Международная лунная посещаемая платформа

Автор Salo, 27.06.2016 14:18:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Quetzalcoatl

Цитата: Zhilinsky Valerij от 18.08.2020 15:52:34Ну, а я здесь причём?
Совершенно не причем.  Храните свой метан и кислород, где хотите. Когда начнете делать ракеты на криогенном топливе, тогда и расскажите, что проще, а что сложнее.
Цитата: Zhilinsky Valerij от 18.08.2020 15:52:34У вас что-то с пониманием текста, очевидно.
Проблемы с пониманием у Вас. Жирный шрифт означает причину и следствие. Первое выделение - причина (критикуемые технические решения SpaceX), второе выделение - следствие (SpaceX угрожает сорвать сроки). Это даже детсадовец поймет.  ;D

Alex_II

Цитата: Quetzalcoatl от 18.08.2020 12:02:44Видимо, у SpaceX не получается хранить неделями в топливных баках криогенное топливо (или жидкий азот).
А у кого-то уже получается? У того же Блю Ориджин?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Sam Grey

Цитата: Alex_II от 18.08.2020 16:23:25
Цитата: Quetzalcoatl от 18.08.2020 12:02:44Видимо, у SpaceX не получается хранить неделями в топливных баках криогенное топливо (или жидкий азот).
А у кого-то уже получается? У того же Блю Ориджин?
Сейчас он скажен что ЭТО ДРУГОЕ, потамушта там стыковок меньше и НАСА ничего не написала в SSS.

Quetzalcoatl

Цитата: Alex_II от 18.08.2020 16:23:25
Цитата: Quetzalcoatl от 18.08.2020 12:02:44Видимо, у SpaceX не получается хранить неделями в топливных баках криогенное топливо (или жидкий азот).
А у кого-то уже получается? У того же Блю Ориджин?
Нет, не получается.  ;) Blue Origine тоже поимела жесткую критику от НАСА. Вам станет легче, если я приведу цитату?
Внимательно читаем:
Цитата: undefinedBlue Origin's Descent Element (DE) propulsion system includes novel approaches for achieving overall performance gains, but this comes at the expense of higher complexity with minimal historical experience and no flight history. The low TRL and complexity of its power system components and subsystems also decreases the potential for successful contract execution.
Но с другой стороны дальше уже оптимистичнее:
Цитата: undefinedYet, while I agree with the SEP's evaluation on this aspect of Blue Origin's proposal, including the fact that it introduces significant risk, I note that Blue Origin overall has proposed a well thought-out design for its propulsion system. They have also conducted significant system modeling that increases the credibility of this approach. Thus, while this is overall a significant weakness of Blue Origin's proposal, Blue Origin's proposal in this area contains mitigating aspects, and this significant weakness otherwise does not outweigh the many notable positive technical attributes within Blue Origin's proposal.
Цитата: Sam Grey от 18.08.2020 16:47:46Сейчас он скажен что ЭТО ДРУГОЕ, потамушта там стыковок меньше и НАСА ничего не написала в SSS.
Я обойдусь без Ваших дурацких подсказок. Отвечайте на свои вопросы.  :P

Zhilinsky Valerij

#2224
Цитата: Quetzalcoatl от 18.08.2020 19:33:40
Цитата: Alex_II от 18.08.2020 16:23:25
Цитата: Quetzalcoatl от 18.08.2020 12:02:44Видимо, у SpaceX не получается хранить неделями в топливных баках криогенное топливо (или жидкий азот).
А у кого-то уже получается? У того же Блю Ориджин?
Нет, не получается.  ;) Blue Origine тоже поимела жесткую критику от НАСА. Вам станет легче, если я приведу цитату?
Внимательно читаем:
Цитата: undefinedBlue Origin's Descent Element (DE) propulsion system includes novel approaches for achieving overall performance gains, but this comes at the expense of higher complexity with minimal historical experience and no flight history. The low TRL and complexity of its power system components and subsystems also decreases the potential for successful contract execution.
Да, смотрим в книгу, видим фигу.
   
Во первых, Blue Origin's Descent Element (DE) - это и есть Blue Moon собственной персоной, пенопластовый макет которой представил Безос.
 

