Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Цитата: Alex-DX от 17.09.2021 07:32:04
Цитата: Asteroid от 17.09.2021 01:40:33
Цитата: undefinedТри ступени - три блока
Для полной многоразовости лучше уложиться в две ступени, тем более, что это возможно и для столь любимой многими геометрии Н-1.
Два события разделения в место одного.

Зато все ступени/блоки имеют резервирование двигателей.
Более низкое массовое совершенство каждого блока -> значит многоразовое исполнение.
Первая ступень - 15 двигателей.
Вторая - 5.
На третьей двигатели с Амура-СПГ.

Низкое весовое совершенство - неграмотно спроектированный ракетный блок.

Резервирование двигателей обеспечивается весьма просто.

Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 10:46:16
Цитата: Bell от 16.09.2021 23:45:30Сколько бы там не было разделений и блоков - делать надо метановый газ-газ. Это вполне в рамках наших освоенных технологий предельных керосинок и при этом позволяет достич куда большего УИ.
ДВГГ only! Газ-газ даёт ничтожный прирост УИ.

Он даёт повышение давления в КС, а это УИ на уровне моря.

Цитата: Андрей Иванов от 17.09.2021 11:06:28Теперь стало известно, что на многоразовый носитель среднего класса будут устанавливаться двигатели РД-0169 тягой 100 тонн, а более мощный РД-182 достанется «Енисею».


Ну и как эту штуку садить?

Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 14:02:57
Цитата: Bell от 17.09.2021 12:47:42
Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 10:46:16
Цитата: Bell от 16.09.2021 23:45:30Сколько бы там не было разделений и блоков - делать надо метановый газ-газ. Это вполне в рамках наших освоенных технологий предельных керосинок и при этом позволяет достич куда большего УИ.
ДВГГ only! Газ-газ даёт ничтожный прирост УИ.
Да с чего бы ничтожный??
С одного метана не снимешь столько мощности, чтоб развить высокое давление в КС.
К тому же у газ-газа более эффективное сгорание, что тоже повышает УИ.
РД-0164 (земной) даёт 358 с, земной Раптор чуть выше (в перспективе). Высотные РД-0169 и от КБХА - 370-373 с, Высотный Раптор 380 с. Ни о чём, но ДВГГ проще.

РД-0164 даёт 311 секунд УИ на уровне моря против 311 у Raptor, а РД-0169 - таки газ-газ.

Sam Grey

#31464
Цитата: pignus от 17.09.2021 15:21:45
Цитата: Sam Grey от 17.09.2021 14:48:57Если ничего, зачем тогда метан? На Энергии же был водород, почему тогда не его?
Метан имеет смысл если ракета многоразовая. А водород, как мне кажется - не имеет смысл вообще. На нём всё получается безумно дорого, сейчас не те времена чтобы делать ракету за любую цену, лишь бы быть первыми в чем-то.

Главное чтобы было экономически эффективно, а тут лучше чем метан+многоразовость ни чего и нет.
На Вулкане и Нью Гленн водород сверху.
На SLS на обоих ступенях. У китайцев на CZ5 и CZ9. На Арианах. На японском Н-3 (который они подают как полностью переработанный, со стоимостью сниженной до $45М).
У индусов.

pignus

Цитата: cross-track от 17.09.2021 15:28:07Так получается, что фигляр не ошибся, сдав ставку на метановый Старшип?!
Скорее всего фигляр не ошибся. Но точно мы пока не знаем, Старшип ещё не летает.

Шестопер239

Цитата: Bell от 16.09.2021 23:45:30Сколько бы там не было разделений и блоков - делать надо метановый газ-газ. Это вполне в рамках наших освоенных технологий предельных керосинок и при этом позволяет достич куда большего УИ.


Если не уходить от насосной подачи к вытеснительной - то для дешевого носителя нужен четырехкамерный метанник открытой схемы на сладком газе тягой 2000 тонн. При давлении в КС 80 атмосфер насосам хватит мощности ТНА на уровне РД-170. 
При стартовой массе двухступенчатого носителя 20 тысяч тонн - 12 двигателей на первой ступени, 2 на второй.
Для посадки двух хватит - многокамерные двигали можно дросселировать очень глубоко, включая только одну камеру.

Leonar


Цитата: Leonar от 17.09.2021 15:58:42
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.09.2021 15:26:59Многоразовость фиговой выйдет.
не хуже флакона 9.

Гораздо хуже.

Многоразовая/одноразовая ГП для

F9 22,8/15,6 = 1,46

FH 64/30 = 2,13.

Больше блоков - больше проблем.

pignus

Цитата: Sam Grey от 17.09.2021 15:43:16На SLS на обоих ступенях.


Да, особенно SLS - отличный пример дешевой ракеты  ;D

Цитата: Sam Grey от 17.09.2021 15:43:16На японским Н-3 (который они подают как полностью переработанный, со стоимостью сниженной до $45М).

По этой сниженной стоимости они уже пуск продали?

Leonar

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.09.2021 16:01:54
Цитата: Leonar от 17.09.2021 15:58:42
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.09.2021 15:26:59Многоразовость фиговой выйдет.
не хуже флакона 9.

Гораздо хуже.

Многоразовая/одноразовая ГП для

F9 22,8/15,6 = 1,46

FH 64/30 = 2,13.

Больше блоков - больше проблем.
А вы центр не считайте многоразовой, как у флакона 9 - вторую и вполне себе удельная ГП будет не хуже.
У стк на союзах 5 - центр летит практически до орбиты, в отличие от фх.
Ну и у стк с многоразовыми боковушками так же.
Ничего не мешает в конце ресурса в запусков отдельно от пакета первую ступень пускать как центр в последний путь.

Bell

Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 14:02:57РД-0164 (земной) даёт 358 с, земной Раптор чуть выше (в перспективе). Высотные РД-0169 и от КБХА - 370-373 с, Высотный Раптор 380 с. Ни о чём, но ДВГГ проще.
Еще раз.
ГГ/ТНА на одном компоненте по определению даст меньше мощности, чем на обоих. Газ-газ позволяет поднимать давление в КС до предела конструкционной прочности, НЕ повышая температуру кислого тракта до опасных значений. Для земных двигателей критически важно именно давление в КС, что прямо ведет к росту УИ.

А ты сравниваешь теоретические прожекты с реальными двигателями - конечно у тебя разница будет небольшая :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Sam Grey

Цитата: pignus от 17.09.2021 16:02:03
Цитата: Sam Grey от 17.09.2021 15:43:16На японском Н-3 (который они подают как полностью переработанный, со стоимостью сниженной до $45М).

По этой сниженной стоимости они уже пуск продали?
https://www.inmarsat.com/en/news/latest-news/corporate/2018/inmarsat-to-be-first-commercial-customer-for-the-new-h3-launch-vehicle-provided-by-mhi.html

Sam Grey

Цитата: pignus от 17.09.2021 16:02:03
Цитата: undefinedНа SLS на обоих ступенях.
Да, особенно SLS - отличный пример дешевой ракеты  ;D
Если подходить к процессу создания так, как это делает Боинг с SLS, то ракета будет безумно дорогой на любом топливе.  :-\
Но бог с ней, с SLS.

А все остальные-то? Ариан 6 с двумя водородными ступенями стоит $100М, столько же, сколько Ангара.

А то что Блюшники сделали многоразовый Нью Шепард на водороде?

pignus

Цитата: Sam Grey от 17.09.2021 16:12:13https://www.inmarsat.com/en/news/latest-news/corporate/2018/inmarsat-to-be-first-commercial-customer-for-the-new-h3-launch-vehicle-provided-by-mhi.html
И где там стоимость запуска?


Цитата: Sam Grey от 17.09.2021 16:18:19А все остальные-то? Ариан 6 с двумя водородными ступенями стоит $100М, столько же, сколько Ангара.
Ни то ни другое ни как нельзя назвать "дешевые РН". Вообще смысла сейчас нет проектировать тяжелые РН которые при всех оптимизациях, апгрейдах и прочих доработках напильником всё равно ни когда не будут дешевле многоразовой метановой.


Цитата: Sam Grey от 17.09.2021 16:18:19А то что Блюшники сделали многоразовый Нью Шепард на водороде?
Да, только на них вся надежда водородников. Вдруг дешево НюГленн выйдет?  ;)

Дмитрий В.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.09.2021 15:34:12
Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 10:46:16
Цитата: Bell от 16.09.2021 23:45:30Сколько бы там не было разделений и блоков - делать надо метановый газ-газ. Это вполне в рамках наших освоенных технологий предельных керосинок и при этом позволяет достич куда большего УИ.
ДВГГ only! Газ-газ даёт ничтожный прирост УИ.

Он даёт повышение давления в КС, а это УИ на уровне моря.
Ну, посмотрите на УИ РД-192 у землии. А у него в КС всего 210 атм.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ratcustorb

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.09.2021 15:26:21РН должны были летать на ГСО по хитрой траектории с гравитационным манёвром у Луны...
В этом есть бонус?

Дмитрий В.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 17.09.2021 15:40:56
Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 14:02:57
Цитата: Bell от 17.09.2021 12:47:42
Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 10:46:16
Цитата: Bell от 16.09.2021 23:45:30Сколько бы там не было разделений и блоков - делать надо метановый газ-газ. Это вполне в рамках наших освоенных технологий предельных керосинок и при этом позволяет достич куда большего УИ.
ДВГГ only! Газ-газ даёт ничтожный прирост УИ.
Да с чего бы ничтожный??
С одного метана не снимешь столько мощности, чтоб развить высокое давление в КС.
К тому же у газ-газа более эффективное сгорание, что тоже повышает УИ.
РД-0164 (земной) даёт 358 с, земной Раптор чуть выше (в перспективе). Высотные РД-0169 и от КБХА - 370-373 с, Высотный Раптор 380 с. Ни о чём, но ДВГГ проще.

РД-0164 даёт 311 секунд УИ на уровне моря против 311 у Raptor, а РД-0169 - таки газ-газ.
Это сейчас. А в 2013 г. - это ещё надо посмотреть какая у него схема. К тому же "газ-газ" в данном случае (РД-0162 и иже с ним) - это безгенераторный тракт горючего (нагркв в рубашке охлаждения) - там чуть ли не комнатная температура на турбину приходит. В отличе от Раптора. А уж С5.867 - там "газ-газ" и близко нет а УИ=370 с.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Bell от 17.09.2021 16:10:09
Цитата: Дмитрий В. от 17.09.2021 14:02:57РД-0164 (земной) даёт 358 с, земной Раптор чуть выше (в перспективе). Высотные РД-0169 и от КБХА - 370-373 с, Высотный Раптор 380 с. Ни о чём, но ДВГГ проще.
Еще раз.
ГГ/ТНА на одном компоненте по определению даст меньше мощности, чем на обоих. Газ-газ позволяет поднимать давление в КС до предела конструкционной прочности, НЕ повышая температуру кислого тракта до опасных значений. Для земных двигателей критически важно именно давление в КС, что прямо ведет к росту УИ.

А ты сравниваешь теоретические прожекты с реальными двигателями - конечно у тебя разница будет небольшая :)
Проблема в том, что рост давления выше 150 атм даёт небольшой прирост УИ
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Андрей Иванов

#31479
Цитата: Asteroid от 17.09.2021 15:17:30
Цитата: Михаил Михайлов от 17.09.2021 14:34:08ПН на бок была схема в угоду АКС Буран. Даже в первом полете с макетом. Ничто не мешает для этой схемы поместить ее традиционно. Более того, традиционная схема возможно даже улучшит показатели выводимой ПН, за счет более простой центровки.
Улучшит. Дмитрий В. приводил (не помню только где именно) оценки, что до 125 тонн грузоподъёмность.

....
те же ~ 125 тонн получаем без толстого водородного центра.
Обычное масштабирование РН Ангара-5
Внизу 5хРД-171МВ + верх водород 4хРД-0150.
...
Водород внизу , тем более толстый центр - это дорого, расточительно, громоздко и не приводит к увеличению ПН.

"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).