Не режьте последний Буран

Автор Инженер проекта, 04.02.2022 18:20:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Инженер проекта

Может быть тема привлечёт внимание тех, кому дорога история и перспективы нашей космонавтики.

В двух словах, речь за "Бураны" которые в данное время находятся  на территории Казахстана. 
Конкретно, Байконур.

Буран. который не надо резать ни в коем случае, это второй летный экземпляр корабля "Буран", который был готов к полёту на 95-97 процентов и находится сейчас в монтажно-заправочном комплексе. Он должен был отправиться в полёт к станции "Мир" в 1991 году.

Второе изделие - макет. вполне годится для монументов, выставок и экспонатов.

При перевозке (так как он весьма не габаритный) его наверное можно по всякому демонтировать и даже резать автогеном на куски, затем собирать. В общем то это не проблема, хотя с точки зрения финансов, нужно считать, что целесообразнее, перевозить неразобранным или собранным, вопрос логистики и технологии перевозок.
Просчитываются тарифы, цены перевозок, фрахта, итд. 

Для статического выставочного экземляра внутренне устройство корабля не особо нужно. При необходимости можно сэмулировать. даже воссоздать недостающие детали макета, кстати, это может быть зрелищно.
 
Но ломать боевую машину, с полным ресурсом - это кощунство.

Давайте его в воздух поднимем, хотя бы один раз!
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»


Alex-DX

Иван БачуринГолосовой фрагмент - voice fragment
"Буран" с экипажем на борту
И.И.Бачурин.
Чтобы лучше понять процесс непосредственной подготовки экипажа к каждому полету и процесс его выполнения, приведу мои заметки, как командира корабля, о выполнении одного из полетов на "Двойке" в октябре 1987 года.
"О предстоящем полете объявили за неделю. Разработку задания закончили после предварительного облета его режимов на стенде. Составили планшетки. Распределили обязанности в экипаже, отработали взаимодействие. На пилотажном стенде выполнили несколько тренировок строго по заданию с отработкой всех нештатных ситуаций. Получили зачет. Накануне дня полетов присутствовали на заседании методического совета по определению готовности к полету корабля, наземных средств и экипажа. Доклады руководителей и специалистов лаконичные. Вопросов к ним немного. Наземный комплекс и корабль исправны. Экипаж готов к выполнению предстоящего задания в полном объеме. Председатель уточнил:
- Есть ли необходимость командиру выполнить полет на Ту-154ЛЛ по данному заданию?
- Да, есть.
- Самолет готов?
- Готов.
- Полет выполнить после заседания методсовета.
Выполнили полет на самолете-лаборатории по предстоящему заданию без замечаний. Прошли тренаж в кабине корабля и выполнили тренировочный запуск двигателей.
Ночевать остались на аэродроме в комнате отдыха, так как полет назначен на раннее утро. Вечером о предстоящем полете не говорили - наговорились за неделю. Утром поочередно выглядываем в окно - как условия? Обещали усиление ветра. Туалет, завтрак, медицинский контроль. Ждем команду на выезд. Мысленно в который раз, теперь по-крупному, прокручиваю предстоящий полет. Ни за что не зацепился, но рабочего состояния пока не ощущаю. Через несколько минут звонок:
- У нас все готово. Автобус за вами вышел.
- Поняли, будем вовремя.
Одеваемся, выходим к автобусу. Ловлю ощущение привычной приятной готовности выполнить полет.
 Проехали мимо проходящей подготовку к полету "Двойки" к стартовому домику. В помещении все заняты, никаких признаков суеты. Проходим в одну из комнат. Нам никто не надоедает.

