История Н1-Л3

Автор Шамс, 25.02.2022 15:19:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Шамс


Бертикъ

Цитата: Шамс от 25.02.2022 17:25:56Так вот еще.
ИЗДЕЛИЕ 11Ф93. Э4140-602. СХО-22. ИЗМЕРЕНИЕ ПЕРЕГРУЗОК НА МАКЕТЕ Э4140-212 НА ИЗД. НОМЕР 1-3. СХЕМА ОБЩАЯ. 1971.
ИЗДЕЛИЕ 11Ф93. ПЛАН-ГРАФИК ПГ93-100А ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ СИСТЕМ УЗЛОВ ПРИБОРОВ И АРМАТУРЫ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛКИ ИЗДЕЛИЯ НОМЕР 6А. 1970.

Вот это тоже интересно:
ИЗДЕЛИЕ 11Ф93. ВЫПУСК ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОСТАВКА АППАРАТУРЫ ПО СИСТЕМЕ 4880, ВКЛЮЧЕННОЙ В СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ 17К НОМЕР 3. ПЛАН-ГРАФИК. 1970.

Предположу следующее. 11Ф93 начиная с №7 предназначались для пилотируемых полетов. Поэтому для отработочных пусков Н-1 стали изготавливать дополнительные автоматические корабли с литерой А и А1.
Кстати, на каких-то фото я видел обозначение то ли А, то ли А1.
6А1 находится (находился?) в космическом колледже в Королеве.
6А2 (или только СА) - в ВИКА Можайского в Питере.
И у 11Ф94 были подобные номера - 7А в Энергии и 7А1 в первомайском арсенале.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

Про СТЭУ где-то было упоминание. Но никто не описал что да как.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Старый

Цитата: Шамс от 04.03.2022 18:50:13Документ «Программа научных исследований на лунных кораблях Л3 на 1970-75 гг.». Ф.213 Оп.6-6 Д.200.
Какова дата этого документа? 

 И хорошо бы всётаки документы о состоявшихся пусках а не о громадье планов.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

Цитата: Шамс от 05.03.2022 03:44:05Меня все больше интересует назначение 11Ф92. Между облетом Луны 11Ф91 и посадкой (связка 11Ф93 и 11Ф94) должно быть пребывание на ОИСЛ. Может быть именно так задумывался 11Ф92, но пока у меня нет документального подтверждения этому.
Справа. Последние два абзаца 



Pavel

#5
Цитата: Шамс от 05.03.2022 06:47:33Я вижу, что это книга, вижу РГАНТД,
Далее я не могу разобрать.
Что это за книга?
Я вижу впервые.
Можно от Вас получить более полную информацию?
Может это Шубин?
Это моя книга, что я выпустил пару лет назад небольшим тиражом

Здесь про нее подробнее:
https://pilot-pirks.livejournal.com/135172.html

Не смотря на название я специально запихнул туда этот документ Мозжорина. Так как в нем как раз было описание программы полета 11Ф92.   Правда я пока так и не понял, как 11Ф92 должен был сходить с орбиты ИСЛ. По логике при помощи "Блока Д".

К сожалению,  как я понял за прошлые годы, специалистами в РКТ моя работа игнорировалась. А жаль.

Кстати. Еще у меня такой альбом есть

https://pilot-pirks.livejournal.com/117914.html

В нем есть и подробный график планируемых пусков Н1-Л3 с описанием нагрузки каждой ракеты. И мы явно шли по нему. Хоть и со срывом всех сроков

Старый

Цитата: Шамс от 05.03.2022 02:13:53Кстати, сегодня, а не уже вчера, когда поехал домой, на станции метро Калужская мимо меня прошел Лев Зелёный. Лицо у него было мрачное.
Ну он же патентованый либерал.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bart Hendrickx

ЦитироватьМеня все больше интересует назначение 11Ф92. Между облетом Луны 11Ф91 и посадкой (связка 11Ф93 и 11Ф94) должно быть пребывание на ОИСЛ. Может быть именно так задумывался 11Ф92, но пока у меня нет документального подтверждения этому. Хотя выглядит вполне логично. ЛК нет, значит можно увеличить ресурс СЖО, запасы продуктов питания и воды, а в БО установить фотоаппаратуру. Наверное, как минимум неделю корабль смог бы летать на ОИСЛ.
11Ф92 был без бытового отсека. Он состоял из корабля 7К-Л1 с дополнительным отсеком двигателей ориентации комплекса (ДОК) от ЛОКа.


Из фотоальбома РКК Энергия (1994 г.):

Вы не можете просматривать это вложение.

