Стендовые испытания ракет-носителей

Автор НИИзнайка, 08.02.2013 13:57:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/80674/
ЦитироватьКитайская частная компания провела огневые испытания ракетного двигателя для многоразовой ступени
Китайская частная ракетная компания Beijing Deep Blue Aerospace Technology Co., Ltd. на аэрокосмической базе в Тунчуань провела 10-секундный огневой тест ракетного двигателя "雷霆-5"(LT-5)- «Гром-5», работающего на керосине и жидком кислороде. Ожидается, что новый ЖРД будет установлен на легких и средних ракетах Nebula(星云一号).

Стартап занимается разработкой двух ракет-носителей: легкого класса с грузоподъемностью 500 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту и среднего класса с грузоподъемностью 4,5 т на низкую околоземную орбиту. Обе РН будут работать на топливной паре керосин / жидкий кислород. Первая ступень ракет будет многоразовой.

zandr

http://www.xinhuanet.com/english/2021-07/16/c_1310065734.htm
ЦитироватьChina's reusable suborbital carrier successfully completes first flight
Source: Xinhua| 2021-07-16 21:15:35|Editor: huaxia
BEIJING, July 16 (Xinhua) -- A reusable suborbital carrier landed stably at an airport in Alxa League in north China's Inner Mongolia Autonomous Region during a flight demonstration and verification project on Friday.
Earlier on Friday, the carrier was launched from the Jiuquan Satellite Launch Center in northwest China's Gobi Desert. Its first flight mission was a complete success.
Developed by the China Aerospace Science and Technology Corporation, the reusable suborbital carrier can be used in the space transport system.
The success of the flight has laid a solid foundation for the development of China's reusable space transportation.

zandr

Тоже самое:
http://russian.news.cn/2021-07/17/c_1310065998.htm
ЦитироватьВ Китае успешно завершился первый полет многоразового суборбитального корабля
2021-07-17 01:41:00丨Russian.News.Cn
Пекин, 16 июля /Синьхуа/ -- Многоразовый суборбитальный корабль сегодня в ходе своего пробного полета и проверки функций успешно приземлился на аэродроме Алашань-Юци /автономный район Внутренняя Монголия, Северный Китай/.

Ранее сегодня на космодроме Цзюцюань /пустыня Гоби, Северо-Западный Китай/ был произведен запуск данного летательного аппарата. Его первый полет оказался полностью успешным.

Многоразовый суборбитальный корабль разработан Китайской корпорацией аэрокосмической науки и техники /CASC/. Он может быть использован в системе космических перевозок.

Успешный полет этого летательного аппарата заложил прочную основу для развития системы многоразовых космических перевозок в Китае.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=uYdYAjhKk1w
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=uYdYAjhKk1w 1:30
China's first payload fairing parachute-landing
  SciNews
Parachute-based fairing control technology tested on the Long March-2C launch vehicle: A Long March-2C launch vehicle launched the 10th group of Yaogan-30 remote sensing satellites and the Tianqi-15 satellite, on 19 July 2021, at 00:19 UTC (08:19 China Standard Time). For the first time in China, the landing of the payload fairing was controlled using a parachute. According to the China Academy of Launch Vehicle Technology (CALVT), the test proved that the parachute can prevent the disintegration of the fairing while reentering the atmosphere and paves the way for reducing the estimated landing area of the fairing by more than 80%.
Credit:
China Central Television (CCTV)/China Academy of Launch Vehicle Technology (CALVT)/China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC)

Китайская частная компания Deep Blue Aerospace провела новые огневые испытания ракетного двигателя «Гром-5»❗

Китайская частная ракетная компания Beijing Deep Blue Aerospace Technology Co., Ltd. успешно завершила два испытания статического воспламенения с регулируемой тягой ракетного двигателя "雷霆-5"(LT-5)- «Гром-5», работающего на керосине и жидком кислороде. Ожидается, что новый ЖРД будет установлен на легких и средних ракетах Nebula(星云一号), использующих технологию вертикального взлета и посадки (VTVL).

Согласно анализу двух данных испытаний, продолжительностью каждого из них по 60 сек, на новом ракетном двигателе выполнено несколько действий по регулировке тяги в соответствии с заданной временной последовательностью. Все системы отработали в нормальном взаимодействии, достигнув цели испытаний и положительной оценки. На данный момент завершена вся подготовка к официальным лётным испытаниям ракеты "Nebula-М" ("星云-M").

BEIJING DEEP BLUE AEROSPACE TECHNOLOGY CO., LTD. 北京深蓝航天科技有限公司



https://vk.com/video-119361981_456242195

По ссылке видео.

