SpaceX

Автор igorvs, 14.08.2013 21:08:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

triage

ЦитироватьМаск допустил банкротство SpaceX из-за двигателей
Как там у SpaceX с производством Falcon 9 и двигателей для него?

Kobold

Илон Маск предложил всем свистнуть в ... свисток вместо Tesla Cybertruck

Пруф: Свистни в Теслу

Есть подозрения, что вместо полета Старшипа предложит купить вибратор с крылышками.

Space books

https://pikabu.ru/story/vse_dengi_mira_zachyorknuto_ilona_maska_chast_1_8656678


ЦитироватьВсе деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост
 
Редакция Pro Космос не только сама пишет материалы, но и публикует лучшие колонки наших подписчиков. О ситуации с банкротством компании Маска нам написал Евгений Пчельников. Мы публикуем его аналитику. Ждём ваших статей.
Цитата: undefined«Он не бухгалтер — нет. Он чужезвёздный гость.
Застрявший навсегда среди российских весей.
Он космолёт разбил и здесь ему пришлось
Всерьез овладевать нужнейшей из профессий...»

(с) Вадим Степанцов
Письмо основателя SpaceX о потенциальном банкротстве компании из-за проблем с двигателями Raptor, наделало шума в отраслевом сообществе. Чтобы разобраться, стоит ли держать у себя небольшой пакет акций SpaceX, приобретенный на барахолке «за недорого» ещё во время правления Барака Обамы, автор решил немного посчитать.

Чем хороши США, так это отчётностью перед налогоплательщиками и, честно признаться, их отчётность мне нравится больше, чем таблицы Минфина РФ, просто потому что она гораздо удобнее. Если в первом приближении рассмотреть материалы американских «государственных закупок» (usaspending.gov) и некоммерческой организации (www.goodjobsfirst.org), где до копейки посчитаны все расходы американского государства на компанию Space Exploration Technologies Corp, можно увидеть достаточно — контракты, открытые контракты, субсидии, гранты, вычеты и различные льготы. Одним словом, всё, за что были уплачены деньги налогоплательщиков, и за что они уплачены будут вплоть до 2035 г.

SpaceX Corp. первую копейку в размере $3,5 млн получила от министерства обороны США в далеком 2003 г., когда кто-то в погонах решил, что неплохо бы найти на безальтернативной основе исполнителя — местного Циолковского, который сможет провести исследование основ космических полётов (RDTE/Space Flight — Basic Research). И нашёл его. Срок контракта составил длинные 7 лет, и этот многолетний труд не пропал даром. Частной космической компании карта «пошла» в 2008 г., когда были заключены сразу несколько крупных контрактов на создание ракетно-космических систем. В копилку Илона Маска упали аж $3 млрд для создания системы по доставке грузов на МКС (ISS Commercial Resupply Services), она же программа COTS в прошлом. И военное ведомство накинуло еще $4 млн в рамках участия в проекте Operationally Responsive Space (ORS-1). К слову (подробнее мы поговорим во второй части), к этому времени SpaceX собрала порядка $130 млн сторонних инвестиций. Подробнее об инвестициях здесь.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост

Первый полёт автоматического грузового корабля Dragon компании SpaceX, выполненный по контракту Commercial Resupply Services (CRS) с NASA, то есть первый коммерческий полёт частного космического корабля. Источник: NASA

Чтобы сразу снять все вопросы о возможном «распиле» — последние транзакции по самому жирному контракту с NASA прошли в конце 2019 г. Только когда проект уже был реализован в своем нынешнем виде — американское космическое агентство не платит миллиардные авансы. Кстати, аналогичный контракт получила компания Orbital Sciences — люди с опытом и экспертизой.

Некоторые исследователи от бухгалтерии считают упомянутые средства грантами или субсидиями. Это не так. Ни с юридической точки зрения, ни с финансовой. IDV contract, он же Indefinite Delivery Contract — это совсем не субсидия и не грант, как любят утверждать многие комментаторы. Итак, разбираемся в терминах.

— Контракт (contract) — заказчик просит 20 ракет по цене $100 за штуку к 2035 г.
— Открытый контракт (Indefinite Delivery Vehicle Contract) — заказчик просит сам не знает сколько ракет (от 1 до 100500) к 2035 г. по цене $100 за штуку.
— Субсидия (Subsidy) — помощь с закупкой ракет по контракту.
— Грант (Grant) — поддержка увлечения ракетами вообще, можно купить двигатель или съездить на конференцию уфологов.

Иными словами, контракт и открытый контракт — это деньги за чётко прогнозируемый результат в виде космического комплекса. И колоссальный объем работы, связанный со значительными затратами на исследования, испытания, создание и производство космических систем.

Взлёт государственного финансирования главного конкурента Роскосмоса по коммерческим запускам начался после 2012 г. Именно в это время компания стала получать значительные контракты от оборонки на запуски и развитие транспортных космических систем. Многие обвиняют SpaceX в том, что она получала завышенные «гонорары» за пуски для военных. Но последние парируют, что подрядчик также занимается развитием инфраструктуры. Да, работа на оборонку это не столько конкуренция по цене, сколько распределение заказов между проверенными участниками рынка — чужие здесь не ходят. Но это верно почти для любой страны. Тем более, что между внутренними конкурентами в США идёт не только соперничество, но и сотрудничество по другим направлениям. Если внимательно исследовать открытые данные, то окажется, что компания SpaceX, выступает в роли получателя субконтрактов в проектах Boeing и Northrop Grumman. Деньги небольшие, но регулярные $3—4 млн. Неплохо, даже если ты успешный миллиардер, и NASA регулярно тебе присылает валюту чемоданами.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост

Объёмы федеральных транзакций в интересах SpaceX, разбитые по годам. Всего $10,1 млрд за 2008-2021 гг. Источник

Если подбить все обязательства за период активной работы компании (2008—2021 гг.), то 13 лет космического прогресса Илона Маска на данный момент стоят $10 млрд бюджетных средств. Завершение самых крупных текущих контрактов ожидается в 2024—2027 гг. Мы можем рассмотреть вопрос и под другим углом: за активный период разработки и испытаний РН семейства Falcon (2008—2015) SpaceX получила от государства без малого $2,4 млрд — 24% от всего объема всех средств. И только после демонстрации результата ежегодные транши стали более внушительными.

