Новости из ЦПК

Автор Nixer, 24.09.2006 19:59:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.


zandr

http://www.gctc.ru/main.php?id=5037
ЦитироватьНачальник ЦПК посетил открывшийся музей выдающегося космонавта Валерия Быковского
Вчера, 2 августа 2020 года, в день рождения космонавта № 5, состоялось открытие музея Валерия Федоровича Быковского в г. Павловский Посад Московской области. В церемонии открытия приняли участие родные и близкие космонавта, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валентина Терешкова, начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов.
Год назад руководство Центра подготовки космонавтов и отряд космонавтов поддержали инициативу родных В.Ф. Быковского по созданию музея. Было направлено письмо-ходатайство для получения президентского гранта.

 Слева направо (третья): вдова космонавта В.Ф. Быковского
В настоящий момент музей, расположенный неподалеку от памятника В.Быковскому, открыт для посетителей и представляет экспозицию личных вещей и документов космонавта, его фотографий. Впоследствии здесь будут представлены архивные съемки Валерия Быковского. 
Валерий Федорович Быковский родился в Павловском Посаде Московской области. С 1 по 6 класс учился в школе г. Тегеран (Иран), где жил с родителями. Затем продолжил обучение в мужской средней железнодорожной школе № 1 г. Москвы. В 1953 году окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков.
В 1955 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.Ф. Мясникова. С сентября 1961 года по январь 1968 года В.Ф. Быковский – слушатель инженерного факультета ВВИА им. Н.Е. Жуковского, по окончании которого ему была присвоена квалификация «летчик-космонавт-инженер».
Яркая биография Валерия Быковского насыщена успешными экспедициями в космос. Он покорял космическое пространство с позывным «Ястреб» трижды. Первый полет совершил на корабле «Восток-5» одновременно с экспедицией Валентины Терешковой.
С 1965 года по 1969 год В.Ф. Быковский возглавлял группу советских космонавтов, которая готовилась по программам экспедиции на Луну.
В ходе второго полета на корабле «Союз-22» В. Быковским была испытана и отработана многозональная фотокамера МКФ-6, изготовленная в ГДР.
Третий полет космонавта проходил на корабле «Союз-31» по программе четвертой экспедиции посещения ОС «Салют-6» вместе с З. Йеном (ГДР). Посадка совершена на корабле «Союз-29».
Суммарное время пребывания Валерия Федоровича в космосе составляет 20 суток.
Валерий Быковский представлял легендарную плеяду первопроходцев космоса наряду с Юрием Гагариным, Германом Титовым, Алексеем Леоновым и другими известными космонавтами первого отряда. Он внес неоценимый вклад в развитие мировой космонавтики и был ярким, волевым и сильным человеком.
27 марта 2019 года на 85-м году жизни дважды Героя Советского Союза Валерия Быковского не стало.
 Источник: Пресс-служба ЦПК, фото городского округа Павловский Посад

tnt22

http://gctc.ru/main.php?id=5039

ЦитироватьКандидаты в космонавты успешно завершили ежегодный курс тренировочных полетов в условиях невесомости

05 августа 2020 | Подготовка

На прошлой неделе кандидаты в космонавты набора 2018 года выполнили десятый полет с воспроизведением режимов кратковременной невесомости на борту самолета-лаборатории (СЛ) Ил-76 МДК. Это испытание стало завершающим в серии тренировочных полетов для группы общекосмической подготовки (ОКП) в этом году. В ходе итогового занятия в условиях невесомости будущие космонавты отработали действия по надеванию скафандра «Сокол-КВ2» и выполнению операторской деятельности.


Каждый участник полёта получил конкретную задачу, которую должен выполнить во время тренировки. Александр Горбунов, Константин Борисов, Сергей Микаев и Олег Платонов в ходе десятого испытания в невесомости закрепили ранее полученные навыки по надеванию спасательного скафандра «Сокол-КВ2», перемещению  в нем по лабораторному отсеку СЛ и последующему снятию.

В это время вторая половина группы ОКП – Кирилл Песков, Евгений Прокопьев, Алексей Зубрицкий и Александр Гребенкин страховали и контролировали действия своих товарищей в процессе выполнения задания.


После завершения полуторачасовой тренировки с участием кандидатов Ил-76 МДК снова поднялся в небо. На этот раз с Александром Мисуркиным, Анной Кикиной, Андреем Федяевым и Сергеем Корсаковым на борту. Для летавших космонавтов и тех, которые работают в составе групп, тренировочные полеты проводятся 1-2 раза в квартал и направлены на поддержание и закрепление ранее полученных профессиональных навыков передвижения и координированных действий в условиях кратковременной невесомости внутри СЛ.

