Новости ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Автор Вал, 05.08.2010 10:43:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=uR5f4GAYt7U
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=uR5f4GAYt7U 1:18
2021.09.30 Железногорские спутникостроители создают антенную систему для космической обсерватории
  Телеканал РАЗВИТИЕ
Этот большой золотистый кокон – сложенный рефлектор трансформируемой антенны космического назначения. Такую антенну в Решетнёвской спутникостроительной фирме создадут для орбитальной обсерватории «Миллиметрон».
Сложная конструкция из углепластиковых спиц, на которые натянута тончайшая сетка из золочёной микропроволоки в космосе раскроется подобно зонтику. По мнению специалистов компании «ИСС» это оптимальное решение для радиокомплекса обсерватории.
Там же бегущая строка:
ЦитироватьНа космодроме Байконур началась сборка ракеты-носителя для запуска космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7». «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» планируется вывести на орбиту в декабре. Космические аппараты «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» пополнят российскую орбитальную группировку связи и вещания.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=-hOeq-Vt4HEБегущая строка:
ЦитироватьКомпания «ИСС» создаёт телескоп для российской космической обсерватории «Миллиметрон». С помощью телескопа будут проводиться наблюдения за объектами дальнего космоса. Данные обсерватории «Миллиметрон» позволят учёным продвинуться в исследовании происхождения вселенной.

Компания «ИСС» участвует в проекте по созданию Научно-энергетического модуля МКС. Модуль предназначен для проведения научных экспериментов и обеспечения станции электроэнергией. Завершить изготовление модуля МКС планируется в 2024 году.


zandr

https://ria.ru/20211008/glonass-1753605606.html
ЦитироватьРоссия приступила к модернизации космической системы наведения
МОСКВА, 8 окт — РИА Новости. В России начинается проектирование высокоэллиптических и малых навигационных спутников системы ГЛОНАСС, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева" Николай Тестоедов.
ГЛОНАСС — одна из четырех созданных в мире систем, аналогичная американской GPS, китайской BeiDou и европейской Galileo. Российская разработка особо значима для эффективного решения задач Вооруженных сил. Сигналы системы используются в высокоточном оружии, беспилотной авиации и для оперативного управления войсками.
Цитировать"Создание (высокоэллиптического. — Прим. ред.) сегмента включено в подпрограмму ГЛОНАСС программы "Космическая деятельность России до 2030 года". Готовится контракт, прописываются тактико-технические требования на систему и космические аппараты. Рассчитываем, что финансирование работ начнется в этом году", — сказал Тестоедов.
Кроме того, в рамках этих же работ с 2021 года начинается разработка платформы для малого навигационного аппарата.
Ранее сообщалось, что шесть спутников "Глонасс-ВКК" (высокоэллиптический космический комплекс) планируется запустить в 2023-2025 годах, однако затем сроки перенесли на 2026-2027 годы. Первый заместитель генерального директора "Роскосмоса" Юрий Урличич пояснил, что точность системы ГЛОНАСС повысится на четверть за счет запуска этих дополнительных аппаратов.
Также в материалах космической корпорации говорилось, что в состав перспективной орбитальной группировки ГЛОНАСС после 2030 года помимо модернизированных высокоэллиптических спутников "ВКК-М" войдут малогабаритные аппараты "МНКА-М", дополнительные "ДКА", геостационарные "ГСО-М" и среднеорбитальные "Глонасс-КМ".

zandr

https://ria.ru/20211008/testoedov-1753516458.html
ЦитироватьНиколай Тестоедов: готовы собирать спутники системы "Сфера" за три дня
Компания "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнёва" – крупнейший российский производитель спутников связи и единственный в России производитель навигационных космических аппаратов. С запуском спутников именно этого производителя в 2022 году начнется развертывание анонсированной президентом России Владимиром Путиным многофункциональной спутниковой системы "Сфера" из более чем 380 аппаратов. О планах развития орбитальной группировки навигационных спутников ГЛОНАСС, выполнении зарубежных контрактов, программе импортозамещения и переходе к серийному производству спутников системы "Сфера" в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал гендиректор предприятия Николай Тестоедов.

– Расскажите, какие спутники пополнят группировку ГЛОНАСС в ближайшее время?
– В этом году наше предприятие завершит изготовление трех космических аппаратов "Глонасс-К", но их запуск будет проводиться только по оперативной необходимости. Поясню: в системе ГЛОНАСС сейчас работают 23 аппарата, перекрывая все потребности заказчиков. Кроме того, один аппарат "Глонасс-К" находится на летных испытаниях и через несколько месяцев войдет в строй. Соответственно, потребность в запуске нового спутника наступит только после выхода из строя одного из работающих в космосе аппаратов. Это и есть "оперативная необходимость".
Среди планов на следующий год у нас стоит запуск первого аппарата "Глонасс-К2". Мы ведем непрерывную работу по его подготовке к пуску, но к сожалению, возникли вопросы к работе бортовой математики. Для опытно-конструкторской работы над новым спутником это обычная ситуация, которую никак невозможно спрогнозировать. В отличие от спутников "Глонасс-К" и аппаратов предыдущего поколения "Глонасс-М", новый "Глонасс-К2" – многофункциональный аппарат, поэтому возникает необходимость наладить работу внутренней математики со всеми системами. Чем больше приборов, тем больше комбинаций надо отработать. Сам аппарат собран, обязательства по его изготовлению до конца года мы выдержим.