А как же упомянутое министерство обороны США, спросите вы? Ведь именно оно активно «субсидирует» проекты Илона! Попробуем рассмотреть этот вопрос в широком смысле без детализации: если выделить контракты Минобороны США из общего перечня на $10,1 млрд, то окажется, что доля военных в портфеле заказов составляет 19,6% или $1,94 млрд. И SpaceX активно работает на этом поле: исследования в области гиперзвука, эксперименты оборонки с его спутниковой группировкой и т. п. То есть, речь идёт не только о пусках, но и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Высока ли стоимость пусков для военных? Да, есть основания говорить о нарушенных обещаниях рынку в части низких цен вывода грузов на орбиту. С другой стороны, по утверждениям заказчика, в этих контрактах есть затратная часть на создание инфраструктуры. Да и отсутствие конкурентной среды внутри страны не стимулирует компанию к демпингу. Доля, собственно, пусковых услуг для военных интересантов в общем портфеле составляет около 11%.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 1 Космос, Космонавтика, Илон Маск, SpaceX, Длиннопост

Распределение федеральных транзакций в интересах SpaceX по заказчикам. Источник

Но как мы уже сказали, государство не платит все эти миллиарды авансом. Что должен делать в такой ситуации настоящий американский предприниматель? Выходить на сцену и привлекать инвесторов! Что Илон с успехом и делает (об этом смотрите вторую часть материала).

Эпилог первой части

Цитата: undefinedНе знаю, что будет в конце пути, но даже «письмо отчаяния» от Илона вряд ли отпугнет инвесторов, тем более, компания умеет делать ракеты и комплектующие к ним быстро. Если ситуация с двигателями и правда настолько драматичная, то можно будет с интересом наблюдать, как предприниматель будет решать эти проблемы. И не исключено, что эти решения войдут в учебные пособия бизнес-школ.
Личное мнение Евгения Пчельникова

Space books

https://vk.com/wall-41152133_392959


Цитата: undefinedCommercial Dragon Program: NASA заказывает у SpaceX три дополнительные миссии на кораблях Crew Dragon 🐉🐉🐉

NASA намеревается заказать до трёх дополнительных миссий на МКС на кораблях Crew Dragon в рамках контракта CCtCap (Crew-7, Crew-8 и Crew-9), чтобы "поддержать непрерывный доступ к МКС", а попросту говоря, закрыть дыру в программе из-за неготовности к миссиям корабля Boeing CST-100 Starliner.

Фактически это даёт дополнительный буфер для любых задержек со Starliner и означает, что SpaceX завершат первоначальный план по контракту ещё до первой операционной миссии корабля от Boeing. Таким образом, у SpaceX будет контракт в общей сложности на 9 полётов на МКС. NASA отдельно подчёркивают, что ожидают необходимости в дополнительных полётах уже в 2023 году. SpaceX запустили 3 миссии по контракту из 6 на данный момент (Crew-1, Crew-2 и Crew-3). Запуск Crew-4 планируется 15 апреля 2022 года, Crew-5 - 25 октября 2022, а Crew-6 - в марте 2023 года.

О Crew Dragon:

"В октябре NASA направило запрос к американской промышленности на безопасные, надёжные и экономичные услуги по транспортировке астронавтов агентства и её партнёров на МКС и с неё. После тщательного анализа сертифицированных возможностей агентство пришло к выводу, что транспортная система SpaceX Crew Dragon - единственная сертифицированная система, отвечающая требованиям безопасности для перевозки экипажа на станцию и выполнения обязательств агентства перед международными партнёрами в необходимые сроки".

О Starliner:

"Решение о дополнительных полётах кораблей SpaceX также позволяет NASA продолжить работу с Boeing над разработкой космического корабля Starliner, который также будет осуществлять полёты c астронавтами после завершения своей сертификации. NASA выражает признательность компании Boeing за продолжающееся расследование проблем с клапанами окислителя, которые были обнаружены перед запланированной миссией Orbital Flight Test-2 (OFT-2) в августе этого года.

NASA и Boeing предоставят дополнительную информацию о статусе следующей миссии Starliner по мере того, как будет закончено расследование, определена основная причина и устранена выявленная неисправность. NASA по-прежнему нуждается в двух транспортных средствах для доставки экипажей на МКС. План состоит в том, чтобы чередовать миссии SpaceX и Boeing, когда оба корабля будут летать...".

О будущем:

"Текущая модификация контракта программы не препятствует NASA искать дополнительные возможности для изменения контракта в будущем для дополнительных транспортных услуг по мере необходимости. NASA также работает над продлением срока службы космической станции после 2024 года, чтобы обеспечить беспрепятственный переход к частным станциям на низкой околоземной орбите и продолжить научные исследования для подготовки к освоению человеком космоса и решения важных проблем на Земле", — отметило NASA в своём заявлении.

Elon Musk:
— Для меня большая честь помогать NASA и странам-участникам программы МКС.

Space books

https://pikabu.ru/story/vse_dengi_mira_zachyorknuto_ilona_maska_chast_2zhiznennyiy_tsikl_spacex_i_eyo_budushchee_8659531


ЦитироватьВсе деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост
 
Итак, мы с вами разобрались в первой части, как SpaceX зарабатывала свои первые млрд. Напоминаем вам, что о ситуации с банкротством компании Маска нам написал Евгений Пчельников. Мы публикуем его аналитику. Теперь стоит поговорить о том непростом пути, который компания прошла от небольшого стартапа до одного из самых заметных игроков на мировом рынке космических услуг. Давайте попробуем отследить жизненный цикл SpaceX по данным crunchbase и все того же сайта «госзакупок США».

