Где взять жидкий водород для ракет?

Автор Прасковья Иванова, 13.04.2010 10:54:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

politros.com

Handelsblatt рассказало о водородном маневре России с СП-2



Россия переключается на водород, чтобы сохранить свои позиции на энергетическом рынке и стать новой водородной державой. О водородном маневре России в Европе рассказало немецкое издание Handelsblatt. Эксклюзивный перевод статьи своим читателям предоставляет «ПолитРоссия».
Россия как крупнейший импортер нефти и газа на континенте хочет сохранить свои позиции на энергетическом рынке, поэтому делает ставку на энергетику нового поколения.
Министерство энергетики представило план разработки российского водорода. К 2024 году в планах Москвы создать совершенно новую отрасль. План предусматривает совершенствование нормативной базы и техническое регулирование производства, хранения, транспортировки, и использования водорода. Согласно проекту документа, Росатом и «Газпром» намерены начать производство водорода в 2024 году. К ним может присоединиться «Новатэк».
Handelsblatt рассказало о водородном маневре России с СП-2
«Газпром» заявил о намерениях уже в следующем году разработать и опробовать новую водородную турбину. Немецкие журналисты отмечают, что Берлин особенно заинтересован в развитии партнерства между российской компанией «Газпром энергохолдинг» и Siemens. Весной текущего года стало известно, что машиностроительная компания «Силовые машины» планирует прекратить партнерство с немецким концерном Siemens. Она может выйти из совместного предприятия по производству газовых турбин в России.
Но, по сообщениям СМИ, «Газпром энергохолдинг» готов подхватить эстафету и сформировать большой заказ на энергооборудование для обновления существующих мощностей, несмотря на пандемию коронавируса, которая внесла коррективы в работу компании.
До 2024 года «Газпром» будет изучать применение водорода и метано-водородного топлива в газовых установках (газотурбинных двигателях, газовых бойлерах и т.д.) и в качестве моторного топлива в разных видах транспорта. «Росатом» в 2024 году планирует построить экспериментальный полигон для железнодорожного транспорта на водороде. Речь идет о переводе поездов на водородные топливные элементы на Сахалине, о котором РЖД объявили в 2019 году.
Handelsblatt рассказало о водородном маневре России с СП-2
Цитата: undefined«В настоящее время в России "серый водород" добывается из ископаемого топлива. При этом в атмосферу выбрасывается много диоксида углерода. Но Россия делает ставку на чистую энергию: Газпром нацелен на производство так называемого бирюзового водорода», – пишет издание.
Однако Россия рассчитывает не только стать водородной державой. «Северный поток – 2», который сейчас находится на завершающей стадии строительства, может быть использован для транспортировки водорода в будущем.
«Газпром» рассматривает возможность отправки по трубопроводам газовой смеси, смешанной с водородом. По оценкам компании, в старых трубопроводах водород может быть смешан на 20 % с природным газом, в новых же магистралях, таких как Nord Stream, это соотношение может достигнуть 70 %. «Газпром» оценивает водородный рынок в Европе в 153 миллиарда евро к 2050 году. Оценки Министерства энергетики имеют больший разброс и прогнозируют объем рынка от 32 до 164 миллиардов евро.
Водород имеет шанс заместить природный газ, и в этом случае «Газпром» может стать более крупным конкурентом в производстве водорода в собственной стране. «Росатом» делает ставку на так называемый желтый водород, образующийся в результате электролиза воды. При производстве будет использоваться атомная электроэнергия, что, по мнению авторов статьи, вряд ли заинтересует европейских партнеров.
Несмотря на это, в концерне подсчитали, что к 2050 году он сможет расширить свое производство до 50 млн тонн водорода в год. Таким образом, Россия готовится к водородной битве за Европу, ставки в которой будут высоки, но победитель получит главный приз – станет лидером глобального водородного рынка, заключает издание.
Ранее стало известно, как Россия решила покорять Европу «зеленым» топливом.
Автор: Марина Гончарова
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

