К истории космодрома Цзюцюань

Автор Sharicoff, 19.12.2010 19:40:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

anik

Цитата: Liss от 07.07.2021 15:26:09Кстати, джентльмены, а кто дал коммерческим площадкам Цзюцюаня номера 95A и 95B?
Для западной площадки номер взят с обозначения камеры во время пуска, но почему при этом сделан вывод, что восточная площадка, которая появилась раньше, имеет номер 95B, использующими эти номера не объясняется.

Liss

#21
Наконец-то устаканил для себя, что площадка ниже центра кадра -- это и есть НИП Дунфэн.
Правда, современный -- на спутниковом снимке 1977 года на этом месте еще пусто. Старый НИП времен "Дунфанхуна" был где-то по северному направлению.

Вы не можете просматривать это вложение.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Цитата: Liss от 14.02.2022 13:42:26Старый НИП времен "Дунфанхуна" был где-то по северному направлению.
А вот не так!
Согласно http://news.sohu.com/20080929/n259813301.shtml , современная станция радиолокационных и оптических наблюдений Дашули была основана в октябре 1968 года в 35 км от жилого городка полигона (и это расстояние соответствует действительности). Мемуарные же источники говорят, что в Дашули был установлен радар типа 154, как и на НИП Сянси и в других местах. Похоже, тогда это и был НИП Дунфэн, а современный был построен уже к пилотируемой программе.

Снимок станции Дашули за 10.12.1969 (Corona Mission 1108):
Вы не можете просматривать это вложение.

Гуглокарта станции Дашули сегодня:
Вы не можете просматривать это вложение.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#23
Цитата: Liss от 14.02.2022 13:42:26Наконец-то устаканил для себя, что площадка ниже центра кадра -- это и есть НИП Дунфэн.
Правда, современный -- на спутниковом снимке 1977 года на этом месте еще пусто. Старый НИП времен "Дунфанхуна" был где-то по северному направлению.

Вы не можете просматривать это вложение.

Ух, какие я чудные фотки этого объекта нашел...
Значит, так: это 92-я площадка, новый полигонный НИП, построенный под пилотируемую программу, позывной "Циншань" (青山, Qingshan). Его часто по привычке называют "Дунфэн", что очень запутывает.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вид с юго-запада. На дальнем плане большой МИК, правее два старта. На среднем плане слева новенький МИК РН ZQ-2, а справа ее стартовый комплекс.

Вы не можете просматривать это вложение.


Соответственно вот это

Вы не можете просматривать это вложение.

есть старый НИП Дунфэн, ныне станция радиолокационного и оптического сопровождения Дашули, в 35 км к юго-западу от стартового комплекса.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Цитата: Sharicoff от 20.10.2011 05:09:52http://newscontent.cctv.com/news.jsp?fileId=117818

Цитата: undefinedChina - Sept 29, 2011

17. Wide of rocket, shot by ground station at Yabulai, which locates in north China's Inner Mongolia Autonomous Region, with caption reading (Chinese):"Yabulai GW-1208 Optical Image."
Все-таки "Yabulai GW-1201 Optical Image." При расшифровке видео наглючили.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

По ходу нашлась стартовая позиция №50, с которой 27.10.1966 была запущена DF-2A с реальным ядерным зарядом.

Вы не можете просматривать это вложение.

(Та, что у меня на аватарке.)

Вы не можете просматривать это вложение.

Находится здесь: 
https://www.google.ru/maps/@41.4283617,100.275289,377m/data=!3m1!1e3

Ныне используется для воспитания личного состава в духе верности КПК и делу Си Цзиньпина.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#26
Забавно, что американская разведка отчиталась об обнаружении этой стартовой площадки ровно за день до пуска, 26 октября 1966 г.
И уже в феврале 1967 г. сообщила, что этот экстренно построенный Complex D является наилучшим кандидатом на место старта БР с ЯЗ, заявленного Китаем.
Молодцы, хорошо работали.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#27
Будущий космодром Цзюцюань, а тогда 20-я учебная база Народно-освободительной армии Китая, был обнаружен американцами в сентябре 1961 г. на снимках КА CORONA 9023. 13 января 1962 г. в рамках проекта CHURCH DOOR он был детально отснят тайваньским разведчиком U-2C (полет GRC 100, пилот Чэнь Хуай). В результате были выявлены два готовых и один недостроенный стартовый комплекс баллистических ракет в северной части полигона, район испытательных пусков зенитных ракет в восточной части, два полевых и один капитальный аэродром, основная база с электростанцией, главная техническая позиция и ряд других объектов.

