Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

azvoz

Цитата: mihalchuk от 19.09.2020 21:44:38
Цитата: Дмитрий Инфан от 19.09.2020 05:34:41
Цитата: mihalchuk от 18.09.2020 23:03:50Да не вопрос. Вопрос - как вернуться.
Дозаправка на ОЛО.
Тогда и заправка на ОЗО.
Заправка на поверхности Луны.

Bell

Цитата: azvoz от 19.09.2020 22:23:49
Цитата: mihalchuk от 19.09.2020 21:44:38
Цитата: Дмитрий Инфан от 19.09.2020 05:34:41
Цитата: mihalchuk от 18.09.2020 23:03:50Да не вопрос. Вопрос - как вернуться.
Дозаправка на ОЛО.
Тогда и заправка на ОЗО.
Заправка на поверхности Луны.
Да нафиг заправка :)
В 2 пуска по 110 т всё помещается.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитата: Дмитрий В. от 18.09.2020 22:18:13
Цитата: Bell от 18.09.2020 22:00:56Блин, да понятно, что это обтекатель на нежном КРБ :)
Я ж говорю про участок утоньшения.
Нет никакого участка "утоньшения" - всё там в одном диаметре, а "наросты" - это обтекатели. Правда, мне лично пока неясно, для чего делать 2 отдельных обтекателя вместо одного, который прикрывал бы и ПАО корабля и РТБ.
Что тогда в тонкой части под кораблем?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий Инфан

Цитата: mihalchuk от 19.09.2020 21:44:38Тогда и заправка на ОЗО
А на ОЗО нежелательно, так как массы стыкуемых объектов слишком велики.

Дмитрий В.

Цитата: Bell от 20.09.2020 00:41:40
Цитата: Дмитрий В. от 18.09.2020 22:18:13
Цитата: Bell от 18.09.2020 22:00:56Блин, да понятно, что это обтекатель на нежном КРБ :)
Я ж говорю про участок утоньшения.
Нет никакого участка "утоньшения" - всё там в одном диаметре, а "наросты" - это обтекатели. Правда, мне лично пока неясно, для чего делать 2 отдельных обтекателя вместо одного, который прикрывал бы и ПАО корабля и РТБ.
Что тогда в тонкой части под кораблем?
Адаптер ПГ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитата: Большой от 19.09.2020 11:13:58
Что это за средства термостатирования в форме обтекателя? Может быть на рисунке нового Енисея РТБ спрятан под обтекатель большого диаметра, примерно 5,2 м, а сам РТБ имеет диаметр по корпусу 4,1 м.? Обтекатель диаметром 5,2 м был показан на форуме Армия-2020 на макете Союза-5.
Теплоизоляция это :)
Как-то раз пришлось писать отчет по сервисному обслуживанию объекта. Надо было инженерно-грамотно, наукообразно и внушающе описать выполненные работы...
Настройка гидравлического оборудования с обратной связью - так было названо подгибание рычага поплавка клапана в сливном бачке, чтоб он срабатывал на необходимом уровне :)

Забавнее другое.
Назначение: доставка экипажа из ТРЕХ человек на орбиту Луны.
Трех человек???  :o
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

А вообще очевидно, что выход на ОЛО уже рисуется на КРБ, керосина не хватает.

Не, господа... лучше уж прямая посадка.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ZOOR

Цитата: Bell от 20.09.2020 09:33:28Не, господа... лучше уж прямая посадка.

Звиняюсь .....
А прямая посадка - это сразу лендером гасить избыток орбитальной скорости, без выхода на ОЛО?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

mihalchuk

Цитата: ZOOR от 20.09.2020 10:47:54
Цитата: Bell от 20.09.2020 09:33:28Не, господа... лучше уж прямая посадка.

Звиняюсь .....
А прямая посадка - это сразу лендером гасить избыток орбитальной скорости, без выхода на ОЛО?
Прямая посадка - когда орбитальной скорости нет. А как лучше - зависит от... Если разовая вылазка, то тормозной блок, он гасит скорость с подлётной до незначительной, не более 300 м/с, вырабатывает топливо полностью и отбрасывается. Садится, он же стартует - отдельный аппарат.
Если мы развиваем инфраструктуру, то нужно куда-то доставлять тормозной блок для использования его компонентов. Доставлять на ЛОС или лунную станцию. И это уже другие соотношения масс и баллистические параметры. И тогда компоненты должны быть чистыми и нетоксичными.

Bell

#25149
Цитата: ZOOR от 20.09.2020 10:47:54
Цитата: Bell от 20.09.2020 09:33:28Не, господа... лучше уж прямая посадка.

Звиняюсь .....
А прямая посадка - это сразу лендером гасить избыток орбитальной скорости, без выхода на ОЛО?
Это когда нет деления на ЛОК и ЛК, садится весь корабль. Выход на ОЛО остается как промежуточная операция, необходимая для более удобного перелета к произвольному месту посадки в любой точке поверхности Луны. Наши грунточерпалки так летали.
Сэкономить ХС никак нельзя, в любом случае необходимо гасить вторую космическую, плюс гравпотери.

Дело в том, что для классической раздельной схемы вся поверхность становиться доступна только при наличие большого количества топлива для изменения наклонения - Луна вращается, а плоскость орбиты ЛОК постоянная. В предельном случае высадки в умеренных широтах на несколько дней разница между орбитой и тректорией взлета становиться такой большой, что необходимый запас топлива обнуляет все преимущество раздельной схемы.
Вообще у прямой посадки масса достоинств, недоступных раздельной схеме...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Плейшнер

Цитата: Bell от 20.09.2020 12:41:44Дело в том, что для классической раздельной схемы вся поверхность становиться доступна только при наличие большого количества топлива для изменения наклонения - Луна вращается, а плоскость орбиты ЛОК постоянная. В предельном случае высадки в умеренных широтах на несколько дней разница между орбитой и тректорией взлета становиться такой большой, что необходимый запас топлива обнуляет все преимущество раздельной схемы.
Интересно, а по аналогии с земной ССО, на Луне есть какая-нибудь более-менее устойчивая Земле-Синхронная Орбита?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

DiZed

Цитата: Плейшнер от 20.09.2020 12:57:27Интересно, а по аналогии с земной ССО, на Луне есть какая-нибудь более-менее устойчивая Земле-Синхронная Орбита
точка лагранжа?
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Bell

#25152
Разверну мысль за прямую посадку.

Допустим, на основе ВА ТКС разрабатывается командный отсек массой 4,5 т. На всё тех же ТРЕХ человек.
Еще необходим отсек, который на перелетных участках будет выполнять функции бытового, а на поверхности - рабочего и, возможно, шлюзового (хотя там можно придумать типа раздвижной-надувной ШК). Если отталкиваться от БО Союза, то где-то получается 3,0 т.

Считаем необходимые характеристические скорости (в обратном порядке):
Отлет к Земле с ОЛО - 1000 м/с
Взлет с поверхности на опорную ОЛО - 1800 м/с
Посадка на поверхность с ОЛО - 2250 м/с (это с запасом на висение и выбор участка поверхности для посадки)
Выход на окололунную орбиту - 1000 м/с

Взлетный двигательный отсек ДОВ, очевидно, должен быть на высококипящих компонентах. Ориентируясь на массовое совершенство Фрегата, будем считать, что соотношение сухой массы к массе топлива будет порядка 0,15. Тогда чтобы разогнать вышеописанные командный и экспедиционный-бытовой отсеки на 2800 м/с потребуется 13,0 т топлива при сухой массе ДОВ 1,95 т.

Посадочную ступень считаем так же. Дело в том, что общая масса экспедиционного комплекса, конечно же, превысит грузоподъемность СТК 110+ т, поэтому лететь придется в 2 пуска. Так же, видимо, корабль с экипажем будет выведен во вторую очередь, чтоб не висеть на опорной орбите и не тратить ресурсы СОЖ и пр. Поэтому первым полетит остальная часть и она провесит в ожидании где-то неделю. Следовательно, топливо придется использовать тоже высококипящее. Чтобы вышеуказанные 22,5 т разогнать на 2250 м/с (посадить) потребуется 26,0 т топлива при сухой массе посадочной ступени 3,65 т - массовое совершенство считаем чуть получше - 0,14, но там будут всякие посадочные опоры, допплер и пр.

А выход на окололунную орбиту 1000 м/с обеспечит например 14С48 сухой массой 2,0 т (без всяких переходников и проставок) при запасе топлива 18,5+ т.

Получается, что общая масса комплекса на траектории к Луне составит порядка 73,0 т.
Функционально логично разделить это на корабль массой ~23 т и двигательный блок массой ~50 т. Тогда максимальная РН для выведения наибольшего из них, с криогенной разгонной ступенью массой около 65-67 т, будет иметь условную ПН на ЛЕО около 115-120 т.
Можно попробовать более равномерно разделить отсеки и выйти на РН с ПН менее 100 т.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

#25153
Самая главная мысль - в конце 60-х надо было долететь хоть как-нибудь, по самому экономичному варианту, хотя бы в экваториальную зону. Да, там выгоднее по Кондратюку. Но если необходимо лететь в любую точку поверхности Луны и высаживаться на более продолжительный срок (а равно полеты на базу и выполнение функций эвакуационного корабля, всегда готового к возвращению на Землю и пр.), то появляется компенсации вращения Луны и из-за необходимого топлива масса, выводимая к Луне резко растет, и теряется преимущество по массе перед прямой посадкой.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитата: DiZed от 20.09.2020 13:07:13
Цитата: Плейшнер от 20.09.2020 12:57:27Интересно, а по аналогии с земной ССО, на Луне есть какая-нибудь более-менее устойчивая Земле-Синхронная Орбита
точка лагранжа?
все эти точки Лагранжа и ЛОС - не более чем костыли для раздельной схемы, которые становятся совершенно не нужными при прямой посадке.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Raul

#25155
Вообще интересный вопрос. Устойчивые низкие орбиты есть и  они, возможно, проходят над одними и теми же участками лунной поверхности.

Цитировать "There are actually a number of 'frozen orbits' where a spacecraft can stay in a low lunar orbit indefinitely. They occur at four inclinations: 27º, 50º, 76º, and 86º"—the last one being nearly over the lunar poles.
https://science.nasa.gov/science-news/science-at-nasa/2006/06nov_loworbit/
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Bell

Если бы ЦиХ немножко поднял задницу и подсуетился, то мог бы сделать что-то более полезное для Родины, чем свою удолбищную связку сосисок...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell



Нет, я все-таки не понял - они уже додумались до того, что на орбиту летят 3 человека, а высаживается только двое???
И для этого, млять выводится 230 тонн на околоземную орбиту???
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ZOOR

Цитата: Bell от 20.09.2020 12:41:44Дело в том, что для классической раздельной схемы вся поверхность становиться доступна только при наличие большого количества топлива для изменения наклонения - Луна вращается, а плоскость орбиты ЛОК постоянная. В предельном случае высадки в умеренных широтах на несколько дней разница между орбитой и тректорией взлета становиться такой большой, что необходимый запас топлива обнуляет все преимущество раздельной схемы.

Земля тоже вращается, но дикой прецессии наклонения НОО не наблюдается.
Скорее тут происходит изменение наклонения орбитального модуля из-за граввозмущений от Земли.
Подобно тому, как наклонение Луны плавает от влияния гравитации Солнца.

Но в общем проблема понятна, мысль о достоинствах посадки всего комплекса для возвращения обоснована.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Дмитрий В.

Цитата: ZOOR от 20.09.2020 15:00:17
Цитата: Bell от 20.09.2020 12:41:44Дело в том, что для классической раздельной схемы вся поверхность становиться доступна только при наличие большого количества топлива для изменения наклонения - Луна вращается, а плоскость орбиты ЛОК постоянная. В предельном случае высадки в умеренных широтах на несколько дней разница между орбитой и тректорией взлета становиться такой большой, что необходимый запас топлива обнуляет все преимущество раздельной схемы.

Земля тоже вращается, но дикой прецессии наклонения НОО не наблюдается.
Скорее тут происходит изменение наклонения орбитального модуля из-за граввозмущений от Земли.
Подобно тому, как наклонение Луны плавает от влияния гравитации Солнца.

Но в общем проблема понятна, мысль о достоинствах посадки всего комплекса для возвращения обоснована.
Дело не в прецессии, а в том, что при более-менее длительной экспедиции взлётно-посадочный комплекс выходит из плоскости орбиты орбитального компонента, и покинуть Луну в любое время (мало ли по каким причинам) становится невозможным.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!