А я несчастная, космонавтика частная ...

Автор АниКей, 23.12.2020 17:04:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

tass.ru

Глава компании Success Rockets: частный космос в России — пока неопознанный зверь


Российская частная компания Success Rockets, или "Успешные ракеты", развивает сразу несколько направлений бизнеса в космической отрасли: компания занимается самостоятельной разработкой сверхлегких ракет и планирует строительство космодрома для них в одном из российских регионов, занимается сборкой и запуском малых космических аппаратов и ведет деятельность по анализу данных дистанционного зондирования Земли.
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) Suссess Rockets проведет ряд консультаций с представителями Катара об инвестициях $250 млн в проект по созданию глобальной климатической мониторинговой системы. Корреспондент ТАСС пообщался на полях форума с основателем компании Олегом Мансуровым и выяснил, в какой стадии находится разработка проектов и какую поддержку компании оказывает Роскосмос.

Спойлер
— В чем будет состоять договоренность с официальной делегацией Катара?
— Мы заинтересованы в том, чтобы привлечь от них инвестиции. Плюс Катар — это хорошая точка входа на ближневосточный рынок. Если мы в целом говорим о космических технологиях и сферах их применения, Ближний Восток сейчас очень активно работает в этом направлении.
К примеру, Объединенные Арабские Эмираты финансируют космические программы и реализуют их у себя. Сейчас между Россией и ОАЭ ведется работа над проектом рамочного межправительственного двустороннего соглашения по космосу. В этом направлении смотрит и Саудовская Аравия. Катар тоже начинает присматриваться к теме космоса.
— Расскажите подробнее о проекте?
— Один из проектов, который мы сейчас обсуждаем с представителями Суверенного фонда Катара и с рядом других организаций, — это глобальная климатическая мониторинговая система.
Все понимают, что значение рынка ископаемых углеводородов в мировой экономике в ближайшее время начнет сокращаться. Но значение углерода в нашей жизни ни только не сократится, но, возможно, даже увеличится.
Речь идет о так называемом углеродном регулировании или в целом о климатической повестке. Все страны Персидского залива выделяют парниковых газов больше, чем поглощают, тем самым имеют отрицательный углеродный баланс. Они в основном добывают нефть и газ, попутно выделяя парниковые газы, а поглощающей способности у них почти нет. У них нет своих лесов, болот и других природных экосистем. Поэтому они сейчас активно смотрят во все "зеленые" или климатические проекты: как они могут компенсировать и прийти к нейтральному углеродному балансу.
Система, которую мы создаем, позволяет отслеживать содержание парниковых газов в атмосфере. При этом она позволяет идентифицировать источники эмиссии и источники поглощения вплоть до конкретного предприятия или населенного пункта
На эту тему
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Осуществляется как космический, так и наземный мониторинг. Космическая часть будет представлять из себя порядка 60 спутников. Это малые космические аппараты, на борту которых будут расположены спектрометры двух видов. Они будут сканировать столб атмосферы и определять уровень содержания парниковых газов: СO2, метана и ряда других. Этот проект позволит производить объективный мониторинг, о чем говорил президент России в своем недавнем послании Федеральному собранию.
В рамках климатического форума, который проходил в апреле 2021 года, не раз поднималась тема верификации данных об изменении климата. Этот же вопрос будет подниматься и в рамках готовящейся конференции ООН в Глазго, конференции сторон, подписавших Парижское соглашение. И для России станет сильным геополитическим ходом, если она заявит на этой конференции о создании такого проекта по мониторингу климата, особенно если это будет осуществляться в рамках международного партнерства, к примеру с Катаром.
— Какие еще стороны участвуют в проекте и на какой стадии находится его создание?
— Здесь, по сути, создается широкий консорциум. Мы работаем с предприятиями, входящими в госкорпорацию "Роскосмос", с институтами РАН, в частности с Институтом космических исследований, с Росгидрометом и подведомственными институтами, в первую очередь с Институтом глобального климата.
Мы уже прошли публичные общественные слушания проекта в Торгово-промышленной палате, прошли межведомственную рабочую группу, прошли научно-технический совет. Речь идет о включении данного проекта в Федеральную научно-техническую программу по экологии до 2030 года. Проект масштабный, он потребует участия большого количества организаций — как частных, так и государственных.
— Какие еще страны, кроме упомянутых выше арабских, заинтересованы в нем?
На эту тему
Третья частная новозеландская ракета успешно взлетела в космос.
— Мы понимаем, что такой проект востребован не только в России, он нужен и для других стран. Многие страны хотят иметь объективную информацию о себе. Это Латинская Америка, есть страны, с которыми у нас в большей степени дружеские взаимоотношения: Куба, Венесуэла, Бразилия и другие. Приведу пример: в Бразилии одно из исследований, которое недавно проводило NASA, показало, что леса Амазонки в большей степени выделяют парниковые газы, а не поглощают. И тут вопрос не только в вырубке, это вопрос состояния леса. Когда начинаются процессы гниения, лес больше выделяет. Но чтобы оспаривать такие исследования и их выводы, нужно обладать объективными данными.
Но, кроме угроз, есть еще и возможности. При высоких котировках на углеродные единицы или углеродные квоты некоторые территории выгоднее просто брать под управление как природную экосистему, чем вести там сельскохозяйственную деятельность, потому что с одного гектара земли вы заработаете больше, продавая эти углеродные единицы, нежели производя пшеницу, рожь или какую-то другую культуру. 
Россия подходит системно к климатической повестке. Сейчас на Сахалине реализуется пилотный проект по сокращению парниковых выбросов в атмосферу. В рамках деятельности Минобрнауки запущены карбоновые полигоны, первый создан в Калужской области. Это все звенья одной цепи, и только работая совместно, мы можем создать не только систему, которая удовлетворит наши национальные потребности, но и сможет удовлетворить спрос на глобальном рынке
Олег Мансуров
основатель компании Success Rockets
На эту тему
Космический турист из Японии полетит к МКС на
Рынок углеродных единиц — это, по сути, новый огромный рынок, объем которого к 2030 году превысит $1 трлн. С другой стороны, уже сейчас, чтобы получить финансирование под многие проекты, вам необходимо соответствовать требованиям или критериям устойчивого развития (ESG). И как раз проверка, насколько вы соответствуете им, возможна с такого рода системой.
