ПРАЙС :)

Автор carlos, 18.09.2005 13:25:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

zandr

https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=539164&lang=RU
Цитировать"Роскосмос" закупит пять ракет "Союз" для доставки кораблей к МКС за 7,3 млрд рублей
       Москва. 6 октября. ИНТЕРФАКС - "Роскосмос" заказал пять ракет "Союз-2.1а" для доставки кораблей "Союз" и "Прогресс" к МКС, они должны быть готовы до конца 2023 года, следует из материалов портала госзакупок.
       Как отмечается в госконтракте, всего должно быть изготовлено пять ракет-носителей "Союз-2-1а" для запуска транспортных грузовых кораблей "Прогресс МС" и транспортных пилотируемых кораблей "Союз МС".
       Три из них должны быть поставлены до 30 июня 2023 и две до 30 сентября 2023 года. Всего на изготовление и поставку ракет выделено 7,3 млрд рублей. Таким образом, закупочная цена одной ракеты составляет 1,46 млрд рублей.
       В декабре прошлого года "Интерфакс" сообщал, что "Роскосмос" заключил контракт на изготовление и запуск к МКС восьми пилотируемых кораблей "Союз-МС" и 13 космических грузовиков "Прогресс-МС" в 2021-2025 годах. На эти работы было выделено 58,6 млрд рублей. Как сообщал источник "Интерфакса", в контракт не вошли два корабля "Союз-МС", которые предназначены для обеспечения доставки на МКС астронавтов NASA. Их изготовление проходит по отдельным контрактам.
       В ноябре 2018 года "Интерфакс" сообщал, что на снабжение МКС в 2018-2023 годах выделено 30 млрд рублей.

zandr

https://ria.ru/20201116/glonass-1584761543.html
ЦитироватьВ "Роскосмосе" оценили стоимость новых навигационных спутников ГЛОНАСС
МОСКВА, 16 ноя – РИА Новости. Космические аппараты нового поколения "Глонасс-К2", которые начнут запускать на орбиту со следующего года, будут стоить примерно в четыре раза дороже, чем спутники, из которых в основном сейчас состоит российская навигационная группировка ГЛОНАСС – "Глонасс-М", говорится в материалах госкорпораиции "Роскосмос", имеющихся в распоряжении РИА Новости.
Согласно материалам, новые спутники получились по стоимости в два раза дороже, чем аппараты "Глонасс-К1" (они запускаются на орбиту с 2011 года), а те, в свою очередь, в два раза дороже, чем спутники "Глонасс-М" (запускаются с 2003 года, всего изготовлен 51 аппарат). Причины такой разницы в стоимости в материалах госкорпорации не раскрываются.
Спойлер
Ранее генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" (предприятие "Роскосмоса") Николай Тестоедов рассказал РИА Новости, что летные испытания спутника следующего поколения "Глонасс-К2" начнутся в 2021 году, а всего планируется изготовить 15 таких аппаратов.
Спутники нового поколения "Глонасс-К" и "Глонасс-К2" отличаются от аппарата предыдущего поколения "Глонасс-М" большим количеством излучаемых навигационных сигналов (пять сигналов у "Глонасс-М", семь и девять - у "Глонасс-К" и "Глонасс-К2") и большим сроком службы (семь лет у "Глонасс-М", 10 лет - у "Глонасс-К" и "Глонасс-К2").
Стоимостью навигационных спутников в России озадачились некоторое время назад. В апреле 2019 года источник РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщал, что планируется разработка малых навигационных спутников на замену "Глонасс-М". Проект получил название "малый ГЛОНАСС". Спутники должны были быть оборудованы только навигационной аппаратурой, а не как сейчас, когда аппараты серий "Глонасс-К" имеют дополнительные возможности, например, приема сигналов бедствия и передачи их спасателям в рамках системы "КОСПАС-САРСАТ". По состоянию на сентябрь 2020 года, как уточнил РИА Новости Тестоедов, изготовление малых аппаратов не внесено в новую программу развития системы ГЛОНАСС на срок до 2030 года.
В настоящее время орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 28 космических аппаратов (25 "Глонассов-М" и три "Глонасса-К"), из которых 24 работают по целевому назначению, два находятся на летных испытаниях, один - на техническом обслуживании, один - в резерве. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужны 24 работающих спутника.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) – одна из четырех созданных в мире систем, аналогичная американской GPS, китайской BeiDou и европейской Galileo. Гражданский сигнал отечественной группировки предоставляется на открытой и бесплатной основе всем пользователям в мире. Особое значение система ГЛОНАСС имеет для эффективности решения задач Вооруженными силами. Система используется в высокоточном оружии, беспилотной авиации, для оперативного управления войсками.
[свернуть]

triage

#822
новое поколение ракет должно быть дешевле в 2 раза предыдущего - из разных уголков планеты
гугл перевод
Цитироватьhttps://www.welt.de/wirtschaft/article220705538/Europa-plant-eigene-bemannte-Raumfahrt.html
Спойлер
...Mit den von der ESA auf 230 Millionen Euro bezifferten Zusatzkosten würde Europas neue Rakete fast vier Milliarden Euro kosten.

