Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


АниКей

«Прости нас, Уэллс». Тест: проверьте, как хорошо вы знаете космическую фантастику
Давайте вспомним, как представляли себе космические путешествия писатели и мыслители, и решим, хорошо или плохо, что не все мечты сбываются.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Штурм Марса 2020



В 2020 году сразу три страны замахнулись на достижение Красной планеты. Три ракеты, семь космических аппаратов, множество научных приборов отправляются к Марсу чтобы лучше узнать его атмосферу, поверхность и недра. Ученые хотят лучше узнать какой была соседняя планета в прошлом и понять, что ожидает её в будущем.
Читать и смотреть дальше... )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Блогер Егоров: неудачи России в космосе связаны с «утечкой мозгов»
Народные новости
17:04
Блогер Егоров: неудачи России в космосе связаны с «утечкой мозгов»
Сразу два космических туриста в сопровождении космонавта отправятся в путешествие на МКС в 2021 году. Имена этих туристов будут известны лишь через полгода, сообщает "Роскосмос".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Народные новости
02 августа в 14:51
Блогер Егоров рассказал об отличиях между орбитальным и суборбитальным туризмом
Роскосмос объявил, что космические туристы отправятся на МКС в конце 2021 года. Имена счастливчиков будут объявлены уже в январе.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

popmech.ru

Лунный заговор как тест на профпригодность: они были на Луне



Хотите узнать лучше человека? Спросите его о высадке на Луну. Его ответ позволит сразу определить, стоит ли продолжать с ним общение, брать на работу или подписывать долговременный контракт.
25 августа 2020 15:00
В своей колонке специалист по космосу Виталий Егоров рассказывает о том, почему вера в лунный заговор, по его мнению, граничит с безумием. Редакция выражает благодарность за интересный материал
Дело тут, собственно, не в американцах и отношении к ним. Хотя нет, и в этом тоже. Признаем, сейчас в российском обществе отношение к Америке негативное, многих не устраивает их внешняя политика, технологическое превосходство, какие-то другие детали. Но сегодняшнее отношение человека к кому-то или чему-то никак не способно повлиять на события прошлого. И вот вам первая характеристика человека: способен ли его субъективный взгляд и предпочтения влиять на адекватное восприятие реальности? Нужен ли вам такой друг, партнер или коллега, который строит в своем воображении собственный мирок, где ему комфортно жить? Да мы все живем в таких мирках, но некоторые еще стараются не отрываться от реальности.
Луна
Высадка на Луне — это сложнейшая техническая операция, потребовавшая усилий десятков тысяч высококлассных профессионалов. Это колоссальные инновации и риск. И все детали этой миссии подробно изложены на миллионах страниц опубликованных документов, научных публикаций, фото и видео. Чтобы разобраться в деталях полета на Луну и возвращения обратно, требуется не только и не столько инженерно-космическая компетенция, сколько желание узнать, как оно было. Как они сели и взлетели? Где сейчас лунный грунт и кто его изучает? Какие следы на Луне остались и как их увидеть? Может ли космическая радиация навредить людям в полете? Все вопросы имеют ответы. Но если человек продолжает их задавать, ожидая или требуя от вас ответов, то это тоже его характеристика: он не готов искать новые знания, неспособен или ленив в поиске ответов на вопросы, которые интересуют его самого, и его вполне устраивает первая попавшая версия ответа, если просто ему нравится или соответствует его убеждениям. Когда же подобные вопросы задает космический инженер, то это просто признание его профнепригодности, и, к сожалению, такие сейчас трудятся на предприятиях Роскосмоса. К счастью их единицы.

Луна
Лунный заговор — это большая ложь, большой страх и большая продажность. Потребуются тысячи людей, вовлеченных в подделку различных этапов миссии. Ведь мало снять кино, надо еще куда-то спрятать стометровую ракету после старта, собрать муляж посадочного корабля, выкопать, а потом срыть без следа километры «лунной» поверхности. Ну ладно, это американцы, все знают, как они умеют делать кино, любят деньги и способны рассказывать сказки об оружии массового поражения. Но ведь лунный заговор требует вовлечения гораздо большего круга людей из других стран.
Как насчет специалистов, которые обеспечили полеты «Востоков», «Восходов» и «Союзов», построили сверхракету Н1, рулили «Луноходами» на Луне? Они не сомневались в достоверности высадки и рассказывают о том, как они внимательно следили за американской лунной программой. Так они идиоты или лжецы? Их смогли обмануть голливудской поделкой, которую сейчас разоблачают школьники с фотошопом, или они по каким-то причинам включились в самую большую ложь за всю историю человечества? Что насчет европейских, советских и российских, японских и индийских ученых, которые изучали лунный грунт, запускали спутники к Луне и не увидели никаких признаков подделки? Они продались или их запугали так, что они согласились врать и пожертвовать своим научным авторитетом?
Реклама - продолжение ниже

Или, может быть, все проще: была реальная высадка, наши специалисты поздравили конкурентов с достойной победой, а космонавты, астронавты и ученые всего мира продолжили вместе изучать космос и Луну? И только верующий в заговор готов признать, что самые достойные представители человечества продажные и/или трусливые лгуны. Что в таком случае он думает о тех, кто его окружает в повседневной жизни, и о вас в том числе?
Полет на Луну — это самое выдающееся достижение человечества. Недостижимая вершина науки и техники всей цивилизации Земли. Без Менделеева не вспыхнуло бы топливо, без Кеплера не пролегла бы орбита, без Пифагора не появился бы чертеж корабля и ракеты. Это и наша победа. Хоть следы в пыли оставили американцы, но без полетов Гагарина и Леонова не было бы шагов Армстронга и Сернана. Это была гонка, а она невозможна, если бежит кто-то один. Это достижение из тех, которое возможно только благодаря смелым решениям, высокой концентрации сил и воли, вере в способности человека творить невозможное и воплощать мечты. Отрицание или даже сомнение в высадке на Луну — это добровольный отказ от всех этих качеств.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

aaa1

Цитата: АниКей от 25.08.2020 22:58:45Хотите узнать лучше человека? Спросите его о высадке на Луну. Его ответ позволит сразу определить, стоит ли продолжать с ним общение, брать на работу или подписывать долговременный контракт.
Почему-то по умолчанию подразумевается, что начальники и эйчары единодушны по этому вопросу. :)

Ладно, не буду здесь.

АниКей

Проводы российской «Науки»

Спойлер
zelenyikotAugust 27th, 7:40


Многострадальный многоцелевой лабораторный модуль «Наука» прошел этап заводских испытаний и отправлен на Байконур. Модуль должен стартовать в космос в 2021 году и стать частью российского сегмента Международной космической станции. Он добавит комфорта для российских космонавтов, но, самое главное, должен повысить научную эффективность российской пилотируемой космонавтики.

Несколько лет назад мы анализировали успехи российской науки на Международной космической станции. Простой подсчет научных публикаций вышедших на английском языке показал, что даже у японцев отдача пилотируемой космонавтики выше, хотя японские астронавты посещают МКС гораздо реже российских. Отчасти это связано с высокой занятостью наших экипажей по обслуживанию станции, отчасти с бюрократическими сложностями в оформлении экспериментов на станции, отчасти — с неготовностью наших ученых публиковать результаты на международном языке науки. Но важное значение имеет и ограниченность внутреннего пространства российских модулей. Там просто нельзя разместить всё научное оборудование какое хотелось бы ученым. И теперь всё ближе день когда хотя бы эту проблему удастся решить.



Многоцелевой лабораторный модуль прошел долгий путь. Конструкция была разработана как Транспортный корабль снабжения, ещё в 70-е.



В 90-е он был произведен как инженерный макет модуля «Заря» в Центре им. Хруничева по заказу Boeing и на деньги NASA. В 2000-е и его стали готовить к полету в космос, как самостоятельный модуль российского сегмента станции. «Наука» должна была оказаться в составе МКС еще в 2007 году, но потом планы начали «движение вправо». Поза-поза-поза-прошлый руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов обещал запуск МЛМ к 2011 году, но на заводе-изготовителе модуль смогли закончить только в 2012 году.



Одна из важных причин почему «Наука» до сих пор на Земле — обнаруженная в 2013 году металлическая стружка в топливной системе. Эта система необходима для достижения модулем Международной космической станции, и для дальнейшей работы на ней. Ведь исторически модуль развивается от космического корабля, который должен уметь летать самостоятельно. Это преимущество и это слабость МЛМ по сравнению с американскими модулями МКС, большинство из которых доставлялись Шаттлами. Вообще самостоятельность это хорошо, но слабостью это стало, когда пришлось оставить модуль на Земле и заняться чисткой баков и топливной системы.



Баки «Науки» — это забытая технология исчезнувшей цивилизации, которую сейчас отечественная промышленность повторить уже не может. Сложность в том, что они многоразовые, и для эффективной работы в невесомости внутри бака размещена сложная сильфонная система. Проще говоря — гармошка, которая сжимаясь выдавливает топливо в трубопроводы к двигателям. Благодаря «гармошке» баки можно перезаправлять и использовать много раз. И, конечно, никакие засоры там недопустимы.



Баки чистили как могли, но полностью от стружки не избавились. Возможно даже, она возникает в процессе работы «гармошки», и у предыдущих кораблей и модулей были те же проблемы, которые никак не повлияли на их работоспособность. Короче, испытания показали, что должно сработать и так, поэтому волевым решением «Наука» назначена в полет, с упованием на чудо советского конструкторского гения, авось и хусим. Трубопроводы, правда, заменили на новые.



Последний экзамен перед выпуском модуль проходил в вакуумной камере. Из-за долгого нахождения в земных условиях резиновые уплотнители могли покоробиться и утратить герметичность. Уплотнители, какие смогли, сменили, а этим летом модуль проверили вакуумом, чтобы убедиться в отсутствии утечек.

За несколько дней до отправки модуля на Байконур постсоветского «динозавра» к его телу были допущены журналисты и блогеры. Чтобы подчеркнуть отличие от прежней «Науки» прошлых десятилетий, к названию добавили «У», теперь это «Многоцелевой лабораторный модуль — усовершенствованный», в знак прошедшей модернизации.



Внутрь пускали не только лишь всех. Большинству приходилось заглядывать через открытый люк стыковочного узла. Такая забота диктуется прежде всего требованиями чистоты. На МКС, из-за невесомости, у людей ослабляется иммунитет, поэтому непрошенные гости с Земли не нужны. Впрочем, журналистам «Комсомолки» все-таки удалось заглянуть внутрь ещё раньше.



Для дополнительной защиты от грязи с улицы перед входом в модуль предусмотрели «предбанник», где дополнительно очищалась одежда и обувь всех кто даже приближался к открытому люку космической лаборатории.





Внешние участки станции защищались не столь тщательно. Здесь можно было оказаться прямо рядом с теми самыми многострадальными топливными баками.

С точки зрения безопасности космонавтов это уже не так страшно, ведь непосредственного контакта с этими элементами модуля в космосе уже не будет. Тут сравнение со скелетом динозавра неслучайно. С внешней стороны будет добавлено еще служебное оборудование, противометеоритные щиты и теплоизоляция. Последнюю подготовку модуль пройдет уже на Байконуре.



Неподалеку в углу, стояли маршевые двигатели модуля, незамеченные журналистами. Судя по всему, их смонтируют тоже на космодроме.



Несмотря на нашествие журналистов работа с модулем продолжалась. Это было уже не завершение сборки, а подготовка к перевозке по железной дороге. Все кабели надо зафиксировать, отверстия закрыть, трубы заглушить. Традиционно, всё, что надо удалить перед стартом на аппарате — красного цвета: изолента, крышки, элементы с красными бирками.







По словам представителя предприятия, многолетняя задержка модуля на Земле позволила пройти неплохую школу для нового поколения сотрудников. Преемственность поколений заметна и на фото, как по возрасту участников работы, так и по технологическому оборудованию.











После нашего ухода работа с модулем продолжалась несколько дней. Завершающим испытанием стал переворот модуля, который показал, что всё закреплено и готово к транспортировке.

Перевозили МЛМ в транспортном контейнере похожем на головной обтекатель ракеты. Чтобы не перепутать этот контейнер с летным головным обтекателем, его тоже выкрасили в красный.

Сейчас «Наука» уже на Байконуре, проходит электрические испытания, наращивает «мясо», и готовится к старту. Если всё пройдет успешно, то запуск МЛМ-У приурочат к 60-летию первого полета человека в космос.



Выражаю признательность пресс-службе Роскосмоса за помощь в подготовке фоторепортажа.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Астрономы «засекли» возможные следы жизни в атмосфере Венеры
Взгляд.ру
14:10
Эксперт рассказал о вероятности жизни на Венере
Ранее глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщал, что Россия планирует не только продолжать проект «Венера-Д», который ведется совместно с США...
Народные новости
11:54
Космоблогер Егоров: Земля «заражает» жизнью всю Солнечную систему
У Роскосмоса уже давно прорабатывается программа изучения Венеры. На эту планету переключились, потому что на Марсе понятно, что ловить уже некого", — пояснил эксперт.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

«Мне очень понравился этот коронавирус». Астроном Владимир Сурдин о карантине в Новосибирске
Тайга.инфо
03:22
«Мне очень понравился этот коронавирус». Астроном Владимир Сурдин о карантине в Новосибирске
Поэтому я говорил о том, чего нельзя было найти на передовицах газет — про американскую лунную программу, космические шаттлы. Нас просто на руках носили...

Цитировать...
Тайга.инфо: Интерес к космосу менялся со временем?
— В советское время интерес к космосу удовлетворялся идеологическими рассказами о том, какие мы замечательные — и никаких проблем! О советских неудачных запусках автоматических аппаратов я сам узнал только после того, как исчезла цензура. Люди это прекрасно понимали и ждали от лекций чего-то свежего, настоящих рассказов. Поэтому я говорил о том, чего нельзя было найти на передовицах газет — про американскую лунную программу, космические шаттлы. Нас просто на руках носили, когда мы приезжали с фотографиями и рисунками этих аппаратов.
Сейчас интерес к космосу приобрел характер желтой прессы. Теории заговора по поводу полетов на Луну, пришельцев, которых скрывает правительство... С такими людьми я давно перестал вести диалог, они сами по себе живут. А нормальная публика ждет рассказов о том, что предстоит, какие проекты осуществятся.
У меня есть такой статистический подход к этому делу. В советское время книжки по астрономии и космонавтики издавались тиражами до 50 тысяч экземпляров. Такая была прослойка людей, которым это интересно. Наступили новые времена — книг почти никто не читает, но лекции по астрономии в YouTube в среднем смотрят те же 50 тысяч зрителей, так что прослойка интересующихся космосом людей сохранилась. Хотя некоторые мои интервью набирают и больше миллиона просмотров.
...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

realnoevremya.ru

Место России в космической гонке — выше Индии, но ниже США и Китая


Инженер-конструктор Александр Хохлов — об успехах и провалах «Роскосмоса»
Место России в космической гонке — выше Индии, но ниже США и Китая
О том, кто отобрал у СССР титул космического чемпиона, почему Россия никак не может вернуться на вершину пьедестала, в чем главные провалы «Роскосмоса» за последние годы, а в чем он не так уж и плох — в интервью «Реальному времени» рассказал Александр Хохлов, инженер-конструктор космического приборостроения, популяризатор космонавтики.

Спойлер
«Самое печальное с новым российским кораблем «Орел» — непонимание его дальнейшей судьбы»
Какие провалы «Роскосмоса» за последние годы вы особенно можете выделить?
— Из заметных трудно идущих проектов у госкорпорации можно отметить три: семейство ракет-носителей «Ангара», создание нового пилотируемого корабля ПТК НП «Орел» (ранее он назывался «Федерация») и межпланетные миссии.
По соглашению с правительством Казахстана, в 2025 году завершается эксплуатация российских тяжелых ракет «Протон-М» на Байконуре (по причине использования в ракетах высокотоксичного топлива). Им на смену должна прийти ракета «Ангара А5» — причем запускать ее собираются уже из России, с космодромов Плесецк и Восточный. Но единственный испытательный космический старт «Ангары А5» состоялся в 2014 году, а следующий вот уже несколько лет подряд переносится на будущее.
Например, очередной старт с космодрома Плесецк должен был быть в 2020 году, но ушел на конец 2021 года. Сложностей с этой ракетой хватает. Уже сейчас понятно, что она не может конкурировать на международном рынке запусков из-за высокой стоимости. Затянулась и передача ее производства с московского ракетного завода Центра им. Хруничева в Омск.
У пилотируемого корабля «Орел» долгая история — начиная с 2009 года. Но если примерно за тот же срок в США создали целых три новых пилотируемых корабля («Crew Dragon», «Starliner» и «Orion»), а Китай построил свой корабль, не получивший пока названия, то у РКК «Энергия» пока в производстве только макеты для испытаний. Самое печальное с новым российским кораблем «Орел» — непонимание его дальнейшей судьбы, целевого назначения. Когда Дмитрий Рогозин говорит, что «Орел» будет летать к Луне, он стыдливо умалчивает, что лунная программа в России до сих пор еще не принята.
И пару слов скажу о межпланетных миссиях. С конца 80-х годов у России не было ни одной самостоятельной научной автоматической межпланетной миссии. Запущенные две станции к Марсу бесславно погибли на околоземной орбите («Марс-96» и «Фобос-Грунт»), остальные миссии отменили или постоянно переносят на потом.
Фото: wikipedia.org
Цитата: undefinedУ пилотируемого корабля «Орел» долгая история — начиная с 2009 года. Но если примерно за тот же срок в США создали целых три новых пилотируемых корабля, а Китай построил свой корабль, не получивший пока названия, то у РКК «Энергия» пока в производстве только макеты для испытаний
— «Роскосмос» критикуют за то, что за его пятилетнюю жизнь не было открыто никаких новых научно-исследовательских программ и пилотируемых проектов и что он не смотрит в будущее. Это так на самом деле?
— Дело в том, что горизонт планирования космической программы в России — 10 лет. Сейчас действует Федеральная космическая программа 2016—2025. Поэтому «Роскосмос» выполняет утвержденные до этого правительством планы и готовит программы на следующее десятилетие. Но сейчас Дмитрий Рогозин собирается вместо ФКП и ряда других отдельных целевых программ внести в правительство новую Единую космическую программу. Это позволит сместить горизонт планирования прямо сейчас и снять с себя ответственность за выполнение ФКП 2016—2025.
По содержанию Единой космической программы мы и поймем, что же нового предложит «Роскосмос» на следующее десятилетие (и что из этого ему утвердит правительство).
«Новые проекты ракет устарели еще до начала серьезной разработки»
— «Роскосмос» получился таким бесконечно увеличивающимся мегарегулятором, который сам себе заказывает, сам делает и оборонку, и частные заказы. Он вроде государственное предприятие с плановой экономикой, но в то же время от него требуют прибыли и возвращения госкредитов. Вы считаете, что такая модель эффективна для развития космической отрасли?
— Идея госкорпорации по космической деятельности возникла в период востребованности изделий и услуг на Западе. Но потом, во-первых, наступила эпоха санкций, а во-вторых, в США создали свою технику вместо той, что ранее заказывали в России. Это касается и двигателей РД-180 и доставки астронавтов на Международную космическую станцию. А ракеты Falcon-9 компании SpaceX лишили заказчиков Центр им. Хруничева на запуски коммерческих спутников. Так что если модель и могла бы быть эффективной когда-то, то сейчас уже об этом говорить не приходится.
— Мы сильно опаздываем по сравнению с остальным миром?
— Мы даже по сравнению с самими собой сильно опаздываем. Проект ракеты «Ангара А5» и новые проекты ракет «Союз-5» и «Союз-6» устарели еще до начала серьезной разработки. Мировые технологии космического ракетостроения ушли далеко вперед, а ракеты «Союз-5» и «Союз-6» создаются на основе лучшей советской ракеты среднего класса «Зенит». Но создана она была еще в прошлом веке!
Фото: wikipedia.org
Цитата: undefinedМы даже по сравнению с самими собой сильно опаздываем. Проект ракеты «Ангара А5» и новые проекты ракет «Союз-5» и «Союз-6» устарели еще до начала серьезной разработки
— Насколько я знаю, успешный запуск орбитального телескопа «Спектр-РГ» и его работа в космосе — большой успех для «Роскосмоса». Почему же такое прохладное отношение к этому проекту?
— Российский проект орбитального телескопа «Спектр-РГ» (с германским участием) действительно очень важен для науки. Недавно он завершил первый полный обзор неба в рентгеновском диапазоне, и в июльском номере журнал «Русский космос» (издается «Роскосмосом») можно прочитать о полученных результатах. Я думаю, нельзя говорить о прохладном отношении — проблема скорее заключается в законодательной плоскости.
По существующему закону о госкорпорации «Роскосмос», у нее ограничены возможности, ей не так просто выделять деньги на популяризацию результатов космической деятельности. На Западе в контракты на создание и эксплуатацию космической техники по гражданским программам обязательно входит строка о разработке наглядных материалов, ведения просветительской деятельности. А в России этого нет. Несмотря на то, что в российском парламенте космонавты — одна из самых распространенных профессий депутатов, внимания к космонавтике явно не хватает.
— А успехи у «Роскосмоса» есть? Хоть что-то хорошее с ним происходит?
— В пилотируемой космонавтике Россия сохраняет ведущую роль, пусть это и касается эксплуатации давно разработанной техники. Однако же пилотируемые корабли «Союз» и грузовые «Прогресс» справляются с обеспечением Международной космической станции. И Россия фактически спасла этот международный проект, когда сначала случилась катастрофа шаттла «Колумбия», а потом космическая программа шаттлов была завершена. С 2011 года по 2020 только «Роскосмос» доставлял международные экипажи на МКС.
«У Индии есть марсианская и лунная программа, в которой она уже опередила Россию»
— Кто, на ваш взгляд, первый в космической гонке на сегодняшний день?
— Однозначно США — первые в космической гонке. У NASA и Пентагона очень большие космические бюджеты, а это важный показатель. С другой стороны, денег у NASA все-таки не хватает для организации пилотируемой экспедиции на Марс, поэтому пока приоритет вновь у лунных программ. В США утверждена программа «Артемида» по возвращению людей на Луну в 2024 году.
На втором месте — Китай со своей амбициозной космической программой. Но, несмотря на все амбиции и адскую трудоспособность, китайцам еще многое нужно сделать, чтобы приблизиться к возможностям США.
Фото: wikipedia.org
Цитата: undefinedВ пилотируемой космонавтике Россия сохраняет ведущую роль, пусть это и касается эксплуатации давно разработанной техники. Однако же пилотируемые корабли «Союз» и грузовые «Прогресс» справляются с обеспечением Международной космической станции
— Уже даже ОАЭ активно развивает свою космическую программу. Скоро ЕС, России, Китаю и США придется потесниться? Где еще сейчас разрабатываются перспективные космические программы?
— В первую очередь я хочу отметить Индию. Там готовится пилотируемая программа, их собственный космический корабль. Их первые космонавты сейчас проходят по контракту подготовку в российском Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. У Индии есть марсианская и лунная программа, в которой она уже опередила Россию. В 2019 году индийцы пытались мягко посадить модуль на Луну — правда, он разбился при жесткой посадке. Но он туда хотя бы долетел. И сейчас они готовят вторую лунную миссию.
Матвей Антропов
Общество
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьВ космосе летает пыль, иногда пылинки имеют достаточно высокую скорость, иногда их размер достигает нескольких миллиметров, и они вполне способны пробить внешнюю обшивку нашей станции. Частично её стараются защищать, но, как правило, защищают то, что можно назвать лобовым стеклом, то есть лобовой стороной, которой станция летит вперёд. От таких столкновений она лучше защищена. Наш модуль "Звезда" находится в хвосте, поэтому ему дополнительных щитов не так много дано, и вероятность того, что туда прилетит особо высокоскоростная пылинка достаточно большого размера, например, кометная пыль, она остаётся. Не исключено, что именно это и произошло.

Блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров о новой утечке воздуха на российском сегменте МКС.
https://radiosputnik.ria.ru/20200929/mks-1577962494.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

trv-science.ru

Кино вместо науки — Троицкий вариант — Наука


Спойлер

Пётр Дубров и Олег Новицкий в костюмах водного охлаждения скафандров «Орлан-МКС» во время наземных тренировок выходов в открытый космос. Фото ЦПК им. Ю. А. ГагаринаПётр Дубров и Олег Новицкий в костюмах водного охлаждения скафандров «Орлан-МКС» во время наземных тренировок выходов в открытый космос. Фото ЦПК им. Ю. А. Гагарина
В конце сентября стало известно, что Госкорпорация «Роскосмос» и «Первый канал» договорились о съемке осенью 2021 года художественного фильма на борту Международной космической станции [1]. В пресс-службе Роскосмоса утверждают, что эта картина будет способствовать популяризации российской космонавтики и героизации профессии космонавта. Детали проекта пока обсуждаются сторонами-участниками, а мы попробуем разобраться в этой новости с точки зрения организации космических полетов и состояния дел в отечественной космонавтике.
2021-й, кроме юбилея полета Юрия Гагарина, интересен несколькими фактами в программе МКС и в пилотируемой космонавтике в целом.
Во-первых, это первый год, когда NASA самостоятельно доставит всех своих астронавтов на борт станции, используя американские пилотируемые корабли Crew Dragon (производства компании SpaceX) и Starliner (производства корпорации Boeing) [2]. Последний контракт между США и Россией касается доставки на МКС Кэтлин Рубинс на корабле «Союз МС-17» 14 октября 2020 года. За этот полет космическая администрация США заплатит более 90,25 млн долл. Также в течение 2,5 лет NASA дополнительно доставит на МКС 800 кг российских грузов. Эта сделка гарантировала Штатам наличие осенью 2020 года — весной 2021 года астронавта на борту станции — на случай неудачных испытаний Crew Dragon. Полет миссии Demo-2 состоялся и был успешным [3], и это резко повысило уверенность американской космической администрации в силах компании SpaceX. Как следствие, необходимость заключать контракт с Рос­космосом на весну следующего года отпала. Таким образом, корабль «Союз МС-18» (старт в апреле 2021 года) лишился потенциального третьего члена экипажа в «правом кресле» бортинженера-2. По логике вещей, пора назначать на это место российского космонавта, тем более что в связи с пандемией COVID-19 подготовку в Центре им. Ю. А. Гагарина прошел дополнительный второй дублирующий экипаж.
Во-вторых, ориентировочно на апрель 2021 года запланирован старт многострадального российского многоцелевого лабораторного модуля — усовершенствованного (МЛМ-У) «Наука». Это событие, которое откладывалось несколько лет [4]. Для интеграции модуля в состав МКС потребуется около 10 выходов в открытый космос, как до, так и после стыковки [5]. МЛМ-У «Наука» станет четвертой научной лабораторией на станции после американской лаборатории Destiny, европейской Columbus и японской Kibo.
Российский сегмент МКС после стыковки модуля «Наука» и узлового модуля «Причал» (РКК «Энергия»)Российский сегмент МКС после стыковки модуля «Наука» и узлового модуля «Причал» (РКК «Энергия»)
В-третьих, 2021 год станет ренессансом космического туризма, взявшего паузу в 2009-м из-за логистических ограничений, т. е. отсутствия свободных мест в космических кораблях. Американская компания Space Adventures заключила контракт с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. П. Королёва (входит в ГК «Роскосмос») на полет двух туристов на российский сегмент МКС в конце 2021 года на отдельном корабле «Союз МС-20», а затем еще по кораблю в 2022 и 2023 годах. Кроме того, Space Adventures заказала автономный полет туристов на корабле Crew Dragon у компании SpaceX. Астронавты полетят не на МКС, а на более высокую орбиту, чтобы увидеть Землю с большего расстояния.
Другая американская компания, Axiom Space, заключившая соглашение с NASA о создании предположительно в 2024 году коммерческого сегмента на МКС, также подписала контракт со SpaceX, но для полета туристов на американский сегмент станции в 2021 году. Уже известно, что командиром коммерческого корабля Crew Dragon станет бывший астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа, совершивший четыре полета в космос. Покинув в 2012 году отряд астронавтов, он два года был президентом Федерации коммерческих космических полетов США, готовя почву для коммерциализации пилотируемой космонавтики.
Планируется, что на этом или на следующем корабле Crew Dragon полетит Том Круз для съемки первого художественного фильма в космосе. Режиссер ленты — Даг Лайман (автор картин «Мистер и миссис Смит», «Грань будущего»). Очевидно, что этот факт мотивировал Роскосмос и «Первый канал» вступить в космическую гонку с США в части космического же кино.
Возглавить идеологический фронт Роскосмоса поручили режиссеру Климу Шипенко, который ранее снял сомнительный по достоверности «космический блокбастер» «Салют-7» [6] и успешный в российском прокате фильм «Холоп». Неудивительно, что с таким опытом его позвали делать первое российское кино про космический полет и одновременно реалити-шоу на «Первом канале». Можно догадаться, что в фильме с рабочим названием «Вызов» покажут процесс подготовки космонавтов в Центре им. Ю. А. Гагарина и сам короткий полет (предположительно 10 суток) в космос.
Однако попробуем раскрыть контекст этой новости, рассмотрев ее с точки зрения организации современных космических полетов.
В 2021 году основные экипажи МКС будут доставляться на борт следующим образом. В марте-апреле к станции стартуют Crew Dragon с четырьмя астронавтами и «Союз МС-18», на котором изначально должно было быть три члена экипажа. Позже, в апреле, к станции должен отправиться и произвести стыковку МЛМ-У «Наука». Летом на МКС запланирован первый испытательный полет с астронавтами пилотируемого корабля Starliner.
Затем, в сентябре, на станцию вновь прилетят члены следующей основной экспедиции: четверо на Crew Dragon и трое на «Союз МС-19». Год завершат два коммерческих полета: Crew Dragon с экипажем из четырех человек (Axiom Space) и «Союз МС-20», на котором будет командир, профессиональный космонавт Роскосмоса, и два туриста от Space Adventures.
Также к МКС для ее снабжения отправятся грузовые корабли: российские «Прогрессы» (РКК «Энергия») и американские Dragon (SpaceX) и Cygnus (Northrop Grumman).
Как отразится на программе МКС «кинематографическая космическая гонка»? Американец Том Круз полетит на полностью коммерческом корабле, изготовленном специально для этой цели компанией SpaceX по контракту с Axiom Space [7]. Это никак не повлияет на научную программу NASA: весь год на орбите будет работать штатный экипаж из четырех человек, усиленный экипажем дополнительного кораб­ля Starliner.
В случае России всё абсолютно не так. Для съемки фильма в космосе в 2021 году невозможно использовать еще один, специальный, корабль, так как на изготовление «Союза» требуется два года. (Контракт на дополнительный полет для Space Adventures был подписан в начале 2019 года, чтобы успеть построить на заводе экспериментального машиностроения РКК «Энергия» соответствующий корабль.) Отправить осенью 2021-го на МКС актера можно только одним способом: сократить экипаж весеннего «Союз МС-18» до двух человек, оставив «правое кресло» свободным; тогда в сентябре на станцию стартует «Союз МС-19» с двумя профессиональными космонавтами (Антоном Шкаплеровым и Андреем Бабкиным) и актером; по завершении пересменки, 7–10 дней, во время которых и будут снимать вышеупомянутый фильм «Вызов», актер вернется на Землю на корабле «Союз МС-18» в «правом кресле»; а на борту останутся два российских члена экипажа, и будет доступна опция полета космического туриста или космонавта третьих стран весной 2022 года на «Союзе МС-21». Таким образом директор Рос­космоса Дмитрий Рогозин и «Первый канал» опередят Тома Круза примерно на месяц и выиграют «воображаемую космическую гонку».
Но выиграет ли от этого российская космонавтика и наука?
Даже если Роскосмос получит от продюсеров фильма финансовую компенсацию за полет актера и мифическую героизацию профессии космонавта, в сухом остатке будет следующее: два молодых космонавта России, которые ждали своего полета больше восьми лет, не отправятся в космос в 2021 году (один на кораб­ле «Союз МС-18», другой — на «Союзе МС-19»). Ученые, которые проводят на борту российского сегмента МКС эксперименты, недополучат двух испытателей и лишатся дополнительных рабочих рук на станции [8].
Плохо еще то, что прибывшие в апреле на станцию Олег Новицкий и Пётр Дубров из-за кино останутся без помощника, который очень бы пригодился в их работе по интеграции МЛМ-У «Наука» в состав МКС. Весной-летом 2021 года запланировано большое количество выходов в открытый космос — для подключения кабелей, трубопроводов, переноса и отладки научной шлюзовой камеры МЛМ-У и т. д. Каждый выход требует нескольких дней для подготовки. Несомненно, американские астронавты подстрахуют наших ребят по необходимости — взаимовыручку и сотрудничество никто не отменял только потому, что экипажи теперь будут летать на разных кораблях. Но из-за большой нагрузки по модулю «Наука» пострадают космические исследования на российском сегменте, на них останется мало времени.
Но хуже всего то, что Роскосмос нарушит данное в 2016 году обещание. Тогда госкорпорация объявила, что сокращение российского экипажа с трех до двух человек связано исключительно с тем, что модуль «Наука» еще не на МКС, было сказано также, что к его старту на станцию российский экипаж снова будет состоять из троих человек [9]. Репутационные потери от невыполненного обещания (зафиксированного в официальных документах Рос­космоса) могут многократно превысить дивиденды от ожидаемо посредственного фильма.
Можно предположить, что для героизации профессии нужно просто дать космонавтам полноценно работать с новыми интересными задачами для полетов и с обширной научной программой в разных областях знаний. А также научить пресс-службу Роскосмоса интересно, правдиво и ярко об этом рассказывать.
Существующая же практика свидетельствует об обратном. Наглядный пример, который усвоили россияне, — судьба молодого космонавта Николая Тихонова, который пришел в отряд в 2006 году [10]. Он дважды включался в основной экипаж МКС и проходил полную подготовку, но всякий раз исключался по независящим от него причинам. Как было указано выше, Рос­космос объявил, что первоначальный его вывод из экипажей был связан с неготовностью МЛМ-У «Наука». А в 2020 году Тихонов вышел из экипажа и отряда по здоровью после 14 лет карьеры космонавта.
Николай Тихонов. Фото ЦПК им. Ю. А. ГагаринаНиколай Тихонов. Фото ЦПК им. Ю. А. Гагарина
Важно отметить, что реальными причинами того, что Николай Тихонов за 14 лет так и не слетал в космос, стали долг РКК «Энергия» перед корпорацией Boeing за космодром «Морской старт», погашение этого долга пятью местами в кораблях «Союз» [11] и сокращение в 2017 году количества грузовых кораблей «Прогресс» с четырех до трех в год из-за ошибочного планирования Федеральной космической программы (ФКП) 2016–2025 годов [12].
В очередной раз мы подходим к пониманию, что ликвидация президентом Владимиром Путиным в 2015 году указом № 666 Федерального космического агентства была серьезной стратегической ошибкой [13]. Национальное агентство могло бы регулировать космическую деятельность исходя из интересов России, т. е. контролировало бы исполнение ФКП, чтобы деньги налогоплательщиков шли на пользу общества, на интересные космические полеты, ставя в приоритет науку, просвещение и образование, а для коммерческих проектов использовались бы дополнительные мощности. Никто не мешает снимать художественные фильмы в космосе, просто для этого нужно искать деньги и строить дополнительный корабль, а не использовать тот, что сделан на бюджетные средства ФКП.
Отдельный важный момент — медицинский аспект. Всё время своего короткого путешествия актер будет испытывать острую адаптацию к условиям космического полета. Во время своих коротких полетов космонавты-исследователи как раз занимались изучением фактора адаптации к невесомости, влияющего на работоспособность операторов в космосе на начальном этапе. Даже относительно серьезные отбор и подготовка не могут гарантировать, что человек, выбранный для роли и полета, будет чувствовать себя достаточно адекватно для актерской работы в космосе. Тому Крузу, кстати, тоже может быть некомфортно в космосе — не все миссии выполнимы легко. Например, когда в 2000 году планировались первые, не состоявшиеся, съемки художественного фильма «Последнее путешествие» с Владимиром Стекловым на орбитальной станции «Мир», он прошел длительную подготовку и должен был находиться на станции не несколько дней, а 2,5 месяца, чтобы привыкнуть к невесомости и полноценно отыграть свою роль. К сожалению, тогда продюсеры не нашли полную сумму, необходимую на этот проект, и полет актера не состоялся.
На МКС снималось множество документальных фильмов. Три самых известных из них: «Космическая станция 3D» и «Прекрасная планета», которые показывали в кинотеатрах IMAX, и «Первая орбита» (2011), посвященный юбилею полета Юрия Гагарина.
[свернуть]

Александр Хохлов, 
 экс-сотрудник главной оперативной группы управления ЦУП-М, популяризатор космонавтики,
 член Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Водоросли, танкер и шторм против Камчатки
October 12th, 6:00


Проясняется ситуация с отравлением Халактырского пляжа и бухты Авачинской на Камчатке. После переполоха поднятого в соцсетях туда приехали все службы и ученые какие только смогли, и провели бесконечное количество анализов. Оперативная информация выкладывается в официальном телеграм-канале. До конца все причины и факторы не определены, но пока однозначно, что никаких пестицидов или ракетного топлива ни откуда не утекло. А причины гибели морских организмов имеют скорее всего естественный характер. Одну утечку нефтепродуктов на проходящем судне тоже смогли рассмотреть, но вряд ли она причастна к морскому геноциду. И космос оказал в этом расследовании неоценимую помощь.
Читать и смотреть дальше... )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!