Вы не можете просматривать это вложение.
Самая первая схема полигона по данным CORONA 9023

Среди них были восемь измерительных пунктов для обеспечения пусков баллистических ракет, расположенные в виде буквы V с вершиной в стартовом районе. Американцы дали им условные номера от 1 до 8; на современной гуглокарте этим пунктам соответствуют номера площадок от 19 до 26. Пуски с северной части Цзюцюаня прекратились в 1996 году, так что все эти площадки, за исключением 23, 24 и 25, заброшены.
Отдельные обозначения у американских аналитиков получили измерительные пункты зоны зенитных ракет (для них известны три китайских номера площадок: 32, 34 и 35) и три южных пункта в форме большой буквы L (известны два номера из трех: 37 и 38).

Вы не можете просматривать это вложение.
Схема по состоянию на январь 1964

К январю 1964 г. были выявлены еще три пристартовых измерительных пункта с условными номерами 10, 11 и 12. Первой из них соответствует площадка 29, на которой помимо прочих базировалась бригада оптических измерений полигона. Пункт 13 был найден к августу 1964 г. восточнее стартовых комплексов, за рекой Эдзин-гол. К июню 1967 г. схема пополнилась номерами 14, 15 и 16, вновь в пристартовом районе. Два следующих пункта, 17 и 18, были построены в юго-западной части полигона к январю 1968 г. Последним в «доспутниковую» эру стал пункт 19 в пристартовом районе, зафиксированный в феврале 1969 г. Большая их часть сегодня предстает на гуглокарте в виде живописных развалин.
Это все была присказка, потому что нас интересуют объекты, построенные для обеспечения пуска первых китайских спутников. Мы ищем площадку 28, известную также как Дашули, три подчиненные ей станции с номерами 14, 37 и 45, известные по современным китайским публикациям, и объекты той же эпохи, сегодня не существующие.
В январе 1970 г. аналитики ЦРУ отметили, что пустыне северо-восточнее капитального аэродрома строятся три измерительных пункта, образующие треугольник со сторонами 12, 15.5 и 23.5 морских миль, на каждом по четыре здания, и уточнили, что один из пунктов, найденный ранее в поздней стадии строительства, находится рядом и западнее центра системы Big L, то есть площадки 37.
В августе 1970 г., то есть через четыре месяца после запуска спутника «Дунфанхун-1», при интерпретации снимков CORONA 1111 они отметили новый измерительный пункт с условным номером 24 в стадии строительства на конце короткого ж.-д. ответвления примерно в 5 морских милях юго-восточнее пункта 18, причем внешне он выглядел сходно с пунктами 21, 22, 23.
Через несколько дней вышла суммарная оценка всех новых объектов. Построены пять новых измерительных пунктов с номерами от 20 до 24 в пустыне между главной базой и капитальным аэродромом. График строительства названных объектов соответствовал графику строительства новой стартовой площадки B-2, которая близка к завершению и может служить космическим программам. (Все верно – с нее в 1971 запустили первую DF-5, а в 1972 начались пуски космических носителей «Фэнбао-1» и «Чанчжэн-2». Однако пункты, по крайней мере некоторые, успели поработать и по «Дунфанхуну».)

Вы не можете просматривать это вложение.
Август 1970, южная часть полигона, пять новых пунктов

На пункте 20 аналитики увидели оптический инструмент и площадку для мобильного оборудования. На каждом из четырех остальных пунктов имелись две кирпичные башни и аппаратное здание с одним или несколькими куполами или местами под них, которые могли вмещать оптическое или электронное оборудование. Пункт 24, наиболее крупный и развитый, мог являться центром управления для остальных четырех.
При взгляде на приложенную схему почти все встает на свои места, не забывайте только, что шоссе от города Цзюцюаня до штаба и жилого городка на 10-й площадке в 1980 году еще не было. Ориентируйтесь по железной дороге. Итак, пункт 22 размещен чуть западнее 37-й площадки (там и сейчас видна на гуглокарте отдельная «точка»), пункт 23 находится севернее бывшего полевого аэродрома и совпадает с современной площадкой 45, пункт 21 соответствует 14-й площадке в районе капитального аэродрома (на гуглокарте этого номера нет, но известен дорожный указатель на повороте к ней, и он, как ни странно, вполне привязывается к местности). Наконец, пункт 24 точно ложится на станцию радиолокационного и оптического сопровождения Дашули – и она действительно была центром управления для остальных.

Вы не можете просматривать это вложение.
Дашули

Вы не можете просматривать это вложение.
Дашули, вид из космоса

Вы не можете просматривать это вложение.
Поворот на 14-ю площадку


Вы не можете просматривать это вложение.
Площадка 14
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#28
Вы не можете просматривать это вложение.
Площадка 45

Вы не можете просматривать это вложение.
Площадка 45 сегодня

Вы не можете просматривать это вложение.
Площадка 37


Вы не можете просматривать это вложение.
Площадка 37 сегодня

Точке с номером 20 на схеме 1970 года примерно соответствуют развалины в районе 40.6496°N, 100.0436°E. Существенно, что именно эта точка вместе с 21 и 22 образует треугольник, упомянутый в январе 1970 г. Таким образом, развалины надежно идентифицируются как бывший пункт оптических наблюдений.

Вы не можете просматривать это вложение.
Таинственные руины сегодня

Как утверждается в китайских публикациях XXI века, станция Дашули в 35 км от штаба полигона была основана в октябре 1968 года и была не только головным НИПом командно-измерительного комплекса космических объектов, но и первым его временным центром, до оснащения постоянной базы в Цяонане. То, что в августе 1970 г. этот НИП все еще строился, не должно удивлять: под первый спутник открыли первую его очередь с РЛС проекта 154, а дальше дооснащали под обеспечение полета спутников-разведчиков «Цзяньбин» и «Чанкун».

Вы не можете просматривать это вложение.
Первый радиолокатор 28-й площадки

Вы не можете просматривать это вложение.
Дашули, телескоп 1608

Соответствующий станции Дашули номер площадки 28 подтверждается историко- мемуарными источниками, но вполне надежно. На 28-й площадке не только был смонтирован и работал радар 154, но и находился пункт почтовой связи – один из пяти филиалов основного отделения на 10-й площадке, имевшего официальный адрес «Ланьчжоу-27».

Вы не можете просматривать это вложение.
У памятного камня

И тем не менее в телерепортаже, прошедшем 25 апреля 2019 года, были показаны некие развалины и перед ними – памятный камень с надписью 28号站址 («местоположение» или «фундамент» 28-й станции). В другой версии репортажа говорилось, что это развалины оптического пункта, работавшего по проекту «Дунфанхун-1». Объединяло обе версии одно: к ним в День китайской космонавтики пришли сотрудники станции Дашули, чтобы приобщиться к деяниям предков и дать клятву верности.
Привязать съемку к местности не получается, и остается несколько вопросов. Действительно ли эти развалины соответствуют пункту 20 американской карты 1970 года? Кому принадлежит номер 28 – существующей станции Дашули или развалинам с памятным камнем? И если верно второе, то какой номер площадки у Дашули?

Вы не можете просматривать это вложение. Вы не можете просматривать это вложение.

Существуют еще два более давних, 2006 года, снимка развалин оптического пункта на полигоне Цзюцюань, в подписях к которым утверждалось, что он был оборудован в 1960 и закрыт в 1980. Неизвестно, тот ли это объект или другой – развалин оптических пунктов на Цзюцюане, увы, много.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#29
Цитата: Liss от 24.06.2022 23:57:35При взгляде на приложенную схему почти все встает на свои места, не забывайте только, что шоссе от города Цзюцюаня до штаба и жилого городка на 10-й площадке в 1980 году еще не было. Ориентируйтесь по железной дороге.
Ага, по железной дороге. Если получится :-)
Потому что, скажем, вот этот отмеченный на ЦРУшной карте мост через Жошуй (Эцзин-гол)

Вы не можете просматривать это вложение.

уже не используется, хотя вроде еще стоит. Вместо него построен новый, немного севернее, наискосок через реку, чтобы спрямить линию и повысить разрешенную скорость.

Вы не можете просматривать это вложение.

Да и вообще военной железной дороги Циншуй -- Дунфэн и далее на север уже не существует. Последний военный поезд 301/2 прошел по ней 15 декабря 2021 г. После этого южная часть от Циншуя до Шанъюаня была закрыта, а северная вошла в состав строящейся магистрали Цзюцюань -- Эцзинаци. И 26 декабря на станцию Дунфэн-южный прибыл уже первый гражданский поезд из Цзюцюаня.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#30
А вот история ведомственной ж.д. линии Циншуй -- Дунфэн более подробно...

15 декабря 2021 г. закончилась 63-летняя история ведомственной железной дороги Циншуй – Дунфэн, которая принадлежала МО КНР, эксплуатировалась железнодорожниками Центра космических запусков Цзюцюань и обеспечивала жизнедеятельность первого китайского ракетного полигона и космодрома.
В китайской Вики ( https://zh.wikipedia.org/清绿铁路 ) о ней написано мало и путанно – неясна протяженность, неточна история, нет карты. Можно зайти через статью о станции Дунфэн ( https://zh.wikipedia.org/zh-hans/东风站_(额济纳) ); это удобно, потому что по ссылкам влево и вправо можно найти описания остальных станций – тех, которые авторы статей сочли нужным включить.
Цзюцюань в начале своей жизни не был Цзюцюанем, так же как Байконур не был Байконуром. Советский космодром располагался в районе станции Тюратам и так же обозначался в документах и на картах ЦРУ; название Байконур присвоили ему в 1961 г. с целью запутать противника, что было абсолютно бессмысленно, так как полигон Тюратам был найден и заснят самолетами-разведчиками U-2 еще в августе 1957 г. Китайскому полигону, обнаруженному на спутниковых снимках от 30 августа 1961 г., в ЦРУ дали название Шуанчэнцзы (Shuangchengtzu) по имени ближайшего крупного населенного пункта. В Китае он проходил под именами «в/ч 0029» и «20-я учебная база»; открытое название Центр космических запусков Цзюцюань было присвоено в 1985 г. также по названию города, но более отдаленного. От города Цзюцюань до «столицы» космодрома города Дунфэн по прямой 202 км – поменьше, чем от реального казахского поселка Байконур до станции Тюратам, но не сильно.
Впрочем, советские проектировщики имени Дунфэн не знали и называли место расположения штаба полигона и жилого городка 10-й площадкой, как и в Тюратаме. И если посмотреть на гуглокарту, то и сейчас можно заметить явное сходство в планировке города на Сыр-Дарье и города на Эцзин-голе (в китайской версии – Жошуй). Примерно в том же месте карты можно найти китайский аналог платформы Городская, с которой в 1960-е и 1970-е годы наверняка ходили мотовозы до крайней северной площадки №1.
Самое главное отличие состояло в том, что у нас железная дорога Оренбург – Ташкент проходила рядом с городом, а у них от 10-й площадки до линии Ланьчжоу – Урумчи было более 200 км. Поэтому строительство китайского ракетного полигона началось с прокладки железнодорожной ветки от станции Циншуй.
Приказ о перебазировании был подписан в феврале 1958 г., и уже 23 марта передовой батальон 10-й дивизии железнодорожных войск прибыл в Циншуй. С апреля по июнь шли рекогносцировочные и проектные работы по всей трассе. К строительству приступили 23 мая, разбив трассу на четыре участка для 49-го, 47-го, 46-го и 48-го полков 10-й дивизии. Дополнительно в ее состав были переданы один транспортный полк и 6-й батальон дорожного строительства Добровольческой армии и 2-й батальон дорожного строительства Гуанчжоуского военного округа. Кроме того, 3-я и 6-я дивизии железнодорожных войск направили по одной роте земляных работ. В работах участвовало свыше 6300 военнослужащих, которые выполнили на 2.47 млн м3 земляных работ, построили семь мостов, уложили 74 водопропускные трубы, построили 14 станций и уложили 304 км пути.
Прошло меньше года, и 27 апреля 1959 г. по линии прошел первый поезд. 15 декабря 1959 г. ее приняли в эксплуатацию, которую с 16 января 1960 г. осуществляло Управление железнодорожных перевозок 20-й учебной базы.