politros.com

От газа к водороду: Россия задумала покорять Европу «зеленым» топливом



От газа к водороду: Россия задумала покорять Европу «зеленым» топливом
Информационный портал Bloomberg опубликовал статью «Russia Looks to Hydrogen as Way to Make Gas Greener for Europe» (Россия планирует с помощью водорода сделать более зеленый газ для Европы»), перевод которой эксклюзивно для своих читателей предоставляет редакция «ПолитРоссия».
По словам аналитиков американского издания, российская энергетическая компания «Газпром» намерена развить «рынок водорода» в Европе. Речь идет о создании экологически чистого топлива, поставки которого в ЕС, по прогнозам Bloomberg, могут принести России до 175 миллиардов долларов.
Как известно, «Газпром» в прошлом году достиг рекорда по экспорту природного газа в Европу: доля российского предприятия на европейском рынке теперь составляет 34,7% . Однако компания планирует сохранить за собой 41%. Для этого «Газпром» намерен усовершенствовать поставляемую продукцию.
Используя мировой тренд на «озеленение» топлива, «Газпром» планирует постепенно внедрять технологии смешивания природного газа с водородом, что позволит создать экологически чистое горючее. По словам специалистов, российская компания уже использует водород в небольших пропорциях. Однако постепенно его доля в поставляемом топливе будет увеличиваться.
Специалист по связям с общественностью компании GAZPROM Germania Максимилиан Кун заявил, что природный газ из России теперь будет самым чистым. А аналитик Bloomberg NEF отметил, что такое решение российской компании приведет к сокращению инвестирования возобновляемых источников энергии и снижению выбросов в атмосферу практически до нуля.
Автор: Сергей Игнатьев
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

mk.ru

СМИ: по «Северному потоку — 2» будет поставляться водород
Александра Ипполитова


Как пишет немецкое издание Handelsblatt, европейские страны в ближайшее время выберут водород в качестве основного энергоносителя. Учитывая это, Министерство энергетики РФ разработало план по развитию альтернативной энергетики. Производство водорода планируется наладить до 2024 года на мощностях корпораций «Газпром» и «Росатом».
Объем европейского водородного рынка, по мнению экспертов, к 2050 году может достигнуть 153 млрд евро. В российском министерстве энергетики рассчитывают, что «вилка» составит от 32 до 164 млрд евро.
Так, уточняет Handelsblatt, еще недостроенная труба «Северного потока — 2» стоимостью порядка 8,5 млрд евро при полной загрузке окупится в течение десяти лет. Если производство водорода в Европе приведет к серьезному сокращению импорта газа, «Северный поток — 2» может оказаться инвестиционным провалом.
Поэтому в «Газпроме» уже думают, как заполнить трубу по крайней мере газовой смесью. В старые трубы можно наряду с природным газом закачать также 20% водорода. В новых же трубах, таких как «Северный поток», его доля может достигать даже 70%.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Bell

Чушь какая-то... у водорода чудовищно низкая объерная энергоемкость. Целая проблема с наводороживанием контактирующих материалов. А сама по себе идея теснейшим образом связана с проблемой буферизации зеленой генерации. Поэтому Европе нафиг не нужен импортный водород - у них самих в теории его будет завались.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Asteroid

В теории, а на практике? Где они его будут добывать? Электролизом из воды? Где они возьмут чудовищные энергомощности для этого? От ветряков? Не проще ли тогда маневрирующие мощности держать в ГАЭС? Дешевле на порядок выйдет.

Мне кажется Газпром просто решил разговор поддержать и вся эта массовая водородная тематика стухнет по экономическим причинам при первых попытках реализации.

Но это тема скорее для Чёрной дыры уже...
==>[RU.SPACE Forever>

АниКей

    neftegaz.ru

    Квантовый скачок. Германия приняла Национальную водородную стратегию
    О. Бахтина


    Берлин, 13 июн - ИА Neftegaz.RU. 10 июня 2020 г. федеральное правительство утвердило Национальную водородную стратегию (НВС) для Германии.
    Водород - ключевой элемент для декарбонизации ключевых секторов немецкой экономики, таких как сталелитейная и химическая промышленность и транспортный сектор.
    А водородные технологии могут стать ключевой сферой деятельности для немецких экспортеров.
    Для внедрения и развития НВС создается специальная структура управления.
    10 июня правительство утвердило членов в новый Национальный совет по водородным ресурсам.
    В этот же день, 10 июня в г. Берлине Посол Марокко З. Алауи и министр экономического развития Германия  Г. Мюллер подписали соглашение о строительстве 1го завода по производству «зеленого» водорода в Марокко.
    Марроканцы - рады.
    Благодаря приверженности переходу к экологически чистой политике и инвестициям в зеленую энергию Марокко с 2012 г. обеспечило стратегические партнерские отношения с Германией в рамках марокко-германского энергетического партнерства (PAREMA).
    С выделенным бюджетом в 20 миллиардов MAD (2,07 млрд долл США) PAREMA обязывает обе страны обмениваться передовым опытом и знаниями для ускорения своих энергетических переходов.
    Соглашение позволит марокканскому Агентству солнечной энергии (MASEN) осуществить проект «Power-to-X» по производству зеленого водорода, создать исследовательскую платформу для этого чистого источника энергии и помочь марокканским специалистам приобрести эту зеленую технологию.
    h2 strategy germ 2 2020.jpg
    Выдержки из НВС:
    • чистое, безопасное и доступное энергоснабжение крайне важно для нашей жизни.
    • успешный энергетический переход означает сочетание безопасности поставок, доступности и экологическая совместимость с инновационной и интеллектуальной защитой климата;
    • Германии нужны альтернативы для высокоуглеродной энергетики;
    • газ и жидкие источники энергии являются неотъемлемой частью промышленно развитой страны, такой как Германия, в долгосрочной перспективе;
    • Водород - получает центральную роль в дальнейшем развитии и завершении энергетического перехода;
    • Водород является универсальным источником энергии;
    • можно использовать в топливных элементах транспортных средств;
    • может помочь сбалансировать спрос и предложение энергии;
    • где электричество не генерируется напрямую от ВИЭ, зеленый водород и его производные продукты (Power-to-X) открывают новые пути декарбонизации;
    • можно использовать в различных химических и промышленных техпроцессах, напр. для производство аммиака необходимо вместо ископаемого водорода;
    • можно будет использовать для производства первичной стали, если разработать нейтральный для парниковых газов техпроцесс, где использование водорода будет заменой коксующего угля;
    • промышленные выбросы CO2 могут быть утилизированы с водородом в полезные химические вещества (CCU) и открыть новые цепочки добавленной стоимости для сырьевой промышленности.
    Тезисы министра экономразвития Германии Г. Мюллера:
    • изменение климата связано с выживанием человечества в целом;
    • водородная стратегия позволяет Германии сделать гигантский скачок к топливу с нейтральным уровнем выбросов углерода и глобальному энергетическому переходу;
    • зеленый «водород» и его производные, такие как метанол, потенциально могут стать чистой «нефтью» завтрашнего дня;
    • страны Северной Африки являются подходящими промплощадками для этого, поскольку количество доступного солнечного света практически не ограничено;
    • вместе с Марокко Германия реализует проект 1го завода по производству «зеленого водорода» в Африке, что позволит создать рабочие места для молодежи, укрепить лидерство Германии в области технологий и помогает достичь международных климатических целей.
    Тезисы министра экономики и энергетики П. Альтмайера:
    • НВС Германии - это «квантовый скачок», который поднимет энергетический переход и защиту климата на новый качественный уровень;
    • эта инициатива - наиболее важное нововведение с момента решения поддержать внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
    • принимая водородную стратегию, мы помогаем Германии стать мировым лидером в области водородных технологий;
    [/li]
    [li]время водорода и технологий, обеспечивающих его использование, пришло;[/li]
    [li]Германия должна использовать потенциал для экономического производства, занятости и климата и делать это сейчас;[/li]
