Не режьте последний Буран

Автор Инженер проекта, 04.02.2022 18:20:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex-DX

Цитата: Бертикъ от 05.02.2022 19:53:06Если бы был реальный вариант переброски буранов "одним куском" из Москвы на Байконур кроме воздушного на спине самолета-носителя, не стали бы разработчики заморачиваться с созданием Атлантов и Мрии.
Потому что они срочно запускали в космос, использование  ВРДУ  затягивало старт. Но в последствии его планировали установить. 


ЦитироватьОднако при всех выгодах наличие ВРД породило и ряд существенных проблем:
- сами ВРД было необходимо либо серьезно дорабатывать для того, чтобы двигатели могли безвредно переносить ракетный старт и длительное воздействие факторов космического полета (космического вакуума, перепадов температур и т.д.), либо организовывать защиту от вредных воздействий;
- возникали серьезные технические проблемы, связанные с запуском двигателей в разреженных верхних слоях атмосферы на большой скорости (необходимость подпитки кислородом и т.д.) при возвращении корабля после космического полета. Решение всех проблем, равно как и доработка двигателей, приводила к росту стоимости и существенному увеличению сложности и сроков доводочных работ;
- наличие на борту двух ВРД требовало оснащение штатного орбитального корабля дополнительными авиационными системами (топливной с запасами керосина на борту, системами управления двигателями, пожаротушения и др.), что наряду с весовыми потерями и изменениями центровки уменьшало эффективность ОК как транспортоного средства.
Установка двух "штатных" ВРД на орбитальном корабле "Буран" (но не их запуск при возвращении из космоса) была отработана в реальных атмосферных полетах на самолете-аналоге БТС-02 ГЛИ (Большое Транспортное Судно второе для Горизонтальных Летных Испытаний). Двигатели размещались в специальных, несколько утопленных в фюзеляж мотогондолах, оборудованных закрывающимися крышками и покрытых штатной плиточной теплозащитой.

Бертикъ

При чем здесь эти сомнительные планы?
Вы здесь обсуждаете установку ВРД на космическую машину, которая не была на это рассчитана, и, кроме того, простояла 30 лет в неотапливаемом ангаре в условиях субконтинентального климата, для превращения ее в лайнер, способный пролететь 2000 км.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

АниКей

Цитата: Инженер проекта от 05.02.2022 18:10:36Там на Капии ещё каспийский


tass.ru

Установка на постамент ракетного экраноплана "Лунь" началась в Дербенте



МАХАЧКАЛА, 3 февраля. /ТАСС/. Установка уникального и единственного в мире ракетного экраноплана проекта 903 "Лунь" началась в парке "Патриот" в Дербенте. До места постоянной дислокации осталось 89 м, сообщил ТАСС в четверг руководитель пресс-службы мэрии Дербента Тельман Раджабов.
Цитировать"В парке "Патриот" в Дербенте начата работа по установке экраноплана "Лунь". Учитывая вес в 280 тонн и его уникальность, буксировка экраноплана проводится предельно аккуратно во избежание повреждений. Для этого под судном накачены пневматические ролик-мешки. До места постоянной дислокации экраноплану осталось 89 м", - сообщил Раджабов.

Отмечается, что к процессу установки привлечены бригада из десяти человек и три единицы тяжелой техники. Планируется, что "Лунь" станет центральным экспонатом дербентского парка "Патриот". При этом общая площадь самого парка, где ранее также были установлены истребители МиГ-24, составит 204 тыс. кв. м.
Уникальный объект, получивший на Западе название "Каспийский монстр", был создан на заводе "Волга" и являлся единственным полностью построенным кораблем проекта 903 из восьми планировавшихся. Экраноплан предназначался для борьбы с надводными кораблями с использованием противокорабельных ракет "Москит". Главной целью ракетоносца были объявлены авианосцы. Экраноплан "Лунь" благодаря высокой скорости движения (500 км в час) и незаметности для радаров мог подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.
Высота полета экраноплана - от 1 до 5 м. Дальность полета - до 2 тыс. км. Программа строительства экранопланов была свернута с распадом СССР.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать17 мая 2021, 08:02
 