– Ранее сообщалось, что стоимость новых спутников "Глонасс-К2" будет в два раза выше, чем у их предшественников – "Глонасс-К". Почему так? Это связанно с установкой на спутник дополнительной аппаратуры, программой импортозамещения?
– Здесь комплекс причин. Во-первых, первые "Глонасс-К2" собираются еще на иностранной компонентной базе. Доллар вырос в два раза. В стоимость импортонезависимых аппаратов, которые пойдут с 2026 года, в свою очередь, необходимо внести работы по перепроектированию. Во-вторых, "Глонасс-К2" отличается от предшественников наличием дополнительной аппаратуры. Он даже физически в полтора раза тяжелее. В-третьих, выросли цены на комплектующие. Возьмите дефлятор 5% в год и умножьте на 10 лет, которые прошли с запуска первого "Глонасс-К". Только за счет умножения дефлятора вы уже получите двукратный рост. То есть произошедшее удвоение – это абсолютно естественный процесс.

– Так и не запущен на орбиту последний спутник системы ГЛОНАСС предыдущего поколения "Глонасс-М", у которого в этом году заканчивается срок наземного хранения.
– Мы продлили сроки хранения до конца этого года и продлим, если надо, до середины следующего. Учитывая, что у нас аналогичные аппараты гарантированно работают по полтора срока, мы абсолютно уверены, что и этот аппарат после запуска проработает гарантийный срок в семь лет.

– Начались ли работы по созданию спутников для высокоэллиптического сегмента ГЛОНАСС?
– Создание сегмента включено в подпрограмму ГЛОНАСС программы "Космическая деятельность России до 2030 года". Готовится контракт, прописываются тактико-технические требования на систему и космические аппараты. Рассчитываем, что финансирование работ начнется в этом году.

– Планируется ли провести какие-либо работы по проекту "Малый ГЛОНАСС", малым и дешевым навигационным спутникам?
– В ранее озвученной подпрограмме прописана научно-исследовательская работа по созданию платформы для малого навигационного аппарата. Работа по этой тематике тоже начинается с этого года.

– В течение нескольких лет предприятия ракетно-космической отрасли прорабатывают создание многофункциональной спутниковой системы "Сфера". Ваше предприятие в этой программе участвует с аппаратами "Марафон" и "Скиф" для, соответственно, предоставления услуг связи "интернету вещей" и широкополосного доступа в интернет. Финансирование системы "Сфера" еще не началось, а вы уже проработали облик спутников. Это ваша инициативная разработка?
– Да, мы инициативно разработали аванпроекты систем "Марафон" и "Скиф". В этом году "Роскосмосу" должны быть выделены субсидии на опытно-конструкторские работы по данному направлению. В рамках работ мы изготовим и запустим в следующем году спутник-демонстратор "Скиф" для защиты российского орбитальной-частотного ресурса, а также разработаем и изготовим первый опытный образец космического аппарата "Марафон" и пилотную партию из 5-6 аппаратов, обеспечим их запуск. Дальнейшее развертывание полноценных спутниковых группировок должно быть профинансировано в рамках нацпроекта "Цифровая экономика".

– Если система "Скиф" должна насчитывать 12 спутников, то "Марафон" – уже более 250. Однако у вашего предприятия нет опыта серийного производства малых космических аппаратов. Как планируется решать этот вопрос?
– Вопрос уже проработан. Отобрана и прошла обучение команда молодых специалистов – от проектантов, до технологов и экономистов. Обычно мы как действуем? Провели сборку космического аппарата, после чего отправляем его в барокамеру на 50 дней, затем – на вибростенд. Для крупносерийной сборки это не подходит. В этой связи у нас на предприятии была создана демонстрационная площадка: на одном рабочем месте спутниковой платформе добавляют бак, проверяют контакты, сравнивают проделанную работу с цифровым портретом, если все подключено правильно – передают на соседний стол. Там устанавливают, допустим, двигатели, проверяют контакты, дают тестовый сигнал. Когда убедились, что все работает, передают на следующее рабочее место. Таким образом спутник собирается за три дня. Весь процесс нам понятен и просчитан. Другое дело, что если тот же бак, допустим, необходимо делать 90 дней, и каждые три дня нужен новый бак, то, либо их нужно заранее изготовить, либо создать несколько рабочих мест и организовать параллельную сборку. Будем смотреть, что окажется выгоднее. Место для организации конвейерного производства у нас уже предусмотрено в новом корпусе предприятия.

– Много лет у вас на предприятии на хранении находится украинский спутник "Лыбидь", и непонятно, когда он полетит и полетит ли вообще. Какие-то изменения по ситуации с ним есть?
– Никаких.

– Канадская компания MDA продолжает финансировать его хранение?
– Да.

– Вопрос по еще по одному зарубежному контракту. Сообщалось, что возникли проблемы с получением содержащих американские компоненты комплектующих из Европы для производства ангольского спутника связи Angosat-2. Какова ситуация сейчас?
– Двадцать второго сентября полезная нагрузка космического аппарата Angosat-2 доставлена самолетом в Красноярск.

