"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Global Ural

Да уж, оказывается даже не могут забрать то что было создано в Москве,забрать также как и Крым забрали

Bell

Цитата: Слава от 18.11.2020 18:16:04Да уж, оказывается даже не могут забрать то что было создано в Москве,забрать также как и Крым забрали
Боюсь, для этого необходим майдан, хотя бы в районе Байконура...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

triage

Цитата: Bell от 18.11.2020 21:12:37
Цитата: Слава от 18.11.2020 18:16:04Да уж, оказывается даже не могут забрать то что было создано в Москве,забрать также как и Крым забрали
Боюсь, для этого необходим майдан, хотя бы в районе Байконура...
а заплатить около десятка миллионов долларов дешевле.

Вот решат китайцы  купить для парка развлечений и цена сразу взлетит ;)

Хунвэйбин

Цитата: zandr от 18.11.2020 17:46:29Ранее Рогозин сообщил, что пытался забрать "Буран" и ракету "Энергия", которые находятся на Байконуре,
Ракеты Энергия" после 12.05.2002 там быть не должно.

Штуцер

#284
«Уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли «Буран 1.02» и ПМ «ОК-МТ 0.07» принадлежат не физ.лицу, а находятся на балансе АО «РКК Байконур». Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми», – написал Даурен.

Это начало торга. Приятно, что г. Даурен так хорошо разбирается в технике:

Цитировать эти ракеты

а также в её сохранности

Цитировать  остались целыми

очевидно целые - это не фрагментированные, одним куском.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Ответ Дмитрия Олеговича - это праздник какой-то.
Не меньший знаток вышеуказанной техники и ее состояния:


ЦитироватьУсловия хранения этих уникальных изделий вызывают тревогу. 
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

grach

Цитата: Хунвэйбин от 19.11.2020 11:37:16
Цитата: zandr от 18.11.2020 17:46:29Ранее Рогозин сообщил, что пытался забрать "Буран" и ракету "Энергия", которые находятся на Байконуре,
Ракеты Энергия" после 12.05.2002 там быть не должно.
В сооружении СДИ до сих пор должен быть полноразмерный макет "Энергия-М"

Штуцер

Интересно, Дмитрий Олегович не знал, что Буран и макет валяются (именно валяются) в трупе МЗК до сих пор?

А если знал, неужели не попросил службу безопасности свозить? Посмотреть?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Хунвэйбин

Цитата: grach от 19.11.2020 16:58:16В сооружении СДИ до сих пор должен быть полноразмерный макет "Энергия-М"
Я бы назвал его "Муляж". Без конструкторской документации, собранный из того, что сумели найти.

Есть он там.

grach

Цитата: Хунвэйбин от 19.11.2020 18:50:57
Цитата: grach от 19.11.2020 16:58:16В сооружении СДИ до сих пор должен быть полноразмерный макет "Энергия-М"
Я бы назвал его "Муляж". Без конструкторской документации, собранный из того, что сумели найти.

Есть он там.
Это изделие не "собранное  из  того, что сумели найти", а использовалось для ОКИ на УКСС в начале 1990 гг. Оно настоящее...

Global Ural

Попросил Вадима Лукашевича создать петицию по возвращению лётного экземпляра и макета Бурана со стоянки в Байконуре в Россию. Думаю престиж страны подмочен будет если Буран достанется Казахстану. 

Global Ural

Прошу поддержать петицию если таковая будет создана,желательно на roi, так как change не имеет юридической силы в РФ.

Штуцер

Цитата: Слава от 20.11.2020 10:32:22Думаю престиж страны подмочен будет если Буран достанется Казахстану. 
Он Казахстану и принадлежит.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Quetzalcoatl

Цитата: Штуцер от 20.11.2020 10:34:14Он Казахстану и принадлежит.
https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/77178/

Цитата: undefinedА власти Казахстана объявили о намерении вернуть лётный образец в государственную собственность, для чего подан иск в суд. Об этом ТАСС сообщили в среду в пресс-службе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана.
Да, интересная там намечается движуха.

Хунвэйбин

Цитата: Штуцер от 20.11.2020 10:34:14Он Казахстану и принадлежит.
Вряд ли. Разваливая СССР, сборище беловежское располагало одной пишущей машинкой, лень им было акт разделительный печатать. Потом, вроде, порешили так- если изготовлено до 1992 г и оказалось нечто на территории нового независимого государства-его собственностью и будет.


