Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Жизнь после МКС
entry is in top200 rating
zelenyikotDecember 7th, 7:30


Недавно в прессе возобновились дискуссии о будущем российской пилотируемой космонавтики и судьбе Международной космической станции. Слова первого заместителя гендиректора ракетно-космической корпорации "Энергия" Владимира Соловьева процитировал портал "Научная Россия": "Уже сейчас есть ряд элементов, которые серьезно затронуты повреждениями и выходят из эксплуатации. Многие из них не подлежат замене. После 2025 года мы прогнозируем лавинообразный выход из строя многочисленных элементов". Альтернативой МКС Соловьев назвал РОСС — Российскую орбитальную служебную станцию, которую предлагается создавать без американцев.

Совместно с научно-популярным порталом Nplus1.ru разбираемся насколько вероятен отказ от МКС и замена на новую российскую станцию.


Спойлер
Слова специалиста породили вал комментариев, и даже официальное опровержение от Роскосмоса. Попробуем разобраться, действительно ли МКС разваливается, и куда будут летать наши космонавты после 2024 года.

Строительство Международной космической станции началось в 1998 году со стыковки двух американских модулей: "Заря" и «Юнити». "Заря" считается частью российского сегмента МКС и производилась в России на основе советского задела по станции "Мир-2". Но оплачивалось производство и запуск модуля по заказу американской компании Boeing. Сейчас об этом не любят вспоминать в официальных публикациях, но тогда это было частью негласной программы США поддержки российской космонавтики.

В 2000-м году российский сегмент пополнился российским служебным модулем "Звезда", и с этого момента МКС стала полноценно долговременной орбитальной станцией.


МКС в 2000 году, состоящая из трех модулей: «Звезда», «Заря» и «Юнити». Фото: NASA

На борту "Звезды" располагается система управления станцией, системы жизнеобеспечения, ракетные двигатели коррекции и ориентации. Такие необходимые вещи в долговременной пилотируемой станции как туалет, водопровод, каюты экипажа, кухня и тренажеры тоже там. Американско-российская "Заря" же сейчас используется в основном как склад.

В нулевые станция продолжала расти. Американский сегмент пополнился модулями из США, Японии и Европы, нарастил огромные солнечные батареи и панели радиаторов, систему ретрансляции, получил роботизированный манипулятор Canadarm 2 и многое другое. Российский сегмент тоже прибавил в объеме, но значительно скромнее — за счет модулей "Пирс", "Поиск" и "Рассвет". Из них первые два доставляли модернизированные космические грузовики "Прогресс", а "Рассвет" подвезли американцы в одном из последних рейсов Space Shuttle.

В 2010-е строительство станции в основном завершилось. Американцы только добавили экспериментальный надувной модуль Beam и стыковочные узлы для своих новых кораблей.


МКС в 2018 году, вид сверху. В нижней части снимка — модуль «Звезда». Фото: Роскосмос.

Российский же сегмент затормозили технические проблемы: модуль "Наука" застрял на наземных испытаниях и доработках. А из-за этого задержались и узловой модуль "Причал" — он должен стыковаться к "Науке", а через него еще один, Научно-энергетический модуль.

Теперь у американцев на станции есть свои лаборатории, тренажеры, каюты, кухня и туалеты, но ключевое значение "Звезды" для всей Международной космической станции сохраняется. Через кормовой стыковочный узел "Звезды" модули заправляют топливом и пополняют запасы питьевой воды. Но более важно то, что «Звезда» выполняет задачи ориентации и коррекции орбиты.

Коррекция — это изменение высоты орбиты, то есть приращение скорости станции. Коррекция выполняется либо маршевыми двигателями "Звезды", либо двигателями грузовиков "Прогресс", пристыкованных к кормовому узлу модуля.

А ориентация станции нужна для того, чтобы та всегда была развернута солнечными батареями к Солнцу, радиаторами от него, а корпусом — параллельно земной поверхности. Ориентация станции выполняется не только ракетными двигателями "Звезды", но и блоком гиродинов на американском сегменте. Это массивные колеса, которые раскручиваются или тормозятся электродвигателями, чем воздействуют на всю станцию по принципу "сила действия равна силе противодействия". Когда скорость гиродина достигает максимальной, ему требуется "разгрузка", т.е. торможение. Во время разгрузки крутящий момент тормозящегося гиродина компенсируется включением ракетного двигателя ориентации на "Звезде", и ориентация всей станции не меняется.

Сочетание американских гиродинов и российских двигателей ориентации — это один из ключевых элементов "брачного контракта", который делает невозможным "развод" двух сегментов на две отдельные станции. Если использовать для ориентации только ракетные двигатели, то топливо быстро иссякнет. Поэтому пока нет аналогичных гиродинов на российском сегменте, любые разговоры про отделение от американцев — профанация. На советских станциях были свои гиродины. Если окажетесь в павильоне "Космонавтика и авиация" на ВДНХ, обратите внимание на черно-белые "шары" которые размещены на макете станции "Мир".


Макеты гиродинов системы ориентации станции «Мир» в павильоне «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. Фото автора.

Это те самые шары, которых сейчас не хватает нашей пилотируемой космонавтике для самостоятельности.

Кроме того, сейчас российский сегмент МКС обеспечивается электропитанием от американских солнечных батарей, а до недавнего времени значительная доля информации передавалась через американскую спутниковую систему связи TDRS. На снимках МКС можно увидеть спутниковые тарелки направленные вверх — к геостационарным ретрансляторам, а не к Земле.


Фрагмент МКС со спутниковыми тарелками американского сегмента. Фото: Роскосмос

У России есть аналогичная система — "Луч", но она долгое время не использовалась. Спутниковая тарелка "Звезды" была модернизирована под "Лучи" только в феврале 2018 года, а внутреннее оборудование подключили еще позже. И, возможно, именно эта работа привела к очередному обострению вопроса о будущем МКС. Точнее не сама работа, а царапина/трещина, из которой уже больше года сочится воздух в космос. Возможно, появилась она по ходу монтажа оборудования связи через "Лучи", т. как находилась прямо за ним.