«В среднем один режим кратковременной невесомости длится около 25 секунд. С каждым полетом осознаешь, что это достаточно большой отрезок времени и можно много успеть за этот срок. Некоторые наиболее подготовленные космонавты и инструкторы успевают надеть за это время скафандр, с чем порой бывает тяжело справиться на Земле на начальном этапе космической подготовки», - рассказал начальник отделения ЦПК Сергей Харлашкин.


В ходе систематической подготовки в условиях невесомости космонавты-испытатели закрепляют навык безопасного ориентирования в пространстве и могут просчитать свои действия наперед. Перемещаясь от борта к борту, они грамотно оценивают усилия, с которыми нужно оттолкнуться от объекта, чтобы следовать заданной траектории и, «паря в невесомости», достигнуть конечной цели.

«За 4-5 минут, а именно столько суммарно длится период невесомости за время одного полета, - уточнил С. Харлашкин, - группа кандидатов в космонавты успешно закрепила практические навыки по надеванию скафандра и выполнению операторской деятельности». Подводя итог курсу тренировок ОКП на борту самолета-лаборатории, Сергей Николаевич добавил, что ребята смогли извлечь максимум возможностей из пройденных испытаний и успешно отработали задачи, предусмотренные серией полетов для группы ОКП на 2020 год.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК

tnt22

ЦитироватьИспытания в Гидролаборатории

 РКК Энергия

4 авг. 2020 г.

4 августа многофункциональный модуль «Наука» (МЛМ) отправился на Байконур. В следующем году он должен войти в состав Российского сегмента Международной космической станции (МКС). Работы по присоединению модуля «Наука» к МКС  будут проводить космонавты в открытом космосе. Прежде чем выполнить непростую задачу, схожие операции отрабатываются в гидролаборатории Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

На последних таких учениях побывала наша съемочная группа. Инструкторы Центра подготовки космонавтов и специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» отработали циклограмму выхода в открытый космос, последовательно выполнив все операции с оборудованием, которое предстоит использовать космонавтам во время предстоящей внекорабельной деятельности.

Оператор подводных съемок – Артем Князев.
Организация съемок в гидролаборатории – пресс-служба ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

youtu.be/OFX-KlJlC1c

https://www.youtube.com/watch?v=OFX-KlJlC1c (8:06)

tnt22

http://gctc.ru/main.php?id=5040

ЦитироватьВ ЦПК провели серию занятий для составления программы подготовки по управлению «Союзом» одним космонавтом

06 августа 2020 | Подготовка

На специальных занятиях с участием космонавтов Роскосмоса, инструкторов ЦПК и представителей РКК «Энергия» были проведены исследования для выявления особенностей, которые возможны в ходе реализации программы подготовки по управлению «Союзом» одним космонавтом. Впоследствии на основании всех замечаний и предложений будет составлено заключение для организации процесса данной подготовки.

На тренировках по управлению кораблем «Союз МС» одним профессиональным космонавтом занимается, соответственно, одно кресло командира. Оператором выполняются участки программы полета на корабле: подготовка к старту, выведение, сближение, стыковка, расстыковка и спуск. В случае аварийных ситуаций – пожар на корабле или станции, загрязнение атмосферы на МКС, разгерметизация «Союза» – срочный спуск.


В настоящее время космонавты Александр Мисуркин и Сергей Прокопьев выполнили 14 занятий, семь из которых прошли по штатной программе полета,  в том числе с рассмотрением серьезных нештатных ситуаций, таких как разгерметизация и пожар, и выполнением алгоритма действий по выходу из них. На оставшихся семи тренировках было уделено внимание повторению тех же самых операций по программе полета, но с учетом различных нештатных ситуаций в работе систем корабля.

ЦитироватьПо мнению инструкторов и космонавтов, управлять кораблем в одиночку возможно. «Но в случае нештатных ситуаций, когда одна накладывается на другую и возлагается на оператора выполнение операций вручную, а органы управления вне зоны досягаемости командиром, появляется дополнительная нагрузка», – комментирует ведущий специалист по подготовке космонавтов Дмитрий Вовк.


Важной особенностью полета на корабле с одним профессиональным космонавтом является невозможность достать до всех органов управления, находясь в кресле командира. Командир не может сделать то, что обычно делает бортинженер слева или справа. Решить эту проблему – два способа: либо космонавту освободиться от привязной системы и иметь возможность дотянуться до нужного клапана, либо возложить эту функцию на участника космического полета (туриста).

Кроме того, оператору, который управляет кораблем один, тяжелее следить за работой систем корабля, информацией на экранах, чем выполнять эти действия совместно с бортинженером.