    [li]водород - как источник энергии, будет ключевым товаром для успешного перехода к низкоуглеродной энергии, внесет важный вклад в достижение климатических целей в Германии и во всем мире;[/li]
    [li]Германия будет играть ведущую роль в водородной стратегии, как это было 20 лет назад, когда началось продвижение использования ВИЭ.[/li]
    [/list]
    Тезисы министра по окружающей среде, охране природы и ядерной безопасности С. Шульце:
    • Национальная водородная стратегия даст Германии двойной импульс - для климата и для устойчивого экономического восстановления после кризиса COVID-19;
    • зеленый водород дает возможность лучше смягчать изменения климата в отраслях промышленности, где ранее не было решений, например, в сталелитейной промышленности или авиации;
    • в долгосрочной перспективе, только водород как 100% ВИЭ, полезен для климата;
    • Германии нужна дополнительная зеленая энергия, чтобы иметь возможность для производства зеленого водорода. Поэтому мы должны и будем последовательно расширять использование ВИЭ.
    Тезисы министра транспорта А. Шойера:
    • водород нужен для транспортного сектора!
    • Водородная стратегия устанавливает четкие рамки для компаний и позволяет им планировать свои инвестиции;
    • более 10 лет Минтранс Германии работал в области водородных технологий, инвестировав более 700 миллионов евро в исследования и разработки;
    • теперь нужны коммерческие проекты. У людей должен быть шанс испытать водород;
    • водородная стратегия рассматривает всю цепочку создания стоимости - технологии, производство, хранение, инфраструктура и применение в транспортных средствах;
    • с нашими проектами HyLand Минтранс уже внедряет водородные технологии, начиная от производства и заканчивая местным использованием в отдельных регионах. Следующий шаг - внедрение по всей Германии;
    • Минтранс продолжит поддерживать и строить центр применения и технологии водородной промышленности для добывающих отраслей промышленности и специализированной промышленности по производству топливных элементов в Германии. Это даст нашему немецкому автомобилестроению новые перспективы на будущее и поможет обеспечить множество рабочих мест.
    Тезисы министра образования А. Карличек:
    • Германия хочет быть одним из мировых пионеров этой прогрессивной технологии;
    • чем быстрее и смелее мы становимся, тем больше у нас шансов сделать новую водородную отрасль промышленности драйвером новых рабочих мест в Германии.
    Тезисы критиков НВС:
    • лоббисты из BDI - правительство упустило возможность использовать потенциал транспорта для внедрения водорода;
    • Ассоциация муниципальных предприятий (VKU) - в документе не упоминаются возможности децентрализованного производства водорода, хотя существуют значительные возможности для удовлетворения регионального или местного спроса на водород и внесения местного вклада в стабильность системы и безопасность поставок;
    • Оффшорная ветроэнергетическая ассоциация BWO - мощности для производства зеленого водорода в море должны продаваться с аукциона в дополнение к существующей в Германии цели - получить 20 ГВт энергии ветра на море к 2030 г, иначе никакого выигрыша не будет;
    • Друзья Земли Германия (BUND) - НВС приведет Германию в тупик, поскольку увековечивает высокое потребление энергии, игнорируя основные требования к энергосбережению и энергоэффективности, и, таким образом, приводит страну к высокой импортной зависимости;
    • экологи - активисты WWF - стратегия не уделяет достаточного внимания необходимому внедрению ВИЭ и социальным и экологическим аспектам производства водорода, импорт зеленого водорода из ВИЭ всегда должен быть дополнением к внутренним усилиям по переходу на эти энергоносители;
    • общественные организации - необходимо ограничить использование водорода в транспортном секторе транспортными средствами, которые не могут работать непосредственно от электричества, такими как корабли и самолеты, а также в автомобилях или в секторе отопления, учитывая, что для этих целей были доступны более эффективные альтернативы.
    [/li][/list]
    В 2018 г. в Германии начата коммерческая эксплуатация электричек Coradia iLint, использующих водородное топливо.
    В 2019 г. в Германии решили создать Специализированный научный центр для проведения исследований водорода как источника энергии.
    В 2020 г. Германия приступила к перестройке части своей системы газопроводов (ГТС) под перекачку водорода, Газпром готов помочь водородом.
      Текст НВС см. здесь.
    А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