,,Die Rakete ist ein Riesenfortschritt"
Letztlich, sagt Neuenschwander, ,,steht eine Neuverhandlung des Gesamtmodells Ariane 6 an". ... Aber Neuenschwander betont auch, dass das Ariane-6-Projekt nicht auf der Kippe stehe. ,,Die Rakete ist ein Riesenfortschritt für Europa", sagt er. Schließlich würden die Starts damit günstiger als mit der Ariane 5. Die ESA zielt auf 50 Prozent Kostensenkung ab, die Industrie spricht von 40 Prozent. ,,Wir sind heute noch nicht bei der Zielsetzung, aber auf dem Weg einer signifikanten Kostensenkung"...
[свернуть]
... С учетом дополнительных затрат, которые ЕКА оценивает в 230 миллионов евро, новая европейская ракета будет стоить почти четыре миллиарда евро.

«Ракета - огромный шаг вперед»
В конечном итоге, по словам Нойеншвандера, «происходит пересмотр всей модели Ariane 6» ... Нойеншвандер также подчеркивает, что проекту Ariane 6 ничего не угрожает. «Ракета - это огромный шаг вперед для Европы», - говорит он. В конце концов, взлет будет дешевле, чем с Ariane 5. ESA стремится сократить расходы на 50 процентов, промышленность говорит о 40 процентах...

Цитироватьhttps://xtech.nikkei.com/atcl/nxt/column/18/00001/04806/
2020.11.18
Спойлер
...
Оглядываясь назад на прошлое, поскольку ракета «H-II» была нацелена исключительно на отечественное производство, японские большие жидкостные ракеты всегда были нацелены на «снижение вдвое стоимости» в новом поколении.

 Стоимость запуска одной ракеты "H-II", запущенной в 1994 году, составила около 17 миллиардов йен (при двух пусках в год). Для преемника H-IIA целевая стоимость запуска одного самолета была установлена ​​на уровне 8,5 млрд иен, что вдвое меньше цены H-II, и эта цель была почти достигнута, когда разработка была завершена.
...
Однако на самом деле стоимость запуска H-IIA, который начал работу в 2001 году, оставалась на уровне 10 миллиардов иен. В ноябре 2003 года при пуске 6-го произошла авария. Получить заказы на запуск H-IIA из-за границы не удалось так, как изначально предполагалось. Кроме того, снижение стоимости запуска H-IIA не произошло, как планировалось, из-за того, что главными игроками стали правительственные спутники, требующие более надежного запуска, чем снижение затрат.

[свернуть]
 H3 - это "H3-30" ... который имеет почти такие же возможности запуска, как H-II / H-IIA с полезной нагрузкой 4 тонны. Поставил цель около 5 миллиардов иен. ... составляет половину 10 миллиардов иен. Это реалистичная цель затрат, и технически это «максимальная» цена, которую японские технологии могут достичь сегодня ». Это движение «половина стоимости за одно поколение» считался «реалистичным путем для конкурентоспособных японских ракет».
...

zandr

https://tass.ru/ekonomika/10109069
ЦитироватьСтраховая сумма по модулю "Наука" для МКС может составить 17,7 млрд рублей
МОСКВА, 26 ноября. /ТАСС/. Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) "Наука", который планируется запустить к Международной космической станции (МКС) в апреле 2021 года, могут застраховать на 17,7 млрд рублей. Также при запуске МЛМ возможно перестрахование рисков на 52% от общей страховой суммы (9,06 млрд рублей).
"Федеральной космической программой России на 2016-2025 годы на апрель 2021 года предусмотрен запуск МЛМ. Стоимость (страховая сумма) МЛМ составляет 17,7 млрд рублей", - говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ о внесении изменений в правила предоставления в 2012-2022 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Также в нем указано, что на основании ответов представителей российского и международного страховых рынков, полученных организациями Роскосмоса и страховым брокером ООО "СБ "РК-Страхование", возможно перестрахование рисков при запуске на 52% от общей страховой суммы (9,06 млрд рублей). "Расходы на выплату страховой премии при страховании на полную стоимость (страховую сумму) МЛМ ориентировочно составят 3,4 млрд рублей", - говорится в пояснительной записке.
Спойлер
В проект постановления правительства предлагается внести изменения в том числе связанные с увеличением рекомендуемого максимального размера страхового тарифа исключительно для рисков при запуске и стыковке модуля "Наука" с МКС. "Размер страхового тарифа применяется при страховании запуска многофункционального лабораторного модуля "Наука" и (или) пуска ракеты космического назначения и стыковки многофункционального лабораторного модуля "Наука" с Международной космической станцией", - отмечается в документе.
"Решения, предлагаемые проектом постановления, направлены на создание дополнительных гарантий достижения целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", так как предусмотренное проектом постановления страховое возмещение позволит осуществить повторно запуск МЛМ, прошедший в аварийном режиме, или компенсировать Российской Федерации затраты на его изготовление и запуск в случае принятия решения о нецелесообразности повторного изготовления и запуска МЛМ", - говорится в пояснительной записке.

Модуль "Наука"
Ранее замдиректора департамента пилотируемых программ Роскосмоса Владимир Данеев сообщил, что запуск модуля "Наука" к МКС запланирован на конец апреля 2021 года, продолжительность его полета до станции составит неделю.
Модуль способен вырабатывать кислород на шесть человек, регенерировать воду из урины. С "Наукой" российские космонавты должны получить второй туалет, каюту для третьего члена экипажа, а также европейский манипулятор ERA, который позволит выполнять ряд работ без выхода в открытый космос.
[свернуть]

zandr

https://tass.ru/kosmos/10237553
ЦитироватьРоскосмос предлагает поднять зарплаты космонавтам
МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Роскосмос предлагает увеличить оклады космонавтов, соответствующий проект постановления правительства опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения.
Как отмечается в пояснительной записке, документ предусматривает "увеличение должностных окладов для лиц, состоящих в отряде космонавтов Российской Федерации, в сроки и размере, которые определяются для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений в установленном порядке".
В частности, планируется оклад кандидата в космонавты поднять с 60,9 тыс. рублей до 82,8 тыс. рублей, космонавта - с 63,8 тыс. рублей до 86,8 тыс. рублей, инструктора-космонавта - с 88,4 тыс. рублей до 120,3 тыс. рублей. Космонавтам, которые совершили космический полет, предлагается увеличить оклад с 69,6 тыс. рублей до 94,7 тыс. рублей.
Сейчас проект документа проходит независимую антикоррупционную экспертизу.
В апреле российский космонавт Сергей Кудь-Сверчков во время онлайн-лекториума "Большая перемена" назвал диапазон зарплат, которые получают его летавшие и не летавшие на орбиту коллеги. По его словам, сейчас зарплата только прибывших кандидатов в космонавты, которые зачислены в отряд, составляет до 100 тыс. рублей. При этом в зависимости от стажа, опыта полетов, ученых степеней и должности космонавты "могут получать от 100 тыс. до 200 тыс. с лишним".

zandr

https://ria.ru/20201213/kosmos-1588964255.html
ЦитироватьНа адаптацию корабля "Орел" к "Ангаре" потратят более миллиарда рублей
МОСКВА, 13 дек - РИА Новости. "Роскосмос" выделит на адаптацию нового космического корабля "Орел" к ракете-носителю "Ангара" более 1 миллиарда рублей, работы планируется завершить к апрелю 2021 года, следует из материалов госкорпорации, размещенных на сайте госзакупок.
В июне главный конструктор по разработке корабля Игорь Хамиц рассказал РИА Новости, что эскизный проект по созданию космического комплекса "Ангары" с "Орлом", в рамках которого проводятся работы по интеграции ракеты-носителя с кораблем, должен быть готов в первой половине 2021 года.
Согласно материалам на госзакупках, на "разработку эскизного проекта на космический комплекс с пилотируемым транспортным кораблем и ракетой-носителем тяжелого класса "Ангара" на космодроме Восточный" планируется истратить 1,1 миллиарда рублей с завершением работы до 30 марта 2021 года.
Спойлер
Первоначально "Орел" должен был запускаться на ракете "Русь-М" с космодрома Восточный, но в 2011 году ее проект был закрыт, и корабль пересадили на ракету "Ангара". В 2017 году "Роскосмос" принял решение проводить летные испытания "Орла" на ракете "Союз-5" с космодрома Байконур, а в 2019 году корабль снова оказался на "Ангаре".
Разработка нового российского космического корабля "Орел" (ранее назывался "Федерация") для полетов к Луне ведется с 2009 года. Первый испытательный запуск ожидается в конце 2023 года на ракете-носителе "Ангара-А5" с космодрома Восточный. В 2024 году намечается беспилотный, в 2025 году - пилотируемый полет корабля к Международной космической станции.
В 2026 и 2027 годах также планируются полеты на "Ангаре", а в 2028 году - первый старт на ракете сверхтяжелого класса "Енисей". Тогда же, в 2028 году, летные испытания корабля планируется завершить и перейти к его эксплуатации. В 2029 году планируется облет на нем Луны, а в 2030-м - высадка российских космонавтов на ее поверхность.
[свернуть]

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

lenta.ru

Самая дешевая в мире ракета впервые улетела в космос



Сверхлегкий носитель Rocket американской компании Astra впервые преодолел линию Кармана (100 километров над уровнем моря), считающуюся условной границей между атмосферой Земли и космическим пространством. Соответствующий ролик опубликован в Twitter.
Полет Rocket, которая, согласно данным Astra, должна стать самой дешевой в мире ракетой космического назначения, длился 8,5 минуты. Старт носителя состоялся с пускового комплекса Кадьяк на Аляске.
SpaceNews пишет, что ракета достигла высоты 390 километров и развила скорость 7,2 километра в секунду, что примерно на 0,5 километра в секунду меньше требуемой для выхода на орбиту скорости. В Astra заявили, что проведенный испытательный пуск считают успешным, поскольку он позволил определить точное соотношение компонентов топлива (керосина и жидкого кислорода) для следующего пуска. Издание отмечает, что для последнего старта Rocket с Кадьяка было привлечено пять сотрудников компании, которые смогли «запустить ракету всего за несколько дней». Следующий запуск носителя планируется провести через несколько месяцев.
В сентябре пуск Rocket завершился падением с переворотом и взрывом. Как отмечала Astra, неполадки были связаны с системой навигации ракеты, в результате чего было принято решение об остановке двигателей первой ступени.
Американская Astra работает над носителем Rocket, который, как заявляют в компании, должен стать самой простой и технологичной ракетой в мире, а потому и самой дешевой. В Astra уверены, что данная задача будет решена, когда надежность пусков носителя достигнет 95 процентов при цене старта примерно один миллион долларов. В настоящее время стоимость пуска Rocket, рассчитанного на выведение около 150 килограммов, оценивается в 2,5 миллиона долларов. Разработку Rocket отличает итеративный подход.
В настоящее время в США действуют порядка десяти космических стартапов, самыми успешными из которых являются SpaceX, Rocket Lab и Blue Origin.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#829
НазваниеСтоимостьПНОрбита
NEPTUNE NS$0,25M0,0064т
90°; 310 км
Spyder Orbital$1M0,009 т
НЗО
Phoenix<$3M0,022 т
ССО; 400 км
VLM$3M0,16 т
НЗО
Rocket 3.3 (Astra)$3,9M0,15 т
ССО; 500 км
Ravn>$4M0,1т
ССО; 500 км
Jielong-1 (Smart Dragon-1)$6M0,2 т
ССО; 500 км
Куайчжоу KZ-1$6M0,43 т
ССО; 500 км
Electron$6,95M0,1 т
ССО; 500 км
Landspace LS-1$8M0,4 т
ССО; 500 км
Куайчжоу KZ-1A$9M0,25 т
ССО; 500 км
INTREPID-1$9M0,376 т
ССО; 500 км
CZ-11$10M0,435 т
ССО; 500 км
Terran-1$10M1,25 т
НЗО
LauncherOne$12M>0,3т
CCО; 500 км
RS1$12M0,875т
CCО; 500 км
Minotaur I$12,5M0,335тССО; 740 км
Shavit 1$15M0,35 т90°; 240X600 км
Firefly Alpha$15M0,63 тССО; 500 км
Рокот / Бриз-КМ (Федер.)$21M1,15 тССО; 700 км
Союз 2-1б (Федер.)$23M8,35 т51,8°; 200 км
Minotaur IV$23,6M1,075тССО; 700 км
Союз-2-1В/БВ Волга$25M1,4 тССО; 835 км
CZ-2C$25M1,4 т
ССО; 600 км
CZ-2D$25M1,3 т
ССО; 600 км
PSLV-CA$29,3M1,2 т
ССО; 630 км
PSLV-XL$31,5M1,75 т
ССО; 630 км
Minotaur-C (Taurus XL)$35M0,93 т
ССО; 700 км
Союз 2-1б (Главкосмос 2018 )$35M8,35 т51,8°; 200 км
Epsilon$38M0,45 т
ССО; 500 км
Рокот / Бриз-КМ (Eurockot)$39M-$45M1,15 тССО; 700 км
Vega (2015)$44M1,5 т
ССО; 700 км
Циклон-4М$45M3,35 тССО; 700 км
GSLV Mark 2$45M2,5 тГПО dV=1800 м/с
Союз 2-1б / Фрегат (Федер.)$47M4,6 тССО; 820 км
Союз 2-1б / Фрегат (Главкосмос 2018 )$48,5M4,6 тССО; 820 км
Союз 2-1а / Фрегат (Starsem)$50M4,2 тССО; 820 км
H3$50M6,5 тГПО
Pegasus XL$56,3M0,225тССО; 700 км
CZ-3A$60M2,6 тГПО dV=1800 м/с
CZ-4B$60M2,3 тССО
CZ-4C$60M2,9 тССО
Falcon 9 Block 5 (2020)$62M5,5 тГПО dV=1800 м/с
GSLV MkIII$62M4,1 тГПО
Протон М / ДМ-03 (Федер.)<$65M3,0 тГСО
Протон М / Бриз М (Федер.)<$65M3,7 тГCО
Протон М / Бриз М (ILS)~$656,5 тГПО dV=1500 м/с
Falcon 9 v1.2 (Iridium Next, 2016)$67,9M5,3 т86.4°; 667 км
CZ-3B$70M5,1 тГПО dV=1800 м/с
CZ-3BE~$70M5,5 тГПО dV=1800 м/с
CZ-3C$70M3,8 тГПО dV=1800 м/с
Союз СТБ / Фрегат МТ$80M4,9 тССО; 820 км
Antares 230$80-85M6,7 т51,6°; 200 км
Ariane 62$85M5,0 тГПО dV=1500 м/с
Falcon 9 v1.1 (AMOS 6, 2015)$85M5,5 тГПО dV=1800 м/с
Vulcan-VC0S (2020)$85M4,75 тГПО dV=1800 м/с
Falcon 9 v1.1 (NLS II)$87M4,85 тГПО dV=1800 м/с
Falcon Heavy (2016)$90Mдо 8 тГПО dV=1800 м/с
New Glenn$90M13.6 тГПО dV=1800 м/с
Falcon 9 v1.2 (USAF GPS-III, 2017)$96,5M3,68 т55°; 20200 км
Falcon 9 v1.1 (USAF 2015)$97M4,85 тГПО dV=1800 м/с
Falcon 9 v1.2 (Sentinel-6A, NLS-II, 2017)$97M1,4 т66°; 1336 км
H-IIA 202$98M4,0 тГПО dV=1800 м/с
H-IIA 204$98M6,0 тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 401 (2017)$109M4,767тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 411 (2017)$115M5,964тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 501 (2017)$120M3,778тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 421 (2017)$123M6,903тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 431 (2017)$130M7,715тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 511 (2017)$130M5,248тГПО dV=1800 м/с
Ariane 64$130M11,5 тГПО dV=1500 м/с
Atlas V 401 (JPSS-2, NLS-II, 2017)$132,4M2,93 тCCО; 824 км
Falcon Heavy (2012)$135M21,2 тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 521 (2017)$135M6,477тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 531 (2017)$140M7,448тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 541 (2017)$145M8,287тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 551 (2017)$153M8,899тГПО dV=1800 м/с
Atlas V 401 (Landsat-9, NLS-II, 2017)$153,8M2,623 т98,2°; 705 км
Falcon Heavy (Air Force 2015)$165M21,2 тГПО dV=1800 м/с
H-II B$182M16,5 т30,4°; 300 км
Атлас V 551 (USAF STP-3, 2017)$191,1МПОГСО
Атлас V 541 (MSL)$195М4,75 т11,2 км/с
Атлас V 551 (New Horizons)$213М0,478т16,21 км/с
Ariane 5 ES$240M20,0 т51,6°; 300 км
Ariane 5 ECA$240M9,5 тГПО dV=1500 м/с
Атлас V 541 (Mars 2020)$243М4,75 т11,2 км/с
Vulcan-VC6L (2020)$260MГПО dV=1800 м/с
Delta IV Heavy (2019)$328M14,220тГПО dV=1800 м/с
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

мне вот просто интересно, а что с 2013 года значит
Цитата: Salo от 28.11.2013 23:14:54H-II B $182M 16500 кг 30,4°; 300 км
30,4°? похожим указано 51,6°; 300 км или 51,6°; 200 км

triage

Цитироватьhttps://ria.ru/20210124/spacex-1594385608.html

SpaceX успешно запустила ракету с рекордным числом спутников
18:23 24.01.2021

ВАШИНГТОН, 24 янв – РИА Новости. Компания SpaceX в воскресенье успешно запустила ракету-носитель Falcon-9 с рекордным количеством спутников на борту – 143 аппарата, трансляция велась на сайте компании.
...
Миссия получила название Transporter-1, это первый запуск в рамках программы, которая призвана обеспечить доступный доступ к выводу на орбиту спутников для заинтересованных компаний.

Как сообщают СМИ, стоимость запуска спутника весом 200 килограммов составляет один миллион долларов. За каждый килограмм сверх этого берут по пять тысяч долларов. SpaceX планирует осуществлять подобные запуски раз в четыре месяца.

zandr

Цитата: РИА Новостиобеспечить доступный доступ

Журфак рУлит! :(

zandr

https://vk.com/newspacepress?w=wall-41126705_90686
ЦитироватьНовый заказ на служебные модули Orion указывает на устойчивые позиции программы Artemis
ESA подписало с Airbus Space and Defense контракт на $790 млн на производство ещё трёх сервисных модулей для космического корабля Orion.
Спойлер
Европейский сервисный модуль (EMS) - это 15-ти тонная силовая установка космического корабля Orion. В дополнение к двигательной установке он обеспечивает экипаж кислородом, водой и электроэнергией, а также выполняет терморегуляцию. Производство сервисных модулей является частью долгосрочного участия ESA в программе Artemis.
Эти модули предназначены для использования в миссиях Artemis 4–6.
[свернуть]
Две из трёх миссий будут направлены на поддержку строительства Gateway. По словам Дэвида Паркера, Европа уже получила три места благодаря своему участию в проекте лунной станции.

Salo

https://spacenews.com/ten-companies-bid-for-nasa-small-launch-vehicle-contract/

ЦитироватьAevum, which rolled out Dec. 3 a prototype of the drone that will serve as the platform for its Ravn X air launch system, was cited for six significant weaknesses, ranging from contamination issues with the payload fairing to a lack of details on the propulsion system for the launch vehicle and a schedule that indicated to NASA that "they do not fully understand the complexity and challenges associated with achieving first launch." That, as well as a proposed price "significantly higher" than Astra's $3.9 million, ruled Aevum out for an award.
For the other two companies, NASA found strengths in Relativity's proposal regarding its concept of operations and launch vehicle risk reduction, but a weakness regarding its development schedule. Phantom, a startup led by former Vector chief executive Jim Cantrell, suffered three significant weaknesses regarding payload accommodations and environment as well as concerns the company would not be able to raise the funding needed to develop its vehicle. It was cited for strengths regarding design and test plans for the vehicle and its concept of operations.
Relativity's bid of $3 million was "slightly higher" than Phantom's price, but Syring concluded that the "slightly higher price is more than offset by the reduced level of risk," and thus gave an award to Relativity.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Цитата: /Иван/ от 09.02.2021 18:35:58В интервью есть кое-что по теме
Спойлер
Цитата: РИА Новости / 09.02.2021Никита Казинский: невозможно говорить о прибыльности SpaceX

Рассчитать возможную стоимость ракеты или спутника, пока их еще нет даже на бумаге? Оценить стоимость космических проектов для федеральных программ? Этим в периметре госкорпорации "Роскосмос" занимается головная экономическая научно-исследовательская организация космической отрасли – АО "Организация "Агат". Специалисты общества разрабатывают технико-экономическое обоснование перспективных программ и проектов, когда еще нет ни их технического облика, ни кооперации предприятий. При непосредственном участии АО "Организация "Агат" были разработаны "Федеральная космическая программа России", ФЦП "Развитие космодромов", а также перспективные программы. О конкуренции с Илоном Маском на рынке пусковых услуг, российской многоразовой ракете и перспективах "Морского старта" в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор предприятия Никита Казинский.

– Общеизвестно, что Илон Маск вытеснил Россию с рынка коммерческих пусковых услуг благодаря низким ценам пусков своих Falcon 9. Какие пути экономического противодействия этому для возвращения Россией утраченных позиций видит "Организация "Агат"?

