Технологические новинки, могущие иметь применение в космосе.

Автор sychbird, 25.02.2008 20:52:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Astro Cat

Цитироватьcisco пишет:
Эксплуатация дирижабля в проекте МАКС НПО Молния в разы дешевле той же Мрии, а потолок до 20 - 25 км
Это только кажется. На самом деле поддержание огромной оболочки в порядке весьма затратна, а зависимость оболочки огромной парусности от погоды неприемлема.

PIN

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
ЦитироватьSOE пишет:
КПД элементов, уже лет как 10 использующихся на КА, 28-29%
А у них срок службы тоже 25 лет?
Давненько не заходил сюда.
Любые элементы деградируют со временем. И, да, 2--25 лет эксплуатации совершенно реальный срок, на некоторых аппаратах "зазоры" по электробалансу таковы, что и через 25 лет баланс будет положительным.
Проблема в том, что большинство аппаратов столько не живут, по совсем иным причинам.

ZOOR

http://www.sib-science.info/ru/institutes/ot-eskiza-do-kollaidera-11072016
   
Цитировать
   Вакуумная установка в космосе
    
   Множество технологических установок создали в Институте физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН — этим там занимаются уже более 40 лет. Сейчас ученые планируют обкатать метод изготовления сверхлегких и гибких солнечных батарей прямо в космосе. О пути от идеи к ее воплощению говорит заместитель директора ИФП СО РАН доктор физико-математических наук Олег Петрович Пчеляков:
.....
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

Тестирование: РАФЛОН
ЦитироватьПредприятия, где проведены эксплуатационные испытания

    НПО им. С.А. Лавочкина,г. Химки, Московской обл.
    Детали антифрикционного, уплотнительного и электрофизического назначения для космических аппаратов (проекты «Электро», «Фобос-Грунт», «Спектр-УФ», «Фрегат», «МЦА»).

    ОАО «Информационные спутниковые системы» имени акад. М.Ф. Решетнева», г. Железногорск Красноярского края
    Детали электрофизического назначения для космических аппаратов (проект ГЛОНАСС)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

ЦитироватьБельгийцы научились делать пиво из мочи с помощью солнечного света

Группа специалистов из Бельгии, представляющих Университет Гента, представили новый, пусть и весьма неоднозначный с эстетической точки зрения, способ производства пива. Они создали устройство на солнечных батареях, позволяющее разделить человеческую мочу на пригодную для питься воду и минеральные удобрения. Естественно, производство пива — не единственное возможное применение подобной машины, однако ожидается, что на первых порах она будет использоваться именно для этого.
....

Ну, солнечных батарей на МКС хватает. мочу тоже достать можно.
Так шта ............
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Имxотеп

Low-Earth Orbit Determination from Gravity Gradient Measurements

Интересная реинкарнация старинной идеи – определять местоположение спутника по текущим геофизическим параметрам. Первые практические шаги в этом направлении были сделаны в начале 2000х, когда на спутнике WIRE тестировали навигацию по магнитному полю Земли и достигли точности определения координат аж в 50 км. Теперь то же самое попробовали на гравитационном поле. Оно стабильнее магнитного и его характеристики определены с довольно высокой точностью. В качестве теста авторы взяли показания высокоточного градиометра со спутника GOCE и с помощью модели грав. поля Земли EGM2008 восстановили его координаты с точностью в сотни метров. При дальнейшем прогрессе в этой области метод сможет обеспечить автономную навигацию низкоорбитальных аппаратов без всякого GPS.

ZOOR

Охлаждение вне притяжения. Сибирские ученые предлагают новые варианты работы систем термостабилизации в космосе.