Иван Бачурин во время подготовки к космическому полету
Через минут пятнадцать поступила команда: "Экипажу занять рабочие места". Направляемся к трапу. Одинокий оператор ведет съемку. В тамбуре крытого трапа специалисты помогают надеть индивидуальную парашютную подвесную систему. На коленях пролезаем через люк корабля в кабину экипажа. Занимаем рабочие места. Специалисты покидают кабину, закрывают люк. Пара самолетов сопровождения и видеосъемки доложили о готовности. Нам разрешен запуск. Во взаимодействии с механиком и пунктом управления летным экспериментом (ПУЛЭ) проводим подготовку к запуску, запуск и перевод систем корабля в рабочее состояние. Специалисты на ПУЛЭ контролируют прохождение команд на борту корабля и в любой момент готовы нам помочь. Взлетают самолеты сопровождения и видеосъемки. Отключаем наземные источники питания и выруливаем на взлетную полосу. На рулении самолет хорошо управляем, торможение эффективное. Стараюсь запомнить высоту до земли - непривычно высоко.
На полосе прогреваем двигатели. Самолеты сопровождения и съемки занимают исходное положение в воздухе, чтобы после взлета корабля занять свое место рядом с нами. По команде летчика самолета сопровождения выводим двигатели на взлетный режим, проверяем параметры двигателей и систем.
Начинаем разбег. На разбеге самолет устойчив, хорошо управляем. Подъем носового колеса на заданной скорости происходит практически без запаздывания на отклонение ручки управления. Отрыв. Плавно уменьшаю отклонение ручки, самолет сохраняет заданный угол набора.
Доклад правого летчика, Алексея Бородая:
- Убираю шасси.
- Температура второго и третьего двигателей плавно подходит к ограничению.
Командир:
- Немного прибери, не превышай.
- Прибрал, температура стоит.
Хорошо, что справа сидит летчик, активно включенный в контур управления кораблем, в постоянной готовности разгрузить командира.
Шасси убрано.
На режимах взлета характеристики устойчивости и управляемости корабля мало отличаются от характеристик, полученных на стенде. Самолет "плотно сидит на ручке".
- На месте, - доклад летчика сопровождения. Осматриваюсь - рядом заботливо стоит боевой истребитель, и подальше - Ту-134, с которого ведут съемку.
Предупреждаю летчика сопровождения и выполняю ряд типовых маневров, применяемых в летных испытаниях для определения характеристик. Проверяю работу воздушного тормоза.
Высота заданная. Разворот для выхода в исходную точку. Штурман ПУЛЭ четко дает наше место. Исходная точка. Перевожу двигатели на малый газ. Включаю автомат. "Двойка" охотно, даже слишком, выполняет маневр по выходу на заданную траекторию спуска. Контролируем режим полета по крутой траектории спуска, работу систем и воздушного тормоза. Скорость расчетная. Самолет быстро приближается к земле. Есть начало выравнивания. "Двойка" плавно уменьшает скорость снижения. Шасси вышло. Моя рука возле ручки управления кораблем. Неправда, что в автоматическом режиме мы летаем сложа руки. Ту-154ЛЛ был бы "разложен", не вмешайся в доли секунды в управление Александр Щукин, когда в одном из полетов в автоматике самолет "клюнул" у самой земли.
Высота 200, 100, 50 метров. Самолет на пологой глиссаде.
- Тридцать, двадцать метров, - помогает второй.
- Уходим, - отключаю автомат и увеличиваю тягу двигателей. Второй летчик сложил воздушный тормоз и отключил режим посадки. Повторный заход в той же последовательности с включенным режимом автоматического управления до полной остановки корабля на ВПП.
- Высота десять, пять, три, два, один метр. Касание, - докладывает летчик сопровождения.
- Есть тормозной парашют, - подтверждает правый летчик.
Отклонение от осевой линии посадочной полосы не более двух метров. Пробег устойчивый. Рядом проходит истребитель сопровождения, завершая работу красивой горкой. Опускание носового колеса плавное.
M4201-1.gif (29008 bytes)
Торможение колес эффективное. Автоматический сброс парашюта на заданной скорости. "Двойка" останавливается на полосе. Заруливаем на стоянку и после выключения двигателей покидаем рабочие места и сходим по трапу на землю. Корабль обступили радостные рабочие, техники, инженеры, руководители. С благодарностью смотрю на тех, кто всю ночь проводил многочасовую автоматизированную подготовку "Двойки" к полету, и с внешней сдержанностью разделяю понятное профессионалам счастье творческой реализации каждого из них в совместном достижении.
Затем разбор полета и наш отчет по заданию. Руководитель испытаний называет дату очередного полета".
И так же следующий полет. Все заново, с некоторыми особенностями, но с той же тщательностью и согласованностью, без единого отклонения от программы подготовки корабля и экипажа.
А 15 ноября 1988 года мы видим на большом экране в центре управления полетом, как наш "Буран" плавно выполняет переход на пологую глиссаду и, уменьшая вертикальную скорость, мягко касается посадочной полосы. Выпускается тормозной парашют, и орбитальный корабль останавливается на осевой линии ВПП. Первый орбитальный полет корабля в автоматическом режиме без экипажа на борту завершен. Все как и в предшествовавших полетах "Двойки".
Мы поздравляем друг друга, видим восторг специалистов Центра управления полетом и гостей и вспоминаем тех, кто не сможет разделить с нами радость успеха. Двое из летчиков-испытателей "Двойки", Толя Левченко и Саша Щукин, несколько месяцев не дожили до этого дня. Но мы знаем: их вклад в развитие авиации и космонавтики останется в памяти тех, кто идет их путем.
Ноябрь 1988 года.
©Иван Бачурин 1997

