Perseverance (Mars 2020 rover) - Atlas V 541 - Canaveral SLC-41 - 30.07.2020

Автор che wi, 31.07.2014 20:22:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 8 гостей просматривают эту тему.

andr59

#4120
Цитата: Бугров от 06.04.2022 12:58:212. Но непосредственная причина двух последних аварийных завершений - не вертикаль, не лидар, а плоскостная составляющая. "Мало камушков" (смотрю на последний набор предпосадочных фото с мыльницы). Выход - перейти в более высокий коридор, чтобы "камешков" было больше. Впрочем, тогда они будут мельче...
Из статьи следует, что короткий 24 полет был запланирован в стратегии пересечения района ( план C ), и я ошибался по поводу расстояния, которое вертолет должен преодолеть в 25 полете - он установит рекорд 704 метра на северозапад, что на 80 метров больше рекордного до сих пор 9-го полета. Скорость 5.5 м/сек  - другой рекорд

https://mars.nasa.gov/technology/helicopter/status/373/balancing-risks-in-the-seitah-region-flight-24/

andr59

#4121
Общая схема вылета из Сейтаха:

Варианты маршрута марсианского вертолета из области "Сейтах": На этом аннотированном снимке с камеры HiRISE, установленной на борту орбитального аппарата НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), показаны три варианта маршрута для марсианского вертолета  Mars Ingenuity Helicopter при вылете из области "Séítah", а также расположение аппаратуры для входа, спуска и посадки (EDL). (Последние - зеленые точки)


Цитата: undefinedIngenuity продолжил свое путешествие к дельте реки в эти выходные, выполнив полет 24. Этот полет состоялся в воскресенье, 3 апреля, и данные были получены вечером того же дня. Этот полет был четвертым из пяти, которые Ingenuity совершит, чтобы пересечь область "Сеитах" кратера Езеро и прибыть в окрестности его дельты. Этот многоразовый короткий путь через Сеитах осуществляется для того, чтобы опередить ровер Perseverance, который в настоящее время с большим отрывом движется по более круговому маршруту в ту же область.

У команд Ingenuity и Mars 2020 большие планы на вертолет в дельте. Но сначала им нужно туда добраться, и перед полетом 24 необходимо было принять важнейшее решение о том, какой из трех различных планов полета дает наилучшие шансы на успешное прибытие в дельту.

На столе лежали три варианта:

--Вариант А: один длинный рейс.
--Вариант B: два более коротких рейса.
--Вариант C: очень короткий рейс 24, чтобы сделать длинный перелет из Сеитаха немного легче, чем вариант A.

Решая, какой из этих вариантов выбрать, команда Mars Helicopter должна была учесть множество факторов: тепловые, атмосферные условия, время полета, дрейф, места посадки и не отставание от марсохода. Мы рассмотрим каждый из этих факторов и то, какую роль они сыграли в общей оценке рисков и выборе решения.

Более подробно в очень большой статье:
https://mars.nasa.gov/technology/helicopter/status/373/balancing-risks-in-the-seitah-region-flight-24/

Примечание. Текущее положение вертолета Current Position дано до короткого 24 полета, который здесь указывается как 24.С

GUEST2021

-А кто нибудь знает, что на Марсе с кислородом,?. Американцы 3-и грамма получили и молчок.

Сломался аппарат, что ли?

Бугров

Цитата: andr59 от 06.04.2022 16:39:46
Цитата: Бугров от 06.04.2022 12:58:212. Но непосредственная причина двух последних аварийных завершений - не вертикаль, не лидар, а плоскостная составляющая. "Мало камушков" (смотрю на последний набор предпосадочных фото с мыльницы). Выход - перейти в более высокий коридор, чтобы "камешков" было больше. Впрочем, тогда они будут мельче...
Из статьи следует, что короткий 24 полет был запланирован в стратегии пересечения района ( план C ), и я ошибался по поводу расстояния, которое вертолет должен преодолеть в 25 полете - он установит рекорд 704 метра на северозапад, что на 80 метров больше рекордного до сих пор 9-го полета. Скорость 5.5 м/сек  - другой рекорд

Статья вообще наиболее обстоятельная из всех, которые когда-либо публиковались в "Докладах о состоянии" (Status reports) вертолёта. Это авторский дебют Бена Моррелла (Ben Morrell) - то ли обновили коллектив, то ли решили-таки выпустить на публику дельного человека. А то всё детский сад с твиттером от первого лица "я смотрела камушки и вертела задом"... надоело уж.

