Экспресс-80, Экспресс-103 – Протон-М/Бриз-М – Байконур – 30.07.2020, 00:28 ДМВ

Автор zandr, 08.04.2017 00:41:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

thunder26

Цитата: mik73 от 06.03.2021 00:41:27
Цитата: thunder26 от 05.03.2021 15:56:44Просто бортовые антенны были или глобальные, или региональные.
Я-то с Земли смотрю. И какие бортовые антенны не будь, а если за сутки спутник болтается на небе на градус туда-сюда, то из ДН моей земной антенны он выходит (даже с учетом того, что тогда диапазон был С, но и антенны были большие, от 2.4 и более метров типично, а у 2.4 в С ДН по уровню -3 дб как раз градуса полтора...) И чтобы сигнал не плавал за сутки на весьма заметные величины (а если антенна побольше, так и до срыва сигнала вообще) - хоть как надо земной антенной вслед за спутником махать. Я об этом.
Думается, в те времена САС не позволял сильно отклониться.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Старый

Цитата: Наименьший квадрат от 06.03.2021 07:55:31Когда наклонение становится отличным от нулевого, то вместо поддержания просто орбитальной ориентации, аппарат может начать (если это предусмотреть) переориентироваться в полете так, чтоб сохранять проекции лучей более или менее нормальные. На сколько я знаю, на многих аппаратах это предусмотрено по умолчанию и расширение зоны управления по наклонению в конце САС для экономии топлива - не прям уж редкость.
На тех аппаратах которые не имели даже коррекции наклонения таких прибамбасов точно не было. Они тупо ориентировались на центр Земли. Но так как там зоны покрытия были большие то пара градусов туда-сюда ничего не меняла.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

#422
Цитата: thunder26 от 06.03.2021 08:55:34Думается, в те времена САС не позволял сильно отклониться.
Не соглашусь. В 90-е годы, когда прекратилось плановое восполнение орбитальных группировок, иные Горизонты отработали по несколько САС.

mik73

Цитата: Старый от 06.03.2021 01:17:52Военные пользовательские  спутниковые станции работающие через Грань и гражданские "Москва" работающие через Горизонт никуда не махали.
"Кристаллы", "Ливни" и "Легенды" - все с автоспросопровождением. Те которые для ГСО+ВЭО - с полноценным, те, которые только для ВЭО (например) - +/- несколько градусов. Это всё в открытых источниках легко ищется Яндесом :-)

А с "Москвой" хуже, да. Хоть как когда спутник начинал наклоняться на заметные углы, типа больше градуса, то при собственной ДН антенны порядка 1.5 градуса (это если 2.4. у 1.5 пошире) - сигнал в некоторое время суток проседал на ней вполне заметно.  Но, наверное,  для ТВ в те времена даже отсуствие приёма в течение скольки-то часов в сутки смертельной проблемой не было. Тогда и вещало ТВ не круглосуточно. В отличие от сейчас.

А в Ku - да, гуляние спутника всегда было и будет проблемой, решаемой только антенами с системами сопровождения.


Цитата: Наименьший квадрат от 06.03.2021 07:55:31Когда наклонение становится отличным от нулевого, то вместо поддержания просто орбитальной ориентации, аппарат может начать (если это предусмотреть) переориентироваться в полете так, чтоб сохранять проекции лучей более или менее нормальные.

Даже если предположить такую замысловатую схему (и никому в общем не нужную при тогдашних зонах покрытия), то все равно если спутник ушёл из точки, в которой его видно с Земли, то куда он не свети, а антенну за ним подвести придётся (кроме, конено, случаев, когда диаграмма направленности антенны шире, чем смещение спутника).


Цитата: Практикующий баллистик от 06.03.2021 05:54:21Замечу, что и в наше время находятся потребители, работающие со спутниками, которые "выписывают восьмерки" по широте 5 и более градусов.

Находятся, конечно. Но довольно специфические. Во-первых на подвижных объектах, которым все равно приходится спутник отслеживать во время работы, и для них эти градусы смещения рояля не играют уже. Во-вторых - те самые станции с автосопровождением, для котолрых обычно  работает такой сценарий (я про коммерческие применения естественно): аппарат уже выработал свой обещанный срок и после этого начал "болтаться". Но транспондеры еще живы и использовать его еще можно. Чтобы не пропадало добро - владелец снижает на нём стоимость ресурса, и, возможно еще и перегоняет в какую-нибудь позицию,  на которой надо место подержать, чтобы не отобрали за длительное неиспользование (с этим у МСЭ тоже строго, на хорошую позицию желающих всегда найдётся). Ну и да, находятся применения, где имеет смысл удорожить станции за счет автсопровождения, но зато использовать более дешевый ресурс. Сценарии бывают разные, все перечислить невозможно... С некоторыми лично знаком. Это нормальное дело.

Еще вариант: просто висит себе такой "болтающийся" спутник в позиции и её занимает. Управляется, транспондеры, хотя бы частично, работают - позиция занята. Используется по целевому назначению. При этом реальных потребителей на нём - хорошо если есть. Но позицию занимает. Вот как АМ3 сейчас в 103-й позиции (может там какие потребители и есть, но я про таких не слышал - хотя, конечно, я не про всё на свете  слышал).

А вот если спутник начинает "гулять" по наклонению раньше, чем его расчетный срок жизни прошёл и "работать по назначению" исключительно вот таким кривым образом - тогда для его владельца беда. Как с АМ1 в 40-й позиции, например на моей памяти было, в 2010-м. Потребители с него разбежались очень быстро - в основном на тогдашний АМ22 в 53-й позиции, где и так места уже не было.  Но до 2013-го числился в эксплуатации и работаюшим по назначению. Не говоря про "долгожитель" А4, запущенный в 2002-м, у которого проблемы с наклонением начались еще в 2004-м, а официаольно из эксплуатации его ГПКС вывел только в 2020-м.

Старый

Классика жанра когда разболтавшиеся TDRSы используют для связи со станцией Амундсен-Скотт на южном полюсе. Другие с меньшим наклонением до полюса не достают.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Наименьший квадрат

Цитата: mik73 от 07.03.2021 22:29:58Даже если предположить такую замысловатую схему (и никому в общем не нужную при тогдашних зонах покрытия), то все равно если спутник ушёл из точки, в которой его видно с Земли, то куда он не свети, а антенну за ним подвести придётся (кроме, конено, случаев, когда диаграмма направленности антенны шире, чем смещение спутника).
Про старые совсем аппараты я не знаю. Я про то, как это делается сейчас.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

mik73

Цитата: Наименьший квадрат от 07.03.2021 22:53:15Я про то, как это делается сейчас.
так и сейчас всё то же самое - если аппарат сместился от точки стояния, то точку прицеливания земной антеннs надо за ним тоже смещать. даже если он там наверху антеннами шевелит так, чтобы зона покрытия не изменилась.


собственно, все большие антенны (с шириной ДН сравнимой с допустимым отклонением аппарата  от  точки стояния, тем самым +/- 0.05 градуса) непрерывно подводить приходится. Или хотя бы несколько раз в течение суток. Иначе сигнал в течение суток начинает заметно плавать. маленькие, с шириной ДН >> допустимого отклонения КА от точки стояния, шевелить, естественно, не надо. Большие (которые надо) в Ku-диапазоне, например, начинаются от 6-7 метров. В Ка поменьше, в С - побольше.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=aXWffgHSZSkБегущая строка:
ЦитироватьСпециалисты «ИСС» приступили к проверкам работоспособности новых спутников связи «Экспресс-80» и «Экспресс-103» на теневых участках орбиты. Работа спутников в тени проверяется в связи переключением бортовых систем электропитания с солнечных батарей на аккумуляторные. По итогам проверок на теневых участках орбиты спутники «Экспресс-80» и «Экспресс-103» начнут использоваться <обрезано>

Брабонт

Строго говоря, вблизи осеннего равноденствия 2020 года оба аппарата кратковременно попадали в тень, и батареи на них работают. Так что всё должно быть нормально.
Пропитый день обмену и возврату не подлежит

thunder26

Цитата: Виктор  Воропаев от 16.03.2021 09:30:45Строго говоря, вблизи осеннего равноденствия 2020 года оба аппарата кратковременно попадали в тень, и батареи на них работают. Так что всё должно быть нормально.
Это контрактная формальность - окончательная приемка Заказчиком аппарата происходит после штатной работы на теневых участках. Осенью ПН не работала, энергобаланс был не тот.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Старый

Цитата: Виктор  Воропаев от 16.03.2021 09:30:45Строго говоря, вблизи осеннего равноденствия 2020 года оба аппарата кратковременно попадали в тень, и батареи на них работают. Так что всё должно быть нормально.
Теперь небось ещё и с включёнными транспондерами.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: thunder26 от 16.03.2021 10:09:59Это контрактная формальность
К тому же вынужденная - до весеннего равноденствия осталась неделя и тени уже наверно начались сами собой.  ;D
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=N1EaN3yl6PoБегущая строка:
ЦитироватьКосмический аппарат «Экспресс-80» принят заказчиком в эксплуатацию на орбите. Спутник «Экспресс-80» начал использоваться по целевому назначению после успешного завершения лётных испытаний. Космический аппарат «Экспресс-80» предназначен для обеспечения широкого спектра современных услуг связи и вещания.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=b6R5xEg6970Бегущая строка:
ЦитироватьВвод в эксплуатацию спутник «Экспресс-80», созданного  компанией «ИСС», позволит охватить услугами связи и вещания пользователей практически в любой точке России. Охват сигналами связи всей территорией России для спутник «Экспресс-80» стал возможным благодаря его орбитальной позиции. Спутник «Экспресс-80» осуществлет связь и вещание из орбитальной позиции 80о восточной долготы.

mik73

Цитата: /Иван/ от 25.03.2021 17:40:19Полезная нагрузка будет включать 38 (для аппарата "Экспресс-80") и 37 (для "Экспресса-103") основных транспондеров
красавцы... аппараты уже там и даже введены в эксплуатацию, а полезная нагрузка еще только будет включать.

наверное, её (нагрузку) вот только теперь туда подвезут... и нагрузят.

Старый

Спутник переместили на 6 градусов левее чтобы охватить Калининград и Мурманск?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mik73

Цитата: Старый от 26.03.2021 17:41:15Спутник переместили на 6 градусов левее чтобы охватить Калининград и Мурманск?
С Калиниградом и Мурманском, как и всем Северо-Западом всё равно беда, из Кёнига угол места отрицательный (спутнки под горизонтом), а из Мурманска - 0.5 град. над горизонтом, т.е. на реальной местности антенну слишком высоко над ней придётся поднимать (на расстоянии 100 метров в направлении спутника не должно быть препятствий выше 1 метра над антенной).


Так получилось, что 96.5 - точка очень популярная  и через висящий там АМ33 работает очень много сетей. А зона покрытия у АМ33 достаточно неудобная -  европейская и азиатская её части (с пееркрытием примерно по долготе Красноярска) покрываются двумя разными сравнительно узкими лучами.  С хорошей, правда, энергетикой. Теперь, видимо, всё решили накрыть одной зоной, правда почему она вышла именно такой - с засвечиванием Северо-Запада, с которого работать через этот борт всё равно не сильно получится - это надо спрашивать у ГПКС. Наверное, протсо "так вышло". С Э-80, кстати, та же история, с краёв его зоны покрытия (сильно похожей на 103-й с точностью до сдвига по долготе) его тоже не сильно видно.