Инженер проекта

Не считаю целесообразным уничтожение боевого изделия 1.02 "Буран"
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Антикосмит

Может действительно его подлатать и пусть своим ходом добирается? У него же есть ВРД для атмосферного полета.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Инженер проекта

Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 03:55:54Может действительно его подлатать и пусть своим ходом добирается? У него же есть ВРД для атмосферного полета.

Спасибо, наконец то услышал здравую мысль в этой полемике.

Да в том то и дело, чего издеваться над реально боевой машиной? К чему резать, то что создано лучшими людьми эпохи? 

Они ещё живые, давайте у них спросим - "давайте последнему Бурану крылья отрежем, он в поезд не вмещается?"
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Инженер проекта

#6
Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 03:55:54Может действительно его подлатать и пусть своим ходом добирается? У него же есть ВРД для атмосферного полета.

Ну, ВРД , то есть воздушно реактивного двигателя у боевого Бурана нет, он же всё таки космический. Хотите, можно поставить, буду летать... Ему проще сейчас в космос. Подвёз к Носителю, подцепил, и Поехали!

Носителя нет. Может только Мрия на другой аэродром перевезти по воздуху. Не надо крылья резать. Очередному уже подрезали, в Москве стоит.

Хватит памятников. Ещё нужны? Вон мой друг, - макет, рядом стоит. Подкрасить, - один в один. Братья.
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Alex-DX

Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 03:55:54Может действительно его подлатать и пусть своим ходом добирается? У него же есть ВРД для атмосферного полета.
Можно будет потом каждый год на Максе показательные полеты проводить.
 Это будет значительно лучше  -  летающий музей.

Антикосмит

#8
Цитата: Инженер проекта от 05.02.2022 06:47:28Ну, ВРД , то есть воздушно реактивного двигателя у боевого Бурана нет, он же всё таки космический. Хотите, можно поставить, буду летать... Ему проще сейчас в космос. Подвёз к Носителю, подцепил, и Поехали!

Носителя нет. Может только Мрия на другой аэродром перевезти по воздуху. Не надо крылья резать. Очередному уже подрезали, в Москве стоит.

Хватит памятников. Ещё нужны? Вон мой друг, - макет, рядом стоит. Подкрасить, - один в один. Братья.
Да, действительно нет. А ЗМ-Т? Ещё цел? Он транспортировал Буран со снятым килем.

Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Alex-DX


Антикосмит

Цитата: Alex-DX от 05.02.2022 15:55:37
Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 15:51:19Да, действительно нет.
Установить.
Летающий БТС-02 в Германии :(
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Alex-DX

Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 16:05:51
Цитата: Alex-DX от 05.02.2022 15:55:37
Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 15:51:19Да, действительно нет.
Установить.
Летающий БТС-02 в Германии :(
Этот боевой, значит тоже летающий.

Инженер проекта

#12
Цитата: Alex-DX от 05.02.2022 07:43:15Можно будет потом каждый год на Максе показательные полеты проводить.
 Это будет значительно лучше  -  летающий музей.