    АниКей

    neftegaz.ru

    Водородные перспективы. Газпром готов предложить Европе газовую альтернативу
    С. Бабаева


    Москва, 28 мая - ИА Neftegaz.RU. Германия приступила к перестройке своей системы газопроводов под перекачку водорода.
    Об этом сообщило немецкое издание Deutsche Welle.
    В настоящее время поставку экологически чистого топлива уже готов осуществлять российский Газпром. 
    Планируется, что Германия подготовит трубопроводы к 2030 г.
    В новом проекте будут задействованы оба Северных потока, а также их сухопутные нити Eugal и Opal.
    По словам немецких экспертов, дочка Газпрома в Германии - Gascade - согласна с новой концепцией поставок водорода.
    Компания вносит свои предложения по энергетическому обеспечению ФРГ в будущем, когда не будет использоваться традиционный ископаемый газ.
    А так как основные мощности по транспортировке газа, способные обеспечить топливом всю территорию Германии, находятся именно в ведении Газпрома и его дочерних фирм - ему же будут принадлежать станции по производству водорода.
    Кроме того, РФ может строить электролизные предприятия на своей территории для сохранения за собой европейского топливного рынка.
    Напомним, что 3 мая 2020 г. стало известно, что на Кольской АЭС Росатома могут реализовать проект по созданию при Кольской АЭС инфраструктуры для отработки технологий водородной энергетики.
    А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

    АниКей

    Цитата: Asteroid от 30.07.2020 09:29:41Но это тема скорее для Чёрной дыры уже...
    Нет. Распространение водородных технологий, снижение цены водорода, развитие инфраструктуры позволит преодолеть паническую боязнь применения водорода в РКТ. Поэтому тема космическая, ближе к средствам выведения. ;)

    Слышал фразу, что в футбол играют все, а выигрывают немцы. Так и с водородом. ;)
    А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

    АниКей

    Цитата: Asteroid от 30.07.2020 09:29:41Газпром просто решил разговор поддержать
    Да, и предложил свои возможности. Плюс Новатэк. Ищем рынки сбыта, решая их проблемы.
    А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

    Посмотрим. Если вопрос с водородом будет решен таким образом, то ракеты на водороде станут во всех смыслах, в том числе и в экономическом, выгодными.
    КАКТОТАК
    ----------------------------
    Моделью ракеты можно достичь модели Марса

    Bell

    #530
    Цитата: Asteroid от 30.07.2020 09:29:41В теории, а на практике? Где они его будут добывать? Электролизом из воды? Где они возьмут чудовищные энергомощности для этого? От ветряков? Не проще ли тогда маневрирующие мощности держать в ГАЭС? Дешевле на порядок выйдет.

    Мне кажется Газпром просто решил разговор поддержать и вся эта массовая водородная тематика стухнет по экономическим причинам при первых попытках реализации.

    Но это тема скорее для Чёрной дыры уже...
    Да, электролизом из морской воды. Да, электроэнергией от ветряков и солнечных электростанций. Которых понастроили дохрена и еще хотят.
    Проблема вылезла в том, что их генерация непостоянна по мощности и не совпадает с пиками потребления. Поэтому необходимо как-то накапливать полученную энергию и иначе перераспределять по времени.
    ГАЭС далеко не везде можно построить, необходимы перепады рельефа. Да и стоит их строительтво недешево, к тому же они занимают много места под водохранилища. В Германии и так уже понатыкали ветряков где только можно.
    С другой стороны в Европе исторически сложилась густая сеть газопроводов. А водород не дает при сжигании углекислого газа. Поэтому в первом приближении идея заманчива. Правда, Марцинкевич правильно говорит об азотном следе, там лезет огромный гемор с оксидами азота.
    Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

    Bell

    Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 30.07.2020 11:24:39Посмотрим. Если вопрос с водородом будет решен таким образом, то ракеты на водороде станут во всех смыслах, в том числе и в экономическом, выгодными.
    Вроде как логично, но почему-то развитие газовых технологий до сих пор не привело к созданию метановых ракет...
    Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

    Цитата: Bell от 30.07.2020 12:41:46
    Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 30.07.2020 11:24:39Посмотрим. Если вопрос с водородом будет решен таким образом, то ракеты на водороде станут во всех смыслах, в том числе и в экономическом, выгодными.
    Вроде как логично, но почему-то развитие газовых технологий до сих пор не привело к созданию метановых ракет...
    Сие загадка ВЕЛИКАЯ есть. Но, вроде бы сейчас все резко опомнились...  :)
    КАКТОТАК
    ----------------------------
    Моделью ракеты можно достичь модели Марса

    Asteroid

    С оксидом азота при использовании водорода, как маневровой энергоёмкости, бороться как раз просто: при электролизе ведь ещё выделится и кислород. Вот в этом чистом кислороде водород и сжечь.