– Насколько это повлияет на сроки запуска? Пуск все еще планируется на весну 2022 года?
– Да, мы планируем запуск во втором квартале 2022 года.

– Действительно ли запуск российских телекоммуникационных спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" перенесен с ноября на декабрь? По какой причине?
– Да, пуск ушел с ноября на первую половину декабря. Причиной стала небольшая техническая проблема. Прибор отремонтирован, последствия сбоя устранены.

– Какие перспективы развития спутниковой системы "Гонец"? Уже много лет нет определенности по облику космического аппарата нового поколения "Гонец-М1".
– Готовится заседание научно-технического совета "Информационные спутниковые системы" им. Решетнёва" по рассмотрению материалов эскизного проекта. Научно-технические советы АО "ИСС" и АО "Гонец" проведены с положительной оценкой материалов АО "ИСС".

– До одобрения нового облика спутников будете продолжать строить аппараты нынешнего поколения?
– Да. В сентябре произведем еще три аппарата "Гонец-М". Сама группировка низкоорбитальной спутниковой системы "Гонец" успешно работает, устойчиво поддерживается, может, поэтому никакой спешки у заказчика в отношении создания новых аппаратов не заметно. Имей место какие-то проблемы, заказчик бежал бы впереди паровоза по новому облику перспективного спутника.

– Как на предприятии идет процесс импортозамещения? К 2026 году все санкционные комплектующие успеваем заместить?
– Успеваем. Мы говорим только про спутники "Глонасс-К2", по которым развернута целевая работа. Остальные аппараты нашего производства будут "копировать" опробованные на навигационных аппаратах решения. И компонентная база, и микросборки, и отдельные подсистемы будут затем заимствоваться для других аппаратов. Все спутники "Глонасс-К2" с 2026 года будут изготовлены из российской элементной базы. Даже там, где российская промышленность не имеет технологических возможностей изготовить конкретную микросхему, заменим ее микросборкой, но отечественного производства. Где-то из-за этого может прибавиться вес по сравнению с использованием иностранной компонентой базы, но наши лучшие в мире ракеты позволяют вывести на орбиту дополнительный груз, а там, где и этого окажется недостаточно, можем использовать ионные двигатели довыведения.
Если говорить о коммерческих аппаратах, то здесь наличие иностранной полезной нагрузки определяет заказчик. Здесь использование импортных комплектующих приемлемо.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-531.pdf
ЦитироватьОбновлённый «Гонец»
Компания «ИСС» создаст спутники персональной связи нового поколения.
Специалисты Решетнёвской фирмы разрабатывают эскизный проект на космический комплекс Многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных «Гонец-М1». Проект предусматривает создание малых космических аппаратов нового поколения, которые будут работать на низкой круговой орбите высотой 1500 км над Землёй. Срок активного существования новых спутников персональной связи составит 10 лет. Это вдвое дольше, чем у работающих сейчас спутников «Гонец-М».
Малые космические аппараты «Гонец-М1» будут отличаться повышенной пропускной способностью для обеспечения услуг связи и передачи данных в S- и P-диапазонах частот. Соответственно, повысится и мощность их системы электропитания. Спутники будут оснащены раскрываемыми панелями солнечной батареи увеличенной площади. Новые аппараты в отличие от предшественников проектируются в негерметичном исполнении. Их бортовая аппаратура будет работать без защитного гермоконтейнера в условиях открытого космического пространства.
Благодаря космическим аппаратам нового поколения система «Гонец-М1» получит качественное обновление. Кроме того, её орбитальная группировка будет включать в себя большее количество спутников. Для охвата всего земного шара предполагается вывести на орбиту 28 космических аппаратов.
Технические материалы по разработке космического комплекса с новыми малыми спутниками, включая их характеристики, состав бортовой аппаратуры и электронной компонентной базы, были рассмотрены на Научно-техническом совете компании «ИСС». Результаты работы специалистов «ИСС» также представлены компании «Спутниковая система «Гонец», которая в рамках эскизного проектирования отвечает за модернизацию всей космической системы.
В настоящее время эскизный проект по обновлению низкоорбитальной системы персональной спутниковой связи передан на рассмотрение в отраслевую экспертную организацию – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш).