Наступил 2002 г. — компания получила первые инвестиции в размере $61 млн и будем честными, на начальном этапе для компании эти деньги значили куда больше, чем сейчас. Однако, стартапу и его харизматичному основателю понадобится целых 13 лет, чтобы объем привлечённых от инвесторов средств перешагнул рубеж в $1 млрд. Произошло это в 2015 г., когда сразу несколько фондов (Google в том числе), решили вложить деньги в Илона Маска. При этом, первоначальная оценка SpaceX (pre-money valuation) к тому времени уже сделала компанию декорном (оценка рыночной стоимости $10 млрд).
Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост
 
Подсчёты автора на основе открытых источников

Можно ли говорить о том, что семейство ракет Falcon развивалось только на средства NASA? Если посмотреть на диаграмму, иллюстрирующую привлечение средств инвесторов и финансирование по заключенным контрактам, то эти две линии следуют друг за другом. До 2010 г. NASA и инвесторы примерно поровну разделяли ношу космического энтузиазма Илона Маска. И лишь в период 2010—2015 гг. SpaceX вела работы преимущественно на контрактные средства космического агентства. Но к этому времени у компании уже появился в металле значительный технический задел. Это ещё раз иллюстрирует тезис, что NASA не платит просто так.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Подсчёты автора на основе открытых источников

И напоследок, наверное, самое важное — инвестиционная оценка (post-money evaluation) и первоначальная оценка (pre-money evaluation). Те самые десятки и сотни млрд долларов, которые фигурируют в СМИ и будоражат умы аудитории. В 2015 г., когда SpaceX смогла привлечь первый млрд, компания уже оценивалась более чем в $10 млрд. И да, перед осенней продажей акций Илона на вторичном рынке инвестиционная оценка (post-money evaluation) составила $74 млрд. Тогда как по итогам космической «черной пятницы» пресса пишет о предварительной оценке (pre-money valuation) уже в $100 млрд, что превращает SpaceX в сентикорна (частная компания с рыночной оценкой в $100 млрд).

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Подсчёты автора на основе открытых источников

Вернемся к вопросу о субсидиях и грантах, о которых так любят говорить некоторые эксперты. Без малого $112 млн налоговых вычетов, льгот и субсидий было получено компанией SpaceX за период 2012—2021 гг. Да, деньги неплохие, и наверняка на них можно сделать много хороших космических аппаратов, но тот же Blue Origin не остался без аналогичной помощи в размере $72 млн — и пока настоящих космических результатов не видно.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Пример налоговых вычетов, льгот и субсидий, полученных компанией SpaceX от правительства США в период 2012—2021 гг. Источник

Итого, $7 млрд средств инвесторов (данные Crunchbase) и $10 млрд средств NASA за 13 лет (более подробно см. первую часть материала), много это или мало? Стоимость программы Apollo составила более $25 млрд в ценах тех лет, и пересчёт этих цифр на сегодняшний курс даст никак не меньше $150 млрд (если оперировать долей затрат на космическую программу от ВВП, то и того больше, Pro космос об этом уже писал). Другой пример, — миссия Mars 2020 (всего один запуск, ровер Perseverance и вертолётик Ingenuity на Марсе) стоит более $2,5 млрд. Так что инвестиции в SpaceX не столь громадные на фоне стоимости других космических проектов.

Уместно ли сравнение с российскими реалиями?

Переводить это всё в российские реалии не совсем правильно. Но всё же — мы имеем частную компанию, которой государство обязалось выплатить 700 млрд рублей за полтора десятка лет работы, и инвесторы накинули еще 500 млрд рублей. Для сравнения — можно подсчитать расходы на создание «Ангары» или «Союза-5». В этом контексте любят упоминать годовой бюджет Роскосмоса. Но еще раз повторю — сравнивать SpaceX и Роскосмос некорректно, как минимум. Однако, это стоит помнить и представителям российской космической отрасли, которые иногда проводят подобные параллели. Такой подход приводит к неправильным выводам.

Например, представитель АО АГАТ в интервью корреспонденту РИА посетовал, что Starlink выделили «субсидию» размером $880 млн на спутниковый интернет, и это прямая поддержка со стороны государства, и вообще не очень рыночно. Да, FCC (Минсвязи США) действительно утвердила SpaceX означенную сумму на развитие спутникового Интернета в малонаселенных регионах. Но будем честными, это часть десятилетней (!) программы по обеспечению населения широкополосным доступом (Rural Digital Opportunity Fund) стоимостью $20 млрд.

И знаете кто получил самые большие куски этого телекоммуникационного торта? Местные компании, про которые в России никто не знает — трое участников конкурса получили по $1 млрд и больше, Starlink вошел только в пятерку, драка за эти деньги была нешуточной. Про Rural Electric Cooperative Consortium, например или LTD Broadband что-то слышали? Вряд ли. Условия предоставления таких средств вполне конкурсные. Если, условно, коммерческий проект «Сфера» получит от государства некоторую сумму денег на покрытие тундры широкополосным доступом и при этом его разработчик окажется в конце пятерки малоизвестных финалистов, это будет вполне в духе свободного рынка.

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Распределение субсидий участникам рынка на покрытие спутниковым интернет-доступов сельских территорий США. Источник

Можно ли говорить о привилегированном положении SpaceX в американской ракетно-космической отрасли? На мой взгляд, такая формулировка не является правильной. Конкуренты есть, как среди старых игроков с огромными лоббистскими ресурсами и конструкторским опытом, так и среди новичков, готовых тратить деньги и скупать инженеров. Те же Blue Origin получили от NASA $0,5 млрд за два последних года. Но успехи конкурентов пока не впечатляют: Джефф Безос даже начал пользоваться нерыночными методами борьбы (Pro Космос писал об иске к NASA), а Starliner от самого опытного участника гонки, несмотря на дополнительное финансирование НАСА, «тоскует по звёздам в ангаре» (Pro Космос писал и об этом).