АниКей

ntdtv.ru

То жара, то холод: как испытывали космический аппарат для изучения спутников Юпитера — Новости мира сегодня NTD



Экстремальный холод и экстремальная жара. В таких условиях последний месяц провела автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства. Так её готовят к изучению спутников Юпитера.
Испытания прошли в большом космическом симуляторе в нидерландском городе Нордвейк. Конструкция оборудована крупнейшей в Европе вакуумной камерой.
Цитата: undefined[Паулине Равили, сотрудница компании]:
 «Это не так, как с самолётами, которые можно отремонтировать за несколько часов. Мы должны убедиться, что во время запуска всё будет работать как надо».
Космический аппарат называется Icy Moon Explorer. Его работу проверили сначала при температуре минус 180 градусов, а потом – при плюс 250. Такая жара ждёт межпланетную станцию рядом с Венерой. Планета станет своеобразной гравитационной рогаткой для аппарата.
Цитата: undefined[Эдуардо Бернар, руководитель программы испытаний]:
 «У нас есть очень мощные лампы, которые отражаются в 121 зеркале. Расположение зеркал можно регулировать в зависимости от задачи. В этом случае мы воссоздали условия рядом с Венерой, которая находится ближе к Солнцу. Почему выбрали Венеру? Потому что аппарат облетит её, прежде чем отправится к Юпитеру».
Миссия станции – изучить спутники Европу, Каллисто и Ганимед. Этому она посвятит четыре года. Треть времени аппарат уделит Ганимеду. Учёные предполагают, что под поверхностью коры спутника есть океан с жидкой водой.
Цитата: undefined[Оливье Витасс, учёный]:
 «Мы будем детально исследовать Юпитер. И мы хотим узнать, есть ли благоприятные условия для жизни рядом с газовым гигантом. Мы сосредоточимся на трёх ледяных спутниках – Европе, Ганимеде и Каллисто. Попробуем выяснить, есть ли там условия для существования жизни».
Испытания межпланетной станции продлятся ещё несколько месяцев. Запуск запланирован на июнь будущего года. К Юпитеру она прилетит в 2029-м.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#НПО Энергомаш#РД-171МВ#Союз-5#РКЦ Прогресс#Игорь Арбузов
07.09.2021 14:35
Завершились огневые испытания второго двигателя для ракеты «Союз-5»

В научно-испытательном комплексе Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») завершились огневые испытания второго ракетного двигателя РД-171МВ. Программа испытаний выполнена в полном объеме. Испытания прошли в штатном режиме.
В ближайшее время НПО Энергомаш отправит в город Самару снятый с огневого стенда двигатель РД-171МВ. В Ракетно-космическом центре «Прогресс» (г. Самара, входит в Роскосмос) будет проведена сборка первой ступени ракеты-носителя «Союз-5», и двигатель пройдет еще ряд испытаний в составе первой ступени ракеты.
«Создаваемая ракета-носитель ,,Союз-5" сможет выводить до 17 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, а с применением разгонного блока — до 5 тонн на геопереходную и до 2,5 тонны на геостационарную орбиты. Универсальная ракета для разных задач. Наше предприятие строго выдерживает все сроки по изготовлению двигателей, чтобы в 2023 году ,,Союз-5" начал проходить летные испытания. Сейчас на стапелях нашего сборочного цеха собираются следующие экземпляры РД-171МВ, а производственные цехи изготавливают детали для узлов и агрегатов двигателей, которые встанут на стапель в следующем году», — рассказал Игорь Арбузов, генеральный директор НПО Энергомаш.
РД-171МВ — самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель разработан, выпускается и испытывается на НПО Энергомаш для первой ступени ракеты-носителя «Союз-5».
РД-171МВ — модификация двигателя РД-170/171, который был создан в середине 1980-х в рамках программы «Энергия — Буран» и обеспечил два пуска сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Кроме того, он успешно применялся на ракете среднего класса «Зенит» вплоть до завершения ее эксплуатации в проектах «Морской старт» (последний пуск состоялся в мае 2014 года) и «Наземный старт» (декабрь 2017 года).
«Это новый двигатель. В отличие от предшественников РД-171МВ имеет новые исполнительные механизмы системы управления, улучшенную защиту от возгораний и современную систему аварийной защиты. В нем ниже температура на турбине, самом напряженном элементе конструкции двигателя, что повышает ее ресурс. При этом тяга двигателя осталась прежней, а удельный импульс тяги стал выше. Проектирование этого двигателя в ,,цифре" фактически упрощает дальнейшую модернизацию его агрегатов», — сообщил Петр Левочкин, главный конструктор НПО Энергомаш.
Проектирование РД-171МВ конструкторы НПО Энергомаш осуществляли в сквозной системе автоматизированного проектирования, которая предусматривает создание 3D-модели — подлинника конструкторской документации, используемой и конструкторами, и технологами.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ratcustorb

Цитата: АниКей от 07.09.2021 15:04:47В научно-испытательном комплексе Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») завершились огневые испытания...
А этот комплекс прямо в Химках располагается? Там жители не оглохли?

АниКей

Цитата: ratcustorb от 08.09.2021 13:50:58жители не оглохли?
нет. система шумопоглощения и очистки


ЦитироватьНаучно-испытательный комплекс обладает уникальной стендовой базой, насчитывающей более чем 70 стендов для всех видов испытаний ЖРД и отдельных агрегатов.

Создание испытательных стендов № 1 и № 2 было начато в 1947 г. в связи с новыми задачами ОКБ в области создания и доводки мощных ракетных двигателей.


Стенды № 1 и № 2 предназначены для проведения огневых испытаний ЖРД большой мощности на компонентах ракетного топлива – керосин (Т6, РГ-1, RP-1) и жидкий кислород в условиях, приближенных к эксплуатационным, с имитацией натурных условий и соблюдением экологических требований. На стендах прошли отработку более 30 типов двигателей и двигательных установок, в том числе и перспективные двигатели нового поколения РД-180 для ракет-носителей «Атлас», РД-181 для ракет-носителей «Антарес», РД-171М для ракеты-носителя «Зенит», РД-191 для семейства ракет-носителей «Ангара». Стенды обеспечивают многоразовые испытания без снятия двигателя со стенда.