Цитировать«Необходимо, чтобы в корабле с одним профессиональным космонавтом и двумя участниками космического полета с бóльшей эффективностью работала система оповещения, и информация поступала командиру заранее без потери времени на ее поиск» – объяснил инструктор, отвечающий за подготовку на корабле «Союз» Д. Вовк.

А. Мисуркин и С. Прокопьев активно принимали участие в обсуждении программы подготовки к полету на корабле, управляемом одним профессиональным космонавтом. Они внесли ряд предложений по организации процесса тренировок, по изменению бортовой документации «Союза» и, в целях минимизации временных затрат на выполнение оператором определенных операций, объяснили замечания по работе информационной системы корабля, в частности необходимых коррективов в алгоритме ее работы.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК

tnt22

ЦитироватьОткрытие мемориального комплекса Ту-104 АК–самолета, на котором тренировали первый отряд космонавтов

 Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина

13 авг. 2020 г.

youtu.be/D-2QuY4JUUs

https://www.youtube.com/watch?v=D-2QuY4JUUs (14:44)

tnt22

#886
http://gctc.ru/main.php?id=5042

ЦитироватьОткрытие мемориального комплекса Ту-104 АК – самолета, на котором тренировали первый отряд космонавтов

13 августа 2020 |

12 августа, в день Военно-воздушных сил России, в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. Легендарный самолет, на котором проходил подготовку первый отряд космонавтов, был восстановлен по инициативе руководства ЦПК, поддержке Главы и Правительства Чеченской республики и фонда развития регионов «Плюс семь». В восстановлении Ту-104 АК непосредственное участие принимало  ООО «Альбатрос АЭРО».

В церемонии открытия участвовали представители Госкорпорации «Роскосмос» и ЦПК, советник Президента РФ Эдельгериев Р. С.-Х., депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Делимханов А. С., делегация администрации Главы и Правительства Чеченской республики, в том числе полномочный представитель  Чеченской Республики при Президенте РФ – заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики  Таймасханов Б.Э., заместитель начальника управления Федеральной Службы войск Национальной Гвардии РФ по Чеченской Республике Мартынов Д. В., а также президент Фонда развития регионов России «+7» Тимофеев К.С. и Председатель попечительского совета Фонда развития регионов России «+7» Кургин Т.Г. и директор ООО «Альбатрос АЭРО» Лисняк В.Н. В качестве почетных гостей на торжестве присутствовали Глава ЗАТО «Звёздный городок» Баришевский Е.В. и представитель руководства Правительства Московской области.


Перед началом мероприятия высокие гости посетили тренажную базу Центра, где с нескрываемым интересом ознакомились как с историческими экспонатами, так и с реальными тренажерами, на которых проходят подготовку к космическому полету космонавты. Особенно запоминающимися во время экскурсии стали комментарии о нюансах работы от командира отряда космонавтов Героя России, летчика-космонавта РФ Олега Кононенко.

На торжественном митинге выступили Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валентина Терешкова, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Пётр Климук, Герой России, Заслуженный летчик-испытатель РФ начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов, Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Маленченко, советник Президента РФ Руслан Сайд-Хусайнович Эдельгериев, заместитель начальника управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ по Чеченской Республике Даниил Мартынов, Председатель попечительского совета Фонда развития регионов России «+7» Тимофей Кургин.

Цитировать

Начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов поздравил участников церемонии с открытием мемориального комплекса и отметил историческую значимость уникального самолета Ту-104 АК. «Это память о тех, кто делал первые шаги в космос, это история нашей советско-российской космонавтики, история первого отряда, который начинал непростой путь покорения космического пространства», – сказал Павел Власов.

Начальник Центра уверен, что самолет, установленный в качестве экспоната под открытым небом на территории ЦПК, сохранит воспоминания о легендарных людях, стоявших у истоков отечественной пилотируемой космонавтики, которые останутся примером для следующих поколений космонавтов и продолжателей великого дела.

Именно в салоне этого самолета была проведена работа по первому выходу в открытый космос космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым с изготовлением и установкой части макета корабля «Восход» и шлюзового отсека. Так начинались первые шаги по реализации планов по покорению космоса.

На самолете Ту-104 АК была выполнена программа первого и последующих полетов кораблей «Союз», включающая элемент подготовки к предполагаемой экспедиции на Луну – переход космонавтов Евгения Хрунова и Алексея Елисеева из одного корабля в другой. Кроме того, в самолете Ту-104 АК были проведены испытания первого лунохода и первого электросварочного аппарата для выполнения сварочных работ в космосе.

Цитировать

«Это красивое создание рук человеческих», – назвала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, восстановленный Ту-104 АК. По ее словам, этот самолет дает представление современникам о тренировках первопроходцев космоса на невесомость. Она выразила надежду, что Центр подготовки космонавтов будет являться не только базой для тренировок экипажей, но и местом сохранения памяти о первом космонавте мира Юрии Алексеевиче Гагарине, который внес огромный вклад в создание и развитие Центра подготовки космонавтов.

Цитировать

Петр Климук присоединился к выступившим гостям и также выразил слова признательности людям, благодаря которым восстановление самолета стало возможным. Он поделился воспоминаниями о прохождении тренировок на невесомость, которые выполнялись на этом самолете. «Экспонат представляет историческую ценность для сотрудников Центра подготовки космонавтов и жителей Звездного городка, всех последователей Юрия Гагарина», – добавил П. Климук.

Цитировать

Заместителем начальника управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ Даниилом Мартыновым был зачитан текст приветствия Героя России Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, в котором прозвучали поздравительные слова по случаю открытия мемориального комплекса Ту-104 АК: «... Радует, что Чеченская Республика внесла свой вклад в общее дело, приняв участие в восстановлении легендарного самолета. Благодаря региональному общественному фонду имени Ахмата Хаджи Кадырова и фонду развития регионов «Плюс семь» стало возможным восстановление таких значимых для страны исторических памятников...».

Выдающиеся космонавты Валентина Терешкова и Пётр Климук в знак открытия мемориального комплекса Ту-104 АК на территории Центра подготовки космонавтов торжественно перерезали красную ленту.



youtu.be/D-2QuY4JUUs
Для справки. От забвения до реставрации самолет прошел путь длиною в несколько десятилетий.

Туполев Ту-104А-ТС (АК) с бортовым номером 48 «красный», год выпуска – 1958, – один из трех самолетов Ту-104А, модифицированных для тренировок космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесомости. Самолет базировался на аэродроме Чкаловский, где также использовались для космической подготовки две другие машины под бортовыми номерами «46» и «47».

Ту-104А-ТС, изначально оборудованный как грузовой борт, в конце 60-х годов был переоснащен в летающую лабораторию для проведения испытаний с участием космонавтов и их медицинского обследования при нулевом значении перегрузки. Большую часть салона занимала сама лаборатория, а оставшаяся часть представляла собой зал длиной 8 метров, оснащенный мягким материалом внутри и отделенный от кабины сетью.

На тренировках в невесомости испытателями отрабатывались: координация и перемещение, прием твердой и жидкой пищи, выполнение технических работ и медицинских экспериментов. Полученный позже опыт реальных космических полетов полностью соответствовал тому, который был набран при испытаниях на Ту-104АК. С тех пор полеты на "АК" стали обязательным разделом программы подготовки советских космонавтов.

В конце 70-х годов самолет был списан и поставлен на стоянку ЦПК на аэродроме Чкаловский. Позднее Ту-104АК заменили на более комфортабельные Ил-76К и Ил-76МДК.

В 2016 году в течение месяца Ту-104 был по частям перевезен в Центр подготовки космонавтов для последующей сборки. Демонтаж самолета был произведен на Чкаловском аэродроме при содействии руководства ЦПК представителями общественного объединения «Правила взлета», занимающихся сохранением исторических воздушных судов.

Затем начался долгий и трудоемкий процесс восстановления самолета. На первом этапе были пристыкованы кабина и средние части крыла, затем хвостовая часть, отреставрированы отдельные элементы фюзеляжа, частично заменены колеса.

В 2019 году работы по восстановлению самолета продолжились. За несколько месяцев были полностью собраны и отреставрированы все элементы фюзеляжа, отремонтированы стыковочные узлы консолей крыльев, восстановлены иллюминаторы, блистер, стойки шасси, произведена замена колес с использованием новых оригинальных покрышек, восстановлены и подключены бортовые аэронавигационные огни.

После проведения комплекса восстановительных работ макет самолета Ту-104А-ТС (АК) был установлен в качестве экспоната под открытым небом на территории ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК

Спойлер
[свернуть]

tnt22

http://gctc.ru/main.php?id=5043

Цитировать«Кедр» продолжает полет

17 августа 2020 | 

В системе международных авиационных сообщений и перевозок появился новый позывной «CEDAR». 11 августа ЦПК получил от Международной организации ИКАО, отвечающей за безопасность и развитие мировой гражданской авиации, подтверждение о присвоении как авиаперевозчику идентификационного 3-х буквенного кода «CPK» и позывного «CEDAR» для ведения радиосвязи при выполнении полетов.