zandr

Там же
ЦитироватьРупор «Миллиметрона»
Антенная система будущей космической обсерватории проходит испытания.
Завершилась сборка опытного образца антенно-фидерной системы (АФС) для космической обсерватории «Миллиметрон». Эта система станет частью радиокомплекса в составе обсерватории и обеспечит передачу на Землю служебной и исследовательской информации от бортового комплекса научной аппаратуры.
Ключевой элемент АФС – антенна с четырёхметровым трансформируемым рефлектором. Его золотистый «зонтик» на углепластиковых спицах знаком сотрудникам нашего предприятия по космическим аппаратам системы «Луч». Но в новом проекте этой разработке железногорских спутникостроителей, многократно подтвердившей свою надёжность, уготована другая роль. На геостационарных спутниках зонтичные рефлекторы передают сигналы на Землю с расстояния около 36 тысяч км. «Миллиметрону» же предстоит работать на удалении в полтора миллиона километров от родной планеты! На таком расстоянии антенна должна обеспечить формирование мощных сигналов с достаточным усилением, чтобы специалисты-астрофизики получили ценные сведения по наблюдению за дальними объектами Вселенной.
К слову, решетнёвцы не сразу выбрали четырёхметровую конструкцию рефлектора антенны для обсерватории. В первоначальном варианте рассматривалось применение рефлектора вдвое меньшего диаметра. Но радиотехнические расчёты показали, что с антенным рефлектором небольшого диаметра невозможно будет выполнить поставленные задачи. В данном случае антенно- фидерная система чем-то напоминает рупор, через который «Миллиметрон» должен будет «докричаться» до антенных станций на Земле. При двухметровом рефлекторе АФС потребовалась бы наземная приёмная антенна поистине гигантского размера (диаметром более 70 метров). Количество таких антенн в мире исчисляется единицами!
Расчёт радиолинии с применением четырёхметровой бортовой антенны показал возможность использования наземных антенн с диаметром порядка 40 метров, что технически вполне реализуемо и во много раз доступнее.
Помимо зонтичного рефлектора, антенно-фидерная система включает в себя электромеханический блок системы наведения, который обеспечивает прицеливание антенны в заданную точку, а также механизмы зачековки, штангу раскрытия с шарнирным узлом и другие элементы. Изготовленный опытный образец антенно-фидерной системы прошёл первый этап конструкторских испытаний, которые подтвердили успешное функционирование всех её механических устройств и правильность заложенных конструкторско-технологических решений. Но на этом её испытания не закончились. Теперь специалисты «ИСС» будут исследовать стойкость конструкции составных частей антенно-фидерной системы к внешним воздействиям в условиях, приближенных к космическим.
Космическая обсерватория «Миллиметрон» создаётся при участии «ИСС» для астрофизических исследований объектов Вселенной в миллиметровом и инфракрасном диапазонах волн.

zandr

Там же
ЦитироватьПодтверждение готовности
В «ИСС» проведены заключительные проверки спутника связи и вещания.
Специалисты «ИСС» провели высоко- частотные испытания космического аппарата «Экспресс-АМУ3», создаваемого для пополнения российского телекоммуникационного флота.
Перед испытаниями на спутнике, установленном в безэховую камеру, было проведено раскрытие рефлекторов антенн. Специалисты проверили точность их позиционирования относительно облучателей. Это необходимо, чтобы гарантировать точность наведения антенн на зоны обслуживания во время эксплуатации спутника на орбите.
«Экспресс-АМУ3» оснащён двумя раскрываемыми антеннами с крупногабаритными рефлекторами – диаметром 2,4 и 2,2 метра. Одна из них многолучевая – предназначена для работы в Кu-диапазоне, вторая совмещает С- и Кu-диапазоны частот. Также на спутнике установлены две антенные решётки L-диапазона частот. Антенны полезной нагрузки и ретранслятор поставлены нашим европейским партнёром – компанией Thales Alenia Space.
В ходе высокочастотных испытаний проверялось функционирование всей полезной нагрузки в составе космического аппарата. Из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса иностранный подрядчик участвовал в этой работе дистанционно.
Итоги испытаний подтвердили характеристики спутника и его готовность к решению целевых задач на орбите.
Космический аппарат «Экспресс-АМУ3» создаётся по заказу ФГУП «Космическая связь» и предназначен для обеспечения современных услуг телекоммуникации, включая телерадиовещание и доступ в интернет.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=s4roHQer8SQ
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=s4roHQer8SQ 1:46
2021.10.05 «ИСС» расширяет долю собственных работ в направлении производства кабельных сетей
  Телеканал РАЗВИТИЕ
Кровеносная система, без которой космический аппарат превратится в бесполезный макет... Именно так спутникостроители говорят про кабельные сети. В современных космических аппаратах кабели используются повсеместно. Бортовая сеть соединяет все узлы, блоки и радиоэлектронную аппаратуру. Поэтому поиск новых эффективных подходов в этом направлении на спутникостроительном производстве востребован всегда.
В Решетнёвской космической фирме глотком свежего воздуха стало освоение технологий изготовления бортовых и наземных кабельных сетей методом оплетения.
Там же бегущая строка:
ЦитироватьДо конца года компания «ИСС» планирует завершить изготовление трёх навигационных космических аппаратов нового поколения «Глонасс-К». Обновление системы ГЛОНАСС позволит повысить качество навигационных услуг. Услугами навигационной системы ГЛОНАСС пользуются миллионы людей по всему миру.

