Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Цитата: Asteroid от 07.10.2021 20:36:14
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.10.2021 20:25:25
Цитата: Asteroid от 07.10.2021 18:28:14Здесь имеется в виду скорость звука в реактивной струе - там она повыше на порядок, чем в воздухе.


В пределах полутора тысяч м/с.
Температура учтена?

Всё учтено!

P.S. Давление в КС = 50 атмосфер, на тетраоксиде азота и несимметричном диметилгидразине.

Bell

Цитата: Asteroid от 07.10.2021 20:34:28
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.10.2021 20:22:44Так это не журналисты, это ЦИТАТА!
Цитирование только кривое.
Почему-то вспомнилось, что на книжках Гильзина выросло целое поколение, при том, что он был не самым грамотным, но талантливым популяризатором и тогда были профессиональные корректоры...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Владимир Шпирько

Цитата: Alexandr_A от 07.10.2021 17:05:37Если на самолетной ступени применить комбинированный ТРД-ракетный, где-то есть такой патент, то и тормозить будет чем и он может работать с момента старта, давая хоть небольшую тягу, но с большим УИ.
Где-то здесь на старом форуме обсуждался вариант - воздушный турбовальный двигатель крутит (Т)НА двигателя открытой схемы.  Если в таком варианте на высоте добавлять кислород, то можно подняться на первой ступени до 30км....

Дем

Цитата: Sam Grey от 07.10.2021 18:08:21Скорость звука у земли где-то 330 м/с. Истечение продуктов сгорания будет идти с такой скоростью?
Внутри камеры сгорания - газ медленнее скорости звука. Сильнее разгоняется он уже после выхода, при расширении.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Цитата: Дмитрий В. от 07.10.2021 12:33:42Ограничение на массу ПГ задаются не теми людьми, которые проектируют РН, а теми, кто занимается решением целевой задачи. По отношению к целевой нагрузке РН вторична.
А целевые функции не требуют времени и усилий на разработку - они описаны в учебниках. Задача проектанта выбрать нужную под конкретные условия. Условия использования супертяжа - это крайне редкие пуски (1 пуск в год - это уже хорошо) для решения уникальных задач, соответственно, доля затрат на разработку в общей стоимости программы веелика, и затраты на разработку - логичный критерий для минимизации. Вот если бы супертяж стартовал раз в 20 в год, тогда логичным был бы критерий удельной стоимости выведения или стоимость пуска.
Так ведь нет никаких этих уникальных задач, требующих супертяжа. Все они решаемы многопуском.
Супертяж становится нужен только когда суммарная ПН в год получается в тысячи тонн - те самые его 20-50-100 пусков
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Искандер

#32205
Действительно, какую ПН крайне желательно выводить одной "болванкой" в 100т???
Может такие и есть, но я таких не знаю. К остальным можно пристыковывать РБ, доливать топливо, состыковывать модули в КС.
Тогда идея супертяжа и его задачи на данном этапе космических технологий чуть ли не эквивалентна многоразовости, даже частичной. Пять пусков условно "многоразового Протона" (по ПН) заменяют СТК, при этом использоваться могут гараздо шире.
Поэтому что действительно необходимо это совсем не супертяж, а тяжелая многоразовая РН, утилитарная, эффективная и во все дыры используемая для различных прикладных задач и в нагрузку в т.ч. для задач СТК.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Дем

Да, в габарит лезет ракета типа Зенита-Ф9, это максимум 20-25 тонн одноразовых и тонн 10 при полной многоразовости.
(почему так мало? потому что макаронина)
Если делать негабарит - то нужна где-то на 25 тонн ПН - 1/4 старшипа. Тонн на 50 ПН в одноразовом режиме.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Шестопер239

Цитата: Искандер от 08.10.2021 09:24:58Поэтому что действительно необходимо это совсем не супертяж, а тяжелая многоразовая РН, утилитарная, эффективная и во все дыры используемая для различных прикладных задач и в нагрузку в т.ч. для задач СТК.
Для космонавтики, с тоской влачащей жалкое существование — этого достаточно. 
Для развивающейся космонавтики — нет. Там появляются те самые тысячи тонн ПН, для которых нужен супертяж, причем многоразовый. 
Вопрос о супертяже — это в первую очередь вопрос о производстве и применении ПН для него. 
На производство ПН уйдет больше средств, чем на сам супертяж.
Единственный вариант производить тысячи тонн ПН на относительно вменяемые деньги — крупносерийное производство стандартизированных изделий. То есть массовое производство разведывательных и связных спутников (возможно и ударных), туристических отелей, биологических и полупроводниковых производственных орбитальных модулей, орбитальных электростанций, АМС для широкого фронта исследования планет (изучение поверхности во многих точках), кораблей для посещения орбитальных станций и инопланетных баз. Выпускать изделия сериями от десятков до десятков тысяч единиц. За исключением узкого сегмента уникальных ПН вроде больших орбитальных телескопов.