Да, вот и я о том же, красиво конечно, и в Дубай можно летать, и в Амстердам, и на международные выставки всякие, демонстрация флага, как говорится. Но вот поразмышлял скептически, такой самолёт обойдётся дорого. Получается всё таки демонстратор, это круто, но дорого в эксплуатации. Такой самолёт не на каждый аэродром сядет, грузы таскать нерентабельный, не та аэродинамика. тяжёлый, слишком прочный. Теплозащита, космические двигатели, это балласт, а без них он ценность как экспонат теряет. Там конечно грузовой отсек просторный, презентации устраивать, и так далее. но как статический экспонат конечно проще его один раз перевезти, в нужное место, красиво оформить, и всё, уже не трогать.
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Alex-DX

Цитата: Инженер проекта от 05.02.2022 16:49:05такой самолёт обойдётся дорого
копейки.
Он еще сможет отдачу давать.



Цитата: Инженер проекта от 05.02.2022 16:49:05Такой самолёт не на каждый аэродром сядет, грузы таскать нерентабельный, тяжёлый, слишком прочный.
Зачем?


Цитата: Инженер проекта от 05.02.2022 16:49:05Теплозащита, космические двигатели, это балласт
Вообще космические двигатели можно использовать для взлетного режима, они многоразовые . :)


Антикосмит

#15
Можно, конечно, лететь на ракетных движках. Надо только прикинуть схему посадок промежуточных. Интересно, сколько Буран может пролететь при полной заправке? В грузовом отсеке смонтировать бак.

Какие там движки стоят? Какие компоненты? Какая тяга? Какой ресурс работы по времени? И вообще сможет ли он на них взлететь...

Какая у него там посадочная скорость? Длина ВПП?
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Инженер проекта

Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 15:51:19Мрия... Главное не дать её угнать когда наконец решатся дать по шее каганату.


Да куда она денется, они ждут заказов https://sautrans.com/uslugi/avia-perevozki/an-225-mriya-/ 


ЦитироватьНаша компания использует для доставки отправлений надежные самолеты разной грузоподъемности. АН 225 (МРИЯ) — модель с максимальной загрузкой 200 000 кг и размером люка Ш 6,20 м / В 4,10 м. Такой транспорт быстро доставит в нужную точку любые типы отправлений — от товаров различного назначения до животных.
И у них же на сайте, то как они Буран перевозили, значит оснастка вся цела, всё в силе. Даже если разбазарили, восстановят быстро.
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Alex-DX

Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 17:35:14Можно, конечно, лететь на ракетных движках. Надо только прикинуть схему посадок промежуточных. Интересно, сколько Буран может пролететь при полной заправке?
Думаю для большей тяговооруженности надо установить штатно ВРДУ.


Alex-DX

Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 17:35:14Какие там движки стоят? Какие компоненты? Какая тяга? Какой ресурс работы по времени?

11Д58 — оригинальная версия, разработаннная для блока «Д» РН Н-1[3][1].
11Д58М — модернизированная версия для РБ «Блок ДМ» РН «Протон-К»[1].
11Д58М с НРО-М — вариант 11Д58М, использующий вместо регенеративно охлаждаемого сопла углерод-углеродный сопловой насадок производства НПО «Искра»[8][9][10].
11Д58МФ — модернизированная версия с уменьшенной тягой и увеличенным удельным импульсом, планируемая для применения в РБ «Блок ДМ-03» РН «Ангара-А5».
17Д12 — двигатель орбитального маневрирования объединенной двигательной установки ракетоплана «Буран»[11][12].

Инженер проекта

Цитата: Антикосмит от 05.02.2022 17:35:14Можно, конечно, лететь на ракетных движках. Надо только прикинуть схему посадок промежуточных. Интересно, сколько Буран может пролететь при полной заправке?


да Вы что, сейчас Вас заприкалывают, это же ракетоплан, в принципе не должен на ракетных движках в атмосфере лететь. Ему сесть бы нормально. Что он собственно красиво  демонстрировал  в автомате, да ещё при неблагоприятных метеоусловиях.
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»