Соглашение о совместной эксплуатации МКС действует до 2024 года . Никакого разделения после этого срока не предполагается. Станция должна быть управляемо сведена с орбиты двигателями российского сегмента.

Но при этом обе страны заинтересованы в том, чтобы МКС продолжала летать и дальше, до 2028 или 2030 года в совместной конфигурации. Основная причина такой заинтересованности в отсутствии какой-либо замены для МКС у всех участников программы. США потратили немало денег и времени на создание нескольких грузовых и пилотируемых кораблей исключительно для снабжения станции: Dragon, Cygnus, Crew Dragon, Starliner, Dream Chaser. Причем последние два еще находятся в разработке. Создавать в течение десяти лет такой "автопарк", чтобы гонять его лишь четыре года NASA не выгодно.



Окололунная станция Gateway, которую планирует создать NASA в этом десятилетии, не заменит МКС. Она будет меньше, полеты туда будут редки, надолго астронавты там задерживаться не будут. Под Gateway также разрабатывается отдельная линейка кораблей снабжения.


Проект лунной орбитальной станции Gateway NASA. Иллюстрация: NASA

У "Роскосмоса" немного иной интерес. Во-первых, российский сегмент МКС до сих пор не достроен (как называет это глава Роскосмоса: "Россия продолжает расширение своего сегмента"). Модули должны были пристыковаться еще 5-10 лет назад. Но стыковку "Науки" мы ждем самое раннее через полгода, а Научно-энергетический все еще находится в сборке и не долетит до МКС раньше 2024 года. Во-вторых, сколь бы ни была притягательна идея собственной космической станции для сотрудников РКК "Энергия", платить за неё придется из российского бюджета. Сейчас, для сравнения, Россия обладает примерно 1/5 жилого объема МКС, почти половина всех экипажей МКС — россияне, но в деньгах российская доля составляет около 10 процентов. Притом, что раньше расходы частично компенсировались за счет доставки американских астронавтов, а в будущем планируются полеты туристов.

Разработка и эксплуатации собственной станции — это намного дороже. Сегодня такое по силам только Китаю — который выделяет на космос как минимум в три раза больше России — и США, чей космический бюджет превышает российский примерно в 10-12 раз.

На пути к собственной российской станции есть проблемы и политического характера. Сейчас единственная пусковая площадка для пилотируемых кораблей "Союз" — это Байконур, то есть Казахстан. Роскосмос спокойно ею пользуется поскольку в этих полетах заинтересована не только Россия, но и США. Этой паре Казахстан возражать не будет никогда. Но создание российской станции "под Байконур" автоматически передаст «ключи» от неё Казахстану. И как он этим воспользуется, никто не предскажет. Хотя у России и Казахстана дружба, Таможенный союз и даже совместный космический проект "Байтерек", нет гарантий, что это продолжится хотя бы 15-20 лет, нужных на постройку и работу станции. Единственный выход — запускать экипажи с Восточного. Это уже в планах Роскосмоса, но для начала таких полетов нужна стартовая площадка для "Ангары" (сейчас строится, но там еще не меньше года бетон лить). И новый пилотируемый корабль "Орел", но для него пока сделали только "днище и отдельные силовые конструкции".

С модулями будущей российской станции тоже не всё гладко, как на бумаге. Ранее предлагалось собрать новую станцию из "Науки", Узлового и Научно-энергетического модуля. Но оказалось, что базового модуля-то среди них нет. Начинать станцию нужно с новой "Звезды", производства которой не сохранилось с советских времен. Его осваивать заново: вероятно, на базе технологии Научно-энергетического модуля. Но чтобы убедиться в его готовности, придется его испытать, и получить опыт эксплуатации.


Проект Российской орбитальной служебной станции. Иллюстрация: РКК "Энергия".

Поэтому можно предположить список условий, которые позволят уверенно говорить о создании и запуске российской космической станции:
1. На Восточном построен стартовый стол для ракеты "Ангара" с функцией пилотируемых запусков.
2. Готов к регулярным полетам новый корабль «Орёл».
3. Прошел летные испытания Научно-энергетический модуль на МКС.
4. Россия вошла в тройку крупнейших экономик мира.

Конечно, прямо в такой очередности им происходит не обязательно, можно приближать их параллельно, и уже сейчас приступать к разработке станции — но зачем, если есть МКС? Нормально же летаем. Решение о продлении полета МКС будет приниматься не инженерами, а политиками США и России. Решат, что жить вместе невмоготу даже в космосе — инженеры будут плакать, но топить самое сложное творение человеческих рук. Решат продолжать совместные полеты — инженеры займутся капитальным ремонтом, и сделают всё возможное, чтобы продолжать полет без отказов. Самый серьезный фактор, способный повлиять на решения политиков — это безопасность экипажа. Именно поэтому РКК "Энергия" и предрекает "лавинообразные отказы" после 2025 года, аккурат когда ожидается выполнение первых трех вышеперечисленных пунктов. Эти предсказания диктуются стремлением уже сейчас обеспечить себя заказами на новую станцию.

РКК "Энергия" — это оператор российского сегмента МКС, там работают профессионалы, и их выводы о будущих угрозах не обязательно продиктованы только корпоративным интересом. Один из объективных аргументов сторонников "старения" МКС — недавно обнаруженная "царапина" в переходной камере модуля "Звезда". Самый важный модуль на станции уже протекает — чем не иллюстрация к тезису о грядущих отказах? Но чтобы оценить серьезность этой пробоины, стоит понять, насколько она критична для эксплуатации МКС.

Сама переходная камера не так уж и важна. Она имеет малый объем, находится в самом "хвосте" МКС, и если её навсегда задраить, то будет потерян только один стыковочный узел для пилотируемых кораблей.


Корпус модуля «Звезда» на заводе, вид со стороны кормы. На переднем плане — переходная камера модуля. Фото: Роскосмос.