Сейчас все выбросы считаются статистически: вы столько-то топлива и ресурсов потратили, значит, примерно столько парниковых газов вы произвели. Понятно, что эти цифры могут сильно отличаться в зависимости от того, кто и как считает. На всех экологических форумах есть расхожая шутка, что березы в Финляндии поглощают больше, чем березы в Ленинградской области. Вопрос, как считаем, какая методика и так далее.
Многие страны заинтересованы в получении первичных данных и в верификации данных о своих предприятиях, своей территории. Чтобы никто не мог манипулировать данными и начислять несправедливые трансграничные налоги.
— Насколько государство лояльно относится к частным компаниям, особенно в космической отрасли?
— Я могу говорить про свой субъективный опыт. Относится очень лояльно, с одной стороны. Как в общении с отдельными людьми, так и система в целом. Но частный космос — пока настолько неопознанный зверь, что по многим направлениям нет даже нормативной базы под работу с такими компаниями. Часто, когда мы общаемся к каким-то государственным учреждениям, они не знают, как к нам подступиться. Но ситуация меняется, Роскосмос сейчас предлагает несколько хороших инициатив, специальных правовых режимов, планирует создать отраслевые технопарки.
В прошлом месяце на Startup Village было объявлено о запуске первого акселератора, который Роскосмос делает совместно со "Сколково". Таких инициатив становится все больше и больше, это первые шаги, но они меняют в целом систему и отношение государства в лице госкорпорации, в лице правительства к этой истории
Олег Мансуров
основатель компании Success Rockets
На эту тему
Долгие полеты в космос заподозрили в провоцировании отека зрительных нервов
Буквально неделю назад была конференция в Сбербанке, тоже посвященная космосу. То, что такие крупные игроки, на первый взгляд, далекие от космоса, как Сбербанк, "Мегафон", Ростех, Росатом, смотрят в сторону космоса, это говорит о том, что космос становится уже более доступным. Это мировой тренд. 
Если говорить о текущей поддержке со стороны государства, то она заключается в двух вещах. Первый момент — это дерегулирование законодательства, потому что, как правило, частные компании не могут выполнить многие требования, которые раньше прописывались в рамках плановой космической отрасли. Когда отрасль создавалась, никто даже не думал о том, что возможны такие сценарии. Многое было завязано на военно-промышленный комплекс. Это накладывало определенные ограничения. Вы все время рисковали, во-первых, государственными деньгами, а во-вторых, безопасностью или суверенитетом страны.
Когда речь идет о частных проектах, в первую очередь рискуют частные инвесторы или предприниматели. Это риски, которые берут на себя конкретные люди, и государство им не должно создавать дополнительные препоны. Государство, по крайней мере в лице Роскосмоса, это четко понимает. Даже то, что в 2020 году было изменено постановление правительства о лицензировании космической деятельности, очень сильно развязало нам руки и открыло новые возможности
Олег Мансуров
основатель компании Success Rockets
К примеру, сейчас на этапе НИОКР нам не нужна лицензия на космическую деятельность. Это абсолютно логично: нам нужно что-то сделать, что-то показать и тогда уже лицензировать свою деятельность, чтобы доводить продукт до рынка. До этого была странная ситуация: вам нужно сперва получить лицензию, а потом заняться делом, которым вы никогда не пробовали заниматься, и, возможно, у вас что-то получится. Здесь положительный тренд наметился, и он явно будет продолжаться.
Мы очень тесно общаемся с различными подразделениями Роскосмоса, начиная от тех, кто занимается научными программами, частной космонавтикой, интеллектуальной собственностью и другими направлениями. Все готовы помогать, и Роскосмос понимает, что чем больше частных денег будет приходить в отрасль, тем больше выиграет от этого и сама госкорпорация, потому что многие издержки лягут уже не на плечи федеральной космической программы, а на частных инвесторов.
Второй момент — это доступ к инфраструктуре. Это испытательные стенды. Сейчас мы пока не используем их, но в рамках тех инициатив, которые предлагает ЦНИИМАШ (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения — прим. ТАСС) и создаваемого на его базе технопарка, такой доступ будет открыт для всех российских частных космических коллективов и компаний.
— Кстати, на каком этапе план строительства частного космодрома? Удалось ли вам получить разрешение от региональных властей?
— Когда мы начали прорабатывать вопросы и смотреть мировые аналоги, почти все подобные компании имеют свои пусковые площадки. В США, к примеру, около 20 космодромов, и большинство из них частные. По-моему, всего четыре из них принадлежит федеральному правительству. Во многих других странах тоже есть частные космодромы.
Компания RocketLab, которая является близким аналогом Success Rockets, имеет две свои стартовые площадки: одна в Новой Зеландии, другая в США. В Европе тоже сейчас есть частные космодромы. Когда мы этим вопросом тоже озадачились, стало понятно, что нам для сверхлегких ракет не требуется такая инфраструктура, какая нужна для больших ракет-носителей типа "Союза", "Протона", "Ангары" и других. Она будет значительно компактнее и значительно дешевле.
Пуски выгоднее производить в южных широтах: чем ближе к экватору, тем лучше. Мы начали вести работу параллельно с пятью регионами. В Европейской части это Ростовская область, Астраханская область, Калмыкия, Дагестан. В восточной части страны это Приморский край
Олег Мансуров
основатель компании Success Rockets
На эту тему
В России запатентовали систему для распознавания судов из космоса
Один из самых простых вариантов, к которому мы, возможно, придем, — это взять в концессию часть территории космодрома Восточный или полигона Капустин Яр. У этих площадок уже есть согласованные зоны падения и необходимая базовая инфраструктура.
— Конкретное место, где будете строить космодром, пока под вопросом?
— Решения о том, что это будет в конкретном регионе, пока не принималось. Мы начали со всеми регионами одновременно вести переговоры. Так получилось, что с Дагестаном при прошлом руководстве этот процесс был очень быстрым. До каких-то понятных результатов: конкретного места, конкретных процедур, подписания конкретных документов мы дошли быстрее. Дальше это уже дело республики. Там, насколько я понимаю, возникли какие-то внутренние разногласия или даже внутренний конфликт, который затормозил этот процесс. Дальше мы все равно продолжали коммуницировать с региональными властями, даже предложили встретиться с главой республики. Здесь сейчас мяч на их стороне: насколько республике интересны такого рода инвестиционные проекты, покажет время.
— В целом регионы выражают заинтересованность или, наоборот, опасаются?