Часть моих предположений сбылась - возвращаются к штатному режиму оборотов. Часть - относительно аварийной природы сверхкоротких полётов - оказалась неверной: Моррелл объясняет их необходимостью... которую меня так и тянет оспорить. Статья вообще дает пищу многим "встречным вопросам". Но ими займусь не ранее, чем завтра.

Последнее, что радует - планы на 700-метровый перелёт. Выше я сокрушался, что "теряют фору", но исходил из 400 метров - а тут вон сколько!

Бугров

Цитата: andr59 от 06.04.2022 15:58:50
Цитата: Бугров от 06.04.2022 12:58:212. Но непосредственная причина двух последних аварийных завершений - не вертикаль, не лидар, а плоскостная составляющая. "Мало камушков" (смотрю на последний набор предпосадочных фото с мыльницы). Выход - перейти в более высокий коридор, чтобы "камешков" было больше. Впрочем, тогда они будут мельче...

Возможно опасаются того, что могут возникнуть ошибки в навигационной системе при полете над пересеченной местностью, которые могут привести к отклонению от курса и выходу за пределы расчетного эллипса при посадке, а ведь справа кратер.
Я имел в виду предыдущие, когда от кратера было далеко. Вместо излома по курсу перелететь правый "отрог" кучи напрямую. Поднялись на 10 метров на старте и перелетели бы 5-метровую возвышенность, оставив 5 метров под собой. Но уже неважно. В новой статье есть ещё кое-какие моменты, касающиеся температурных режимов, которые мне были неизвестны, и которые мне теперь надо внимательно изучить.

Бугров

Цитата: GUEST2021 от 06.04.2022 18:19:20-А кто нибудь знает, что на Марсе с кислородом,?. Американцы 3-и грамма получили и молчок.

Сломался аппарат, что ли?
Очень хороший вопрос.
Получили. Эксперимент, начатый в самом начале экспедиции, продолжался ещё энное число солов после объявления об успехе - вроде, надо было ещё какие-то параметры производительности подтвердить. На этом работу с "золотой коробочкой" (а золота в ней вроде немерено использовано) прекратили. Возят теперь как балласт. Печально, но такова судьба всех устройств, засылаемых в порядке proof of concept - "демонстрации технологий".

Гипотетически, коробочку можно было бы не отключать и провести проверку работы "на износ". Но сие дорого в плане расхода электричества.

andr59




Stanislav.s

Sol 400
Засыпанная грунтовая щель.


ABConymouse

#4130
Цитата: Бугров от 06.04.2022 11:11:32Пока сомневаются. Фил говорит, что пенсию свою на кон не поставил бы.
Теперь точно, крышка с парашютом.
 

andr59

#4131

Снимок парашюта с крышкой :
https://mars.nasa.gov/mars2020/multimedia/raw-images/ZR0_0401_0702535082_292EBY_N0191126ZCAM05100_1100LMJ
ЦитироватьThis image was acquired on April 6, 2022 (Sol 401) at the local mean solar time of 11:27:52.

andr59

#4132
Судя по всему, со дня на день вертолет совершит 25-й рейс из Сейтаха в дельту. Тому есть обоснования изложенные в большой статье Бена Морелла:

ЦитироватьPerseverance делает большие успехи на пути к дельте реки, и важно, чтобы Ingenuity не отставал, чтобы прибыть в дельту раньше ровера. Это необходимо по двум причинам: телекоммуникации и безопасность. Ingenuity поддерживает связь только с базовой станцией вертолета на Perseverance, поэтому ему необходимо находиться достаточно близко, чтобы иметь хорошую связь. С точки зрения безопасности идеально, если Ingenuity полетит впереди Perseverance, чтобы избежать пролета мимо или рядом с ровером, чтобы минимизировать риск любого близкого контакта в худшем случае.
Напомню, что план полета выбран, это план C, состоящий из двух частей.  Короткий полет 24.С на 47 метров выполнен, следующий полет 25.C выводит вертолет в дельту.