 
Во вторых, для этого Descent Element (DE) ещё нет двигателя, потому, что на New Shepard стоял атмосферный BE-3, а нужен вакуумный BE-7. Впрочем, именно за двигатель я спокоен, отработают вовремя.
В третьих для этого Blue Origin's Descent Element (DE) элементарно нет ракеты для запуска, и вот это уже огромная проблема. Дело в том, что это очень большая штука, и, хотя Фалькон Хэви, Вулкан, Дельта-4 Хэви и Ариан-6 могут доставить такую массу к Луне, но, даже со сложенными опорами она поместится только под обтекатели трёх ещё не существующих ракет. Это Senate Lunch System, New Glenn, под который она и делалась, и Starship от SpaceX...
 

 
Дело в том, что все первые СЛС расписаны под другие ПН, да и невозможно тратить такие огромные суммы для тестовых запусков, New Glenn ракета частично многоразовая, и её предстоит научить не только взлетать, но и садиться, а на это может уйти не один год, а Старшип, как только начнёт летать, и сам сможет сесть на Луну, заодно доставив этот Blue Origin's Descent Element (DE) в качестве полезной нагрузки...
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Quetzalcoatl

Цитата: Zhilinsky Valerij от 18.08.2020 21:29:22Во первых, ...
Для начала подучите малость матчасть. Посадочная ступень Blue Origine HLS выглядит вот так:  8)




Цитата: Zhilinsky Valerij от 18.08.2020 21:29:22Во вторых, ...
Если во-время одумаются вполне могут заменить два не отработанных водородно-кислородных BE-7 на 4 давным-давно отработанных гидразино-тетраоксидных двигателя AJ10-190. Выиграют в тяге и  надежности, и сэкономят на массе топливных баков и теплоизоляции.  8)

telekast

Цитата: Zhilinsky Valerij от 18.08.2020 21:29:22В третьих для этого Blue Origin's Descent Element (DE) элементарно нет ракеты для запуска, и вот это уже огромная проблема. Дело в том, что это очень большая штука, и, хотя Фалькон Хэви, Вулкан, Дельта-4 Хэви и Ариан-6 могут доставить такую массу к Луне, но, даже со сложенными опорами она поместится только под обтекатели трёх ещё не существующих ракет. Это Senate Lunch System, New Glenn, под который она и делалась, и Starship от SpaceX...
 

 
Дело в том, что все первые СЛС расписаны под другие ПН, да и невозможно тратить такие огромные суммы для тестовых запусков, New Glenn ракета частично многоразовая, и её предстоит научить не только взлетать, но и садиться, а на это может уйти не один год, а Старшип, как только начнёт летать, и сам сможет сесть на Луну, заодно доставив этот Blue Origin's Descent Element (DE) в качестве полезной нагрузки...
Судя по картинке, в Старшип сей девайс тоже не влезет. Сравните габариты люка и спускаемого на верёвочке тарантаса.😉
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

cross-track

Цитата: telekast от 19.08.2020 10:45:28Судя по картинке, в Старшип сей девайс тоже не влезет. Сравните габариты люка и спускаемого на верёвочке тарантаса.😉
Размеры люка у Старшип - это ничтожная проблема по сравнению с другими проблемами!)
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Zhilinsky Valerij

#2228
Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 10:13:08
Цитата: Zhilinsky Valerij от 18.08.2020 21:29:22Во первых, ...
Для начала подучите малость матчасть. Посадочная ступень Blue Origine HLS выглядит вот так:  8)
Во первых, выглядит?
Я что-то пропустил, и она уже куда-то летала? Снимаю шляпу...
 
Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 10:13:08
Цитата: Zhilinsky Valerij от 18.08.2020 21:29:22Во вторых, ...
Если во-время одумаются вполне могут заменить два не отработанных водородно-кислородных BE-7 на 4 давным-давно отработанных гидразино-тетраоксидных двигателя AJ10-190. Выиграют в тяге и  надежности, и сэкономят на массе топливных баков и теплоизоляции.  8)
Мне что-то попадалось о том,что у НАСА нет готовых отработанных двигателей для посадочной платформы на вонючке, но они могут приспособить двигатель, который используют на Орионе.
Но да, на тяге и надёжности так можно выиграть, и на теплоизоляции сэкономить. Правда топлива залить придётся намного больше, и для доставки такой посадочной ступени к "воротам" потребуется дополнительная ракета Senate Lunch System, которую изготовить не успеют, но это уже мелочи...
Не правда ли?
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Alex_II

Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 10:13:08Если во-время одумаются вполне могут заменить два не отработанных водородно-кислородных BE-7 на 4 давным-давно отработанных гидразино-тетраоксидных двигателя AJ10-190. Выиграют в тяге и  надежности, и сэкономят на массе топливных баков и теплоизоляции. 
Не забываем добавлять "IMHO"...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Quetzalcoatl

Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 11:29:49Во первых, выглядит?
Я что-то пропустил, и она уже куда-то летала? Снимаю шляпу...
Да, уже  летала на Луну. В мультфильмах. Так же как  Старшип на Марс.  ;)


Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 11:29:49Мне что-то попадалось о том,что у НАСА нет готовых отработанных двигателей для посадочной платформы на вонючке, но они могут приспособить двигатель, который используют на Орионе.
Правильно, на Орионе будут использовать двигатель AJ10-190. Этот двигатель летал на Шаттле с 1981. Отработан и проверен десятки раз.
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 11:29:49Но да, на тяге и надёжности так можно выиграть, и на теплоизоляции сэкономить. Правда топлива залить придётся намного больше, и для доставки такой посадочной ступени к "воротам" потребуется дополнительная ракета Senate Lunch System, которую изготовить не успеют, но это уже мелочи...
Не правда ли?
Ну, почему обязательно SLS? 20 тонн на ОЛО вполне под силам закинуть и Фалкон Хэви.  ;) А если топливо везти отдельно, с дозаправкой, то с этим справится и Вулкан-Центавр.  ::)

Quetzalcoatl

Цитата: Alex_II от 19.08.2020 13:37:40
Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 10:13:08Если во-время одумаются вполне могут заменить два не отработанных водородно-кислородных BE-7 на 4 давным-давно отработанных гидразино-тетраоксидных двигателя AJ10-190. Выиграют в тяге и  надежности, и сэкономят на массе топливных баков и теплоизоляции. 
Не забываем добавлять "IMHO"...
Да, да, конечно. Это мои исключительно субъективные предположения.  ;)

Zhilinsky Valerij

#2232
Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 13:44:10
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 11:29:49Во первых, выглядит?
Я что-то пропустил, и она уже куда-то летала? Снимаю шляпу...
Да, уже  летала на Луну. В мультфильмах. Так же как  Старшип на Марс.  ;)
Да, но Старшип в мультфильмах в мультфильмах уже неоднократно летал - и на Луну, и на Марс ;)
 
 
Кстати, если внимательно приглядитесь, то увидите, что пламя посадочных двигателей лунного таршипа жёлтое, а пламя маршевых голубое, метановое. Возможно, вы правы, и в качестве посадочных двигателей на лунном Старшипе будут стоять версии Супер Драго. Я повторяю - у меня точных данных об этом нет, но, похоже, что это "утёк" официальный ролик с презентации, а видеограф, с подсказки инженеров, сделал цвет реактивной струи разным. Повторю - я этого не знаю, а только предполагаю.

Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 13:44:10
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 11:29:49Мне что-то попадалось о том,что у НАСА нет готовых отработанных двигателей для посадочной платформы на вонючке, но они могут приспособить двигатель, который используют на Орионе.
Правильно, на Орионе будут использовать двигатель AJ10-190. Этот двигатель летал на Шаттле с 1981. Отработан и проверен десятки раз.
Проблема только в том, что это не будет "Blue Origin's Descent Element (DE)".
 
 
Вот вам видео, здесь Безос чётко говорит, почему они выбрали для лунного лендера именно кислород-водородную топливную пару, и о екоторых других конструктивных особенностях лендера от Blue Origin.
 
Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 13:44:10
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 11:29:49Но да, на тяге и надёжности так можно выиграть, и на теплоизоляции сэкономить. Правда топлива залить придётся намного больше, и для доставки такой посадочной ступени к "воротам" потребуется дополнительная ракета Senate Lunch System, которую изготовить не успеют, но это уже мелочи...
Не правда ли?
Ну, почему обязательно SLS? 20 тонн на ОЛО вполне под силам закинуть и Фалкон Хэви.  ;) А если топливо везти отдельно, с дозаправкой, то с этим справится и Вулкан-Центавр.  ::)
Я ещё раз повторю хотя здесь https://www.spacex.com/media/Capabilities&Services.pdf написано, что к Марсу Фалькон Хэви может отправить 16,8 метрических тонн ПН, примерно столько же и к Луне по "быстрой траектории", но дело не в массе ПН.
 

 
Видите, посадочная ступень у них помещается только под семиметровый обтекатель. А такого сейчас нет вообще, и будет только у Старшипа, Senate Lunch Sustem, и New Glenn. Вот и проблема.
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Quetzalcoatl

#2233
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 15:19:27Возможно, вы правы, и в качестве посадочных двигателей на лунном Старшипе будут стоять версии Супер Драго.
Нет, сейчас я так уже не думаю. Судя по жесткой критике НАСА (повторю цитату):
Цитата: undefinedOne notable example pf this issue concerns SpaceX's proposed reaction control system (RCS), which is very complex when compared to flight-proven systems and will require considerable development time. Additionally, there is significant risk associated with successful development of the integrated propulsion system given the proposed approach for integrating and testing the individual elements of the system.
Там изначально было криогенное топливо. Но время еще есть и могут попробовать сделать что-нибудь попроще, на "flight-proven" СуперДрако.
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 15:19:27Видите, посадочная ступень у них помещается только под семиметровый обтекатель.
Вы с упорством, достойным лучшего применения, выкладываете устаревшие видео и картинки, которым по полтора года. Они не имеют никакого отношения к современной посадочной ступени. Если внимательно посмотрите видео, ссылку на которое я дал выше, то сможете сравнить диаметр посадочной ступени с диаметром ступени на базе Сигнус от Нортроп Грумман. Диаметр Сигнуса - 3.07 м, посадочная ступень без лапок - не более 4 метров. Судя по видео, лапки у нее составные - очевидно, складные. Может, ИМХО, влезть под 5-метровый обтекатель.  ;)

Zhilinsky Valerij

Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 17:04:01
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 15:19:27Возможно, вы правы, и в качестве посадочных двигателей на лунном Старшипе будут стоять версии Супер Драго.
Нет, сейчас я так уже не думаю. Судя по жесткой критике НАСА (повторю цитату):
Цитата: undefinedOne notable example pf this issue concerns SpaceX's proposed reaction control system (RCS), which is very complex when compared to flight-proven systems and will require considerable development time. Additionally, there is significant risk associated with successful development of the integrated propulsion system given the proposed approach for integrating and testing the individual elements of the system.
Там изначально было криогенное топливо. Но время еще есть и могут попробовать сделать что-нибудь попроще, на "flight-proven" СуперДрако.
Я пока, честно говорю, что не знаю. RCS (reaction control system) у Старшипа на газообразных основных компонентах, такая система работает и в невесомости, но такие двигатели обычно не могут иметь большой тяги. Поэтому двигатели RCS могут осадить топливо, а в качестве посадочных могут использоваться либо новые жРД или Супер Драго, или может быть какое-то нетривиальное решение в RCS. Причём в первых лунных Старшипах могут использовать Супер Драго, а потом - новые двигатели.
   
Цитата: Quetzalcoatl от 19.08.2020 17:04:01
Цитата: Zhilinsky Valerij от 19.08.2020 15:19:27Видите, посадочная ступень у них помещается только под семиметровый обтекатель.
Вы с упорством, достойным лучшего применения, выкладываете устаревшие видео и картинки, которым по полтора года. Они не имеют никакого отношения к современной посадочной ступени. Если внимательно посмотрите видео, ссылку на которое я дал выше, то сможете сравнить диаметр посадочной ступени с диаметром ступени на базе Сигнус от Нортроп Грумман. Диаметр Сигнуса - 3.07 м, посадочная ступень без лапок - не более 4 метров. Судя по видео, лапки у нее составные - очевидно, складные. Может, ИМХО, влезть под 5-метровый обтекатель.  ;)
Ну, поживем - увидим, у кого видео устаревшее. Недолго осталось - пол года.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

тавот

Не, но мне конкретно нравится Безос - ещё ни грамма на орбиту не запустил (и видимо не скоро), а уже рассказывает как и что он будет сажать на Луну. :)
Three, two, one, ignition, and liftoff !

Охотник утки, пьющий водки !