– Об ослаблении наших позиций на рынке коммерческих пусковых услуг можно говорить лишь применительно к пускам на геопереходную и геостационарную орбиты. Коммерческие запуски на другие виды орбит с помощью наших ракет среднего класса все еще весьма конкурентоспособны.

Причиной, уверен, временного ослабления позиций России на рынке коммерческих пусков на геопереходную и геостационарную орбиты стало весьма неудачное стечение трех ключевых обстоятельств: годовая остановка в 2016 году запусков "Протонов" из-за обнаруженной проблемы с их двигателями, выход на рынок конкурентоспособного Falcon 9и неопределенные долгосрочные перспективы "Протона" после 2024 года. Для заказчиков – операторов группировок именно стечение этих причин сыграло свою роль. Так, до 2016 года количество коммерческих пусков ракет-носителей "Протон" и Falcon 9 было примерно одинаковым, и только в 2016-2017 годы Falcon 9 вырвался вперед. При этом следует отметить, что по большей части SpaceX запускает на низкие орбиты космические аппараты Starlink собственного производства, формируя по сути за бюджетные деньги многоспутниковую орбитальную группировку двойного назначения.

Вернуть наши позиции можно, и помогут нам это сделать наши перспективные ракеты-носители. Как вы знаете, сейчас в самарском ракетно-космическом центре "Прогресс" разрабатываются новые ракеты-носители: полутяжелый "Союз-5" и ракета среднего класса "Амур-СПГ" на сжиженном природном газе. Они имеют все шансы стать успешными и востребованными на рынке. Крайне важна для этого последовательно проводимая "Роскосмосом" политика в области системы средств выведения. Как и в случае со SpaceX, проектам потребуется поддержка институциональных заказчиков, дающая уверенность как производителям, так и заказчикам в ритмичном производстве и наличии пусковой возможности даже в дальней перспективе.

– В какую стоимость оценивает "Агат" себестоимость пуска ракет Маска?

– Вопрос о себестоимости запуска Falcon 9, как разговоры о медицине и строительстве, – весьма популярны. Объективно ответить на вопрос о себестоимости продукции в закрытой компании (SpaceX – закрытая компания с непрозрачным ценообразованием) затруднительно. С определенной долей достоверности можно говорить о цене пуска – это более публичная информация. И здесь наблюдаются бросающиеся в глаза колебания. Так, запуск Falcon 9, цена которого на внешнем рынке декларируется не выше 62 миллионов долларов, покупался внутри США, то есть американским правительством, за 83 миллиона долларов при запуске космического аппарата GPS IIIA-1 и за 69 миллионов долларов при запуске научного зонда DART. Цена, по которой эта ракета покупается пентагоном для своих пусков, еще выше.

Еще больший уровень колебаний в ценах Falcon Heavy. При декларированной на рынке цене в 150 миллионов долларов, в контракте для ВВС США цена составила 316 миллионов долларов.

Кроме довольно существенных колебаний цены необходимо понимать, что бизнес частных компаний в США далеко не всегда ведется на принципах, принятых в государственных программах России. Никакого позаказного учета может и не вестись, и единой нормы прибыли может не быть. Попробую пояснить, почему это важно для бизнеса SpaceX и понимания вопроса о себестоимости Falcon 9. Оценка стоимости SpaceX с почти 1 миллиарда долларов в 2010 году повысилась к 2019 году до 33 миллиардов долларов. А по оценке Morgan Stanley, опубликованной в конце октября 2020 года, капитализация SpaceX может составить около 100 миллиардов долларов. Столь впечатляющие цифры (соразмерные стоимости Coca-Cola и Bank of Ameriсa) создают ожидания инвесторов и стимулируют инвестиции. Например, общая сумма привлеченных инвестиций от частных инвесторов только за 2020 год достигнет 2,41 миллиарда долларов. Эта сумма сопоставима с объемом годового бюджетного финансирования Федеральной космической программы России.

Без высокомаржинальных государственных заказов SpaceX периодически сталкивается с дефицитом денежных средств, на компенсацию которого необходимы инвестиции. За 12 месяцев до сентября 2018 года SpaceX фиксировала 270 миллионов долларов скорректированной EBITDA (немногим больше 10% при доходах около 2,5 миллиарда долларов), и это с учетом "денег из будущего" – сотен миллионов долларов клиентских депозитов. В 2019 году количество запусков упало с 21 до 13, что вероятно привело к еще более значительному снижению EBITDA. Это может быть признаком убыточности операционной деятельности.

Еще одним фактором, помимо понятных доходов за выполняемые работы и инвестиций, являются государственные субсидии. SpaceX получила свыше 880 миллионов долларов субсидий для внедрения спутникового интернета на базе Starlink в сельской местности. В России сам факт субсидии зачастую расценивается как признак нездорового предприятия, а для США это достаточно традиционный инструмент, и им активно пользуются спутниковые операторы Hughes и Viasat, периодически рапортуя о позитивных финансовых результатах на фоне общих для спутниковых операторов тенденций к снижению доходности.

Мы не утверждаем, что деятельность SpaceX убыточна, а Илон Маск создает финансовую пирамиду, построенную на инвестициях и государственной поддержке высокотехнологичных разработок. Мы лишь подчеркиваем, что для быстрорастущей компании с постоянно увеличивающимся уставным капиталом и разницей в цене продукции, без анализа управленческой и бухгалтерской отчетности, об убыточности или прибыльности говорить практически невозможно.

Например, цена пуска одного из планируемых спутников NASA SPHEREx – свыше 98 миллионов долларов (масса спутника вряд ли превысит 200 килограмм при массе полезной нагрузки в 75 килограмм) – дает не укладывающуюся ни в какие экономические категории 490 тысяч долларов за 1 килограмм. Для примера, выведение европейского научного спутника Gaia в точку Лагранжа на ракете среднего класса "Союз-2" стоило менее 20 тысяч долларов за 1 килограмм. Причины выбора NASA тяжелого носителя от SpaceX с ценой запуска дороже чем на коммерческом рынке для запуска малого спутника не имеют очевидных технико-экономических объяснений. Кроме одного – избыточное государственное финансирование позволяет компании демпинговать на внешних рынках. Это часть единой государственной стратегии США – убивать конкурента демпингом, скрывая при этом истинную себестоимость своей продукции.

– "Роскосмос" впервые в истории внес в задание на эскизный проект новой ракеты "Амур-СПГ" стоимость пуска. То есть, прислушался к тому, что глава группы S7 Владислав Филев, владеющий комплексом "Морской старт", предлагал еще в 2017 году. Насколько правильным с экономической точки зрения является постановка вопроса о стоимости в эскизном проекте?

– Во-первых, помимо господина Филева нам есть кого слушать. В частности, данное указание по разработке ракеты под конкурентную на рынке цену поступило непосредственно от руководства нашей госкорпорации. Во-вторых, тезис "впервые в истории", конечно, преувеличение. Задание требований к стоимости изделий на этапе серийного производства – весьма характерная и развитая практика для серийной и малосерийной техники, и активно применяется Минобороны, в том числе в авиации. Насколько мне известно, аналогичные идеи, озвученные основателем частной авиакомпании S7 Владиславом Феликсовичем Филевым, учитывались разработчиками "Суперджета-100" и МС-21.

В космической отрасли основная часть техники – опытно-конструкторские изделия, которые зачастую создаются в единственном экземпляре (бессмысленно задавать такие требования для модулей станции или уникальных космических аппаратов). В то же время, практически все технические задания содержат требования о создании изделий по характеристикам лучших, чем существующие отечественные и зарубежные аналоги.

Для эскизного проектирования космического ракетного комплекса "Амур-СПГ" наша госкорпорация задала конкретные требования проектировать под заданную стоимость. С нашей точки зрения, учитывая назначение и наиболее массовый сегмент создаваемого ракетного комплекса, заказчик принял абсолютно правильное и своевременное решение.

Попробую пояснить – именно на стадии эскизного проекта формируется и фиксируется состав изделий комплекса, кооперация, тактико-технические характеристики и директивные технологии, а также формируется окончательный комплект тактико-технических заданий. И простое требование, которое вы повторили в одной фразе вопроса, превратится в конгломерат весьма сложных встречных обязательств предприятий-участников проекта, учитывающих такие факторы как серийность, ритмичность заказа и типовых испытаний, возможность замены поставщиков, влияние курсов валют и многое другое.

– Насколько сумма от 22 до 35 миллионов долларов за пуск, прописанная в контракте на эскизное проектирование ракеты "Амура-СПГ", отвечает объективной реальности? Сможем ли мы сделать такую дешевую ракету?

– Если говорить о конкретной величине – 22 миллиона долларов и 35 миллионов долларов за пуск, и о том, отвечает ли она объективной реальности, то ответ очевидный – нет, не отвечает, именно поэтому госкорпорация "Роскосмос" и создает новый комплекс и новую объективную реальность. Не раз наша страна создавала такую новую реальность. Вспомните АК-47, ЗИС-3, Т-34.

– Есть ли экономическая целесообразность для России переходить на метановые ракетные технологии, и есть ли резон делать многоразовые ракеты?

– Метановые технологии обещают быть весьма перспективными именно в силу экономических предпосылок. Но пока они отсутствуют и не проработаны, обоснованно ответить на вопрос об экономической целесообразности невозможно. Опыт наших зарубежных коллег и расширение инициатив в области метана косвенно подтверждает перспективность этой технологии. Многоразовость – вопрос сложный, точнее многопараметрический. Если сравнивать возможности одноразовой и многоразовой ракеты-носителя для одинаковой полезной нагрузки во всех пусках, то эффективнее одноразовая, но если предполагается запуск широкого спектра грузов, в том числе меньших, чем грузоподъемность ракеты, то ответ может быть обратным – многоразовость выгоднее.

Поэтому ответить на вопрос, с какого количества пусков это выгодно, до выпуска эскизного проекта невозможно. Выгода (суммарная маржинальность проекта) зависит от программы пусков и типов полезных нагрузок, объемов наземной экспериментальной отработки для сокращенного выпуска составных частей в случае многоразовости, стоимости восстановления повторно используемых агрегатов и многого другого.

– Считала ли "Организация "Агат" расходы на создание орбитальной группировки "Сфера" из более чем 500 спутников? В какую сумму обойдется эта система? Просчитаны ли способы коммерциализации предоставляемой системой услуг? Выйдет ли данная система на самоокупаемость?

– Программа "Сфера" находится на рассмотрении в правительстве РФ. Как вы понимаете, разработка ФЦП ведется не как заблагорассудится, а по определенным правилам, устанавливаемым соответствующими решениями и регламентом правительства.

Как и любая другая программа, программа "Сфера" содержит не просто перечень мероприятий, в котором предварительно определены количество и характеристики спутников (цифры могут уточняться в ходе реализации программ), но также и технико-экономическое обоснование с подтверждением потребности в сроках и ресурсном обеспечении, предварительные оценки получаемого социально-экономического эффекта.

В настоящий момент состав программы "Сфера", номенклатура проектов и мероприятий обсуждаются, поэтому говорить об объемах ресурсного обеспечения преждевременно. Отдельные заявления должностных лиц о бюджете "Сферы" в этой связи выглядят некорректно.

Для различных проектов, входящих в программу "Сфера", могут быть совершенно различные подходы к коммерциализации: от моделей уже действующих операторов, способных привлечь внебюджетные средства, таких как ФГУП "Космическая связь" и АО "Газпром космические системы", до совершенно новых, например, концессионных механизмов, определяемых на последующих стадиях реализации проектов.

Что является важным и связующим для всех мероприятий программы "Сфера", так это не какая-то модель коммерциализации, а полезность и востребованность результатов космической деятельности в широком спектре конкретных приложений для различных отраслей народного хозяйства. Именно это свойство позволяет говорить о "самоокупаемости", хотя термин довольно узок, скорее надо говорить об экономической эффективности для бюджета, для инвестора, для участников.

– Считала ли "Организация "Агат" расходы на возобновление деятельности "Морского старта"? Может ли он быть чисто коммерческим или требует постоянных государственных расходов

– Моя точка зрения, что чисто коммерческим "Морской старт" быть не может, и годы сложной судьбы космодрома это подтвердили. Безусловно, нужна государственная поддержка, которая будет не просто субсидией или вливанием в убыточный актив, а целесообразным вложением, обеспечивающим бюджетный эффект и большую пользу России. Будем надеяться, "Морской старт" еще послужит своей стране.
[свернуть]
Особенно понравилось про формирование группировки Старлинк "за бюджетные деньги". Освоение госбюджета настолько въелось в кровь нашей ракетно-космической отрасли, что ей ничего другого в голову не приходит. ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Цитата: Дмитрий В. от 10.02.2021 08:26:48Особенно понравилось про формирование группировки Старлинк "за бюджетные деньги". Освоение госбюджета настолько въелось в кровь нашей ракетно-космической отрасли, что ей ничего другого в голову не приходит. ;D
Дотацию почти в миллиард на интернет в труднодоступных районах он всё-таки получил. И от минобороны кое-что перепало.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

PIN

Цитата: Salo от 10.02.2021 17:23:23Дотацию почти в миллиард на интернет в труднодоступных районах он всё-таки получил.
Он её получит. Может быть. Эта общая сумма на 10 лет с регулярными платежами. И только в том случае, если услуги связи реально будут предоставляться к моменту следующего платежа.
Апдейт. Заблуждался!
The subsidies will "be distributed over the next 10 years," the FCC said, in the form of "equal monthly payments," so long as each provider "meets all deployment milestones."

cross-track

Цитата: /Иван/ от 10.02.2021 18:04:33
Цитата: Дмитрий В. от 10.02.2021 08:26:48Особенно понравилось про формирование группировки Старлинк "за бюджетные деньги".

Там и про частные инвестиции тоже написано:
Цитата: РИА Новости / 09.02.2021Никита Казинский: невозможно говорить о прибыльности SpaceX
А вот интересно, в этом аспекте о прибыльности Роскосмоса можно говорить? Здесь проскакивала цифра - 20 млрд на Ангару за 20 лет. Это дотационные деньги?
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 12 фев - РИА Новости. Ожидаемая стоимость пуска новой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5", призванной заменить украинский "Зенит", составит от 50 до 55 миллионов долларов, заявил директор по сотрудничеству с Казахстаном в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (предприятие "Роскосмоса") Алексей Останин.
В ноябре 2018 года в видео, опубликованном в Twitter генеральным директором "Роскосмоса" Дмитрием Рогозиным, сообщалось о стоимости пуска "Союза-5" в 60 миллионов долларов.

"Отличительными особенностями нового комплекса являются его... рыночная привлекательность (стоимость пуска в пределах 50–55 миллионов долларов)", - приводятся слова Останина в газете "Космодромы России", выпускаемой предприятием.

Разработка ракеты среднего класса "Союз-5" взамен производимой на Украине ракеты "Зенит" началась в 2016 году. На первой ступени "Союза-5" планируется использовать двигатель РД-171МВ – модернизированный двигатель от первой ступени ракеты "Зенит", на второй – РД-0124МС – модернизированный двигатель от третьей ступени ракеты "Союз-2.1б" вместо производившегося на Украине двигателя РД-120 для "Зенита".
В июле 2018 года "Роскосмос" заключил контракт с РКК "Энергия" (головной разработчик ракеты "Союз-5") на 61,2 миллиарда рублей на создание и испытание ракеты "Союз-5". В рамках летных испытаний в 2023-2025 годах с космодрома Байконур предполагается выполнить три пуска "Союза-5". На первой ракете в четвертом квартале 2023 года должны запустить макет космического аппарата. После окончания летных испытаний до 2036 года планируется осуществлять не менее двух пусков "Союза-5" в год. Изготавливать ракету будет РКЦ "Прогресс".
Реализация совместного российско-казахстанского проекта "Байтерек" по пускам "Союзов-5" с Байконура оценивается в 916 миллионов долларов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!