ЦитироватьРейс 25 - (план которого) был передан вчера ( 4 апр) (с Земли) - отправит Ingenuity на 704 метра на северо-запад (почти на 80 метров дальше, чем текущий рекорд - рейс 9). Скорость вертолета у поверхности составит около 5,5 метров в секунду (еще один рекорд), и мы рассчитываем пробыть в разреженном марсианском воздухе около 161,5 секунды.

До встречи на дельте!

Напомню, что с 24 -м рейсом вертолет вернулся к  скорости вращения роторов в 2537 оборотов в минуту, и полет начнется в 09:30 по местному времени.





Бугров

#4133
Цитата: andr59 от 07.04.2022 17:32:27Судя по всему, со дня на день вертолет совершит 25-й рейс из Сейтаха в дельту.
Тянуть уж больше некуда. 4-го план перекачали, сегодня уже 8-е... может, через часик-два появится и JSON, и привязанная к нему карта. Честь публикации нового скриншота оставляю за Вами )), а сам займусь обещанной критикой статьи Бена Морелла.

Цитировать«...и важно, чтобы Ingenuity не отставал, чтобы прибыть в дельту раньше ровера».
... о чём я тоже писал несколько дней назад. Но - не сросся этот план. Как всегда опережая долго спящую Америку, французы уже выложили диспозицию на 402-й сол.



Не лучший вариант карты (это дебют француза в роли картографа), но суть ясна: ушла вперёд и сама Перси, и перспектива обогнать её. Остаётся только "подкупить" Кена Фарлея (главного учёного экспедиции) каким-нибудь артефактом, чтобы задержать Перси хотя бы на денёк-два.

Вместе с вами и со всеми - жду новостей о 25-м рейсе.

Бугров

#4134
Цитата: andr59 от 06.04.2022 17:04:16Общая схема вылета из Сейтаха:
В дополнение к "официальной" карте НАСА - трассы, высоты и зоны видимости от герра Тау.


В своём пояснении предельную укороченность 24-го рейса он оправдывает тем, что-де вертолёт в результате вышел на позицию, с которой открывается ничем не перекрываемый "вид" от вертолёта на область, обведённую голубым кружком:
ЦитироватьThe short flight on sol 398 has a beneficial side-effect. It opened a window (blue circle) of unobstructed radio link from the helicopter's current position AND the planned landing position to the planned rover traverse.

"Пусть так", - подумал я и перевёл глаза на точку "398", с которой осуществлялись коммуникации по ходу полёта. - "Ба-а! и как это только им не помешали "зубчики" на кольце кратера!"



Получается, что с места стоянки Перси на 398 сол вертолёт был "виден" в очень узкий прогал между "зубчиками короны" кратера (красные линии). Пролети вертолёт метров хотя бы на 50 дальше - "радиограммы о посадке" принять от него было бы уже невозможно. Скрылся бы, как в прошлый раз.

Впрочем, щёлочка была не единственной. Другая находилась в пределах 300 метров от старта (зелёные линии). Дополнительно гарантировать связь можно было бы, взяв чуть правее и сев на самом кольце кратера, повыше. Так вот откуда эта идея альтернативного пути "Option B" (оранжевые линии на официальной карте)?

Однако об этом Бен Морелл не пишет. Ограничивается тем, что "Option C" чуток легче (slightly easier), чем "Option A". Так что если бы не Герр Тау с его картами рельефа, так и остались бы мы в полном недоумении.

andr59

Цитата: Бугров от 08.04.2022 16:47:09В своём пояснении предельную укороченность 24-го рейса он оправдывает тем, что-де вертолёт в результате вышел на позицию, с которой открывается ничем не перекрываемый "вид" от вертолёта на область, обведённую голубым кружком:
Короткий рейс должен был состояться потому что он сократил длительность длинного рейса до безопасных 160 секунд в воздухе. А во-вторых, посадка после 47 метров которые преодолел вертолет вписывалась в посадочный эллипс рассчитанный для посадки в финале 23-го рейса, то есть опять же, была обеспечена безопасность вертолета во время промежуточной остановки.


