли до орбиты) - 7 неудачи РБ (18,9%), в т.ч. 5 неудач в 1967-71 гг

- 236 «ДМ» (227 дошли до орбиты) - 6 неудачи РБ (2,6%) – надежность выше, чем в общем по всем запускам того периода! 4 отказа – в период РФ

- 70 «Бриз» (68 дошли до орбиты) - 5 неудач РБ (7,2%)

По периодам:

1965-78 гг – 74 запуска, 24 неудачных (32,4%)

1978-95 гг – 163 запуска, 6 неудач (3,7%) – примерно на уровне общей надежности космической техники в стране за период

1996+        - 151 запуск, 12 неудач (7,9%) – так же примерно на уровне общей надежности космической техники в стране за период

P.S. считал всё вручную, так что могли вкрастся незначительные ошибки! Надо Экселю всеж учиться!
==

Feol

Цитата: Старый от 15.10.2022 19:38:48
Цитата: Feol от 15.10.2022 19:16:17Безотносительно, есть мнение, что был не переворот ДУСов вверх ногами, а перепут ДУСов по крену и рысканью.
Да нет, не вверх ногами а задом наперёд. Подтверждено телеметрией. Показания ДУСов обратны фактическим угловым скоростям. "Вверх ногами" это фигуральное выражение.
Понятно, что вверх ногами - это стрелкой в обратную сторону. Речь не об этом. Слабое объяснение в рамках официальной версии интенсивного, разгон, торможение, новый разгон - вращения по крену. Тут надо разобраться. Могло ли выбить гироплатформу из-за отклонения по рысканью в начале развала управления, до начала вращений по крену? Тогда она могла выдавать по любому каналу, что угодно, по углам и дифференцируемым скоростям (в том числе по крену, если применимо) независимо от ДУСОв. Ну и закрутить по сигналу ложного крена. Есть ли ограничения по рысканью у ГСП, насколько жесткие. Теоретически, ракета же не маневрирует по рысканью, зачем там большой диапазон?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Старый

Цитата: Feol от 16.10.2022 02:02:46Слабое объяснение в рамках официальной версии интенсивного, разгон, торможение, новый разгон - вращения по крену.
Не было ничего такого. Были нарастающие колебания что легко понятно - отрицательная обратная связь с обратным знаком стала положительной. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

azvoz

Правильно ли я понимаю, что из-за аварий РД-253 1й ступени за всё время была максимум одна авария?

Raul

Цитата: azvoz от 16.10.2022 08:22:36Правильно ли я понимаю, что из-за аварий РД-253 1й ступени за всё время была максимум одна авария?

Вы не можете просматривать это вложение.

Все три - 11Д43
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Старый

Цитата: Raul от 16.10.2022 09:20:37
Цитата: azvoz от 16.10.2022 08:22:36Правильно ли я понимаю, что из-за аварий РД-253 1й ступени за всё время была максимум одна авария?

Вы не можете просматривать это вложение.

Все три - 11Д43
Жаль что не указаны даты. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Авария Протона с попаданием заглушки в двигатель это одна из самых первых, с Марсом-69. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер