Сущность и организация научной деятельности

Автор sychbird, 30.04.2021 12:13:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

sychbird

Цитата: DiZed от 02.05.2021 13:22:59
Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:47:47
Цитата: DiZed от 02.05.2021 00:04:47
Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
Ну для сторонних наблюдателей: копенгагенская школа Нильса Бора интерпретаций квантовой механики; Математическая школа Бурбаки. Первое, что на ум приходит за секунду. Но при большом желании повозить по столу моно продолжать очень долго. У меня его нет.  :D
нда, и правда, какой нафиг "бумер".. вас не в нафталине хранят, но в формалине
Формалин это истинно Ваше субстанция из раки со святыми мощами приснопамятного Игнатия Лаолы, облагораженной для почтенной публики дабы не шибало в нос  запахом ладана.  ;)

Я же услаждаю свой вкус старым выдержанным вином, которое никого не подводит.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

opinion

Цитата: sychbird от 02.05.2021 16:10:04Я же услаждаю свой вкус старым выдержанным вином
Вот он, апофеоз саморазоблачения.
There are four lights

sychbird

Цитата: opinion от 02.05.2021 20:27:13
Цитата: sychbird от 02.05.2021 16:10:04Я же услаждаю свой вкус старым выдержанным вином
Вот он, апофеоз саморазоблачения.
Как всегда у членов секты  проблемы с глубиной анализа проблем. ;)
Услаждение вкуса - удел гурманов-знатоков,  а не поклонников затуманивания мозгов наркотиками разного толка - от ЛСД до алкоголя. :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 02.05.2021 16:10:04Формалин это истинно Ваше субстанция
Подвижность есть основное достоинство шудры, даже если она научная. Должен же кто-то выполнять "любую" работу? И чтоб его можно было в любое время "быстро набрать" под любую тему?
Не копать!

sychbird

#44
Цитата: DiZed от 02.05.2021 13:22:59
Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:47:47
Цитата: DiZed от 02.05.2021 00:04:47
Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
Ну для сторонних наблюдателей: копенгагенская школа Нильса Бора интерпретаций квантовой механики; Математическая школа Бурбаки. Первое, что на ум приходит за секунду. Но при большом желании повозить по столу моно продолжать очень долго. У меня его нет.  :D
нда, и правда, какой нафиг "бумер".. вас не в нафталине хранят, но в формалине
Не люблю возить по столу, но иногда люди не оставляют других возможностей:

" Encouraged by Gamow, his students Alpher and Herman made a detailed calculation of what happen  would with the fussion, althought since they were working in the late 1940s,  their calculanions were limited  by lack oa modern computers." (C) Max Tegmarc, Our Universe, PUBLISHED  in PENGUIN BOOKS, 2015
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Форма организации научной деятельности, представляемая на форуме  нам DiZed напоминает мне коллективное прыгание при исполнении Летки Еньки, когда каждый  держится за предыдущего, но никто из них даже не задумываются куда же они все припрыгают.  ;D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Вспомнил, что есть замечательная книга американо-канадского физика-теоретика " Возвращение времени" Ли Смолина. Есть на русском языке в инете.

Она вся посвящена истории научных парадигм и роли научных школ в развитии физики и космологии от времен греческой философии и до наших дней.

Ну и на закуску там ставиться под сомнение вопрос о неизменности физических законов за время эволюции Вселенной. И даже солидное обоснование экспериментальное приводиться. ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Дабы не расползаться мыслию по древу для анализа нынешней структуры организации научной деятельности стоит, ИМХО, начать с обзора вариантов прихода в научную деятельность новых адептов.

Прежде всего мотивы. По семейным стопам; Из карьерных чиновничьих соображений; По интересу и склонности.

Под карьерными чиновничьими соображениями имею ввиду, что модно ныне у чиновников степень иметь. Что по существу дела имеет и помимо моды и действительно объективное обоснование имеет- доказательство умения обучаться новому.

Теперь посмотрим стартовые точки, откуда пути начинаются. Аспирантура; вакансия в научной конторе, чиновничья позиция, комплиментарная к ученой степени. Последняя может быть и в ОКР-овской конторе. Применительно к КД вариант часто используемый.

Начнем обзор с аспирантуры, очной или заочной. Последняя часто используется искателями от чиновничества.
Аспирантура вообще инструмент подготовки преподавательских кадров. Смена поколений императивна.
Но в рамках университетской российской системы -это еще и часть платной нагрузки работников кафедры. А посему аспирантская ставка заполняется вне зависимости от наличия требуемой по способностям кандидатуры.

Особенно сей фактор сыграл отрицательную роль в девяностых-и двухтысячных. Набирали или блатных, и писали за них диссертации всей кафедрой, или исполнительных усидчивых дурищ, на которых можно повесить писание волнообразных потоков бюрократической чепухи, потоком льющейся сверху.
Но они же еще и занятия должны вести. А кроме того сей контингент ну очень склонен к интриганству! При конкурсной системе занятия кафедральных синекур это беда из бед. Такие пух и перья летят и Макбетовы истории, что диву даешься.

Сейчас многие ВУЗы вынуждено пожинают плоды этой ушедшей уже практики.

Теперь посмотрим, что должен выполнить аспирант для получения степени. Получить некую практику ведения занятий со студентами -  коллоквиумы, семинары, лаборатории.
Сдать экзамены по специальности и языку. Ну и написать ТРУД! ТРУД имеет традиционную структуру: расшаркивания перед предшественниками, собственный экскремент и выгоды. Экскремент можно надоить с бору по сосенки, выгоды пишет обычно научный руководитель.

Однако для защиты требуются и публикации. И тут вступает в дело прокрустова кроватка регламента ВАКА и удавка Хирша.  ;)

Вот о роли последних уже в следующем посте.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#48
Дабы не красить картину исключительно в черные тона стоит сказать и несколько не худых слов об настоящем экспериментальном вкладе аспиранта, если таковой имеется в наличии.
Как правило поводом для него являются какие-то темы из хозяйственных договоров или грантов, полученных сотрудниками . Но тут есть тонкий момент. Кто-то должен обучить аспиранта методикам экспериментальной работы. Это делается или в процессе его дипломной работы или еще раньше, если он с какого-то курса уже проявил интерес и способности. Очень толковому и уже частично обученному аспиранту можно поручить руководство несколькими дипломниками.
Это имеет смысл еще и в том ракурсе,  когда по заказной тематике с начала работы еще не ясно в какую степь имеет смысл двигаться. Отрицательный результат в поисках достойной цели легко корректируется в дипломной работе умелым руководителем даже незаметно для дипломника.
А вот для аспирантской работы отрицательный результат эксперимента фатален. С чем идти на защиту? Поэтому так велика роль научного руководителя. Для аспиранта надо давать хотя бы частично обкатанную тему.

Очень часто аспирантами руководят уже оформленные формально докторанты или доценты, планирующие ими стать. Профессора и завкафедрой как бы крышуют их, являясь формальными руководителями.

Так была организована работа с аспирантами в мою им бытность в конце 70-начале 80гг.
Сейчас столь отлаженный механизм существует на весьма малом числе кафедр. Но он все-таки есть и к нему следует стремиться, ИМХО, ибо он весьма результативен.

Теперь об удавке Хирша. В советское время проблемы публикаций не существовало по двум причинам.
1. Была разветвленная научная тематическая  журнальная сеть и множество отраслевых периодических сборников, финансируемых Академией наук и промышленностью. Регулярно проводилось множество научных конференций по всей стране. Материалы многих академических журналов переводились и попадали в рейтинги
2. Ну и была практика негласной клановой солидарности - ты ссылаешься на меня и мою стаю, а я делаю тоже для твоей.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#49
Обсуждая тему научных публикаций мы вступаем на весьма щекотливую для научной деятельности тему.
 
Когда-то на рубеже Нового времени с появлением надежной почтовой службы она была почти единственным связующим звеном для действующих ученых мужей. Публикация научных трактатов была делом столь дорогим, что оно использовалось крайне редко и в исключительных случаях. И необходим был спонсор, как правило в виде какой-либо религиозной структуры.
Появление книгопечатания ситуацию улучшило не на много. Кое что сдвинулось с появлением в семнадцатом-восемнадцатом веках научных обществ типа Британского королевского и Академий наук французской, Российской и прочих. Для Европейских монархий это становилось делом престижа.
При академиях появляются регулярные научные издания.  Публикации в них зависят от рекомендаций членов академий. Пока занимающихся регулярными научными исследованиями людей немного эта практика не вызывает никаких нареканий. Хотя уже на ранних периодах работы академий случаются казусы

Академии предназначались для содержания за счет государства  ряда лиц, профессионально занимающихся научной деятельностью и для регулярной публикации научных трудов. Предусматривалась выборность кандидатур на новые вакансии членами Академий. Тут уже изначально закладывалась клановость этих институтов.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#50
Учреждение Академий, если забыть об их престижном значений для Европейских монархий, инициировалось самими учеными мужами  с целью разрешить наметившееся противоречие с большой занятостью университетского народа чисто образовательными делами.
А кроме того было еще и чисто финансовое противоречие. Деньги попечительских советов охотнее отдавались на образовательные нужды, чем на приобретение приборов и реактивов для научной деятельности. Наука в это время уже становиться затратной.

Эти два института: Академии и университеты оставались единственными организационными формами существования научных организаций, принимавших участие в научной деятельности,( военно-морской флот и артиллерийские учреждения не рассматриваем -там концентрировались на технологиях) до появления лаборатории Эдисона в  Америке.
В ней впервые было показана возможность прибыльности этой деятельности. С развитием транспорта и радиосвязи крупные корпорации начали организовывать собственные исследовательские лаборатории. К ним вскоре присоединились и военные ведомства крупнейших держав - они начали расширять уже имевшиеся в их структурах технологические подразделения и испытательные центры.

 Естественным путем рекрутировалась университетская публика. И как всегда в подобных случаях внезапного расширения какого либо вида деятельности возник вопрос о кадрах и их квалификации. Кулик кулика видит из далека и университетские выходцы, попавшие в менеджеры промышленных лабораторий, стремились сохранить связи со своими alma maters. И присущий университетам дух клановости проник и в эти лаборатории.
 Говоря современным научным  языком постдоки заполняли почти все вакансии. А с другой стороны у аспирантов появилось весьма привлекательная в финансовом отношении альтернатива продолжению карьеры на НЕ университетской ниве. Обычно постдок даже самого престижного универа вынужден был продолжать карьеру в значительно менее престижном универе где-нибудь в коровьем штате, если говорит об Америке, или в далекой провинции, или же где-нибудь в развивающихся странах Азии или Африки.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Читая вышесказанное, имея опыт знакомых получается -кандидатские никакого отношения к науке не имеют! И даже вредны. Ну, зачем Главному конструктору ученая степень? Одно только переписывание вариантов статей и диссертации столько времени отнимает. Цена научная нулевая. Да есть НИИ, где степень в почете. Но есть и примеры, когда НИИ делают продукцию и даже серийную. Что-то одно -чистая наука, либо серийное производство. Припомните, сколько вы встречали, слыхали, читали по такие институты где фигурирует сочетание НИИ,МАШ, Тех, Процесс. Не залезали в форумы РАН? Там народ жалуется -сидим на 10 -12 тысячах уже 20 лет. Вопрос, а чего сидишь? Гранты? Слышал. Ясен перец, за границей банкноты с излишком напечатают и нате вам, работайте в нужном направлении или просто разваливайте науку. Вот поэтому Путин и ополчился на госслужащих, успевающих еще и диссертации писать... Насколько я помню многие (а наверно все) Главные конструктора сами диссертации не делали. Садились люди, а то и отделы и готовили все. Да все это на наших глазах было. Ну, и зачем? А как же, турнут по возрасту, а степень вроде должность продлевает...
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

vlad7308

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 08.05.2021 20:27:23Читая вышесказанное, имея опыт знакомых получается -кандидатские никакого отношения к науке не имеют! И даже вредны.
как говорит папа, годов с 70 кандидатская в СССР стала скорее квалификационной работой. Вреда в этом вроде бы никакого нет. Насчет пользы - не знаю :)
это оценочное суждение

sychbird

#53
Цитата: vlad7308 от 09.05.2021 06:58:31
Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 08.05.2021 20:27:23Читая вышесказанное, имея опыт знакомых получается -кандидатские никакого отношения к науке не имеют! И даже вредны.
как говорит папа, годов с 70 кандидатская в СССР стала скорее квалификационной работой. Вреда в этом вроде бы никакого нет. Насчет пользы - не знаю :)
Ну в общем это близко к истине, если рассматривать в статистическом смысле. И не только в СССР.
Я до этого еще в своем обзоре не дошел. Польза - отбор способных к восприятию определенного комплекса профессиональных компетенций.

