Artemis I (Uncrewed test flight of Orion) – SLS Block 1/iCPS – Kennedy LC-39B – 16.11.2022 06:48 UTC

Автор zandr, 01.02.2021 23:31:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Pirat5


Veganin

https://tass.ru/kosmos/15602449
ЦитироватьНЬЮ-ЙОРК, 31 августа. /ТАСС/. Новая попытка запуска ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблем Orion в рамках беспилотного полета к Луне состоится в субботу, 3 сентября. Об этом заявил во вторник на пресс-конференции руководитель программы полетов к Луне Artemis Майкл Сарафин.

"Запуск состоится 3 сентября, окно откроется в 14:17 по времени восточного побережья США (21:17 мск - прим. ТАСС)", - отметил Сарафин.

Ранее планировалось, что новая попытка будет предпринята 2 сентября, но из-за прогноза погоды было решено скорректировать дату, пояснил Сарафин.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Arzach

Цитата: Алексей Кириенко от 30.08.2022 23:02:07Про несрабатывание некого  датчика никто не заикался . Значит это чисто внутренняя  ошибка в софте.
Интересный вывод, кофейная гуща помогла или традиционно вилами по воде? ;)
Насколько я понял по сказанному на первом брифинге, утечку водорода через уплотнение быстроразъемного заправочного соединения устранили снижением давления подачи, при этом потребовалась соответствующая корректировка работы клапанов сброса водорода системы захолаживания двигателей. На третьем двигателе эта корректировка не прошла из-за необычного поведения соответствующего клапана. Чем это вызвано, софтом или инеем, непонятно. Сказали, что подробнее расскажут на втором брифинге (который прошел вчера - надо найти и посмотреть).       

Алексей Кириенко

#543
Цитата: Arzach от 31.08.2022 12:41:54
Цитата: Алексей Кириенко от 30.08.2022 23:02:07Про несрабатывание некого  датчика никто не заикался . Значит это чисто внутренняя  ошибка в софте.
Интересный вывод, кофейная гуща помогла или традиционно вилами по воде? ;)
Насколько я понял по сказанному на первом брифинге, утечку водорода через уплотнение быстроразъемного заправочного соединения устранили снижением давления подачи, при этом потребовалась соответствующая корректировка работы клапанов сброса водорода системы захолаживания двигателей. На третьем двигателе эта корректировка не прошла из-за необычного поведения соответствующего клапана. Чем это вызвано, софтом или инеем, непонятно. Сказали, что подробнее расскажут на втором брифинге (который прошел вчера - надо найти и посмотреть).       
Уже написали...
ЦитироватьСтарт миссии Artemis 1 был отменен  из-за технических проблем. Была обнаружена утечка водорода в одном из двигателей ракеты-носителя.
Так что "не стреляйте в программистов" !  ;)
Зы
Похоже я не очень четко сформулировал мысль , я как раз и писал что " ошибка софта маловероятна" особенно в том виде как ее описали:
Цитировать"Вероятно этот клапан в компьютерной управляющей программе не указан на включение в числе аналогичных. "
Вот это действительно "кофейная гуща  традиционно взбитая  вилами по воде" .
Откуда вообще эта фраза взята ?  ::)
Per aspera ad astra !

Arzach

Цитата: Алексей Кириенко от 31.08.2022 16:08:10Уже написали...
ЦитироватьСтарт миссии Artemis 1 был отменен  из-за технических проблем. Была обнаружена утечка водорода в одном из двигателей ракеты-носителя.
Это написали те, кто не в курсе происходящего. Никаких утечек в двигателе не было. Была утечка в заправочном соединении, а в системе захолаживания двигателя №3, наоборот, не хватало водорода для нормального охлаждения.

Arzach

Цитата: Arzach от 31.08.2022 12:41:54Сказали, что подробнее расскажут на втором брифинге (который прошел вчера - надо найти и посмотреть).
Вот запись второго брифинга по первой попытке пуска SLS (только аудио, на английском):
 

Алексей Кириенко

#546
Цитата: ОАЯ от 31.08.2022 12:17:27Отказоустойчивость здесь ни при чем.  Тройное прохождение одной и той же компьютерной программы на трех компьютерах не спасет от компьютерной ошибки.