Спойлер
Современный ритм жизни требует быстроты перемещений. Однако на пути совершенствования высокоскоростных поездов, автомобилей, самолетов и даже космических кораблей есть существенное препятствие: эти системы управляются электроникой, а компактный и мощный суперкомпьютер всегда будет нагреваться. Сегодня необходимость отведения высоких тепловых потоков при заданных температурных режимах ограничивает развитие целого ряда отраслей техники. К ним относятся: бортовая электроника космических аппаратов, высокопроизводительные вычислительные процессоры, светодиодные источники света, "электрические" самолеты (то есть самолеты без гидравлических систем), высокоскоростной железнодорожный транспорт, гибридные автомобили и электромобили.
Неудивительно, что перспективы применения высокоэффективных двухфазных систем охлаждения, разрабатываемых в Институте теплофизики Сибирского отделения РАН, только на российском рынке оцениваются в сотни и тысячи экземпляров ежегодно. Такие системы могут быть использованы не только в космических и наземных транспортных приложениях, но и для охлаждения микропроцессоров высокопроизводительной вычислительной техники. В том числе при создании суперкомпьютера полностью российского производства.
Впрочем, главные задачи проекта - сугубо научные.
- Мы даже не замечаем, насколько интенсивно используем силы гравитации в обычной жизни: на них основано большинство процессов сепарации и обогащения, стекающие пленки жидкости в химических технологиях, электрические турбины и многое другое, - рассказывает руководитель работ по проекту, заведующий лабораторией интенсификации процессов теплообмена Института теплофизики СО РАН доктор физико-математических наук, профессор Олег Кабов. - В космосе же, в условиях микрогравитации, на первый план выходят другие силы. Двухфазные системы в космических технологиях используются в работе топливных баков и двигателей, систем жизнеобеспечения человека, охлаждения и термостабилизации электронного оборудования, энергетических систем и топливных элементов, очистки воды и биологических систем, необходимых для длительных полетов. Изменение гравитации в общей сложности на семь порядков кардинально меняет баланс сил в двухфазных системах, выводит на первый план силы, часто пренебрежимо малые в обычных земных условиях - поверхностные, термокапиллярные, резко меняет смачиваемость. И это делает ряд процессов в двухфазных системах в космосе менее устойчивыми, менее эффективными, вызывает новые явления. Изменения эти, надо сказать, мало изучены. Недостаточны наши знания о поведении двухфазных систем и в условиях переменной гравитации, когда взлетает самолет, разгоняется поезд или автомобиль.
- В настоящее время перспективы освоения космического пространства связаны с использованием ядерных силовых установок, - продолжает ученый. - Предполагается, что при полетах на Луну потребуется бортовая энергетика на уровне 6 мегаватт, а при полетах на Марс - 24 мегаватта. Необходимо решить задачу сброса избыточного тепла при преобразовании тепловой энергии в электрическую. Здесь как наиболее перспективные рассматриваются двухфазные системы, например капельный холодильник. Также могут использоваться эффективные радиаторы - конденсаторы пара. Известно, что при невесомости длина конденсатора должна быть в несколько раз больше, чем в наземных условиях, при одинаковой производительности. Это связано со сменой расслоенного режима течения двухфазного потока на кольцевое в условиях космоса. Таким образом, остро стоит вопрос интенсификации процессов тепло- и массообмена.
Как сообщил Олег Александрович, проект призван решить целый ряд задач: провести теоретическое и экспериментальное исследование физических явлений при интенсивном испарении и конденсации, найти методы интенсификации теплообмена, разработать новые математические модели, описывающие работу отдельных узлов тепловых труб и двухфазных систем для наземных и космических приложений, предложить конструкции и изготовить прототипы технических устройств. Уже разработан экспериментальный образец высокоэффективного конденсатора пара нового типа для систем охлаждения с естественной циркуляцией теплоносителя (тепловой трубы), которые будут отводить тепло от бортовой электроники космических аппаратов.
- Актуальность тематики для космических технологий трудно переоценить, - уточняет Кабов. - Например, транспортный корабль Европейского космического агентства содержит более 300 тепловых труб. Но наши исследования имеют прямое отношение и к другим критическим технологиям Российской Федерации - энергосбережению, созданию высокопроизводительных вычислительных систем и электронной компонентной базы.
Существенную роль в зарождении проекта сыграло давнее сотрудничество с Институтом промышленных тепловых систем IUSTI (Institut Universitairedes Systèmes Thermiques Industriels) крупнейшего французского университета Экс-Марсель. Институт специализируется на индустриальных теплообменных системах, директор - известный специалист в области теплообмена профессор Лунес Тадрист, инициатор и длительное время координатор программы по кипению, испарению и теплообмену в Европейском космическом агентстве. Профессора университета Экс-Марсель Лунес Тадрист и Ирина Граур (кстати, наша бывшая соотечественница) уже проводили совместные исследования с лабораторией Олега Кабова, поэтому французская сторона без колебаний взяла на себя обязательства по паритетному финансированию проекта.
Институт теплофизики СО РАН тоже признанный мировой лидер в изучении испарения пленок жидкости: именно в лаборатории интенсификации процессов теплообмена в 1993 году были открыты регулярные структуры в пленках жидкости при локальном нагреве. А в 1995 году лаборатория вместе с коллегами из Института гидродинамики СО РАН приступила к работе над первым космическим проектом, получив грант НАСА на изучение двухфазных систем в космическом пространстве. С тех пор международное сотрудничество набирало обороты: за годы работы с Европейским космическим агентством сибирские ученые исследовали процессы, проходящие в пленках, каплях, ручейковых течениях, а также процесс кипения и конденсации в мини-каналах в условиях, максимально приближенных к космическим. Для этого в Бордо проводятся параболические полеты на специально переоборудованном самолете А-310. Сегодня лаборатория О.Кабова принимает участие в подготовке восьми экспериментов на Международной космической станции, два из которых предполагается осуществить уже в 2017 году.
Институт теплофизики стал соорганизатором ежегодной международной конференции "Двухфазные системы для космического и наземного применения", которая в 2017 году вновь состоится в России. Кроме того, профессор Кабов входит в редколлегию международного журнала "Microgravity Science and Technology". Только за время работы по проекту ФЦП ИР "Создание научно-технического задела и экспериментальных образцов высокоэффективных двухфазных систем охлаждения с естественной циркуляцией для космических и транспортных приложений" опубликовано и подготовлено к печати 19 статей с индексацией в Web of Science, сделано 16 докладов на российских и международных конференциях, поданы заявки на 2 патента. В международный научный коллектив, помимо французов, входят профессор Феликс Шарыпов из Бразилии (Departamento de Fisica, Universidade Federal do Parana), доктор физико-математических наук Владимир Анискин (Институт теоретической и прикладной механики СО РАН), а также другие ученые из Новосибирска и Екатеринбурга. Коллектив преимущественно молодежный - большинство исследователей не старше 35 лет, принимают участие в работе и студенты Новосибирского государственного и Новосибирского государственного технического университетов.
- Мы предложили новый тип конденсационной системы для космических и наземных приложений, - продолжает профессор Кабов. - Любые тепловые трубы имеют три части - испарительную, транспортную и конденсационную. Разработанные нами устройства позволяют значительно усовершенствовать испарительную и конденсационную части. Созданы теоретическая модель и прототип конденсатора для экспериментальных исследований. Данный конденсатор основан на максимальном использовании капиллярных сил, которые в условиях невесомости должны повышать эффективность теплообмена. Есть у нас и собственная концепция того, как достичь сверхвысокой интенсивности испарения - на порядок выше, чем в обычных аппаратах. В рутинных теплообменных аппаратах коэффициент теплоотдачи составляет порядка 10 тысяч ватт на квадратный метр, а мы говорим о 100 и даже о 300 тысячах. Наша концепция связана с динамической контактной линией "газ - жидкость - твердое тело". При таком контакте естественным образом возникают сверхтонкие пленки жидкости. А если создать сверхтонкую пленку жидкости, то интенсивность испарения может возрасти в десятки раз. Одна из научных целей нашего проекта - исследовать процессы в этой контактной области, для чего созданы два экспериментальных стенда. Ключевой момент - наличие перепадов температур на границе жидкого и газообразного вещества. В современных моделях, используемых для расчета промышленных аппаратов, возможные скачки температуры, как правило, не учитываются. Такие перепады уже зафиксированы экспериментально в нашей лаборатории при атмосферном давлении, пока их величина не слишком значительна, но мы предполагаем, что при очень высоких тепловых потоках эти скачки температуры могут составлять несколько градусов. Мы разработали концепцию технического устройства с максимальной длиной контактных линий "жидкость - газ", чтобы использовать эффект динамической контактной линии для усовершенствования тепловых труб. Сейчас существует много предприятий, производящих тепловые трубы, - как иностранных (European Heat Pipes, например), так и российских (Институт теплофизики УрО РАН, НПО им. С.А.Лавочкина). Мы поддерживаем хорошие отношения с российскими производителями и считаем, что по окончании проекта они могут перейти в область технического сотрудничества. Дело в том, что тепловые трубы уже не в состоянии справиться с новыми требованиями, которые выдвигают современные и перспективные технологии. Как показал анализ литературы, существующих патентов и устройств, за последнее десятилетие с помощью современных способов моделирования удалось существенно продвинуться в анализе тепломассообмена внутри тепловых труб. Однако открылись новые, еще более перспективные задачи: тепловые трубы стали гораздо миниатюрнее, заметно возросли тепловые нагрузки, в производстве используются нанотехнологии, в связи с этим необходим новый анализ на микроуровне. Фундаментальные работы в рамках нашего проекта помогут достичь лучшего понимания физических явлений в пульсационных тепловых трубках и контурных тепловых трубах и, соответственно, предложить пути их усовершенствования. Современная тенденция такова, что исследования, ведущиеся для простого удовлетворения научного любопытства, поддержки не находят. Нужны проекты на переднем крае науки, за которыми просматриваются четкие практические приложения.
 