Вы не можете просматривать это вложение.
В городке железнодорожного батальона

Вы не можете просматривать это вложение.
Воинское приветствие спецпоезду

Вы не можете просматривать это вложение.
Путевые обходчики

В китайской Вики линия проходит под именем Цинлю (清绿), где первый иероглиф взят от названия Циншуй (清水), а второй – от Лююань (绿园). Второе название не имеет прямого отношения к делу, так как осталось в стороне от дороги, но в то же время довольно точно указывает на ее протяженность и конечный пункт.
Построенная линия и сегодня прекрасно прослеживается на гуглокартах. На ней множество прямых как стрела участков и совсем мало кривых малого радиуса – только при пересечении гряды холмов Якоу на 68 км и у мостового перехода через Жошуй на 192 км. Станции посажены через 15-20 км и поименованы, но с названиями беда – я нашел уже три неполных списка, плохо стыкующихся между собой. Ясно лишь, что первоначальные «идеологические» названия были со временем заменены именами с естественной привязкой. Между станциями имеются посты без путевого развития, обозначенные километровой отметкой. С точки зрения военных на дороге было 35 «точек», из которых 14 имели статус станций. По карте я насчитал чуть меньше – 33 объекта.

Вы не можете просматривать это вложение.Станция Циншуй в июле 2010 г.

Вы не можете просматривать это вложение.
Станция Шицюаньцзы на 53 км линии. Налево (на север) – станция Худунь, направо (на юг) – Ляньхуасы.

От Циншуя линия идет на северо-северо-восток и на отметке 113 км у станции Шанъюань (上元) переходит на восточный берег Эцзин-гола. На 147 км находится станция Хэдунли (河东里), рядом с которой к 1961 году был построен первоклассный военный аэродром Динсинь (鼎新) c 4100-метровой полосой; по сути это и есть «ворота» полигона – и воздушные, и железнодорожные. На 189 км расположена станция Дашули (大树里, буквально «большое дерево»), получившая свое имя по огромному евфратскому тополю и впоследствии передавшая его станции радиолокационных и оптических измерений. Интересная деталь: последний слог «ли» в оба названия привнесли вернувшиеся из Кореи добровольцы, привыкшие, что название любой деревни кончается на «ли». В китайском у 里 такое значение тоже есть, но не является основным.
Сразу после Дашули линия вновь переходит на западный берег реки и на отметке 228 км достигает 10-й площадки – сегодня это станция Дунфэн. Обходя город с севера, дорога далее минует 9-ю площадку и приходит на 7-ю площадку в 4 км от Лююаня. Конечную станцию Хэпинли (和平里, Мирная) сделали здесь в 1959 г. не случайно: на 7-й площадке строились монтажно-испытательные корпуса для ракет всех классов – баллистических, зенитных, противокорабельных – которые предстояло испытывать на полигоне.
Есть еще фотография с названием тупиковой станции Хантянь (航天), то есть Космос, в 8 км от Дунфэна. Вероятно, она была построена на ветке на 9-ю площадку.

Вы не можете просматривать это вложение.
Тупиковая станция Хантянь -- вероятно, на 9-й площадке

Опубликованная протяженность линии – 240.4 км; промер линейкой по Яндекс-карте от Циншуя до 7-й площадки дает 241.3 км. Подъездной путь тянулся отсюда чуть дальше, до 6-й и 13-й площадок. Конец линии хорошо виден на американских спутниковых снимках 1961 года и на схемах до февраля 1966 г. включительно; приписанные более северным станциям даты открытия в 1959 году являются результатом заблуждения. С другой стороны, еще в августе 1961 г. было найдено ответвление от 10-й площадки на юго-восток, которое в 1962 г. протянулось на 90 км и дошло до края песчаных дюн. Станций на нем никогда не было, зачем оно было построено и почему заброшено – не вполне понятно.
Лишь в 1966 году, когда развернулось строительство стартового комплекса для ракет типа DF-3/DF-4 на 2-й площадке, железную дорогу протянули еще на 30 км на север – добавились пост 250 км, станция у 4-й площадки (она же – Цзинганшань) и станция у 1-й площадки. На самом деле линия пошла и дальше, в сторону монгольской границы, достигнув станции Сайхан Таолай (赛汉陶来), которая в то время официально называлась Фаньсю (反修), что означало «борьба с ревизионизмом». Но этот участок уже не имеет смысла обсуждать в контексте истории космодрома. В апреле 2004 г. конечным пунктом 356-километровой дороги стала станция Цзянгоин в месте примыкания к вновь построенной обходной линии Цзяюйгуань – Цекэ.
В течение многих десятилетий линия Цинлю была единственным средством снабжения полигона и его объектов, а также транспортировки на космодром ракет и спутников. Для пассажирского движения служил военный поезд 301/2, который уходил с 10-й площадки ежедневно в 07:30 и спустя пять часов, в 12:30, прибывал в Циншуй, а вечером возвращался на космодром. Расписание это не менялось более полувека, однако с постройкой в рамках программы «Шэньчжоу» шоссе от города Цзюцюань до Дунфэна значение железной дороги снизилось, и в последние годы поезд 301/2 проходил по ней лишь три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу.