Тестируют болками программ. Во время тестовых испытаний в лаборатории клапан срабатывал. Во время не огневого испытания клапан не сработал, но программа его просто не видела: Не указала адрес этого клапана и не записала его состояние в регистре внешнего интерфейса и соответственно не анализировала полученное состояник с датчика.

Никто чохом не управляет устройствами с первого по восьмой. В отдельном программном блоке записываются отдельные блоки управления одним устройством.  Отдельной процедурой каждое устройство. Иначе отладка превратится в кошмар. Выбирается первое устройство, выставляется его адрес, записывается его состояние, передается. Потом принимается его состояние с датчиков. В крайнем случае на небольшое количество устройств передается одним словом команда и принимается слово сотояние. Это еще и оправдано с точки зрения электропитания - если одновременно сработают двадцать клапанов по 5 ампер в импульсе, то нагрузка в 100 ампер может превести к мощному провалу в напряжении.

1 " Тройное прохождение одной и той же компьютерной программы на трех компьютерах не спасет от компьютерной ошибки."
Разумеется не спасет! От ошибки спасет точно выверенное время исполнения каждого блока, критические секции, жесткая типизация, четкая валидность данных и разумеется кропотливая отладка .  Попытка парировать  "Технический сбой" методом  сверки результатов полученных в разных вычислительных потоках  на разных CPU и отдельных компьютерах ИМХО лютая ересь! 

Резервирование и "горячие дублирование" имеет смысл только для защиты от полного выхода из строя одного из устройств . В противном случае это только повышает вероятность сбоя (и как отличить гарантированно верный результат от неверного ? Методом "электронной демократии " ? Бред !

Во первых нужно еще одно устройство "для подсчета голосов" (и сбой может быть и в нем ), а во вторых  если заранее предполагается "плановый сбой вычислений" то его вероятность ( в отличии от защиты от полного выхода устройства из строя ) будет  увеличиваться от увеличения количества дублирующих устройств )

То есть в нормальным будет  случай, когда все в резервные элементы системы работают в "расчетно штатном режиме",  а для защиты от "неполного технического сбоя    расчетов" применяется разные "алгоритмические ловушки" ошибок.

ЦитироватьНикто чохом не управляет устройствами с первого по восьмой. В отдельном программном блоке записываются отдельные блоки управления одним устройством.  Отдельной процедурой каждое устройство. Иначе отладка превратится в кошмар. Выбирается первое устройство, выставляется его адрес, записывается его состояние, передается. Потом принимается его состояние с датчиков. В крайнем случае на небольшое количество устройств передается одним словом команда и принимается слово состояние. Это еще и оправдано с точки зрения электропитания - если одновременно сработают двадцать клапанов по 5 ампер в импульсе, то нагрузка в 100 ампер может перевести к мощному провалу в напряжении.

1 ИМХО Не совсем так, разумеется для каждого устройства есть специальный "драйвер устройства",  а в современном софте еще и  под каждое конкретное устройство создается свой инкапсулируемый объект/класс.

Но во первых где-то обязательно есть сущность (например под названием "коллекция классов"), а во вторых обязательно  есть внешний алгоритм более высокого уровня ( обычно их целое "дерево" )  итерирующий кучу  объектов/классов в единую систему.  + гарантировано дополнительно  есть некая база данных для их правильной инициализации .

То есть  есть код отвечающий за каждое устройство но есть и многоуровневый код отвечающий за управление системы в целом .         
Никто не будет писать нечто вроде "автономного ИИ" (который сам "знает" все нужное для своей работы) для каждого управляемого контроллером реле.

2 Командный поток в  широковещательном  (broadcast) режиме разумеется тоже вариант управляющего алгоритма. Однако, я опять-же не понимаю, как можно написать программу (при условии нормальной отладки ) так чтобы  один из объектов нижнего уровня не принял команду направленную всем однотипным с ним классам .( кстати на самом нижнем уровне это все равно перебор списка )     
 По идее это возможно только при неверной циклограмме запуска, а это к собственно программированию отношения не имеет. (Если Петров Петр Петрович не получил зарплату потому, что его его Ф.И.О. написали наоборот (Петрович Петр Петров ) то программисты в этом вот точно не виноваты ) 

ЦитироватьПро датчик писали сми у них. Сейчас не помню где.
Возможно но здесь категорически наставали на версии "сбоя программы"
Per aspera ad astra !

Arzach

Цитата: Алексей Кириенко от 31.08.2022 17:51:35где-то обязательно есть сущность
И какое отношение этот инкапсулируемый Петр Петрович имеет к Artemis I? 

Алексей Кириенко

#548
Цитата: Arzach от 31.08.2022 17:55:22
Цитата: Алексей Кириенко от 31.08.2022 17:51:35где-то обязательно есть сущность
И какое отношение этот "инкапсулируемый Петр Петрович" имеет к Artemis I?
Никакого, точно также как и заявление, что "Вероятно в отменен запуска виноват сбой в компьютерной управляющей программе . "
Особенно в такой удивительной форме :
Цитировать"Вероятно этот клапан в компьютерной управляющей программе не указан на включение в числе аналогичных. "
О чем я собственно и пишу вот уже четвертый комментарий.

А еще я  пытаться сказать, что заявления о том  что "нужно исправить программу и ракета полетит " как и некая "обязательная ремонтопригодность  программа " тезис  как минимум спорный.

Вот исходные данные для программы действительно  по идее исправить заметно проще чем "чинить железки" . 
Зы
Ладно извиняюсь! Немного увлекся, да еще как-то косноязычно выходит.

 
Per aspera ad astra !

GIF

Увидел в Твиттере вот такие цифры по миссии
ЦитироватьArtemis I's Orion updated trajectory

Launch—9/3 18:17 UTC
TLI—9/3 19:50:21
Orion/ICPS Separation—9/3 20:18:26
OTC-1—9/4 02:08:21
OPF—9/9 00:26
DRI—9/13 03:10
Max Earth dist.—9/16 06:58 (459,600 km)
DRD—9/30 01:45
RPF—10/5 21:14
EI—10/11 18:10
Не все обозначения понял
Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают возможность объединить известные явления и предсказывают новые, то они полезны.

GIF

Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают возможность объединить известные явления и предсказывают новые, то они полезны.

ОАЯ

#551
Из субтитров брифинга получается про охлаждение 3 двигателя:
- когда датчик 3 двигателя показал температуру на 40 градусов выше, для проверки перекрыли клапаны двигателей 1,2,4 - температура двигателя 3 не изменилась и давление в магисталях соответствовало норме. Получается виноват датчик.
- главный спец по двигателям за свою жизнь видел много датчиков температуры с отклонениями от нормы.
- по косвенным признакам (не понятно каким) водород выходил из охладителя 3 двигателя холодным.
- попытаются до понедельника получить доступ к датчику, если нет - не будут обращать  внимание на его показания.
- про неисправный клапан впервые слышат. (Так, что удалю я все свои посты про клапан).
- единственное отличие двигателя 3 от 1,2,4 - более длинная охлаждающая магистраль - но это не важно с точки зрения главного по двигателям.


Упоминалась шкала Ранкина, по которой работают все водородчики, а нам, простым смертным, снисходительно объясняли все по Фарингейту.

The Heart of the Moon

ЦитироватьLaunch—9/3 18:17 UTC
TLI—9/3 19:50:21
Orion/ICPS Separation—9/3 20:18:26

Я календарь переверну — и снова третье сентября.
На фото я твоё взгляну — и снова третье сентября.
Но почему, но почему расстаться всё же нам пришлось?
Ведь было всё у нас всерьёз второго сентября.
Но почему, но почему расстаться всё же нам пришлось?
Ведь было всё у нас всерьёз второго сентября.


GIF

Цитата: The Heart of the Moon от 01.09.2022 14:12:50
ЦитироватьLaunch—9/3 18:17 UTC
TLI—9/3 19:50:21
Orion/ICPS Separation—9/3 20:18:26

Я календарь переверну — и снова третье сентября.
На фото я твоё взгляну — и снова третье сентября.
Но почему, но почему расстаться всё же нам пришлось?
Ведь было всё у нас всерьёз второго сентября.
Но почему, но почему расстаться всё же нам пришлось?
Ведь было всё у нас всерьёз второго сентября.


Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают возможность объединить известные явления и предсказывают новые, то они полезны.

Arzach

#554
Цитата: ОАЯ от 01.09.2022 05:00:42Из субтитров брифинга получается про охлаждение 3 двигателя:

- когда датчик 3 двигателя показал температуру на 40 градусов ниже...
Показал температуру на 40 градусов выше. Целевой уровень: -420F (около -250С), а третий был на уровне -380F (около -230C). И да, предположение о клапане развеяли, хотя речь там шла о клапане дренажа из водородного бака, а о некоем клапане в системе охлаждения третьего двигателя, который якобы не смог открыться, вообще не упоминалось.

Итоги второго брифинга изложены NASA тут: https://blogs.nasa.gov/artemis/2022/08/30/nasa-targets-sept-3-for-next-artemis-i-moon-mission-launch-attempt/. Вкратце:

ЦитироватьРуководители миссии встретились во вторник, чтобы обсудить данные и разработать перспективный план решения проблем, возникших во время попытки запуска 29 августа для летных испытаний. Во время этой попытки запуска не удалось охладить все четыре двигателя RS-25 до примерно минус 420 градусов по Фаренгейту - двигатель 3 показал более высокие температуры, чем другие двигатели. Специалисты также обнаружили утечку водорода на компоненте быстроразъемного соединения шлангокабеля хвостовой мачты, называемом продувочным баком, и устранили утечку, вручную отрегулировав расход топлива.

В ближайшие дни инженеры изменят и отработают процедуры загрузки топлива, чтобы следовать процедуре, аналогичной той, которая была успешно выполнена во время стендовых испытаний в космическом центре NASA имени Стенниса в Миссисипи. Обновленные процедуры предусматривают выполнение проверки охлаждения двигателей примерно на 30–45 минут раньше, во время фазы быстрого заполнения первой ступени жидким водородом.

Рабочие группы также выстраивают платформы на стартовой площадке 39B, чтобы инженеры могли получить доступ к баку продувки на шлангокабеле мачты хвостового обслуживания. После того, как доступ будет обеспечен, технические специалисты проведут оценку и при необходимости затянут точки соединения.

Arzach

Цитата: Алексей Кириенко от 01.09.2022 14:10:50непонятно как можно установить датчик без поверки в рабочих режимах  или что может его  сломать уже на месте
Никто, естественно, не ставит на такие ответственные системы неотработанные датчики, а "сломать" любой датчик может банальная проблема контакта в электрической цепи.

andr59

Цитата: GIF от 31.08.2022 21:19:55Увидел в Твиттере вот такие цифры по миссии
В Nitter (е)  - это так называемый свободный фронтенд для Твиттера работающий без Java Script, язык Nim и т.д., присутствует один из разработчиков траектории миссии Артемида I Jacob Williams, который ждет, когда SLS полетит согласно рассчитанной им траектории:

ЦитироватьJacob Williams
@DegenerateConic
Aug 22
It's happening! #Artemis I scheduled for launch Aug 29th. I designed the first iteration of this trajectory 10 years ago and will soon see it fly

ЦитироватьСвершилось! Запуск #Artemis I запланирован на 29 августа. Я разработал первую итерацию этой траектории 10 лет назад и скоро увижу ее полет.
https://nitter.42l.fr/DegenerateConic/status/1561531340067061762#m

Понятно, что 22 авг. Вилльямс еще не знал о переносе запуска и т.д. Но что главное? Он рекомендует работу в которой участвовал и которая посвящена разработке траектории Артемиды I. Сейчас дам ссылку.