Все деньги мира (зачёркнуто) Илона Маска. Часть 2: жизненный цикл SpaceX и её будущее Космос, Космонавтика, SpaceX, Илон Маск, Длиннопост

Эпилог

Цитата: undefinedПолучается, что SpaceX и её основатель отвоевали себе место усердным трудом, неординарными техническими решениями, отсутствием страха ошибки и удачей. Каким образом будет развиваться компания дальше? Если оставить за скобками недавнее письмо о возможном банкротстве, полагаю, что NASA будет пытаться развивать внутриотраслевую конкуренцию с основными игроками (SpaceX, Blue Origin, Boeing/Lockheed Martin). И в этом соревновании для победы будет очень важным уметь привлекать внебюджетные средства быстрее других.
Источники:
https://www.usaspending.gov/search/?hash=d4e569d48f8a7569b69ed51ec21635a2
www.goodjobsfirst.org
https://docs.fcc.gov/public/attachments/DOC-368588A1.pdf
https://craft.co/spacex/metrics
https://www.crunchbase.com/organization/space-exploration-technologies/company_financials

benderr

маск-бомж? ::) :o
11-18
сначала,ущербные,
ПОЧИНИТЕ ГРЕБАНЫЕ ДОРОГИ!!!
потом,
если сможете
-летайте хоть к Кассиопее.
ПАЗ-срамота России.

zandr

Цитировать  Stephen Marr  @spacecoast_stve
Falcon B1052 rolled by the press site with an upper stage attached. This booster that had previously served as a Falcon Heavy side booster on 2 missions has now been converted to fly as a Falcon 9! Cool!
Image 
Image
.
Цитировать  Cosmic Penguin  @Cosmic_Penguin
So @SpaceX really converted the FH Block 5 side boosters B1052/53 to regular F9 stages! I wonder why - they have several FH missions coming up and as of last report there is only one other pair of side boosters (B1064/5 for long-delayed USSF-44). Don't they need redundant ones?

Space books

https://vk.com/wall-41152133_395371


ЦитироватьStarship уже выигрывает контракты на коммерческие запуски 🤝🏻

Во время The 2021 World Satellite Business Week вице-президент SpaceX по коммерческим миссиям Том Очинеро (Tom Ochinero) заявил, что SpaceX уже заключили несколько коммерческих контрактов на запуски полезной нагрузки на Starship:

"Мы активно продвигаем Starship для наших коммерческих клиентов и уже подписали несколько контрактов на запуски Starship. Мы также разговариваем со страховщиками о миссиях Starship, но первые полёты будут с нашими спутниками Starlink. К тому времени, когда наши клиенты будут готовы к полётам на Starship, мы снизим риски и, следовательно, страховые взносы".

Кроме того, он подтвердил, что первая попытка орбитального полёта Starship всё ещё запланирована на январь-февраль 2022.

А ещё SpaceX планируют как минимум три пилотируемых космических полёта в следующем году (на кораблях Crew Dragon), а может, и больше.

Space books

https://vk.com/wall-41152133_395787


Цитата: undefinedНаша постоянная рубрика, название для которой дал сам Илон Маск - "Ракетный флот растёт" 🚀

На данный момент самое большое количество полётов совершил ускоритель B1051 - 11 миссий.

Он запустил ~470 спутников Starlink и вывел на орбиту в общей сложности почти 150 тонн полезной нагрузки за три года эксплуатации. В связи с этим стоит отметить, что запуски Starlink действительно финансово слабы в рамках нынешней парадигмы, когда Falcon 9 доставляет на орбиту около 50 300-килограммовых спутников за полёт.

По словам Маска, реальная стоимость запуска летавшего Falcon 9 для компании составляет $15 - 28 млн. При ориентировочной стоимости в $250 000 - 500 000 за один спутник, 50-60 спутников Starlink v1 поднимают общую стоимость запуска Starlink примерно до $30-60 млн. В частично многоразовой конфигурации Falcon 9 способен выводить около ~ 16 тонн на низкую околоземную орбиту.

Starship рассчитан на запуск уже от 100 тонн и, возможно, до 150 тонн при затратах на запуск в $2 млн. Даже если SpaceX значительно отклонится от этой цели и никогда не выйдет за пределы 100 тонн полезной нагрузки, запуск Starship стоимостью даже $20 млн, полностью загруженный спутниками Starlink, всё равно будет стоить в пять раз меньше, чем запуск спутников на Falcon 9. При 150 тоннах за $10 млн Starship будет стоить уже в 15 раз меньше.

Если однажды SpaceX достигнет полного повторного использования, то затраты упадут до $2 млн долларов и запуск 150 тонн на орбиту может быть в 70 раз дешевле, чем запуск на Falcon 9.
AMhUAePJx24.jpg

Space books

https://vk.com/wall-41152133_396109


ЦитироватьОфициальное заявление SpaceX по итогам 2021 года 🚀

"21 декабря 2021 года ракета SpaceX Falcon 9 запустила грузовой корабль Dragon в рамках 24-й миссии по снабжению МКС (CRS-24) для NASA, с исторического стартового комплекса LC-39A в Космическом центре им. Кеннеди во Флориде, завершив тем самым пусковую программу этого года нашим 31-м запуском. Корабль Dragon был отстыкован от второй ступени Falcon 9 примерно через 12 минут после старта, он автономно состыкуется с МКС в среду, 22 декабря.

Миссия CRS-24 также стала 100-й успешной посадкой ракетного ускорителя орбитального класса. SpaceX остаются единственным в мире оператором запусков, способным осуществлять двигательную посадку и повторный полёт ракет орбитального класса. В то время как большинство ракет расходуется после каждого запуска - это похоже на выброс самолёта после каждого полёта, SpaceX работает над будущим, в котором многоразовые ракеты станут нормой.

На сегодняшний день SpaceX:

— Выполнили 138 успешных миссий
— 100 раз посадили первые ступени
— Ранее летавшие ускорители использовались 78 раз, при этом они выполнили 75% миссий SpaceX с момента первого повторного полёта Falcon 9 в 2017 году.

