Где взять жидкий водород для ракет?

Автор Прасковья Иванова, 13.04.2010 10:54:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


АниКей

yandex.ru

В Германии оценили перспективы заполнения «Северного потока – 2» водородом




Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
В будущем около 70% мощностей газопровода «Северный поток – 2» можно будет заполнять водородом, считает председатель Восточного комитета немецкой экономики, глава концерна Wilo Оливер Хермес.
«Газопровод строится по самым современным стандартам экологической и технической безопасности и открывает нам, таким образом, перспективу для водородной эпохи после переходного периода природного газа. Из-за применяемых материалов «Северный поток – 2» в отличие от старых газопроводов уже в ближайшие десятилетия может быть до 70% мощностей наполнен водородом – энергоносителем будущего», – передает слова Хермеса РИА «Новости».
Бизнесмен заявил, что санкции США против «Северный потока – 2» нарушают европейский суверенитет. Как объяснил Хермес, газопровод является исключительно европейским проектом, а потому должен регулироваться европейскими компаниями и странами, а не американской стороной. «Мы не видим международно-правовых оснований для американского санкционного закона, который таким образом нарушает суверенитет Евросоюза и ставит европейские предприятия под прицел», – отметил он.
Ранее сообщалось, что Конгресс США на фоне споров о судьбе газопровода «Северный поток – 2» выступил с законодательной инициативой, предполагающей проведение переговоров с европейскими партнерами перед возможным расширением санкций против этого проекта. При этом пакет законопроектов исключает принятие из-за «Северный потока – 2» санкций против правительств Германии и других стран – членов ЕС, Евросоюза в целом, а также Швейцарии, Норвегии и Великобритании.
Тем временем власти Германии согласовали достройку «Северный потока – 2» на декабрь 2020 года и придумали, как немецким компаниям, участвующим в этом процессе, обойти американские санкции. В Fitch не исключили, что «Северный поток – 2» могут запустить в первом квартале 2021 года. Старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимава считает, что «Северный поток – 2» может быть достроен к лету 2021 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

kommersant.ru

В генерацию вмешался водород
Татьяна Дятел
НОВАТЭК модернизирует турбины на ТЭС «Ямал СПГ»

НОВАТЭК приступил к первому в России промышленному проекту по генерации электроэнергии из водорода. В рамках плана по сокращению выбросов СО2 компания модернизирует одну из восьми газовых турбин SGT-800 производства Siemens на электростанции, снабжающей завод по сжижению газа «Ямал СПГ». По данным "Ъ", там должна появиться пилотная установка по производству водорода.

Спойлер
Немецкая Siemens модернизирует одну из восьми газотурбинных установок SGT 800 (по 47 МВт каждая), установленных на ТЭС, снабжающей электроэнергией СПГ-проект НОВАТЭКа «Ямал СПГ», для частичного использования водорода в качестве топлива, говорят собеседники "Ъ". В результате доля использования водорода в топливе ПГУ может вырасти до 60% (сейчас машины могут работать только на природном газе). Стоимость и сроки работ источники "Ъ" не раскрывают. В НОВАТЭКе на запрос "Ъ" не ответили, в Siemens от комментариев отказались.
НОВАТЭК и Siemens Energy 10 декабря сообщили о заключении соглашения о стратегическом сотрудничестве. Компании, в частности, договорились о совместном проекте по замещению природного газа, используемого при производстве электроэнергии и СПГ, углеродно нейтральным водородом. Конкретные планы партнеры не раскрывают. НОВАТЭК ставил цель к 2030 году снизить выбросы парниковых газов при добыче углеводородов на 6% с нынешних 12,58 т СО2 на тысячу баррелей нефтяного эквивалента, а при производстве СПГ — на 5% (сейчас 0,263 т СО2 на тонну СПГ).
В работе на ТЭС «Ямал СПГ» находятся семь турбин и одна в запасе, уточняют собеседники "Ъ".
Речь идет о модернизации камеры сгорания: этот узел отвечает за процесс горения топливно-воздушной смеси, и необходима его глубокая модернизации для работы на водороде.
Один из собеседников "Ъ" говорит, что стоимость модернизации одной турбины для использования до 40% водорода составляет €4–7 млн.
Как НОВАТЭК будет получать водород, источники "Ъ" не уточняют. Но, по словам собеседников "Ъ", пилотная установка появится как раз на «Ямал СПГ», откуда водород можно поставлять на экспорт в Европу и Азию. О том, что НОВАТЭК рассматривает возможность подмешивания водорода в качестве топлива для газовых турбин для снижения выбросов СО2, "Ъ" писал 8 ноября.
В планах НОВАТЭКа выпуск и экспорт как «голубого», наименее востребованного у европейских и азиатских покупателей, так и «зеленого» водорода.
«Голубой» водород производится из газа методом парового риформинга, а образующийся СО2 улавливается в хранилища. «Зеленый» водород производится электролизом воды при помощи ВИЭ. Для этого компания планирует строить ветропарки на Ямале, Гыдане, а также, возможно, в Мурманской области и на Камчатке.
В октябре глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон заявил, что компания также планирует реализовать проект захоронения CO2 на Ямале. «У нас достаточно хороших резервуаров для закачки и хранения CO2, поскольку геологию местности мы понимаем очень хорошо, но нерешенными остаются вопросы по объемам закачки и экономике процесса»,— пояснял позже зампред правления компании Марк Джитвей, уточняя, что проект может быть запущен в 2022 году.
Модернизация позволит НОВАТЭКу сократить углеродный след СПГ и получить опыт использования водорода в энергообеспечении сложного производства в условиях Арктики, отмечает старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников.
Однако, уточняет эксперт, вряд ли стоит ожидать, что проект начнется до успешного окончания тестов в Европе (Siemens тестирует водород на турбинах SGT-800 на заводе в Финспонге в Швеции), и, кроме того, он потребует создания водородной инфраструктуры на самом «Ямал СПГ» — производства и хранения водорода, а также системы улавливания и хранения СО2.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

rg.ru

В России появится первая Водородная долина
Никита Зайков


Томский политехнический университет (ТПУ) подал документы на создание технологической Водородной долины. Этот инжиниринговый научно-технический центр будет заниматься разработками в сфере водородной энергетики.
Как рассказал на онлайн "круглом столе" в "Российской газете" проректор по технологическому развитию и предпринимательству ТПУ Артем Боев, в планах вуза - создание первого в стране действительно масштабного центра концентрации инновационной деятельности на формирующемся рынке технологий водородной энергетики. В России уже действует несколько подобных инжиниринговых центров, развивающих разные направления. Мировой опыт показывает, что подобный опыт трансфера технологий эффективен.
- Перед тем как выступить с такой инициативой, мы изучили мировую практику: как сделаны водородные долины в Германии, в Японии, в Нидерландах. Там существуют маленькие города, где все посвящено водородной энергетике. Особенно ярко это представлено несколькими серьезными консорциумами в Японии, - рассказал Артем Боев.
Центр водорода и топливных элементов в немецком Дуйсбурге определил семь основных направлений исследований, среди которых топливо и топливные процессы, водородная инфраструктура, новые материалы и технологии. А в японской Долине по производству водородных ячеек разрабатывают технологии для автомобилей на топливных элементах и водородных заправочных станций.
Водородная долина Томска будет заниматься научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) по всем сегментам цепочки стоимости. Ключевые направления будут зависеть от индустриальных партнеров, многие из которых выразили согласие на участие в проекте.
Идея создания этого инжинирингового центра стала продолжением инициативы ТПУ об организации первого в России научно-технологического консорциума: его участники не дублируют разработки друг друга, а создают технологические цепочки, в результате предлагая к внедрению готовую технологию по получению или транспортировке водорода. Инициатива ТПУ полностью поддержана администрацией Томской области и вошла в стратегию развития региона.
Справка "РГ"
Водородная энергетика - перспективное направление, хотя и непростое. Здесь еще существует много технологических проблем, которые еще предстоит решить. И тогда водородная энергетика, которую еще называют "запасом человечества на будущее", решит многие проблемы, когда традиционные сегодня источники энергии иссякнут.
Полностью репортаж с онлайн "круглого стола" о водородной энергетике читайте в ближайших номерах "Российской газеты".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