    Простите, если где-то некорректно выразил мысль терминологически, но думаю все поняли о чём речь.
    ==>[RU.SPACE Forever>

    Антикосмит

    #534
    Вообще говоря, водяной пар это самый страшный парниковый газ. Я вам это авторитетно заявляю как инженер, которому известна методика расчета коэффициента пропускания ИК излучения атмосферой. Поэтому считать водород "климатически нейтральным" топливом - верх невежества. Шельмование диоксида углерода - важнейшего сельскохозяйственного удобрения - признак узколобости, тупости и попыток торга.

    Бороться надо c влажностью воздуха, а в случае Европы корень проблемы это Гольфстрим, который как поднимает температуру омывающих вод и воздушных масс выше широтной нормы, так и насыщает воздух парами воды, которые, собственно, и ухудшают радиационный тепловой баланс Земли.

    Надо остановить Гольфстрим и в Европе забудут про глобальное потепление как страшный сон. Есть даже проекты а ля установка гигантских турбин у выхода их Мексиканского залива для генерации экологически чистой электроэнергии.
    Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

    Bell

    Цитата: Asteroid от 31.07.2020 00:00:21С оксидом азота при использовании водорода, как маневровой энергоёмкости, бороться как раз просто: при электролизе ведь ещё выделится и кислород. Вот в этом чистом кислороде водород и сжечь.

    Простите, если где-то некорректно выразил мысль терминологически, но думаю все поняли о чём речь.
    Не-не, идея как раз в том, чтобы использовать водород везде, где сейчас газ и прочие углеводороды. Особенно - в ДВС. Да даже на тепловую электростанцию вторую кислородную трубу тащить - дикая роскошь. Ну можно придумать какое-то применение этому делу, но это будет очень небольшая доля всех необходимых систем.
    А атмосферный кислород доступен везде, всегда и в любом количестве практически бесплатно (ну там немного потерь на сжатие).
    Сейчас основная стратегия борьбы с NOx - управление температурой пламени, чтобы сдвинуть пониже, чем необходимо для окисления азота. Но как это сделать для водорода, у которого Тсгор раза в 2 выше, чем у углеводоролов - пока хз. И разбавлять нечем...
    Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

    Bell

    Цитата: Антикосмит от 31.07.2020 01:07:04Вообще говоря, водяной пар это самый страшный парниковый газ. Я вам это авторитетно заявляю как инженер, которому известна методика расчета коэффициента пропускания ИК излучения атмосферой.
    Ну да, водяной пар, метан и только потом углекислый газ.
    Но увеличение пара в атмосфере от сжигания водорода - пренебрежимо малая величина относительно испарения с поверхности Мирового океана. Так что пофиг.
    Другое дело, что показывает, насколько бредова вся эта борьба с углеродом :)
    Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

    Настрел

    Цитата: АниКей от 30.07.2020 06:28:12mk.ru

    СМИ: по «Северному потоку — 2» будет поставляться водород
    Александра Ипполитова
    А цимус в том, откуда куда он будет доставляться. Для этого достаточно посмотреть на то, где будет избыток генерирующих мощностей после остановки ТЭС.