Пульт управления стендами № 1 и № 2 расположен в кабине наблюдения.


Управление технологическими системами стенда и двигателем осуществляется от локальных систем управления, выполненных на базе аппаратно-программных средств в открытом стандарте VME и комплекса специальной электронной аппаратуры, созданной в НПО Энергомаш. Надежность систем управления обеспечена многократным резервированием на аппаратном и информационном уровнях. Система электроснабжения оснащена источниками бесперебойного питания (ИБП). Системы автоматизированного управления, системы аварийной защиты, регулирования и управления вектором тяги двигателя на функциональном уровне интегрированы в единый информационно-управляющий комплекс.
НПО "Энергомаш" модернизировало стенд для автономных испытаний агрегатов  ракетных двигателей» в блоге «Модернизация» - Сделано у нас960 × 634
;)

Цитировать





Эта схематическая картинка изображает два испытательных стенда и выхлопную трубу.
Она размещена на официальном сайте.
подробнее см. инеты-сайты ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#РКЦ Прогресс#Союз-5
21.09.2021 13:13
Проведены испытания бака окислителя для новой ракеты «Союз-5»






В Ракетно-космическом центре «Прогресс» (г. Самара, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») успешно проведены статические испытания опытного образца бака окислителя первой ступени стендового блока перспективной ракеты-носителя «Союз-5» до разрушения.
По результатам испытаний подтверждена прочность бака окислителя стендового блока первой ступени ракеты «Союз-5», предназначенного для проведения холодных и огневых испытаний. Кроме того, подтверждены расчетные методики для проведения массовой оптимизации баков летных изделий с точностью 3-5%.
Перспективная двухступенчатая ракета-носитель среднего класса «Союз-5» разрабатывается с целью обеспечения запусков автоматических космических аппаратов на солнечно-синхронные, высокоэллиптические, геопереходные и геостационарные орбиты, в том числе с использованием разгонных блоков. В составе ракеты «Союз-5» будут использоваться новые двигатели.
Маршевый двигатель первой ступени РД-171 МВ разработки Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (г. Химки, входит в Роскосмос) и двигатель второй ступени РД-0124 МС разработки воронежского Конструкторское бюро химавтоматики (входит в Роскосмос) обеспечивают характеристики на паре топлива кислород — нафтил, близкие к максимальным. Запуски новой ракеты-носителя планируются с космодрома «Байконур» в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Formatik

Цитата: АниКей от 21.09.2021 14:29:42По результатам испытаний подтверждена прочность бака окислителя стендового блока первой ступени ракеты «Союз-5», предназначенного для проведения холодных и огневых испытаний. Кроме того, подтверждены расчетные методики для проведения массовой оптимизации баков летных изделий с точностью 3-5%.
Что-то я не понял, бак был для холодных и огневых испытаний? Он уже прошёл холодные и огневые испытания?Или почему его разрушили? Или будут делать ещё один бак? А почему этот нельзя было использовать?

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=_qKocqnf7VQ
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=_qKocqnf7VQ 1:27
The First ESR-73 Hot Fire Test
  SciNews
Aerojet Rocketdyne performed the first hot fire test of its ESR-73 solid rocket motor, at the company's Engineering, Manufacturing and Development (EMD) facility in Camden, Arkansas. According to Aerojet Rocketdyne, eSR-73 is ~132 cm (52 inches) in diameter and weighs roughly 3538 kg (7,800 pounds), being designed as "an upper stage that can function as a second or third stage for a variety of large solid rocket motor applications".
Credit: Aerojet Rocketdyne

АниКей

interfax-russia.ru

ИСС намерены до 2026г построить камеру для климатических испытаний объемом 60 куб. м - Сибирь || Интерфакс Россия



Красноярск. 27 сентября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - АО "Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнева" (ИСС, Красноярский край, один из крупнейших в мире производителей спутников связи, навигации и геодезии) до 2026 года построит новую камеру для климатических испытаний, сообщается в корпоративной газете ИСС.
Полезный объем камеры составит порядка 60 кубометров, что позволит испытывать изделия размером до 3 метров в диаметре и до 6 метров в длину. В настоящее время самая большая климатическая камера в ИСС имеет полезный объем всего 7,5 кубометров.
"Высокие температуры в камере будут создавать с помощью нагревания паров азота. Низкие - подачей в рабочий объем камеры газообразного азота при температуре, близкой к температуре его кипения (минус 196 C). (. . .) В отличие от вакуума, где процессы теплообмена протекают в основном за счет излучения, в азотной среде теплообмен обеспечивается конвекцией", - отмечается в сообщении.
Наиболее низкая температура, до которой можно будет охладить объект испытаний в новой камере, составит минус 175 C. В имеющихся в ИСС вакуумных установках достичь такого показателя невозможно.
Подготовку цеховых площадей к строительству камеры компания планирует начать в 2022 году.
ИСС владеет технологиями полного цикла, необходимыми для создания космических комплексов, начиная с проектирования и до управления космическими аппаратами на всех орбитах - от низких круговых до геостационарных. ИСС входит в структуру "Объединенной ракетно-космической корпорации" госкорпорации "Роскосмос".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

https://twitter.com/AJ_FI/status/1442769740754214917
Цитировать  Andrew Jones  @AJ_FI
The Beijing Aerospace Propulsion Institute announced a successful semi-system test of the YF-90 220-tonne hydrolox engine for the CZ-9 on Sept. 23 with full hot fire test to follow in due course. https://mp.weixin.qq.com/s/R1lngfn70pof4EHD9Gl8Eg...
Image