В конце июля в свидетельство Эксплуатанта авиации общего назначения ФГБУ «НИИЦПК имени Ю.А. Гагарина» был введен новый тип воздушного судна - Ту-204-300. Напомним, что одно из них носит имя первого космонавта планеты – Юрия Гагарина, второе – легендарного конструктора Сергея Королева. Не случайно авиационный отряд Центра выбрал позывной «CEDAR» (в переводе с английского «Кедр») – именно такой позывной был у Юрия Гагарина в его знаменитом полете.

15 августа экипаж самолета Ту-204-300 «Сергей Королев» совершил полет в Набережные Челны уже под новым позывным.

Теперь этот пятибуквенный код будут слышать диспетчеры во время радиосвязи с бортами самолетов ЦПК при перевозке экипажей и оперативной группы на космодромы, при возвращении после посадки на базу, а также во время летных тренировок космонавтов.



Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК

tnt22

http://gctc.ru/main.php?id=5044

ЦитироватьКандидаты в космонавты-испытатели приступили ко II этапу специальной парашютной подготовки космонавтов

18 августа 2020 | Подготовка

С 15 августа по 9 сентября 2020 года кандидаты в космонавты-испытатели пройдут II этап специальной парашютной подготовки космонавтов (СППК) в г. Мензелинске Республики Татарстан.  В течение четырех недель специальной парашютной подготовки каждому кандидату в космонавты-испытатели необходимо выполнить 40 прыжков с парашютом.


В группу ОКП входят Константин Борисов, Александр Горбунов, Александр Гребёнкин, Алексей Зубрицкий, Сергей Микаев, Кирилл Песков, Олег Платонов и Евгений Прокопьев.

Цитата: undefinedЦитата Основные задачи II этапа СППК сформулировал начальник штаба сбора Руслан Ельцов. По его словам, кандидаты в космонавты-испытатели приобретут опыт выполнения операторской работы в эмоционально насыщенных условиях, уверенность в себе и психологическую готовность к выполнению любых задач при дефиците времени. «Обучаемым необходимо постоянно расширять такой опыт и поддерживать профессионально значимые психологические качества, необходимые им как операторам опасной профессии», – отметил Р. Ельцов.

Кандидаты в космонавты-испытатели набора 2018 в конце текущего года завершат общекосмическую подготовку. До сдачи государственного экзамена, по результатам которого будет решаться вопрос о присвоении квалификации «космонавт-испытатель», группа кандидатов выполнят полеты на учетно-тренировочных самолетах Л-39, цикл тренировок по типовым операциям с погружением в гидролаборатории ЦПК, изучат работу систем корабля «Союз МС» и российского сегмента Международной космической станции. В программу подготовки кандидатов в космонавты-испытатели также войдут занятия и лекции по комплексному управлению пилотируемых кораблей, по организации деятельности экипажей при выполнении программы полета на РС МКС, работа по научным экспериментам и ознакомление с научно-производственной и испытательной базой предприятий, организаций и учреждений космической отрасли.

На прошлой неделе завершил III этап СППК Александр Мисуркин, за плечами которого два космических полета на Международную космическую станцию.



Цитата: undefinedЦитата Опытный космонавт считает, что специальная парашютная подготовка космонавтов является хорошим способом поддержания профессиональных навыков космонавта во время перерывов между космическими полетами. «Это уникальный и мой любимый вид подготовки, который присутствует только в программе подготовки космонавтов Роскосмоса к космическому полету, – прокомментировал А. Мисуркин. – Парашютные прыжки позволяют тренировать психику человека, поддерживать себя в форме и быть готовым к работе в стрессовых условиях в режиме дефицита времени».


СППК является обязательным видом подготовки российских космонавтов. Ее проходят космонавты во время общекосмической подготовки и подготовки в составе групп специализации и совершенствования. Уникальность специальной парашютной подготовки обуславливается в отсутствии этого вида тренировок в программе подготовки астронавтов иностранных космических агентств.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото А. Тюриной




tnt22

http://gctc.ru/main.php?id=5049

ЦитироватьКосмонавт Олег Кононенко награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени

24 августа 2020 | 

За большой вклад в развитие пилотируемой космонавтики, за мужество и высокий профессионализм, проявленные при исследовании, освоении и использовании космического пространства Герой России, летчик-космонавт РФ Олег Кононенко удостоен ордена «За заслуги перед отечеством» II  степени в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2020 № 520 «О награждении государственными наградами Российской Федерации».


Руководство Центра подготовки космонавтов, коллеги по отряду и сотрудники Центра поздравляют Олега Дмитриевича с получением высокой награды и желают дальнейших успехов в освоении космического пространства, открытий и вдохновения!


С июня 1996 года по март 1998 года Олег Кононенко проходил общекосмическую подготовку. В 1998 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». Затем готовился в составе группы специализации и совершенствования по программе МКС.

С 2016 года О.Д. Кононенко возглавляет отряд космонавтов Роскосмоса.

Олег Дмитриевич Кононенко совершил четыре космических полета на Международную космическую станцию – в 2008 году, 2011-2012, 2015-2016, 2018-2019 годах. Суммарный налет космонавта составляет 736 суток.  Во время орбитальной работы выполнил пять выходов в открытый космос. Во время одного из выходов Олег Дмитриевич вместе коллегой С. Прокопьевым добрался до корабля «Союз МС-09» с помощью двух манипуляторов «Стрела», вскрыл экранно-вакуумную теплоизоляцию (ЭВТИ) и провел запланированные работы. Образцы герметика, которым было закрыто отверстие корабля, а также материалы с поверхности вокруг него, были уложены в изолирующий контейнер, чтобы потом вернуть на Землю вместе с другим экипажем для последующих исследований.


Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК

tnt22

#893
youtu.be/pCsMOOF_MWY - Экипаж МКС-64 отработал аварийные ситуации на российском сегменте МКС (ЦПК, 3:23)

tnt22

ЦитироватьКосмическая одиссея в Восточном море

 РКК Энергия

24 авг. 2020 г.

Специальный репортаж о совместных тренировках с Министерством обороны Российской Федерации,  на случай нештатного приводнения спускаемого аппарата космического корабля "Союз МС" в водах Восточного моря (Японского моря).

Участие в этих тренировках на базе спасательной флотилии Тихоокеанского флота, приняли специалисты ракетно-космической корпорации "Энергия" и инструкторы центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина (входящие в госкорпорацию "Роскосмос"), а также РОСАВИАЦИИ, Института медико-биологических проблем и Федерального медико-биологического агентства.

Для этих учений РКК "Энергия" подготовила специальный тренажёр, созданный на базе летавшего космического корабля "Союз ТМА-08М".

Это позволит спасателям Тихоокеанского военно-морского флота, готовится в максимально возможных реалистичных условиях.

Тренировки проводились при участии спасательных судов "Игорь Белоусов", "Фотий Крылов" и водолазный бот "ВМ-20", а так же авиации Тихоокеанского флота.

youtube/4860dC1Dc8s

https://www.youtube.com/watch?v=4860dC1Dc8s (8:38)

tnt22

https://www.energia.ru/ru/news/news-2020/news_08-26_1.html

ЦитироватьКосмическая одиссея
26.08.2020

Во Владивостоке на базе Тихоокеанского флота (ТОФ) прошли инструкторско-методические занятия с личным составом воинских частей, привлекаемых к поисково-спасательному обеспечению полета МКС с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз МС». В них приняли участие специалисты поисково-спасательного отдела РКК «Энергия», сотрудники НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина, Росавиации, ФМБА России и Института медико-биологических проблем РАН.

После обращения командования ТОФ в РКК «Энергия» был создан электродействующий макет спускаемого аппарата (СА) «Одиссей» для отработки поисковых операций на воде, эвакуации космонавтов, буксировки и погрузки спускаемого аппарата на корабль. Тренажер создан нашим предприятием на базе спускаемого аппарата ТПК «Союз ТМ-08М», летавшего к Международной космической станции в 2013 году. Командовал экипажем той экспедиции космонавт-испытатель, Герой России Павел Владимирович Виноградов, прилетевший во Владивосток в составе делегации РКК «Энергия».

С помощью тренажера спасатели отработали свои действия в случае приводнения на морской акватории спускаемого аппарата корабля «Союз», стартовавшего с космодрома Байконур. Комплектация «Одиссея» средствами поиска и спасания экипажа соответствует комплектации действующих космических кораблей, что обеспечивает подготовку спасателей на высоком уровне.

Для проведения учений тренажер «Одиссей» разместили на борту океанского спасательного буксира «Фотий Крылов», который вышел в акваторию залива Петра Великого недалеко от острова Аскольд. В район поиска также были направлены спасательное судно «Игорь Белоусов» и специализированное водолазное судно ВМ-20 из состава дежурных сил поисково-спасательного отряда главной базы ТОФ.

«Одиссей» подняли с палубной подставки и с помощью бортового крана переместили на воду. Экипаж водолазов закрепил на тренажере надувной пояс НП-2А, который повышает устойчивость спускаемого аппарата на воде и позволяет провести эвакуацию экипажа корабля в более безопасных условиях. После этого тренажер отвели от борта судна в открытое море.

По сценарию учений, самолет Ан-26 морской авиации проводит разведку в Японском море для поиска приводнившегося спускаемого аппарата космического корабля. На тренажере работает аварийный маяк. Космонавты подают светодымовые сигналы с помощью фальшфейеров. Обнаружив «Одиссей», экипаж самолета передает его координаты на многоцелевые спасательные суда, которые сразу выдвигаются на место.

Затем спасатели эвакуируют экипаж космического корабля. Условно пострадавшего космонавта с помощью подвесного устройства забирает палубный вертолет Ка-27ПС, остальных испытателей водолазы отправляют на катере на борт судна «Игорь Белоусов». Используя такелажное снаряжение, «Одиссей» поднимают обратно на борт буксира «Фотий Крылов». После завершения эвакуации спасательные суда выдвигаются в порт Владивостока.

Павел Владимирович Виноградов, который сегодня является заместителем руководителя Летно-космического центра РКК «Энергия», отметил, что взаимодействие всех служб удалось отработать процентов на девяносто.

– Время спасения космонавтов шло на часы. Быстро поднять такую армаду людей и техники возможно только при четкой организации, мы это продемонстрировали, – рассказал П.В. Виноградов. – Теперь есть понимание, что необходимо доработать. Нужно четко знать параметры атмосферы внутри корабля. Для этого потребуется автономная аппаратура регистрации температуры, чтобы не довести экипаж до обморочного состояния. Кроме этого, надо оснащать СА радиомаяками, потому что выход в эфир аварийного маяка – это как большая тревога, нужна отдельная учебная частота во время тренировок. В дальнейшем предстоит отработать еще один вариант, при котором спасательный аппарат мы будем поднимать вместе с экипажем. В этот раз спасатели успешно справились с поставленными задачами. Безупречно отработал и тренажер, подготовленный группой специалистов РКК «Энергия» под руководством начальника сектора поисково-спасательного отдела И.В. Терехова.

Подобные спасательные учения в Тихом океане не проводились более шести лет. Все участники морских тренировок сошлись в одном: для поддержания готовности поисково-спасательных сил учения необходимо проводить регулярно. Предварительно следующая операция по спасению «Одиссея» запланирована на март следующего года. По оценке специалистов, Дальний Восток – район крайне сложный. В этот раз, несмотря на штиль, высота волны достигала двух с половиной метров. А низкая облачность не позволила высадить по плану учений парашютно-десантную группу. В осенне-весенний период погодные условия на Тихом океане значительно ухудшаются, поэтому необходимы повторные тренировки в холодное время года.

Район Тихого океана приобретает особое значение в связи с предстоящими пусками с космодрома Восточный, основная часть трассы до точки выведения кораблей на орбиту будет проходить как раз над данным водным участком. Видеорепортаж «Космическая одиссея в Восточном море» youtu.be/4860dC1Dc8s&t=2s

   

tnt22

ЦитироватьГлава ФМБА России Вероника Скворцова посетила Центр подготовки космонавтов

 Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина

27 авг. 2020 г.

26 августа 2020 года Центр подготовки космонавтов посетила руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова. Высокую гостью сопровождало руководство Центра подготовки космонавтов во главе с Героем России, заслуженным летчиком-испытателем РФ начальником Центра Павлом Власовым. На встрече обсуждались перспективы долгосрочного сотрудничества по теме медицинского сопровождения космонавтов.

youtu.be/0wErATLd8_Q

https://www.youtube.com/watch?v=0wErATLd8_Q (8:52)



tnt22

http://gctc.ru/main.php?id=5057

ЦитироватьЭкстрим и многозадачность – новый этап в обучении кандидатов в космонавты

02 сентября 2020 | Подготовка


У кандидатов в космонавты набора 2018 года продолжается второй этап специальной парашютной подготовки (СППК). Вот уже третью неделю Константин Борисов, Олег Платонов, Кирилл Песков, Сергей Микаев, Евгений Прокопьев, Александр Гребенкин, Александр Горбунов и Алексей Зубрицкий находятся в аэроклубе на окраине г. Мензелинска (республика Татарстан). Здесь будущие космонавты участвуют в тренировках по уникальной методике, представленной и отточенной специалистами 3-го управления ЦПК по экстремальным видам подготовки специально для покорителей космоса.

Из 40 прыжков, предусмотренных программой подготовки на данном этапе СППК, кандидаты в космонавты выполнили уже больше половины. Каждый прыжок с парашютом сопровождается обязательным элементом испытания - ведением репортажа. Обучаемый начинает его за несколько минут до отделения и ведет до приземления.
 

«Нас сейчас учат вести репортаж без остановки даже в самые эмоциональные моменты - подход к обрезу двери, отделение, работа в свободном падении, разбежка, раскрытие парашюта, момент посадки – комментирует процесс обучения кандидат в космонавты Константин Борисов. Крайне полезно и интересно вместе с инструктором прослушивать свои аудиозаписи по итогам дня и отмечать паузы, оговорки, лишние слова, сравнивать время решения заданий. Также при ведении репортажа есть ключевые задачи, которые обязательно нужно выполнить. С каждым новым прыжком ощущается значительный прогресс в качестве ведении репортажа».

Кандидат в космонавты Олег Платонов, на счету которого 91 прыжок с парашютом, также считает этот вид подготовки очень полезным для будущих космонавтов. «СППК позволяет воспитывать смелость и мужество, учит справляться с эмоциями, переступать через волнение, - уверен Олег. – Навык грамотного ведения репортажа незаменим в профессии космонавта, особенно когда речь идет о передаче информации на Землю в случае нештатной ситуации в полете».

 

Под воздействием эмоциональной нагрузки, создаваемой экстремальными условиями прыжка с высоты нескольких тысяч метров, космонавту также важно сохранять высокую работоспособность. Так, методика СППК включает решение специальных карточек с заданиями во время выполнения прыжка.

После отделения от самолета у космонавта есть около 60 секунд на решение задания. Например, это может быть таблица с числами и буквами, закрепленная на запястье обучаемого перед посадкой в самолет. Дополнительно, находясь в состоянии свободного падения, космонавту необходимо вести репортаж, следить за положением тела, обращать внимание на высотомер, чтобы вовремя раскрыть парашют. Так воссоздается состояние эмоционального стресса, необходимое для активизации и развития профессиональных качеств космонавта: внимание, память, скорость принятия решений, логическое мышление. Один из примеров простого задания – расположить представленные в таблице 16 чисел в порядке возрастания (№44). Более сложный тест – это черно-красная таблица (№61). Здесь космонавту необходимо выстроить числа в ряд по правилам, а именно чередовать: красные – в возрастающем порядке, а черные в убывающем.


«Казалось бы, карточка содержит простую математическую задачу, которая решается на земле за 20-30 секунд, - рассказывает инструктор кандидата в космонавты Кирилла Пескова Руслан Ельцов. - Решить ее во время прыжка, контролируя положения тела и высоту, способен далеко не каждый. Космонавт в условиях свободного падения со скоростью 220-250 км/ч. должен последовательно справиться с рядом задач - приемом и анализом информации, указанной в карточке, поиском решения и его реализацией».


По словам Руслана Ельцова, который также является начальником штаба сбора, кандидаты в космонавты демонстрируют хорошие результаты, воспроизводя навыки, полученные на первом этапе парашютной подготовки. «Опыт тренировок, пройденных в прошлом году, сохранился, - уверен Кирилл Песков. - Интересно осознавать, что навыки свободного падения закрепились. Достаточно быстро вспомнилось все, чему учили нас год назад».

Каждый прыжок испытуемый выполняет со специальным оборудованием – диктофоном, шумозащитным шлемом, карточками с заданиями. После приземления инструкторы, врач и психолог ЦПК оценивают поведение кандидата в космонавты во время прыжка, его эмоциональное состояние, правильность решения задачи и грамотность ведения репортажа.


«На сегодня, выполнив 22 прыжка, мы успешно справились с пятью типами заданий – логическими и математическими, - делится успехами своей группы Константин Борисов. Впереди – карточки с творческими заданиями. Мне нравится сравнивать время, потраченное на решение задачи на земле и в воздухе. С одной стороны, спешка вредит результату - можно допустить ошибку, а с другой, даже если намеренно не торопишься, в свободном падении сосредоточен на все 100%, и решение занимает меньше времени»».

«Для меня самое сложное в прыжке - это момент отделения и покидания воздушного судна, - делится впечатлениями Олег Платонов. - В первую очередь я настраиваюсь, решительно подхожу к обрезу двери. В этом момент происходит закалка психики. Преодолев волнение, выпрыгиваю. От прыжка к прыжку переживания уменьшаются».
 
По программе второго этапа на предстоящей неделе группе ОКП предстоит выполнить еще 18 прыжков с дополнительными заданиями. Важную роль в выполнении учебного плана играет погода. Но даже при неблагоприятных условиях работа на аэродроме продолжается. Кандидаты в космонавты закрепляют знания по укладке спортивного парашюта, проходят тренажи вместе со своими инструкторами по элементам выполнения прыжка. Освободившиеся из-за нелетной погоды часы кандидаты в космонавты посвящают спортивным занятиям – в сентябре им предстоит сдача зачетных нормативов по физкультуре.

Источник: Пресс-служба ЦПК