    АниКей

    Почему водород назван неоднозначным с точки зрения глобальной энергетики ресурсом

    Спойлер
    forpost-sz.ru

    Почему водород назван неоднозначным с точки зрения глобальной энергетики ресурсом



    В западной прессе стартовала дискуссия о способности России наладить производство водорода и сохранить лидирующие позиции на европейском энергетическом рынке. По мнению ряда политиков и коммерсантов, именно этот химический элемент будет лежать в основе топливно-энергетического баланса ЕС в середине столетия. И те компании или государства, которые не успеют переформатировать свой бизнес, обречены остаться на периферии цивилизационного развития.
    Так ли это на самом деле? Если да, то почему полемика на тему перспектив ресурса началась именно сейчас, хотя технологии его производства известны уже очень давно (получить его можно из природного газа, угля или же путём электролиза)? И насколько реальны планы Министерства энергетики РФ создать к 2024 году новую экспортноориентированную отрасль?
    В мире сегодня потребляется примерно 85 млн тонн водорода, однако спрос на него обеспечивают вовсе не энергетики, а нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. О машинах, автобусах и даже электричках, работающих на H2, много говорят и пишут. Однако, на самом деле, всё это хоть и функционирующие, но экспериментальные образцы. Они не являются бизнес-проектами, их цель - повысить имидж крупных автомобилестроительных компаний, представив последних в глазах общественности борцами за экологию. О внедрении этих моделей в промышленных масштабах речи не идёт. По крайней мере, в обозримом будущем.
    водород
    Фото © alstom.com
    Например, поезд Coradia iLint на водородных топливных элементах, который в 2018 году запустили в Германии, производители и эксперты назвали «технологическим прорывом», в чём нет ни малейших сомнений. В то же время ни о какой революции речи не идёт. Она невозможна по нескольким причинам и, прежде всего, в связи с отсутствием обширной сети заправок. То же самое касается и энергетического комплекса. Инфраструктура, способная обеспечить подачу водородного топлива на ТЭС и его дальнейшее преобразование в электричество, отсутствует. Сроки её появления назвать невозможно, как из-за слишком высоких затрат на реализацию столь масштабного проекта, так и в силу отсутствия надёжных технологий хранения и транспортировки самого лёгкого в природе элемента.
    Цитата: undefined«Несмотря на перспективность водорода на долгосрочных горизонтах планирования, в настоящий момент уровень готовности мировой экономики к развитию профильной инфраструктуры гораздо ниже, чем к внедрению возобновляемой энергетики. Полностью отсутствуют механизмы функционирования рынков, а также инфраструктура, которая позволила бы эффективно производить водород и хранить его. Наблюдаются колоссальные проблемы с безопасностью его использования и другие проблемы, характерные для технологий, находящихся на начальных этапах развития. То есть речь идёт не только о необходимости колоссальных финансовых вливаний в отрасль, но и о серьёзных рисках для населения», - считает ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
    водород
    Фото © www.tart-aria.info
    Вместе с группой учёных он написал научную статью, где оценил вероятность перехода европейской энергосистемы на водород и детально проанализировал проблемы, которые могут быть с этим связаны. Одна из них – слишком высокая себестоимость производства H2, как из воды, так и из метана. Даже наиболее эффективный метод в несколько раз дороже, чем добыча нефти или газа в пересчёте на объёмы, необходимые для выработки аналогичного количества электроэнергии. Более того, по экономической эффективности водород проигрывает и ветрогенераторам, и солнечным панелям. Причём, вне зависимости от того, где он изготавливается - в мобильных установках или на стационарных заводах.
    Цитата: undefined«Самое главное, что сегодня не решены проблемы, связанные с хранением и транспортировкой водорода. А ведь любому школьнику известно, что это чрезвычайно активный химический элемент, он является настоящим врагом металлоконструкций, делает их более хрупкими и постепенно разрушает. В связи с так называемой стресс-коррозией США отказались от его использования в качестве топлива для современных космических кораблей. А «Газпром» заменил уже более пяти тысяч километров труб большого диаметра. Это значит, что нынешняя система трубопроводов в случае её использования для транспорта водорода подвергнется неминуемой атаке. Прежде всего, в местах сварных швов. Перестраивать её в угоду неоднозначного с точки зрения глобальной энергетики ресурса достаточно странно», - считает Владимир Литвиненко.