— С космической сферой есть очень много стереотипов и предрассудков. Когда ты говоришь про космодром, люди представляют что-то очень масштабное, очень большое: сразу начинаются разговоры про гептил и вред для экологии. Никто не вдается в подробности, тем более речь идет про сверхлегкие ракеты — их запуск могут даже не заметить. Когда пролетает самолет на гиперзвуковой скорости, это создает больше шума, чем сверхлегкая ракета.
На эту тему
НПО автоматики разрабатывает системы управления для возвращаемых ступеней легких ракет
Сверхлегкая ракета сейчас для космической индустрии — это как персональный компьютер в эпоху мейнфрейма. Чем хороши сверхлегкие ракеты — их пуск дешевле в целом. Да, в стоимости за килограмм полезной нагрузки они проигрывают большим, но зато пуск в целом обойдется дешевле, и что часто важно — быстрее, и третье — ракета полетит именно туда, куда нужно нам, а не туда, куда летит основная нагрузка. Часто малые космические аппараты запускаются кластерно, и летят они туда, куда летит основная нагрузка. Не всем это подходит.
— Кого вы видите в качестве своих главных заказчиков?
— Если говорить про ракеты и спутники, то мы в первую очередь нацелены на себя. Сейчас в рамках компании работают три направления. Фактически это самостоятельные бизнесы, в том числе они будут юридически обособлены как отдельные компании, входящие в экосистему Success Rockets. Первое направление — это ракеты и все, что с ними связано, включая пуски, второе направление — малые космические аппараты и все, что с ними связано, третье — это анализ данных. 
Мы внимательно смотрим в сторону цифровой трансформации и цифровой экономики и понимаем, что для многих сервисов, геосервисов, приложений необходимы как раз космические данные. Качество, оперативность, постоянный поток этих данных важны. Поэтому конечный продукт будет связан как раз с цифровыми решениями. А производство спутников и ракет — это технологические переделы, которые помогают этому продукту состояться
Олег Мансуров
основатель компании Success Rockets
В целом рынок малых космических аппаратов у нас в стране не так растет, как нам бы хотелось, но тем не менее есть большой спрос на европейском рынке, и на упомянутом Ближнем Востоке, и в других странах.
— Расскажите про планы в области анализа данных. О каких данных идет речь?
На эту тему
Северный морской путь в онлайне.
— В основном это данные дистанционного зондирования Земли. Этим занимается много кто, но когда вам нужно решить прикладную гражданскую задачу, возникает следующая ситуация: данные не те, данные неполные, не в том формате, не в том качестве и так далее. Здесь важно иметь возможность получать данные быстро и с высокой периодичностью. Допустим, мы сейчас можем определять очаг возгорания в лесных пожарах, но раз в сутки или два раза в сутки. За полдня или за сутки пожар разрастется до такой степени, что и без спутника будет понятно, что и где горит.
С ледовой проводкой судов похожая ситуация. Спутники летают и дают информацию о ледовой обстановке, но она нужна постоянно, максимум раз в три часа. И тут речь идет именно о создании спутниковых группировок, и мы в первую очередь смотрим на них. Именно они обеспечивают сбор данных в реальном времени, который необходим для полноценной работы.
— В России есть действующие частные сильные игроки этого рынка?
— Смотря в каком сегменте. В ракетах нет. В ракетах мы лидеры. Таких отчаянных, как мы, мало.
В сегменте анализа данных есть крупные игроки: "Сканэкс", "Совзонд", та же компания "Терра Тех", которая частично принадлежит Роскосмосу, и еще ряд стартапов. Если говорить про спутники, здесь такие компании, как "Спутникс" и ОКБ "Пятое Поколение".
— На каком этапе сейчас ваши разработки в ракетной сфере? 
— В ракетной сфере мы уже перешли к летным испытаниям. В апреле мы успешно запустили прототип ракеты, проверили все бортовые системы. Нам было важно понять, что у нас и телеметрия, и система навигации, и система спасения отрабатывают штатно. Так и произошло. Сейчас мы готовимся к пускам на большие высоты. Для этого мы получили разрешение Минобороны России на доступ к их полигонам. Соответственно, каждый пуск согласовывается с Росавиацией.
На эту тему
Физики провели первые опыты по атомной интерферометрии в космосе
Точной даты следующего пуска пока нет. Скорее всего, это конец лета. У нас свои двигатели — и жидкостные, и твердотопливные. Мы разрабатывали их сами. По сути, я собирал команду под проект: это инженеры-конструкторы, химики, есть пиротехники в прошлом, баллистики, математики, электронщики, программисты. Большая часть штата — это айтишники.
— А у вас штат? Вы говорили, что привлекаете сторонние команды.
— У нас первоначально идея была в этом. Отчасти мы ее придерживаемся, но все равно все ключевые позиции у нас штатные. Что касается ракетных технологий, почти все в штате. Что касается IT-направления, в большей степени это аутсорс. Мы здесь многие вещи делаем в рамках какого-то коммерческого проекта: используем аутстаффинг, аутсорсинг. Непривычные слова для космической сферы, но они делают нас более конкурентоспособными.
— Космическая отрасль, тем более при отсутствии нормативной базы, очень рискованная с точки зрения бизнеса. Почему именно это направление выбрали? Риск стоит того?
— Сейчас мир пришел к ситуации, что объем риска, который присутствует в космической сфере, соответствует тем возможностям или тем возможным прибылям, которые сейчас дает космическая сфера. Космическая сфера сейчас активно растет. Каждый десятый доллар венчурных инвестиций в мире вкладывается в космическую сферу. Можно посмотреть по Европе, по количеству космических стартапов и денег, которые в них инвестируются, по США, Китаю — тоже очень много всего происходит.
Мы наблюдаем сейчас бум космической сферы. Это связано с основными игроками на IT-рынке, такими как Google, Amazon, Facebook и другими, которые активно идут в космическую сферу. Одним из основных инвесторов в SpaceX был как раз Google. Поэтому закономерно, что и "Сбер" смотрит в этом направлении
Олег Мансуров
основатель компании Success Rockets
Если вы как компания серьезно настроены выстраивать собственную экосистему, то вам не обойтись без космического сегмента или как минимум без космических технологий. Поэтому "Сбер", наверно, здесь может стать первопроходцем или лидером на российском рынке, но через короткое время к этому точно придут и другие. "Мегафон" уже заявил, что они вкладывают 6 млрд в разработку систем связи, обеспечивающих широкополосный интернет. "Яндекс" в этом направлении, думаю, тоже скоро заявит о себе. МТС уже заявлял, что им это интересно. Все эти экосистемы в той или иной степени сейчас присматриваются к космосу. Вопрос, кто будет лидером в этом направлении. Пока, так как все выжидают, сложно сказать наверняка.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

gazeta.ru

Российские космические стартапы: быть или не быть
Иван Акимов


Конечно, роль государства в российской космонавтике по ряду ключевых вопросов остаётся определяющей. Но важно давать возможность развиваться частной инициативе – в подавляющем числе случаев это позволяет быстрее и дешевле создавать поток инноваций. Это тот самый творческий запал, который способен обеспечить скачок в научно-технологическом потенциале всей страны.
Большинство таких компаний находится в начале пути, но уже есть уверенно заявившие о себе и занявшие свою долю космического рынка, такие как группа компаний «Технологии Геоскан», ООО «СПУТНИКС», ООО «Азмерит», НПП «Цифровые решения», ООО ОКБ «Пятое поколение».
Их число растет с каждым годом.

Спойлер
Несмотря на наметившийся интерес к частному космосу со стороны инвесторов, невозможность реализовать задуманную разработку в срок из-за отсутствия стабильного финансирования все еще является для частных предприятий серьезным риском. Компания, которая заявляет о себе, показав хороший старт, а потом из-за прекращения финансирования исчезает на несколько лет, вряд ли может считаться серьезным игроком на космическом рынке.
Другим аспектом, который сильно ослабляет потенциал таких компаний, является излишняя амбициозность, стремление во что бы то ни стало реализовать свои планы самостоятельно. А зачастую нужно объединить усилия, чтобы расширить возможности: привлечь недостающие компетенции, сократить требуемый бюджет и время разработки, а значит и успешно реализовать задуманное.
Госкорпорация «Роскосмос» заинтересована в том, чтобы частные компании брали на себя финансовые и технические риски при создании продукции, которая однозначно интересна Госкорпорации. И если характеристики полученного результата будут подтверждены, можно говорить о построении долгосрочной устойчивой кооперации.
Инновационные компании с собственной разработкой могут на конкурсной основе участвовать в кооперации для создания ракетно-космической техники по государственному заказу, использовать созданный продукт самостоятельно или создать альянс с Госкорпорацией «Роскосмос» для его совместного использования.
Примеры частных компаний, поставляющих Госкорпорации «Роскосмос» свою продукцию, уже есть.
Например, ООО «СКТБ «Пластик» (г. Сызрань) является поставщиком обечаек из трехслойного композиционного материала, используемых АО «РКЦ «Прогресс» для сборки створок головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-2», ООО «Ижевский радиозавод» является разработчиком и изготовителем радиоэлектронной аппараты, используемой организациями Госкорпорации «Роскосмос» при создании ключевых изделий ракетно-космической промышленности, компания ООО «ТЕХПРОМ-АКС» (г. Нижний Тагил) поставляет оборудование для создания стендов по проведению натурных прочностных испытаний.
Или вот ещё пример, демонстрирующий заинтересованность Госкорпорации в привлечении «свежих» разработок инновационных компаний. Для снижения массы и повышения конструктивного совершенства ракет-носителей необходимо изготавливать ряд их комплектующих, включая топливные баки, из композитных материалов с заданными свойствами. Головная научно-исследовательская организация Госкопрпорации «Роскосмос» - АО «ЦНИИмаш» - сейчас завершает работу по испытанию различных композитных материалов, среди них – производства малой инновационной компании АО «ИНУМиТ» (резидент технодолины МГУ). И если испытания завершатся успешно, Госкорппрорации «Роскосмос» готова применять такой материал в своих новых изделиях, в том числе в многоразовой ракете-носителе на сжиженном природном газе «Амур».
Компании, использующие свою продукцию самостоятельно, как правило, работают в тех рыночных нишах, которые наиболее динамично развиваются: создание малых космических аппаратов или разработка сервисов на основе спутниковых данных. За счет гибкости малых компаний предлагаемые ими новые решения быстро адаптируются к рыночным трендам и обеспечивают конкурентоспособность на рынке. Успешно самостоятельно работают на рынке продажи сервисов такие компании как Группа компаний «СКАНЭКС», АО НПК «БАРЛ», Компания «Совзонд», в нише разработки высокотехнологичных компонентов для малых космических аппаратов успешно работает компания ООО «Спутникс».
Продукты таких компаний создают конкуренцию продукции, выпускаемой организациями Госкорпорации и реализуемой на коммерческом рынке, что должно стимулировать предприятия Корпорации ориентироваться на рыночные требования.
А вот опыта совместного с Госкорпорацией «Роскосмос» использования разработанного частной компанией продукта пока нет, но потенциально это возможно. В этом случае подразумевается совместное с частной компанией освоение новых рынков или решение масштабных государственных задач. Примером такого сотрудничества мог бы стать проект «Морской старт». Главное – понимать, что в данном сегменте альянс возможен только в той нише, которая представляет стратегический интерес для Госкорпорации «Роскосмос». Надо отметить, что ни одна частная компания пока не предложила в данном сегменте законченный продукт, который бы способствовал решению стратегических задач Госкорпорации.
Сегодня видны следующие направления для совместной работы: создание новых сервисов и услуг на основе данных наших группировок, и здесь как раз очень важен всегда свежий взгляд; это новые материалы и технологии, которые могут дать новое качество отечественным аппаратам и ракетам-носителям; это всевозможные комплектующие, полезная нагрузка, электронная компонентная база; оборудование по космическим экспериментам – каких-то явных ограничений по направлениям сотрудничества практически нет.
Главное, чтобы продукция инновационных компаний соответствовала требованиям по качеству и надежности изделий, которые предъявляются в космической области, и было понимание, как будет строиться бизнес компании после того, как она перерастет состояние «стартапа». Закладывая какие-то решения в конструкторскую документацию или, скажем, надеясь на будущие частные аппараты и ракеты-носители, «Роскосмос» должен быть уверен в партнерах на десятилетия вперед: либо Госкорпорация должна потом входить в капитал таких компаний, либо получать какие-то другие гарантии долговременной устойчивой работы партнера, понимать кто за ним стоит.
В традиционных для корпорации сегментах, таких как пилотируемая космонавтика, запуск космических аппаратов на геостационарную орбиту, создание тяжелых спутников для государственных и специальных заказчиков, конкурентов у Госкорпорации «Роскосмос» пока нет. Это те ниши, где цена ошибки или неправильного решения слишком высока. Все технологии отрабатываются годами и требуют гигантских инвестиций. А приобретенный опыт, к сожалению, зачастую оплачивался человеческими жизнями. Как правило, такие разработки – это традиционно удел государственных компаний. Бизнес-модели частных и, тем более, малых компаний не предполагают ни слишком высоких затрат, ни слишком долгой разработки. Они направлены на быстрый успех и возврат инвестиций.
Разработка ракет-носителей традиционно также была прерогативой государства, но здесь Госкорпорация проявила достаточную гибкость и готова привлекать малые инновационные компании в нишу запуска сверхлегких ракет-носителей. Есть ряд малых инновационных компаний и в Сколково, и в рамках Национальной технологической инициативы, которые взялись за такую разработку.
Группа «Аэронет» Национальной технологической инициативы недавно провела конкурс на разработку ракет-носителей сверхлегкого класса, были отобраны три инновационные компании (спин-оффы) из университетов ВОЕНМЕХ и МГТУ им.Баумана, которые будут делать технический проект. Роскосмос поддерживает это направление, сформулировав функциональные требования, участвуя в экспертизе заявок и оказывая методическое сопровождение.
Есть и сугубо частные компании – например, КБ «Ларос». Госкорпорация «Роскосмос» заинтересована, чтобы через несколько лет в этой нише у ее появился надежный партнер (а лучше даже – не один!), владеющий полным жизненным циклом изделия и являющийся оператором продукта. Вместе с тем, чтобы на компанию можно было полагаться, она должна своевременно продемонстрировать достаточный уровень готовности своей разработки – созданный образец с результатами испытаний, подтверждающих заявленные характеристики.
Операторской бизнес – это еще одна ниша, где малые инновационные компании могут занять ключевые позиции.
Если рассматривать коммерческий космический рынок, то на долю создания космических аппаратов и ракет приходится всего 3% рынка, а остальные 97% - это предоставление услуг. С развитием спутникового сегмента возникают дополнительные возможности для обработки информации и разработки сервисов под конечного пользователя. Например, на базе Самарского университета создан центр приема и обработки данных ДЗЗ с космических аппаратов «Аист», которые обрабатываются, и на их основе создаются сервисы для государственных и коммерческих компаний области. В частном сегменте лидером на рынке по предоставлению технологий мониторинга Земли из космоса, ГИС-технологий и сервисов для различных отраслей является компания «СКАНЭКС», которая выросла из небольшой инженерно-технологической фирмы, специализировавшейся на производстве станций приема данных со спутников.
Но нельзя забывать о важном аспекте взаимодействия Госкорпорации «Роскосмос» с частными компаниями: в соответствии с Федеральным законом «О Госкорпорации «Роскосмос» № 215-ФЗ являясь регулятором в сфере космической деятельности, Госкорпорация «Роскосмос» должна обеспечить снижение административных барьеров для входа на этот рынок частным компаниям.
Перед Госкорпорацией «Роскосмос» стоит задача снять все нормативно-правовые, нормативно-технические и организационные барьеры, которые сейчас тормозят создание ракетно-космической техники частными компаниями.
Она считается одной из приоритетных для Госкорпорации как регулятора, поэтому мероприятия по созданию условий для частных компаний по разработке, сертификации и обеспечению качества ракетно-космической техники вошли в дорожную карту по развитию в Российской Федерации высокотехнологичной области «Перспективные космические системы», которая была разработана в рамках соглашения с Правительством Российской Федерации.
Это означает разработку открытой нормативно-технической базу для создания и сертификации ракетно-космической техники, создаваемой частными компаниями, при изготовлении, подготовке к испытаниям, проведению испытаний и эксплуатации, а также создание уже назревшей нормативно-правовой базы для сооружения частных космодромов или использования частными компаниями имеющихся у Госкорпорации «Роскосмос», определение взаимоотношений между Госкорпорацией и частными компаниями, позволяющих использовать частными компаниями ранее созданные в контуре Госкорпорации результаты интеллектуальной деятельности.
Более того, будучи исторически единственным разработчиком изделий ракетно-космической техники, Госкорпорация обладает большим пулом экспертов, экспериментально-исследовательской базы и специального оборудования и может поддержать разработчиков РКТ организацией механизма экспертной поддержки и созданием упрощенных финансовых механизмов для использования отраслевого математического аппарата, стендовой и экспериментальной базы. Мероприятия по определению возможности использования научно-исследовательской инфраструктуры, имеющейся в организациях Госкорпорации «Роскосмос, в интересах частных компаний также вошли в вышеупомянутую дорожную карту.
Этот путь только предстоит пройти, и делать это Корпорация планирует в тесном взаимодействии с представителями частного сектора.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

AKr


АниКей

tass.ru
Власти США устранят проблемы с бюрократией в коммерческой космической отрасли в Калифорнии


ТАСС, 21 июня. Федеральное авиационное управление (ФАУ) США и Военно-воздушное министерство США подписали соглашение, направленное на устранение бюрократических проволочек при осуществлении коммерческой космической деятельности на полигонах в Калифорнии. Об этом сообщается в понедельник в пресс-релизе, опубликованном на сайте ФАУ.

Цитировать"Это соглашение поможет процветающей коммерческой космической отрасли в США расти еще быстрее и продолжать лидировать в мире в области безопасности и инноваций",
- сказал глава авиарегулятора Стив Диксон. Соглашение признает общие стандарты для запусков и входа в атмосферу космических аппаратов на космодроме на мысе Канаверал и на базе ВВС США Ванденберг. Кроме того, соглашение устраняет повторяющие друг друга процессы и разрешения в коммерческой космической отрасти.

Согласно соглашению, ФАУ будет принимать правила наземной безопасности Военно-воздушного министерства США до тех пор, пока они соответствуют требованиям авиарегулятора. Министерство будет принимать решение о лицензировании ФАУ и в большинстве случаев не станет предъявлять собственные требования к полетной части запуска или входа в атмосферу.

За 2020 год Федеральное авиационное управление лицензировало 39 коммерческих запусков, что стало наибольшим числом за всю историю агентства. 24 из них прошли на полигонах ВВС США в Калифорнии.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьtass.ru

Частная компания из РФ поможет вывести зарубежные наноспутники на "Союзе" в 2022 году



МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Несколько зарубежных кубсатов (наноспутников) планируются к запуску на орбиту на ракете-носителе "Союз-2", их интеграцию и отделение обеспечат контейнеры частной компании ООО "Аэроспейс кэпитал". Об этом сообщила ТАСС директор по развитию компании Валерия Барашкова.
Цитировать"В 2022 году запланирован пуск "Союза", и в качестве попутной полезной нагрузки будут зарубежные кубсаты, которые отделятся на орбите с помощью наших пусковых контейнеров", - отметила Барашкова.

Ранее компания разработала пусковые контейнеры формата 12U в нескольких конфигурациях, позволяющих адаптировать группу спутников типа кубсат разных размеров.
Также "Аэроспейс кэпитал" конструктивно проработала контейнер для запуска космических аппаратов формата 16U (226,3х226,3х454 мм).
Цитировать"На базе такого кубсата можно создавать спутники мониторинга Земли в привлекательном разрешении съемки", - добавила директор по развитию компании.

Впервые контейнеры компании были использованы в марте 2021 года в рамках пусковой миссии CAS500-1 компании "Главкосмос пусковые услуги". Тогда на орбите были отделены девять аппаратов попутной нагрузки, часть из них - российские кубсаты по проекту "Спейс-пи" в рамках программы Фонда содействия инновациям "Дежурный по планете" при поддержке Роскосмоса.
Сейчас разработчики запущенных в космос кубсатов анализируют данные, которые получают от спутников.
Цитировать"Надеемся и дальше быть полезными для запусков российских спутников кубсат" - подчеркнула директор по развитию компании.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьriafan.ru

Роскосмос рассказал о возможности появления частных туристических полетов
Алиса Яковлева


Москва, 7 июля. Частная компания для совершения туристических рейсов в космос может появиться в России. Об этом заявил директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко.
По его словам, для осуществления данной цели потребуются большие деньги. Также Блошенко отметил, что недавняя попытка создать подобную компанию не увенчалась успехом.
На вопрос о появлении в России конкурента таким организациям, как Blue Origin и Virgin Galactic, исполнительный директор Роскосмоса ответил, что это возможно.
Цитата: undefined«Надо понимать, что все эти люди (основатели Blue Origin и Virgin Galactic) — они не сразу перешли к пилотируемым полетам», — уточнил директор Роскосмоса по перспективным программам и науке.
Как стало известно ранее, корабль «Союз МС-20» прибудет на космодром Байконур в начале осени для того, чтобы доставить туристов на Международную космическую станцию в декабре этого года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьgisa.ru

Компания «Спутникс» создает малый КА для съемки с высоким разрешением



Как сообщает rossaprimavera.ru, разработку малого космического аппарата дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) для съемки её поверхности с субметровым разрешением (0,5 — 1 м) ведут специалисты частной российской компании «Спутникс», рассказал её генеральный директор Владислав Иваненко в интервью, опубликованном 2 июля журналом «НОЗС».
В тексте беседы упоминается, что единственный отечественный КА ДЗЗ, способный делать снимки земной поверхности со сверхвысоким пространственным разрешением, уже выработал ресурс. В то же время запуск нового такого ИСЗ стоит дорого. «Спутникс» решает обе эти проблемы.
Цитировать«Мы как раз и ведем разработку такого аппарата на базе нашей платформы ,,Паллада" при поддержке фонда НТИ. Аппарат под названием ,,Киноспутник" массой всего 160 кг и стоимостью всего около 500 млн. руб. будет способен вести съемку земной поверхности с субметровым разрешением», 
— сказал Иваненко.
Запуск КА запланирован на 2024 год. Такие аппараты в компании хотят выпускать серийно для создания многоспутниковых группировок, в том числе ДЗЗ.
Гендиректор также рассказал, что «Спутникс» в конце года намерен запустить на орбиту 10 малых КА различного назначения. В частности, на нескольких из них разместят аппаратуру Автоматической идентификационной системы судов (АИС). Они, как отметил руководитель, станут для России независимым источником информации по судоходству, ледовой обстановке, телеметрическим данным с удаленных объектов в Арктике.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьvedomosti.ru
Будущее частной космонавтики
Виталий Егоров

Спойлер
Цитата: undefinedЧастные ракеты стартуют с разных континентов, космические стартапы привлекают сотни миллионов инвестиций, туристы раскупают билеты в космос, а NASA доверяет частникам межпланетные запуски и добычу грунта на Луне.

Современный космический рынок, достигший $366 млрд, на три четверти состоит из коммерческого сегмента, а на четверть – из государственных проектов и программ, писал в конце прошлого года бывший директор РВК Евгений Кузнецов в колонке для «Ведомостей». К 2040 г. выручка мировой космической отрасли может превысить $1 трлн, прогнозируют эксперты Morgan Stanley.

Что стоит за частнокосмическим бумом и какие могут быть перспективы у такого бизнеса?

США: размывая границы

Пока большинство традиционных космических держав только присматриваются к частной космонавтике, США привлекают негосударственных подрядчиков к решению государственных задач в космосе.

Первый американский астронавт Алан Шепард так пересказывал свои мысли перед стартом: «Каждая деталь этой ракеты сделана подрядчиком, назвавшим самую низкую цену». Практически вся космическая программа США с самого начала создавалась на негосударственных производствах, а крупные корпорации, акции которых торгуются на бирже, – Boeing, Northrop Grumman, Lockheed Martin (ранее, как и Northrop Grumman, это были две компании) и др. – это илоны маски предыдущего поколения авиакосмических промышленников. В XXI в. развитие частных компаний подтолкнул в том числе интерес венчурных инвесторов. Только в 2020 г. они вложили в стартапы $259 млрд, из них почти каждый десятый доллар пошел на финансирование стартапов в области космоса, приводил данные Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов МШУ «Сколково» в колонке для «Ведомостей». 75% инвестиций приходится на стартапы из США и Китая.

Для космических предпринимателей новой волны в США придумали понятие New Space. «Новый космос» – это компании, которые разработали технологии, привлекли инвестиции и зарабатывают, предоставляя услуги государству и частным клиентам. Ими могут быть спутниковая съемка, ракетные запуски или целевые продукты на основе новых технологий. Этим они отличаются от компаний сложившейся космической экономики с более жестким разделением на производителей «железа», эксплуатантов и операторов услуг.

Признанная икона New Space – SpaceX Илона Маска, созданная в 2002 г., чтобы снизить расходы на полеты в космос и колонизировать Марс. Она, например, разработала три ракеты-носителя, космический корабль Dragon, запустила в 2020 г. в космос первый частный пилотируемый корабль Dragon V2, а разворачиваемая ею спутниковая система Starlink обещает обеспечить интернетом те местности, где его не было или он был дорог.

/SpaceX

Есть и другие примеры. Planet, основанная тремя бывшими учеными NASA, создает малые фотоспутники и продает результаты съемки. RocketLab новозеландца Питера Бека производит сверхлегкие ракеты и запускает их с космодрома в Новой Зеландии (у компании два отделения – в Новой Зеландии и США). Спутники следят за погодой или дают представление об изменении климата, пишет RocketLab на сайте.

NASA по ряду направлений последовательно отказывается от практики заказывать конечное изделие (космический корабль или ракету) и переходит к заказам услуг: доставки грузов или людей на околоземную орбиту или на поверхность Луны. Это позволяет компаниям сохранять и коммерциализировать интеллектуальную собственность. А многие и вовсе дорабатывают проекты, которые 10–20 лет назад начинали NASA или DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США. – «Ведомости&»). Кроме SpaceX в их числе созданная для космического туризма Blue Origin основателя Amazon Джеффа Безоса, разработчик космического корабля Dream Chaser компания Sierra Nevada Фатиха и Эрен Озмен, а также планирующая добывать полезные ископаемые на Луне Moon Express (в нее инвестировал бывший сооснователь «Евросети» Тимур Артемьев).

Американские частники могут пользоваться государственной инфраструктурой – испытательными стендами и стартовыми комплексами. Причем компании, работающие по госконтракту, могут испытывать за госсчет и те технологии, которые не перейдут государству. Вначале такой подход был для NASA скорее экспериментом, но сейчас все активнее внедряется в эксплуатации Международной космической станции и в лунной программе, размывая границы между «старым» и «новым» космосом.

Европа: без серьезных задач

Европа тоже привлекает негосударственный капитал в космическую индустрию. Один из примеров – Ariane Space, ракетный производитель и коммерческий оператор, у которого 20 акционеров из 10 европейских стран, включая государственные структуры и Airbus.

«Чистый» New Space развивается в спутниковых сервисах. Так, европейский RapidEye запустил спутники в 2008 г. и к 2015 г. обладал развитой клиентской базой, успев к этому времени пережить одно банкротство и два поглощения: сначала – со стороны канадской Black Bridge, затем – американской Planet.

Финская Iceye разработала и запустила несколько аппаратов для радарного всепогодного зондирования Земли. Итальянская D-Orbit разработала сверхмалый разгонный блок и предлагает высокоточную доставку малых спутников на их рабочие околоземные орбиты. Один из лидеров европейского рынка наноспутников – ISISpace предлагает их запуск в собственных транспортно-пусковых контейнерах под ключ, т. е. работает как оператор, используя европейские, американские, российские и индийские ракеты.

/D-Orbit

Европейское космическое агентство помогает развитию частной космонавтики с помощью грантов и конкурсов. Они могут быть технологическими или связанными с применением космических данных на Земле, однако важные государственные направления компаниям New Space в Европе пока не доверяют.

Китай: большие амбиции

В прошлом году космический аппарат Китая доставил на Землю почти 2 кг лунного грунта из Океана Бурь – с той местности, куда ранее не высаживались аппараты или люди. Китай стал третьей страной после США и СССР и первым за 44 года, кто привез на Землю лунный грунт.

Космическая программа Китая активно развивается и сегодня уверенно претендует на 2-е место в космических лидерах по активности и технологиям, но страна занимает скромную долю мирового космического рынка. Развитию коммерциализации отрасли мешают ограничения на поставки космической электроники и использование китайских ракет, наложенные США. Поэтому частный космос позволяет стране решить сразу несколько задач: вывести космические услуги из-под наложенных на государство ограничений, привлечь деньги частных инвесторов в развитие технологий и услуг, а также коммерциализировать уже освоенные государственные технологии.

Сейчас в Китае насчитывается несколько десятков компаний, которые охватывают практически весь спектр деятельности на низкой околоземной орбите – от ракетостроения до спутникового интернета и космического туризма. Так, первый космический запуск частная ракета китайской компании OneSpace совершила в 2018 г. Кроме нее еще несколько компаний разрабатывают ракеты, прежде всего сверхлегкого класса, в том числе многоразовые и на кислород-метановых двигателях. Китайские частники подобно американским коллегам получают от государства стартовую инфраструктуру.

Россия: только начало

На фоне мировых космических лидеров частная космонавтика России демонстрирует довольно скромные успехи. Полноценной космической компанией New Space можно считать разве что основанный в 2011 г. «Спутникс» – разработчика наноспутников и наземного оборудования, запустившего в космос первый российский частный спутник. Еще несколько стартапов, которые ориентируются на разработку космических аппаратов и технологий, пока не предоставляют услуги.

/«Спутникс»

Есть интерес к космосу и у крупных компаний. Оператор связи «Мегафон» в 2020 г. объявил: он создает «дочку» «Мегафон 1440», которая будет исследовать использование низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных. На проведение прикладных исследований, разработку технических решений и испытания «Мегафон» в ближайшие два года планирует направить 6 млрд руб.

Многие российские частные проекты закрыты или заморожены. Так, ракетный стартап «Космокурс» закрылся в апреле 2021 г. Компания получила лицензию «Роскосмоса» на космическую деятельность и планировала в 2025 г. отправить в космос первых туристов с космодрома в Нижегородской области. Но не смогла согласовать требования к проекту космодрома с местными властями и получить от Минобороны нормативную документацию для проектирования суборбитальной туристической ракеты, говорил «РИА Новости» гендиректор компании Павел Пушкин.

Входящая в S7 Group компания S7 Space в 2018 г. купила у РКК «Энергия» плавучий космодром «Морской старт» и судно обеспечения Odyssey. Сделка длилась два года и оценивалась в $160 млн, но проект был законсервирован. В прошлом году вице-премьер Юрий Борисов пообещал: Россия восстановит «Морской старт» (цитата по «РИА Новости»), но конкретных планов пока нет.

«Роскосмос» регулярно говорит о поддержке частных космических компаний, но сделано для этого не так много: разработано новое положение о лицензировании космической деятельности, где уже нет требования приемки со стороны представителя Минобороны. В мае «Роскосмос» и фонд «Сколково» объявили об открытии отраслевого акселератора, в котором приоритет у стартапов, занимающихся цифровыми, а не космическими технологиями. Технические разработки госкорпорацию также интересуют, но готовые, которые уже можно интегрировать в сложившиеся технологические цепочки.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

#88
Цитата: Veganin от 12.07.2021 13:22:27
ЦитироватьМОСКВА, 12 июл - РИА Новости. Освоение космоса без ведущей роли государства практически невозможно, это дорогостоящий, капиталоемкий процесс, заявил пресс-секретарь президента РФ
Дмитрий Песков.

Пескова спросили, можно ли считать, в частности, полет в космос миллиардера Ричарда Брэнсона сигналом к тому, что необходимо развивать частные инициативы в космической отрасли, и как считают в Кремле, возможны ли такие инициативы в России без господдержки.

"Чисто как частные инвестиции. Это тоже очень редкий пример, потому что, как правило, частная космонавтика так или иначе связана с квазиподдержкой от государства. Это различные формы субсидирования, кредитования, госзаказов и так далее и того подобного. Поэтому, конечно, освоение космоса без ведущей роли государства практически невозможно, это слишком дорогостоящий, слишком объемный процесс и капиталоемкий", - ответил он.

По словам Пескова, в этой области будет все больше и больше частных инвестиций, будет расти и прикладной характер освоения космоса.
https://ria.ru/20210712/kosmos-1740910677.html

Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/11882201
...
"Конечно, освоение космоса без ведущей роли государства фактически невозможно. Это слишком дорогостоящий, слишком объемный процесс и капиталоемкий", - заявил Песков журналистам в понедельник, отвечая на вопрос, возможно ли в России появление частных космических инициатив без участия государства, аналогичных суборбитальному полету миллиардера Ричарда Брэнсона, который он совершил в воскресенье.

Песков подчеркнул, что реализация космических проектов исключительно на частные деньги - "это тоже очень редкий пример". "Как правило, частная космонавтика так или иначе связана с квазиподдержкой от государства. Это различные формы субсидирования, кредитования, госзаказов и так далее, и тому подобное", - пояснил он.

Тем не менее, по словам Пескова, "все больше и больше будет частных инвестиций в этой области, будет расти и прикладной характер освоения космоса". "По мере того, как этот прикладной угол будет расширяться, то будет увеличиваться количество частных инвестиций", - выразил надежду представитель Кремля.

Песков также отметил, что частная инициатива в космической сфере и в России имеет место. "Мы тоже страна, где тоже частные инвестиции не первый год осуществлялись. Вы помните "Морской старт". Там хорошая доля была частных инвестиций", - привел пример пресс-секретарь главы государства.
помним, помним. И наземный помним

АниКей

tass.ru

Частный "Киноспутник" для детальной съемки Земли намерены запустить на орбиту в 2024 году



МОСКВА, 14 июля. /ТАСС/. Российский частный космический аппарат, который будет оснащен камерой метрового разрешения для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), получил название "Киноспутник", он отправится на орбиту через три года. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе компании "Спутникс".
Компания разрабатывает платформу "Паллада" для низкоорбитальных спутников массой от 80 до 200 кг. "Первый аппарат под названием "Киноспутник", который предполагается запустить на орбиту в 2024 году, будет иметь на борту мультиспектральную камеру метрового разрешения", - отметили в пресс-службе.
Как уточнили в "Спутниксе", такой аппарат может быть основой многоспутниковой группировки оперативного ДЗЗ. Спутник можно будет отправлять на орбиту как попутным запуском, так и кластерным. Проект реализуется при поддержке Национальной технологической инициативы, которая предоставляет грант на условиях софинансирования, пояснили в компании.
Основной задачей разработки платформы "Паллада" является уменьшение массы и габаритов спутниковой платформы с сохранением функционала больших космических аппаратов. Предполагается, что сначала она будет использоваться для ДЗЗ, а в перспективе - для предоставления услуг космической связи и в научных целях.
В ноябре 2019 года "Спутникс" сообщил о планах разработать вместе с холдингом "Российские космические системы" (входит в Роскосмос) новую платформу для спутников массой от 80 до 200 кг. Как отмечали тогда в компании, летные испытания запланированы на 2024 год, а первые продажи - на 2025 год.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

pkl

Цитата: еcort от 16.04.2021 13:48:35PS Кокоричу надо было не выёживаться, а получать гражданство (возможно - с отказом от российского), политическое убежище и т.п. "В чужой монастырь со своим уставом не суйся!"©
Возможно, Вы и правы. Между тем компанию продолжают прессовать:
ЦитироватьКомиссия по ценным бумагам  и биржам США (SEC) оштрафовала космический стартап Momentus Space на $7 млн. Регулятор счел компанию и ее основателя россиянина Михаила Кокорича виновными в том, что они ввели в заблуждение инвесторов, сообщив об успешных испытаниях своей технологии, разработанной при активном участии Кокорича, сообщил The Verge.

Momentus Space занимается созданием технологии «последней мили» для спутников. Одна из разработок Momentus — «космический буксир» Vigoride. Он предназначен для доставки небольших спутников весом до 750 кг на низкие околоземные орбиты. SEC стало известно, что компания проводила испытания технологии в космосе лишь однажды и потерпела неудачу.

Подробнее на РБК:
https://quote.rbc.ru/news/article/60ee70a79a79471151f6f678
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

еcort

Цитата: /Иван/ от 05.06.2021 20:40:11SPACE TUG "SATKO"
Сейчас межорбитальные буксиры (и по совместительству - спутниковые платформы) не предлагает только ленивый:



еcort

#92
Цитата: AKr от 05.06.2021 20:57:27Цитата: AKr 05.06.2021, 20:57:27А чё все по-англицки?  Люди вроде все наши
Надеются покорить западный рынок, не иначе - а там таких вагон и плюс ещё маленькая тележка...

еcort

Цитата: АниКей от 12.07.2021 09:04:34Будущее частной космонавтики
Виталий Егоров
Виталик сильно упал в моих глазах, когда возжелал всего-то ~десяток лямов "зелёных" под свою игрушку - лунный наноспутник. За такие деньги серьёзные стартапы (те же Launcher Space) в поте лица корячатся...

еcort

#94
Цитата: pkl от 14.07.2021 14:57:51Возможно, Вы и правы. Между тем компанию продолжают прессовать
В существующих политических реалиях их будут дрючить до тех пор, пока там и следа "русского духа" не останется. Меж тем, стартапов с межорбитальными буксирами на рынке уже объявилась туева хуча.

PS хорошо "закапывают", последовательно и деловито: https://aboutspacejornal.net/2021/07/14/%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b8-momentus-%d0%b8-%d0%bc%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bb%d1%83-%d0%ba%d0%be%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%87%d1%83-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%8a%d1%8f%d0%b2/

АниКей

bfm.ru

Космический стартап, принадлежащий россиянину Михаилу Кокоричу, был оштрафован в США на 7 млн долларов


Бизнесмен и ученый Кокорич не в первый раз сталкивается с проблемами в своих космических начинаниях: ранее его компания Dauria Aerospace обанкротилась в России из-за суда против «Роскосмоса»
Фото: Andrew Kelly/Reuters
Американская комиссия по ценным бумагам оштрафовала космический старт-ап россиянина Михаила Кокорича. Регулятор счел, что бизнесмен и ученый ввел инвесторов в заблуждение. Кокорич некогда работал в России, где у него была единственная частная космическая компания,но опыт оказался неудачным.
Еще недавно казалось, что у компании Momentus Space Михаила Кокорича все в США будет хорошо. Прошлой осенью стало известно, что этот стартап намерен выйти на NASDAQ. Но в итоге в планы вмешалась комиссия по ценным бумагам и биржам США. Она оштрафовала Momentus на 7 миллионов долларов и заявила, что инвесторы были введены в заблуждения относительно успешности технологий. Momentus оказывает услуги более крупным компаниям, занимаясь конечной доставкой на орбиты небольших спутников. И, как считает американский регулятор, дело не только в том, что компания могла скрыть от кого-то правду. Речь идет о технологиях двойного назначения, а это уже риск национальной безопасности. Михаил Кокорич переехал в США девять лет назад. И поначалу сумел успешно привлечь инвестиции в своей проект, но потом начались санкции, вспоминает космонавт-испытатель, президент московского космического клуба Сергей Жуков. Он хорошо знает предпринимателя еще по космическому кластеру в Сколково:
Сергей Жуков космонавт-испытатель, президент московского космического клуба
Впрочем, сама история Кокорича — это живой ответ на недавнее высказывание главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Он прокомментировал полет американского бизнесмена Ричарда Бренсона. И добавил: хорошо, если бы и российский крупный бизнес вместо того, чтобы тратить деньги на яхты, вкладывал в космос. Михаил Кокорич в свое время так и делал. В России у него была единственная в стране частная космическая компания Dauria Aerospace. Она в свое время заключила контракт с «Роскосмосом» на сборку двух сверхмалых спутников. Но после выхода на орбиту аппараты вышли из строя. Dauria заявляла, что дело в неисправности двигателя разгонного блока ракеты-носителя, то есть виноват «Роскосмос». У последнего было иное мнение, корпорация пошла в суд, выиграла его. И единственная частная космическая компания в России стала банкротом. А ее основатель и автор разработок ныне живет и работает в США. О судьбе частных инвестиций в российский космос рассуждает венчурный инвестор Иван Алехин:
Иван Алехин венчурный инвестор
В США стартап Михаила Кокорича пытается привлечь инвестиции с помощью инструмента Spac. Если по-простому, то на биржу выходит компания-пустышка, которая сама ничего не делает, но у нее есть деньги. И она покупает технологический стартап, в данным случае Momentus. Цена конкретно этой сделки — больше миллиарда долларов. Действия комиссии по ценным бумагам действительно больше похожи на политический жест. Так американский регулятор выразил свою настороженность по отношению к подобным сделкам, которые захлестнули американский рынок. А тут еще и случай удобный — компанию основал россиянин, который может посягнуть на безопасность Америки. Но, как пишет Financial Times, несмотря на все неприятности, у сделки есть шансы завершиться. И если это произойдет, то контраст будет разительным. В России поражение в суде от госкорпорации, в США — инвестиции в миллиард.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

еcort

A space company CEO accused of fraud is fighting to clear his name

PS вообще говоря, цепь скандалов и последующих оснований новых компаний наводит на размышления...

Space books

"https://www.facebook.com/chebsv/posts/1479479439053747"


ЦитироватьСергей Чебаненко
Почему нет частной космонавтики на постсоветском пространстве
На минувшей неделе бизнесмен Ричард Брэнсон реализовал, наконец-то, свою давнюю мечту – слетал на собственном ракетоплане на высоту около 80 километров, то есть фактически на границу Земли и космоса. На следующей неделе полет к рубежам космического пространства намерен осуществить и миллиардер Джеф Безос – правда, на ракетном аппарате совершенно иной конструкции.
После высотного полета Брэнсона Дмитрий Рогозин, генеральный директор государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», написал в своем аккаунте в Twitter:
«Надеюсь, что когда-нибудь и наши (т.е. российские – С.Ч.) олигархи-миллиардеры начнут тратить свои деньги не на очередные яхты и ярмарки тщеславия, а на развитие космических технологий и знаний о космосе».
Увы, придется серьезно разочаровать высокопоставленного российского чиновника – ни российские, ни украинские, ни белорусские, ни все другие олигархи и миллиардеры на постсоветском пространстве никогда не станут вкладывать деньги в «частный космос» по тем же мотивам, по которым это делают сегодня Ричард Брэнсон, Джеф Безос и уже прочно обосновавшийся в мировой космонавтике Илон Маск.
Одна из причин «нелюбви» постсоветских богатеев к космосу не в каких-то моральных, религиозных или иных запретах, а в том, что сам «бизнес» местных олигархов построен совершенно на иной основе, чем западных бизнесменов. Если Брэнсон, Безос и Маск оперируют в своей космической деятельности, в основном, своими деньгами и деньгами других частных инвесторов, то основа бизнеса постсоветских олигархов зиждется на еще советской государственной собственности, владельцами которой на рубеже 90-х – 2000-х годов местные власти (первое лицо государства и его ближайшее окружение) позволили им стать. То есть западные предприниматели-«космиты» - это частные предприниматели, а постсоветские олигархи – это просто формально управляющие бывшей социалистической собственностью люди.
Конечно, сегодня эти постсоветские миллиардеры уже как-то стремятся придать именно частноэкономический характер своей хозяйственной деятельности, пытаются выйти – и иногда довольно успешно, - за рамки простого оперирования бывшими государственными ресурсами. Но интереса к «частному космосу» у этой группы людей нет: какой смысл вкладывать деньги где-то на стороне, если на удовлетворение личных финансовых интересов работают уже хорошо освоенные схемы на основе бывшей госсобственности?
Интерес мог бы появиться, если бы появился соответствующий покупатель, готовый заплатить до четверти миллиона американских долларов за 15 минут полета в «околокосмическом» пространстве. Но пока на постсоветском пространстве таких покупателей практически нет: за тридцать лет после начавшегося перехода осколков бывшего СССР к рыночной экономике так и не возникло той массы богатых людей, которая потенциально могла бы стать потребителем соответствующих космических услуг. То есть внутреннего рынка космических услуг нет и в ближайшие как минимум 10-20 лет его возникновение не предвидится.
Что касается внешнего рынка, то и его существование под большим вопросом. На земном шаре всего 20 миллионов людей имеют личные состояния, превышающие 1 миллион долларов. Вопрос о том, какой процент из них будет готов потратить около четверти миллиона долларов на билет на 15-минутный рейс в околоземное пространство, остается открытым. После полета ракетоплана компании «Virgin Galactic» на минувшей неделе роста числа потенциальных космических туристов пока не наблюдается. Сам Брэнсон по-прежнему заявляет, что на его полеты записалось уже около шестисот желающих «прикоснуться к космосу», но за прошедшие после полета дни акции его компании упали в цене на сорок процентов. Инвесторы пока не видят массового наплыва желающих потратить очень большие деньги на «околокосмические услуги». То есть мировой рынок под туристические суборбитальные полеты в перспективе может вообще не сформироваться, если не произойдет резкого снижения стоимости «космических билетов».
Поэтому вряд ли меркантильные постсоветские олигархи поддержат романтический призыв «Все в космос!» российского космического чиновника Дмитрия Рогозина.
Кроме чисто экономической, есть и еще одна причина, которая не позволяет в полной мере реализоваться «частному космосу» на постсоветском пространстве – и общество, и государственная система должны быть подготовлены к существованию частной космонавтики. В постсоветских же странах существующие бюрократические системы просто не позволят в полной мере развернуться частному космическому бизнесу. Контролирующие и проверяющие инстанции, система «согласований с предварительными заносами» и «откатами» на корню душат любую частную инициативу. Исключение будет только в том случае, если с самого верха будет громко и отчетливо заявлено: «Это наша «корова» и ее не трогать!» Однако в этом случае подобного рода «частная космонавтика» уже перестанет быть частной, а окажется всего лишь забавной игрушкой для власть предержащих. Но какой интерес тратиться на реализацию такого проекта при хотя бы моральной государственной поддержке? Просто для того, чтобы сказать: «Смотрите, у нас тоже есть частная космонавтика»? Стимул, мягко говоря, сомнительный.
Поэтому господа Брэнсон, Безос, Маск и все прочие могут быть спокойны: на постсоветском пространстве конкурентов-частников (то есть без скрытой за кулисами государственной поддержки) у них в ближайшие пару десятилетий точно не будет.

pkl

Цитата: Space books от 20.07.2021 11:56:09"https://www.facebook.com/chebsv/posts/1479479439053747"

Цитата: undefinedСергей Чебаненко
Почему нет частной космонавтики на постсоветском пространстве
Да можно и не писать столько текста, а ограничиться буквально одним предложением: Восточная Европа превратилась в Латинскую Америку. Впрочем, тут нет ничего нового: после крушения любой империи наступает эпоха варварских королевств. Закон истории.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

еcort

#99
Цитата: pkl от 20.07.2021 23:11:23Восточная Европа превратилась в Латинскую Америку

То есть в той же Польше успешных космических стартапов (в том числе изготавливающих ионные двигатели) в принципе нет?
Или Польша теперь не Восточная Европа?