Мне научная деятельность в какой-либо области науки представляется в виде  модели  муравейника.
 Куча муравьев снуют туда-сюда по определенной территории хаотически. Один находит что-съедобное и с помощью желез секреции сообщает об этом остальным. И вот их уже на этом "вкусном"  жирует,толпа,  пока все не съедят или не утащат в муравейник, чтобы все попользовались.

Так вот диссертация - это свидетельство того,  что распознающие аналитические инструменты у данной особи какие надо. И она не прозевает вкуснятинку.  :D

Ну а возможности получить "лейбло" за счет непотизма (клановость в чистом виде) или политических преференций у национального клана, такая же как и в других сферах деятельности конкретного государства. Где-то больше - где-то меньше.
Равномерность - удел кладбищенской территории. ::)

P.S. Все, что было написано выше,имеет отношение к чисто научной деятельности. В ошибочно относимой зачастую к науке области технологий, включая сюда и НИР и ОКР по темам, относящимся к различным отраслям производства, транспорта, связи и коммуникаций, цифровых технологий финансов  логистики и торговли модель муравейника не годиться.
Там в ходу иные процессы развития и функционирования.
О них буду писать ниже и позже.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#54
Описанная выше организационная структура научной сферы была актуальна до начала второй мировой войны.
С началом войны в дело начали вступать иные акторы и иные ресурсы. И это происходило и в странах гитлеровской оси, и в англосаксонской сфере и в СССР.
В англосаксонской сфере тон задавал Манхетенский проект, объединивший в себе ресурсы и Америки и Британии и стран Европы в виде интеллектуальных ресурсов эмигрировавших в Америку ученых из разных стран.

В Германии весьма эффективным оказался проект создания ракетного оружия.
В СССР в начале на базе шарашек и оружейных КБ разных ведомств стала складываться подчиненная различным ведомствам, в том числе и Академии наук,  структура институтов и КБ оружейно- промышленного комплекса. Особенно интенсивно эта структура начала   развиваться с началом Атомного проекта.

В Америке были созданы крупнейшие государственные лаборатории В Лосаламосе, Чикаго, Ливерморская лаборатория в Калифорнии, промышленный центры в Окридже и Савана Ривер, расширялись научные лаборатории многих университетов.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#55
Примерно таким же образом развивалась организация науки и в СССР.
Появились центры Атомного проекта в Москве, Сарове, на Урале, затем перепрофилироывали ряд авиационных КБ и заводов под ракетную тематику. Специализировали на этих темах ряд вузов: МАИ;МВТУ, МЭИ. При многих других вузах открывались проблемные лаборатории, факультеты, открывались новые специальности. Министерства начали плодить ведомственные исследовательские и проектные конторы.  С кафедрами ряда металлургических и технологических  вузов заключались хоздоговора по сопутствующим технологическим проблемам.

Были созданы и большие дорогостоящие исследовательские центры у нас и за рубежом. ОЯИ в Дубне, ИЯФ в Новосибирске, Брухейвенская лаборатория, ЦЕРН.
Открылось огромное количество престижных вакансий в научной, технологической и ОКРовской области деятельности. По сути была создана разветвленная новая сфера экономики.

И это сферой надо было по возможности эффективно управлять!
А с этим в России вековые проблемы, лучше всего описанные еще у Салтыкова-Щедрина.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Главным траблом оказался РЕЖИМ!

Он стиснув  зубы держал под каменной задницей, то что держать было не надо - информацию общего характера, и не держал,  и не позволял оформлять должным образом информацию, содержащую элементы интеллектуальной  собственности.

Технологический крах в металлургии и не специализированном машиностроении в конце 80 гг в значительной степени помимо идеологических дятлов Сусловского гнезда и на совести РЕЖИМА.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Эпопея с запуском МЛМ закончилась и  чуток времени освободилось. Решил вернуться к заброшенной на время теме.