АниКей

up74.ru

В космос много раз. На Урале готовят к испытанию двигатель ракеты будущего
Автор: Евгений Аникиенко



Как приблизить мечту человека об исследовании космоса, сделать так, чтобы ракета могла не только взлететь, но и сесть на планету? Возможно ли создать космический корабль многоразового использования в одну ступень?
Это и стало главной темой «Большой редакции», спикером которой выступил доктор технических наук, профессор, проректор ЮУрГУ, директор политехнического института Сергей Ваулин.
Российский «шаттл»
 

Ученый поделился первыми результатами амбициозного проекта Уральского межрегионального НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» (в нем участвуют Челябинская, Свердловская и Курганская области) по созданию демонстратора двигателя для многоразовой ракеты. Его испытания пройдут 1 октября в Нижней Салде на площадке АО «Научно-исследовательский институт машиностроения». Будут произведены демонстрационные пуски двигательной установки с центральным телом, состоящей из 16 ракетных двигателей на жидком топливе, которые объединены в единую систему.
243124321_3100964226894689_8575147465006971662_n.jpg
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
— Запуск нашего проекта во многом стал возможен благодаря поддержке губернатора Алексея Текслера, — отметил Сергей Ваулин. — По его поручению правительство области выделило на это 70 млн рублей, еще 5 млн направил вуз и 3 млн — федеральный центр. Этот проект может сделать переворот в ракетостроении, освоении космоса. Дело в том, что из традиционных многоступенчатых ракет на землю спускается мизерная часть, остальное сгорает при выводе на орбиту. Уходят огромные средства, и каждый раз ракету приходится строить заново. Мы же задумали создать многоразовый аппарат всего из одной ступени и уже выходим на финишную прямую.
Это демонстратор принципиально новой двигательной установки с центральным телом, системы управления и контроля с искусственным интеллектом ракетно-космического комплекса, с полностью многоразовой ракетой-носителем и универсальной космической платформой.
k-2217.jpg
По словам ученого, многоразовую ракету-носитель не раз пытались создать и в нашей стране, и за рубежом. Примерами тому американский шаттл и советский «Буран», которые, хоть и не полностью, но возвращались на Землю. При этом они, подобно самолетам, планировали в атмосфере и садились с весьма приблизительной точностью, «теряя» до 80 % первоначальной массы. Эти проекты были очень дорогостоящими и малоэффективными и тогда зашли в тупик. Но сейчас технологии ушли далеко вперед, появилась возможность построить многоразовый космический корабль будущего. Эту идею продвигали в ГРЦ им. В.П. Макеева, запустив в свое время проект «Корона», но он был заморожен, а теперь ее возродили в рамках межрегионального НОЦ мирового уровня.

Как тебе такое, Илон Маск?
 

— Для создания такой ракеты нужен особенный реактивный двигатель, — пояснил Сергей Ваулин. — Чем меньше давление окружающей среды, тем больше должно быть его сопло для выхода нагретых газов. Изменяющаяся геометрия, лепестковая конструкция проблему не решат, нужен был совершенно новый подход. И мы сконструировали необычный двигатель — с внутренним центральным телом и соплом внешнего расширения. Для него не страшны перепады давления. Правда, трехсоттонную «Корону» он не потянет, но для ракет небольших размеров его тяги вполне хватит. Он как бы подстраивается под давление внешней среды. Наш «челнок» во многом даже превосходит многоразовый Starship Илона Маска, который возвращается на Землю лишь частично.
photo_2021-09-29_09-30-00.jpg
За рубежом не раз пытались создать такой двигатель нового поколения, в США разрабатывали 16-камерный ракетный «мотор», работающий на кислороде и спирте, но пока неудачно. А уральцы в рамках проекта УМНОЦ, в коллаборацию которого вошли ГРЦ им. В.П. Макеева, ЮУрГУ и Научно-исследовательский институт машиностроения, сумели сконструировать экспериментальную модель демонстратора, построить ее и довести до испытательной стадии.
— Пробные пуски прошли успешно, и наш двигатель, построенный под патронажем ГРЦ в НИИ машиностроения (на его площадке в свое время испытывали тяговые установки «Бурана»), показал себя с самой лучшей стороны, — продолжает ученый. — Правда, в ходе создания «внешнего» двигателя в вузовской лаборатории поначалу не все шло гладко, три образца сгорели. В итоге мы пришли к идее сборки из 16 двигателей, установленных «по кольцу» вокруг центрального тела. Теперь, после доработки, эта система обрела надежность, и мы покажем пуск демонстратора широкой общественности.
photo_2021-09-29_09-30-00 (2).jpg
Топливная пара
 

