Технологические новинки, могущие иметь применение в космосе.

Автор sychbird, 25.02.2008 20:52:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

zandr

https://www.samspace.ru/news/press_relizy/14419/
ЦитироватьРКЦ «Прогресс» принимает новое оборудование
03 сентября 2020
2 сентября 2020 года в ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» (г. Чебоксары) группа специалистов АО «РКЦ «Прогресс» – конструкторов и технологов – под руководством генерального директора Дмитрия Баранова участвовала в третьем этапе приёмосдаточных работ оборудования для сварки трением с перемешиванием для изготовления перспективной РН «Союз-5».
В рамках третьего этапа приёмосдаточных работ в «Сеспель» на новом оборудовании были выполнены три качественных шва реальной обечайки бака перспективной РН «Союз-5» из нового алюминиевого сплава. По программе «Союз-5» из него будут в дальнейшем изготавливаться баки перспективной РН.
Сегодня на производственной площадке АО «РКЦ «Прогресс» готовится фундамент под оборудование для сварки трением с перемешиванием. К концу III квартала первую установку доставят на предприятие в Самару.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-506.pdf
ЦитироватьРаскроется сама
По заданию «ИСС» сибирские учёные создали образец самораскрывающейся антенны весом 0,5 килограмма.
Компания «ИСС» – абсолютный лидер в отрасли и в стране по взаимодействию с Российской академией наук и ведущими университетами страны. Вместе с учёными специалисты предприятия создают опережающий научно-технологический задел по тематике спутникостроения. Одно из актуальных направлений – антенные системы.
В 2019 году по техническому заданию компании «ИСС» специалисты Томского государственного университета и СибГУ науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва разработали и изготовили образец сверхлёгкой гибкой антенны с апертурой 1 м. Она представляет собой развёртываемую мембранную конструкцию и предназначена для работы в составе перспективных микроспутников класса CubeSAT.
Основным силовым элементом рефлектора служит тонкостенная оболочка, изготовленная из полимерного композиционного материала, с механизмом раскрытия в виде гибких шарниров. Такая конструкция исключает необходимость использования электромеханических устройств, утяжеляющих рефлектор. Образец антенны в транспортном положении умещается в цилиндре диаметром 250 мм и высотой 200 мм. Его масса в собранном виде не превышает 0,5 кг.
Совместная разработка сибирских учёных и специалистов «ИСС» продемонстрировала возможность создания лётных образцов подобных рефлекторов.
Проект выполнен в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Решетнёвская фирма в нём выступила индустриальным партнёром ТГУ. СибГУ стал соисполнителем по изготовлению макета антенны.


zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-506.pdf
ЦитироватьНужно? Совместим!
В рамках проекта по созданию космического аппарата связи для зарубежного заказчика решетнёвцы впервые применяют блок питания полезной нагрузки собственного производства с выходным напряжением 50 вольт. Таким образом компания «ИСС» обеспечит электрическую совместимость ретрансляционного оборудования производства европейской компании Airbus и платформы «Экспресс-1000», на базе которой создаётся спутник.
Блок питания, в котором происходит преобразование напряжения с 27 до 50 вольт, специалисты компании «ИСС» разработали в рекордно короткий срок – за три месяца. Прибор обеспечит выходную мощность не менее 250 Вт, необходимую для питания устройства управления полезной нагрузкой космического аппарата связи.
В цехе изготовления печатных плат уже ведутся работы по монтажу электронных компонентов на печатные платы, входящие в состав прибора.

sychbird

#1243
Использования линейного электро генератора для преобразования энергии, вырабатываемой  двигателем внутреннего сгорания, не имеющим кривошипно-шатунного механизма .

ИМХО, может быть использован в составе перспективного(следующего поколения) ядерного буксира. А также для электрогенерации на базе солнечно-термического нагрева рабочего тела поршневого привода линейного электро генератора.

https://naukatehnika.com/svobodnoporshnevoj-dvigatel.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Юрий Темников

Цитата: sychbird от 04.12.2020 00:22:47Использования линейного электро генератора для преобразования энергии, вырабатываемой  двигателем внутреннего сгорания, не имеющим кривошипно-шатунного механизма .

ИМХО, может быть использован в составе перспективного(следующего поколения) ядерного буксира. А также для электрогенерации на базе солнечно-термического нагрева рабочего тела поршневого привода линейного электро генератора.

https://naukatehnika.com/svobodnoporshnevoj-dvigatel.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Много лет назад придумал простенький,абсолютно безопасный вариант.И гибкую энергосистему на его основе.Да и ядерные ЭГ такого типа давным давно известны.Ничего нового.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

sychbird

Цитата: Юрий Темников от 04.12.2020 15:23:12Да и ядерные ЭГ такого типа давным давно известны.Ничего нового.
Интересно было бы ссылочки посмотреть.  ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Юрий Темников

#1247
Цитата: sychbird от 05.12.2020 12:59:38
Цитата: Юрий Темников от 04.12.2020 15:23:12Да и ядерные ЭГ такого типа давным давно известны.Ничего нового.
Интересно было бы ссылочки посмотреть.  ;)
Это было так давно,правда недавно мельком видел картинку.А поисковик из меня аховый.Надеюсь вы понимаете,что это только проекты.В двух словах:Замкнутый цилиндр заполненный гексафторидом урана, посредине поршень ,при сжатии газа начинается цепная реакция,поршень сдвигается,газ расширяется реакция прекращается,но сжимается газ с другой стороны.Вырабатываемая энергия снимается линейным генератором.Цилиндр несколько м в диаметре  и длиной около 100 м.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

sychbird

Цитата: Юрий   Темников от 05.12.2020 22:31:40
Цитата: sychbird от 05.12.2020 12:59:38
Цитата: Юрий Темников от 04.12.2020 15:23:12Да и ядерные ЭГ такого типа давным давно известны.Ничего нового.
Интересно было бы ссылочки посмотреть.  ;)
Это было так давно,правда недавно мельком видел картинку.А поисковик из меня аховый.Надеюсь вы понимаете,что это только проекты.В двух словах:Замкнутый цилиндр заполненный гексафторидом урана, посредине поршень ,при сжатии газа начинается цепная реакция,поршень сдвигается,газ расширяется реакция прекращается,но сжимается газ с другой стороны.Вырабатываемая энергия снимается линейным генератором.Цилиндр несколько м в диаметре  и длиной около 100 м.
Идея не осуществимая, ИМХО. Нейтронный поток искрошит в пыль любую систему уплотнения поршня.
И кроме того надо еще осколки деления из рабочего тела цилиндра как-то извлекать.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Юрий Темников

Цитата: sychbird от 06.12.2020 10:18:29Идея не осуществимая, ИМХО. Нейтронный поток искрошит в пыль любую систему уплотнения поршня.
И кроме того надо еще осколки деления из рабочего тела цилиндра как-то извлекать.
За что купил,за то и продал.Знаю ,что были разработки.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

zandr

https://ria.ru/20201228/soyuz-1591168017.html
ЦитироватьСАМАРА, 28 дек – РИА Новости. Ученые Самарского университета успешно провели испытания устройств виброзащиты для ракеты-носителя "Союз-5", сообщает пресс-служба вуза.
"Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева успешно провели испытания виброизоляторов, изготовленных для новой перспективной ракеты-носителя "Союз-5", - говорится в сообщении.
По данным пресс-службы, для снижения вибрационных и ударных нагрузок в ракете-носителе "Союз-5" Самарский университет изготовил более 300 виброизоляторов. В ходе испытаний в лабораторных условиях создавались различные виды нагрузок, имитирующие воздействия на этапе запуска и вывода ракеты на орбиту, а также ударные нагрузки, возникающие при транспортировке ракеты на космодром. Испытуемые образцы виброизоляторов успешно подтвердили заявленные инженерами характеристики.
Отмечается, что к виброизоляторам, эксплуатируемым в космосе, предъявляются значительно более высокие требования по прочности и надежности, чем к наземной технике. Добиться требуемых характеристик помогает использование материала МР – металлического аналога резины, разработанного в лаборатории ОНИЛ-1 Самарского университета. Демпферы на основе материала МР существенно превосходят по надежности известные в России и за рубежом аналоги, они применялись для ракет-носителей "Союз" предыдущих поколений, а также используются в проекте "ЭкзоМарс".
Спойлер
В июле 2018 года "Роскосмос" заключил государственный контракт с РКК "Энергия" (головной разработчик ракеты "Союз-5") на 61,2 миллиарда рублей на создание и испытание ракеты "Союз-5". В рамках летных испытаний в 2023-2025 годах с космодрома Байконур предполагается выполнить не менее трех пусков "Союза-5". На первой ракете в конце 2023 года должны запустить макет космического аппарата. После окончания летных испытаний до 2036 года планируется осуществлять не менее двух пусков "Союза-5" в год. Изготавливать ракету будет РКЦ "Прогресс".
[свернуть]

sychbird

http://www.upv.es/noticias-upv/noticia-12415-una-revolucion-en.html


ЦитироватьПроизводство водорода путем микроволнового расщепления воды при низкой температуре

Технология, разработанная и запатентованная UPV и CSIC, основана на явлении микроволнового восстановления твердых материалов, в данном исследовании на примере восстановления оксида церия. Данный способ позволяет проводить электрохимические процессы непосредственно без использования электродов, что упрощает и значительно снижает капитальные затраты, так как обеспечивает большую свободу в проектировании конструкции устройства и выборе условий эксплуатации, главным образом температуры электролиза.

J. M. Serra, J. F. Borras-Morell, B. Garcia-Baños, M. Balaguer, P. Plaza-Gonzalez, J. Santos-Blasco, D. Catalán-Martínez, L. Navarrete and J. M. Catala-Civera. Hydrogen production via microwave-induced water splitting at low temperature. Nature Energy

Годиться для производства кислород-водородной  топливной пары из воды на борту КА. при низкой температуре - 300 С. За счет солнечно-термического нагрева.  
 Данных про КПД никаких нет. Энергия для получения микроволнового излучения от любого источника.
Хоть от СБ хоть от термоэлектрического преобразования за счет реактора на БН.
Возможно получение приличной тяги от двигателя с импульсом в районе  550 сек. И нет механического преобразования с низкой надежностью.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)


zandr

https://nauka.tass.ru/nauka/10481205
ЦитироватьВ России разработали систему относительной навигации для стыковки спутников обслуживания
МОСКВА, 18 января. /ТАСС/. Ученые Института космических исследований (ИКИ) РАН разработали оптико-электронную систему относительной навигации для стыковки со спутниками. В ближайшие годы планируется ее стендовая отработка, говорится в отчете ИКИ за 2020 год.
"Для решения указанных задач [стыковки космических аппаратов] предлагается оптико-электронная система (ОЭС) относительной навигации", - говорится в документе. В нем уточняется, что она может быть использована для стыковки с аппаратами, конструкция которых как предполагает, так и не предполагает сервисное обслуживание.
Как пояснили в институте, система включает узкоугольную и широкоугольные ТВ камеры, time-of-flight камеру, которая получает 3D изображения объекта, и лазерный дальномер. В ИКИ уже определили необходимый состав измеряемых параметров, выбрали структуру, приборный состав и алгоритмы функционирования, разработали математические модели ключевых элементов.
"Выполненные работы являются основой для математического моделирования и стендовой отработки ОЭС, запланированной на следующие годы", - подчеркнули в ИКИ.
Предполагается, что распознавание полученных в процессе будущих стыковок изображений будет проходить в два этапа. Во время грубого распознавания планируется определение ракурса наблюдения, расстояния и угловой ориентации. В процессе точного распознавания - взаимного линейного и углового положения аппаратов путем минимизации различий реального и эталонного изображений.
Стыковка космических аппаратов может быть проведена для заправки спутника топливом, коррекции его орбиты, увода на орбиту захоронения, сборки космических аппаратов на орбите и других задач.

zandr

#1254
https://ssau.ru/news/18711-samarskie-uchenye-razrabatyvayut-kholodilnik-dlya-uluchsheniya-zorkosti-kosmicheskikh-sputnikov
ЦитироватьСамарские ученые разрабатывают холодильник для улучшения «зоркости» космических спутников
Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева разрабатывают компактную криогенную установку для охлаждения инфракрасных датчиков космических аппаратов. Охлаждение датчиков позволяет избавиться от тепловых помех и тем самым увеличить "остроту зрения" спутников в инфракрасном диапазоне.
За основу конструкции установки взята известная схема газовой криогенной машины (ГКМ) Стирлинга, в которой рабочий газ периодически сжимается и расширяется, что приводит к последовательному нагреву и охлаждению газа в замкнутом пространстве. В результате в различных частях газовой машины возникает разница температур и более холодную часть можно задействовать в качестве охладителя. В классической машине Стирлинга на газ воздействует движущийся поршень, в самарской установке используется схема с компрессором и так называемой пульсационной трубой. В пульсационной трубе создается временная задержка в движении газа по отношению к давлению, благодаря чему и происходит перенос теплоты. Данное решение делает установку более надежной и эффективной по сравнению с ГКМ Стирлинга (1).
"В газовых криогенных машинах Стирлинга всегда есть два движущихся устройства - компрессор и расширитель. В нашем криогенном пульсационном холодильнике, или охладителе, используется только компрессор, то есть, снижается количество движущихся частей и, следовательно, увеличивается надежность устройства. Подобные газовые криогенные машины Стирлинга применяются прежде всего в космосе - для охлаждения инфракрасных датчиков космических аппаратов, чтобы снизить уровень тепловых аберраций и увеличить чувствительность датчиков. Основной сферой применения нашей установки также будет космос - она будет охлаждать датчики, устанавливаемые, например, на космических спутниках и МКС", - рассказал заместитель исполнительного директора Института двигателей и энергетических установок, научный руководитель лаборатории криогенной техники Самарского университета Дмитрий Угланов.

9 фото

Фото: Анар Мовсумов
[свернуть]
Действующий опытный образец установки уже изготовлен и испытан в лаборатории криогенной техники. В качестве рабочего газа в системе используется гелий под давлением от 2,5 до 3,5 МПа. В ходе испытаний ученым пока удалось получить охлаждение лишь до минус 45 градусов по Цельсию. Следующий этап работ - создание усовершенствованной версии установки: более компактной, более дешевой и позволяющей получать более низкие температуры.
"Усовершенствованную версию планируем закончить в следующем году. Она должна быть более компактной - например, общая длина установки уменьшится с нынешних 80 до 40-50 см. Мы также постараемся выйти на температуры охлаждения до минус 150 градусов по Цельсию. Кроме того, снизится общая стоимость оборудования за счет более широкого использования отечественных комплектующих - к примеру, мы хотим заменить зарубежный компрессор стоимостью порядка полторы тысячи долларов на отечественный аналог, требующий дополнительных доработок в лаборатории криогенной технике. Его стоимость составит около 6-7 тысяч рублей", - отметил Дмитрий Угланов
Справочно
  • Для пояснения принципа работы ГКМ на базе пульсационной трубы существует теория о существовании в цилиндре порции газа постоянной массы объемом Vв (объем газового вытеснителя), которая постоянно находится в цилиндре, разделяя его на объемы теплой Vт и холодной полости Vх. В процессе работы машины газовый вытеснитель совершает в цилиндре возвратно-поступательное движение, т.е. выполняет функции обычного вытеснителя. Перемещение газового вытеснителя обеспечивается наличием ресивера, гидросопротивления и перепускной линии с гидросопротивлением.
  • Научная школа в области применения криогенных технологий в авиации сложилась в Самаре еще в 60-х годах прошлого века. В конструкторском бюро под руководством академика Николая Кузнецова был создан двигатель НК-88, работающий на жидком водороде. В основной состав инженеров, работавших над этим двигателем, вошли выпускники Куйбышевского авиационного института (сейчас Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева). Двигатель НК-88 был установлен на экспериментальном самолете Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года. В настоящее время НК-88 является экспонатом Центра истории авиационных двигателей Самарского университета.
  • Исследования по повышению энергоэффективности криогенных систем и установок за счет использования низкопотенциальной энергии криопродукта ведутся в Самарском университете с начала 2000-х годов. Основу научного коллектива нового направления составилили сотрудниками кафедры теплотехники и тепловых двигателей и Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ). С 2020 года на базе НОЦ ГДИ активно развивается лаборатория криогенной техники. Основная цель лаборатории - расчет, проектирование и создание высокоэффективных энергетических установок и двигателей, работающих на криогенных топливах, в том числе СПГ. Научно-прикладные исследования лаборатории проводятся при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект № FSSS-2020-0019), рассчитанной на 4 года.
[свернуть]
https://www.youtube.com/watch?v=QToxjO2b1zU 2:56
https://www.youtube.com/watch?v=QToxjO2b1zU

Юрий Темников

Цитата: zandr от 19.01.2021 18:52:02https://ssau.ru/news/18711-samarskie-uchenye-razrabatyvayut-kholodilnik-dlya-uluchsheniya-zorkosti-kosmicheskikh-sputnikov
Изобретатели ,блин!!Ещё во времена Ландау турбодетандер для получения жидкого гелия размещался на лабораторном столе.Да и Стирлинг сложнее ,одни уплотнения высокого давления чего стоят.И КПД стирлинга вряд ли выше КПД турбины.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Alex-DX

Раз вспомнили турбодетандер, тогда и изобретателя упомянуть надо. ;)
А так да. Еще один плюс от турбодетандера, он будет работать как гиродин, то есть стабилизировать платформу, в отличие от поршня.

sychbird

The PTD-1 mission, slated for launch in late 2020 or early 2021, will demonstrate a propulsion system with a water-based propellant developed by Tethers Unlimited, Inc. in Bothell, Washington. While in orbit, the system separates onboard water into hydrogen and oxygen propellants by applying an electric current through the water. The propulsion system uses power provided by the spacecraft's solar arrays to operate the miniature water electrolysis system. The demonstration will test propulsion performance through programmed changes in spacecraft velocity and altitude executed by the water-fueled thrusters.
https://www.nasa.gov/directorates/spacetech/small_spacecraft/ptd.html

Миссия PTD-1, запуск которой намечен на конец 2020 или начало 2021 года, продемонстрирует двигательную установку с водным топливом, разработанную компанией Tethers Unlimited, Inc. в Ботелле, штат Вашингтон. Находясь на орбите, система методом электролиза получает из хранимой на борту воды водород и кислород. Для электролиза  миниатюрная система электролиза воды.  использует энергию  солнечных батарей космического корабля. Демонстрация будет тестировать двигательные характеристики с помощью запрограммированных изменений скорости и высоты космического корабля, выполняемых кислоро\водородными двигателями.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

zandr

https://www.roscosmos.ru/29858/
Цитата: undefinedЗавершены испытания плазмотрона РГ-100
Специалистами Центра Келдыша (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») разработан электродуговой подогреватель РГ-100 (плазмотрон) средней мощности 30-40 кВт, с температурой газа на выходе до 5500К для применения в освоении новых технологий для ракетно-космической техники, а также в различных отраслях промышленности.
Основная особенность плазмотрона РГ-100 — газовихревая камера, обеспечивающая стабильный режим работы в течение всего срока эксплуатации. Ресурс работы электрода составляет 500 часов, при этом замена его на новый существенно упрощена и осуществляется в течение 10 минут. Давление в камере атмосферное, дуговой ток — 120-180А, напряжение — 180-300В. Внедрена система управления с регулированием по току и дистанционное управление с регулированием режимов работы. Плазмотрон имеет малые габариты, его длина — 230 мм, а диаметр — 80 мм. Вес всей конструкции составляет 6 килограмм.
Плазмотрон РГ-100 имеет широкое применение, в частности, его можно использовать при обезвреживании и утилизации отходов, получении мелкодисперсных порошков материалов, при обработке или напылении порошковых материалов, в плазмохимии для осуществления реакций в плазменной среде (пиролиз метана, восстановление чистых веществ из окислов и др.), для переплава тугоплавких и особо чистых материалов, для розжига топок котлов.
Центр Келдыша располагает полным циклом проектирования, изготовления и поставки под ключ экспериментальных установок с электродуговыми подогревателями различной мощности и назначения.
Image