Новости ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Автор Вал, 05.08.2010 10:43:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=4v9RBMFMMCw
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=4v9RBMFMMCw 2:45
2020.10.26 На орбиту выведен новый навигационный спутник производства компании «ИСС»
  Телеканал РАЗВИТИЕ
В ночь с 25 на 26 октября с космодрома Плесецк запущен навигационный космический аппарат «Глонасс-К», созданный компанией «ИСС» имени академика Решетнёва». Ракета-носитель «Союз-2.1Б» и разгонный блок «Фрегат» сработали чётко, и в расчётное время спутник достиг целевой орбиты.

zandr

Там же бегущая строка:
ЦитироватьВ компании "ИСС" стартовала интеграция космического аппарата свяязи «Экспресс-АМУ3». В ходе интеграции произведена механическая стыковка платформы спутника «Экспресс-АМУ3» и его полезной нагрузки. В течение трёх недель после стыковки двух модулей спутника «Экспресс-АМУ3» специалисты соединяят их электрические и тепловые интерфейсы.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-291020
ЦитироватьSATCOMRUS 2020
Заместитель генерального директора «ИСС» Ю. В. Вилков принял участие в пленарном заседании конференции SATCOMRUS 2020

Компания «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва» выступила генеральным партнёром XXV международной конференции SATCOMRUS 2020.
В этом году конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания Российской Федерации проходила 8 октября в формате видеоконференцсвязи и была посвящена стратегии спутниковой отрасли до 2030 года, а также критериям инвестпрограмм.
Генеральный директор компании «ИСС» Николай Тестоедов в видеообращении к организаторам и участникам конференции отметил: «Наш бизнес очень динамичен, и поэтому каждая конференция имеет свои особенности. Новые экономические условия, новый формат отношений между партнёрами, новые сервисы – вот акценты сегодняшнего дня».
На пленарной сессии SATCOMRUS выступил заместитель генерального директора – заместитель генерального конструктора по развитию и инновациям Решетнёвской фирмы Юрий Вилков. Он представил линейку спутниковых платформ разработки «ИСС» и планы создания космических аппаратов на их базе.
Особый акцент в докладе был сделан на прорывные технологии производства антенн, двигательных установок и бортовых систем электропитания, которые позволят Решетнёвской фирме создавать конкурентоспособные спутники разной размерности.

Конференция SATCOMRUS – это крупнейшая площадка по обсуждению актуальных вопросов развития спутниковой связи, которая ежегодно собирает представителей отечественных и зарубежных операторов, теле-, радио- и вещательных компаний, производителей спутников и телекоммуникационного оборудования, а также страховщиков и финансовых структур.
Её организует российский оператор ФГУП «Космическая связь» – один из основных заказчиков телекоммуникационных спутников производства компании «ИСС».

zandr

#1603
https://www.youtube.com/watch?v=5WlDuOnHMS8Бегущая строка:
ЦитироватьНа техническом комплексе космодрома Плесецк началась установка тройки спутников связи «Гонец-М» на разгонный блок. После установки спутников «Гонец-М» на разгонный блок состоятся их совместные электрические проверки. Запуск трёх космических аппаратов персональной связи «Гонец-М» планируется осуществить в конце ноября.

zandr

Там же.
ЦитироватьКомпания «ИСС» разрабатывает аванпроект системы спутниковой связи с космическими аппаратами на средней круговой орбите «Скиф». Система «Скиф» с 12 спутниками на орб... <обрезано>

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=Lvryp7Cd5wU2020.10.29
Бегущая строка:
ЦитироватьСпециалисты «ИСС» завершили проверки бортовой аппаратуры служебных систем спутников связи «Гонец-М», выведенных на орбиту в конце сентября. В ближайшее время на космических аппаратах «Гонец-М» начнутся орбитальные проверки полезной нагрузки. По завершении тестирования полезной нагрузки спутники персональной связи «Гонец-М» будут введены в эксплуатацию.

В решетнёвской фирме стартовал этап термобалансных испытаний космического аппарата связи «Экспресс-АМУ7». Работа системы терморегулирования спутника «Экспресс-АМУ7» проверяется в вакуумной камере при воздействии температур, аналогичных космическим. По итогам испытаний специалисты «ИСС» проведут квалификацию системы терморегулирования спутника «Экспресс-АМУ7».

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=etCW6GW9v_o&t=9s2020.11.02
Бегущая строка:
ЦитироватьНа трёх спутниках «Гонец-М», запуск которых состоялся в конце сентября, начались орбитальные проверки целевой аппаратуры. До конца ноября специалисты протестируют работу бортового радиотехнического комплекса поочерёдно на каждом из спутников «Гонец-М». После проверок целевой аппаратуры спутники персональной связи «Гонец-М» будут введены в эксплуатацию.


zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-504.pdf
Цитировать «Глонасс-К» на орбите
Орбитальную группировку системы ГЛОНАСС пополнил космический аппарат «Глонасс-К».
Очередной спутник нового поко­ления «Глонасс-К» был запущен с космодрома Плесецк 25 октября. Ракета-носитель «Союз-2.1б» покинула стартовую площадку в 22 часа 08 минут по московскому времени. Средства вы­ведения отработали штатно, в расчётное время космический аппарат отделился от разгонного блока «Фрегат» и вышел на целевую орбиту.
Сеансы связи со спутником подтвер­дили, что его механические системы – солнечные батареи и антенна бортового ретрансляционного комплекса спасения – раскрылись. Успешно реализованы на­чальные режимы ориентации и включе­на бортовая аппаратура.
Аппарат принят на управление Главным испытательным космическим центром имени Г. С. Титова Космических войск ВКС. В настоящее время прово­дятся проверки функционирования всех его систем. Спутнику предстоит пройти полную программу лётных испытаний, по итогам которых специалисты оценят его характеристики.
Выведенный на целевую орби­ту «Глонасс-К» – третий в своей серии. Предыдущие аппараты были запущены в 2011 и 2014 году.
Большой перерыв в запусках об­условлен, с одной стороны, стабиль­ной работой орбитальной группировки, с другой – решением задачи по импорто­замещению электронной компонентной базы. В отличие от первых двух в новом космическом аппарате «Глонасс-К» су­щественно уменьшена доля зарубежных комплектующих и, соответственно, уве­личено количество электронных компо­нентов российского производства.
Спутник «Глонасс-К» создан на базе негерметичной платформы «Экс­пресс-1000К», его масса 935 кг, мощность системы электропитания – 1460 кВт. Гарантированный срок службы на орбите – 10 лет. Он предназначен для передачи навигационных сигналов в трёх диа­пазонах частот, в том числе новых, ис­пользование которых способствует совместному применению ГЛОНАСС и услуг зарубежных систем глобального позици­онирования.
Постепенное пополнение орбиталь­ной группировки спутниками «Глонасс-К» будет способствовать повышению точности навигационных определений системы ГЛОНАСС, состоящей пока преимущественно из аппаратов предыдущего поко­ления «Глонасс-М».
Кроме того, целевая аппаратура на борту «Глонасс-К» позволяет передавать информацию с аварийных радиобуёв Международной системы поиска и спасания терпящих бедствие КОСПАС- SARSAT.
Учитывая всё вышесказанное, мож­но смело говорить, что запуск нового спутника этой серии – важное событие не только для работников отрасли, но и для потребителей услуг космической навигации по всему миру. 

zandr

Там же:
ЦитироватьСердце титана
Компания «ИСС» установила на связные спутники двигатели нового поколения.
Первыми аппаратами компании «ИСС», на которых двигатель СПД-140Д полетит в космос, станут телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», планируемые к запуску одной ракетой-носителем. Сегодня решетнёвцы проводят апробацию нового двигателя, проверяют его совместимость с бор­товыми системами спутников и двигателями предыдущего поколения СПД-100 в ходе огневых стыковочных испытаний.
Благодаря использованию связки двигателей СПД-100 и СПД-140 специалисты «ИСС» смогли в полтора раза повысить пропускную способность полезной нагрузки космических аппара­тов «Экспресс-АМУ3» и «Экс­пресс-АМУ7» по сравнению со спутниками предыдущего поколения «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», также созданными на базе платформы среднего класса.

Жизненный цикл спутника – это не спринтерская, а марафонская дистанция, связанная с рисками на всех этапах. В последние годы всё бо­лее сложным и энергетически затратным становится путь космического аппарата в рабочую точку после отделения от ра­кеты-носителя и разгонного блока. О том, как решение задачи довыведения связа­но с применением плазменных двигате­лей нового поколения, и о перспективах развития данного направления расска­зал ведущий инженер-конструктор отде­ла общего проектирования космических аппаратов и систем Пётр Шаклеин.

– Пётр Алексеевич, когда и почему возникла необходимость применения двигателей системы коррекции в новом качестве?
– В 2000-е годы мы стали созда­вать спутники на базе негерметичных платформ, расширяя спектр их целевых задач. Новые конструкторские решения были направлены, прежде всего, на уве­личение массоэнергетических ресурсов, выделяемых для бортовой полезной на­грузки, что ведёт к росту масс, габаритов и энергетического ресурса наших кос­мических аппаратов.
В какой-то момент на пути к даль­нейшему развитию возникло препят­ствие: массы создаваемых в «ИСС» спут­ников превысили возможности средств выведения. Проблему удалось решить при содействии специалистов Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИПМЭ МАИ), возглавляемого акаде­миком РАН Гарри Алексеевичем Попо­вым.
Именно они предложили схему до­выведения спутника на геостационар­ную орбиту с помощью электрореактив­ной двигательной установки, выполнили большой объём баллистических расчё­тов для выбора оп­тимальных траекто­рий довыведения, создали для нас программный инструмент расчётов баллистики довыве­дения. Наша задача состояла главным образом в том, что­бы получить двига­тель с длительным ресурсом работы и обеспечить соот­ветствующий запас рабочего тела.

– Что показал первый опыт при­менения системы довыведения?
– Впервые система довыведения была применена при запуске косми­ческого аппарата «Экспресс-АМ5» – на сегодняшний день это самый тяжёлый и мощный спутник в составе российской орбитальной груп­пировки.
С проектными решениями мы ка­тегорически не вписывались в огра­ничения по массе, установленные разработчиками средств выведения. И приступили к отработке предложений Московского авиационного института. Применили плазменные двигатели (пре­дыдущего поколения) СПД-100 произ­водства ОКБ «Факел». В итоге косми­ческий аппарат «Экспресс-АМ5» достиг рабочих позиций за три месяца.
А в 2014 году схема успешно сработала при запуске аппарата «Экс­пресс-АМ6», обеспечив не только его до­выведение на орбиту, но и исправление грубой ошибки средств выведения.
С тех пор, после демонстрации наших возможностей, «аппетиты» за­казчиков по увеличению пропускной способности растут ещё быстрее, что влечёт дальнейший рост масс космических аппаратов и длительностей их до­выведения на геостационарную орбиту. Поэтому перед нами остро стоит задача сокращения срока довыведения косми­ческих аппаратов на геостационарную орбиту.

– Какой срок довыведения сейчас считается оптимальным?
– Предельный допустимый срок довыведения (согласно условиям контрактов нашего предприятия с различны­ми заказчиками) на сегодняшний день составляет 180 суток. Это, в частности, стало одним из важных условий заключения договора с ГП «Космическая связь» на создание спутников «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».
По предложению генерального директора нашего предприятия мы рас­смотрели возможность установки дви­гателей нового поколения СПД-140 на телекоммуникационные космические аппараты. Увязали вопросы, связанные с повышенным энергоресурсом и допол­нительной нагрузкой на систему электропитания. В итоге, в составе систем кор­рекции космических аппаратов «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» бу­дут применены в связке два двигателя СПД-100 и один двигатель СПД-140.

– Длительность довыведения 180 суток считается оптимальной, но путь «Экспресса-АМ5» на целевую орбиту за­нял вдвое меньше времени?
– Стартовая масса космического ап­парата «Экспресс-АМ5» всего на 100 кг превысила возможности ракеты-носите­ля «Протон-М». А на перспективу перед нами стоит задача допуска стартовой массы полезного груза, превышающей возможности средств выведения на 1000 кг и более.
Благодаря использованию дви­гателей СПД-140 мы получили такую возможность. Новый двигатель по сво­ей размерности и энергопотреблению хорошо вписывается в концепцию соз­дания космических аппаратов на базе платформ тяжёлого класса разработки нашего предприятия.

– Какой путь пришлось пройти, прежде чем были созданы двигатели но­вого поколения?
– Чтобы сократить срок довыведе­ния, необходимо в той же пропорции увеличить уровень тяги двигателя. Эта проблема была осознана, начали соот­ветствующие поиски, и через некоторое время специалисты лаборатории проек­тирования и испытаний систем коррек­ции космических аппаратов совместно с ОКБ «Факел» предложили новый дви­гатель СПД-140, тяга которого составила уже не 8 граммов, а 29 граммов. Попутно также повышен удельный импульс.
Внедрение новых технических ре­шений, воплощённых в новом мощном двигателе и новой схеме довыведения, позволило предприятию существенно продвинуться в части конкурентоспособ­ности и эффективности наших спутников.

– Позволяет ли схема ускоренного довыведения более разумно использо­вать ресурс космического аппарата?
– Во время движения в заданную рабочую точку спутник находится в не­благоприятной космической среде, осо­бенно в области низкой геопереходной орбиты. Чем быстрее спутник уйдёт из зоны повышенной радиации, тем лучше для его бортовой аппаратуры, меньше будет затрачено усилий на радиацион­ную защиту. И второй момент – не нужно забывать о том, что время, затраченное на довыведение спутника, заимствуется из ресурса работы бортовой аппаратуры.
Найденное компромиссное реше­ние, когда время доставки на геоста­ционарную орбиту не превышает 180 суток, позволяет обеспечить 15-летний срок активного существования спутника и при наличии имеющейся элементной базы. Благодаря этому остаётся некий выигрыш по времени, который исполь­зуется для создания элементной базы с улучшенными ресурсными характеристиками.
Кроме того, следует всегда помнить, что длительность довыведения – чув­ствительный аспект для заказчика. Чем раньше спутник достигнет целевой орби­ты, тем раньше он начнёт использовать­ся по назначению и приносить доход. И если мы предложим заказчику спутник с меньшим сроком довыведения, то по­лучим серьёзное конкурентное преиму­щество.

– Какие задачи сегодня стоят перед предприятием в части дальнейшего раз­вития данного направления?
– СПД-140 не единственное сред­ство движения вперёд и достижения нового качества наших космических ап­паратов. Лабораторией проектирования и испытаний систем коррекции предло­жен не только СПД-140 с большой тя­гой, но и двигатель КМ-75 с удельным импульсом почти в два раза больше ана­логичного показателя СПД-100. Так что сегодня мы имеем возможность выбора двигателей по тяге, удельному импульсу и энергопотреблению. И для наиболее оптимального их применения лаборато­рия предлагает и разрабатывает системы преобразования и управления, блоки по­дачи и блоки хранения ксенона – сопут­ствующие элементы системы коррекции.

zandr

Там же
ЦитироватьПотрясающий стенд
В «ИСС» усовершенствуют процесс виброиспытаний с по­мощью нового оборудования.
 Прежде чем отправить, лучше сто раз проверить... Собирая спут­ники в дорогу, помимо множества других испытаний, в Решетнёвской фирме их проверяют на прочность. Космические аппараты основательно трясут в различных положениях, чтобы определить, выдержат ли они нагруз­ки, возникающие при доставке на кос­модром и при запуске ракеты-носителя.
В распоряжении компании «ИСС» есть около десятка различных вибро­стендов, на которых проводятся подоб­ные испытания. Но ещё не было такого, где спутник можно проверить сразу на все виды вибрационных воздействий.
И вот, такой универсальный стенд строится в монтажно-испытательном корпусе. Его бетонное основание весит более 700 тонн! Он превзойдёт свои аналоги не только на предприятии, но и в стране.
В проекте вибростенда учтены все особенности отработки спутни­ков разных размеров и габаритов. Их максимальная масса может достигать 5,5 тонн, а высота – 11 метров. Глав­ное же его преимущество в том, что за одну установку спутники можно будет испытывать в трёх взаимно перпенди­кулярных направлениях. Это позволит ускорить процесс испытаний и миними­зировать риски повреждения аппарата.
Возможности стенда обусловлены его необычным устройством. «Осно­вой вибрационной установки являют­ся электрогидравлические привода и сложные устройства сопряжения при­водов с испытательной платформой, – поясняет начальник отдела отработки статико-динамической прочности Дмитрий Маринин. – Это пятиосевые гидро­статические подшипники, позволяющие реализовать требуемый режим работы вибростенда».
Источником энергии для строя­щегося гиганта станет мощная масло­насосная станция российского производства, которая будет размещена в соседнем помещении. Она обеспечит нужный поток масла с давлением более 200 атмосфер для питания гидроци­линдров.
Сама маслонасосная станция уже доставлена в компанию «ИСС», а гидравлическое оборудование вибростен­да прибудет этой осенью.

zandr

Там же
ЦитироватьЧто нам стоит – цех построить?
Новое производство печатных плат в компании «ИСС» будет создано с учётом лучших мировых тенденций.
Умный холодильник – это не тот, ко­торый каждый день напоминает купить молока. А тот, который ана­лизирует, как быстро оно выпивается, и напоминает вовремя. Так и умное производство печатных плат, которое планиру­ется создать на нашем предприятии, будет способно анализировать собранную тех­нологическую информацию и учитывать все нюансы. Как итог – своевременное и качественное изготовление продукции, а также системная отработка брака...
Действующее производство, по сло­вам специалистов «ИСС», сейчас уже достигло пределов своего развития. «Мы очень сильно ограничены в существую­щем оборудовании, но самое главное – в площадях корпуса, – признаётся Миха­ил Московских, заместитель начальника цеха печатных плат. – Развиваться боль­ше не можем».
Стимулом к развитию станет новое здание в пять тысяч квадратных метров, где можно будет делать печатные платы самого высокого класса точности.
Для того чтобы обсудить этот мас­штабный проект, в Железногорск при­ехали представители фирмы «Петро­коммерц» из Санкт-Петербурга, история сотрудничества с которой насчитывает уже не одно десятилетие. «Для предпри­ятия важно в первую очередь выйти на качественно новый уровень изготовления печатных плат. Это одна задача, – пере­числяет Алексей Егоров, технический ди­ректор «Петрокоммерц». – А другая, не менее важная – обеспечить этот переход планомерно, без остановки текущего про­изводства».
В настоящее время в Решетнёвской фирме изготавливают печатные платы до пятого класса точности. Новый цех, в котором будет установлено современ­ное технологическое оборудование, позволит создавать платы вплоть до седьмого класса, самого высокого по ГОСТу. Много­слойные, ультратонкие, гибко-жёсткие... Необходимость их изготовления вызвана постоянной модернизацией космических аппаратов: уменьшением массогабарит­ных характеристик, увеличением сложно­сти и функциональности.
Поэтому сложнее и функциональнее будет и производство. Единая производ­ственная цепочка из порядка 50 новых единиц техники даст возможность решать самые серьёзные задачи. «Автоматизация и цифровизация технологического про­цесса позволят минимизировать челове­ческий фактор, от которого сейчас напрямую зависит годность и качество изделия, – поясняет Семён Савенко, руководитель проекта от «Петрокоммерц». – Мы умень­шим влияние оператора на надёжность плат, отдадим это на откуп оборудованию и программному обеспечению».
Важным итогом встречи стала пред­варительная договорённость о концепции нового цеха приборов и печатных плат, а также его наполнении технологическим оборудованием. Задачу по созданию та­кого производства планируется включить в перспективный план работы сибирской космической фирмы до 2030 года.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=QTxI_cYGQfQБегущая строка:
ЦитироватьКомпания «ИСС» изготовит космический аппарат-демонстратор для перспективной системы спутниковой связи «Скиф». На спутнике-демонстраторе системы «Скиф» предполагается отработать технологию создания гибкой полезной нагрузки. Система «Скиф» с 12 спутниками на орбите высотой 8070 км обеспечит широкополосный доступ... <обрезано>

zandr

И опять https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-504.pdf
ЦитироватьШаг вперёд
Решетнёвцы отработали новые технологии при создании многослойных печатных плат.
Как повысить удельную функциональ­ность бортовой радиоэлектронной аппаратуры (РЭА)? Каким образом улучшить электрическую производитель­ность печатных плат? Над этими непростыми вопросами сегодня активно рабо­тают конструкторы и технологи нашего предприятия. В одном из апрельских вы­пусков нашей газеты мы уже рассказы­вали о том, что решетнёвцы апробируют сразу несколько конструкторско-техно­логических решений в создании много­слойных печатных плат. И вот на подходе первые результаты. Экспериментальные образцы уже прошли полный цикл отра­боточных испытаний. В ближайшее время будет готов подробный отчёт о проделан­ной работе.

СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Основная идея технологии встраи­вания пассивных компонентов – таких как резисторы и конденсаторы – заключается в том, что они монтируются на одном или нескольких внутренних слоях в структу­ре многослойных печатных плат. Такой способ, по сути, является эффективным инструментом дальнейшей миниатюри­зации и повышения функциональности электронных модулей.
«У нас очень высокая плотность в электронных блоках и много мест, где элементы стоят очень близко друг к дру­гу – на расстоянии 0,3 мм. Отсюда возник вопрос: как освободить больше места на первом слое печатной платы, где уста­навливаются компоненты, – рассказыва­ет специалист отдела конструирования и проектирования РЭА Вадим Гарданов. – Так появилась идея спрятать радиодета­ли вглубь платы».
Вы не можете просматривать это вложение.
Спойлер
Для отработки этого метода решетнёвцы использовали восьмислойную плату, состоящую из фольгированного стеклотекстолита, препрегов и медной фольги. Специалисты цеха изготовления приборов и печатных плат проделали ювелирную работу. Ведь для того чтобы крошечные элементы, которые размещаются внутри печатной платы, не раздавило при прес­совании, в смежных слоях не­обходимо было вырезать под них пазы и обеспечить высокую точность их совмещения. Это, по словам решетнёвцев, было достаточно сложно.
Плюсы при использовании данной технологии очевидны: на одной плате удаётся разместить значительно больше электрорадиоизделий. Так, только на тестовом образце их было встроено порядка 180 штук. Но, как утверждают конструкторы, при необ­ходимости их число может быть увеличено.
К слову, пассивные компо­ненты составляют 80–95 % от общего числа электрорадиоизде­лий и покрывают более 40 % по­верхности печатной платы. Таким образом, перенос пассивных элементов с первого слоя платы внутрь увеличивает доступное пространство многослойной печатной платы и, следовательно, делает возможным более плотное размещение корпусов. Такой подход позволяет соз­давать приборы с уменьшенными массо­габаритными характеристиками и более широкими функциональными возможностями. Но и это ещё не всё.
«У нас очень много микросхем, микроконтроллеров, которым необходимо «мягкое питание». То есть нужно большое количество конденсаторов, которые будут сглаживать пульсации и отфильтровывать шумы, – отмечает Вадим Гарданов. – При­менение этого метода улучшает проводи­мость электрического сигнала, особенно на высоких частотах, и создаёт меньше помех. Это, в конечном счёте, повышает точность аппаратуры».
В результате решетнёвцы изготови­ли три платы. На двух из них отрабаты­валась технология, а третья была сделана для проведения испытаний. Не дожидаясь полного отчёта, уже сейчас специалисты подтверждают работоспособность тесто­вой платы. Однако говорить о том, что данная технология будет применяться для изготовления штатной продукции пока преждевременно. Необходимо провести более полный цикл отработки с устране­нием всех недочётов, которые были выяв­лены в ходе апробации.
[свернуть]
ПОСЛОЙНОЕ НАРАЩИВАНИЕ
Спойлер
В течение нескольких месяцев сотрудники «ИСС» усердно работали ещё над одним методом при создании многослой­ных печатных плат, который заключается в последовательном чередовании изоля­ционного слоя и гальванически осаждён­ной меди.
По словам специалистов, такой спо­соб очень трудоёмкий, предназначен он для изготовления ультрасложных микро­схем. Более того, внедрение этого метода в серийное и даже в мелкосерийное про­изводство затруднено. По этим причинам применение его оправдано в основном только для создания уникальных прибо­ров и аппаратуры с высокой надёжно­стью.
«Технология послойного наращива­ния позволяет обеспечить максимальную надёжность межслойных соединений и внутренних проводников в печатной плате, – поясняет ведущий специалист от­дела конструирования и проектирования РЭА Галина Гришакова. – Это достигается за счёт того, что межслойные переходы могут выполняться независимо друг от друга, между любыми слоями в любой точке платы».
Кроме того, для производства плат с высокой плотностью проводящего ри­сунка наиболее эффективным является применение комбинации методов метал­лизации сквозных отверстий и послойно­го наращивания. И если с первым решетнёвцы знакомы достаточно хорошо – он применяется для изготовления штатных изделий, то второй предстояло попробо­вать впервые.
В качестве ядра для тестового изде­лия выступила стандартная шестислойная плата, на которую с обеих сторон путём наращивания нанесли необходимое ко­личество слоёв гальванической меди с микропереходами.
В ходе эксперимента было получе­но два варианта платы с 10 и 12 слоями. Из 12 изготовленных образцов на квали­фикационные испытания вышла только половина.
«На каждом этапе возникали вопро­сы. Помимо того, что нужно было совместить две технологии, также требовалось дополнительно подобрать и отработать различные технологические режимы», – подчёркивает инженер-технолог цеха изготовления приборов и печатных плат Лариса Ипатьева.
Печатные платы, изготовленные с использованием данного метода, явля­ются высокотехнологичными изделиями со сложной структурой. Они обеспечи­вают очень высокую плотность тополо­гии, что даёт возможность размещения большего количества компонентов на заданной площади. Но, как говорится, у каждой медали есть две стороны. И наряду с явными преимуществами есть и существенные недостатки. Во-первых, это ограничение по количеству нара­щенных слоёв. Их не может быть больше пяти, так как изготовление каждого по­следующего слоя связано с многократ­ными термическими (при прессовании) и химическими воздействиями на изго­товленные внутренние слои с уже сфор­мированной структурой. Во-вторых, про­цесс производства плат таким способом имеет длительный технологический цикл, требует исключительной тщательности и качества изготовления, поскольку лю­бой производственный дефект, допущен­ный на последующих слоях, приводит к браку всей заготовки.
Тем не менее, сотрудники нашего предприятия, опробовав эту технологию, получили полезный опыт, позволяющий не только улучшить конструкцию много­слойных печатных плат, но и применить различные технологические режимы, в том числе с использованием новых ма­териалов.
Межслойные соединения в методе послойного на­ращивания представляют собой столбики гальванически осаждённой меди, обеспечиваю­щие связь между слоями.
[свернуть]

zandr

Там же
ЦитироватьЖёсткие сети
Специалисты нашего предприятия и Специального конструкторско-тех­нологического бюро «Наука» (г. Красноярск) разрабатывают методы проекти­рования анизогридных конструкций из полимерных композиционных матери­алов. Они представляют собой сетчатые оболочки, конфигурация ячеек которых определяется требуемыми свойствами по заданному направлению. Это отличает их от изогридных оболочек, свойства кото­рых по всем направлениям одинаковы. Анизогридную структуру имеют силовые спицы крупногабаритных трансформи­руемых антенн, а также углепластиковые адаптеры, которые соединяют при запуске спутники с разгонным блоком.
Основные требования, предъявляе­мые к силовой конструкции, на которую крепятся корпусные панели, несущие бор­товые приборы – это прочность и жёсткость. При этом для космической техники важна экономия массы: чем легче силовая конструкция спутника, тем больше прибо­ров полезной нагрузки можно разместить на борту. А значит, спутник будет более эффективен в эксплуатации.
Все эти качества – лёгкость, проч­ность, жёсткость – обеспечиваются приме­нением в составе спутников полимерных композиционных материалов. Сетчатая структура конструкций космических аппа­ратов также даёт экономию массы и достаточную надёжность.
Обеспечить жёсткость и прочность анизогридной структуры возможно за счёт правильного выбора угла ориента­ции составляющих её рёбер, а также их поперечного сечения. Вот эти расчёты и лежат в основе проектирования сило­вых сетчатых конструкций из композитов. При этом необходимо решать множество задач, связанных с особенностями произ­водства изделий из композитов, в частности, углепластиков.
Силовые конструкции для спутников «ИСС» создаются на партнёрском пред­приятии – ЦНИИ специального машиностроения, ведущем центре в области раз­работок из полимерных композиционных материалов для аэрокосмической отрас­ли. На протяжении многих лет он поставляет на наше производство сетчатые трубы, составляющие основу спутников, и другие конструкции.
Освоение методики проектирования силовых конструкций позволит «ИСС» на новом уровне проводить работы с ЦНИИ специального машиностроения. Наше предприятие станет более квалифициро­ванным заказчиком, при этом появится возможность увеличить долю собственных работ в создании космических аппаратов.

zandr

Там же
ЦитироватьКосмические «Лучи»
Прямая связь с космонавтами, полёт легендарного «Бурана», медпомощь и большая политика – везде были задействованы сибирские спутники-ретрансляторы.
ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ
Спойлер
Ажурные зонтичные антенны этих космических аппаратов всегда привле­кали внимание. И в цехах, во время визитов на производство различных де­легаций, и на выставках, которые укра­шают макеты изделий железногорских спутникостроителей...
Полномасштабная модель спутника-ретранслятора «Луч» была представле­на в разные годы президентам страны Михаилу Горбачёву и Борису Ельцину. Посетителей Демонстрационно-выста­вочного центра «ИСС» и сегодня удивля­ет сложность этого аппарата и тонкость сетеполотна, из которого выполнена от­ражающая поверхность его антенн. При этом весь облик космического ретранс­лятора являет собой образец вырази­тельной и оригинальной конструкции.
[свернуть]
ОТ ЗЕМЛИ ДО КОСМОСА И ОБРАТНО
Спойлер
Первый спутник ретрансляции «Луч» был запущен с космодрома Бай­конур 25 октября 1985 года. Он был выведен на геостационарную орбиту и своей работой положил начало фор­мированию отечественной космической системы ретрансляции. Её основ­ное назначение – обеспечение связи космонавтов на орбитальных станциях с Землёй, а также приём-передача целе­вой информации с низколетящих космических аппаратов в периоды их нахож­дения вне зон прямой радиовидимости.
В ходе создания «Луча» в его конструкции было заложено много новых решений, в частности, в области меха­ники. Впервые в составе космического аппарата появилась система для высокоточного наведения радиолуча на або­нентов. Также для решения этой задачи потребовалось повысить точность ори­ентации аппарата за счёт совершенство­вания бортовой системы коррекции.
Многоствольный многодиапазон­ный бортовой ретранслятор и блок круп­ногабаритных раскрываемых антенных систем спутника обеспечивали высокие энергетические характеристики линий связи и наведение лучей в любую точку зоны радиовидимости. Благодаря этому формировались радиолинии ТВ-инфор­мации и телефонии, а также магистраль­ная радиолиния.
На космическом аппарате «Луч» были установлены три зонтичные крупногабаритные антенны диаметрами 4,5 метра, 3 метра и 1,6 метра. Чтобы их раз­местить компактно в сложенном виде под обтекателем ракеты-носителя, для изготовления рефлектора было исполь­зовано металлическое сетевое полотно.
Этот тончайший трикотаж из про­волоки, толщина которой в несколько раз меньше человеческого волоса, был для своего времени инновационной разработкой, и технология его создания потребовала консолидации сил науки и промышленности.
Большой диаметр рефлекторов и активное ретрансляционное обору­дование отечественного производства позволили формировать радиосигналы высокой мощности. Это дало возмож­ность использовать спутники для обеспечения связи с подвижными земны­ми объектами, оснащёнными довольно компактными приёмными устройствами.
Чтобы антенны и солнечные бата­реи не затеняли друг друга на орбите, их потребовалось разнести относи­тельно корпуса космического аппарата. В результате раскрытые панели батарей были удалены от него на расстояние бо­лее двух метров. В свою очередь, антен­ны при раскрытии также отодвигались на несколько метров в разных плоскостях. В итоге спутник с раскрытыми ме­ханическими системами выглядел очень внушительно, но при этом изящно и эф­фектно.
Всего было выведено на орби­ту четыре спутника «Луч». Последний из них прекратил работу в 2000 году. К тому времени российская кос­мическая система ретрансляции пополнялась следующим поколением аппаратов – «Луч-2», первый из которых был запущен 11 октября 1995 года.
Ведущими конструкторами по космическому аппарату «Луч» были Ф. С. Литви­ненко и Ю. Г. Бабич. Компоновка и взаимная увязка всех элемен­тов платформы и инновационной полезной нагрузки выполнена проектными подразделениями при огромном вкладе Е. А. Андре­ева, В. Н. Арбузова, В. Б. Лябчука, П. А. Шаклеина, В. П. Радайкина, В. Н. Шилова.
Последний, пятый по счёту, спутник «Луч» был изготовлен в 2000 году, но из-за отсутствия средств выведения его запуск так и не состоялся. Впоследствии было принято решение установить этот космический аппарат как натурный обра­зец в Санкт-Петербургском музее связи им. А. С. Попова, где он и находится по сей день.
[свернуть]
РОЛЬ В ИСТОРИИ
Спойлер
Наши «Лучи» были частью спутни­ковой системы контроля и управления пилотируемыми космическими комплексами. Благодаря сибирским спутни­кам-ретрансляторам Центр управления полётом видел орбитальную станцию даже на противоположной стороне пла­неты, поэтому космонавты могли об­щаться с ЦУПом и с родственниками без длительных перебоев связи, практически круглосуточно, а главное – по гибкому графику. Обеспечение связи с орбиталь­ной станцией «Мир» в течение почти 100% её полётного времени существенно по­вышало безопасность экипажа и эффек­тивность его научной работы.
Также через «Лучи» была обеспе­чена двусторонняя связь с пилотируе­мыми космическими кораблями «Союз» и «Прогресс». Да и единственный полёт многоразового отечественного челнока «Буран», совершённый в автоматическом режиме, стал возможным только благода­ря системе ретрансляции на базе косми­ческих аппаратов «Луч».
С помощью этих спутников-ретранс­ляторов проводились многочисленные теле­мосты, объединяющие группы людей в разных точках Земли для реше­ния актуальных вопро­сов. Сегодня такой вид телекоммуникации мы бы назвали видеокон­ференцсвязью. «Лучи» были задействованы в реализации международной програм­мы «Телемедицина», благодаря которой медперсонал в глубинке получал кон­сультации в режиме реального времени из ведущих отечественных и зарубежных медицинских центров.
Неоценимую услугу оказали косми­ческие «Лучи» в ликвидации последствий землетрясения, которое произошло в ночь с 27 на 28 мая 1995 года на се­вере Сахалина. Подземные толчки силой 7,5-11 баллов полностью разрушили по­сёлок Нефтегорск, из 3200 жителей вы­жили менее тысячи. Спасатели и медики делали всё возможное, чтобы найти под обломками людей и оказать помощь ра­неным. Рекомендации квалифицирован­ных специалистов из Москвы, передавае­мые по спутниковым радиолиниям, были в этом деле реальной помощью.
Прямые телерепортажи, передава­емые через «Лучи», порой играли роль и в большой политике. Одна из газетных заметок прошлого гласит: «После того, как в январе 1994 года космический аппарат «Луч» успешно справился с освещением визита президента Клинтона в Москву, американская телевизионная компания CNN предложила в экспериментальном порядке использовать каналы этого спут­ника для передачи ТВ-информации при освещении предвыборной кампании в ЮАР». В итоге эксперимента качество и характеристики ТВ-сигнала спутника получили положительный отзыв зару­бежных специалистов.
[свернуть]
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Сегодня отечественная космическая система ретрансляции работает на базе спутников нового поколения. Кос­мические аппараты «Луч-5А», «Луч-5Б» и «Луч-5В» после некоторого перерыва подхватили эстафету по сопровожде­нию космических полётов и передаче информации с низкоорбитальных объ­ектов.
В этом году в Решетнёвской фирме стартовала работа по созданию модер­низированных спутников-ретрансля­торов – «Луч-5М» и «Луч-5ВМ», с усо­вершенствованными характеристиками и дополнительными функциями. Но­вый контракт – лучшее подтверждение успешности проекта «Луч» в юбилейный для него год.

Быстро и экономично
На российском сегменте Международной космической станции завершаются лётные испытания широкополосной системы связи (ШСС), действующей на базе трёх космических аппаратов «Луч-5». Спутники-ретрансляторы позволяют прово­дить сеансы приёма-передачи информации на участках вне зон прямой радиовиди­мости МКС и российских наземных станций. За внедрение ШСС на Международной космической станции отвечает наше предприятие.
Широкополосная система связи включает в себя передающую аппаратуру (производитель РКК «Энергия») и приёмную аппаратуру, созданную в «ИСС».
Приёмное устройство было установлено на служебном модуле «Звезда» два года назад. За это время в ходе лётных испытаний были подтверждены основные характеристики ШСС. Система обеспечивает передачу через спутники-ретрансля­торы «Луч-5» информационных сообщений с российского сегмента МКС в ЦУП со скоростью до 180 Мбит/с.
Благодаря применению широкополосного канала связи в Ku-диапазоне уда­лось существенно ускорить приём и передачу больших объёмов данных, включая фото- и видеоматериалы, а также результаты научных экспериментов, проводимых на борту станции. Помимо этого, российские космонавты получили возможность практически круглосуточно обмениваться информацией, в том числе в формате ви­деоконференцсвязи, с Центром управления полётом.
И что немаловажно, внедрение широкополосной системы связи позволит Рос­сии отказаться от использования спутникового интернет-канала на зарубежном сег­менте МКС.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=j_X8818rv8Y
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=j_X8818rv8Y 3:39
2020.11.10 Навигационный спутник производства «ИСС» работает в системе поиска и спасания
  Телеканал РАЗВИТИЕ
Навигационный спутник «Глонасс-К» производства компании «ИСС» был задействован в испытаниях среднеорбитального сегмента космической системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT.

zandr

Там же бегущая строка:
ЦитироватьСпутник связи «Экспресс-АМУ3» проодит подготовку к монтажу антенн полезной нагрузки. Специалисты «ИСС» провели примерку панелей на корпус спутника «Экспресс-АМУ3», на которые в дальнейшем будут монтироваться антенны. Спутник «Экспресс-АМУ3» будет оснащён двум раскрываемыми и тремя рупорными антеннами, а также двумя антенными решётками.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=TaSNfz6veKs
ЦитироватьБегущая строка:
На одном из навигационных спутников производства «ИСС» будут использованы опытные образцы фотоэлементов российской разработки. Опытные образцы фотоэлементов на основе трёхкаскадного арсенида галлия предстоит установить на крыле солнечной батареи спутника «Глонасс-К2». Лётные испытания отечественных фотоэлементов будут проводиться в рамках решения задачи по импортозамещению производства германиевых подложек солнечных батарей.

В компании «ИСС» организован участок прецезионной обработки деталей высокочастотных трактов перспективных спутников. Участок оснащён металлообрабатывающим оборудованием, которое обеспечивает высокую точность изготовления деталей. Новый участок создан в компании «ИСС» в рамках развития собственного производства элементов полезных нагрузок.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=lNVAVRHkNPwБегущая строка:
ЦитироватьНа космодроме Плесецк завершаются совместные электрические проверки спутников свзи «Гонец-М» после их установки на разгонный блок. В ближайшее время на спутники «Гонец-М» и разгонный блок будет проведена накатка головного обтекателя ракеты-носителя. Запкск трёх спутников «Гонец-М» ракетой-носителем «Союз-2» и разгонным блоком «Фрегат» планируется осуществить 24 ноября.

Специалисты «ИСС» участвуют в лётных испытаниях малого спутника "Норби", запуск которого состоялся 28 сентября. Бортовая аппаратура спутника "Норби" успешно прошла тестовые испытания и работает в автоматическом режиме. Одной из задач компании «ИСС» в проекте "Норби" является квалификация сетевого транспортного протокола SPASE WIRE собственной разработки.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=p7mf5LlecD0Бегущая строка:
ЦитироватьСпециалисты начали проверку каналов связи на последнем спутнике «Гонец-М» из тройки аппаратов запущенных 28 сентября. По завершении орбитальных проверок три спутники персональной связи «Гонец-М» будут введены в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию новых спутников «Гонец-М» позволит увеличить пропускную способность системы «Гонец».

Специалисты «ИСС» выпустили конструкторскую документацию на антенно-фидерное устройство нового модуля МКС. Выпуск конструкторской документации даёт старт для изготовления антенно-фидерного устройства, которое будет установлено на модуль МКС «Наука». Антенно-фидерное устройство разработки «ИСС» предназначено для обеспечения широкополосной связью нового молуля МКС.