Интересно, что теперь с АМ33 будет. Он с 2008 года работает, можно и на отдых, но с другой стороны пока еще очень живой аппарат (хотя несколько раз за свою историю крепко взглюкивал). Возможно, уведут в какую-то другую позицию, в ожидании там новых аппаратов. Чтобы место не пропало.  Может на 103 (хотя её АМ3 греет, но именно что греет, работать через него уже по факту нельзя) или на 145.

thunder26

Цитироватьправда почему она вышла именно такой - с засвечиванием Северо-Запада, с которого работать через этот борт всё равно не сильно получится - это надо спрашивать у ГПКС. 
Дык там контур по углу места 0 градусов. Это на сайте ГПКС такой формат картинок. Контур ДН на самом деле другой и сложнее
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-515.pdf
ЦитироватьПриступили к вещанию
Спутники, созданные специалистами «ИСС», приняты заказчиком в эксплуатацию.
Телекоммуникационные космические аппараты «Экспресс-80» и «Экспресс-103» начали использоваться по целевому назначению. Это закономерный итог более трёх лет труда многотысячного коллектива компании «ИСС». Ввода спутников в эксплуатацию с нетерпением ждали все: и заказчик – ФГУП «Космическая связь», и сибирские спутникостроители.
Их парный запуск состоялся 31 июля прошлого года. Запускать два аппарата одной ракетой выгодно, но общая масса полезного груза для «Протона-М» превысила возможности этой «рабочей лошадки», поэтому была применена схема довыведения. Около 150 суток спутники добирались с геопереходной орбиты, куда их доставила ракета космического назначения, до рабочих позиций на геостационаре.
После прибытия космических аппаратов в точки 80° и 103° восточной долготы стартовали испытания их полезных нагрузок. Проверки подтвердили технические характеристики аппаратов и их готовность к решению целевых задач. Финальным штрихом в тестировании работоспособности спутников стали испытания на теневых участках. Когда космические аппараты находятся за пределами солнечного освещения, они подвергаются максимально низким температурам, а их электропитание осуществляется не от солнечных батарей, а от аккумуляторов. По итогам испытаний спутники были приняты заказчиком в эксплуатацию.
«Экспресс-80» работает в точке 80° восточной долготы. Эта позиция позволяет охватить радиосигналами практически всю территорию нашей страны. «С запуском нового спутника мы предлагаем рынку принципиально новые, наиболее востребованные сегодня на рынке продукты: пакетное цифровое вещание, доступ в интернет на авиа- и морском транспорте, дистанционное образование и телемедицину», – отметил генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров.
После лётных испытаний в точке 103° восточной долготы спутник «Экспресс-103» был переведён в позицию 96,5° восточной долготы, где он заменил спутник «Экспресс-АМ33», работающий за пределами гарантированного срока службы. В результате ожидается существенное повышение качества и надёжности предоставляемых услуг. Новый космический аппарат обеспечит связь в восточных регионах России, а также в районе Юго-Восточной Азии. Кроме того, с вводом в эксплуатацию спутника «Экспресс-103» заказчик рассчитывает обеспечить практически стопроцентное покрытие Северного морского пути.
Космические аппараты «Экспресс-80» и «Экспресс-103» предназначены для предоставления услуг фиксированной и мобильной связи, передачи данных, высокоскоростного доступа в интернет, цифрового телерадиовещания, а также правительственной и президентской связи. Выполнение этих задач обеспечивает полезная нагрузка производства итальянского подразделения компании Thales Alenia Space. Расчётный срок службы спутников – 15 лет.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=Ps_1E_gtcMwБегущая строка:
ЦитироватьТелекоммуникационный спутник «Экспресс-103» производства компании «ИСС» будет задействован для сопровождения российских судов на южном морском пути. Отработка применения спутника «Экспресс-103» на южном морском пути проводится международным сервис-провайдером. Тестирование бесшовного покрытия южного морского пути с использованием российского спутника связи «Экспресс-103» планируется завершить в июне.