Отечественные спутники связи

Автор mescalito, 12.12.2006 18:10:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Наименьший квадрат

Цитата: thunder26 от 01.05.2021 12:31:59
Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 11:39:43Новая система навигации и управления движением? А что, старая на столько плохая? Или не выдерживает требований со стороны новых ПН?
Конечно не выдерживает. Там же БИНС нет.
Ути божечки, как зацепило-то  ;D Дыши глубже, может отпустит. И проходи мимо, если сказать нечего по-сути.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

thunder26

Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 13:50:22
Цитата: thunder26 от 01.05.2021 12:31:59
Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 11:39:43Новая система навигации и управления движением? А что, старая на столько плохая? Или не выдерживает требований со стороны новых ПН?
Конечно не выдерживает. Там же БИНС нет.
Ути божечки, как зацепило-то  ;D Дыши глубже, может отпустит. И проходи мимо, если сказать нечего по-сути.
По сути то конечно есть. Но нужно решить, чего с БИНСом делать.
А чего на «ты» то? А, забыл, вы же представитель «большинства».
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Наименьший квадрат

Цитата: thunder26 от 01.05.2021 13:59:27
Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 13:50:22
Цитата: thunder26 от 01.05.2021 12:31:59
Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 11:39:43Новая система навигации и управления движением? А что, старая на столько плохая? Или не выдерживает требований со стороны новых ПН?
Конечно не выдерживает. Там же БИНС нет.
Ути божечки, как зацепило-то  ;D Дыши глубже, может отпустит. И проходи мимо, если сказать нечего по-сути.
По сути то конечно есть. Но нужно решить, чего с БИНСом делать.
А чего на «ты» то? А, забыл, вы же представитель «большинства».
Реши сам. Самый умный же. Только перед тем как решить лучше спроси у своих коллег зачем они БИНС в Зеленограде заказали ;) наверно от делать нечего?)
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

thunder26

Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 14:16:22
Цитата: thunder26 от 01.05.2021 13:59:27
Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 13:50:22
Цитата: thunder26 от 01.05.2021 12:31:59
Цитата: Наименьший квадрат от 01.05.2021 11:39:43Новая система навигации и управления движением? А что, старая на столько плохая? Или не выдерживает требований со стороны новых ПН?
Конечно не выдерживает. Там же БИНС нет.
Ути божечки, как зацепило-то  ;D Дыши глубже, может отпустит. И проходи мимо, если сказать нечего по-сути.
По сути то конечно есть. Но нужно решить, чего с БИНСом делать.
А чего на «ты» то? А, забыл, вы же представитель «большинства».
Реши сам. Самый умный же. Только перед тем как решить лучше спроси у своих коллег зачем они БИНС в Зеленограде заказали ;) наверно от делать нечего?)
Спросить не получится, мы не «большинство» и под аббревиатурами понимаем то, чьему сокращению они соответствуют.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Наименьший квадрат

Цитата: thunder26 от 01.05.2021 14:54:23Спросить не получится, мы не «большинство» и под аббревиатурами понимаем то, чьему сокращению они соответствуют.
Ничего не могу поделать, что у тебя словарного запаса на синонимы не хватило. Прости. Ружье и винтовка - это ж разные вещи. Принципиально, да? Или "правильно", "верно", "корректно" - тоже разные слова, означающие не одно и тоже по сути? СОС, СУД, СОИС, СУДН - это прям разительно разные вещи, между которыми инженеру с высшим образованием и работающему в отрасли никак невозможно разобраться? Как в схеме деления нарисовали, так и буду думать, а все иное - зло? Такая логика? А на завтра в другом проекте другую схему деления нарисуют, с другой аббривиатурой, что делать станешь?
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

thunder26

Цитироватьчто делать станешь?
Буду дальше делать космические аппараты, а не вы...тся на форуме, как «большинство»
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Магадан2

Цитата: thunder26 от 01.05.2021 12:31:59Конечно не выдерживает. Там же БИНС нет.
Расскажите пож., а как без БИНС делать ориентацию и навигацию? Как углы и скорости определять? Углы на гироскопах наверно вряд ли, другая эпоха.

Наименьший квадрат

Цитата: Магадан2 от 02.05.2021 22:19:00
Цитата: thunder26 от 01.05.2021 12:31:59Конечно не выдерживает. Там же БИНС нет.
Расскажите пож., а как без БИНС делать ориентацию и навигацию? Как углы и скорости определять? Углы на гироскопах наверно вряд ли, другая эпоха.
Ориентацию можно определять используя совершенно разные наборы приборов. Об этом можно долго и нудно писать. Для ряда задач и аппаратов могут эффективно использоваться только звездные датчики в контуре управления, ибо за последний десяток-другой лет они достигли отличой надежности и возможности работать при достаточно высоких скоростях вращения КА за счет уменьшения времени экспонирования, что в свою очередь является следствием улучшения характеристик чувствительных элементов этих приборов, в качестве которых выступают ПЗС или КМОП-матрицы. Так, например, на ГСО-аппаратх связи использование только звездных датчиков - это вполне себе мировой тренд. Поскольку они должны поддерживать только орбитальную ориентацию, или близкую к ней, и более никакую. В этом случае возможно разместить приборы на борту так, что хотя бы один из никогда не будет засвечиваться Солнцем. Требуемые скорости вращения маленькие, требования по точности стабилизации не как у астрономический обсерваторий, моменты инерции самого аппарата здоровенные за счет больших СБ - как следствие обеспечение ориентации и стабилизации на одних звездниках вполне посильная задача. Именно для этого класса аппаратов.

Беда только в том, что современные КМОП-матрицы которые выдержат 15 лет на ГСО - никак не отечественного производства. Да и в целом, на сколько мне известно, отечественных ЗД с таким подтвержденным САС еще нет.
Поэтому летают все на французских приборах или еще каких. Т.е на завтра не дай купить такой прибор и усе.

Однако, существуют вполне себе и другие задачи, других аппаратов: например ДЗЗ, не всех, но многих ДЗЗ, где важна высокая точность и высокая скорость перенацеливания, не говоря уже об аппартах межпланетных посадочных или специального назначения, где без БИНС все еще никуда. Поскольку звездные датчики обладают таки своими особенностями. Подозреваю (хоть и не уверен), что на тех же ГЛОНАСС-ах только звездными датчиками пока еще не обойтись, поскольку летают оные по радиационно-нагруженным орбитам. А чувствительный элемент звездника, как ни крути, глядеть должен в космос и не закрыть его "аллюминиевым щитом". Нахватает радиации и посыпется.
В общем, для БИНС свои области применения остаются. И их достаочно много.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

thunder26

ЦитироватьДа и в целом, на сколько мне известно, отечественных ЗД с таким подтвержденным САС еще нет. 

Поэтому летают все на французских приборах или еще каких. Т.е на завтра не дай купить такой прибор и усе. 
Какой ужас...
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

thunder26

Цитата: Магадан2 от 02.05.2021 22:19:00
Цитата: thunder26 от 01.05.2021 12:31:59Конечно не выдерживает. Там же БИНС нет.
Расскажите пож., а как без БИНС делать ориентацию и навигацию? Как углы и скорости определять? Углы на гироскопах наверно вряд ли, другая эпоха.
Это предназначалось конкретно Наименьшему квадрату, как наиболее просвещённому представителю разработчиков космических аппаратов. Обязуюсь больше так не делать, чтобы не путать народ.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

PIN

Напомню, что на покойном Ангосате БИНС не было. Как и не было каких-либо датчиков угловых скоростей. На части новых "Сентинелов", которые полетят в 2022 и позже, БИНС тоже выбросили.

thunder26

Цитата: PIN от 03.05.2021 08:50:54Напомню, что на покойном Ангосате БИНС не было. Как и не было каких-либо датчиков угловых скоростей. На части новых "Сентинелов", которые полетят в 2022 и позже, БИНС тоже выбросили.
Информационно-навигационной системы не было (РККшный аналог нашей СНУД)? Сомнительно...
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Наименьший квадрат

Цитата: PIN от 03.05.2021 08:50:54Напомню, что на покойном Ангосате БИНС не было. Как и не было каких-либо датчиков угловых скоростей. На части новых "Сентинелов", которые полетят в 2022 и позже, БИНС тоже выбросили.
Все зависит от задач. Выкинули - значит можно без них обойтись. Точность знания ориентации, от которой зависит точность геопривязки для ДЗЗ, БИНС не обеспечат. Единственное чего ради их можно ставить - повышать точность стабилизации (если смазывает изображение) и если скорость разворота визирной оси больше 10 град/с и большие угловые ускорения, как это например на WorldView и проч. Если Сентинел просто сканер с вялой скоростьж переориентации, то чего бы и нет.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

PIN

Цитата: thunder26 от 03.05.2021 15:34:53Информационно-навигационной системы не было (РККшный аналог нашей СНУД)? Сомнительно...
Я не знаю, что Вы подразумеваете под "Информационно-навигационной системой", но датчиков угловых скоростей в каком-либо виде на этом аппарате в БКУ не было, вообще. 

Напомню, что на Ямалах 201 и 202 ГИВУСы умерли полностью примерно через 3 года после начала эксплуатации, и  оставшиеся 8...10 лет они эксплуатировались тоже без таких датчиков и, соответственно, без геморроя связанного с ними. Могу предположить, что именно исходя из этого опыта Ангосат был так и спроектирован.

PIN

Цитата: Наименьший квадрат от 03.05.2021 15:55:06Все зависит от задач. Выкинули - значит можно без них обойтись. Точность знания ориентации, от которой зависит точность геопривязки для ДЗЗ, БИНС не обеспечат. Единственное чего ради их можно ставить - повышать точность стабилизации (если смазывает изображение) и если скорость разворота визирной оси больше 10 град/с и большие угловые ускорения, как это например на WorldView и проч. Если Сентинел просто сканер с вялой скоростьж переориентации, то чего бы и нет.
Примерно так, но в случае Сентинелов основные причины наличия БИНС это удовлетворение требований по гашению угловых скоростей и по точности ориентации при недоступности измерений ЗД.

Наименьший квадрат

Цитата: PIN от 03.05.2021 16:02:45
Цитата: thunder26 от 03.05.2021 15:34:53Информационно-навигационной системы не было (РККшный аналог нашей СНУД)? Сомнительно...
Я не знаю, что Вы подразумеваете под "Информационно-навигационной системой", но датчиков угловых скоростей в каком-либо виде на этом аппарате в БКУ не было, вообще.

Напомню, что на Ямалах 201 и 202 ГИВУСы умерли полностью примерно через 3 года после начала эксплуатации, и  оставшиеся 8...10 лет они эксплуатировались тоже без таких датчиков и, соответственно, без геморроя связанного с ними. Могу предположить, что именно исходя из этого опыта Ангосат был так и спроектирован.
Нет прибора - нет проблем?) Геморой с ними не такой уж и большой, если приборы бы делали нормальные. Увы, надежность ГИВУСов всегда оставляла желать лучшего. У европейцев нет проблем с Астриксами, у американцев тоже. А что до гемороя... Какой же он там? Обеспечить тепловой режим да снизить вибрации на посадочном месте от маховиков или гиродинов?
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

thunder26

Цитата: PIN от 03.05.2021 16:02:45
Цитата: thunder26 от 03.05.2021 15:34:53Информационно-навигационной системы не было (РККшный аналог нашей СНУД)? Сомнительно...
Я не знаю, что Вы подразумеваете под "Информационно-навигационной системой", но датчиков угловых скоростей в каком-либо виде на этом аппарате в БКУ не было, вообще.