Специалисты «ИСС» готовят космические аппараты «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» к отправке на космодром. Совместный запуск космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» запланирован на декабрь. Новые космические аппараты «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» пополнят российскую  орбитальную группировку спутников связи.

zandr

#1908
https://www.youtube.com/watch?v=NcAOGIPKHD8
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=NcAOGIPKHD8 3:31
2021.10.06 Более 20 лет разработка «ИСС» обеспечивает долгую жизнь спутников на орбите
  Телеканал РАЗВИТИЕ
Что объединяет телекоммуникационный спутник «Казсат-3», навигационный аппарат «Глонасс-К» и ретранслятор «Луч»? Все эти спутники созданы Решетнёвской космической фирмой. И хотя у них разное назначение, общего они имеют значительно больше, чем может показаться на первый взгляд.
В основе их конструкции – одна и та же платформа, разработанная решетнёвцами. Её создание ознаменовало коренной перелом в подходах к разработке сибирских спутников.
Там же бегущая строка:
ЦитироватьСпециалисты «ИСС» проводят входной контроль модуля полезной нагрузки космического аппарата ANGOSAT-2. В составе космического аппарата ANGOSAT-2 полезная нагрузка обеспечит приём и передачу сигналов связи и вещания. Компания «ИСС» создаёт космический аппарат ANGOSAT-2 по заказу республики Ангола.

zandr

#1909
https://www.youtube.com/watch?v=7BNsJ2zSZXc
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=7BNsJ2zSZXc 1:25
2021.10.18 Решетнёвцы завершили создание блока спутников персональной связи
  Телеканал РАЗВИТИЕ
В Решетнёвской спутникостроительной фирме завершился процесс создания очередной тройки космических аппаратов для Многофункциональной системы персональной спутниковой связи.
Эти три аппарата «Гонец-М» отправятся в космос вместе. Вместе они прошли и финальный этап наземных испытаний. Специалисты проверили правильность их установки на устройство отделения, при помощи которого тройка спутников будет стыковаться со средствами выведения.
Там же бегущая строка:
Космические аппараты «Эскпресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», созданные в компании «ИСС», доставлены на космодром Байконур. Запуск спутников «Эскпресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» запланирован на 6 декабря. Спутники «Эскпресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» заменят на орбите аппараты отработавшие больше положенного срока.[/quote]

zandr

#1910
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-532.pdf
ЦитироватьГлавные темы
Компания «ИСС» подвела итоги работы кооперации по созданию космических аппаратов и систем.
Совет главных конструкторов под председательством генерального директора компании «ИСС» Николая Тестоедова прошёл 14-15 октября на базе АО «Сатурн» в Геленджике. Ежегодное мероприятие по подведению итогов работы кооперации и обсуждению реализации текущих проектов собрало около 150 представителей заказчиков, подрядчиков, а также организаций, эксплуатирующих космические аппараты и системы производства Решетнёвской фирмы.
При головной роли компании «ИСС» ведутся работы по реализации ключевых государственных программ в области космической деятельности. Одной из центральных тем осеннего Совета главных конструкторов стало выполнение работ по восполнению и развитию орбитальной группировки глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. В настоящее время в компании «ИСС» создаются космические аппараты нового поколения «Глонасс-К2», с помощью которых будет повышена точность навигационных определений.
В ходе заседания также рассматривалось выполнение коммерческих контрактов по созданию космических аппаратов связи и вещания. Для пополнения российской телекоммуникационной орбитальной группировки в компании «ИСС» изготовлены два новых космических аппарата «Экспресс-АМУ3» и «Экс- пресс-АМУ7». Их совместный запуск на орбиту запланирован на декабрь текущего года.
Помимо этого, участники Совета главных обсудили вопросы модернизации многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных «Гонец-М1» и системы ретрансляции «Луч».
В повестку осеннего Совета главных были включены и новые темы. В частности, в ходе заседания обсуждались вопросы разработки перспективных многоспутниковых систем связи «Марафон IoT» и «Скиф», вошедших в государственную программу «Сфера».

zandr

Там же
ЦитироватьВ целости и сохранности
Решетнёвская фирма создаёт новое оборудование для доставки космических аппаратов на космодром.
С каждым годом Решетнёвская фирма совершенствует технологии создания космических аппаратов. Улучшаются их эксплуатационные характеристики, расширяются функциональные возможности, увеличивается вес и габариты. Соответственно меняется и оборудование, применяемое для доставки спутников на космодром.
Сегодня на нашем предприятии ведутся работы по созданию нового транспортировочного контейнера, который вместит в себя перспективные спутники системы ГЛОНАСС, а в будущем, возможно, и другие аппараты, создаваемые на базе спутниковой платформы среднего класса «Экспресс-1000».
При разработке нового транспортировочного оборудования максимально использован уже имеющийся опыт создания подобных устройств. Первый контейнер для перевозки космических аппаратов Решетнёвской фирмы был создан в середине 1990-х годов, когда спутники на полигоны запуска стали доставлять не железнодорожным, как раньше, а авиационным транспортом. Этот контейнер был оснащён креплениями для обеспечения сохранности космического аппарата, а для защиты от влаги применялся силикагель. С 1995 года он использовался для доставки всех космических аппаратов средней размерности, созданных на нашем предприятии.
Новый контейнер будет существенно отличаться от предшествующих разработок. В частности, в нём предусмотрена съёмная опора-кантователь для возможности перемещения космического аппарата из горизонтального положения в вертикальное (и обратно), а также съёмная система амортизации, которая позволит снизить виброударные нагрузки на спутник при его транспортировании. Внутри контейнера будут обеспечены комфортные условия по чистоте, температуре и влажности, необходимые для сохранности космического аппарата во время перевозки.
Отличительная особенность нового устройства также в том, что космический аппарат в нём можно будет перевозить в четырёх различных конфигурациях. Каждая из схем транспортирования будет выбираться исходя из конструктивных особенностей космического аппарата и конкретных условий доставки.
Новый транспортировочный контейнер отличается от предыдущих и своим внешним видом. В частности, его размеры существенно увеличены, что позволит комфортно размещать в нём космические аппараты разных габаритов. Длина устройства составляет порядка 11 метров, высота – 3,2 метра, а ширина – 3,17 метра. Ещё одно отличие нового контейнера заключается в строении крышки. Она будет изготовлена из сэндвич-панелей для увеличения жёсткости конструкции и улучшения коэффициента теплопередачи.
Работы по проектированию и изготовлению контейнера по техническому заданию, разработанному в отделе конструирования бортового, экспериментального и специализированного технологического оборудования «ИСС», выполняет предприятие «НПО ПМ – Малое КБ».
Конструкторская документация на новое транспортировочное устройство уже разработана. Параллельно с её согласованием ведётся изготовление отдельных частей и элементов контейнера. Проект планируется завершить в конце следующего года.