Цитата: Прасковья Иванова от 13.04.2010 10:54:27Прочитала, что новые ракеты будут летать на жидком водороде. А где его взять? И сколько его нужно? Наверное, дорогой? Кто знает, подскажите.
https://www.russian.space/2582/
ЦитироватьСпециалисты КЦ «Южный» проводят полугодовое ТО на кислородно-азотном производстве
С 12 января в Космическом центре «Южный» на кислородно-азотном производстве началось полугодовое техническое обслуживание. Уже обслужен ряд систем и агрегатов, в том числе и системы расходных емкостей для хранения жидкого азота, продолжаются операции по обслуживанию градирен. 
 
Все мероприятия проводятся собственными силами филиала, без привлечения представителей заводов-изготовителей. Согласно утверждённому плану-графику ТО будет проводиться до 29 января.
Мощности предприятия обеспечивают криогенными продуктами потребности не только космодрома Байконур, но и космодрома Восточный, а также, по запросу, космодрома Плесецк. В 2020 году на нужды КЦ «Восточный» было отправлено около 300тонн жидкого кислорода и 105 тонн жидкого азота. На космодром Плесецк более 1300 тонн жидкого кислорода и 250 тонн жидкого азота.
Спойлер
[свернуть]

АниКей

kommersant.ru

Россия начнет выпускать «зеленый» водород
Татьяна Дятел


«Роснано» и «Энел Россия» намерены реализовать первый в России проект по выпуску «зеленого» водорода на базе ветроэлектростанции в Мурманской области. Предполагается выпускать 12 тыс. тонн водорода в год и экспортировать его в ЕС, инвестиции оцениваются в $320 млн. Аналитики отмечают, что производство водорода могло бы решить вопрос с энергопрофицитом в Мурманской области, но конечная стоимость водорода может оказаться слишком высокой, к тому же остаются вопросы относительно способов доставки его клиентам в Европе.
«Роснано» и «Энел Россия» (56,43% у итальянской Enel) намерены заняться совместным производством «зеленого» водорода в России (производится электролизом воды при помощи энергии, полученной из возобновляемых источников), следует из презентации «Роснано», опубликованной Telegram-каналом «Советбезрынка» (источники "Ъ" подтвердили подлинность). Именно «зеленый» водород, считающийся наиболее экологичным, получил приоритет в масштабной программе ЕС по переходу на это топливо.
Базой для производства станет строящаяся ветроэлектростанция (ВЭС) «Энел России» в Мурманской области мощностью 201 МВт (ввод в декабре 2021 года, но возможны задержки), которую генкомпания строит по договору поставки мощности (ДПМ, гарантирует повышенный возврат инвестиций через оптовый энергорынок) для ВИЭ.
Как следует из презентации, проект мощностью 12 тыс. тонн водорода в год предназначен для экспорта в ЕС ежегодным объемом около $55 млн.
Совместные инвестиции в SPV-компанию оцениваются в $320 млн, потенциальный IRR проекта — 10–12%. Срок реализации — до 2024 года. В «Роснано» и Enel комментариев не предоставили.
Мурманская энергосистема относится к «полузапертым» и энергопрофицитна, основной спрос на электроэнергию здесь закрывает Кольская АЭС «Росатома» (также планирует установить пилотные водородные установки). Поэтому из-за месторасположения ВЭС возникало много споров среди участников рынка. Решение по производству водорода на Мурманской ВЭС «не только решит проблему спроса, но и позволит компании выйти на экспортные рынки и создать поток выручки в валюте в одном из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики», считает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».
Но возникает коллизия: согласно правилам оптового энергорынка, вся выработка по ДПМ ВИЭ должна уходить в сеть, только в этом случае она будет оплачиваться рынком. Но при производстве водорода энергия будет направляться на электролиз, а сам водород — на экспорт. Кроме того, стоимость производства водорода методом электролиза пока одна из наиболее дорогих в мире. Platts оценивает стоимость выпуска электролизом PEM для Европы в €3,93 за 1 кг (включая CAPEX) на конец 2020 года.
Перспективы проекта во многом зависят от того, как Enel и «Роснано» будут доставлять этот водород потребителю.
В Мурманской области нет магистральных газопроводов, а вопрос транспортировки водорода по морю на дальние расстояния еще не решен. Остается вариант перевозки в цистернах по железной дороге, но он может оказаться дорогостоящим.
По мнению старшего аналитика Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрия Мельникова, вызовом для конкурентоспособности проекта станет стоимость генерируемого водорода. По его оценке, она может составить около €6–7 за кг, исходя из бенчмарков МЭА. К тому же есть риски отсутствия спроса на водород вблизи ветропарка и логистических затрат. Также он указывает на то, что генерируемый таким образом водород может не пройти в будущем сертификацию в качестве «возобновляемого», что важно для европейского рынка, поскольку мощности ВИЭ для его производства уже запланированы в рамках развития энергорынка по ДПМ, а не создаются специально для водорода (принцип дополнительности).
Проект по водороду должен стать частью более масштабного партнерства «Роснано» и «Энел Россия» в ВИЭ. Стороны намерены создать совместный фонд для участия в отборах по новой программе поддержки зеленой генерации в РФ на 2025–2035 годах, куда каждая сторона вложит по 36,5 млрд руб. (всего €800 млн). Технологическим партнером указан датский Vestas, в то время как партнером «Энел Россия» по «старым» ДПМ ВИЭ выступала Siemens Gamesa. По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», такой проект может добавить до 15 млрд руб. в год к EBITDA «Энел Россия», но в данный момент у компании нет на него денег, и ей может потребоваться привлечение средств акционеров.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

09:18
К дебюту готовится водородный суперкар Hyperion XP-1
...специалисты компании Hyperion Motors утверждают, что в данном транспортном средстве применяются технологии ведущих космических агентств...[/li]
[/list]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

blog.roboforex.com

Водород: инвестиции для тех, кто готов к высокому риску | R Blog RU - RoboForex
Автор: Евгений Савицкий


Да, в заголовке к этой статье я говорю о водороде, но начнём мы с другого – с электромобилей. Ну как можно обойти эту тему стороной, если она повсюду?

Спойлер
Завершение 2020 и начало 2021 года были очень интересными для инвесторов. В этот период резко выросли в цене акции из сектора марихуаны, а также бумаги производителей электрокаров (хотя эти акции находятся в восходящем тренде с начала 2020 года). Вдобавок к этому пользователи Reddit привнесли сумбура на рынок акций и спровоцировали рост стоимости бумаг компаний, которые находились на грани банкротства. В общем, очень интересный период был как для получения прибылей, так и для накапливания опыта торгов на рынке.
Однако в этот же период существенно подорожали в цене акции компаний из сектора, занимающегося водородным топливом, на который СМИ особо не обращали внимания. В итоге, возникает вопрос: с чем был связан рост стоимости акций этих компаний? Инвесторы просто скупали всё подряд, или же есть причины объективной привлекательности данного сектора? Давайте разберёмся в этом вопросе и раскроем тему инвестиций в компании, работающие с водородом.
Современные источники энергии: есть ли место водороду?
Почему я вспомнил об электромобилях? Всё просто. Они ассоциируются с нулевыми выбросами вредных веществ в атмосферу, но так ли это на самом деле?
Электромобиль сам по себе не загрязняет окружающую среду, в отличие от производства электроэнергии, которой он заряжается. Ведь она возникает путём преобразования энергии тепла, получаемого от сгорания углеводородного топлива, в механическую энергию, которая крутит генератор, вырабатывающий электричество.
Чтобы уменьшить негативное влияние на окружающую среду продуктов сгорания, человечество активно развивает работу с возобновляемыми источниками энергии, такими как ветер и солнце. Основным недостатком такой энергии является периодичность получения электричества. Следовательно, для данной технологии требуются накопители энергии, которые будут отдавать электричество, когда солнце, например, спряталось за горизонт.
Резюмируя, мы получаем следующее:
  • Сжигание углеводородов загрязняет окружающую среду, и у данной технологии низкий КПД, так как идёт получение механической энергии, которая потом преобразовывается в электричество.
  • Гидроэлектростанции также преобразовывают механическую энергию в электричество.
  • Атомные станции слишком опасны для человека, и даже современные технологии не могут исключить вероятность аварии.
  • Солнечная и ветряная энергетика имеют периодичность.
Использование водорода в получении электричества позволяет исключить механическую энергию (следовательно, повышается КПД), не представляет опасности для человека (побочным продуктом является вода и тепло), и электричество вырабатывается на постоянной основе.
Водород: от добычи до получения энергии
Водород можно получить из воды путём электролиза, то есть физико-химической реакции. На воду воздействуют электрическим током, вследствие чего она распадается на водород и кислород. Есть и другие способы получения водорода, но этот - самый экологически чистый.
Получение электричества от водорода
Полученный таким или же другим путём водород заправляют в ёмкость (топливный бак) и соединяют эту ёмкость с контейнером (топливный элемент), в который поступает кислород из окружающей среды. Водород попадает в данный контейнер, и происходит химическая реакция кислорода с водородом, вследствие которой вырабатывается электричество, а побочным продуктом этой реакции становится тепло и соединение H2O, известное нам как вода. Никаких вращающихся деталей и сложных конструкций в этой схеме не присутствует. Всё, что надо - это водород и кислород, а окружающая среда "загрязняется" чистой водой. 
Почему мы до сих пор не используем водородную энергию?
Ранее, чтобы получить водород, использовалось электричество, которое добывается старым "грязным" методом, а стоимость добычи элемента была очень высокой. Но развитие возобновляемых источников энергии позволило сократить расходы на добычу водорода.
Излучение солнца позволяет создать необходимое количество электричества для получения водорода, и в итоге его добыча становится экологически чистой. В дневное время излишки водорода могут накапливаться в ёмкость, а затем использоваться в ночное время суток.
Таким образом, сейчас настало время, когда водород может использоваться в качестве источника получения энергии. Тормозит быстрое развитие этой идеи себестоимость получения водорода - пока она выше, чем добыча природного газа или углеводородного сырья.
Водородная энергия и технологии
Как бы там ни было, но с подачи развитых государств компании начали активно работать с технологией получения электричества с помощью водорода. 20 декабря 2020 года 7 крупнейших мировых компаний по производству водорода и оборудования для работы с ним объявили о создании глобальной коалиции, которая в ближайшие 6 лет ускорит масштабирование и производство водорода в 50 раз. Это компании ACWA Power, CWP Renewables, Envision, Iberdrola (BMAD: IBE), Ørsted (NASDAQ Copehagen: ORSTED), Snam (BIT: SRG) и Yara (OSE: YARA).
Их цель - снизить себестоимость получения водорода до 2 USD за килограмм. Данная цена может стать переломным моментом, когда водород станет более предпочтительным видом топлива для трудоёмких предприятий, а также транспорта.
Apple запатентовала аккумулятор на водороде
Компания Apple (NASDAQ: AAPL) запатентовала водородные топливные ячейки для своих гаджетов, которые могут работать неделями на одной зарядке. Но на текущий момент не решены основные задачи: как хранить в ячейках достаточное количество водорода и что делать с водой, которая выделяется в процессе получения энергии.
Bosch разрабатывает топливные элементы на водороде
Компания Bosch запланировала выйти на рынок автомобильных топливных элементов, где хочет совершить технологический прорыв в разработке накопителей энергии для грузовых и легковых электромобилей.
Toyota запустила в серийное производство электрокар на водороде
В 2013 году автоконцерн Toyota Motor Corporation (NYSE: TM) представил публике водородный автомобиль Toyota Mirai, который был запущен в серийное производство, а в 2019 году вышло второе поколение данной модели.
В Германии запустили поезд на водороде
В Германии в 2018 году встал на рельсы поезд на водородных топливных элементах. К 2021 году планировалось запустить еще 14 таких поездов.
Яхта на водородном топливе
В 2017 году была спущена на воду первая в мире яхта под названием Energy Observer, которая вырабатывает и использует в качестве источника энергии водород. А в 2020 году стало известно, что Бил Гейтс (Bill Gates) заказал себе яхту, работающую на жидком водороде.  
Где ещё используется водород?
Водородные станции используются на космических кораблях, в местах, где невозможно подвести электричество по проводам, в системе здравоохранения в качестве резервных источников питания и так далее. Водород активно использовался бы и в автомобильной промышленности по всему миру, если бы для этого была создана инфраструктура.
Водород и электрокары
Если подумать, то современный электромобиль использует устаревшую технологию. Есть аккумулятор, который накапливает электроэнергию, а затем отдает её потребителю. Учёные пытаются увеличить ёмкость аккумулятора, чтобы он мог накопить как можно больше энергии при небольших размерах и массе.
Например, аккумулятор Tesla Model S состоит из 7 500 маленьких батареек, соединённых в одну цепь. Если уменьшить размер этих батареек, сохранив их ёмкость, то в аккумулятор их поместится уже больше – 8 000. Таким образом, общая ёмкость батареи вырастет, а с ней и длина пути, который можно проехать на электрокаре без подзарядки.
Современный вариант электромобилей подразумевает наличие топливного элемента, который сам вырабатывает электричество. Необходимо только заправить автомобиль водородом, что сравнимо с заправкой его обычным видом топлива, к тому же это гораздо быстрее, чем зарядить аккумуляторную батарею.
Акции компаний, работающих с водородом
Если водороду суждено занять основное место в энергетической системе будущего, тогда инвесторам стоит обратить внимание на перечисленные ниже компании. Каждая из них либо работает с водородом, либо изготавливает компоненты и оборудование для водородных систем.
Ballard Power Systems Inc
Ballard Power Systems Inc (NASDAQ: BLDP) была основана в 1979 году геофизиком Джеффри Баллардом (Geoffrey Ballard). Компания занимается производством топливных элементов и продуктов для них.
В Ballard Power разработали жидкий химический состав, который можно будет заливать в топливный бак автомобиля, а затем в специальном реакторе из данного раствора будет выделяться водород, необходимый для получения электричества. Для хранения данного химического состава подойдут резервуары, используемые на АЗС. Вопрос только в объёмах производства.
В 2018 году Ballard Power заключила контракт с китайской компанией Weichai Power, согласно которому она будет поставлять свою продукцию на рынок Китая. В ноябре 2020 года компания получила заказ от Van Hool на закупку 10 модулей топливных элементов для автобусов Van Hool A330, которые будут передвигаться по дорогам Нидерландов. В 2020 году стоимость акций компании выросла с 6 до 40 USD, сейчас бумаги скорректировались и торгуются по цене 25 USD.
График акций Ballard Power Systems Inc (NASDAQ: BLDP)
К сожалению, Ballard Power Systems является убыточной и руководство не даёт прогнозов по выходу на чистую прибыль.
FuelCell Energy, Inc.
Следующей компанией, на которую стоит обратить внимание, является FuelCell Energy (NASDAQ: FCEL). Компания FuelCell Energy занимается производством экологически чистого водорода и топливных элементов.
С чистым водородом дела обстоят сложнее, чем с жидкостью от Ballard Power. Водород взрывоопасен и летуч. Его необходимо хранить в сжатом или жидком виде, что требует дополнительного оборудования для его сжижения и хранения. Но, с другой стороны, для хранения водорода на действующих АЗС после их модернизации могут подойти ёмкости, которые сейчас используются для хранения метана и пропана.
FuelCell Energy также является убыточной, и здесь все надежды только на активное развитие отрасли в будущем. Акции компании с корректировались на 40% от максимальных цен, достигнутых в феврале 2021 года. Для долгосрочных инвесторов это может оказаться хорошей возможностью для покупки акций.
График акций FuelCell Energy (NASDAQ: FCEL)
Plug Power Inc.
Ещё одним ярким представителем данного сектора является компания Plug Power (NASDAQ: PLUG), акции которой за 6 месяцев взлетели в цене более чем на 1300%. Компания занимается разработкой систем водородных топливных элементов, которые заменяют обычные аккумуляторы на оборудовании и транспортных средствах, работающих от электричества.
Падение стоимости акций от максимальных значений на 48% привело к негативной реакции участников рынка, и сейчас против компании возбуждаются коллективные иски инвесторов, которые утверждают, что руководство Plug Power ввело их в заблуждение. Если обратить внимание на новостную ленту Yahoo Finance, то там можно увидеть только предупреждение юридических фирм о сроках подачи исков к компании Plug Power.
Новостная лента Yahoo Finance
Plug Power, как и компании представленные выше, тоже является убыточной. Данные с сайта macrotrends.net от 2006 года показывают, что лишь в 2014 году компания смогла выйти на чистую прибыль в размере 4 млн USD, всё остальное время компания демонстрировала только убытки.
График акций Plug Power (NASDAQ: PLUG)
Nikola Corporation
Затрагивая тему водорода, невозможно обойти стороной скандально известную компанию Nikola Corporation (NASDAQ: NKLA), которая пытается сделать электрогрузовик, работающий на водороде.
В 2016 году публике был представлен концепт грузовика на водородных топливных элементах, которые вырабатывают электричество, необходимое для его движения. На одной заправке водородом электрогрузовик Nikola One может преодолеть 1 200 миль (1 900 км), что пока недосягаемо для электрогрузовика от Tesla.
Однако грузовики так и не поступили в серийное производство, а компанию Nikola заподозрили в обмане и в том, что она на самом деле не обладает технологией, способной сделать грузовик с заявленными характеристиками. Так это или нет, сложно сказать. В сети находится противоречивая информация. Но если Nikola всё же создаст заявленный электрогрузовик, то он может стать автомобилем будущего. Скандал привёл к падению стоимости акций на 85% и сейчас бумаги Nikola можно купить по цене 15 USD за штуку.
График акций Nikola Corporation (NASDAQ: NKLA)
Другие компании
Есть и другие компании, которые взаимодействуют с водородом, и развитие отрасли может позитивно отразиться на их доходах. К таким компаниям относятся:
  • Air Products & Chemicals (NYSE: APD)
  • Bloom Energy (NYSE: BE)
  • Linde PLC (NYSE: LIN)
  • DuPont de Nemours Inc (NYSE: DD)
Вывод
Водород уже не в первый раз пытается занять основное место на энергетическом рынке, но после каждого роста интереса к данному виду топлива ажиотаж постепенно спадает, и о водороде снова забывают на неопределённое время.
Бил Гейтс утверждает, что именно водород станет основным источником получения энергии в будущем. Илон Маск же опровергает его слова, указывая, что исследования водорода в качестве топлива будущего - это тупиковый путь развития.
Подводя итог, можно сказать, что инвестиции в водород на данном этапе являются очень рискованным занятием. Если всё получится, доходность может превысить тысячи процентов, а если нет, то придётся ждать очередной волны роста в этом сегменте.
P.S. На заметку - самым распространённым химическим веществом во Вселенной является водород.
Цитата: undefinedИнвестируйте в американские акции на выгодных условиях! Реальные акции на платформе R Trader от 0,0045 USD за акцию с минимальной комиссией в размере 0,25 USD. Вы также можете попробовать свои навыки торговли в платформе R Trader на демо-счете, для этого нужно только зарегистрироваться на сайте RoboForex.com и открыть торговый счет.
[свернуть]


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьkommersant.ru

Стоит ли водород городить
Полина Смертина
En+ разработала амбициозную стратегию производства на экспорт

Как выяснил "Ъ", компания En+ хочет выпускать по 18 тыс. тонн водорода на своих ГЭС в Сибири и Карелии. Холдинг также обдумывает строительство Мотыгинской ГЭС на 1 ГВт в Сибири за $1,3 млрд для выпуска 116 тыс. тонн водорода. Стоимость водорода оценивается в $2–3 за 1 кг, что вдвое ниже оценок зарубежных проектов. Для перевозки водорода En+ намерена производить алюминиевые контейнеры и просит государство создать рынок сбыта, заставив госкорпорации и нефтегазовые компании закупать их.
En+ рассматривает возможность производства более 133 тыс. тонн водорода в год методом электролиза на ГЭС, следует из презентации компании (есть у "Ъ"). Около 18 тыс. тонн водорода в год компания хочет выпускать на свободных мощностях своих станций — Иркутской, Братской, Усть-Илимской в Иркутской области, а также Индской в Карелии — суммарной мощностью 9 ГВт. Для производства водорода доступно 228 МВт. Стоимость водорода — $2,2–3 за 1 кг. Водород в сжиженном виде или в виде аммиака предполагается экспортировать в Южную Корею, Японию и Финляндию. По расчетам En+, стоимость аммиака составит $4,1–4,5, сжиженного водорода — $4,3–5,2 за 1 кг с учетом доставки.
18 тысяч тонн
может составить годовое производство водорода En+ на существующих свободных мощностях ГЭС холдинга
En+ также думает над строительством Мотыгинской ГЭС мощностью 1 ГВт на реке Ангара исключительно под производство водорода. Предварительный CAPEX проекта — $1,3 млрд, срок строительства — девять лет. Цена электроэнергии — $42,4 за 1 МВт•ч. Объем производства водорода оценивается в 115,6 тыс. тонн в год. Ориентировочная цена водорода — $2,9 за 1 кг, аммиака — $4,9, сжиженного водорода — $4,4, включая доставку ($0,6).
«Проекты находятся на стадиях предТЭО и ТЭО, объемы потенциального производства водорода очень предварительные»,— заявили "Ъ" в En+. Компания ведет переговоры с потенциальными партнерами, в том числе за рубежом. Вопросы финансирования будут рассматриваться по каждому проекту отдельно, говорят в холдинге.
En+ также разработала концепцию инфраструктуры водородного транспорта в Красноярске. На Красноярской ГЭС предполагается выпуск водорода для производства топлива для автобусов. Стоимость оборудования оценивается в €2 млн, импортных автобусов — в €1 млн за штуку. Финансирование этого проекта предполагается из средств компании, говорят в En+.
Наиболее проработанный проект En+ — производство алюминиевых танк-контейнеров для перевозки аммиака и сжиженного водорода автомобильным и железнодорожным транспортом, а также по морю (En+ — крупнейший акционер «Русала»). Полезный объем — 43,5 кубометра. ПредТЭО выполнено, проводится НИОКР. По оценкам En+, спрос на контейнеры до 2035 года составит минимум 13,4 тыс. штук, а максимум — 47 тыс. Запуск опытного производства намечен на 2024 год, сообщили "Ъ" в En+.
Пока финансирование проекта по выпуску контейнеров-цистерн идет из средств компании, но холдинг «готов рассматривать иные формы, в том числе привлечение партнеров, использование господдержки», заявили "Ъ" в En+. В качестве господдержки компания предлагает привлечь якорных покупателей контейнеров, например «Росатом», «Роснано», НОВАТЭК, «Газпром», ОАО РЖД и «Трансмашхолдинг», говорится в презентации En+.
Аналитики скептически относятся к планам En+. В частности, оценка стоимости Мотыгинской ГЭС на уровне $1,3 млрд выглядит «сверхамбициозной» — «РусГидро», которое разрабатывало проект ГЭС в 2011 году, оценивало его тогда примерно в $3 млрд, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Если En+ уложится в $1,3 млрд, то водород по цене $2,9 за 1 кг будет одним из самых конкурентоспособных в мире (мировые цены варьируются от $4 до $6). Однако при существенном увеличении CAPEX доходность проекта «может уйти в глубокий минус», считает аналитик.
Представленные оценки стоимости водорода с учетом доставки выглядят адекватными, но все же в перспективе 2035 года стоимость нужно будет снижать хотя бы вдвое, в основном за счет удешевления электролизеров, считает Игорь Чаусов из инфраструктурного центра «Энерджинет». А с объемами 133 тыс. тонн водорода в год не получится занять серьезную долю мирового рынка: на стадии быстрого роста в 2035–2040 годах речь пойдет о десятках миллионов тонн. Проект по производству контейнеров «вызывает существенные сомнения», отмечает Игорь Чаусов, поскольку рассматриваемые сейчас водородные проекты в основном нацелены на отгрузку водорода на морские танкеры, а не контейнеры.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Цитата: АниКей от 02.08.2021 08:19:49и просит государство создать рынок сбыта, заставив госкорпорации и нефтегазовые компании закупать их.


)

Б - бизнес-план.

pkl

Интересно, топ-менеджеры вообще в курсе про водородное охрупчивание? 8)
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

АниКей

Цитировать....Враг наш в наступающей мгле нового глобального лихолетья — отнюдь не всесильный див Тулад из «Сказания о Рустаме» Фирдоуси. У него есть свои слабые места и блоки в мозгу, он подчас также слеп и не видит даже явных шансов на прорыв. В силу тех или иных внутренних ограничений.
Давайте возьмём всеобщее помешательство Запада на «зелёных» технологиях, на тотальной электромобилизации и использовании водорода в качестве чистого энергоносителя, лишённого углерода. Наш оппонент готов вложить триллионы долларов в создание водородной энергетики. Но как получать сей наилегчайший газ в потребных объёмах, не затрачивая при этом на его добычу энергии более, чем потом получишь от использования полученного водорода? И тут у наших оппонентов начинаются маразматические метания. То они предлагают получать гидроген с помощью электролиза, разлагая воду морскую с помощью то ветрогенераторов, то атомных электростанций. Что вызывает у нас откровенный смех: ведь при сём больше истратишь электричества, нежели потом получишь от добытого газа при его сжигании в двигателях или при использовании в топливных кислородо-водородных элементах.
Потом появились другие «гениальные» идеи. Скажем, пущай русские на своих сибирских ГЭС разлагают воду, используя дешёвое электричество. А полученный водород гонят по трубам в Европу. Потом планы дополнили: дескать, РФ может добывать желанный гидроген из природного газа Ямала, используя процесс парового риформинга. То есть затрачивая на это изрядную энергию и получая как побочный продукт массу бесполезной углекислоты. Её тоже требуется сжижать и закачивать в подземные пласты. И опять гнать водород в Евросоюз.
Но как? Оный газ — крайне текуч, его мелкие молекулы просачиваются сквозь металлические швы. Да и трубы от воздействия водорода деградируют, становятся хрупкими. «Газпром» пробует предложить альтернативу: по‑прежнему поставлять в Европу газ по трубам, а водород выделывать из него на месте, у непосредственных потребителей. Ставя установки — заводы пиролиза, дающие как побочный продукт сажу. Каковую, дескать, можно потом использовать в технике, при производстве фуллеренов, скажем.
Но глупы и тупиковы тут оба. И Запад, и РФ. Потому что в упор не желают видеть великого открытия русско-советского геолога Владимира Ларина (покончил жизнь самоубийством в 2019‑м, не желая мучительной смерти от рака). Именно В. Ларин открыл многочисленные выходы струй водорода из недр земных на Русской равнине. Он описал характерные аномалии на местности в местах такого просачивания ценного газа — неглубокие округлые впадины, хорошо видимые на космических снимках или при аэрофотосъёмке. В 2010 году с помощью автора сих строк был найден меценат Сергей Бобков, профинансировавший экспедицию Ларина в Саратовскую область, где исследованию с помощью газоанализаторов и сейсмографов подверглись две аномалии. Там действительно нашли выходы водорода. Сейсмограммы показали наличие некоего геологического образования на глубине в километр с небольшим под впадинами. По предположениям геолога-новатора, то могла быть либо нефть, возникшая из‑за выхода водорода, либо водяная «линза». Финансировать опытное бурение спонсор не решился.
Но если выкладки уже покойного Владимира Ларина верны, то можно бурить такие скважины — и в них устремится даровой водород из недр планеты. С практически нулевыми затратами на его получение! Без всяких электролиза, пиролиза или парового риформинга. Собирай его — и заряжай топливные элементы. Закачивай в баллоны высокого давления. А то и просто ставь на таких месторождениях газопоршневые энергостанции — и получай океаны сверхдешёвого электричества, снабжая им собственную страну. Разве это — не дорога к массовому, чистому электрическому производству всего и вся, к новой металлургии? Мне вспоминаются строчки из воспоминаний графа Алексея Игнатьева «50 лет в строю» (1950 г.).
«...Всякому позволено влюбиться в женщину, кавалеристу разрешается влюбиться в коня, а инженеру — в хороший завод. Мне пришлось узурпировать это право у инженеров и навсегда сохранить в памяти затерянный среди скал и лесов живописный и такой чистый и стройный Бофорс. Секрет этого завода заключался в том, что выплавка стали производилась в электрических печах, питаемых водной энергией от соседнего водопада. Ни ударов прессов, ни грохота прокатных станов, а главное, ни одной угольной порошинки...»
Так Игнатьев описывает шведские заводы Бофорса в 1907 году.
А мне видятся чистые и прекрасные русские заводы будущего. Где не только ГЭС, но и станции на природном водороде питают чистое производство. А корпуса таких заводов утопают в зелени лесов. Здесь есть и прекрасные искусственные пруды, спортивно-оздоровительный центр, театр, целый поселок удобных коттеджей. Лётные поля с аэромобилями...
https://zavtra.ru/blogs/okno_v_budushee
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 04.08.2021 05:31:14https://zavtra.ru/blogs/okno_v_budushee
Аааа! Калашников... А мне по слогу сначала показалось что Проханов.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Цитата: pkl от 04.08.2021 01:31:40Интересно, топ-менеджеры вообще в курсе про водородное охрупчивание? 8)

По крайней мере со сталями это происходит из-за диффузии водорода в структуру стали и реакции водорода с содержащимся в стали углеродом. Потому она постепенно становится простым железом.

ИРЛ такая проблема решается покрытием бака металлом, через который малая диффузия. 



http://techn.sstu.ru/WebLib/11904.pdf

А автор статьи про "накопление энергии" вообще ничего не слышал.

АниКей

Цитироватьscientificrussia.ru

Учёные из Тольятти доказали: водород не делает сталь хрупкой
Боковая поверхность сплава железо-кремний после испытания на водородную хрупкость и в жидком азоте


Команда учёных опорного Тольяттинского госуниверситета под руководством старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института прогрессивных технологий ТГУ Евгения Мерсона провела уникальный эксперимент, направленный на изучение прочности и пластичности сталей под воздействием водорода. Тольяттинские учёные доказали: разрушения под действием водорода и в результате классического низкотемпературного охрупчивания принципиально отличаются друг от друга.
Хрупкое разрушение металлов – коварное физическое явление. Оно не сопровождается внешней деформацией и изменением формы, поэтому начало хрупкого разрушения по внешним признакам обнаружить тяжело. Водородная хрупкость металлов – одна из разновидностей опасного хрупкого разрушения, вызывающая ухудшение механических свойств и приводящая к внезапным отказам металлических компонентов. Падению прочности и пластичности под воздействием водорода подвержено большинство конструкционных металлов и сплавов, взаимодействующих с ним.
В настоящий момент истинный механизм водородной хрупкости остается неизвестным. В научном сообществе на этот счет существуют два принципиально разных мнения. Согласно одной точке зрения, водород провоцирует хрупкое разрушение. Такое же разрушение происходит, например, когда металл становится хрупким под действием низких температур, – поясняет Евгений Мерсон. – Есть и противоположное мнение: на самом деле водород в микрообъеме не охрупчивает, а наоборот, пластифицирует материал, и на микроскопическом уровне рост трещин с участием водорода происходит, скорее, по вязкому механизму.
В связи с этим тольяттинские учёные выдвинули гипотезу: если при низких температурах и водородной хрупкости механизм разрушения образцов металла одинаковый, то поверхность разрушения и путь трещин относительно микроструктуры стали в этих двух случаях должны также иметь одинаковые признаки.
Чтобы это проверить, мы взяли образцы чистого железа, сплава железо-кремний (Fe-2.5%Si) и низкоуглеродистой стали. Каждый образец растягивали в разрывной машине и одновременно насыщали водородом, под действием которого на поверхности начинали расти трещины. Затем эти же образцы быстро доламывали в жидком азоте, провоцируя истинно хрупкое разрушение. В финале эксперимента исследовали поверхности разрушения образцов с применением нашей уникальной методики количественного фрактографического анализа, – рассказал Евгений Мерсон.
В итоге сотрудники НИИПТ ТГУ установили, а также количественно и качественно подтвердили: участки поверхности разрушения, образованные под действием водорода и в результате классического низкотемпературного охрупчивания, принципиально отличаются друг от друга. «В дальнейших наших исследованиях мы попытаемся проверить, действительно ли водород стимулирует вязкое разрушение металла», – добавляет Евгений Мерсон.
Разработка сталей, устойчивых к водородной хрупкости, актуальна для всех сфер, где они используются в конструкционных решениях и подвержены исключительно высокому риску разрушения под действием водородосодержащих сред.
В первую очередь, это активно развивающаяся водородная энергетика с разработкой установок генерации водорода, а также технологий и оборудования для хранения и использования водорода для распределённой и автономной энергетики. Именно этим занимаются участники консорциума «Водородная энергетика», инициированного Тольяттинским госуниверситетом, которые объединились с целью ускорения вывода на рынок инновационных продуктов на базе водородных технологий.
Добавим, что результаты исследования водородной хрупкости учёными опорного ТГУ также пригодятся в нефтегазовой, химической и атомной отраслях промышленности. Данные эксперимента в перспективе могут быть использованы при разработке физико-математических моделей для расчёта долговечности стальных изделий, работающих в условиях риска развития водородной хрупкости, а также при разработке сталей, устойчивых к водородной хрупкости.
Исследование проведено при грантовой поддержке Российского научного фонда. Эксперимент описан в статье, опубликованной в высокорейтинговом научном журнале Materials Science and Engineering: A (входит в перечень Q1).
Источник информации и фото: пресс-служба Тольяттинского государственного университета
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ruscable.ru

Гибридная транспортировка энергии с использованием сверхпроводящих кабелей




Виталий Сергеевич Высоцкий - доктор технических наук, директор научного направления - зав. отделением «Сверхпроводящие и криорезистивные провода и технологии их производства» во ВНИИКП, в рамках летней энергетической школы СКОЛКОВО 2021, провел доклад о передовой разработке передачи энергии, а именно гибридной транспортировке энергии с использованием сверхпроводящих кабелей.