Напомню, что на Ямалах 201 и 202 ГИВУСы умерли полностью примерно через 3 года после начала эксплуатации, и  оставшиеся 8...10 лет они эксплуатировались тоже без таких датчиков и, соответственно, без геморроя связанного с ними. Могу предположить, что именно исходя из этого опыта Ангосат был так и спроектирован.
Бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС). С «информационной» ошибся. ГИВУС в ней был чувствительным элементом на Ямалах. 
Возможно, по причине отказа их, на Я-401 Заказчиком был «навязан» буржуйский Regys.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-516.pdf
ЦитироватьСделаем сами
Компания «ИСС» увеличивает долю собственных работ в создании элементов полезных нагрузок спутников.
Осваивая производство нового вида антенной продукции, специалисты «ИСС» более пяти лет назад приступили к проектированию активных цифровых фазированных антенных решёток, включая такие их компоненты как малошумящие усилители и блоки цифровой обработки сигналов. Производство и наземно-экспериментальная отработка новой продукции процесс весьма трудоёмкий и длительный. Ведь, прежде чем изготовленные приборы в составе аппарата отправятся в космос, нужно создать не один опытный образец, а также провести множество различных испытаний.
На сегодняшний день сибирские спутникостроители проделали большую работу по созданию малошумящих усилителей (МШУ). Уже изготовлены первые лётные образцы МШУ L-диапазона для аппаратуры радионавигации и завершаются предварительные испытания МШУ Р-диапазона, применяемого, в том числе для антенной решётки и ретранслятора. Кроме того, в этом году планируется провести лабораторно-отработочные испытания МШУ S-диапазона, создаваемого для облучающей системы.
Изготавливая эту продукцию собственными силами на основе отечественной элементной базы, компания «ИСС» реализует госпрограмму импортозамещения. Также, по словам начальника лаборатории активных цифровых фазированных антенных решёток и сверхвысокочастотных приборов полезной нагрузки Александра Ивлева, создание приборов полезных нагрузок в родных стенах позволяет развивать собственное производство, вводить новые технологические процессы, управлять сроками изготовления и повышать качество продукции, контролируя процессы на каждом этапе работ.
Ещё один очень важный шаг – разработка функционального устройства, которое обеспечит формирование и управление диаграммой направленности принципиально нового типа бортовых антенн с цифровой обработкой. Создание таких антенн, обладающих уникальными возможностями, позволит не только увеличить скорость перенацеливания и количество лучей при передаче сигналов, но и адаптироваться к помеховой обстановке. В итоге это существенно повысит тактико- технические характеристики космических аппаратов.
Цифровая диаграммообразующая схема (ЦДОС), а именно так называется этот высокочастотный прибор, является, по сути, сердцем новой многолучевой антенны. Устройство с умным программным обеспечением способно производить обработку сигнала в цифровом виде в реальном времени за счёт применения высокоинтегрированных микросхем. И всё это без участия оператора. «В задачах связи антенные решётки сейчас стоят на первом месте, потому что они позволяют не только формировать большое количество лучей с требуемыми характеристиками, но и гибко их перестраивать. Например, направить в заданный район Земли с высокой плотностью абонентов или перенацелить в другую зону при изменении количества потребителей услуг связи», – поясняет Александр Ивлев.
Учитывая, что ранее у специалистов Решетнёвской фирмы опыта по проектированию и созданию аппаратуры такого уровня сложности не было, многие конструкторско-технологические решения рождались в процессе работы. К примеру, как максимально облегчить прибор, который весит порядка 40 килограмм? Или же, как установить программируемые логические интегральные микросхемы, имеющие по 1600 выводов? А из-за сверхмощных вычислительных возможностей прибора одним из ключевых этапов стала разработка программного обеспечения и отладка алгоритмов цифровой обработки сигналов.
В настоящее время опытный образец ЦДОС проходит конструкторско-доводочные испытания, после которых он будет направлен на комплексную проверку уже в составе многолучевой антенны.
Данный образец изготавливали полтора года. А сборка уже нового образца для предварительных испытаний у специалистов приборного направления Решетнёвской фирмы может занять всего около полугода.
Малошумящий усилитель – функционально законченное устройство, позволяющее усиливать высокочастотный сигнал с низким коэффициентом шума.
ЦДОС оснащена многослойными печатными платами повышенной функциональной сложности с использованием высокоинтегрированной электронной компонентной базы. На каждом печатном узле расположено порядка двух тысяч элементов, установленных посредством группового поверхностного монтажа с помощью автоматизированного оборудования.
Вы не можете просматривать это вложение.
На завершающем этапе сборки цифровой диаграммообразующей схемы специалисты приборного производства выполняют монтаж межблочных кабелей

mik73

Экспресс АМ3 (был в позиции 103Е) и АМ33 (96.5Е), судя по n2yo, свои позиции покинули и путешествуют на запад: АМ3, АМ33