zandr

Там же
ЦитироватьКрылья для «Арктики»
В компании «ИСС» изготовлены солнечные батареи для нового метеоспутника.
Ещё один российский космический аппарат будет оснащён солнечными батареями производства Решетнёвской фирмы. На нашем предприятии завершилось изготовление крыльев солнечной батареи для нового метеоспутника «Арктика-М». Оба крыла этого космического аппарата содержат по три панели с фотоэлементами. В производстве солнечных батарей спутника «Арктика-М» применены проверенные и эффективные технические решения. Они включают в себя облегчённые и прочные каркасы из полимерных композиционных материалов, фотоэлементы на основе арсенида галлия, а также механические устройства, которые обеспечат раскрытие крыльев.
Собранные крылья солнечной батареи прошли проверку на работоспособность механических устройств и фотогенерирующей части и недавно были отправлены заказчику – НПО имени С. А. Лавочкина – для установки на космический аппарат.
Гидрометеорологический спутник «Арктика-М» предназначен для работы в составе одноимённой высокоэллиптической космической системы в интересах обеспечения мониторинга климата и окружающей среды в Арктическом регионе. Создаваемый метеоспутник станет вторым в орбитальной группировке системы «Арктика-М». Первый космический аппарат, работающий на орбите, также оснащён крыльями солнечной батареи производства «ИСС».
Решетнёвская фирма и НПО имени С. А. Лавочкина сотрудничают почти двадцать лет. За это время солнечными батареями нашего производства были оснащены восемь научно-исследовательских спутников подмосковного предприятия. В их числе орбитальная обсерватория «Спектр-Р», которая отработала на орбите в полтора раза дольше запланированного срока, что в очередной раз подтверждает высокую надёжность продукции «ИСС».

zandr

Там же
ЦитироватьПо первому требованию
Готова новая тройка космических аппаратов для системы «Гонец».
В компании «ИСС» завершено изготовление очередного блока космических аппаратов персональной спутниковой связи «Гонец-М». Это первые спутники производства Решетнёвской фирмы, которые будут выведены на орбиту с космодрома Восточный.
В цехах предприятия три спутника прошли полный цикл наземных испытаний: электрических, механических, температурных и приёмо-сдаточных. Их итоги подтвердили работоспособность космических аппаратов в условиях, имитирующих пусковые нагрузки, и в разных режимах эксплуатации. Также была проверена правильность установки спутников «Гонец-М» на устройство отделения, которое должно обеспечить сопряжение аппаратов со средствами выведения, а после запуска – их отделение от разгонного блока.
Три космических аппарата и устройство отделения помещены на ответственное хранение на предприятии до того момента, как будет принято решение о необходимости их запуска. В настоящее время орбитальная группировка многофункциональной системы персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М» работает в полном составе на базе космических аппаратов производства нашего предприятия. Но её необходимо регулярно обновлять, так как гарантированный срок службы «Гонцов-М» составляет пять лет.
Спутники «Гонец-М» работают на орбите высотой 1500 км над Землёй, обеспечивая подвижной спутниковой связью мобильных и стационарных абонентов в любой точке планеты. Услуги многофункциональной системы персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М» востребованы для обеспечения связью труднодоступных территорий, организации сетей передачи данных в интересах различных ведомств, промышленного, экологического и научного мониторинга.
Космические аппараты персональной связи «Гонец-М» будут выводиться на орбиту с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат».
Вы не можете просматривать это вложение.