GIF

Цитата: andr59 от 01.09.2022 15:45:32
Цитата: GIF от 31.08.2022 21:19:55Увидел в Твиттере вот такие цифры по миссии
В Nitter (е)  - это так называемый свободный фронтенд для Твиттера работающий без Java Script, язык Nim и т.д., присутствует один из разработчиков траектории миссии Артемида I Jacob Williams, который ждет, когда SLS полетит согласно рассчитанной им траектории:

ЦитироватьJacob Williams
@DegenerateConic
Aug 22
It's happening! #Artemis I scheduled for launch Aug 29th. I designed the first iteration of this trajectory 10 years ago and will soon see it fly

ЦитироватьСвершилось! Запуск #Artemis I запланирован на 29 августа. Я разработал первую итерацию этой траектории 10 лет назад и скоро увижу ее полет.
https://nitter.42l.fr/DegenerateConic/status/1561531340067061762#m

Понятно, что 22 авг. Вилльямс еще не знал о переносе запуска и т.д. Но что главное? Он рекомендует работу в которой участвовал и которая посвящена разработке траектории Артемиды I. Сейчас дам ссылку.

Не исключаю, что я его же и процитировал (хотя и не уверен). Его еще Макдауэлл попросил указать источник. В ответ была приведена ссылка на НАСА - см. выше

Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают возможность объединить известные явления и предсказывают новые, то они полезны.

andr59

Итак, Вилльямс пишет:

ЦитироватьJacob Williams
@DegenerateConic
Aug 22
You can read more about the trajectory design here:
https://ntrs.nasa.gov/api/citations/20205005150/downloads/AAS20649_Artemis1_Trajectory_Design_Optimization.pdf
AAS 20-649
ARTEMIS I TRAJECTORY DESIGN AND OPTIMIZATION
Amelia L. Batcha∗
, Jacob Williams и т.д.

ЦитироватьПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА АРТЕМИДЫ I
В данной работе представлен общий процесс проектирования и оптимизации траектории для
миссии НАСА "Артемида I" по отправке неэкипажного корабля "Орион" на лунную дальнюю ретроградную орбиту (ДРО).
ретроградную орбиту (DRO). Траектория выведения на орбиту начинается с момента отделения активной зоны системы Space Launch System (SLS) и заканчивается в точке входа в атмосферу (EI) служебного модуля Orion. Представлены детали процесса оптимизации траектории,
включая разработку вариантов номинальной и расширенной миссий, окон запуска, и
варианты прерывания полета. Также обсуждаются новые методы проектирования для учета непредвиденных обстоятельств, таких как использование вспомогательных движителей для защиты от отказа основного двигателя.
и применение формирования траектории для смягчения или сокращения продолжительности затмения.
И т.д. более подробно по ссылке.

andr59

Этот Вилльямс пишет :
ЦитироватьJacob Williams
@DegenerateConic
Aug 22
The trajectory is based on the ones I developed for the since-canceled Asteroid Redirect Mission. Which in turn were based on earlier studies of Orion mission to halo orbits.

Aug 22
At the heart of Orion mission design is #Copernicus, the trajectory design tool originally created by Cesar Ocampo at UT-Austin. Which I took over and have worked on for 16 years. Last year, Copernicus was awarded the NASA Software of the Year award.
ЦитироватьТраектория основана на тех, которые я разработал для отмененной с тех пор миссии Asteroid Redirect Mission. Которая, в свою очередь, была основана на более ранних исследованиях миссии "Орион" на гало-орбитах.
===========================
В основе проектирования миссии Orion лежит #Copernicus, инструмент проектирования траекторий, первоначально созданный Сезаром Окампо в UT-Austin. Я взял его на себя и работал над ним 16 лет. В прошлом году Copernicus был удостоен награды NASA "Программное обеспечение года".
https://nitter.42l.fr/DegenerateConic/status/1561532035558248448#m