Особенно впечатляющим был 2021 год, во время него SpaceX:

— Выполнили 94% всех миссий на ранее летавших ускорителях Falcon 9
— Запустили 8 астронавтов на МКС для NASA, а также перевезли ~ 127 тонн различных грузов на МКС и обратно
— Осуществили первую в мире миссию на орбиту с участием частных астронавтов, которая летала дальше от планеты Земля, чем любая другая миссия, после миссий обслуживания телескопа Хаббл
— Запущена миссия DART и многие другие научные миссии
— Выведены на низкую околоземную орбиту более 800 спутников Starlink, которые помогают более 150 000 пользователей по всему миру подключиться к высокоскоростному Интернету с малой задержкой.

В предстоящем году частота запусков SpaceX будет продолжать расти, как и количество повторно летающих ускорителей для новых миссий, пилотируемых космических полётов, миссий Falcon Heavy и пользователей, подключенных к Интернету через Starlink. Мы также нацелены на первый орбитальный полёт прототипа Starship и возобновили разработку лунного посадочного модуля для NASA, который поможет вернуть человечество на Луну, на пути к Марсу и далее.

АниКей

tsargrad.tv

Маск заявил, что США избавились от космической зависимости: "Россия просит безумные деньги"


Маск заявил, что США избавились от космической зависимости: "Россия просит безумные деньги"
Основатель компании Space X Илон Маск заявил, что США, наконец, смогли избавиться от космической зависимости. Теперь американским астронавтам не нужны русские космические корабли. "Россия просит безумные деньги", - отметил предприниматель.
Маск заявил, что американцам больше не нужно арендовать места в русских "Союзах", чтобы добраться до МКС или доставить туда груз. Теперь эти задачи выполняет Space X.
Он похвалил Роскосмос за высокий уровень профессионализма, но отметил, что стоимость доставки на орбиту была слишком большой.
Цитата: undefinedРаньше США зависели в этом от России, и она делает хорошую работу, но запрашивает безумные деньги,
- подчеркнул Маск в интервью Babylon Bee.
По его словам, благодаря Space X стоимость доставки снизилась. И деньги теперь остаются внутри страны, а не уходят за границу.
Напомним, что с 1969 по 2011 год США сами доставляли грузы и астронавтов до станции "Мир", а впоследствии - до МКС. Однако после череды аварий и из-за дороговизны запусков американцы закрыли программу "Спейс шаттл". Вместо этого они начали арендовать места в русских космических кораблях "Союз", что обходилось намного дешевле. В последние несколько лет США активно работают над созданием собственных космических кораблей, чтобы не зависеть от русских. Контракты от NASA получили Space X и Boeing. Свой корабль также разработала компания Джеффа Безоса Blue Origin.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Arzach

Цитата: Space books от 21.12.2021 18:06:04Особенно впечатляющим был 2021 год, во время него SpaceX:
...
-- Запустили 8 астронавтов на МКС для NASA, а также перевезли ~ 127 тонн различных грузов на МКС и обратно
Ошибка на порядок - должно быть 12,7 т. В исходнике 28000 фунтов. И ведь ни у кого из авторов и читателей паблика такая странная цифра сомнений не вызвала. :)

Space books

https://vk.com/wall-51873373_499723


ЦитироватьВице-президент SpaceX заявляет: Starship уже выиграл контракты на коммерческие запуски 🚀💰

Ред.: Статья с интересными размышлениями о потенциале Starship с цифрами и сравнениями 😉

Недавно было сказано, что для полностью многоразовой ракеты следующего поколения – Starship, уже заключено несколько контрактов на пуски.

Планируется, что первый частично орбитальный полёт (ниже границы атмосферы) состоится не ранее чем в первом квартале 2022 года. Прежде чем Starship будет готов к регулярным орбитальным пускам, ему необходимо пройти ещё несколько этапов. Тем не менее, SpaceX достаточно уверена в успехе своей разработки. Starship планируется как рабочая лошадка для будущих целей компании – в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Сегодня ракеты семейства Falcon от SpaceX являются довольно революционными решениями в плане экономической эффективности, благодаря повторному использованию и вертикальной интеграции производства. Также с помощью должной организации, SpaceX имеет возможность развёртывания своей группировки спутников Starlink, насчитывающей к настоящему времени уже более 1800 спутников на низкой околоземной орбите, что позволило компании стать крупнейшим спутниковым интернет-провайдером менее чем за два с половиной года. Там, где есть конкуренция, Falcon 9 доминирует на мировом рынке коммерческих запусков, однако, несмотря на ошеломляющий успех, Falcon 9 всё ещё остаётся на одну-две величины чрезмерно дорогой для реализации более грандиозных амбиций компании.

Jeff Foust:
— Сотрудник SpaceX Том Охинеро: планируем по меньшей мере 3 пилотируемых миссии в следующем году, возможно больше. Первая попытка орбитального пуска Starship всё также планируется на январь-февраль.
|
Охинеро: мы активно продвигаем Starship среди коммерческих клиентов и уже подписали некоторые контракты.

Все эти цели вполне простые и связаны напрямую. Во-первых, SpaceX имеет цель покрыть поверхность Земли высококачественным и доступным интернетом, который будет либо такой же, как и его земные альтернативы, либо даже лучше. В конченом счёте будут подключены десятки или даже сотни миллионов пользователей. Во-вторых, целью SpaceX всегда было сделать человечество межпланетным видом, посредством создания одного или нескольких самодостаточных городов на Марсе. Для последней цели необходим Starship, либо полностью многоразовая ракета – без этого поставка припасов и материалов для строительства города были бы слишком дорогими.