Кстати, слева, возможно, видна полезная нагрузка для Н1 N°5Л.




ЦитироватьНесмотря на название я специально запихнул туда этот документ Мозжорина. Так как в нем как раз было описание программы полета 11Ф92.   Правда я пока так и не понял, как 11Ф92 должен был сходить с орбиты ИСЛ. По логике при помощи "Блока Д". 

В дневнике Мишина можно найти программу полета Н1 N°3Л. 

http://militera.lib.ru/db/0/pdf/mishin_vp01-2.pdf  
(стр. 192-193, запись от 10 февраля 1969 г.)

Вы не можете просматривать это вложение.

Если правильно понимаю:
- на ОИСЗ : 1 сутки
- перелет на Луну: 3,3 суток
(1-е включение Блока-Д на расстоянии 250.000 км,
2-е включения Блока-Д для торможения у Луны)
- на ОИСЛ : 1,0 сутки
(3е включения Блока-Д для разгона к Земле)
- перелет на Землю : 4,2-4,4 суток
(две коррекции с помощью КДУ)

Видимо, выведение на ОИСЛ не считалось большим приоритетом. Если бы запуск не состоялся до 24 февраля, был запланирован полет в варианте «Зонд», т.е. уже не в направлении к Луне.  

(стр. 197):







Цитировать– 21.II.69 – 12h17m7s 
– 22.II.69 – 13h09m47s      ИСЛ
– 23.II.69 – 13h54m03s
– 24.II.69 – 8h18m03s (Зонд)

KL

Цитата: Шамс от 10.08.2022 23:49:28На американском LM люк открывался внутрь и вбок.
Нигде не могу найти, как открывался люк в ЛК.
Самое интересное, что я видел ЛК в МАИ, будучи студентом.
Залезал внутрь ЛК, который был в Тамбове.
Помню, что всё скрипело подо мной.
Я тогда еще подумал, хоть бы чего-нибудь не сломать.
А вот как крепился люк - совсем не помню.
Сереж, люк в ЛК, наверняка, тоже открывался внутрь, чтобы внутренним давлением его прижимало к шпангоуту, а не отрывало наружу (как на Кванте-2)

aaa

Коллега передает привет.


Nick Stevens

Цитата: Шамс от 01.08.2022 22:01:54ЛКИ Т2К №1

Доступны ли такие документы для других миссий t2K?


космосмурф

#12
Здравствуйте!
В рамках работы над документальным фильмом про Н-1, у меня появилось несколько фундаментальных вопросов об этой программе.
Первая часть данного документа посвящена азотным, гелиевым и фреоновым бакам ракеты-носителя. В конце этого документа я также задаю несколько более общих вопросов о Лунном корабле.
Прежде всего, данная схема из книги «Средства выведения космических аппаратов»:


Рис. 1


Дополняя информацией из книги «Незабываемые космические программы», из схемы понятно, что смеситель (CмГ) направляет смесь гелия и горячего керосина для создания давления в баке с керосином, и что теплообменник (TOK) испаряет кислород, чтобы создать давление в баке кислорода. Кроме того, гелий также используется для генератора электричества ЭРС (электрическое разъемное соединение), а азот используется для создания давления в уплотнителе турбонасоса двигателя НК-15 и для работы клапанов двигателей. Примечателен еще один момент из этой же книги: азот используется для продувки трубопроводов верхних ступеней непосредственно перед тем, как происходит их запуск (в Блоке А находятся баки с азотом для продувки Блока Б, в Блоке Б – баки с азотом для продувки Блока В и т. д.). Наконец, начиная с Н1-6Л, в нижней части (рядом с моторами) находятся баки с фреоном для непрерывного заполнения секции с двигателем во время взлета и для аварийной системы в случае пожара.
Вот вкратце о том, что я знаю о вторичных пневматических системах Н-1. Зная это, мне трудно понять, где именно в носителе находятся эти вторичные баки. Я располагаю следующими элементами по данному вопросу, которые основаны на схемах носителя:
Рис. 2

Данная фотография предположительно сделана изнутри Блока А (без указания точного месторасположения: между двух главных баков или в хвостовой части), где видны два разных типа баков:
Рис. 3