Это ещё не сверхтяж, но уже и не супертяж.© Д.О.Р.

triage

#2236
Из года в год одна и та же песня. Но в этот раз сцена другая.
Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/9695781
12 ОКТ, 17:11 Обновлено 17:17

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Россия не будет принимать крупномасштабного участия в ... проекте создания окололунной станции .... Об этом заявил в понедельник глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

"Мы, скорее всего, воздержимся от крупномасштабного участия в нем (проекте окололунной станции - прим. ТАСС). Мы заинтересованы в том, чтобы наши американские коллеги создали шлюзовой отсек для стыковки перспективного пилотируемого корабля "Орел" (в перспективе этот корабль планируется использовать для лунных миссий - прим. ТАСС)", - сказал Рогозин, выступая на 71-м Международном астронавтическом конгрессе, который проходит в режиме видеоконференции.

По его словам, в нынешнем состоянии этот проект в основном необходим для решения задач американской стороны.

Соединенные Штаты предложили концепцию окололунной станции Deep Space Gateway (новое название Lunar Orbital Platform-Gateway), которая станет пересадочным пунктом для миссий на естественный спутник Земли и в дальний космос. Весной 2019 года NASA также анонсировало проект "Артемида", который предусматривает ...

Ранее Рогозин в интервью ТАСС заявил, что Роскосмос готов участвовать в международном проекте окололунной станции Lunar Orbital Gateway только на равных правах с NASA. При этом самостоятельное создание станции на орбите Луны в условиях ограничения по финансированию космических программ глава Роскосмоса оценивает как достаточно сложную программу.
...

Цитироватьhttps://ria.ru/20201012/rogozin-1579442444.html
16:41 12.10.2020 (обновлено: 16:48 12.10.2020)

...рассказал глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, выступая по видеоконференции на Международном астронавтическом конгрессе 2020.

"На наш взгляд, в нынешнем состоянии проект лунной станции Gateway слишком американоцентричен. Россия, скорее всего, воздержится от участия в нем в крупном масштабе. Мы заинтересованы в том, чтобы наши американские коллеги создали шлюзовой отсек, способный к стыковке с транспортным кораблем "Орел", - сказал он....

Цитироватьhttps://ria.ru/20201012/luna-1579448449.html
17:12 12.10.2020

заявил в ходе онлайн пресс-конференции в рамках Международного астронавтического конгресса глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

"Самое важное, надо было бы, прежде всего, использовать те наработанные принципы международного сотрудничества, которые имели место при формировании МКС. Понятно, что на МКС тоже есть и командир станции, но тем не менее мы знаем, что многие решения, практически все основные принципиальные решения принимаются совместно. Поэтому если бы могли бы вернуться к этим принципам, то мы могли бы вернуться и к рассмотрению самого вопроса участия в этой программе", - сказал Рогозин, отвечая на вопрос, что надо сделать, чтобы Россия приняла участие в Gateway.
...
затраты минимальные, а желаний...  США на окололунную станцию переносит все принципы международного сотрудничества с МКС, на лунную поверхность уже другие принципы.

Цитироватьhttps://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=539681&lang=RU
12.10.2020 17:45:26
       Москва. 12 октября. ИНТЕРФАКС - ...заявил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин в понедельник.
       "Даже если Россия не будет напрямую участвовать в программе Artemis, то это вовсе не означает, что аналогичные средства не могут быть адаптированы друг к другу. Полеты на Луну будут сопровождаться повышенным риском, поэтому надо иметь, как минимум, две транспортные космические системы", - сказал Рогозин на 71-м Международном астронавтическом конгрессе, который проходит в онлайн-формате.
       Он также подчеркнул, что развитие лунных программ не должно подразумевать отказ от постоянного присутствия человека на околоземной орбите. По словам Рогозина, Международную космическую станцию и ее будущего преемника стоит воспринимать как "первую ступень" к дальним космическим рубежам.
       "Если Россия создаст транспортную систему, она должна иметь возможность в случае необходимости состыковаться с Artemis. Поэтому мы говорим о том, что в любом случае потребуются договоренности и соглашения об адаптации интерфейсов и стандартов", - отметил Рогозин...

Цитироватьзаинтересованы в том, чтобы наши американские коллеги создали шлюзовой отсек для стыковки перспективного пилотируемого корабля "Орел"
все оговорено и оговаривается, даже сайт есть - делайте в соответствии.