Недавно, если верить генеральному директору SpaceX, успех Starlink стал зависеть и от Starship, также Маск заявил, что SpaceX может столкнуться с банкротством, если Starship не будет готов запускать более 200 спутников каждый месяц к концу 2022 года. Однако, несмотря на то, что вероятное банкротство SpaceX – неправда, в словах Илона есть доля правды. Кроме опасений, аргумент Маска содержит идею "финансовой слабости" Starlink в рамках текущей парадигмы, когда Falcon 9 доставляет на НОО около 50 300-килограммовых спутников (650 фунтов каждый) за один запуск.

Маск также полагает, что спутники следующего поколения Starlink V2 будут в несколько раз больше, чем спутники первой версии, а это в достаточной степени повысит рентабельность группировки, путём получения большей пропускной способности с единицы массы спутника. Однако размеры Starlink V2 не позволят помещать большое количество спутников под обтекатель Falcon 9, откуда следует острая и очевидная потребность в Starship.

Вопреки апокалиптическим взглядам Маска, даже если развёртывание будет значительно более медленным, то, скорее всего, создание полноценной группировки из Starlink V1, спутники для которой запущены на Falcon 9, будет экономически жизнеспособными.

Согласно словам Маска и других руководителей компании, реальная стоимость – без учёта полезной нагрузки – проверенного полётами Falcon 9, находится между 15 и 28 миллионами долларов. При ориентировочной стоимости от 250 до 500 тысяч долларов за штуку, Starlink V1 увеличивают общую стоимость запуска спутников примерно до 30-60 миллионов долларов (диапазон между предельной и общей стоимостью). В частично многоразовой конфигурации Falcon 9 способен выводить около 16 тонн (35 000 фунтов) на НОО.

Patrick McGee:
— "Технологии ракетостроения должны вводиться драматично... Святой Грааль для ракетостроения - это быстро, многоразово, надёжно" (rapid, reusable, reliable - RRR)
|
Стремление к "сумасшедшей" предельной стоимости запуска за 2 миллиона долларов (Надеюсь, я правильно расслышал – очень малая цифра).

Starship, однако, рассчитан на запуск полезной нагрузки, начиная от 100 тонн (220 000 фунтов) и, возможно, до 150 тонн (330 000 фунтов) на НОО при предельной стоимости всего лишь 2 миллиона долларов. Даже если SpaceX достаточно отклонится от этой цели и никогда не выйдет за пределы 100 тонн на НОО, Starship стоимостью 20 миллионов долларов, полностью загруженный спутниками Starlink, всё равно будет стоить в 5 раз меньше, чем Falcon 9 за единицу запущенной массы. 150-тонный вариант на НОО будет стоить в 15 раз меньше. Если SpaceX удастся достигнуть полной многоразовости, и предельная стоимость упадёт до 2 миллионов долларов, то запуск Starship будет дешевле запуска Falcon 9 в фантастические 70 раз!

По тем же причинам, что могут сильно повысить рентабельность развёртывания спутников Starlink и сделать экспансию человечества за пределы Земли весьма доступной, чтобы быть жизнеспособной, Starship устроит революцию в области доступа к космическому пространству и для других клиентов, а не только для SpaceX.

Согласно словам вице-президента SpaceX по коммерческим продажам - Тома Очинеро, Starship уже начал проникать в список клиентов SpaceX. Конечно, это ещё незначительно, однако, это важный символический шаг для SpaceX и для Starship, поскольку компания пытается создать невероятно дешёвую и мощную ракету, которая отправит Falcon 9 на пенсию.

Очень крутые рендеры созданы пользователем Твиттер @christiandebney

Space books

https://vk.com/feed?w=wall-41152133_397098


Цитата: undefined2021: Итоги года компании SpaceX. Cтатистика 📊

🚀 Запуски:
-- 31 запуск Falcon 9 (100% - успешно)

Из них:
-- 17 миссий Starlink (+2 частично)
-- 7 миссий в интересах NASA
-- 5 коммерческих миссий (+2 частично)
-- 1 миссия в интересах военных

По стартовым площадкам:
-- 16 - SLC-40 (Флорида)
-- 12 - LC-39A (Космический центр им. Кеннеди)
-- 3 - SLC-4E (Ванденберг)

Орбиты:
-- 24 - Низкая околоземная
-- 2 - Геостационарная
-- 2 - Солнечно-синхронная
-- 1 - Средняя-околоземная
-- 1 - Полярная
-- 1 - Межпланетная к астероидной системе

Миссии по странам происхождения ПН:
-- 27 - США
-- 2 - Турция
-- 2 - Разные страны мира (Transporter).

💫 Ускорители:
-- 29 полётов на ранее использованных ускорителях (94% от общего числа), 2 на новых

В строю: 17 ускорителей Falcon 9 / Falcon Heavy. 11 из них ранее использовались.

Топ-ускорителей по миссиям:
-- B1051 - 11 полётов (475 спутников / 173 т ПН)
-- B1049 - 10 полётов (483 спутника)
-- B1058 / B1060 - 9 полётов (431 / 440 спутников).

🐉 Пилотируемые и грузовые миссии кораблей:
-- 3 пилотируемые миссии Crew Dragon (2 на МКС, 1 туристическая миссия на орбиту)
-- 3 грузовых миссии корабля Cargo Dragon на МКС.
-- 3 посадка Crew Dragon, 2 посадки Cargo Dragon

👨‍🚀 Астронавты:
-- 8 астронавтов запущено на МКС (Crew-2, Crew-3)
-- 4 запущены в частной миссии на низкую околоземную орбиту (Inspiration4)
-- 12 астронавтов возвращены на Землю (Crew-1, Crew-2, Inspiration4).

🎯 Посадки:
-- 31 попытка посадки 1-й ступени
-- 30 - успешно (97%), 1 - неуспешно на платформу
-- 29 посадок на плавучие платформы (14 - OCISLY, 11 - JRTI, 4 - ASOG)
-- 1 посадка на сушу.

🎈Створки обтекателя:
-- Были спасены 43 створки обтекателя
-- В 17 миссиях створки использовались повторно (хотя бы одна).