Важная информация: согласно этим фотографиям, на которых показаны трубопроводы керосина, которые проходят в обход кислородного бака, существует магистраль газа или жидкости, которая циркулирует от нижней части Блока А к верхней части (или наоборот):
Рис. 4
Еще один момент, который стоит отметить: в двигателе НK-15 (в отличие от НK-33) не было сферического азотного бака, входящего в двигатель, для клапанов или для уплотнителя турбонасоса, поэтому они должны были находиться снаружи (возможно, это бак 2 или 3 на рис. 2?).
Здесь нет ни одного сферического азотного бака перед полетом 3Л:
Рис. 5
Однако, в двигателе НK-33 эти 2 отдельных бака (один для клапанов и кранов, другой для уплотнителя турбонасоса) были встроены в двигатель:
Рис. 6

Наконец, вот верхняя часть Блока Б, где видны соединения между Блоком Б и Блоком В:
Рис. 7
Исходя из вышесказанного, я выдвигаю следующие временные гипотезы:
- В двигателе НK-15, вероятно, были азотные баки, прикрепленные где-то в нижней части Блока А?
- Сферические баки гелия также находятся внизу (вероятно, типа T2, рис. 3), так как гелий должен соединять кислые газы и немного керосина в смесителе? Тем не менее, есть только один трубопровод, который идет к верхней части блока (рис. 4): я предполагаю, что это трубопровод «теплого» газа, который соединен с выходом смесителя (кислород, испаренный керосин и гелий), который будет создавать давление в керосиновом баке.
- Этот трубопровод наддува обязательно должен быть подсоединен к верхней части верхнего бака (по причине расслоения). Либо путем циркуляции вдоль изоляционного материала, установленного на керосиновом баке, но я так и не нашел изображения, которое могло бы подтвердить это, или путем прохождения через конструкционные трубы внутри бака, представленных на схемах выше. Возможно ли это?
- Одна из гипотез состоит в том, что баки типа T2 (рис. 3) между баком с керосином и баком с кислородом могут быть баками с азотом, которые служат только для продувки двигателей верхней ступени перед их запуском?
- Альтернативная гипотеза: смесители, а также гелий находятся в верхней части (между баками жидкого кислорода и керосина), и это кислотный газ, который поднимается по некоторым трубопроводам (рис. 4), а другие трубопроводы, идущие вверх, предназначены для керосина. И поскольку эти смесители не видны на фотографиях или технических чертежах НK-33, их перемещение в другое место в пусковой установке вполне вероятно. В верхнюю или нижнюю часть блока? С другой стороны, если в верхней части располагаются баки гелия, я абсолютно не знаю, где находятся азотные баки, которые должны осуществлять продувку верхней ступени. Также наверху?
- Я не знаю, где именно находятся фреоновые баки. Я знаю только, что они находятся близко к двигателям. Есть ли у Вас информация по этому поводу?
- Знаете ли Вы, что это за элемент, обведенный зеленым на рис. 2? Электрические разъемные соединения?
Вот с чем я совершенно не разобрался, так это с фотографией, представленной ниже, на которой кажется изображена внутренняя часть Блока Б, где хорошо видны небольшие баки типа Т1 в верхней части, но там же находятся и большие белые баки (я их называю баки типа Т3), о которых я вообще не имею понятия:
Рис. 8
Я нашел несколько версий, объясняющих работу ЭРС (электрическое разъемное соединение). Отрывок из книги «Незабываемые космические программы»: «К сказанному следует добавить то, что турбогенераторные источники, которые снабжали электроэнергией РН во время полета, установленные на первой и третьей ступенях, обеспечивались питанием (газообразным гелием), а также средствами ПГС (баллоны, арматура, разъемные соединения)».
Далее читаем: «В качестве бортовых источников электропитания служили турбогенераторные источники (ТГИ), устанавливаемые на блоках А и В. Подача электропитания на борт довключения бортовых источников производилась через кабель-мачту и электрическое разъемное соединение (ЭРС), устанавливаемое на блоке А. Электрическая связь блоков производилась с помощью ЭРС, устанавливаемых на донной защите блоков Б и В».
Наконец, в документальном фильме КБОМ «Стартовый комплекс ракеты Н1-Л3» сообщается: «Для [...] системы энергопитания корабля, вдалеке от стартовой позиции создан специальный пункт перелива жидкого водорода», что заставляет, напротив, думать о топливном элементе. Я не до конца понимаю, где и как функционируют эти ЭРС.
К сожалению, после прочтения у меня появляется много гипотез и мало ответов.


Итак, я могу резюмировать свои вопросы следующим образом:
- Где именно в блоках находятся баки азота, гелия и фреона?
- Где находятся смесители двигателей НK-15? Какой путь проходит газ, который впрыскивается в верхней части бака с керосином?
- Где и как работают ТГИ? Откуда поступает газ, который питает ТГИ?
- Какая жидкость или газ проходит через трубы на рис. 4? В каком направлении?
- Каковы различные соединители между ступенями на рис. 7?
- Что это за большие белые баки (тип Т3) на рис. 8?