Доехать до Дербента ради Луня
Расскажу вам сегодня о красавчике "Лунь", ради которого мне и хотелось в Дербент. Несмотря на сильнейший ветер и летящий в лицо песок мы таки дошли до экраноплана. Он просто невероятный! Мощный, красивый и гордый. Впечатляет невероятно! особенно в нынешней своей локации и природном окружении.

Застать "Лунь" в гордом одиночестве не удалось, на 9 мая тут было настоящее паломничество. Но погода людей разгоняла быстро - песок в лицо это не очень приятно как то.
Спойлер


Их должно было быть 8 шт. - ударных экранопланов-ракетоносецев проекта 903. Но стал единственным и неповторимым, созданным в 80-е, время внесло свои коррективы. Точнее - есть ещё так и недостроенный тогда же до конца "Спасатель", но он уже начал создаваться именно как спасательный, а не военный экраноплан.

Строить начали эту махину в 1983 году на заводе «Волга» в Н.Новгороде, и уже через 3 года перевели в Каспийскую флотилию. Далее сведения расходятся - то говорят, что последний полет состоялся в 1989 г., то - опытная эксплуатация началась лишь в 1991 году. И с тех пор пылился на заводе «Дагдизель» (в портовой его части) в Каспийске. Нынче перебазировался на пляж примерно в 17 километрах от Дербента. В прямом смысле слова на пляж - ну вы и по фото это видите. Ориентир для доезда - с. Арабляр. Но вообще-то мы просто набрали в Яндекс.навигаторе слово "Лунь". Помогло. Можно от Дербента и такси взять, рублей в 500 уложитесь.

Транспортировка (точнее - буксировка) из Каспийска под идею создания в этом месте парка "Патриот" далась нелегко, и длилась аж 14 часов. Красиво так, с 2-мя кораблями сопровождения, с 3-мя буксирами, на резиновых понтонах. Эх, жаль не видела это зрелище!
При этом подготовительные работы процесса заняли 2 недели. А вот с буксировкой непосредственно на берег оказалось все намного сложнее - из-за разбушевавшейся погоды и технической сложности растянулась эпопея на несколько дней. В ход пошли тросы, надувные подушки и железнодорожные тележки. Поговаривали, что экраноплан дал течь, а тросы вообще не справлялись с поставленной задачей.


Сейчас для "Луня" сделали что-то типа постамента, но до конца так и не затащили на него.

Однако и в воде он уже не находится. Ну то есть ни вашим, ни нашим. Парк обещали открыть в 2022 г. Почему-то мало верится... то есть парк не просто "не достроен", строительство как таковое и не начиналось. Просто свалить технику на берег моря - не равно сделать парк.
Ну и о финансовой составляющей: процесс транспортировки «Луня» на дикий, совсем дикий, пляж стоил "всего" 6 000 000 руб., и платил типа не бюджет, мэрия говорит о каких-то иных источниках финансирования. Мэра Дербента грозился сделать "Лунь" не только центральным объектом нового парка, но и создать на его базе компьютерный тренажер. Ну-ну... что тут еще скажешь глядя на нынешнее состояние?

С "Патриотом" тоже пока особо не сложилось. Да, есть еще рядом парочка истребителей и вертолет в весьма грустном состоянии, еще что-то.



Однако парком и не пахнет. Зато есть кафе и палатка с квасом. По доброй традиции - без туалетов. Зато есть табличка об опасной зоне. Но кого это останавливает?