Вы не можете просматривать это вложение.
Станция Дунфэн ночью

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.
Посадка в военный поезд

Вы не можете просматривать это вложение.
И вот такие мотрисы тут тоже использовались

Вы не можете просматривать это вложение.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#31
В июне 2019 г. началось строительство новой магистрали Цзю'э (酒额), название которой составили из первых иероглифов в именах конечных пунктов – Цзюцюань и Эцзинаци. Ее первый пусковой участок от станции Цзюцюань до вновь построенной станции Дунфэн-Южный имеет длину 241.68 км, из которых первые 9.94 км перестроены из подъездного пути электростанции Хуанэн, 122.58 км построены заново и 109.15 км приходится на реконструированную часть линии Цинлю.
Вновь построенная часть начинается на станции Цзюцюань и идет через пост Маоаньхэ и станции Сучжоу, Цзиньта, Дачжуанцзы и Шанъюань. Сразу после нее она выходит на трассу старой линии Цинлю и, миновав станции Хэдунли и Дашули, приходит на Дунфэн-Южный. Дорога классифицируется как государственная неэлектрифицированная линия 2-го класса с проектной скоростью движения 120 км/ч.

Вы не можете просматривать это вложение.
Станция Цзюцюань в июле 2010 г.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.
Новый мост через Эцзин-гол (Жошуй)

Вы не можете просматривать это вложение.
На карте показаны:
Черным – старая магистральная дорога Ланьчжоу – Урумчи от станции Линьцзэ справа до станции Цзяюйгуань;
Красным – новая магистральная линия Ланьчжоу – Урумчи, проложенная параллельно существующей;
Зеленым – военная дорога Цинлю от Циншуя до 7-й площадки;
Бурым – ее продление в 1966 г.;
Синим – новый участок дороги Цзю'э от Цзюцюаня до станции Шанъюань и новая станция Дунфэн-Южный.

В девять часов утра 15 декабря 2021 г. последний поезд отправился со станции Дунфэн по линии Цинлю. На обратном пути из Циншуя он останавливался на каждой станции и у каждого поста, собирая служивших на них военных железнодорожников. В 22:30 все они прибыли в Дунфэн.
26 декабря специальный поезд №57001 проследовал по новой линии от Сучжоу до Дунфэна, а 28 и 29 декабря были запущены два регулярных пассажирских маршрута: от Ланьчжоу до Дунфэна и от Цзяюйгуаня до Дунфэна.

Вы не можете просматривать это вложение.
Первый поезд отправляется из Сучжоу

Вы не можете просматривать это вложение.
Первый поезд из Сучжоу прибыл

Вы не можете просматривать это вложение. Вы не можете просматривать это вложение. Вы не можете просматривать это вложение.