🚛 Полезная нагрузка

Всего запущено: ~ 1214 космических аппаратов

По типу:
-- 989 спутников Starlink
-- 181 кубсат
-- 38 малых спутника
-- 6 кораблей Dragon
-- 3 телекоммуникационных спутника
-- 2 научных космических миссии
-- 1 навигационный спутник GPS

⚖ Общая масса полезных нагрузок: ~ 290 т.

Из них:
-- 218 т на низкую околоземную орбиту
-- 14 т на геостационарную орбиту
-- 13 т на полярную орбиту
-- 12 т на / с МКС (чистый груз)
-- 10 т на солнечно-синхронную орбиту
-- 4 т на среднюю-околоземную орбиту
-- 684 кг по межпланетной отлётной траектории.

🛰 Программа Starlink:
- 1944 спутников Starlink запущено c начала программы
- 1797 - находятся на орбите
- 1467 - эксплуатируются.

⚙ Испытательная программа Starship:
-- 4 высотных испытательных полёта на 10 км прототипов корабля Starship
-- 1 мягкая посадка (SN15)
-- Испытано 4 тестовых бака.
-- Собрано 5 прототипов корабля Starship и 5 прототипов ускорителя Super Heavy.

📌 Всего в истории компании:
- 142-й запуск миссий SpaceX (138 - успешно, из проводившихся, 109-й успешный запуск подряд)
- 134-й пуск Falcon 9 (133 - успешно, из проводившихся, 1 - не проводился)
- 100-я успешная посадка 1-й ступени (26-я подряд): 77-я на платформу и 23-я на сушу
- Ранее летавшие ускорители использовались в общей сложности 78 раз, при этом они выполнили 75% миссий SpaceX с момента первого повторного полёта Falcon 9 в 2017 году
- 50-я повторно используемая створка обтекателя (26-я миссий с ранее летавшими створками обтекателя)
- Запущена 33-я миссия Starlink
- Запущена 24-я миссия SpaceX по пополнению запасов МКС
- Запущен на орбиту 18-й астронавт (14-й доставлен на МКС)
- 11-я неуспешная посадка 1-й ступени в истории SpaceX (Starlink-19)
- Осуществлена 5-я миссия с совместным выводом полезных нагрузок в запусках Starlink
- 5-я пилотируемая миссия за 18 месяцев
- Введена в строй 3-я плавучая платформа (ASOG)
- Запущено 2 миссии по программе SpaceX Smallsat Rideshare (Transporter-1 и 2).

P.S. Рекорды и достижения года компании SpaceX будут перечислены в отдельном посте.

rkIaIe21L2o.jpgZczMnJhHfr0.jpg154CtoG-uLc.jpg

Space books

https://gordonua.com/news/worldnews/kitay-pozhalovalsya-chto-sputniki-kompanii-maska-edva-ne-stolknulis-s-ih-kosmicheskoy-stanciey-1588379.html


Цитата: undefinedКитай пожаловался, что спутники компании Маска едва не столкнулись с их космической станцией

Китай заявил, что их космическая станция не менее двух раз была "близка к столкновению" со спутниками Starlink

Власти Китая подали жалобу в Управление Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства после того, как его космической станции пришлось изменить свою траекторию, чтобы избежать столкновения со спутниками системы Starlink компании SpaceX Илона Маска. Жалоба опубликована на сайте управления.

По заявлению Пекина, космическая станция не менее двух раз была "близка к столкновению" со спутниками Starlink.

С 19 апреля 2020 года спутник Starlink-1095 стабильно летал на средней высоте около 555 км. Однако в период с 16 мая по 24 июня 2021 Starlink-1095 маневрировал на орбиту около 382 км, а затем остался на этой орбите. В итоге спутник и китайская станция сблизились, из-за чего космическая станция решила уклониться, чтобы избежать столкновения.

Второе опасное сближение станции случилось со спутником Starlink-2305 21 октября. Поскольку спутник постоянно маневрировал, а стратегия маневра была неизвестна и орбитальные ошибки было трудно исправить, китайская станция решила снова выполнить маневры во избежание столкновения.

После публикации жалобы Маск, Starlink и США подверглись резкой критике на китайской платформе микроблогов Weibo, отмечает BBC.

renegade2000

Уже 42 тыс. Так скоро и до миллиона дойдут.

Space books

https://vk.com/wall-51873373_499919


Цитировать🚀❌ FAA переносит публикацию итогового варианта экологической экспертизы Starbase

FAA перенесло принятие решения по экологической экспертизе Starbase. Новая намеченная дата выпуска окончательной версии PEA — 28 февраля.
А с учётом того, что после публикации экспертизы потребуется ещё какое-то время на одобрение запусков, орбитальный полёт Starship стоит ждать не ранее 20 апреля 2022 года.

hlynin

Цитата: renegade2000 от 29.12.2021 01:53:27Уже 42 тыс. Так скоро и до миллиона дойдут.
Каждому землянину - личный спутник!

Space books

https://vk.com/wall-41152133_397319


Цитата: undefinedРекорды и достижения компании SpaceX в 2021 году 🏆

🌎 Мировые рекорды:
– Первая полностью частная миссия на орбиту Земли, экипаж которой полностью состоял из непрофессиональных астронавтов (Inspiration4)
– Рекордное количество спутников, выведенных на орбиту в рамках одного запуска - 143 космических аппарата (Transporter-1)
– Рекорд повторного использования жидкотопливной ступени ракеты орбитального класса - 11 полётов (Falcon 9 B1051, Starlink-4.4)
– Рекорд на самый короткий промежуток времени (менее 47 часов) между возвращением миссии (Crew-2) и новым запуском в истории пилотируемых космических полётов
– 5-й полёт створки головного обтекателя орбитальной ракеты (Falcon 9, Starlink-28)
– Самый большой цельный иллюминатор, когда-либо летавший на орбиту (Crew Dragon, Inspiration4).