Спойлер
Виталий Высоцкий представил одну интересную идею, связанную с транспортировкой энергии при помощи сверхпроводящих кабелей и химических носителей.
Цитата: undefined«Энергия может производиться в одном месте, а потребляться может достаточно далеко. Ее надо передать энергоносителями, обычно это сжиженный газ, нефть, электричество», - отметил Виталий Высоцкий.
Почему энергию нужно передавать на огромные расстояния?
Как отметил спикер, если покрыть солнечными панелями всего лишь несколько процентов площади пустыни Сахара, в которой более 300 солнечных дней в году, то произведется достаточно электроэнергии, чтобы покрыть потребность всего человечества. Но потом ее надо передать на несколько тысяч километров.
С другой стороны, наша Восточная Сибирь богата ресурсами, в том числе и нефть, и газ. Там может сразу производиться электричество.
Цитата: undefined«И было бы очень здорово замкнуть энергетическое кольцо в Юго-восточной Азии», - поделился докладчик.
Как передавать большие мощности энергии?
В докладе Виталий Высоцкий также рассмотрел с точки зрения плотности потока мощности векторПойнтинга. Если брать газопровод "Северный поток" первая нитка, то в нем плотность потока порядка единиц мегаватт на см2.
При рассмотрении дальних линий электропередач постоянного тока (огромные башни, рассчитанные на огромные киловольты) мы понимаем, что плотность потока энергии в них всего лишь 20 Ватт насм2. Это на 5 порядков меньше, чем у газопровода.
Но в России уже есть сверхпроводящие кабели, которыми мы успешно занимаемся. В таком кабеле поток мощности очень высокий, но мешает необходимость охлаждения. Сверхпроводимость работает только при очень низких температурах. И у такого кабеля поток мощности будет десятые доли мегаватт на см2. Хотелось бы увеличить поток.
В России есть водородное топливо; оно имеет самую высокую теплотворную способность. В жидком состоянии - это прекрасный охладитель, у него самая высокая теплота испарения из всех криогенов: вдвое больше, чем у азота. Это самое экологичное топливо, так как при сгорании образуется просто вода. Это отличный диэлектрик и его тоже хорошо можно передавать в жидком виде, при температуре 20-27 Кельвинов. Было отмечено, что XXI век рассматривают, как век водородной энергетики, об этом постоянно идут разговоры.
Цитата: undefined«Дармовой холод уже есть, так и хочется туда поместить сверхпроводник», - поделился Виталий Сергеевич.
Возникает идея объединения
Далее доклад коснулся Австрало-Японский проекта. На угольных месторождениях в Австралии производится водород. Он в жидком виде по трубам, длиной 80 км и передается на берег. Можно в эти трубы поместить сверхпроводник. Идея эта очень давняя, однако экспериментов так и не было.
Команда Российских энтузиастов это исправила: если мы хотим передать энергию жидким водородом, как химическое топливо и сверхпроводящим кабелем, как электроэнергию, нам понадобится гибридная транспортно-энергетическая магистраль. Российскими учеными был поставлен реальный эксперимент и сформулированны задачи:
  • Выбрать подходящий сверхпроводник;
  • Сделать из него сверхпроводящий кабель;
  • Разработать и сделать криогенную магистраль с токовыми вводами;
  • Поместить кабель внутрь криостата и подсоединить;
  • Отвезти на полигон, где есть жидкий водород;
  • Провести испытания.
Главной целью которого стала необходимость понять, что такое магний бор 2 (MgB2) и как с ним работать. А также как работать с водородом и получить экспериментальные данные по таким транспортным системам.

Эксперимент №1
Испытатели начали с выбора сверхпроводника. Несомненно, всем интересно использовать высокотемпературные сверхпроводники, они имеют высокие параметры, но они имеют и высокую стоимость, но в 2001 года был открыт сверхпроводник диборид магния (MgB2), у которого высокие параметры при температуре жидкого водорода и, самое важное - он в несколько раз дешевле других сверхпроводников. Был закуплен сверхпроводник в Генуе и началась работа.

Конструкция кабеля
[свернуть]

В экперименте использовалась лента компании Columbus superconductor (Италия). Далее был собран криостат с токовыми вводами. Испытания были проведены в АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (АО КБХА) в городе Воронеж. Это место, где испытывают практически все Российские жидкостные ракетные двигатели, в том числе на водороде. В то время это было единственное место в России, где был доступен жидкий водород.
В результате экспериментов было доказано, что диборид магния технологичен и может использоваться для промышленного изготовления кабелей, также он обладает хорошими сверхпроводящими параметрами. Виталий Высоцкий сделал акцент на том, что это был первый сверхпроводящий кабель из диборида магния, чтобы там ни говорили в ЦЕРНе.

Спойлер
Водородно-транспортный криостат со специальными токовыми вводами вполне работоспособен. Был разработан и испытан сверхпроводящий кабель длиной 10 метров, с током 2000-2600 Ампер. Далее получены данные по гидродинамике.
В результате при потоке водорода 250г/сек. по линии транспортировалась мощность около 30 МВт, а кабель, при токе в 2.5кА. и проектируемой мощности 20кВ, передает еще 50мВт. Итого = 80МВт всего при пяти лентах (можно было уложить 10-15 лент сверхпроводящего материала).
Получилось, что в небольшом кабеле, диаметром 10см, можно транспортировать 150-180 мВт энергии. При этом плотность потока энергии = 3МВт на см2. Это сравнимо с крупнейшими газотранспортными магистралями. За проделанную работу исследователи были награждены премией правительства России.
Ученые решили двигаться дальше и испытать более длинную линию. Эксперимент №2

В ходе следующего эксперимента была взята та же лента, но уже более компактный кабель. Были проложены 6 лент, кабель длиной 30м произвели на промышленной установке. При этом была использована стандартная кабельная изоляция высокого напряжения.
Самое главное в новом эксперименте - наличие криостата. Длина его тоже была 30м,и он имел гибкие соединения. Каждые 10м криостата имели разные схемы криостатирования. Первая секция повторяла систему криостата из первого эксперимента. Вторая - состояла из активно испарительного криостатирования с дополнительным путем для азота, который понижал температуру. Третья секция была устроена обычным способом - жидкий водород, окруженный жидким азотом.
Криостат был смонтирован на платформе так, чтобы его можно было увезти на обычном грузовике. Эксперимент проводился там же, на Воронежском полигоне.
Было проведено испытание, измерены критические токи сверхпроводимости в зависимости от температуры. Тогда впервые в мире в жидком водороде было испытано высокое напряжение. Было получено 50кВ - это значит, что по стандартам, можно работать на напряжении 25кВ. Отсюда следует вывод, что передаваемая электрическая мощность будет до 80мВт.
Активная система криостатирования позволила на длине 10м понизить температуру водорода. Получилось, что система, которая потребляет 1-2% потока энергии от главного канала, позволяет очень намного улучшить криостатирование, и тем самым, увеличить расстояние между рабочими станциями дополнительного охлаждения.
Испытания 30 метрового образца тоже прошли успешно: получили токи до 3200 Ампер, продемонстрировали преимущества активного испарительного криостатирования. Впервые в мире проведены высоковольтные испытания на напряжениях 50кВ, подтвердившие высокие диэлектрические свойства.
Химическая мощность - до 60мВт, электрическая мощность - до 75мВт, суммарно = 135мВт. Плотность потока энергии = около 2 мВт на см2, и предполагается, что она может стать еще выше.
Цитата: undefined«Ггибридные линии выглядят весьма эффективно и перспективно. Это единственный в мире реальный эксперимент "в железе", - отметил Виталий Сергеевич

О сжиженном газе
Если говорить о сжиженном природном газе, то Россию опережают Китайские коллеги. Сжиженный газ имеет температуру 80-90 Кельвинов, а критический ток сверхпроводников второго поколения начинается от 92 Кельвинов. Но сверхпроводник Bismuth-2223 (Bi-223)из первого поколения, имеет критическую температуру 110 Кельвинов. Китайские специалисты разработали сложный криостат и доказали, что можно сделать гибридную энергетическую линию с криостатом для сжиженного природного газа. Китайская линия длиной 10м = 10кВ, 1кА. Критический ток сверхпроводникового кабеля = 1690А при 90,6 Кельвинов, и 885А. при 100 Кельвинах. Скорость транспортировки жидкого топлива превысила 15 л/мин.
При температуре 88-100 Кельвинов прошло 10 часовое испытание на прохождение тока. При температуре 92-100 Кельвинов было проведено 2-х часовое испытание на устойчивость к постоянному напряжению 18,5 кВ.
По словам докладчика, это выдающееся достижение. Результаты этой работы были опубликованы в сентябре 2020 года.
Выводы
Подводя итог, Виталий Сергеевич отметил, что линии мощностью в десятки гигаватт - это вызов для энергетики XXI века и перечислил основные перспективы:
  • Возможное решение будущего - гибридные энергетические линии, когда объединяется поток химического топлива и электрические линии.
  • Использование сверхпроводника дибарида магния и жидкого водорода в качестве криогенного вещества, как минимум, удваивает поток энергии.
  • Возможность создания таких линий подтверждена экспериментами. Были проведены токовые и высоковольтные испытания.
  • Система активного испарительного криостатирования продемонстрировала достаточное снижение тепла в канале жидкого водорода с возможностью увеличения единичной длины криостатов.
  • Мощность потока достигает единиц мегаваттов на квадратный сантиметр и может быть увеличена.
  • Продемонстрирована возможность создания гибридных линий сжиженным природным газом.
 [/li][/list]
Таким образом, гибридные системы передачи энергии с жидким водородом или природным газом и сверхпроводящими кабелями стали нашей реальностью!
Цитата: undefined«И не бойтесь водорода, он по крайней мере в 3-4 раза менее взрывоопасен, чем пары бензина, которым вы заправляете свои машины каждый день», - завершил презентацию Виталий Высоцкий.
▶Видеоверсию доклада вы можете посмотрть здесь.


После доклада была проведена сессия вопрос-ответов, где Виталий Высоцкий также принял участие
Вопросы задавал Алексей Хохлов - руководитель направления «электроэнергетика» Московской школы управления «Сколково»
- Концепция передачи электроэнергии совместно с трубопроводом жидкого водорода обсуждается уже давно, но что мешает более ускоренному внедрению в практику, какие основные барьеры препятствуют этой технологии?
- Идея создать гибридную линию передачи энергии, создать синергию двух вариантов, существует уже давно. Но ранее обсуждалась передача электроэнергии не с водородом, а с жидким природным газом, но он недостаточно холодный для современных сверхпроводников. Также, Виталий призвал не бояться водорода, да, он взрывоопасен, но он ровно в четыре раза менее взрывоопасен, чем пары бензина. 
Когда в 2011-2012 годах проводили эксперименты, они впервые в мире объединили водород и сверхпроводимость, причем применили новейший сверхпроводник на основе диборида магния, который имеет критическую температуру около 40 Кельвинов. Самое важное, что он в несколько раз дешевле высокотемпературных сверхпроводников. Оказалось можно с помощью трубы диаметром 10 сантиметров, передать энергию, эквивалентную огромным полутораметровым трубам газопроводов. Российские инженеры были готовы взяться за разработку такого рода трубопровода, даже за небольшие деньги. В то время был создан "научно-технический задел" на будущее. Такого рода проекты делаются не на "завтра", а на "послезавтра". Сейчас, когда интенсивно пошли разговоры о водородной энергетике, когда стало ясно, что водород надо производить и передавать, а передавать его очень удобно в жидком виде, и не сложно технически. То тут наши идеи и разработка может оказаться востребованной.
- Будет ли сложности в синхронизации на участке потребления водорода и электрической энергии?
- Это не проблема, так как водород можно без проблем "перелить" в другие емкости для транспортировки или хранения, а электроэнергию отправить напрямую потребителю. Это два независимых источника энергии, которые просто доставляются по одному каналу. Это удобно для доставки водорода, ведь его охлаждают до 20 Кельвинов, он хороший охладитель, его сложно испарить. И для сверхпроводящих линий нужны подобные низкие температуры. Совмещаем две линии передачи энергии, и удваиваем поток энергии по сравнению с просто жидким водородом.
▶ Подведение итогов дня и ответы на вопросы в формате видео (Виталий Высоцкий берет слово на 1:32:21) 

Хотим отметить, что 5-го сентября состоится конференция прикладной сверхпроводимости, на которой Виталий Сергеевич Высоцкий будет председателем.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

СМИ: Китай создал систему заправки водородом для космических ракет нового поколения



ПЕКИН, 22 сентября. /ТАСС/. Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) разработала национальную систему сжижения водорода для заправки космических ракет нового поколения - "Чанчжэн-5-бэ" и "Чанчжэн-7". Об этом сообщила в среду газета Global Times.
По данным издания, новое оборудование успешно произвело 35,55 куб. м этого экологичного топлива за 35 часов. Как объяснили конструкторы CASC, система способна вырабатывать до 2,3 тонны горючего вещества в сутки.
Предполагается, что эта разработка позволит КНР существенно снизить зависимость от импортных технологий, используемых в китайской космонавтике. Прежде они обеспечивали большую часть поставок производимого в стране сжиженного водорода. Новая отечественная система, как отмечается, позволит удовлетворять спрос Китая на этот вид топлива.
Директор института номер 101 при 6-й исследовательской академии CASC Ван Чэнган уточнил, что уровень локализации компонентов для этого оборудования превышает 90%. Ожидается, что подобные технологии стимулируют развитие водородной энергетики КНР.
Пекин активно развивает национальную космическую программу, разрабатывая метеорологические, телекоммуникационные и навигационные спутники, а также технологии для освоения Луны. Китайские ученые также реализуют проект исследования астероидов и Марса, к изучению поверхности которого они уже приступили.
Согласно официальному заявлению китайской корпорации, в текущем году КНР осуществит как минимум 40 запусков и поставит новый национальный рекорд. С начала года Китай выводил на орбиту космические аппараты уже более 30 раз.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

globaltimes.cn

China's self-developed hydrogen liquefying system to power domestic carrier rockets
Global Times


China's self-developed hydrogen liquefying system to power domestic carrier rockets
Screenshot from Sina Weibo
Screenshot from Sina Weibo
 
China's first domestically developed hydrogen liquefying system with a high daily output of liquefied hydrogen was successfully produced to fuel carrier rockets with domestically produced liquefied hydrogen in the future. 
The procedures of start-up, production, automatic shutdown and reheating of the hydrogen liquefaction system has successfully completed as designed, and the system has continuously worked for an accumulated 35 hours and produced 35.55 cubic meters of liquefied hydrogen. 
Its designed daily production capacity was 1.7 tons and measured actual daily output of full capacity was 2.3 tons, reaching the anticipated target. 
At present, the engines of China's carrier rocket Long March-5B, Long March-7 and other new-generation carriers all use liquefied hydrogen and liquefied oxygen as fuels, whereas most liquefied hydrogen used in China's aerospace industry is produced using foreign equipment. 
The system with the current daily output can effectively meet the demands of China's high frequency of launch missions.
By addressing the problems of a series of key technologies, the 101 Institute of the Sixth Research Academy of China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC), which developed the system, realized the localization of over 90 percent of the system, said Wang Chenggang, director of the institute. 
Hydrogen is a colorless and odorless gas whose liquefaction requires multiple complicated steps. One of the key technologies that the institute has solved is to maintain the storage temperature of the liquefied hydrogen at - 253 C by minimizing thermal conductivity of the container. 
The system will play an important role in supporting the development of hydrogen and oxygen engines for China's aerospace systems and boosting China's hydrogen energy industry by supporting the development of hydrogen storage and transportation and long-distance transportation. 
Global Times
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Юрий Темников

Насколько я понял,эта установка не только для сжижения,но и для получения водорода.На переднем плане ИМХО электролизёры.В свое время я сделал похожий на пару киловатт для кислородно-водородной горелки.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.