Кроме того, у меня есть несколько более общих вопросов о комплексе Л3:
- Как Блок Д вместе с ЛК отделялись от головного обтекателя, который покрывал их до спуска на Луну во время отделения от ЛОК? Происходило ли скольжение обтекателя по рельсам, или обтекатель раскрывался на две части?
- В книгах, кажется, описывается маневр «мертвая петля», который совершал ЛК непосредственно перед сбросом Блока Д. Не могли бы Вы, пожалуйста, рассказать подробнее? Действительно ли ЛК находился в перевернутом состоянии на высоте нескольких сотен метров? Какова была точная цель этого маневра? Выполнялось ли это вручную или автоматически?
- Какой вид компьютера был установлен в ЛК? Цифровой или аналоговый?
- Цвет T2K был зеленым с некоторыми белыми частями. Почему было использовано два разных цвета? У настоящего ЛК были бы такие же цвета, или он был бы полностью белым?
- Почему в ЛК был использован эрголь длительного хранения, а не криогенный, как в Блоке Д?
- Во время двух последних запусков Н-1, на борту были ненастоящие  ЛК. Что именно это было, симулятор массы? Были ли у них какие-либо инструменты на борту?

Это ключевые вопросы о ракете-носителе Н-1 и комплексе Л3, и без этих основных элементов я не смогу закончить свой документальный фильм.

С уважением,
Грегори

Nick Stevens

Кажется, я помню, как читал, что ко времени 3-го и 4-го запуска N1 люди, работавшие над лунным посадочным модулем, сомневались в ценности взрыва их работы в атмосфере Земли...

Старый

Цитата: TechSpatiales от 14.08.2022 12:15:33- Где и как работают ЭРС? Откуда поступает газ, который питает ЭРС?
ТГИ?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

космосмурф

Цитата: Старый от 14.08.2022 14:41:34
Цитата: TechSpatiales от 14.08.2022 12:15:33- Где и как работают ЭРС? Откуда поступает газ, который питает ЭРС?
ТГИ?
Да, я поправил свой текст. Спасибо.

Шамс

#16
Испытания "Кречета" в Ту-104ЛЛ:
Испытания скафандров для выхода на поверхность Луны, советская лунная программа. - YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=emNQ9aAg8lQ

Дмитрий В.

Цитата: Шамс от 30.09.2022 18:40:02Вход и выход из макета ЛК.
https://vk.com/video/@obitayemyy.kosmos?z=video-175426627_456239032%2Fclub175426627%2Fpl_-175426627_-2
Какой всё же ЛК маленький. Не зря он изначально назывался "Лунная кабина", а вовсе не "корабль".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Шамс от 21.11.2022 15:32:43В выписке из протокола № 38 заседания Госкомиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 от 3 июля 1973 г. (Ф. 213.) приведены результаты анализа и заключение о причине аварии Н1-Л3 № 7Л. В документе говорится, что «авария Н1-Л3 № 7Л произошла в результате повреждений в хвостовом отсеке блока «А», вызванных разрушением двигателя 11Д51 №4. Причиной разрушения этого двигателя явился разгар насоса окислителя. Предположительной причиной разгара насоса окислителя могло быть разрушение радиально-упорного подшипника вследствие отрыва головок заклепок его сепаратора или нарушение баланса осевых сил ротора турбо-насосного агрегата (ТНА) при износе элементов узлов уплотнения, или разрушение шнека БДО». Версию о том, что причиной аварийного исхода испытания явились сильные продольные колебания, возникшие после резкого одновременного отключения на времени 94,45 секунд шести центральных двигателей с общей тягой более 900 тонн, Госкомиссия отклонила, как неподтвержденную результатами исследований.

Как расшифровать БДО? Надо срочно. Сегодня нужно сдать статью!
Там нет опечатки? Может, БНО- бустерный насос окислителя? ::)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ОАЯ

#19
Бустерный Двухступенчатый Окислителя - мой вариант.

Одно но - после поиска не встретились описания Двухступенчатого шнекового. Все турбинные. Или комбинированные Турбина + шнек через магнитный редуктор... Как-то так.

И вот что странно. Дальше разрабатывался следующий двигатель. Все неисправности были связаны с турбонасосом во время испытаний. Вряд ли принцип и конструкция очень сильно изменились. Должна быть масса заключений экспертиз по авариям во время испытаний...