Сущность и организация научной деятельности

Автор sychbird, 30.04.2021 12:13:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

sychbird

Предлагаю здесь обсуждать успехи Сергея Брина. И продолжить дискуссию о феномене научного космополитизма  в более широком аспекте и историческом и содержательном. 

Вернуться так сказать к известной Ломоносовской традиции глаголения "о засилье немцев в Российской Академии Наук.  ;D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Для затравки начну с продвижения своей давней убежденности о том, что научная деятельность есть деятельность глубоко клановая. 

Это и исторически так установилось еще со жреческих времен, да и по содержательной сути своей: обмен новыми знаниями среди немногих, кто в теме и имеет возможность глубоко вникнуть , отражает специфику этой деятельности. В некоторые грустные времена для этой деятельности это сообщество по составу совпадало с составом грамотных.

Но это одна,  хоть и важнейшая часть научной деятельности. 
Вторая - собственно процесс добывания НОВОГО знания! Тут не совсем понятно откуда танцевать, то ли от греческих философских традиций, то ли от еще более ранних греческих. Но узость круга причастных и там и там  просматривается. ;)

Следующим, что надлежит оценить, уже относиться к организационной составляющей. 
Первая по времени организационной составляющей, ИМХО, было передача жизненного важных для конкретной цивилизации сведений в рамках религиозного культа. 
Тут двойственность - с одной стороны клановость служителей культа, с другой распространительно- образовательная часть через обряды в широкие массы.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Бертикъ

Я может быть что-то по жизни пропустил, но какое отношение к научной деятельности имеет Брин, а также жрецы и служители религиозных культов?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

sychbird

#3
Цитата: Бертикъ от 30.04.2021 17:55:48Я может быть что-то по жизни пропустил, но какое отношение к научной деятельности имеет Брин, а также жрецы и служители религиозных культов?
Ну Брин то никакого, а вот служители культа - прямое. В качестве доказательства могу привести наряд выпускников престижных универов.  :D
Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
Ну и пожалуй еще социальный статус Николая Коперника  и Грегона Менделя. 

Меня, честно говоря, в этой теме больше всего занимает эволюция форм организации научной деятельности. С моей точки зрения ее нынешнии Западные формы возвращаются к формам организации  орденских продвижений католической религии в нехрестианские страны.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

oby1

руководителем науки желательно назначать неименее пьющего друга, что бы смотря телевизор, не было невыносимо больно краснеть за него :-)

Бертикъ

Цитата: sychbird от 30.04.2021 19:26:28
Цитата: Бертикъ от 30.04.2021 17:55:48Я может быть что-то по жизни пропустил, но какое отношение к научной деятельности имеет Брин, а также жрецы и служители религиозных культов?
Ну Брин то никакого, а вот служители культа - прямое. В качестве доказательства могу привести наряд выпускников престижных универов.  :D
Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
Ну и пожалуй еще социальный статус Николая Коперника  и Грегона Менделя. 

Меня, честно говоря, в этой теме больше всего занимает эволюция форм организации научной деятельности. С моей точки зрения ее нынешнии Западные формы возвращаются к формам организации  орденских продвижений католической религии в нехрестианские страны.
А вот если член КПСС занимается научной деятельностью, значит ли это, что КПСС является научной организацией? Мне кажется, Вы подменяете понятия, т.е. изначально формулируете  несуществующую проблему.
Настоящей плодотворной научной деятельностью всю дорогу занимались и занимаются талантливые одиночки. При этом они могут быть "по основному образованию" и церковниками, и художниками, и графьями, и просто "бездельниками".
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 19:26:28Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
1. Какие в древней Греции монастыри?

2. О диспутах в средневековых монастырях и речи нет. Это, как бэ, вообще строго обратные понятия.
Диспут - это уже университеты. В монастырях (в библиотеках) наука лишь сохранялась, но даже не воспроизводилась.
Хотя в частной жизни тривиум и квадриум были востребованы в самые "темные" времена.
Не копать!

sychbird

Цитата: Бертикъ от 30.04.2021 20:49:34Настоящей плодотворной научной деятельностью всю дорогу занимались и занимаются талантливые одиночки. При этом они могут быть "по основному образованию" и церковниками, и художниками, и графьями, и просто "бездельниками".
Это было до тех пор, пока научная область деятельности не стала приносить регулярную прибыль и стала подотраслью экономической деятельности. Появился термин "научный работник". 


А экономика дама вполне структурированная. Вот варианты этой структуры меня и занимают в этой теме.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Цитата: Зомби. Просто Зомби от 30.04.2021 21:05:34
Цитата: sychbird от 30.04.2021 19:26:28Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
1. Какие в древней Греции монастыри?

2. О диспутах в средневековых монастырях и речи нет. Это, как бэ, вообще строго обратные понятия.
Диспут - это уже университеты. В монастырях (в библиотеках) наука лишь сохранялась, но даже не воспроизводилась.
Хотя в частной жизни тривиум и квадриум были востребованы в самые "темные" времена.
Греческая философия это еще не наука.  Это пока еще только начало практики рационального дискурса о природе.

В Средние века большое значение имели диспуты христианских теологов с их иудейскими коллегами. Часто христианскую сторону представлял крещёный еврей, хорошо знакомый с талмудической литературой. Наиболее известны следующие диспуты:
Николай Коперник был монахом, как Грегор Мендель. 

Ну и сохранение знания это тоже одна из функций науки, как я и говори ранее.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Штуцер

ЦитироватьВ монастырях (в библиотеках) наука лишь сохранялась
А Мендель? 

Таковых было достаточно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Зомби. Просто Зомби

Цитата: Штуцер от 30.04.2021 22:15:39А Мендель?
А Мендель - это вообще уже почти двадцатый век.
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:15:191240... 1263 
Коллеж Сорбонна — Википедия (wikipedia.org)



ЦитироватьКолле́ж Сорбо́нна (фр. Collège de Sorbonne, школа господина Сорбонна) — знаменитая богословская школа в Париже, основанная в 1253 году
Не копать!

sychbird

Определенные организационные формы наука начала приобретать с появлением Британского королевского научного общества и созданием Европейских Университетов Нового времени. 

Такие имена как Декарт и Галилей еще не создавали единой  организованной межнациональной ткани.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

церковные школы


ЦитироватьНа протяжении V - XV вв. церковные школы сначала были единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы.

Школьное дело в V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. В варварских государствах повсеместно царили неграмотность и невежество. Жизнь едва теплилась в немногочисленных церковных школах. Говоря о подобном упадке, один из образованных свидетелей той эпохи писал: "Молодые люди не учатся. У преподавателей нет учеников. Наука ослабела и умирает".

Неграмотной была верхушка общества. Так, основатели династии Меровингов не умели даже писать по-латыни. При первых Каролингах (VIII в.) знать была неграмотной. Один из основателей династии, Карл Великий (742 - 814), оставался невеждой до30 лет.

Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях увеличивалась.

Католическая церковь стремилась исправить положение. Духовные соборы в Оранже и Валенсе (529 г.), шестой Вселенский собор (681 г.) принимали обращения о необходимости создания школ. Но эти призывы были безрезультатны.

Инициировать развитие образования попытались светские власти. Заметную роль в этом сыграл создатель обширной империи Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов из Англии, Ирландии, Италии (Алкуин, Теодульф, Павел Диакон и др.). Монахи составили т. н. "Каролингский минускул" - легкочитаемое латинское письмо. Альбин Алкуин (735 - 804) подготовил для Карла "Письмо об изучении наук" и трактат "Всеобщее увещевание", где обосновывалась необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей.

Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Спустя два года он освоил латинскую грамоту и начала астрономии, стал сведущ в риторике и литературе. Карл вдохнул новую жизнь в созданную при Меровингах дворцовую школу. Ей было дано громкое имя "академия". Академия вела кочевой образ жизни, переезжая с места на место вместе с двором. Но основной резиденцией оставалась столица империи Аахен. Учениками были дети Карла, приближенных императора, высших лиц церкви. В виде исключения могли обучаться выходцы из более низких сословий. В Академии получали элементарное образование, а также изучали классическую латынь, теологию, римских авторов (Вергилий, Гораций, Цицерон, Сенека). Академия культивировала высокую по тогдашним меркам образованность. Вот как характеризовал в поэтической аллегории такую образованность монах Теодульф: "У корней древа познания сидит матерь познания грамматика. Ветви древа - риторика и диалектика. Тут же находятся логика и этика. На другой стороне древа - арифметика, геометрия с циркулем в руке, астрономия в диадеме с изображением неба и музыка, бряцающая на лире".

Карл был одним из первых крупных политических деятелей средневековой Европы, кто осознал роль школы как орудия государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях (787 и 789 гг.) приходам и епископствам предписывалось открывать школы для всех сословий, где учили бы "символу веры и молитвам". Это была, по сути, одна из первых попыток организовать в Европе обязательное и бесплатное элементарное обучение.

Но результата акции Карла не дали. Вскоре после его кончины перестала существовать дворцовая школа. Среди светских феодалов вновь возобладало отрицательное отношение к книжной культуре и образованности. Островками знания в море невежества остались церковные школы. Тем не менее начало было положено. Не случайно и сегодня во Франции как школьный праздник отмечают "День святого Карла" в память о просветительской деятельности одного из первых королей франков.

В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.

Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах - 7 --10-летние, в больших школах - более взрослые).

В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.

Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом церковных учебных заведений. Наиболее известными были школы в Сен-Дени, Сен-Жермене, Туре, Фонтенеле (Франция), Утрехте (нынешние Нидерланды), Люттихе (современная Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других.

В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживают упадок. В числе причин этого можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Например, во Франции вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). В числе основателей этих школ можно указать Лефранка (1005- 1089).

Среди создателей первых монастырских школ средневековья выделялся Кассиодор. В монастыре, настоятелем которого он был, работала школа с библиотекой.

Заметно отличались монастырские школы Англии и Ирландии. Последняя слыла у современников "островом ученых". Ирландские и английские монахи (среди наиболее известных - Алкуин) создали довольно обширную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе, участвовали в школьных реформах континентальной Европы (Алкуин, например, как уже сказано, был ближайшим советником Карла Великого)

Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов. Орден был создан монахом Бенедиктом Нурсийским (480 - 533) в 529 г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков ("посвященные дети") на попечение ученых монахов. Затем было организовано и обучение мирян, т.е. внешняя школа. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия стала единственным языком ученых и преподавания.

В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Особую известность приобрели в это время школы бенедиктинцев в Рогенсбурге, Тюрлингене, Гессене (Германия).

К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Средневековое общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах.

Первенство в организации монастырских школ захватил орден капуцинов - францисканцев (создан в 1212 г.) и доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы - Роджер Бэкон (ок. 1214--1292), Фома Аквинский (1225/26--1274).

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Так, в школах повышенного типа, руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, предпочитали изучать /Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа или Вергилия и т. д. "Для вас достаточно священных поэтов. Нет основания загрязнять умы излишествами стихов Вергилия", - говорил Алкуин своим учениками кафедральной школы в Туре
Не копать!

sychbird

Ну бог с ними с монастырями. Это частный вопрос.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:15:19Греческая философия это еще не наука.
1. Это офигеть, какая наука.

2. Были еще геометрия (которую, не знаю как сейчас, но нам еще преподавали в том самом виде, в древнегреческом) и астрономия, "как образцы и парадигмы".
3. Не говоря уже об александрийской библиотеке с музейоном, в котором целенаправленно изобретались всякие клепсидры и пожарные насосы.
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:30:58Ну бог с ними с монастырями. Это частный вопрос.
Научные корпорации тоже идут от средневековых университетов.


И, вроде бы, "как я слышал", принцип принадлежности к ним все еще действует.
То есть, при устройстве, грубо говоря, на работу имеет значение "учитель твоего учителя твоего..." - и тд.
До каких-то там уровней известности.
"Но это не точно" :)
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Александрии не повезло.
Она попала в какую-то фишку, с климатом, были многие годы неурожаев до голода включительно и Рим в рез-те ее победил.
Вполне могло быть и иначе.
И чем бы это "иначе" кончилось вообразить не очень просто.
Но точно - было бы по-другому.

А что было на самом деле - Цезарь устроил первый пожар в библиотеке.
"И началось", в общем-то.
Не копать!

sychbird

Цитата: Зомби. Просто Зомби от 30.04.2021 22:43:24
Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:30:58Ну бог с ними с монастырями. Это частный вопрос.
Научные корпорации тоже идут от средневековых университетов.


И, вроде бы, "как я слышал", принцип принадлежности к ним все еще действует.
То есть, при устройстве, грубо говоря, на работу имеет значение "учитель твоего учителя твоего..." - и тд.
До каких-то там уровней известности.
"Но это не точно" :)
Еще как точно. ;) Поэтому я и говорю,что наука это клановая область деятельности.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 23:24:16Поэтому я и говорю,что наука это клановая область деятельности.
Да.


Но в содержательной части "клан" это "школа".
Не копать!