Посмотрим, как оно пойдет.

Бугров

#4136
Цитата: andr59 от 08.04.2022 17:52:16Короткий рейс должен был состояться потому что он сократил длительность длинного рейса до безопасных 160 секунд в воздухе.
Здесь вместо "безопасных" более подходит "максимально допустимых", где предел продолжительности задан нагревом ротора.

Цитата: andr59 от 08.04.2022 17:52:16А во-вторых, посадка после 47 метров которые преодолел вертолет вписывалась в посадочный эллипс рассчитанный для посадки в финале 23-го рейса, то есть опять же, была обеспечена безопасность вертолета во время промежуточной остановки.
Здесь вместо "безопасности во время остановки" лучше сказать "условия посадки и качество площадки" (включающее в себя возможность устойчивого радиообмена). И вот в этом месте возникает впечатление, что конечная точка всей серии перелётов - какая-то священная корова, которую нельзя сдвинуть ни на метр, каковы бы ни были итоги по предыдущему перелёту. Качество грунта на пологих пространствах осыпей дельты - идеальное, и путевые фото это подтверждают. Трассы обоих аппаратов сходятся под острым углом, "уход в сторону" не грозит. Почему бы вместо 47 метров не пролететь 300, уложившись при этом в минимальные 130 секунд? Если есть техническая возможность пролететь дальше, надо её использовать, чтобы сократить отставание по расстоянию.

Но раз этого "надо" не случилось, надо искать причину, почему. Ни священных коров, ни заговоренных мест посадки на Марсе не бывает )). И вновь на ум приходят факторы состояния атмосферы (а может, и "железа"?), которые оказались хуже ожидавшихся. Посмотрите на подпись и на самом синем графике, и под ним:

  • На графике: March 2022 - return to 2537 rpm / 170 s
  • В подписи под ним в теле самой статьи: — predict that air density will be high enough in late March.

Из чего следует, что график был подготовлен в середине марта для публикации в приложении к отчёту об одном из предыдущих полётов. Март прошёл, отчёта не дали, опубликовали 5 апреля, а подписи менять не стали. Задержка всей серии перелётов налицо. Причина ИМХО - что-то не позволило вовремя вернуться к штатным 2537 rpm. Что самое интересное, ни в одном источников я не вижу подтверждения, что таки обороты снизили. Только намерения; констатации факта нет (или я пропустил?)

В том, что в конце концов намеченное осуществится, сомнений нет. Но когда именно - на то воля Марсова )))

andr59

Цитата: Бугров от 08.04.2022 18:38:48Задержка всей серии перелётов налицо. Причина ИМХО - что-то не позволило вовремя вернуться к штатным 2537 rpm. Что самое интересное, ни в одном источников я не вижу подтверждения, что таки обороты снизили. Только намерения; констатации факта нет (или я пропустил?)
О 2537 оборотах в 24 полете мы узнали от Бена Морелла. По крайней мере ранее я не видел этой информации.

Может быть пропустил...

Stanislav.s

По поводу дальности связи между Коптером и Ровером.
Как мы уже знаем используется модуль радиоканала Siflex02.
Стандартный модуль имеет мощность 250 мВт судя по даташиту
и при стандартной антенне дальность минимум 2 км.









Перевод гласит:

Его выходная мощность составляет 250 мВт, что обеспечивает дальность действия на несколько миль
в наружных применениях.

Также мы знаем что в реально используется модифицированный радиоканал повышенной в 3 раза
мощности Siflex02-HP, даташит также прилагаю.


andr59

Появились данные о пробеге ровера за 402 сол ( 7апреля ) - 180,35 м, общий пробег - 8,15 км
Теперь он находится здесь:

Карта М20.

Вертолету пора покидать Сейтах.