Зачастую можно услышать - "Каспийский монстр". Но, как я понимаю, это не совсем верно. Точнее - совсем не верно. По информации в сети "Каспийским монстром" называли проект 902.
Позиционировался "Лунь" как универсальное средство против любых надводных сил противника, существовавших на то время.
Внешне напоминает большой транспортный самолёт – длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение. Но принцип полета другой, основан на эффекте экрана, подсмотренном у птиц, в частности - у чаек. Все в том же инете можно найти следующую инфу: "При горизонтальном полёте встречный поток воздуха ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло. При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы".
Основная высота полёта экраноплана в режиме экрана до 10 м, может летать и на высоте до 500 м.
Взлетает только с воды.
DSC08246_новый размер.JPG
При этом может летать не только над водой, но и над любой ровной поверхностью: лёд, земля. Садиться так же может только на воду, шасси нет. Считалось, что за счёт низкой высоты полетов был не виден на радарах. Ну то есть его бы скорее засекли невооружённым взглядом :) А учитывая в целом не очень большую поворотливость и размеры - мишенью был бы знатной. При нынешних же радарах скорее всего уже засекли бы и они. Но тут я не спец, полагаюсь на мнение других.
Сохранность спецы оценивают как отличную, повреждено лишь лако-красочное покрытие - во время транспортировки. Ну не считая, опять-таки, упомянутых течей....



Технические параметры этой водоплавающей "птички" впечатляют:
Высота: 19,20 м
Скорость хода: 500 км/ч
Экипаж: 10 чел.
Длина: 73,80 м
Вес: 243 т
Вооружение: противокорабельные ракеты ЗМ-80 «Москит», авиационные пушки ГШ-23
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Alex-DX

Цитата: Бертикъ от 05.02.2022 21:05:45Вы здесь обсуждаете установку ВРД на космическую машину, которая не была на это рассчитана
Была рассчитана, убрать заглушки и ставить. 



Технологическое членение мотогондолы "штатного" ВРД "АЛ-31 (агрегат ВРДУ) изделия 11Ф35:
Оболочка ВРДУКаркас (силовой набор) ВРДУ

Alex-DX

Цитата: Бертикъ от 05.02.2022 21:05:45При чем здесь эти сомнительные планы?
По моему это коренное отличие от Шатла, возможность самостоятельного перелета.

Тяговооруженность  объеденной двигательной установки 0,3-0,4.
Все двигатели сейчас производятся, специалисты есть.
Почему бы и не поднять?
Для Макса это будет просто фантастика.

Alex-DX

ЦитироватьС другой стороны, грузоподъемность РН "Энергия" ко второму запуску осенью 1988 года еще не отвечала заложенным требованиям и существовал дефицит массы полезного груза, что подтверждает в своем письме заместитель Главного конструктора НПО "Энергия" Игорь Садовский. Поэтому, учитывая также все факторы технического риска, связанные с первым испытательным полетом "Бурана", от использования ТРД в первом полете 15 ноября 1988 года отказались.

Демонтах шпангоутов мотогондолы и арматуры для крепления ТРД АЛ-31

Антикосмит


Тягач МАЗ-537Е с пятиосным транспортно-перегрузочным агрегатом 15Т145М


Есть и другие варианты. Причем недалеко. Капустин Яр, например. Там и тягач от Тополя есть.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Alex-DX

Цитата: Антикосмит от 06.02.2022 00:40:50Тягач МАЗ-537Е с пятиосным транспортно-перегрузочным агрегатом 15Т145М


Есть и другие варианты. Причем недалеко. Капустин Яр, например. Там и тягач от Тополя есть.
Зачем? Они рассчитаны для преодоления преград в военное время.

Если так хочется его тащить, пустить по пустыне бульдозеры, пусть сделают дорогу. 
А Буран поставить на грузовые тележки, такие как возят Старшип или секции для Крымского моста.
Но эти решения примитивные.  :(

Штуцер

Цитата: Инженер проекта от 04.02.2022 18:20:24Но ломать боевую машину, с полным ресурсом - это кощунство.

Давайте его в воздух поднимем, хотя бы один раз!
Тут даже обсуждать нечего.
Тему - в ЧД.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Антикосмит

Цитата: Alex-DX от 06.02.2022 00:59:36
Цитата: Антикосмит от 06.02.2022 00:40:50Тягач МАЗ-537Е с пятиосным транспортно-перегрузочным агрегатом 15Т145М


Есть и другие варианты. Причем недалеко. Капустин Яр, например. Там и тягач от Тополя есть.
Зачем? Они рассчитаны для преодоления преград в военное время.

Если так хочется его тащить, пустить по пустыне бульдозеры, пусть сделают дорогу.
А Буран поставить на грузовые тележки, такие как возят Старшип или секции для Крымского моста.
Но эти решения примитивные.  :(
Спокойно довезти до Каспия, перегрузить на баржу и по Волге и системе каналов дотащить до Москвы.

Кстати, ну вот довезли Буран на Мрии до Байконура. А дальше как и на чем его транспортировали от аэродрома в ангар? Есть информация что за платформы использовались?
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Штуцер

#55
Цитата: Антикосмит от 06.02.2022 17:49:06Кстати, ну вот довезли Буран на Мрии до Байконура. А дальше как и на чем его транспортировали от аэродрома в ангар? Есть информация что за платформы использовались?
Ну... знаете, бетенька... Дороги НИИП-5 это несколько иное. А дорога от аэродрома специально строилась для транспортировки Бурана и от 95 пл - Скифа. Платформа одна, в смысле одна и таже:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Инженер проекта

Цитата: Бертикъ от 05.02.2022 19:53:06Друзья, если вы хоть немного инженеры, неужели вы не понимаете, что всё это - откровенный бред?
Если бы был реальный вариант переброски буранов "одним куском" из Москвы на Байконур кроме воздушного на спине самолета-носителя, не стали бы разработчики заморачиваться с созданием Атлантов и Мрии. И тогда не было других вариантов, а уж сейчас - тем более.
Так что, скорбя вместе с вами, но являясь более реалистичным инженером, утверждаю, что вывезти Байкал с Байконура "одним куском" нереально.
Д а конечно, путь режут.

Проще всего  в  Китай.

До свидания, Буран!
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Бертикъ

Цитата: Инженер проекта от 07.02.2022 09:12:40
Цитата: Бертикъ от 05.02.2022 19:53:06Друзья, если вы хоть немного инженеры, неужели вы не понимаете, что всё это - откровенный бред?
Если бы был реальный вариант переброски буранов "одним куском" из Москвы на Байконур кроме воздушного на спине самолета-носителя, не стали бы разработчики заморачиваться с созданием Атлантов и Мрии. И тогда не было других вариантов, а уж сейчас - тем более.
Так что, скорбя вместе с вами, но являясь более реалистичным инженером, утверждаю, что вывезти Байкал с Байконура "одним куском" нереально.
Д а конечно, путь режут.

Проще всего  в  Китай.

До свидания, Буран!
Вообще-то аккуратная разборка на 4-5 кусков с последующей аккуратной сборкой на месте хранения ничуть не испортит аппарат. Ему всё равно уже не летать, так что о прочности сборки можно не заботиться.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Alex-DX

Цитата: Бертикъ от 07.02.2022 10:41:06Вообще-то аккуратная разборка на 4-5 кусков с последующей аккуратной сборкой на месте хранения ничуть не испортит аппарат.


Лучше не трогать вообще, пусть там так и стоит, раз компетенции не хватает.

Инженер проекта

Цитата: Бертикъ от 07.02.2022 10:41:06Вообще-то аккуратная разборка на 4-5 кусков с последующей аккуратной сборкой на месте хранения ничуть не испортит аппарат. Ему всё равно уже не летать, так что о прочности сборки можно не заботиться.


У меня в Алма-Ате сейчас дождь.
Пусть идёт...
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»