Судя по расписанию, ночной поезд K9671 отправляется с вокзала Ланьчжоу-Западный в 19:39, приходит в Цзюцюань в 04:33 и прибывает на станцию Дунфэн-Южный в 08:00 следующего дня. Вечером ему идти в обратный рейс, но зачем же время зря терять? Сменив номер на 7566/7, этот же поезд в 08:45 уходит в обратном направлении, проходит Цзюцюань и в 12:36 прибывает в Цзяюйгуань. В 13:15 он отправляется оттуда под номером 7568/5 и в 16:59 возвращается в Дунфэн-Южный. Наконец, в 19:20 под номером K9672 он уходит ночным рейсом через Цзюцюань на Ланьчжоу, куда прибывает на третий день в 08:01. В Ланьчжоу моется и экипируется в течение дня и вечером вновь принимает пассажиров. Два состава обеспечивают ежесуточное движение, причем на участке Цзюцюань – Дунфэн проходит две пары в сутки. Странно, однако, что даже в местном рейсе поезд делает только одну промежуточную остановку на станции Цзиньта; для кого же, спрашивается, строили и реконструировали остальные?!

Вы не можете просматривать это вложение.
Станция Цзиньта
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

И да, это не шутка: кладбище Дунфэна с могилой маршала Не Жунчжэня находится на площадке номер девять с половиной (9号半).
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Интересный фрагмент воспоминаний об отладке кода для сопровождения спутника на головной станции КИК на 28-й площадке в Цзюцюане...
 
Цитировать19687天文台陆本魁、顾继明等与西北计算所的三位同志奉命结伴同行踏上赴酒泉卫星发射中心的旅程。到了神秘的发射中心后,先在10号大本营,住进了当年供苏联专家住宿的招待所。我们和发射中心的同志为着一个共同的目标很快投入繁忙的工作由发射中心王方德等编制数据传输、接收和总联程序。
В июле 1968 г. Лу Бэнькуй, Гу Цзимин и еще несколько человек из нашей обсерватории, а также трое товарищей из Северо-Западного вычислительного института получили приказ выехать вместе в Центр запусков спутников Цзюцюань. После прибытия в таинственный Центр запусков мы сначала заселились в гостиницу на основной площадке №10, в которой когда-то имели обыкновение жить советские специалисты. Имея общую цель, мы и товарищи из Центра запусков быстро погрузились в напряженную работу. Ван Фандэ и другие сотрудники Центра запусков собирали процедуры передачи данных, приема и связи в целом.
在大本营工作一段时间后,就去28号发射第一颗卫星用的中心测通站,在108乙机上通程序。我们住在28号帐篷里,很拥挤,睡觉时人挨人,吃的差不多总是白菜、粗粉丝、土豆加点卤肉,周围一片沙漠,风沙很厉害,过着艰苦的军营生活,但我们苦中有乐,盼望着祖国卫星上天。这里的工作就是从实战出发完成既定任务。
Проработав довольно долго на основной площадке, мы отправились на 28-ю площадку, на центральную станцию измерений и связи первого спутника, чтобы перенести программу на компьютер 108B. На 28-й мы жили в палатке, очень тесной. Когда мы спали, люди лежали лицом друг к другу. Ели мы почти всегда капусту, лапшу из крахмала, картошку и немного тушенки. Вокруг была пустыня, ветер и песок доставали очень сильно. Мы жили трудной жизнью военного лагеря, но мы находили радость в тяготах и мечтали о спутнике для нашей страны. Мы должны были вступить в бой и выполнить поставленные задачи.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#34
Нашел детальное описание объектов 28-й площадки в 1968 году.

Цитировать28号测量站位于10号基地司令部西南43km,2号发射阵地西南77km处,建有一个连续波雷达主站、两个副站以及一个单脉冲雷达站。副站1和副站2分别在主站北面和西面2km的地方,单脉冲雷达站几乎处在主站和二个副站夹角的角平分线上,距离主站3km。每个站点都由测绘部门进行过认真的精确测量,保证准确的大地坐标。
Измерительная станция 28-й площадки была расположена в 43 км к юго-западу от базы на 10-й площадке и в 77 км к юго-западу от стартовой позиции на 2-й площадке. Она имела в своем составе основную станцию с РЛС непрерывного излучения, две вспомогательные станции и станцию импульсной РЛС. Вспомогательные станции 1 и 2 находились соответственно в 2 км к северу и в 2 км к западу от основной станции. Позиция импульсной РЛС находилась почти на биссектрисе угла, образованного основной станцией и двумя вспомогательными, в 3 км от основной. Каждую позицию тщательно и аккуратно промерила служба геодезии и картографии, чтобы получить точные геодезические координаты.