Как отметил Сергей Ваулин, при этом пришлось еще и решить проблему создания сверхпрочных топливных баков. В качестве «горючего» будет служить топливная пара — кислород и водород, соединение которых, если не обеспечить надежную защиту, может привести к взрыву и аварии. Они будут в жидком состоянии, при криогенных температурах -183 и -253 соответственно. Правда, для демонстратора пока предусмотрели промежуточный вариант: «топливом» будет служить безопасный жидкий азот, охлажденный до -196 градусов. А проблему надежности стенок топливных баков решили, придумав многослойный «композит», выдерживающий колоссальное давление и температуру. Гостям «космического тура» продемонстрируют фрагменты топливного бака из композитных материалов. Это многослойная конструкция, состоящая из 5-6 слоев, которые обеспечивают теплозащиту.
— Кроме того, пройдут испытания системы управления, — отметил ученый. — Модель ракеты будет подниматься над поверхностью Земли и опускаться по установленным координатам. Создаваемый нашими учеными демонстратор системы управления даст возможность проверить будущую посадку «челнока» на установленную площадку. Искусственный интеллект вернет его на Землю с ювелирной точностью. А в перспективе многоразовая ракета-носитель, уже в увеличенном размере, сможет поднимать «с Земли» груз массой 8 тонн, а «с морского старта» — 12 тонн.
photo_2021-09-29_09-30-02.jpg
Как отметил Сергей Ваулин, сегодня Россия из-за санкций Запада может потерять большую долю «орбитального» рынка, а уральский проект с подстраиваемой под требования заказчика космической платформой позволит восполнить эту нишу. Этот челнок сможет, намного удешевляя такие «перевозки», доставлять грузы на 500 км от поверхности Земли!
По планам его создателей, одноступенчатая ракета-носитель будет полностью возвращаемой, способной совершать многоразовые полеты. Причем стоимость выведения на орбиту в четыре раза ниже, чем у западных конкурентов. Уменьшен и срок подготовки запуска челнока: 24 часа против 4-6 месяцев.
Как добавил Сергей Ваулин, такой аппарат при посадке способен выдержать ударную волну и «звездную» температуру до 12 тысяч градусов. Испытывающие меньшую нагрузку узлы возвращаемой ракеты можно будет использовать до 100 раз, при средней нагрузке — до 50, а при максимальной — до 25 раз. Но уже появляются новые материалы, способные намного продлить ее жизнь.
photo_2021-09-29_09-30-03.jpg
Ионная тяга
 

— В нашей команде около 100 разработчиков самого разного профиля, — делится ученый. — Они создавали двигатель космического аппарата, топливные баки, систему управления с искусственным интеллектом. В этом нам помогали научные эксперты из «Сколково». Добавлю, что наш проект может дать толчок созданию новых материалов с заранее заданными свойствами, «умных» систем управления, навигации и лазерного прицеливания. Эти ноу-хау могут найти применение в самых разных сферах. Причем они послужат и развитию экологически чистой и сверхмощной водородной энергетики, мы узнаем, как этот самый распространенный в природе газ взаимодействует с металлом.
К разработке прорывного проекта привлекли студентов и аспирантов из молодежного конструкторского бюро. Они начали с создания модели космического аппарата для посадки на астероид, чтобы защитить Землю от метеоритной угрозы (что она вполне реальна, показало «пришествие» в 2013 году «челябинского» болида), а потом в рамках проектного обучения подключились и к проектированию многоразовой ракеты.
243383945_4438298429570861_645185543465374435_n.jpg
— России нужны свои научные кадры — молодые, амбициозные, и мы делаем все, чтобы выпускники вуза не уезжали за границу, оставались на родине, — подытожил Сергей Ваулин. — К примеру, из-за санкций нашим ученым приходится самим разрабатывать новые материалы, ни в чем не уступающие западным аналогам.
Наша молодежь, подчеркнул профессор, творческая, ищущая, буквально впитывает знания, и ей будут по силам еще более масштабные проекты. Созданный хоть и принципиально новый, но все же жидкостный двигатель работает по привычному реактивному принципу. Но уже на подходе и так называемые электрические космические моторы, в том числе на ионной тяге. Они в разы мощнее реактивных, способны развивать скорость десятки километров в секунду. И все же у них есть и свой минус: для разгона ионов нужна огромная энергия. Решение этой проблемы будет по силам растущим талантам.
243339870_4438298546237516_1832443647148111219_n.jpg
243355424_4438298612904176_4952060650921956077_n.jpg
k-2191.jpg
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

1obl.ru

И вместо сердца — пламенный мотор. С центральным телом
Проректор ЮУрГУ Сергей Ваулин — о том, почему мы по‑прежнему делаем ракеты и что нового в этой области придумали челябинские ученые
И вместо сердца — пламенный мотор. С центральным телом
сегодня в 17:28
Дмитрий Моргулес


Сегодня на полигоне Нижнесалдинского НИИ машиностроения (НИИМаш, г. Нижняя Салда, Свердловская область) успешно прошли испытания модельного жидкостного ракетного двигателя (своего рода демонстратора технологии) для первой российской возвращаемой ракеты-носителя. Проект создания возвращаемой ракеты — идея Государственного ракетного центра им. Макеева (ГРЦ, г. Миасс, входит в корпорацию «Роскосмос»), разработка двигателя — крупнейший проект Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ) «Передовые производственные технологии и материалы», и осуществляется учеными ЮУрГУ в сотрудничестве со специалистами ГРЦ и НИИМаш. ИА «Первое областное» попросило проректора ЮурГУ по научно-образовательным центрам и комплексным научно-техническим программам Сергея Ваулина рассказать об особенностях разработки.
[img width=100%]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/196973.jpg[/img]