IAC-2020

Мастера заголовков
Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/9695781
Россия отказалась от крупномасштабного участия в проекте окололунной станции США

https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=539681&lang=RU
Россия будет сотрудничать с США по вопросам полетов к Луне - Рогозин

https://ria.ru/20201012/rogozin-1579442444.html
Рогозин оценил проект международной окололунной станции

https://ria.ru/20201012/luna-1579448449.html
Рогозин назвал условия участия России в американском лунном проекте
и ведь все одновременно - и отказались и сотрудничать и оценил и назвал

triage

Цитата: undefinedЦитата https://twitter.com/joroulette/status/1315634961794437120

Big Zoom call/plenary panel with the heads of space agencies at #IAC2020 starting now. NASA, Roscosmos, CSA, JAXA, ESA, ISRO, and CNSA all present.





https://twitter.com/joroulette/status/1315637052193505280
Bridenstine starts off with an Artemis pitch. Russia's Dmitri Rogozin is up next, saying thru a translator "we would consider any prop from our partners" but the lunar gateway is "too US centric." He's open to friendly relations with China: "More to come in these relations"

Jeff Foust@jeff_foust
1 ч
Rogozin, in the press conference, says there needs to be standardization in docking interfaces even if Russia pursues a parallel lunar exploration program to the NASA-led Artemis. #IAC2020

Jeff Foust@jeff_foust
1 ч
Asked Rogozin what would have to change about Artemis for Russia to consider participating. He emphasized "principles of int'l cooperation" like the ISS, with all decisions made collectively.
It sounded like Bridenstine wanted to comment, but the moderator cut him off. #IAC2020


https://twitter.com/Free_Space/status/1315637461683404801
Russia's Dmitry Rogozin says @NASA planned lunar-orbiting Gateway "too U.S-centric" so Russia "likely to refrain from participating on large scale." But interested in using it as docking station, encourages use of internal'l standards #IAC2020

https://twitter.com/Free_Space/status/1315652408916279302
Good q from @jeff_foustat #IAC2020 presser about what it would take for Roscosmos to buy in to Gateway. Collective decision-making, like how @Space_Station handles, seems to be the deal-breaker

https://twitter.com/StephenClark1/status/1315636474453397504
Dmitry Rogozin, director general of Roscosmos: "In our view, lunar Gateway, in its current form, is too U.S. centric. Russia is likely to refrain from participating in it on a large scale." #IAC2020

triage

Цитироватьhttps://twitter.com/SpcPlcyOnline/status/1315635413894258695
Bridenstine praising the 20 years of cooperation on ISS. Can build on that framework as we go to Moon and Mars and bring in new agencies. Very excited.

https://twitter.com/SpcPlcyOnline/status/1315636225068466176
Rogozin (Roscosmos): ISS partners are discussing extending ISS to 2028 or 2030. Roscosmos determined to maintain cosmonauts in LEO whatever the decision on ISS.

https://twitter.com/SpcPlcyOnline/status/1315637055863611392
Rogozin: Gateway is too US centric so we are likely to refrain from participating in it but hope design of docking module will allow [docking of Russian spacecraft].

https://twitter.com/SpcPlcyOnline/status/1315645089356689415
Rogozin: Expl of Moon impt as platform for further expl of solar system but also for permanent presence. In Oct next yr we'll send mission to Moon to test tech for lunar landing. As for manned flight, most impt thing is to train crews for staying in deep space for long time.

https://twitter.com/SpcPlcyOnline/status/1315650257842298880
Q-how to coop on expl?
Bridenstine: need standards to explore space together. Artemis Accords are foundational principles we all agree on to prevent misperceptions. Reinforce OST.

https://twitter.com/SpcPlcyOnline/status/1315650947796865024
Rogozin: doing something on Moon doesn't answer question of what we'll do in LEO. ISS has finite lifetime.
As for Moon, we have national prog first and foremost. [Whether or not] Russia participates in Artemis our [systems] should be able to dock with each other. Need standards.

https://twitter.com/SpcPlcyOnline/status/1315651715476131841
Q: what would have to change abt Gateway for Roscosmos to participate?
Rogozin: base it on principles of intl coop like ISS. All decisions taken collectively.

Цитироватьhttps://twitter.com/JimBridenstine/status/1315710291695472640
Shared standards are a vital part of future space exploration. Full statement: https://go.nasa.gov/30Zz4qn

Цитироватьhttps://spacepolicyonline.com/news/rogozin-wants-iss-extension-gateway-too-u-s-centric/
ROGOZIN WANTS ISS EXTENSION, GATEWAY TOO U.S.-CENTRIC
By Marcia Smith | Posted: October 12, 2020 8:12 pm ET | Last Updated: October 12, 2020 8:16 pm ET

Dmitry Rogozin, the head of Russia's space agency, wants an agreement to extend the lifetime of the International Space Station (ISS) to 2028 or 2030. The ISS partners are discussing it, but whatever the outcome, Russia is committed to keeping cosmonauts in low Earth orbit indefinitely. As for the Moon, Russia is unlikely to participate in the Artemis lunar-orbiting Gateway because it is too "U.S.-centric," but he wants to ensure a standardization of interfaces so Russian spacecraft can dock there as well.