zandr

Там же
Цитировать«Марафон» без границ
Красноярские студенты при участии эксперта «ИСС» разработали приложение для спутникового интернета вещей.
Всего за одни сутки студенты Сибирского федерального университета разработали приложение, которое можно применить в работе низкоорбитальной группировки малых космических аппаратов «Марафон IoT».
Блиц-разработка была организована в рамках II технологического марафона «Енисейская Сибирь. Индустрия 4.0». Мероприятие прошло в сентябре в Красноярске и собрало 13 команд молодых учёных из семи институтов СФУ.
Суточный мозговой штурм студенты и аспиранты вели в режиме «нон-стоп», решая конкретные практические задачи из сферы инжиниринга, информационных технологий и промышленного дизайна. Такой коллективный поиск позволил аккумулировать прорывные идеи и запустить сложные междисциплинарные проекты.
Кейсы для решения инновационных задач участникам марафона представили крупные промышленные предприятия. По заданию эксперта от «ИСС» Владимира Головкова одна из студенческих команд разработала программу для обеспечения сервиса мониторинга транспортных средств с помощью перспективной спутниковой системы «Марафон IoT». Система предназначена для предоставления услуг спутникового интернета вещей в глобальном масштабе. В её состав войдут 264 малых космических аппарата на низкой круговой орбите высотой 750 км. В настоящее время специалисты «ИСС» выполняют её эскизное проектирование.
«Молодые программисты создали серверное, а также клиентское приложение, которое может работать как на компьютере через браузер, так и на смартфоне, – рассказал ведущий инженер «ИСС» Владимир Головков. – Эта программа позволяет в реальном времени отслеживать движение транспортных средств, а также получать дополнительную информацию: скорость, массу груза, техническое состояние, количество топлива... Транспорт может быть, в том числе, беспилотным, выполняющим задачи автоматически. Считаю, что это будет востребовано. Тем более что по прогнозу в России к 2030 году будет около 30 млн абонентов, которые могут использовать систему «Марафон IoT». Основными направлениями её применения являются мониторинг удалённых стационарных объектов, различных видов транспорта, сельское и лесное хозяйство».
Эксперты технологического марафона высоко оценили работу программистов, разработавших «спутниковый» программный продукт. Более того, молодых людей пригласили на производственную практику в космическую фирму. Именно здесь они смогут довести до ума созданную в короткие сроки программу. Ведь, как показывает опыт разработчиков программного обеспечения, демонстрационная версия приложения – лишь первый шаг, который требует длительного тестирования и отладки. В дальнейшем спутникостроители планируют запатентовать программное обеспечение, чтобы использовать его в рамках проекта «Марафон» как продукт для конечного пользователя.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=HFPSrQw__T4Бегущая строка:
ЦитироватьГосударственная комиссия приняла решение о завершении лётных испытаний двух навигационных спутников «Глонасс-К». В производстве компании «ИСС» находятся еще три космических аппарата "Глонасса-К". Сегодня в составе навигационной системы работают спутники "Глонасса-М" и "Глонасса-К".

24 октября выведен на орбиту европейский спутник связи SES-17 с оборудованием производства компании «ИСС». Для спутника SES-17 компания «ИСС» создала элементы системы терморегулирования. Оборудование производства «ИСС» впервые применено в составе европейского космического аппарата.

zandr

https://www.roscosmos.ru/33177/
ЦитироватьИСС изготовит новый спутник связи

В компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ИСС, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») развёрнуты работы по созданию экспериментального космического аппарата «Скиф-Д».
В настоящее время специалисты ИСС разрабатывают конструкторскую документацию на космический аппарат и его составные части. Одновременно на предприятиях кооперации ведётся разработка и изготовление комплектующих.
Спутник «Скиф-Д» войдёт в состав одноимённой экспериментальной космической системы, предназначенной для отработки новых технических решений по предоставлению услуги широкополосного доступа в интернет, а также для защиты орбитально-частотного ресурса России. Его масса составит не более 200 кг, энергопотребление — порядка 250 Вт.
«Скиф-Д» будет выведен на среднюю круговую орбиту высотой 8070 км. Запуск космического аппарата запланирован на конец сентября 2022 года.

zandr

#1917
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-533.pdf
Цитировать«Экспресс»-доставка
Компания «ИСС» завершила создание двух телекоммуникационных космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7». Оба спутника скоро пополнят орбитальную группировку России.
Вы не можете просматривать это вложение.
Космические аппараты «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» созданы нашим предприятием для обеспечения современных высококачественных услуг связи и вещания. В их основе применена спутниковая платформа собственной разработки «Экспресс-1000Н». Оборудование полезной нагрузки разработано и изготовлено европейским партнёром Thales Alenia Space. В этом проекте компания TAS впервые выступила одновременно и подрядчиком нашего предприятия, и заказчиком. По её заказу Решетнёвской фирмой был создан рефлектор одной из антенн спутника «Экспресс-АМУ7».
Космические аппараты оснащены транспондерами для работы в С-, Ku- и L-диапазонах частот. На «Экспресс- АМУ3» 39 активных транспондеров, на «Экспресс-АМУ7» их 37.
Перед отправкой на космодром спутники прошли полный цикл испытаний. Для их транспортировки был задействован один из самых крупных самолётов в мире – Ан-124-100 «Руслан». В пути контейнер с аппаратами сопровождала бригада из двадцати специалистов. Это необходимо для всестороннего контроля условий перевозки спутников по датчикам, которыми оснащён транспортировочный контейнер. Датчики показывают уровень давления, температуры, вибраций и чистоты внутреннего пространства высокотехнологичной «упаковки» космических аппаратов. Таким образом, в контейнере для них обеспечиваются те же условия, что и в чистых зонах цехов.
Бригада специалистов на космодроме Байконур уже приступила к работам по подготовке спутников к запуску, который планируется осуществить в декабре.
«Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» будут выводиться на геостационарную орбиту в два этапа. Ракета-носитель «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М» доставят их на геопереходную орбиту, далее с помощью собственных двигателей коррекции аппараты будут довыведены до точек стояния для проведения лётных испытаний и последующей эксплуатации в орбитальной группировке заказчика – ФГУП «Космическая связь».
Планируется, что «Экспресс-АМУ3» будет использоваться в орбитальной позиции 103о восточной долготы, а «Экспресс-АМУ7» в точке стояния 145о восточной долготы. Гарантированный срок службы космических аппаратов составляет 15 лет.