Подготовила Ольга КОЛЕСОВА
[свернуть]
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Seerndv

Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

ZOOR

Дать им денюжку на исследование, вестимо  :oops:
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

ЦитироватьТомские ученые создали керамику, устойчивую к высоким температурам

Разработка предназначена в первую очередь для космоса и авиации.

Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) и Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ СО РАН) разработали керамику, устойчивую к экстремальным температурам, сообщает научно-популярный портал "Чердак" со ссылкой на пресс-службу ТГУ.

Разработка предназначена в первую очередь для космоса и авиации. Многослойная керамика (слои состоят из смеси керамики на основе карбида кремния и диборида циркония, которую испытали ученые) позволит увеличить температуру в камере сгорания реактивных двигателей. Она же защитит от нагрева космические спускаемые аппараты при входе в атмосферу.

Ученые испытают разработку в сотрудничестве с Роскосмосом. Томскую керамику будут обжигать потоком плазмы с температурой 2200 С - примерно как у пламени ацетиленовой сварки. Если материал выдержит 20 секунд, ученые на правильном пути. Сами ученые считают, что материал выдержит и 3000 С.

Новый материал найдет свое применение и в диагностике. Разработчики считают, что их керамика подойдет для создания защитных чехлов термодатчиков, которыми измеряют температуру внутри реактивных двигателей.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

sychbird

В Самаре успешно испытали камеру сгорания газотурбинного двигателя, напечатанную на 3D-принтере
http://hitech.newsru.com/article/22aug2016/3dprinttest
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Наперстянка

#1231
ЦитироватьZOOR пишет:
Томскую керамику будут обжигать потоком плазмы с температурой 2200 С - примерно как у пламени ацетиленовой сварки.
 Не маловато ли будет для ацетиленовой сварки.

sychbird

Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)


thunder26

Цитироватьsychbird пишет:
Радиационно-защитная керамика для космоса

 http://tass.ru/kosmos/3724805
Ну если вчитаться в текст статьи, то "С таким же успехом, по словам ученых, защита выдержит повышенное радиационное излучение". То есть, не защитит кого то, а сама не рассыпится. Для локальной защиты ЭРИ от радиации применяют элементы с высоким атомным номером - пластины железа, меди, латуни. Возможно керамика и легче их, но вот насколько эффективнее - это вопрос.
Кроме того, керамика, как диэлектрик, подвержена накоплению статического потенциала от плазмы. Сделанный из керамики корпус КА будет искриться как новогодняя елка.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

http://russian.news.cn/2017-03/31/c_136174855.htm
ЦитироватьКитайские солнечные батареи научились генерировать электричество даже ночью  
Цзинань, 31 марта /Синьхуа/ -- Китайские ученые разработали инновационные солнечные батареи, которые могут генерировать электричество даже ночью и при плохой погоде. Статьи об изобретении появились сразу в нескольких известных международных научных журналах: ACS Nano, Nano Energy, Chemistry: A European Journal.
Над разработкой работали ученые из Китайского университета океанологии /г. Циндао, пров. Шаньдун/ и Юньнаньского педагогического университета.
Для того чтобы солнечные панели могли вырабатывать энергию даже ночью, китайские ученые добавили в их состав специальный люминофор с длительным послесвечением. Днем, когда светит солнце, коэффициент полезного действия таких панелей повышается незначительно, зато энергия непоглощенного фотоэлементами солнечного света сохраняется внутри люминофора и перерабатывается ночью, сказал профессор Китайского университета океанологии Тан Цюньвэй, один из главных конструкторов инновационных солнечных батарей.
Ночью сохраненная энергия выделяется одноцветным видимым излучением, которое поглощает абсорбент и передает в виде электричества, объяснил он. Таким образом, инновационные солнечные батареи могут работать не только днем, но и ночью, подчеркнул китайский исследователь.
В темное время суток эффективность преобразования солнечной энергии в электричество на новых солнечных панелях составляет 25 проц. и больше, и в таком режиме батареи могут работать несколько часов, сказал Тан Цюньвэй.
Благодаря усовершенствованию солнечные панели генерируют электричество в любое время суток и при любых погодных условиях, отметили китайские ученые.
В последние годы китайские ученые добиваются больших успехов в усовершенствовании солнечных батарей.
В прошлом году Тан Цюньвэй и его коллеги объявили о новой разработке, при помощи которой солнечные батареи способны вырабатывать электричество даже при дождливой погоде.

pkl

Ученые: алмазные транзисторы сделают компьютеры неуязвимыми для радиации

ЦитироватьМОСКВА, 16 мая – РИА Новости. Японские физики научились создавать относительно дешевые и простые алмазные транзисторы, чье промышленное производство поможет ускорить работу обычных компьютеров в десятки раз и сделает их неуязвимыми для радиации, говорится в статье, опубликованной в журнале Applied Physics Letters.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-499.pdf
ЦитироватьУрожай для фермы
В компании «ИСС» проводится наземно-эксперименталь­ная отработка новой продукции
То, что сегодня детали реактивных двига­телей, ракет, компо­ненты ядерного оружия и практически всё, что из­готавливается из металла, может быть получено с по­мощью 3D-принтера – уже не новость. На самом деле, некоторые напечатанные детали не просто догна­ли, а в чём-то даже превзошли по своим свойствам те, которые производятся тра­диционными методами. И в спутнико­строительном производстве применение аддитивных технологий в скором време­ни может обернуться самой настоящей промышленной революцией.
На нашем предприятии уже ис­следуется возможность использования в космических конструкциях напечатан­ных элементов. В частности, специалисты «ИСС» спроектировали фитинги – соеди­нительные элементы для каркаса новой углепластиковой фермы, которые потом были напечатаны в АО «Композит» – ве­дущем материаловедческом предприятии «РОСКОСМОСа».
Вы не можете просматривать это вложение.
Сама по себе силовая конструкция, о которой идёт речь, состоит из титано­вых фитингов и углепластиковых трубок. На таких размещают оптические датчи­ки системы ориентации и стабилизации спутника. Аналогичную ферму, например, решетнёвцы собирали для орбитальной обсерватории «Миллиметрон». Правда, фитинги тогда выглядели совсем иначе: они были выполнены из алюминиевого сплава посредством механической обра­ботки на станках с ЧПУ.
Внедрение напечатанной продукции имеет ряд значительных преимуществ. В первую очередь это существенный вы­игрыш по массе. Титановый фитинг сам по себе весит меньше своего алюминие­вого предшественника. В результате вся конструкция, в составе которой 44 таких элемента, становится легче примерно на 20%.
Во-вторых, испытания показали, что образцы титанового сплава, получен­ные методом 3D-печати, по своим физи­ко-механическим свойствам на 10-15% превосходят образцы, изготовленные традиционным методом из деформируе­мого титанового сплава. В ходе проверки резьбовых соединений напечатанных из­делий, ни один из фитингов разрушить не удалось, что говорит о высоких прочност­ных характеристиках.
Кроме того, при аддитивном способе изготовления заметно снижаются затра­ты по трудоёмкости. Для сравнения, об­работка одного фитинга на станке с ЧПУ занимает порядка одной смены, тогда как 3D-машина позволяет напечатать весь комплект деталей за один сеанс!
Немаловажен и тот факт, что при обычном способе производства потери исходного сырья могут достигать 80% и даже больше. При применении адди­тивных технологий используется только требуемое количество материала. А отра­ботанный металлический порошок может быть использован повторно для последу­ющей печати.
Наземно-экспериментальная отработка новой углепластиковой фермы с на­печатанными фитингами в составе будет продолжена. В ближайшее время решет- нёвцы оснастят её каркас макетами оп­тических датчиков и проведут цикл авто­номных испытаний.
Вы не можете просматривать это вложение.
Титановые фитинги, напечатанные на 3D-принтере, легче и прочнее своих предшествующих аналогов

zandr

https://www.samspace.ru/news/press_relizy/14383/
ЦитироватьРКЦ «Прогресс» участвовал в приёмосдаточных работах нового оборудования

В начале августа 2020 года в ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» (г. Чебоксары) при участии группы специалистов АО «РКЦ «Прогресс» – конструкторов и технологов – под руководством генерального директора Дмитрия Баранова прошёл второй этап приёмосдаточных работ оборудования для сварки трением с перемешиванием по программе «Союз-5».
В рамках второго этапа приёмки в «Сеспель» на новом оборудовании был выполнен качественный сварной шов деталей из нового алюминиевого сплава, из которого будут в дальнейшем изготавливаться баки перспективной РН «Союз-5». В настоящее время на новом оборудовании проводится подбор параметров резания.
В АО «РКЦ «Прогресс» готовится фундамент под оборудование для сварки трением с перемешиванием. К концу III квартала первую установку доставят на предприятие в Самару.
                                                                                                       
Справка
Оборудование, выполняющее роботизированную сварку трением с перемешиванием, изготавливает российская компания ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» (www.sespel.com).
Для создания перспективной ракеты-носителя «Союз-5» по заказу АО «РКЦ «Прогресс» в «Сеспель» будут изготовлены три установки и оснастка к ним под сварку трением с перемешиванием деталей из алюминиевых сплавов. Согласно техническому заданию установки способны обеспечивать сварку листов толщиной порядка 30 мм, оборудование мощное, и это положительно сказывается на качестве шва и точности работ.

zandr

https://tass.ru/kosmos/9268539
ЦитироватьРоссия будет применять наноматериал для "самозалечивания" пробоин в космических кораблях
КУБИНКА /Московская область/, 23 августа. /ТАСС/. Центр им. М. В. Келдыша (входит в Роскосмос) разработал наноматериал для космических кораблей, способный восстановиться в случае повреждений, в том числе микрометеоритами. Об этом сообщил в воскресенье ТАСС генеральный директор предприятия Владимир Кошлаков на форуме "Армия-2020".
"Одна из разработок в области нанотехнологий - это создание самозалечивающихся материалов. <...> Эффект фактически такой - если в этом материале появляется отверстие, то оно в течение нескольких секунд буквально зарастает, самозалечивается", - сказал Кошлаков.
По словам гендиректора Центра им. Келдыша, это будет достаточно гибкий волокнистый материал, который сможет заживить отверстие в том числе в случае попадания микрометеорита. "Мы образцы материалов уже создали, их испытания в рамках научно-исследовательских работ провели", - подчеркнул он.
По заказу Роскосмоса ведутся разработки подобных материалов большей размерности, добавил Кошлаков. "Мы фактически готовимся к разработке под конкретное изделие: Роскосмос планирует ряд работ по созданию межорбитальных транспортных аппаратов, в рамках этих разработок мы и будем предлагать технологические решения, которые у нас есть", - пояснил гендиректор, добавив, что исследовательский центр готов к опытно-конструкторским работам.
Утечки воздуха на МКС
В четверг источник сообщил ТАСС, что российско-американский экипаж Международной космической станции ведет работу по локализации места утечки воздуха. По словам собеседника агентства, "утечка воздуха была зафиксирована приборами российского сегмента станции по изменению доли содержания в атмосфере станции азота, кислорода и углекислого газа". Одной из возможных причин незначительной утечки воздуха, зафиксированной на Международной космической станции (МКС), может быть попадание метеорита или фрагмента космического мусора, отметил другой источник ТАСС.
В Роскосмосе заявили ТАСС, что экипаж МКС в полном составе перешел в модуль "Звезда" на три дня, чтобы организовать контроль давления в модулях американского сегмента.
В предыдущий раз утечка воздуха на МКС была обнаружена 30 августа 2018 года. Тогда на МКС упало давление. Позднее было установлено, что это произошло из-за утечки в пристыкованном к станции "Союзе МС-09": воздух уходил через отверстие в шпангоуте бытового отсека корабля, его заклеили герметиком.
[свернуть]