Историю временного краха нашей научно-технологической сферы начиная с 90 гг анализировать смысла не вижу.
Отмечу только три наиважнейших вторичных фактора сознательно созданного финансового голода.
Первый - разгром системы научных публикаций.
Второй - отток талантливой молодежи из научной сферы и прекращение притока в нее новых талантов и  молодого поколения вцелом .
Третий - частичный разгром существующей и прекращения создания и модернизации лабораторной базы.

Однако с конца 80 в мировой науке произошли ряд кардинальных изменений и в
идеологической и в организационной сферах. Вот на этих изменениях и их последствиях для национальной научной сферы деятельности я и остановлюсь.

Первое относиться к методологии науки. Приборно-методологическая часть в физике, химии, физхимии, билогических дисциплинах настолько усложнилась и специализировалась, что со временем как бы выделились в самостоятельные дисциплины.
Как и с помощью какого оборудования исследовать что-либо стало не менее важно, чем сам предмет исследования.  Это привело к людской специализации на методологии и очень сложном уникальном приборостроении. И желании авторов интересных направлений получить доступ к уникальному исследовательскому оборудованию.
В результате появились новые организационные формы научной деятельности - коллаборации.
Исследовательские группы не привязанные жестко по составу к какому-либо университету или исследовательской лаборатории. Члены коллаборации могут принадлежать к разным универамиям, лабораториям и даже к разным странам.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

До запуска Ангары и GWST на форуме скучновато, вот и решил возобновить заброшенную на время тему.

Думается мне, что имеет смысл обсудить основные перспективные направления современной науки. 
Начать именно с науки, оставив в стороне информационные и технологические приложения порождаемые цифровизацией. Их влияние на современный социальный и технологический уклад огромно, зачастую ими занимаются организации, числящиеся по ведомству науки, но к науке строго говоря они отношения не имею за исключением одно-двух аспектов. О них речь будет позже.

Перечислять актуальные научные проблему буду не по значимости, а в том порядке, в каком они будут приходить на ум. Да и вообще вопрос значимости это дело индивидуального вкуса. 

Первая проблема климатическая. В действительности здесь несколько взаимосвязанных проблем и не по одному научному направлению.
Являются ли климатические аномалии последнего времени результатом деятельности человека, или же  это результат более глобальных проблем геолого-географического и астрономического характера, связанных с Солнечной активностью и в целом нелинейным характером эволюции Земного климата  с множественными аттракторами.  
Имеется в виду, что в разные периоды глобальной Солнечной активности и галактических факторов типа взрыва сверхновых в ближайшей окрестности, или вхождения Солнечной системы в пространства галактики с несколько иными физическими свойствами, эти условия могли в прошлом сталкивать Земной климат к тому или иному аттрактору.

Вторая проблема - происхождение Земной жизни, и, более широко, о распространении жизни во Вселенной и Галактике и каких-то ее форм в Солнечной системе.

Третья проблема - уточнение эволюционных теорий в свете новых данных из области популяционной генетики.

Четвертый букет проблем - эволюция Вселенной в свете новых данных о неполноте стандартной модели  физических взаимодействий , наличие Темной материи и Темной энергии и несовместимости ОТО и квантовой механики. 

Пятая проблема - прогресс в теории нестабильности  плазменных состояний материи в свете использования их в технологии термоядерного синтеза в прикладных энергетических целях.

Шестая проблема - более глубокое понимание возможности каталитических процессов и его применение в вопросах технологий получения водорода и использование ультрафиолета для каталитического разложения воды.
-
 Седьмая проблема - прогресс в  изучении процессов супрамолекулярной химии и ее технологических применений в биологии и материаловедении.

Восьмая проблема - поверхностные состояния твердого тела и моноатомные и мономолекулярные пленки и их многообразные технологические возможности.

Девятая проблема - прогресс в области экстремальных состояний вещества: сверхпроводимость, сверхвысокие давления, сверхнизкие температуры, экситонные жидкости и экситонные молекулы и так далее.

Что-то мой интеллектуальный инструмент запарился. :D 
Все, что связано с вопросами вычислимости, суперкомпьютерные проблемы и квантовые вычисления оставлю на следующий пост.

Если будут дополнения к моему списку буду только рад.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)