— Все большая коммерциализация, использование возможностей космоса, космической техники для больших, массовых коммерческих проектов — одна из основных тенденций современной космонавтики. А коммерция — это прежде всего вопросы себестоимости полетов и цены как собственно выводимого на орбиту груза, так и носителей, выводящих этот груз на орбиту. И, конечно, наиболее эффективно будет работать с возвращаемыми носителями, многоразовыми. Отсюда и идея полностью возвращаемой ракеты-носителя.
В этой идее абсолютно нового нет ничего — как вы знаете, человечество уже создавало многоразовые носители — будь то американские «Шаттлы» или наш, советский «Буран». Но те подходы, при всем величии этих программ, все-таки были другими. И форма возвращаемого носителя была ближе к самолетам, и все равно при запуске большая часть системы доставки — ракета, разгонные блоки и т. д. — все равно погибали.
— Но есть и современные проекты возвращаемых носителей. Взять хотя бы ракеты компании Илона Маска.
— Безусловно. Но и эти разработки предполагают возвращение на землю лишь части ракеты, ее первой ступени, а не всей ракеты целиком.
У деления ракеты на ступени есть свои плюсы, но есть и минус — это именно ступенчатость, когда разные части ракеты, отработав свое на разных высотах, должны как-то вернуться назад. И то — по частям, а не вместе, в первоначальном виде.
Главная же «загвоздка» в том, что те двигатели, которые у ракеты работают в космосе, не смогут работать при возвращении в условиях земной атмосферы, ее нижних слоев. Все просто, основные законы физики — уровень давления атмосферы на разных высотах разный.
Соответственно единственный вариант полностью возвращаемой ракеты — одноступенчатый. И в том случае, когда на ней используется определенный тип двигателя — реактивный двигатель с центральным телом, вокруг которого расположены камеры сгорания. Такая схема позволяет двигателю, у которого просто нет внешней стенки сопла, эффективно работать в куда бoльшем диапазоне давления, и, соответственно, на самых разных высотах. 
[img width=100%]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/196972.jpg[/img]

— То есть ракета будет и взлетать, и садиться с помощью одного и того же двигателя?
— Именно так. Плюс, конечно же, кроме маршевого двигателя у ракеты будут и двигатели управления, которые будут установлены в самых разных ее частях.
Конечно, двигатели с центральным телом разрабатывались и раньше. Но они требовали либо так называемой кольцевой камеры сгорания, либо каких-то других решений. Для области малых тяг это решение вполне применимо, и такие двигатели испытывались, и способны работать в верхних слоях атмосферы. Хоть и не без минусов — яркое свечение, расхождение исходящих газов и так далее. И эти минусы в итоге и не дали развить эти двигатели до уровня массового применения.
А когда речь идет про двигатели, рассчитанные на большую тягу (а параметры разрабатываемой ракеты — это около 30 метров в высоту, примерно 300 тонн массы и, в зависимости от места старта от 8 до 12 тонн полезной нагрузки, выводимой на орбиту), то возникает вопрос: а как достичь необходимых для подъема и вывода на орбиту 400—500 тонн тяги? Добавьте к этому требования по надежности — различные части ракеты должны быть рассчитаны на 25-, 50- и даже 100-кратное использование. 
Таких камер сгорания, таких двигательных установок с центральным телом подобной тяги еще не делали.
Возникла идея окружить центральное тело обычными ракетными двигателями, которые и будут направлять исходящие из них потоки газов под центральное тело. Первые публикации на эту темы были сделаны в начале 2000-х годов, и вообще нужно сказать, что за рубежом наши коллеги выполнили довольно большой объем расчетно-теоретических работ. 
Были и экспериментальные работы. Наиболее близкая к нашей работа была проведена в США, кажется в 2010 году, на компонентах топлива «спирт-кислород». Но эта работа так и не была завершена, потому что опыты оказались неудачными — на испытаниях были зафиксированы отказы двигателей.
Были еще и так называемые «холодные продувания», когда камеры сгорания продувались холодным воздухом. Да, убедились, что сама идея работает — потоки газов подстраиваются под давление окружающей атмосферы. Увеличивали и количество камер сгорания — начинали с восьми и в итоге дошли до 16. Большим количеством уже очень трудно управлять.
Мы в ЮУрГУ, в общем, тоже пошли по этому же пути, но в нашем варианте двигателя довольно много изменений по сравнению с тем, что создавали наши коллеги раньше. Отработали это все и в итоге создали «в металле» установку, которая является своего рода демонстратором технологий. Теперь нам важно испытать его в деле.
Вообще же задача по созданию многоразовой возвращаемой ракеты предполагает огромный объем работ, исследований, компетенций не только в части двигателей, но и по части баллистики, материаловедения, ракетного топлива, систем управления, навигации, связи... Задача в чем-то равнозначная по уровню тому же «Бурану». Но — уверен — решаемая.
[img width=100%]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/42287.jpg[/img]