Rogozin and the heads of six other space agencies around the world spoke at the opening of the International Astronautical Congress today, which is being held virtually this year.



One of his major themes was the need to extend the lifetime of the ISS, which is celebrating 20 years of human occupancy in a few weeks. The ISS is a partnership among the United States, Russia, Japan, Canada, and 11 European countries operating through the European Space Agency (ESA). They are agreed on operating ISS through 2024, but Rogozin wants to extend that to 2028 or 2030.  He said the partners are discussing that right now, but however it turns out, Russia is determined to keep Russian cosmonauts in low Earth orbit (LEO).

NASA is similarly committed to keeping U.S. astronauts in LEO even as it moves out to the Moon and Mars, but it wants to become one of many customers of commercial space stations rather than building another one itself or with other governments.  It is focused on how to transition from the government-owned ISS to commercially-owned facilities. Legislation pending in Congress would extend ISS to 2028 (H.R. 5666) or 2030 (S. 2800 and H.R. 5470). NASA declined to answer what year it prefers in response to queries from SpacePolicyOnline.com on September 30 and today.

Operation of ISS is governed by an Intergovernmental Agreement (IGA) signed by the partner governments in 1998 after Russia joined. (The original IGA was signed among the United States, Japan, Europe and Canada in 1988. Russia was invited to become part of the ISS program in 1993 after the collapse of the Soviet Union and the IGA was revised.)

NASA is using the IGA as the basis for inviting other countries to join a new international coalition in building a small lunar-orbiting space station called the Gateway as part of the Artemis program to return astronauts to the surface of the Moon. In addition, it is promulgating a separate sets of principles called the Artemis Accords for lunar surface activities.

As he has in the past, Rogozin signaled that Russia is not likely to become a Gateway partner.

In our view, the Gateway in its current form is too U.S.-centric so Russia is likely to refrain from participating in it on a large scale. — Dmitry Rogozin.

For that to change, the program would have to based on the principles of international cooperation that were used for ISS where "all decisions are being taken collectively."

He added there are benefits to Russia building a separate lunar transportation system. That would add redundancy, reducing risk, but only if there are standards and standardized interfaces so its Orel spacecraft, which is in development, can dock at the Gateway, too.

NASA Administrator Jim Bridenstine later issued a statement assuring that is what NASA wants as well.
...

Bridenstine added that NASA is waiting to hear back from Roscosmos on a draft Gateway cooperative agreement it sent last year. "We remain open and interested in receiving their feedback."
....

triage

Цитироватьhttps://blogs.nasa.gov/bridenstine/2020/10/12/statement-on-international-exploration/

Shared Standards are a Vital Part of Future Space Exploration

Jim Bridenstine
Posted onOctober 12, 2020
CategoriesUncategorized

I am in agreement with Director General Rogozin and Roscosmos that shared standards are a vital part of future space exploration. Specifically, one of the core principles of the Artemis Accords is interoperability. Via the Accords, the U.S. is proactively asking any partner nations that join us on the Artemis journey to focus on shared standards that will not just include docking, but data formatting and transfer, communications, navigation, environmental control and life support, and numerous other important systems and operations. The U.S. and its commercial and international partners look forward to working with the international community to ensure that interoperability and shared standards are the cornerstone of future space architectures, including the Gateway and other aspects of the Artemis program.

Additionally, we also believe in continuing the multilateral approach that has been successfully established by the International Space Station (ISS). The ISS has not only advanced technology, but helped us to learn how to effectively work together with a variety of cultures and countries. This is why we're using the Intergovernmental Agreement (the IGA) which is the ISS's legal framework for Gateway. The Gateway partners are agreeing to leverage the IGA for the outpost's operations through a series of MOUs with participating nations. In order to build as broad a coalition as possible, we shared a draft of the proposed Gateway MOU with Roscosmos in November of last year, and we remain open and interested in receiving their feedback on the document and our general approach of utilizing the ISS's IGA for the Gateway.