    северный поток
    Фото © Nord Stream 2/Aксель Шмидт
    В результате электрохимической реакции, которая происходит при эксплуатации H2 вместо дизеля или природного газа, в окружающую среду выделяется только вода. Никаких выбросов в атмосферу вредных веществ не происходит, и именно этот факт является основной мотивацией к масштабному внедрению водорода. Однако и здесь существуют подводные камни. Дело в том, что при производстве этого ресурса из метана происходят выбросы оксида азота, который является более мощным парниковым газом, чем СО2. А процесс электролиза требует большого объёма электричества, далеко не всегда полученного экологически чистым способом.
    В той же Германии около трети всей генерации сегодня происходит за счёт сжигания угля. То есть для того, чтобы заправить условную электричку Coradia iLint, которая не выделяет в атмосферу углекислый газ, необходимо сжечь дополнительные объёмы чёрного золота на одной из ТЭС. В этом случае в атмосферу попадёт никак не меньше диоксида углерода, чем из трубы дизельного поезда. Просто его эмиссия произойдёт в другом месте.
    В связи с вышесказанным резонно предположить, что Европа сегодня совершенно не готова к строительству необходимой для перехода на водород инфраструктуры. Поспешность в её создании может привести не только к резкому повышению стоимости электроэнергии, но и к снижению энергобезопасности государств, входящих в ЕС. В то же время экологические преимущества пока что выглядят весьма туманными. Зачем же тогда многие западные политики, бизнесмены и учёные всё чаще и чаще обсуждают перспективы первого элемента Таблицы Менделеева? Ведь ещё год назад в том же ФРГ идеальным миксом на ближайшие 20-30 лет считалось сочетание возобновляемых источников энергии и природного газа, потребление которого, по прогнозам, должно серьёзно увеличиться.
    Северный поток - 2
    Фото © Nord Stream 2 / Aксель Шмидт
    По всей видимости, подобные заявления являются политически мотивированными и имеют весьма опосредованное отношение к реальности. Под предлогом борьбы за экологию и необходимости уменьшения выбросов СО2 западной общественности прививается мысль о том, что нефть и природный газ – это некое пещерное топливо. А на государства, обладающие их крупными запасами (прежде всего, на Россию), вешается ярлык варваров, чья деятельность ведёт к гибели планеты. На самом же деле речь идёт лишь об инструменте борьбы за рынки сбыта углеводородов, которые в обозримой перспективе продолжат расти.
    Цитата: undefined«Ранее наиболее амбициозные из реализуемых стратегий развития зеленой энергетики, так или иначе, действительно строились на комбинации ВИЭ и углеводородных ресурсов, преимущественно природного газа. Такая стратегия позволяет достичь эколого-экономического баланса энергетической системы. С практическим воплощением водородной стратегии, он будет потерян, так как «водородное звено» либо катастрофически снижает экономическую эффективность технологической цепочки, в том числе, за счёт необходимости обеспечить целый комплекс мер безопасности инфраструктуры, либо приводит к дополнительным экологическим последствиям», - уверен Литвиненко.
    Он считает, что призывы к скорейшему внедрению нового ресурса «выглядят волюнтаристски». Ведь энергетика – это фундамент экономики и основной драйвер её развития. Поясняя причины, по которым он приял участие в создании научной статьи «Барьеры реализации водородных инициатив в контексте устойчивого развития глобальной энергетики», ректор Горного университета говорит о необходимости «вовлечь в дискуссионное
    поле учёных и практиков». Это необходимо «для обширного обсуждения этой крайне актуальной темы и проведения совместных междисциплинарных исследований, без которых невозможно выработать комплексный подход к пониманию роли водорода в будущем».
    Арбитром в споре между альтернативной и традиционной энергетикой он видит ЮНЕСКО, что вполне логично. Как известно, в числе целей устойчивого развития, провозглашённых ООН, есть и доступ к сравнительно дешёвой и чистой электроэнергии. А H2 на данном этапе развития технологий не сможет обеспечить ни то, ни другое.
    [свернуть]
    А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

    Димитър

    ЦитироватьСейчас основная стратегия борьбы с NOx - управление температурой пламени, чтобы сдвинуть пониже, чем необходимо для окисления азота. Но как это сделать для водорода, у которого Тсгор раза в 2 выше, чем у углеводородов? 
    Очень просто. Разбавлять воздухом.