При этом на сайте ГПКС - АМ3 из списка действующих аппаратов исчез, а АМ33 пока в нём присутствует. Никакой информации о их судьбе (переводятся на орбиту захоронения, переставляются в другие точки) я что-то не нашёл. А интересно...

zandr

Оффтоп
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-520.pdf
ЦитироватьВолшебный чемоданчик
Серийное производство станций связи – проект, над которым работают решетнёвцы.
Далеко-далеко в тайге, за много сотен километров от цивилизации, обычный человек открывает небольшой чемоданчик – и выходит в интернет. Или даже раздаёт его – для всех работников передвижного вахтового посёлка или жителей малочисленной деревни. Эта картинка может стать реальностью благодаря разработке сотрудников «ИСС». Они создали проект компактной станции связи, работающей в высоком диапазоне частот, и сейчас трудятся над тем, чтобы организовать её серийное производство.
Весьма амбициозная идея появилась у группы коллег в 2014 году. Уже тогда самым разным людям и организациям нашей страны стали нужны переносимые и перевозимые станции связи. Кто же, если не решетнёвцы, смогли бы изобрести что-то максимально функциональное? Первый макетный образец изготовили спустя три года. И хотя он совсем не удался, идея захватила.
Проект пережил уже шесть существенных правок. С виду станция выглядит довольно просто. Состоит из двух частей – рефлектора и облучающей системы. Но над каждой из них команда продолжает работать чуть ли не круглосуточно. Ведь предполагается, что спутниковая связь будет работать в высоких – Ka/Q диапазонах частот. А они не прощают ошибок. «Облучающая система формирует диаграмму направленности всей антенны, – объясняет лидер разработчиков Олег Грицан. – Если есть смещение контррефлектора относительно фокуса антенны, буквально на одну десятую миллиметра, то диаграмма направленности распадается. И соответственно, антенна не выполняет своей основной функции. В этом-то и колоссальная сложность данного диапазона».
Новые задачи требуют новых инженерных подходов. Так, рефлектор для станции спутниковой связи, по задумке решетнёвцев, должен быть не только очень точным и стабильным, но и выдерживать температуры от – 50 до + 50 градусов Цельсия. При этом необходимо, чтобы тарелка была компактной и разборной, чтобы уместиться в уже упомянутом чемоданчике. «На предприятии был проведён внутренний НИОКР, в рамках которого мы осваивали технологию изготовления рефлектора из композитов, – рассказывает инженер-конструктор Наталья Бердникова. – Задача была – максимально снизить стоимость изготовления». Для этого решили использовать технологии из автомобильной промышленности. И сейчас, учитывая, что потребность в таких изделиях довольно большая, планируется выпускать по одному рефлектору в день – и до двухсот в год.
Вторая часть – это облучающая система. Наши коллеги утверждают, что для её изготовления применялись конструкторские решения, аналогов которым нет в мировой практике. Для изготовления этой части станции сейчас оформляется три патента. В создании облучающей системы решетнёвцам оказали помощь коллеги из красноярского Института физики СО РАН. Созданный образец соответствует всем требуемым характеристикам и подходит для серийного производства.
Разработанная командой решетнёвцев станция спутниковой связи Kа/Q диапазона частот в этом году вошла в тройку лучших идей, которые будут рассмотрены инвестиционным комитетом «ИСС» и получат шанс на финансовую поддержку Госкорпорации «Роскосмос». И для положительного решения есть предпосылки – опытный образец успешно прошёл все возможные испытания.
Вы не можете просматривать это вложение.
Одна из первых версий станции связи, созданной решетнёвцами