Для стыковки останется еще три узла на российском сегменте. Грузовики по-прежнему можно будет стыковать к прохудившейся корме, проводить заправку "Звезды" и "подгонять" МКС ракетными двигателями. Но вот последний момент может оказаться критичнее. Поврежденный элемент обшивки во время коррекции орбиты станции "Прогрессом" участвует в передаче нагрузки от работающего двигателя на остальную станцию. И при стыковке узел переживает повышенное динамическое воздействие. Если такая нагрузка способствует расширению трещины, то это уже повод для серьезных опасений за безопасность всего модуля, а значит и станции.

К счастью, грузовик "Прогресс" — не единственный способ коррекции орбиты МКС, поэтому есть возможность продолжать работу станции и без "звездного" стыковочного узла. Но противникам МКС по обе стороны океана это в любом случае добавит козырей, а космонавтам работы. И недолго осталось ждать, чтобы выяснить, растет ли трещина.

В начале 2021 года ожидается стыковка очередного "Прогресса" к "Звезде", и будет проводится коррекция орбиты МКС, после чего космонавты проверят скорость утечки воздуха из промежуточной камеры. Если всё останется без изменений, то можно выдыхать и заклеивать скотчем, если же утечка увеличится, то работы для инженеров РКК "Энергия" прибавится и без строительства новой станции.
[свернуть]

zelenyikot

Выражаю признательность за технические консультации космическому инженеру и научно-популярному автору Александру Хохлову (alien3).

Подготовлено для научно-популярного портала Nplus1.ru
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Второй испытательный пуск тяжелой "Ангары"
entry is in top500 rating
December 14th, 20:58


Тяжелая «Ангара» успешно полетела во второй раз, и вывела вторую болванку на геостационарную орбиту, и это хорошо. Это значит, что Россия остается в «высшей ракетной лиге» стран, которым доступна эта орбита. Если б не «Ангара», то с окончанием ракет «Протон» мы бы лишились такой возможности.
Collapse )



Старт прошел еще утром, но отделение от разгонного блока «Бриз-М» полезной (точнее бесполезной) нагрузки произошло только к вечеру, и теперь можно уверенно говорить об успешных испытаниях. Запуск «болванки» это нормально, т.к. сейчас испытывают ракету. Можно было бы запустить, например «УАЗ-Патриот», но он легче 2,5 т, которые весит имитатор спутника.

Геостационарная орбита - это одна из самых востребованных областей космоса с прикладной точки зрения. Здесь, на расстоянии почти 36 тыс км и в плоскости экватора, спутники обращаются вокруг Земли за 24 часа, т.е. для жителя Земли, находятся в одной точке неба.



Это положение удобно для ретрансляции данных через космос, телевещания и наблюдения за климатом планеты. Например там работают российские метеоспутники серии «Электро-Л»:



«Ангара-А5» это модульная ракета, собранная по «пакетной» схеме. Примерно так же собирается российская ракета «Союз» или американские Falcon Heavy или Delta IV Heavy. Только у наших четыре боковых блока, а у американских по два.



Можно запускать и одну часть «пакета», как отдельную ракету «Ангара-А1», но вряд ли она будет востребованна, пока имеются более дешевые аналоги: «Рокот» и «Союз-2.1в».



Предыдущий старт «Ангары-А5» прошел шесть лет назад. Наверно это рекордный перерыв между пусками серийной ракеты, за всю историю космонавтики. Хотя есть ракеты, которые запускают 1-2 раза в год. Такой большой перерыв был связан с переносом производства «Ангары» из Москвы в Омск, и нынешний старт это экзамен для нового производства. Производство в Сибири удобнее, т.к. до космодрома Восточный оттуда ближе чем из Москвы.



Пока «Ангара»; может стартовать только с одной пусковой площадки на Плесецке, но её штатная эксплуатация начнется когда на Восточном закончат строительство «второй очереди», т.е. сборочно-пусковой инфраструктуры для пуска ракет этой модели.



В ближайшие годы «Ангара» летать будет редко, т.к. пока есть другие тяжелые ракеты - «Протон-М». Но они уже сняты с производства, и с Байконура будет летать их запас. В 2025 году соглашение между Россией и Казахстаном завершится, и «Протоны»; уже никогда не поднимутся в воздух, даже если останутся на складе. Тогда-то и наступит золотой век «Ангары» и Восточного.



Сама по себе «Ангара» далеко не самая совершенная ракета. По своей стоимости она никогда не будет конкурентоспособна на мировом рынке. Но благодаря ей Россия не только сохранила доступ в космос на любые типы орбит со своей территории, но и смогла сохранить технологии и опыт разработки и производства тяжелых ракет, а значит есть возможности сделать новое поколение ракет более эффективное и конкурентоспособное.

zelenyikot
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

thunder26

ЦитироватьНаверно это рекордный перерыв между пусками серийной ракеты
Неожиданно
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

ЦитироватьСтарт прошел еще утром, но отделение от разгонного блока «Бриз-М» полезной (точнее бесполезной) нагрузки произошло только к вечеру,
Автор на сайте ляп исправил! :)
ЦитироватьСтарт прошел еще утром, но выведение полезной (точнее бесполезной) нагрузки и разгонного блока «Бриз-М» на рассчетную орбиту произошло только к вечеру,

АниКей

Москва 24
09:53
ВДНХ приглашает москвичей на онлайн-встречи с режиссерами и актерами
Лекцию проведет сопредседатель молодежного совета Русского космического общества популяризатор космонавтики Денис Прудник.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьnsn.fm

Трещина на МКС могла появиться из-за робота Фёдора



Робот Фёдор мог стать причиной появления трещины на российском модуле «Звезда» МКС. Она могла возникнуть при выгрузки и загрузке Фёдора в 2019 году. Такое предположение о причинах утечки воздуха на МКС сделал член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов.
«
ЦитироватьЧерез промежуточную камеру в августе-сентябре 2019 года космонавты перемещали антропоморфного робота "Фёдора" из корабля "Союз МС-14" на станцию и обратно. Маршрут переноса робота был внеплановым, так как изначально корабль должен был стыковаться к модулю "Поиск", а не к модулю "Звезда
"», - пояснил Хохлов РИА Новости.
Ранее исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» Сергей Крикалев рассказал, что для поиска места утечки воздуха промежуточную камеру российского модуля «Звезда» обтянут пленкой и добьются понижения давления, напоминает Газета.ru.
В октябре текущего года в промежуточной камере модуля «Звезда» была зафиксирована трещина, способствующая утечке кислорода со станции. Пробоина была временно устранена, однако Сергей Крикалев предположил, что воздух может уходить в другом месте.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

«Роскосмос» исключил образование трещины на МКС из-за усталости металла
Daily Storm
09:56
Разработчик «Федора» назвал абсурдной версию его причастности к поломке МКС
Появление трещины в российском модуле «Звезда» на Международной космической станции (МКС), через которую происходит утечка воздуха, из-за перемещения робота «Федора»...
РИА Новости
09:36
Разработчик «Федора» отверг версию о причастности робота к трещине на МКС
Перемещение робота "Фёдора" по Международной космической станции не могло привести к повреждениям в отсеке, в котором впоследствии была обнаружена трещина...
АБН
00:42
Робота Федора обвинили в появлении трещины на МКС
Трещина, которая появилась в обшивке Международной космической станции (МКС) и вызвала утечку воздуха в российском модуле «Звезда»...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

novayagazeta.ru

Производитель талантов



Пятьдесят пять лет назад, сразу после операции, которую провел академик и министр здравоохранения СССР Борис Петровский, от остановки сердца скончался создатель отечественной космической индустрии, генеральный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев. О его драматической и счастливой судьбе «Новая» писала не раз.
Уходили шестидесятые, угасала в лучших умах эпохи на краткий исторический миг воскресшая вера в возможность коммунизма. С именем Королева связаны не только выдающиеся достижения мировой космонавтики (о них не раз еще вспомнят будущие поколения), но и решение главного политического вопроса человечества — возможности выживания по мере развития прогресса. Наши ракетчики несколько иронически описывали эту коллизию: если создание ядерного оружия было искушением дьявола, то выход в космос стал ответом бога.
Действительно, ядерное оружие создало для политиков грандиозные соблазны, стала возможной быстрая победа над любым противником почти без потерь (сотни миллионов убитых никого бы не остановили — это продемонстрировала в предыдущие полвека история). Но параллельно созданные ракеты не оставили никому шанса уйти от взаимного уничтожения. Случается, что процессы усугубляют ситуацию, бывает — нивелируют. Слияние компонентов бинарного оружия превращает его в смертельный яд, а слияние щелочи и кислоты оставляет воду и соль. Две технологии — ядерная и ракетная — фактически нейтрализовали друг друга. Пятьдесят лет Земля жила в мире, прогресс достиг фантастических вершин. И сделал это возможным, в том числе, человек, о главном качестве которого рассказал нашей газете кандидат технических наук, независимый космический эксперт Вадим Лукашевич. 

ЦитироватьКоролев не боялся конкуренции — это, на мой взгляд, важнейшая черта, особенно если сравнивать со стилем нынешнего руководства.
Он абсолютно не опасался талантливых коллег, соратников и учеников. Он собирал таланты и выращивал из них руководителей.
Когда он понимал, что человек перерос свой пост, Сергей Павлович выделял ему из ОКБ-1 подразделение и отпускал в самостоятельное плавание.
По сути, он стоял у истоков всех направлений нашей сегодняшней космонавтики. Георгий Бабакин получил собственный коллектив, когда Королев понял, что ему трудно в одиночку тащить лунную программу и исследование планет. Началось все с мягкой посадки Луны-9, а сегодня это НПО им. Лавочкина.
Когда вырос Янгель, он ушел в «днепропетровский куст». Другой заместитель — Дмитрий Козлов — ушел на руководство «куйбышевским кустом» и стал главой нынешнего «Прогресса». Фактически Королев отрезал от себя куски, создавал из них новые организации и отправлял туда своих коллег, когда им становилось тесно в прежних рамках. Точно так же появилось производство ракет для подводных лодок.
Сергей Королев и Юрий Гагарин, 1961 год. Фото: РИА Новости
Меня восхищает это качество Сергея Павловича как лидера отрасли. Сегодня ею руководят менеджеры, которые боятся конкуренции, критики и свежих идей собственных подчиненных. По сути, это группа довольно ограниченных людей, которые сами это прекрасно понимают и выбирают себе неярких и угодливых подчиненных.
Надо сказать, другие наши гранды от космонавтики исповедовали более традиционный стиль руководства. Двигателист Глушко или Челомей так не поступали. Невероятно требовательного конструктора «Бурана» Лозино-Лозинского называли «человек-машина» и боялись — он помнил все промахи подчиненных. А Королев отправил в плавание не одного генерального конструктора и руководителя КБ и в дальнейшем взаимодействовал с ними как с равными! Ведь Янгель вообще стал его конкурентом в военной тематике.
До сих пор идут споры — был ли Королев конструктором на самом деле?
У Челомея математическая подготовка и физика процессов как инструмент были гораздо сильнее. В Королеве же соединился великий организатор и человек с хорошей инженерной подготовкой.
Дом, в котором Сергей Королев провел ночь перед полетом Юрия Гагарина. Космодром Байконур. Фото: РИА Новости
Он делал то, что сегодня делает Илон Маск. О нем ведь тоже спорят — инженер ли Маск вообще? Но он блестящий менеджер, организатор и пиарщик. А в 60-е такого термина в нашем языке не было, в том числе и для Королева, умевшего преподнести Хрущеву идею и протолкнуть ее дальше через аппарат.
Генеральный конструктор, важнейший участник совещаний в Политбюро и ЦК КПСС, был весьма демократичным управленцем. Сергей Павлович мог после совещания пройтись по отделам вдоль кульманов, посмотреть, что рисуют простые конструкторы, и поговорить с любым из них. Есть примеры, когда молодые ребята останавливали его в коридоре, накоротке обсуждали свои идеи и шли дальше. В мемуарах Михаила Осина из НПО «Молния» Королев по первому впечатлению описывается как коренастый человек в мягких штанах и свитере. Насколько этот заряженный на результат и отдачу стиль отличается от нынешних пафосных офисных порядков в космонавтике!
В результате Королев вбирал в себя идеи коллег и преобразовывал их, развивал по мере возможности. Молодой специалист Валерий Павлович Бурдаков (ныне покойный) предложил идею спасения первой ступени — то, чем Маску еще только предстоит заняться при создании супертяжелой ракеты. В авторском свидетельстве Бурдакову отказали. История дошла до Королева, и он не просто настоял на выдаче патента, а немедленно поставил его во главе сектора многоразовой тематики. Пришло время, и Валерий Павлович в 1976 году нарисовал первые линии в проработке будущего «Бурана».
Просто у его руководителя не было ревности к успеху подчиненных, их таланту.
Это свойство сильной личности.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

DiZed

«Он был великолепен». Илон Маск по-русски прокомментировал пост «Роскосмоса» о Сергее Королеве

Твит «Роскосмоса» посвящен 114-летию со дня рождения Королева. «Основоположник практической космонавтики, один из крупнейших ученых XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения, советский конструктор», — говорится в твите

Под руководством Сергея Королева был создан первый советский пилотируемый космический корабль «Восток». В 1961 году «Восток» стал первым в мире космическим аппаратом, на котором осуществили полет человека в космос. Королев также занимался разработкой баллистических ракет.
В 1938 году, во время сталинских репрессий, Королев был арестован. Он провел в лагерях шесть лет, в это время он работал в тюремных конструкторских бюро. В 1955 году Королева реабилитировали.

Вы не можете просматривать это вложение.
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Цитата: DiZed от 12.01.2021 23:02:48Он провел в лагерях шесть лет, в это время он работал в тюремных конструкторских бюро.

В лагерях - это год, наверное. И перед этим следствие до года. Затем просто в КБ Туполева без права выхода за территорию и общения с родственниками. Потом вроде   у Ляпидиевского в Сибири. И далее у ( или с) Глушко в Казани. Тюремные конструкторские бюро? Ну, это у Берга скорее было.
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

Старый

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 13.01.2021 06:30:56В лагерях - это год, наверное.
В лагере в Мальдяке - 5 месяцев. 

Интересно что в Мальдяк он прибыл 3 августа а 27 сентября приговор был отменён. Но эта новость шла до Мальдяка 3 месяца и только 23 декабря его отправили обратно.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

"Большой террор" в СССР официально был прекращён постановлением ЦК и СНК от 17 ноября 1938 года. Королёв не успел под это постановление совсем чуть-чуть - приговор ему был вынесен 27 сентября 1938 года. 
 По результатам Постановления 17 ноября вынесенные ранее приговоры были отменены и дела всех кого к этому времени не успели расстрелять были отправлены на повторное расследование. Теперь уже оговоров и самооговоров было недостаточно, требовалось предъявить реальные доказательства преступной деятельности. Как это ни печально но при повторном расследовании сотрудники РНИИ с радостью предъявляли следователям "доказательства вредительской деятельности" бывших товарищей Королёва и Глушко. Всё что они успели накосячить за время своей работы записали им как ущерб от вредительской деятельности. По этим материалам были вынесены повторные приговоры и бывшие товарищи Королёв и Глушко поехали по шарагам. Так как террор уже был отменён то вредителей из числа ИТР нельзя было расстреливать а следовало заставить честным трудом искупить свою вину. 
 Вот так Королёв и Глушко оказались в шарагах.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Старый от 13.01.2021 12:30:25Интересно что в Мальдяк он прибыл 3 августа а 27 сентября приговор был отменён. Но эта новость шла до Мальдяка 3 месяца и только 23 декабря его отправили обратно.
Пардон, приврал. Приговор был отменён раньше, гдето вскоре после Постановления об окончании террора. Королёв неспешно ехал от лагеря к лагерю в Магадан а следом за ним так же неспешно ехало постановление об отмене приговора. И настигло его уже на Мальдяке.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Уже в туполевской шараге заметили что Королёв скорее организатор нежели чем учёный и конструктор. После завершения создания Ту-2 и освобождения всех участников его скорее всего отправили бы начальником цеха на один из заводов МАП. Но... Тяга к ракетному полёту была столь велика что он сам напросился в шарагу к Глушко и таким образом остался заключённым. Официально освобождены они были только после завершения создания РД-1, хотя режим содержания был сильно смягчён задолго до этого.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

kommersant.ru

Просветителей просветят на связь с Вашингтоном
Наталья Костарнова, Александр Черных


Сенатор Андрей Климов дал резкую отповедь российскому научному сообществу, которое раскритиковало его законопроект о регламентировании просветительской деятельности. В беседе с "Ъ" господин Климов заявил, что запрещенный ИГИЛ и другие подобные организации «тоже считают, что занимаются просвещением». На претензии к размытым формулировкам законопроекта сенатор откровенно ответил, что с опасной, по его мнению, деятельностью пока не удается бороться «прямыми четкими, прозрачными способами». Граждан, недовольных его инициативой, господин Климов фактически обвинил в несознательном пособничестве зарубежным силам. Между тем вчера президиум РАН единогласно выступил против проекта: ученые заявили, что принятие документа «приведет к отставанию нашей страны в критически важных областях науки и технологий».
Законодатели обратили внимание на бесконтрольное, по их мнению, распространение научных знаний в ноябре 2019 года. Тогда группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Авторы документа предложили наделить Минобрнауки и Минпросвещения полномочиями лицензировать просветительские проекты и особое внимание уделить сотрудничеству образовательных учреждений с международными организациями.
По мнению господ Климова и Пискарева, отсутствие такого регулирования «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».
Инициатива сразу же вызвала критику научного и просветительского сообщества. Участники нулевых чтений законопроекта в Общественной палате высказались резко против изменений. Они заявили, что в проекте крайне размыто определение «просветительской деятельности» и под нее подпадают любые сайты, YouTube-каналы, подкасты и лекции в школах. Тем не менее 23 декабря Госдума одобрила законопроект в первом чтении. Второе чтение пройдет в феврале, правки в документ можно внести до 21 января. Астрофизик, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов подготовил петицию, где подчеркивается, что «многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения». За неделю петицию подписали более 20 тыс. человек.
Вчера сенатор Андрей Климов сообщил "Ъ", что следит за реакцией ученых, но не все их претензии считает справедливыми. «Научное сообщество — штука очень широкая. Я тоже, в общем, доктор наук,— напомнил он.— Концепция на самом деле очень простая — ввести определение просветительской деятельности. И дать возможность правительству ее регулировать. Каким будет это регулирование — это отдельная большая тема,— сказал господин Климов.— Есть запрещенная в России организация ИГИЛ, есть много структур, которые ведут деятельность в похожем формате, но не внесены в список запрещенных. Они тоже считают, что занимаются просвещением, и мы не можем это останавливать прямыми четкими, прозрачными способами. Это не про университетских профессоров, это про жизнь нашу реальную». Сенатор также добавил, что, по имеющейся у него информации, негативная реакция на инициативу «нагоняется точно не из России».
«Мы хорошо знаем, когда и откуда сигналы пошли и по каким линиям,— многозначительно заявил господин Климов.— Это точно не школьный учитель и не доцент из уральского какого-нибудь университета. Совершенно другие люди этим занимаются».
"Ъ" попросил сенатора раскрыть подробности этой информации, и оказалось, что еще до внесения законопроекта в Госдуму «в Вашингтоне» было принято решение «торпедировать максимально эти предложения». По его словам, силы из-за рубежа «взбаламутили» людей, которые «не вчитались» в то, что написано в законе. Впрочем, он допустил, что «целый ряд предложений, которые не изменяют концепцию закона, вполне можно принять».
Среди тех, кто, по мнению сенатора Климова, «взбаламучен» из Вашингтона, оказался президиум Российской академии наук в полном составе. Вчера академики официально попросили Госдуму отклонить законопроект, который «не вводит никаких новых законодательных норм, направленных на поддержку очень важной для страны деятельности» и «носит чисто ограничительный характер». Ученые предупредили депутатов, что инициатива господина Климова «ставит под угрозу выполнение национальных проектов "Наука" и "Образование"», а также «приведет к отставанию нашей страны в критически важных областях науки и технологий». Ранее вице-президент РАН Алексей Хохлов подписал петицию против законопроекта и демонстративно дал на нее ссылку в соцсетях; он также напомнил строчку из Грибоедова «фельдфебеля в Вольтеры дам».
Отметим, что в профильном комитете Госдумы нет единого мнения по поводу законопроекта. Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов (фракция «Единая России») поддержал инициативу, а вот депутат от КПРФ Олег Смолин выступил против: «Если наши коллеги хотят ограничивать иностранное влияние, пусть так и назовут закон. Просветительская деятельность здесь ни к чему. Если принимать закон о просветительской деятельности, то только о ее поддержке».
О том, что в России нужен отдельный закон о поддержке просветительской деятельности, говорит и заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич.
«У нас нет водораздела между формальным образованием и неформальным, поэтому большое число просветительских организаций часто привлекается к ответственности за якобы осуществление образовательной деятельности без лицензии,— рассказал он.— Кроме того, во всем мире действуют льготы и преференции, установленные законодательно, меры поддержки просветительских организаций. А у нас почему-то начали с ограничений». Если законопроект примут, считает юрист, под его действие попадут не только ученые-просветители, но вузы и школы, которые сотрудничают с зарубежными учебными заведениями. «Это продолжение пакета законов об иностранных агентах. Возмутительно, что эти нормы находят отражение в законе об образовании»,— добавил он.

Цитировать«Законопроект очень неконкретный и отдает всю инициативу министерствам. Дальше все будет регулироваться подзаконными актами — как они хотят, так и будут делать. Мы, популяризаторы науки, боимся, что таким образом они хотят убрать инакомыслие, независимую от министерств оценку»,— сказал "Ъ" популяризатор космонавтики Александр Хохлов. По его словам, сегодня в России мало специалистов, которые «грамотно» могли бы рассказать о космонавтике. Случилось это именно потому, считает господин Хохлов, что люди, которые работают в Роскосмосе, уже находятся под ограничениями: «Их нужно вызывать официальными письмами, они должны согласовывать выступления на фестивалях, в школах, в университетах с руководством, записывать лекцию на диктофон, чтобы сдать в специальный отдел, который проверит, не сказали ли они что-то лишнее.


Это то, что может случиться и с независимыми экспертами после принятия поправок. Фактически это цензура».
Против законопроекта выступил также биоинформатик Михаил Гельфанд. Он считает документ настолько «плохо написанным», что его последовательное применение невозможно, а избирательное ставит под угрозу наказания любого занимающегося просветительской деятельностью. Господин Гельфанд надеется, что «жесткая и консолидированная» реакция профессионального сообщества повлияет на решение депутатов. «Кроме того, такого сорта публичные процессы помогают сохранить чувство собственного достоинства. Даже если закон примут, хотя бы не будет ощущения, что ты позволил с собой сделать все, что угодно, без сопротивления»,— заключил он.


Отметим — автор нашумевшей петиции Сергей Попов выразил сожаление, что количество подписей под ней значительно меньше, чем число просмотров научно-популярных лекций на Youtube. В беседе с "Ъ" он признал, что от «людей, которые с интересом смотрят, задают вопросы, не всегда удается добиться простого действия, когда помощь нужна популяризаторскому движению».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Вобщем если бы не Рогозин то Климов добился бы закрытия НК. Нефиг людям знать какая бывает и какая должна быть космонавтика. Пусть думают что рогозинская космонавтика это и есть то что нужно.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

ЦитироватьКак я укололся китайской вакциной
entry is in top500 rating
January 18th, 7:50


В мире сейчас ведется несколько клинических исследований вакцин от коронавируса. В России, кроме «Спутника V» разработали «ЭпиВакКорона» и другие, но мне встретилась онлайн реклама участия в третьей фазе исследования вакцины китайской компании Cansino. И я пошел сдаваться китайцам на опыты, не дожидаясь встречи с вирусом.
Collapse )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Какие бывают космонавты?January 23rd, 10:54


Распространенный стереотип, что «космонавт» — это человек, совершивший космический полёт. Такое представление не совсем верно, например, известны «нелетавшие космонавты», которые готовились к космическим полётам и иногда были близки к ним, но так и не смогли осуществить свою мечту. Давайте разберёмся, как же человек становится космонавтом, и какие могут быть различия.Collapse )


Примерно раз в 3 года «Роскосмос» объявляет набор в Отряд космонавтов. Чтобы стать кандидатом в Отряд, необходимо соответствовать обширному набору требований по образованию, физической подготовке, медицинским показателям, морально-психологическим качествам... Космонавтами «Роскосмоса» могут стать только граждане России.

Из сотен заявок Межведомственная комиссия «Роскосмоса» обычно отбирает около десятка кандидатов. После прохождения курса общекосмической подготовки кандидаты могут сдать вступительные экзамены на зачисление в Отряд космонавтов. Успешное зачисление приводит к получению трудовой должности «космонавт-испытатель» или «космонавт-исследователь». То есть космонавтами официально становятся до космического полёта.

Разделение труда между испытателем и исследователем понятно из названия: первый должен испытывать и эксплуатировать космическую технику, а второй заниматься наукой. Хотя такое разделение довольно условно, на орбите испытатели точно так же проводят эксперименты, а исследователи решают технические вопросы. Вообще с космонавтами-исследователями у нас довольно грустно, наверно это самая редкая профессия в стране, т.к. на Международной космической станции за 20 лет было всего два космонавта-исследователя.



После дополнительных экзаменов можно получить повышение до инструктора-космонавта-испытателя или -исследователя. Инструкторы-космонавты могут не только готовиться к полёту, но и готовить других.

На следующий уровень космонавт может перейти только после космического полёта. Если экспедиция на орбиту прошла успешно, то космонавт может быть награждён почетным званием «Лётчик-космонавт». Но это звание подобно государственной награде, в трудовой книжке у него по-прежнему будет написано «космонавт-испытатель» или «-исследователь». Зато полёты дают возможность набирать профессиональные классы: один полёт в космос дает «третий класс», второй полёт — «второй класс» и, наконец, третий — «первый класс». Так что если встретите первоклассного космонавта, знайте, что он совершил не менее трёх экспедиций в космос.

Иностранные члены экипажа не получают должности «космонавт», даже если летят на российских кораблях — название и должности принимаются в их родной стране. Космические же туристы называются «участник космического полёта».

О том как стать космонавтом можно узнать из онлайн-курса (платного) Александра alien3 Хохлова. Сам он не прошел отбор, но о процедуре, требованиях и «подводных камнях» знает, наверно лучше всех за пределами «Роскосмоса».

zelenyikot
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Бертикъ

ЦитироватьИз сотен заявок Межведомственная комиссия «Роскосмоса» обычно отбирает около десятка кандидатов. После прохождения курса общекосмической подготовки кандидаты могут сдать вступительные экзамены на зачисление в Отряд космонавтов. Успешное зачисление приводит к получению трудовой должности «космонавт-испытатель» или «космонавт-исследователь». То есть космонавтами официально становятся до космического полёта.
А что, порядок изменился?

Раньше вроде ОКП претенденты проходили в статусе кандидатов в космонавты, уже будучи зачисленными в Отряд.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

АниКей

aif.ru

Ворота в глубокий космос. Кому и зачем нужна окололунная станция Gateway?
Дмитрий Писаренко


Появилась информация, что Россию исключили из экспертной группы по обсуждению перспектив создания окололунной станции Gateway. После того как российская сторона неоднократно заявляла, что её роль в этом проекте недостаточна, её представителей перестали включать в рассылку писем и обсуждений на эту тему. 
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что мы никогда и не входили в экспертную группу по созданию Gateway: «Да, NASA присылало нам пару раз какие-то документы, проводило брифинг (не дискуссию, а именно брифинг). Но мы уже неоднократно заявляли, что готовы принять участие в проекте, где все участники равноправны. Как пример приводили принципы, на которых строится работа МКС. Однако то, что сейчас пытается сделать NASA по Луне, это американский проект с ограниченным участием внешних партнеров. Нам это неинтересно».
Что же из себя представляет проект Gateway? Об этом АиФ. ru рассказал эксперт в области космонавтики, ведущий блога Zelenyikot Виталий Егоров.

Спойлер
За что его критиковали? 
— Проект строительства многомодульной посещаемой станции на гало-орбите в нескольких тысячах километров от Луны был представлен NASA в марте 2017 года. Тогда станция носила название Deep Space Gateway («Ворота в глубокий космос»). Она должна стать новой лабораторией для изучения космических эффектов и опорой для дальнейших исследовательских пилотируемых полётов на Луну и Марс. 
Но американцы понимали, что в одиночку такой проект они не потянут, и говорили, что надеются на международное партнёрство. Перед глазами у всех есть прекрасный пример — МКС. В её строительстве и обслуживании участвует несколько национальных космических агентств. Практически все они были приглашены к участию в проекте Deep Space Gateway. 

Идея такой станции выглядит масштабно и амбициозно. Однако практически сразу она подверглась критике со стороны многих экспертов. Так, основатель «Марсианского сообщества» Роберт Зубрин на страницах Washington Post написал эссе «Худший план NASA». Его главная претензия к космическому агентству была в том, что оно планирует направить значительные ресурсы на приближение к Луне без возможности посадки: «Мы не сделаем на такой станции ничего, что не могли бы сделать на сегодняшней МКС, только подвергнем человека воздействию космической радиации — за такие медицинские опыты нацистских врачей вешали в Нюрнберге».
Негодование энтузиастов освоения космоса можно понять: пролететь 400 тысяч километров и остановиться на окололунной орбите? Ведь садиться на Луну научились полвека назад!
Многим кажется, что лунная поверхность — единственный логичный шаг от околоземных станций, а окололунная станция кажется какой-то полумерой. Но тут не учитывается важный предел, отделяющий современную космонавтику от лунной поверхности. Посадка на Луну — сложная и ответственная операция, она сравнима по риску со стартом с Земли. В 1960-е риск в полётах являлся неотъемлемой частью профессии, и космонавты с астронавтами осознанно шли в миссии, которые обещали только 30% успеха. Общество с пониманием относилось к неизбежным жертвам, но сейчас другое время. Даже на войне всё больше функций передаётся беспилотникам, а уж в мирном космическом деле необоснованный риск выглядит безумством.
Китайский аппарат «Чанъэ-5» успешно доставил образцы лунного грунта на Землю.
Для чего станция у Луны?
Экономическая причина окололунной станции тоже важна. Если строить базу на Луне, потребуются значительные расходы не только на посадочную систему, но и на конструкцию жилых модулей. Строить станции для невесомости научились, но совсем другое дело — гравитация величиной в 1/6 от земной. Это непроверенные условия, требующие большой подготовительной работы, испытаний, промышленного перевооружения.
Та конструкция станции, что предлагается NASA, практически ничем не отличается от МКС, она многое заимствует у неё: жилые модули, солнечные батареи, радиаторы. Однако Gateway не будет простым повторением пройденного. Для окололунной станции потребуется обеспечить большую степень автоматизации.
Расстояние до Луны свет проходит примерно за 1 секунду. Таким образом, задержка связи между станцией и Землёй не будет существенной. Но разговоры — это лишь один канал обмена информацией. МКС очень плотно связана с Землёй, поскольку контроль и управление практически всех бортовых систем станции ведётся с поверхности. В случае с окололунной станцией необходима автономность бортовых систем — это непременное условие для перелётов в дальнем космосе. 
Придётся решать проблему космической радиации. Окрестности Луны — это уже межпланетное пространство, и радиационная обстановка там такая же, что ожидает экипажи по пути к Марсу. МКС летает под прикрытием геомагнитного поля и верхних слоёв атмосферы. Да и сама Земля закрывает больше 40% пространства и экранирует галактическую и солнечную радиацию. А в межпланетном пространстве фон будет примерно в два раза выше, чем на МКС. От него придётся защищаться более сложными средствами, потребуются готовые промышленные решения.
Наличие жилой станции позволит значительно упростить процедуру посадки на Луну. Имея базу на орбите, можно увеличить объём и массу посадочного корабля и доставлять его к станции автоматически. Большой модуль облегчит работу на поверхности Луны, позволит задержаться там подольше, привезти больше оборудования, провести больше экспериментов, изучить больше площади, начать капитальное строительство. 
От Луны будет проще стартовать и к Марсу. Если собирать марсианский корабль на окололунной гало-орбите, постепенно подвозя баки с топливом и элементы конструкции, то можно сэкономить до трети массы топлива на полёт по сравнению со стартом с околоземной орбиты. Можно добиться ещё большей экономии, если одна часть станции уже будет сделана в виде отсека марсианского корабля.
Легендарный «Барминград».
Нужно ли это России?
Россия быстро включилась в работу по проекту Gateway. Совместные совещания Роскосмоса и NASA начались практически сразу после объявления проекта. 
Для Роскосмоса сотрудничество с NASA в 1990-е годы по программе «Мир», а в 2000-е — по программе МКС практически обеспечило сохранность и высокий уровень пилотируемой космонавтики. Но что будет после МКС? Нужна достойная и одновременно посильная для бюджета цель. 
С вхождением в лунное партнёрство такая цель появилась бы. Во-первых, снова возникли бы возможности получения заказов на разработку и эксплуатацию техники для NASA. Во-вторых, в сверхтяжёлой ракете и межпланетных полётах виден долговременный смысл. В-третьих, отрасль получила бы столь долгожданный новый стимул развития, а молодые коллективы наконец смогли бы реализовать себя не в повторении советских схем, а в привнесении чего-то нового.
Участие Роскосмоса помогло бы и NASA. Зависимость партнёров тут взаимная. Несмотря на преобладающую роль США в проекте, это было бы действительно полноценное сотрудничество в освоении космоса, что можно только приветствовать.
Но, к сожалению, так и не было достигнуто договорённостей, на каких же условиях в проекте Gateway участвует российская сторона.
20 ликов Луны | Фотогалерея
Луна в небе над Атлантическим океаном, Марокко.
20 ликов Луны | Фотогалерея
Луна в небе над Атлантическим океаном, Марокко.
Как ситуация изменится теперь?
Теперь Россия будет искать свой путь в космосе. Здесь нас ограничивает не столько фантазия или технологии, сколько экономика. Раньше я в шутку говорил, что будущее нашей космонавтики лучше всего показывает курс нефти: будет баррель за $200 — будет у нас своя лунная база; будет за $150 — будет у нас своя околоземная станция; будет за $100 — значит, дружим с американцами и летаем на МКС. 
Сейчас и курс нефти не радует, и с американцами дружба не получается, а тут ещё и вирус прилетел. Самый логичный путь — искать новых международных партнёров, но кого? У Китая своя пилотируемая программа, и они готовы только в гости приглашать. Индия видится более заинтересованным партнёром, но у них тоже экономических проблем хватает, а пилотируемые технологии — в зачаточном состоянии. Можно подумать про совсем молодые космические державы — например, Объединённые Арабские Эмираты... В общем, перед Роскосмосом стоит очень сложная задача, и стечение обстоятельств не в его пользу. 
Сейчас эти обстоятельства подталкивают в сторону проекта собственной околоземной станции. Она требует более скромных затрат (в сравнении с лунными амбициями) и способна дать новый стимул развития нашей космонавтики на ближайшее десятилетие.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!