Первый летный Буран должен отойти Казахстану, его руины и должны Казахстану принадлежать.
Второй летный Буран так и не был изготовлен. Вернуть его должны России. Претензии могут предъявить за хранение, но, думаю, казахский бюджет на хранение не потратил ни одного теньге.
Как обстоит со стоящим у музея на площадке 2 макетом Бурана- не знаю.

Quetzalcoatl

Цитата: Хунвэйбин от 20.11.2020 13:13:58Второй летный Буран так и не был изготовлен. Вернуть его должны России. Претензии могут предъявить за хранение, но, думаю, казахский бюджет на хранение не потратил ни одного теньге.
У властей Казахстана, я так понимаю, другое мнение.

Цитата: undefinedПо данным ведомства, в июне 2019 года комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Казахстана был подан иск о ликвидации акционерного общества "Ракетно-космическая компания "Байконур" и возврате имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества, включая экземпляр орбитального многоразового космического корабля "Буран". "Очередное заседание назначено в специализированном межрайонном экономическом суде города Алма-Аты на 10 декабря этого года", - уточнили в министерстве.
Очевидно, хотят вернуть в государственную собственность Казахстана второй экземпляр Бурана.

Хунвэйбин

Цитата: Quetzalcoatl от 20.11.2020 13:27:33У властей Казахстана, я так понимаю, другое мнение.
Сия смута посеяна непонятным поведением руководителя.

Зачем вообще делать подобные заявления легковесные руководителю такого уровня?
Был же там недавно, мог подготовить почву, сперва внутри России (кому забирать, как транспортировать, где приводить в божеский вид и где хранить) потом кулуарно договориться со стороной, почитающей себя "собственником" интересующей матчасти, получить гарантии....
И только после этого делать публичные заявления.

Я это о качестве управления отраслью.

hlynin

Цитата: Хунвэйбин от 20.11.2020 14:57:50Был же там недавно, мог подготовить почву, сперва внутри России
Вы прямо за умного считаете...

АниКей

hi-tech.mail.ru

«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран»
Георгий Шамуев



Единственный слетавший в космос «Буран» проще забыть, чем восстановить

«Буран» простоял в ангаре на Байконуре в полном забвении почти 10 лет. В 2002 году на макет ракеты «Энергия» и единственный слетавший в космос корабль рухнула крыша монтажно-испытательного комплекса, и корабль с уникальными двигателями был частично разрушен.



Фото: instagram / @jonjonkkkk2
Теперь внутрь уникального корабля просачивается влага и воздух, и через несколько лет он окажется нетранспортабельным. В 1988 году, пылящийся ныне на задворках Байконура корабль сделал два витка вокруг Земли и совершил посадку в полностью автоматическом режиме. После развала СССР машина стала собственностью Казахстана, и вывезти «Буран» в Россию не представлялось возможным.
Как музейный экспонат, слетавший в космос «Буран» мог бы пригодиться павильону «Космос» на ВДНХ, однако несколько лет назад компания, владеющая правами на монтажно-испытательный комплекс, едва не продала корабль в один из музеев Германии. Судьба гниющего в стенах МИК на Байконуре «Бурана» непонятна и непрозрачна, впрочем, с его заменой в «Роскосмосе» дела могут обстоять ещё хуже.
Что стало с советским «Бураном»

Проект нового корабля есть. Но найдутся ли на него деньги?

«Буран» стоил советской экономике колоссальных денег — только по самым грубым подсчётам, научные исследования, производство, полёты, тренировки космонавтов и многое другое обошлись СССР в колоссальную по тем временам сумму — около 15 млрд долларов. Текущие затраты на аналог корабля, создание которого анонсировали в «Роскосмосе», пока неизвестны, однако вряд ли стоит ожидать, что такая программа окажется бюджетной.
Что уже известно: аналог «Бурана» глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин потребовал создать для замены пилотируемых кораблей «Союз». В числе разработчиков — и РКК «Энергия», и, вполне вероятно, НПО «Молния» — компания, которой некогда руководитель создатель «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский.
Тема многоразовости, которая захватила всю мировую космонавтику, очевидно, будет развиваться и дальше. Однако вопросы к многоразовому аналогу «Бурана» всё равно остаются. Советская программа «Энергия-Буран» создавалась как боевая космическая система, с помощью которой военные планировали нейтрализовать «Звёздные войны» Рональда Рейгана, и претензий к такому решению, в целом, нет — все активные американские программы в области создания космического оружия после появления «Бурана» были свёрнуты.



Старт комплекса «Энергия — Буран» с космодрома Байконур. Фото: wikimedia / Добросовестное использование

Единая Космическая Система для гражданских и военных задач

В недрах российской космической промышленности с середины нулевых разрабатывали проект Единой многоразовой космической системы. По своей сути — это комплекс «ракета + корабль» полностью многоразового использования. Если исходить из того, над какими проектами сейчас работают в «Роскосмосе», то этот проект не просто реанимировали, но и доработали.
Проблема состоит в том, что просто пересобрать старый «Буран» на новой элементной базе нельзя. Причин для этого несколько. Первая и самая главная — Россия в данный момент не может позволить себе крупную космическую программу. С учётом того, что единый многоразовый челнок в дальнейшем можно будет использовать и для военных целей, вмешательство в работу сразу несколько ведомств сделает работу над проектом крайне дорогой и долгой.
Во-вторых, современные материалы шагнули далеко вперёд. Авиационный алюминий и титан, которые использовались для оригинального «Бурана», могут быть использованы лишь в качестве основы для будущего космолёта. Остальное, включая компьютеры, управляющие поверхности и теплозащиту, придётся придумывать заново. Кстати, материал теплозащиты предварительно уже одобрен. Им может стать графен — практически идеальный теплозащитный материал. При этом корабль, кстати, может оказаться значительно меньше оригинальной версии.
В пользу этой догадки говорят и некоторые косвенные данные. Во внутренних документах ряда компаний, занятых работой над новым проектом, фигурирует экипаж из пяти человек. Четыре основных места плюс одно резервное. В оригинальном корабле экипаж формировался из восьми офицеров военно-воздушных сил, двое находились в резерве и могли взять управление на себя в случае необходимости.
Новый корабль неофициально назвали «Беркут», однако ни в одном внутреннем документе это название не фигурирует. Однако главная интрига состоит в том, будет ли «Беркут» создаваться как универсальный челнок, или военные получат «специальную» версию корабля?



Атмосферный аналог корабля «Буран» для испытаний аэродинамических поверхностей. Фото: buran.ru

Боевой отряд космонавтов больше не нужен. Теперь всё можно сделать и без них

История с американским беспилотником Х-37В показала, что большую часть задач на орбите можно выполнить без привлечения людей. По сути, любая инспекция зарубежных спутников-шпионов не требует привлечения биологических форм жизни. Есть основания считать, что именно из-за этого в своё время никуда не полетел и «Буран» — для него просто не смогли найти задач.
Ракета «Энергия» была слишком дорогой, экипаж нужно было готовить несколько месяцев. Все эти проблемы удалось решить через применение беспилотных аппаратов и смысл конструировать и создавать пилотируемый аппарат практически исчез. Даже «Буран» мог летать в космос в полностью автоматическом режиме, поэтому новый корабль «Беркут», вероятно, будет похож на более крупную версию американского Х-37В и уменьшенную копию «Бурана» одновременно.
Создать единую машину для пилотируемых и беспилотных миссий не составляет никакого труда. Источники Hi-Tech Mail.ru в ОПК поясняют, что корпусных отличий у таких машин не будет. Главное будет скрыто внутри — вместо четырех космонавтов внутри военная версия «Беркута» сможет нести двух космонавтов и аппаратуру для разведки и ремонтных работ прямо в космосе.
Запускать новый корабль смогут на всех российских ракетах, включая многоразвую «Союз-СПГ», однако для неё новый корабль может оказаться тяжеловат. В пилотируемой версии взлётная масса аналога «Бурана» может составлять около 8,5 тонн. Оптимальной будет беспилотная версия машины — при прогнозируемой стартовой массе в 7 тонн корабль получится лишь на 2 тонны тяжелее американского Х-37В.
Мы собрали фотографии заброшенных объектов, чтобы получить представление о масштабах печальной картины
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

eurasia.expert

Казахстан не будет препятствовать продаже «Бурана» Роскосмосу – эксперт
Нурлан Аселкан


07 Декабря 2020 г. 18:18
В ноябре глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин посетовал на сложности с выкупом оставшегося в Казахстане «Бурана». Собственником оказалось акционерное общество «Ракетно-космическая компания «Байконур», однако уже полтора года идет судебный процесс по ее ликвидации и передаче ее имущества на баланс государства. Как заявил журналистам владелец компании Даурен Муса, причиной иска стала информация о планах Роскосмоса выкупить легендарный космический корабль. Что стоит за историей с переделом «Буранов», и какая судьба постигнет наследие советской космонавтики, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил главный редактор казахстанского журнала «Космические исследования и технологии» Нурлан Аселкан.
– Нурлан, если собственник «Бурана» находится в Казахстане, то каким образом российская госкомпания намеревается на него претендовать?
– Желание Дмитрия Рогозина приобрести «Бураны», которые остались от известной советской космической программы «Энергия – Буран», вполне закономерное. Но надо помнить, что после развала Советского Союза все, что находилось на территории России, было объявлено российским, а все, что находилось на территории Казахстана, – казахстанским. То есть, остатки этой программы в виде двигателей, летных экземпляров корабля «Буран», в виде нескольких ракет-носителей «Энергия» – все это осталось в собственности Казахстана.
В принципе, так и остается, за исключением того, что в 2002 г. в монтажно-испытательном комплексе на 112-й площадке рухнула кровля и похоронила под собой тот самый корабль, который в 1988 г. совершил единственный полет. Вместе с ним была разрушена и ракета-носитель, к которой этот корабль был присоединен, и блоки других ракет.
Эксперт и автор нашего журнала Вадим Лукашевич сообщил, что по программе должно было быть изготовлено 5 летных кораблей, но полностью изготовили только 3. Второй летный корабль находится на космодроме «Байконур» в монтажно-заправочном комплексе. Там же находится макет ракеты-носителя «Энергия-М». Еще один летный экземпляр стоит в экспозиции подмосковного «Жуковского». Что касается макетов кораблей, то один из них размещен в музее на «Байконуре», а другой – также в монтажно-заправочном комплексе. Итого в Казахстане есть 2 макета и 1 летный корабль.
Полагаю, ранее у Российской Федерации не было нужды говорить об отсутствии своих образцов «Бурана», ведь было достаточно посетить «Жуковский». А один из макетов «Бурана» Россия ранее продала германскому музею.
– Тогда зачем «Роскосмосу» наши «Бураны» именно сейчас?
– Сейчас в Москве создается крупный космический центр на базе завода им. Хруничева в Филях. Там планируется построить небоскреб – офис «Роскосмоса», исследовательские центры и много других объектов.
Видимо, для полного набора понадобился еще один «Буран». Это моя версия. Зная о том, что в Казахстане находится по крайней мере 3 экземпляра, «Роскосмос» решил обговорить возможность приобретения и, соответственно, транспортировки.
Есть еще интересная история, которую целесообразно упомянуть. Под Нур-Султаном есть космический центр, где находится сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов и офис нацкомпании «Казахстан Гарыш Сапары». Там есть экспозиция, на которой расположены макеты носителей «Союз», «Протон» и «Зенит», а рядом – стилизованная модель «Бурана». Некоторые принимают ее за один из экземпляров легендарного корабля. На самом деле это самодел, его по заданию «Казкосмоса» собрала китайская фирма. Он и внешне не очень-то похож на оригинальную конструкцию.
Кроме того, все имущество программы «Энергия – Буран», находящееся в Казахстане, в свое время было передано компании «Аэлита». Это казахстанско-российское совместное предприятие, созданное в 1997 г. ракетно-космической компанией «Энергия» и РГП «Инфракос». С самого начала планы были такие, что это имущество будет залоговым, будет некий капитал, и компания будет заниматься разными космическими проектами. Но кроме, собственно, названия об этой «Аэлите» ничего неизвестно. Через некоторое время компания была перерегистрирована в «Ракетно-Космическую компанию «Байконур».
– Кто за этим всем стоял?
– Первым руководителем «Аэлиты» был Габдуллатиф Мурзакулов, которого с поста руководителя Нацкомпании «Казахстан Гарыш Сапары» несколько лет назад сняли и осудили. Это было самое крупное коррупционное дело в космической отрасли Казахстана.
– Уголовное дело было и по поводу «Аэлиты» или исключительно вокруг деятельности этого гражданина в целом?
– Вокруг его деятельности, потому что к моменту возбуждения уголовного дела он уже не руководил «Аэлитой», а был председателем правления Национальной компании «Казахстан Гарыш Сапары». И сейчас 80% акций ракетно-космической компании «Байконур» во владении частного лица – Даурена Мусы. А 20% осталось за РГП «Инфракос» – первого госпредприятия Казахстана, которое было создано на космодроме «Байконур» для учета и сохранности имущества, оставшегося после Советского Союза.
Прошла информация, что в июне 2019 г. комитет госимущества и приватизации казахстанского Министерства финансов подал иск о ликвидации «Ракетно-космической компании «Байконур» и возврате имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества, включая экземпляр орбитального многоразового корабля «Буран». По последним данным, очередное заседание назначено в специализированном межрайонном экономическом суде Алматы на 10 декабря 2020 г.
– Если россияне готовы купить казахстанские «Бураны» и предлагают за них хорошую цену, почему бы не продать?
– Я тоже думаю, что в желании Рогозина нет ничего криминального. Соответственно, и в готовности Казахстана это желание удовлетворить. Тот макет, который находится в музее на Гагаринском старте на космодроме «Байконур», я полагаю, есть смысл оставить, потому что он является активным экспонатом.
Что касается летного экземпляра и второго макета, которые теснятся в старом монтажно-заправочном комплексе, то их состояние печальное. Возможно, продать их будет неплохой идеей, потому что это шанс сохранить их от окончательного разрушения.
– Но раз государство намерено забрать «Бураны» в свои руки, не значит ли это, что у него нет намерений продавать их Роскосмосу? Как это отразится на «космических» отношениях двух стран с учетом множества совместных проектов?
– На самом деле, это мелочь. Я не думаю, что госорганы, которые инициировали иск о ликвидации АО «Байконур» еще год назад, строили столь грандиозные планы, чтобы помешать Рогозину приобрести «Бураны». Полагаю, в данной ситуации речь идет о наведении порядка в деятельности РГП «Инфракос» и АО «Байконур». Это некое юридическое завершение всего процесса, который шел в последние годы с ревизией проектов, планов и так далее.
Что касается последствий: если Казахстан захочет продать, то продаст, а если не захочет – заставить нас никто не сможет. Но я не вижу смысла препятствовать реализации части этого имущества. Тем более, сейчас разворачиваются и другие проекты на космодроме, в которых, как мы уже не раз писали, хватает серьезных подводных камней и рисков.
– На днях Илон Маск запустил на МКС космический корабль. Насколько «Буран» отстает по технологичности от разработок Маска? Стоит ли вообще цепляться за советское прошлое?
– Не стоит по той простой причине, что корабли совершенно разные, как и их носители. «Буран» представляет собой в определенном смысле подобие американского шаттла, который совершил последний полет в 2011 г.
Что касается недавнего пуска корабля Dragon с 4 астронавтами на борту, то это классическая версия – у корабля Dragon только спасаемая многоразовая капсула. Да, он оснащен в соответствии с абсолютно новейшими технологиями. Однако, хотя «Бурану» и несколько десятков лет, по большому счету это тяжелый многоразовый корабль, который был способен выводить на орбиту серьезные грузы и возвращаться целиком. Так что сравнивать эти корабли нет смысла. И я бы не сказал, что сделать «Буран» было легче, чем нынешний корабль Илона Маска.
Вообще, программа «Энергия – Буран» – это лебединая песня советской космонавтики, очень многие технологии тех времен используются и поныне.
Например, ракета «Зенит». Технологии «Бурана», которому три десятилетия, даже сейчас опережают нынешний уровень разработок «Роскосмоса». Поэтому зная, что между программами «Энергия – Буран» и разработками Маска прошло уже более 30 лет, тем не менее, отдадим должное тем научным центрам и его сотрудникам, которые создали этот уникальный корабль.
– Если «Буран» столь уникален, может быть есть смысл вообще модернизировать его, чтобы он продолжил полеты?
– Нет. Надо создавать то, что нам по силам. Современные космические корабли должны быть экономичными и технологичными. А «Буран» в нынешнем виде воспроизвести невозможно, потому что он создавался усилиями всего Советского Союза. Он был масштабным. Проще говоря, создать сейчас такой «Буран» не под силу ни Казахстану, ни России, ни Украине, вместе взятым.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!