Дем

Цитата: Шестопер239 от 08.10.2021 13:26:46Для развивающейся космонавтики -- нет. Там появляются те самые тысячи тонн ПН, для которых нужен супертяж, причем многоразовый. 
Вот когда появится - тогда и создавать. Уже имея опыт создания многоразовой тяжёлой ракеты.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Непричастный

Цитата: Дем от 08.10.2021 13:48:57
Цитата: Шестопер239 от 08.10.2021 13:26:46Для развивающейся космонавтики -- нет. Там появляются те самые тысячи тонн ПН, для которых нужен супертяж, причем многоразовый.
Вот когда появится - тогда и создавать. Уже имея опыт создания многоразовой тяжёлой ракеты.
Так ведь не появится. До тех пор пока не будет возможности - не появится. Это известная проблема. Нафига выводить тысячи тонн, если не на чем, а маленькими квантами - овердохрена по деньгам? И нафига создавать супертяж, если выводить нечего? Вот Маск и решил это дело сломать, создать, для начала, супертяж. Вон, когда Heavy Dragon был создан, сколько было разговоров о том, что он нафиг никому не нужен? А теперь, посмотрите, по-тихоньку, по-маленьку, нагрузки под этот носитель начинают появляться. Потому что можем. Потому что появилась возможность. Так и с супертяжем получится
Не боги горшки наполняют...

Шестопер239

Цитата: Дем от 08.10.2021 13:48:57
Цитата: Шестопер239 от 08.10.2021 13:26:46Для развивающейся космонавтики -- нет. Там появляются те самые тысячи тонн ПН, для которых нужен супертяж, причем многоразовый.
Вот когда появится - тогда и создавать. Уже имея опыт создания многоразовой тяжёлой ракеты.

Я даже могу сказать, когда появится.

 Производственные мощности для массового выпуска сверхтяжелого носителя и космических аппаратов различного назначения нужно строить параллельно, в рамках единой программы.

Необходимый для этого массовый выпуск космической электроники слишком дорого налаживать без параллельного выпуска военной, промышленной и бытовой электроники, для которых нужен расчищенный от импорта внутренний рынок и программа комплексной автоматизации промышленности, транспорта, сельского хозяйства и сферы услуг.

Россия не очень крупная и не очень богатая страна, поэтому средства на такие программы можно сконцентрировать только в случае национализации средств производства и финансовых инструментов.

Искандер

Цитата: Шестопер239 от 08.10.2021 13:26:46
Цитата: Искандер от 08.10.2021 09:24:58Поэтому что действительно необходимо это совсем не супертяж, а тяжелая многоразовая РН, утилитарная, эффективная и во все дыры используемая для различных прикладных задач и в нагрузку в т.ч. для задач СТК.
Для космонавтики, с тоской влачащей жалкое существование — этого достаточно.
Для развивающейся космонавтики — нет. Там появляются те самые тысячи тонн ПН, для которых нужен супертяж, причем многоразовый.
Вопрос о супертяже — это в первую очередь вопрос о производстве и применении ПН для него.
На производство ПН уйдет больше средств, чем на сам супертяж.
Единственный вариант производить тысячи тонн ПН на относительно вменяемые деньги — крупносерийное производство стандартизированных изделий. То есть массовое производство разведывательных и связных спутников (возможно и ударных), туристических отелей, биологических и полупроводниковых производственных орбитальных модулей, орбитальных электростанций, АМС для широкого фронта исследования планет (изучение поверхности во многих точках), кораблей для посещения орбитальных станций и инопланетных баз. Выпускать изделия сериями от десятков до десятков тысяч единиц. За исключением узкого сегмента уникальных ПН вроде больших орбитальных телескопов.
Вкладывать можно, только вот отдачи не будет. Это почти тоже самое что сжигать лишний баблос только с имитацией бурной деятельности.
Производство в космосе возможно, но пока интересно только технологии требующие условий микрогравитации. Для них СТК не нужен и тысячетонный трафик тоже.
Орбитальные СЭС - не актуальны. Это сложно, дорого и не нужно. Даже если рассматривать возобновляемую т.н. зелёную энергетику тут столько резервов! И она на порядки дешевле оСЭС.
Освоивать лишь бы осваивать? Да у России столько неосвоенных земель! С климатом много лучше чем на Луне и Марсе. Где можно столько всего 'наосвоять'...
Космос сейчас это коммуникации и исследования, именно исследование небесных тел. Если плотно заняться Луной и Марсом, то супертяж нужен. Вот только триблок, на основе 50тонника (он же 25 тонник при полной многоразовости) это много лучше чем многосисочное ублюдство на базе мелких блоков (С5, Амур-СПГ). 
Поэтому - хороша ложка к обеду...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Искандер