43 км вызывают законные сомнения, да и остальное на карту ложится так себе. Разве что развалины в 3 км на запад о Дашули, на берегу Эдзин-гола (Жошуй, Хэйхэ) могут тянуть на 2-ю вспомогательную станцию.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Цитата: Liss от 25.11.2022 11:30:05Нашел детальное описание объектов 28-й площадки в 1968 году.

Цитировать28号测量站位于10号基地司令部西南43km,2号发射阵地西南77km处,建有一个连续波雷达主站、两个副站以及一个单脉冲雷达站。副站1和副站2分别在主站北面和西面2km的地方,单脉冲雷达站几乎处在主站和二个副站夹角的角平分线上,距离主站3km。每个站点都由测绘部门进行过认真的精确测量,保证准确的大地坐标。
Измерительная станция 28-й площадки была расположена в 43 км к юго-западу от базы на 10-й площадке и в 77 км к юго-западу от стартовой позиции на 2-й площадке. Она имела в своем составе основную станцию с РЛС непрерывного излучения, две вспомогательные станции и станцию импульсной РЛС. Вспомогательные станции 1 и 2 находились соответственно в 2 км к северу и в 2 км к западу от основной станции. Позиция импульсной РЛС находилась почти на биссектрисе угла, образованного основной станцией и двумя вспомогательными, в 3 км от основной. Каждую позицию тщательно и аккуратно промерила служба геодезии и картографии, чтобы получить точные геодезические координаты.

43 км вызывают законные сомнения, да и остальное на карту ложится так себе.

Потому что все не так!!!
Потому что приведенное описание точно ложится на объект с центром в 40.7610°с.ш., 99.9054°в.д. западнее реки Эдзин-Гол, который на карте ЦРУ 1980 года имеет номер 18, а на современной гуглокарте идентифицируется как площадка 23. По сей день видны траншеи длиной по 2 км к выносным позициям на запад и север, видна площадка под импульсную РЛС на северо-западе, каменный выступ рядом с ней, где стояла калибровочная башня, видимая на космическом снимке 1969 года...

Вы не можете просматривать это вложение.
Фрагмент снимка DS1108-1087DF074_c от 10.12.1969, уменьшено в три раза

При этом современная станция Дашули на том же снимке также присутствует.
Вот и разбери их теперь...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

А слабо привязать к местности вот этот кадр из видео?

Вы не можете просматривать это вложение.

А он привязывается :-)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#37
28-я площадка к западу от станции Дашули и реки Эдзин-Гол (Жошуй).

Вы не можете просматривать это вложение.

Стрелкой отмечено место установки памятного камня. Согласно ЦРУшному описанию 1969 года, на площадке было два оптических телескопа (буквы O), так что описание ее как оптического пункта по программе "Дунфанхун" также корректно. 

А на выносной позиции в 3 км к северо-западу был установлен импульсный радиолокатор 154-IIB (буква R на снимке).

Вы не можете просматривать это вложение.

Вот этот:

Вы не можете просматривать это вложение.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Проблема с ЦРУшной схемой 28-й площадки и ее выносных позиций в интерпретации некоторых сооружений.

Вы не можете просматривать это вложение.
На северо-западной позиции Optical Tracking Device в действительности представлял собой импульсный радиолокатор 154-IIB, а Water Tank -- калибровочную башню.
Северная и западная позиции образовывали с центральной фазовый интерферометр, в траншеи был уложен соответствующий кабель. Как следствие, и на них вместо Optical Tracking Device следует читать РЛС. 
На центральной, вероятно, тоже, так как траншеи с кабелями аккурат к этому зданию и сходятся. Так что если здесь и размещалась оптика, то на каких-то других сооружениях.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

#39
Схема части площадок полигона Цзюцюань с указанием назначения.
На площадке 28 размещалась станция радиоизмерений этапа 154-I, а на объекте Дашули -- этапа 154-II.
Направление пуска обозначено стрелкой.

Вы не можете просматривать это вложение.

Фрагмент схемы полигона с 28-й площадкой, объектом Дашули и подчиненными площадками 14, 37 и 45.
К этому моменту в Дашули имеется уже три РЛС с обозначением 154 с разными дополнительными знаками, в которых пока не разобрался.

Вы не можете просматривать это вложение.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации