А нужен ли России супертяж?

Автор Asteroid, 06.06.2021 19:17:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

А нужен ли России супертяж (70+ тонн) в обозримой перспективе (до 2040 года)?

Нужен
31 (36%)
Не нужен
55 (64%)

Проголосовало пользователей: 86

pkl

Цитата: Raul от 11.06.2021 17:26:14
Цитата: Старый от 11.06.2021 17:20:56
Цитата: Raul от 11.06.2021 10:05:25Вот так все проходит... Боролся Старый ламер за керосиновый триблок, боролся...  дождался Указа... и снижения планки ФНК до 70 тонн. И отказался :(
ТриСоюз-5 - не супертяж.
С водородной ВС - как раз 70-75 тонн. Именно супертяж.
Супертяж - это минимум Н-1, масса ПН 92 т. А по-хорошему - Сатурн-5, 139 т.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:32:0290% ПН через 50 лет - это до 12,5 тонн на низкие орбиты?
Замораживание на полвека современной ситуации с внутренними ПН в российской космонавтике  как наиболее вероятный вариант развития?
Конечно. Наивным является наоборот, слепая вера в непрерывность исторического и научно-технического прогресса, порождённая научно-технической революцией XIX - XX вв. Между тем, если немножко углубиться в историю, можно обнаружить там Тёмные века причём не одни.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Искандер

#262
Цитата: Плейшнер от 11.06.2021 20:14:43
Цитата: Искандер от 11.06.2021 00:13:25
Цитата: Плейшнер от 10.06.2021 19:47:45
Цитата: Raul от 10.06.2021 19:38:25Не путем вложения кучи денег, а с разумный подходом к испытанию сверхтяжелой ракеты
А если так:

1. Делаем Союз-СПГ с 4-5 РД-0169 на первой ступени
2. Разрабатываем метановый высоконадежный однокамерный двигатель тягой 350-400т
    и испытываем/доводим его, вместо связки РД-0169
3. Этот двигатель берем за основу для будущего сверхтяжа.
Так уже есть проработанные проекты РД-192 и РД-0162.
Бери да делай.
Высоконадежный ( в моём понимании) значит двигатель без дожигания
Цитата: undefinedЗачем именно 350-400?
Потому что для метанового двухступенчатого тандема на замену С-2 нужен двигатель порядка 350т
Цитата: undefinedАмур-СПГ нишевый носитель, который не изменит положение российской космонавтики на рынке. Заманчиво использовать старты С-2,
Как раз не нишевый а основной - его вотчина ВСЕ полезные нагрузки на низкие и средние орбиты (ССО, Молния, Глонасс), а это 80 или даже 90 %
Его главная задача это замена С-2 на следующие 50 лет. Внешний рынок только бонусом, это не главная задача

Цитата: undefinedно... ПМСМ если уж делать, то метановый F-9, т.е. с 9 РД-182.
По схеме Ф-9 но с движками 350-400т получится отличный носитель на 80-90 т, вот этот можно уже и многоразовый
- Зачем двигатель без дожигания, если на метане можно с дожиганием горючего? И что там ненадежного? Кислород там не греют. С другой стороны тот же Раптор - там генератор окислителя фактически встроен в КС и нормуль - рекордные показатели для углеводородных двигателей.
- А зачем нужен такой тандем? Для вывода отечественных, в основном одиночных нагрузок до 10т, т.е. практически исключительно для внутреннего потребления => носитель рассчитанный на деградацию. Большинство выводимых грузов F-9 много меньше 10т, но выводятся пачками. Хотя учитывая многоразовость первой ступени, вывод даже единичного спутника обходится дешевле чем на одноразовой РН оптимального размера. И это уже по сути устаревший носитель (Маск), у него одноразовая вторая ступень.
- Исходя из предыдущего пункта совершенно очевидно что Амур-СПГ это нишевый носитель для внутреннего потребления средненького класса. Иными словами, это "танкетка", но ни как не основной танк. Этот носитель не изменит статус и вектор развития российской космонавтики. Причем после всех пертурбаций, когда рынок откроется, он так и останется нишевым носителем, который будет безуспешно конкурировать с носителями мелких стартапов и с более мощными и эффективными многоразовыми носителями. Оно нужно? Ведь деньги и время не вернешь.
- СТК не нужен никакой в ближайшей перспективе, даже для полетов на Марс и Луну - "миниСтаршипа" в классе 30-40т хватит ещё на 100 лет. А если вдруг понадобится таки СТК, то триблок на основе миниСтаршипа закроет эти проблемы.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

pkl

Цитата: Дмитрий В. от 11.06.2021 22:50:45А согласно другим оценкам, рынок ГСО-спутников схлопнется, и на эту орбиту будут запускать только государственные спутники. А основной грузопоток будет на низкуюорбиту для создания "мегасозвездий".
Да, похоже, пока что всё к тому и идёт. Причём прогресс в электронике и рост срока службы чреват ещё и уменьшением грузопотока на орбиту.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:57:31Возможно, особенно если к коммуникационным созвездиям добавятся разведывательные и ударные.
А если не добавятся? Пока что не видно особого стремления военных развёртывать ударные системы в космосе. Что же до разведчиков, то они могут быть совсем небольшими, для их запуска можно использовать конверсионные РН.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 23:13:45Развитие сложных систем нелинейно.
Станет рентабельна передача лепестричества из космоса - и орбитальные станции начнут расти, как железные дороги в 19 веке (а падение стоимости генерации СБ за последние 30 лет огромное, и еще более совершенные типы СБ уже на подходе).
Станет возможно самообеспечение подножными внеземными камнями (с высокой вероятностью, в ближайшие полвека) - и начнут строить фантастические инопланетные города.
Правильно. Но пока что это все нерентабельно, соответственно, проектирование супертяжей, скорее, игра для ума.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

vlad7308

Цитата: pkl от 12.06.2021 00:43:33
Цитата: Дмитрий В. от 11.06.2021 22:50:45А согласно другим оценкам, рынок ГСО-спутников схлопнется, и на эту орбиту будут запускать только государственные спутники. А основной грузопоток будет на низкуюорбиту для создания "мегасозвездий".
Да, похоже, пока что всё к тому и идёт.
Помнится, лет десять назад коллективный разум ФНК во главе с местными ЛОМами весьма скептически относился к низкоорбитальным группировкам связи и тп. Приводили в пример свежеобанкроченный иридиум и тп. Оперировали текущими на тот момент ценами на спутники и запуски и твердо говорили "нннш".

трудно делать правильные предсказания, особенно о будущем (с) :)
А линейная экстраполяция текущего положения дел на 20+ лет вперёд - неправильна в 95% случаев.
это оценочное суждение

Шестопер239

Цитата: pkl от 12.06.2021 00:47:10Но пока что это все нерентабельно, соответственно, проектирование супертяжей, скорее, игра для ума.
Использование СБ на Земле в районах с высокой инсоляцией  уже рентабельно, без субсидий.

Для этого была проделана колоссальная работа по удешевлению их производства - а в 80ых Капица громил идею солнечной энергетики, ориентируясь на ТОГДАШНЮЮ цену СБ.

Осталось сбить цену выведения примерно до 100 долларов за кг, обкатать передачу энергии на Землю и разработать эффективные автоматы для сборки и техобслуживания электростанций (не таджики же в в скафандрах будут их собирать). А эти задачи уже относятся к ведению космонавтики.
Дешевое выведение - это про многоразовый крупносерийный супертяж, или про электромагнитную катапульту.

Raul

Цитата: Плейшнер от 11.06.2021 23:05:38
Цитата: pkl от 12.06.2021 00:16:19
Цитата: undefinedКандидаты в специалисты приглашаются на деньги, специалисты отбираются по результатам работы.
Так нет специалистов. Просто нет. Их нет ни за какие деньги.

Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:59:28Через 30 лет после того, как Комбинатор обувал провинциальных шахматистов, взлетел Спутник. Всего через 30 лет.
И спустя 55 лет, космонавтика, чуть взлетев повыше, возвращается к низким орбитам
Этот только с нашей космонавтикой такое происходит.

Цитата: pkl от 12.06.2021 00:16:19
ЦитироватьКандидаты в специалисты приглашаются на деньги, специалисты отбираются по результатам работы.
Так нет специалистов. Просто нет. Их нет ни за какие деньги.
70 лат назад много специалистов по космосу было? ;D Совсем не было. Была рабоче-крестьянская гопота после ликбеза и полуграмотные энтузиасты. Смогли. Сделали Р-7, H-1, Циклон и  далее.

Сейчас всех учеников в школе насилуют точными науками. Высшее образование - поголовное. НИЧЕГО нового сделать не можем. НЕ ЗНАЕМ, что делать. Подбираем незаконченные советские проекты.

Это не насчет того, что специалистов нет, это совсем по-другому называется. ГОРЕ ОТ УМА.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

#269
Цитата: pkl от 12.06.2021 00:19:01
Цитата: Raul от 11.06.2021 17:26:14
Цитата: Старый от 11.06.2021 17:20:56
Цитата: Raul от 11.06.2021 10:05:25Вот так все проходит... Боролся Старый ламер за керосиновый триблок, боролся...  дождался Указа... и снижения планки ФНК до 70 тонн. И отказался :(
ТриСоюз-5 - не супертяж.
С водородной ВС - как раз 70-75 тонн. Именно супертяж.
Супертяж - это минимум Н-1, масса ПН 92 т. А по-хорошему - Сатурн-5, 139 т.
Кто в лес, кто под дрова. ;)
Спойлер
Но рациональное зерно в рассуждениях есть. Да, для нас супертяж - это H-1. Не будет H-1, значит не будет и супертяжа. А точнее, вместо него будет утвержденный проект супертяжа). И 20 одноразовых БХГ-171МВ, которые Энергомаш сделает непонятно ради чего и сложит на склад.
[свернуть]
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

#270
Цитата: Плейшнер от 11.06.2021 22:35:59
Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:32:0290% ПН через 50 лет - это до 12,5 тонн на низкие орбиты?
Да. Как и в предыдущие 50 лет.

(аналогия - автомобиль класса В востребован 100 лет назад, сегодня и в будущем)
Ага, только в XXI веке автомобили классов А и  B будут летать.

ЦитироватьПять летающих автомобилей, которые успешно прошли испытания



А начале XX века массовые "автомобили" означенных классов оставляли после себя много навоза и экологи переживали по поводу того, что к концу века города утонут в удобрениях.  :o
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Шестопер239

#271
Цитата: pkl от 12.06.2021 00:41:35
Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:32:0290% ПН через 50 лет - это до 12,5 тонн на низкие орбиты?
Замораживание на полвека современной ситуации с внутренними ПН в российской космонавтике  как наиболее вероятный вариант развития?
Конечно. Наивным является наоборот, слепая вера в непрерывность исторического и научно-технического прогресса, порождённая научно-технической революцией XIX - XX вв. Между тем, если немножко углубиться в историю, можно обнаружить там Тёмные века причём не одни.
Если в ближайшем будущем человечество резко тормознет в развитии — то это будет следствием либо победы США над Китаем, с последующим принудительным торможением всего Третьего мира (включая и Россию), либо следствием взаимного ослабления стран в борьбе (возможно, в случае развязывания ядерного или бактериологического конфликта).
В этих сценариях российской космонавтике будет маловероятно удержаться даже на текущем уровне, скорее всего она исчезнет после территориального раскола России.

Если же мир в целом будет успешно развиваться, а РФ застрянет на текущем уровне — она станет «больным человеком Евразии», опять же с вероятной утратой суверенитета и разделом на чужие сферы влияния.

Так что и по техническим, и по политическим причинам очень маловероятно стабильное сохранение сегодняшних требований к российской космонавтике на 50 лет вперед.

vlad7308

Цитата: Raul от 12.06.2021 08:24:43Сейчас всех учеников в школе насилуют точными науками. Высшее образование - поголовное. НИЧЕГО нового сделать не можем. НЕ ЗНАЕМ, что делать. Подбираем незаконченные советские проекты.

Это не насчет того, что специалистов нет, это совсем по-другому называется. ГОРЕ ОТ УМА.
нет, это называется bad management :)

Беда многих стран, вообще то. Если не большинства.
это оценочное суждение

Низа Крит

Ну вот и засветились "мальчики в розовых штанишках", наследники эпохи Гайдара, сразу видно кто есть кто. То им полезной нагрузки нету, то узкие железные дороги и туннели "танцевать мешают", то "слишком далеко от Москвы", деградация поколения NEW, налицо. Руководят космической деятельностью журналисты, технари же, трусливы, но алчны и не имеют собственных идей, перебирают и тусуют проекты, с оглядкой что сделано в США. Всё полный трындец,  и появилась робкая идейка, "а может нам не нужен супертяж", ведь есть еще у нас Союз, давайте откажемся, и "может жить станем лучше"......

Quit

Цитата: Raul от 12.06.2021 08:24:4370 лат назад много специалистов по космосу было? ;D Совсем не было. Была рабоче-крестьянская гопота после ликбеза и полуграмотные энтузиасты. Смогли. Сделали Р-7, H-1, Циклон и  далее.

Сейчас всех учеников в школе насилуют точными науками. Высшее образование - поголовное. НИЧЕГО нового сделать не можем. НЕ ЗНАЕМ, что делать. Подбираем незаконченные советские проекты.

Это не насчет того, что специалистов нет, это совсем по-другому называется. ГОРЕ ОТ УМА.
Проблема современной российской космонавтики - безыдейность. Проистекающая от общей деградации общественной морали, от извращенного воспитания, ориентирующего человека на хватание, обладание и сиюминутность, от раздувания в человеке эго, подавляющего все остальные душевные движения. Оттого, что люди потеряли элементарное ПРИЛИЧИЕ. Один мой знакомый, 85 лет от роду, недавно сказал: "Да и откуда им, юнцам, знать, что такое приличие, когда уже их родители об этом понятия не имеют." Это происходит не только в России, я вижу это по всему миру, - но только в России это оставляет такое болезненное ощущение.

В головах нет идеи. Нет целей, к которым хочется стремиться. Нет готовности жертвовать хоть чем-то ради общества.

И еще нет в управляющем слое лидеров, способных идею если не сформировать, то хотя бы понять и подхватить - и пробить ее там, где решаются вопросы государственной политики, и увлечь своим примером.

Королев, и фон Браун, и даже Глушко, при всем моем отвращении к моральным качествам этого человека, -это были лидеры. А нынешний наш начальник космоса - это всего лишь руководитель.

Руко-водитель.

Leonar

Цитата: Quit от 12.06.2021 20:34:00
Цитата: Raul от 12.06.2021 08:24:4370 лат назад много специалистов по космосу было? ;D Совсем не было. Была рабоче-крестьянская гопота после ликбеза и полуграмотные энтузиасты. Смогли. Сделали Р-7, H-1, Циклон и  далее.

Сейчас всех учеников в школе насилуют точными науками. Высшее образование - поголовное. НИЧЕГО нового сделать не можем. НЕ ЗНАЕМ, что делать. Подбираем незаконченные советские проекты.

Это не насчет того, что специалистов нет, это совсем по-другому называется. ГОРЕ ОТ УМА.
Проблема современной российской космонавтики - безыдейность. Проистекающая от общей деградации общественной морали, от извращенного воспитания, ориентирующего человека на хватание, обладание и сиюминутность, от раздувания в человеке эго, подавляющего все остальные душевные движения. Оттого, что люди потеряли элементарное ПРИЛИЧИЕ. Один мой знакомый, 85 лет от роду, недавно сказал: "Да и откуда им, юнцам, знать, что такое приличие, когда уже их родители об этом понятия не имеют." Это происходит не только в России, я вижу это по всему миру, - но только в России это оставляет такое болезненное ощущение.

В головах нет идеи. Нет целей, к которым хочется стремиться. Нет готовности жертвовать хоть чем-то ради общества.

И еще нет в управляющем слое лидеров, способных идею если не сформировать, то хотя бы понять и подхватить - и пробить ее там, где решаются вопросы государственной политики, и увлечь своим примером.

Королев, и фон Браун, и даже Глушко, при всем моем отвращении к моральным качествам этого человека, -это были лидеры. А нынешний наш начальник космоса - это всего лишь руководитель.

Руко-водитель.
Эмо коммунист?

Плейшнер

Цитата: Raul от 12.06.2021 09:17:15
Цитата: Плейшнер от 11.06.2021 22:35:59
Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:32:0290% ПН через 50 лет - это до 12,5 тонн на низкие орбиты?
Да. Как и в предыдущие 50 лет.

(аналогия - автомобиль класса В востребован 100 лет назад, сегодня и в будущем)
Ага, только в XXI веке автомобили классов А и  B будут летать.
Вот именно. Качественно изменятся очень сильно, но функции останутся прежними - транспортировка от1 до 5 задниц
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Шестопер239

Цитата: Плейшнер от 13.06.2021 07:45:24
Цитата: Raul от 12.06.2021 09:17:15
Цитата: Плейшнер от 11.06.2021 22:35:59
Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:32:0290% ПН через 50 лет - это до 12,5 тонн на низкие орбиты?
Да. Как и в предыдущие 50 лет.

(аналогия - автомобиль класса В востребован 100 лет назад, сегодня и в будущем)
Ага, только в XXI веке автомобили классов А и  B будут летать.
Вот именно. Качественно изменятся очень сильно, но функции останутся прежними - транспортировка от1 до 5 задниц
Во-первых, транспортировка 5 задниц с очень разной скоростью в разные эпохи (для чего требовалась очень разная мощность).

Во-вторых, когда задниц на планете стало достаточно много — для наиболее загруженных маршрутов придумали поезда. У которых провозная способность намного выше, чем у дороги с 5-местными автомобилями.

Asteroid

Солнечная энергетика заслужила право на отдельную тему
==>[RU.SPACE Forever>

Zhilinsky Valerij

Цитата: Плейшнер от 11.06.2021 22:35:59
Цитата: Шестопер239 от 11.06.2021 22:32:0290% ПН через 50 лет - это до 12,5 тонн на низкие орбиты?
Да. Как и в предыдущие 50 лет.

(аналогия - автомобиль класса В востребован 100 лет назад, сегодня и в будущем)
Нет. Уже через лет пять больше половины ПН на НОО будет топливо для дозаправки КА (это не только Старшип, это и верхние ступени Вулкана от ULA и New Glenn от Blue Origin. И Безос, и Тони Бруно заговорили о заправке верхних ступеней на НОО. Это означает, например, что Орион на низкую окололунную орбиту (даже не на NRHO, орбиту Гейтвея) можно будет запустить на Вулкане, а не SLS.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.