Рекорды компании

💫 Количество запусков:
– 109-й успешный запуск подряд
– 100-я успешная посадка ракетной ступени орбитального класса
– В 29 из 31 миссий использовались ранее летавшие ступени Falcon 9
– 31 запуск за год
– 26-я успешная посадка ступени подряд
– 16 запусков за полугодие
– 11 запусков за квартал (2-й)
– 5 запусков за месяц (декабрь)
– 2-е миссии были запущены на одном и том же ускорителе за один месяц
– 3 запуска осуществлены за 69 часов
– 0 миссий с преднамеренным одноразовым использованием ступени в году.

📌 Впервые:
– За 1 год SpaceX осуществили первый запуск ускорителя Falcon 9 в 8, 9, 10 и 11-й раз, корабля Crew и Cargo Dragon во 2-й раз, а створок обтекателя в 4 и 5-й раз
– 1-я пилотируемая коммерческая миссия компании SpaceX (Inspiration4)
– 1-я мягкая посадка прототипа корабля Starship (SN15)
– 1-й свободный полёт космического корабля Dragon в рамках пилотируемой космической миссии
– 1-й запуск пилотируемой миссии на ранее летавшем корабле Crew Dragon и 1-й ступени Falcon 9 (Crew-2)
– 1-й человек, запущенный в космос с протезом (Хейли Арсено, Inspiration4)
– 1-й полноценный межпланетный запуск миссии на ракете Falcon 9 / 2-й для SpaceX (DART)
– 1-й массовый запуск спутников Starlink на полярную орбиту
– 1-е повторное использование космического корабля Dragon 2 (Crew-2)
– 1-я орбитальная пилотируемая миссия на ступени ракеты, используемой в 3-й раз (Inspiration4)
– 1-е повторное использование конуса обтекателя корабля Crew Dragon
– 1-я межпланетная миссия NASA, запущенная на ранее летавшем ускорителе частной компании
– 1-я миссия в интересах NASA была запущена без предварительного огневого испытания ракеты перед стартом (CRS-22)
– 1-я миссия сразу с двумя астронавтами из стран международных партнёров NASA на корабле Crew Dragon (Crew-2)
– Осуществлена 1-я посадка корабля SpaceX c экипажем в Атлантический океан
– Впервые SpaceX не в миссиях Starlink запустили коммерческую нагрузку на ступени, совершившей полёт в 8-й раз
– Впервые на орбите побывало сразу три корабля Dragon
– Впервые для запуска миссии в интересах военных была использована ранее летавшая 1-я ступень Falcon 9
– Запущена первая научная миссия NASA на ступени Falcon 9, используемой в 5-й раз (DART)
– На Falcon 9 запущена первая космическая обсерватория для измерения поляризации рентгеновских лучей от черных дыр и нейтронных звёзд.

⏳Время полётов:
– Рекорд времени повторного полёта корабля Cargo Dragon - 164 дня (CRS-22 / CRS-24)
– Рекорд времени повторного полёта корабля Crew Dragon - 136 дней (Crew-1 / Inspiration4)
– Самое короткое время между повторным полётом створки обтекателя - 41 день (Starlink-22 / Starlink-25)
– Рекорд по минимальному времени между полётами одного и того же ускорителя Falcon 9 - 27 дней (Starlink-18)
– Наименьшее количество времени между посадками на платформу ASOG - 16 дней (Starlink-4.3 / Turksat 5B)
– Наименьшее количество времени между посадками на платформу JRTI - 11 дней (Turksat 5A / Starlink-16)
– Наименьшее время между запусками с площадки LC-39A - 10 дней (Starlink-17 / Starlink-21)
– Наименьшее время между запусками с разных стартовых площадок (LC-39A и SLC-40) - 3 дня (Starlink-20 / Starlink-21)
– Самый короткий промежуток времени между огневым испытанием и запуском той же ракеты - 23 часа 42 минуты
– Рекорд на самый короткий промежуток времени между запусками компании - 15 часов 17 минут (Turksat 5B / Starlink-4.4).

🏅Прочие достижения:
– Запущены 1584 спутника первоначального сегмента спутниковой группировки Starlink в рамках 1-й фазы развёртывания
– Cамая тяжёлая полезная нагрузка, доставленная кораблями Dragon на орбиту в негерметичном отсеке (1380 кг, солнечные панели iROSA)
– Рекорд высоты полёта среди кораблей Dragon (579 км, Inspiration4) - один из самых дальних полётов человека в космос на орбиту Земли, после миссий Space Shuttle по обслуживанию телескопа Хаббл
– SpaceX запустили 5 первых пилотируемых миссий на Crew Dragon за 529 дней (17 месяцев и 11 дней) - это второй случай в истории после запусков на корабле Союз МС
– Самая лёгкая полезная нагрузка ракеты Falcon 9 (330 кг)
– Самая продолжительная миссия космического корабля и экипажа из США (199 суток) и самая продолжительная миссия корабля SpaceX (Crew Dragon) - Crew-2
– SpaceX одна из самых дорогих аэрокосмических компаний мира (с капитализацией более $100 млрд)
– Одна из самых переносимых миссий SpaceX - более 10 раз (Starlink-17)
– Хейли Арсено - самый молодой астронавт из США на орбите Земли (29 лет)
– Выполнено 5 пилотируемых запусков SpaceX за 18 месяцев
– 3-е в истории космонавтики ночное приводнение космического корабля (после Apollo 8 и Союз-23) - Crew Dragon в миссии Crew-1
– 2 створки обтекателя были использованы в 5-й раз, а 5 в 4-й раз
– В 2021 для запусков использовались ускорители, которые выполняли в среднем 5,7 полётов (в 2020 году - 3,6 полётов). Каждый ускоритель использовался в среднем в 3,1 миссии в году (в 2020 - 2,4 миссии). Среднее время повторного полёта ступени - 94 дня.

– Falcon 9 - самая летающая и успешная из эксплуатируемых (по количеству успешных запусков подряд) орбитальная ракета в мире!

http://arimaa.com/arimaa/challenge/

Неожиданно, но эту движуху финансировала SpaceX.