— Вы перечислили области компетенций, необходимых для создания ракеты. Чем из этого обладает ЮурГУ?
— Прежде всего — в областях материаловедения, систем управления, двигательных установок.
Но мы же все-таки высшее учебное заведение и занимались не только наукой. В последние лет 10, когда ЮУрГУ был структурирован по-новому и был воссоздан политехнический институт, мы начали возвращаться к проектному обучению, которое на самом деле часто использовалось во времена СССР. То есть — делать проекты на реальные темы. Без отрыва от учебного процесса. И раз есть реальная тема, то по ней работают все — и профессорско-преподавательский состав, и молодежь, в том числе студенты. И этот симбиоз позволяет нам браться (и решать) за те задачи, которые еще недавно мы бы не взялись делать.
Ели же говорить о двигателе для возвращаемой ракеты, то идея, повторюсь, возникла у специалистов ГРЦ им. Макеева, и мы работаем по этой теме вместе с ними и со специалистами нижнесалдинского НИИМаш, который является одними из ведущих структур в части создания и изготовления ракетных двигателей малой тяги для управления полетом космических аппаратов.
Возвращаясь же собственно к разработке, отмечу, что термин «демонстратор технологии» — очень точный, хоть и не присутствует в стандартах. Мы привыкли к терминам «опытный образец», «промышленный образец», «макет» и так далее. Но они не совсем верно отражают то, что именно и для чего именно мы сделали.
Ученые ГРЦ имени Макеева, конечно, продумывая изначальную идею, понимали, насколько сложная и рискованная тема с двигателем. И именно они предложили нам начать, что называется, с «малых форм». Хотя поначалу мы, честно говоря, сопротивлялись, хотели идти более широкими шагами. Но в итоге поняли, что коллеги правы и начинать надо с демонстраторов тех технологий, которые будут применяться в готовом изделии.
Это не только демонстратор двигательной установки, но и, например, демонстратор технологии топливных баков — ведь на реальной ракете в качестве топлива и окислителя будут использоваться жидкие водород и кислород, а это значит, температуры в –252 и –183 градуса Цельсия соответственно. И демонстратор технологии системы управления.
— Каждая из 16 камер сгорания с виду довольно просто устроена...
— Это кажущаяся простота. И не только потому, что малые размеры требуют большей точности при изготовлении изделия. А как охлаждать такой небольшой по площади поверхности двигатель? Ведь чем больше размер, тем больше и возможностей охлаждения. В этом плане маленький двигатель сложнее большого. И это отчасти объясняет то, что созданием и изготовлением микродвигателей, в том числе для ракетно-космической техники, занимаются очень серьезные предприятия.
В нашем случае разработка камер сгорания — совместная с коллегами из НИИМаша. Мы давно сотрудничаем, там работают выпускники ЮУрГУ. Тяга каждого из 16 элементов — от 10 до 30 килограммов, в зависимости от давления, с которым подаются компоненты топлива.
— Не поверю, если вы скажете, что до сегодняшнего запуска установки вы совсем не испытывали ее компоненты в деле.
— Пробные испытания уже были, и они также прошли успешно. Сегодня у нас был демонстрационный пуск, который мы совершили в соответствии с контрактом, заключенным нами с министерством образования и науки Челябинской области.
[img width=100%]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/196974.jpg[/img]

— Создание такого демонстратора технологий — дорогое удовольствие?
— Достаточно дорогое, как и все, что связано с самыми передовыми научно-техническими разработками. И здесь я не могу не поблагодарить губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера за поддержку (контракт с региональным Минобром — 70 миллионов рублей. — Прим. ред.). Не было бы этой поддержки — ничего бы не было. Кроме областных денег 5 миллионов рублей собственных средств вложил в разработку университет. Плюс мы получили финансирование в Уральском межрегиональном научно-образовательном центре — еще три миллиона. Итого — 78 миллионов. Но дорого это или нет? Для разработок такого уровня — не так уж и затратно.
— Демонстрационный пуск, испытания прошли успешно. Что дальше?
— Сейчас мы продемонстрировали то, что эта технология возможна. С компонентами топлива в виде спирта и кислорода. Думаю, что в следующем году мы перейдем на топливную пару «водород-кислород» в газообразном состоянии. При тех же размерах, что сейчас, двигатели будут давать гораздо более высокую тягу.
А дальше мы перейдем к криогенике, к топливу из жидких водорода и кислорода. Это уже будет максимальное приближение к реальной ракете. И вот тогда мы сможем перейти к демонстраторам технологий ракеты-носителя в целом. Думаю, что такой демонстратор будет раз в пять-шесть меньше реальной ракеты, но должен будет выполнять все реальные функции, включая посадку.
Это очень сложная задача. И касается не только двигательной установки, но и, как я говорил, всех систем ракеты. Например, системами управления занимается целая группа ученых во главе с нашим ректором Александром Леонидовичем Шестаковым. Он сам лично включился в работу. Благо, как вы знаете, является выпускником кафедры систем автоматического управления приборостроительного факультета, доктором технических наук, специалистом в этой области, про которую знает практически всё.
— Разработка, опыты, испытания, создание двигателя, ракеты — это все увлекательно и по-хорошему прекрасно. Но что проект даст университету и Челябинской области в целом?
— На этом проекте уже сейчас растут и учатся студенты, повышают квалификацию молодые ученые и преподаватели. Мы создали молодежное конструкторское бюро, в котором трудятся больше 100 студентов, а также молодежную лабораторию, в которой будут заниматься и физикой с химией процессов, происходящих с топливом, и газовой динамикой.
Кроме того, это серьезные научные исследования, которые были сделаны в рамках наших разработок. Мы подали заявки на патенты двигательной установки и системы управления. Будут написаны (и уже пишутся) научные работы, защищены диссертации... На этом проекте вырастут ученые, и не только двигателисты, но и ракетчики.
Наконец, мы получим целое поколение прекрасных молодых специалистов. Те ребята, которые пройдут школу молодежного конструкторского бюро и лаборатории, гораздо легче будут адаптироваться к работе на тех предприятиях, в которых они устроятся после окончания университета. Студенты, которые в ходе учебы прошли через проекты, подобные этому, поверьте, будут очень востребованы в самых передовых компаниях, занимающихся теми же двигателями, ракетно-космической техникой, системами управления. Мы, конечно, прежде всего думаем о наших коллегах и товарищах из Государственного ракетного центра имени Макеева (улыбается), перед которыми стоят задачи не только оборонного профиля.
— И все равно — «мы делаем ракеты»?
— Мы это умеем. И, собственно, почему мы должны отказываться от этих навыков? Они востребованы не только в военном деле, но и в мирной жизни.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьГлавная → Публикации → Новости
Новости
#ГРЦ Макеева#НИИМаш#НПО автоматики
09.10.2021 18:54

Технологии будущего в НИИМаш

Технологии будущего были продемонстрированы на испытаниях модели двигателя с центральным телом для многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя. На промышленной площадке Научно-исследовательского института машиностроения (НИИМаш, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») в Нижней Салде прошли успешные огневые испытания демонстратора двигательной установки для многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя.
Это стало первым знаковым событием в реализации одного из основных технологических проектов Уральского межрегионального Научно-образовательного центра (УМНОЦ). В нем участвуют Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева, НИИМаш, Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова (предприятия входят в Роскосмос) и Южно-Уральский государственный университет.

Демонстратор двигательной установки был запущен с пульта управления на испытательном комплексе директором НИИМаш Еленой Матвеевой, руководителем проектов по ракетно-космическому направлению ГРЦ Макеева Евгением Мочаловым и проректором по научно-образовательным центрам и комплексным научно-техническим программам ЮУрГУ Сергеем Ваулиным. Очевидцами события стали помощник полномочного представителя президента РФ в УрФО Евгений Гурарий, заместитель председателя УрО РАН Виктор Руденко, директор департамента развития УМНОЦ Игорь Манжуров, заместитель министра образования и науки Челябинской области Виталий Литке. Также была продемонстрирована работа системы управления и контроля и процесс захолаживания в жидком азоте образца стенки топливного бака из композитных материалов для подтверждения сохранности его характеристик. Все испытания прошли успешно, работа будет продолжена.

Как рассказал руководитель проектов по ракетно-космическому направлению ГРЦ Макеева Евгений Мочалов, проведенные испытания — это первый практический результат по проекту УМНОЦ в большой инновационной работе.
Цитировать«ГРЦ разработаны технические требования и проектная документация для изготовления демонстратора и проведения расчётно-теоретических и экспериментальных исследований — пояснил Евгений Мочалов. — Демонстратор ракетного двигателя с центральным телом — это 16 ракетных двигателей малой тяги на жидком экологически безопасном топливе, которые объединены в единую систему. Во время прошедших испытаний мы убедились, что качественная картина работы двигателя соответствует расчетам, а технические характеристики потребуется подтвердить при проведении дальнейших испытаний».
Директор департамента развития УМНОЦ Игорь Манжуров после завершенных испытаний отметил, что это один из основных технологических проектов УМНОЦ как для Челябинской области, так и для всего Урала.
Цитировать«Есть очень амбициозные планы по его дальнейшей реализации. Уже сейчас четко видно, что специалисты организаций, участвующих в проекте, обладают компетенциями действительно мирового уровня».
Он особо подчеркнул, что проект реализуется при поддержке академика РАН В. Г. Дегтяря и участии ГРЦ Макеева, где на протяжении более десяти лет по крупицам создавали облик и концепцию применения многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя.
Дальнейшая работа по проекту будет проводиться под руководством Государственного ракетного центра. Полученные в рамках реализации проекта УМНОЦ результаты в дальнейшем можно будет применять в работах по созданию многоразовой одноступенчатой РН КОРОНА, которые ГРЦ ведет в инициативном порядке. Государственный ракетный центр разрабатывает полностью многоразовую ракетно-космическую систему, которая в составе не имеет одноразовых частей. Ее тактико-технические характеристики «закрывают» максимально востребованный сегмент рынка космических аппаратов, выводимых сегодня на орбиту.
Реализация проекта КОРОНА позволит получить экономичный конкурентоспособный самоокупаемый многоразовый носитель с высокой степенью скоростью запуска и меньшими затратами на обслуживание. Разработка носителя будет способствовать внедрению и развитию новых технологий в ракетно-космическую отрасль, создаст базовый вариант для последующего развития многоразовых систем для полетов на орбиту и к планетам Солнечной системы.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вот врут и не стесняются.

Теперь Starship возвращается на Землю лишь частично...