zandr

Там же
ЦитироватьГод до старта
Космический аппарат «ЭкзоМарс», созданный при участии компании «ИСС», проходит комплексные испытания.
Создание научно-исследовательской межпланетной станции «ЭкзоМарс-2022» близится к завершению. Миссия должна была стартовать ещё в 2020 году, однако из-за пандемии и технических вопросов запуск аппарата сдвинулся на следующий год. В настоящее время на базе европейского предприятия в Турине (Италия) проводится проверка функционирования всех систем аппарата для подтверждения работоспособности его ключевых элементов.
«ЭкзоМарс-2022» – совместная программа Госкорпорации  «Роскосмос» и Европейского космического агентства по исследованию Марса, в рамках которой российская сторона разработала десантный модуль с посадочной платформой. Свою лепту в этот международный проект внесло наше предприятие. Решетнёвцы разработали, изготовили и поставили заказчику комплекс автоматики и стабилизации напряжения (КАС) системы электропитания десантного модуля и бортовую кабельную сеть.
Созданный в компании «ИСС» прибор представляет собой электронный блок, в задачи которого входит обеспечение бортовой аппаратуры десантного модуля электрической энергией от солнечных и аккумуляторных батарей как во время перелёта от Земли до Марса, так и при работе на поверхности Красной планеты. Кроме того, в первые семь дней после посадки на Марс, КАС будет обеспечивать заряд батарей марсохода.
Опыт Решетнёвской фирмы в создании энергопреобразующей аппаратуры космических аппаратов насчитывает уже не один десяток лет. Правда, в отличие от оборудования спутников, работающих в околоземном космическом пространстве, прибору «ЭкзоМарса» предстоит выполнять свою миссию в совершенно других условиях: марсианская атмосфера разительно отличается от земной как по химическому составу, так и по физическим параметрам. Соответственно, при создании КАС сотрудникам «ИСС» важно было учесть все особенности миссии, в том числе марсианские пылевые бури. Аппаратура должна сохранять работоспособность на протяжении двух лет: один год займёт перелёт к планете, и ещё год прибор будет работать на поверхности Марса.
В разработку устройства, преобразующего солнечную энергию в электрическую, заложены квалифицированные технические решения. В то же время решетнёвцы внесли в него и ряд изменений. Прежде всего, была увеличена удельная мощность аппаратуры. Плюс ко всему КАС «ЭкзоМарса» формирует нестабилизированное напряжение, которое колеблется в диапазоне от 26 до 33 вольт. Также в нём заложена функция экстремального регулятора мощности, позволяющая получать максимальную энергию с солнечной батареи, что особенно важно в первые семь суток после посадки. За счёт избыточной мощности солнечной батареи КАС сможет поддерживать заряд аккумуляторов десантного модуля.
Как рассказал начальник отдела проектирования и испытаний силовой, измерительной и вычислительной радиоэлектронной аппаратуры Сергей Золотарёв, работа над созданием КАС продвигалась ускоренными темпами. За год был создан и передан заказчику экспериментальный образец. Ещё через несколько месяцев решетнёвцы изготовили опытный экземпляр прибора, а после завершения всех его испытаний сделали лётное изделие.
При создании энергопреобразующей аппаратуры для межпланетной станции важно было уложиться в заявленные массогабаритные характеристики. «По техническому заданию масса прибора не должна была превышать 7,5 кг, поэтому пришлось применять нестандартные решения, – говорит Сергей Золотарёв. – Это подтолкнуло нас к идее перевести управление экстремальным регулятором мощности на программное обеспечение. Что в результате позволило сократить массу прибора примерно на килограмм». Важно отметить, что это стало первым шагом на пути к цифровому управлению в будущих энергопреобразующих устройствах производства «ИСС».
В настоящее время зарубежные коллеги проводят комплексные испытания аппарата «ЭкзоМарс-2022», к которым время от времени привлекают специалистов нашего предприятия. В частности, решетнёвцы по требованию заказчиков проводят коррекцию разработанного для прибора программного обеспечения.
Завершить все комплексные проверки планируется в конце ноября. После чего до запуска аппарата останется примерно год. В рамках «астрономического окна» он должен быть произведён в сентябре-октябре 2022 года. Этот период выбран с учётом баллистических условий, позволяющих осуществлять запуск аппаратов с Земли к Марсу каждые два года.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=qfiHg54wL2c
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=qfiHg54wL2c 3:05
2021.11.01 На Байконуре готовят к запуску два новых сибирских спутника
  Телеканал РАЗВИТИЕ
Российская орбитальная группировка вскоре пополнится двумя новыми спутниками. Космические аппараты «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» разработаны и изготовлены компанией «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнёва» для обеспечения современных услуг телекоммуникации.