Цитата: Дем от 08.10.2021 12:56:23Да, в габарит лезет ракета типа Зенита-Ф9, это максимум 20-25 тонн одноразовых и тонн 10 при полной многоразовости.
(почему так мало? потому что макаронина)
Если делать негабарит - то нужна где-то на 25 тонн ПН - 1/4 старшипа. Тонн на 50 ПН в одноразовом режиме.
Старшип это ~150т.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Дем

Цитата: Искандер от 08.10.2021 14:34:12Старшип это ~150т.
В штатном режиме (с посадкой бустера, но без топлива на посадку корабля)
Без посадки бустера - 250 тонн.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Цитата: Дем от 08.10.2021 14:48:17
Цитата: Искандер от 08.10.2021 14:34:12Старшип это ~150т.
В штатном режиме (с посадкой бустера, но без топлива на посадку корабля)
Без посадки бустера - 250 тонн.

Маск говорил про предел в многоразовости порядка 180 тонн.

Дем

Цитата: Непричастный от 08.10.2021 13:54:27Так ведь не появится. До тех пор пока не будет возможности - не появится. Это известная проблема. Нафига выводить тысячи тонн, если не на чем, а маленькими квантами - овердохрена по деньгам?
Вывод единиц тысяч тонн - это несколько сот раз запуска 20-тонника, достаточно двух стартовых столов и не более пяти кораблей - т.е. по сути минимального комплекта. И по цене топлива, кстати.
Цитата: Непричастный от 08.10.2021 13:54:27Вот Маск и решил это дело сломать, создать, для начала, супертяж.
Маск для начала сделал Ф1, затем Ф9, затем ФХ и только потом на старшип замахнулся.
Ангара - это по сути слепленные в пакет Ф1, прыгать сразу через два этапа - штаны порвёшь ;D
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Цитата: Шестопер239 от 08.10.2021 14:05:05Производственные мощности для массового выпуска сверхтяжелого носителя и космических аппаратов различного назначения нужно строить параллельно, в рамках единой программы.
Так нет задач для аппаратов в таком количестве.
Цитата: Шестопер239 от 08.10.2021 14:05:05Россия не очень крупная и не очень богатая страна, поэтому средства на такие программы можно сконцентрировать только в случае национализации средств производства и финансовых инструментов.
У нас проблема не в концентрации средств, а в отсутствии кадров и производств способных за них что-то сделать.
Даже национализировать ведь нечего.
Тот же "отечественный" эльбрус - производится в Китае, наша только разработка (да и то неизвестно, сколько там в проекте готовых блоков по лицензии)
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Asteroid

На этот раз вычистил флуд, в следующий раз придётся заняться зачинщиком.
==>[RU.SPACE Forever>

Владимир Шпирько

Цитата: Дем от 08.10.2021 05:28:08
Цитата: Sam Grey от 07.10.2021 18:08:21Скорость звука у земли где-то 330 м/с. Истечение продуктов сгорания будет идти с такой скоростью?
Внутри камеры сгорания - газ медленнее скорости звука. Сильнее разгоняется он уже после выхода, при расширении.
В "критике" - самое узкое место сопла - скорость истечения равна скорости звука! МЕСТНОЙ скорости звука! А она пропорциональна квадратному корню из абсолютной температуры.  Т.е 700...800м/с что больше 340м/с.

ratcustorb

Как всё прикольно в РК! Департамент есть, а программы нет...  ;D

Вы не можете просматривать это вложение.