«C7 космические транспортные системы»

Автор alex1664, 15.09.2016 13:51:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

cross-track

Цитата: Schwalbe от 25.06.2020 15:57:58
Цитата: cross-track от 25.06.2020 15:33:01
Цитата: vlad7308 от 25.06.2020 15:08:56Госкорпорация "Роскосмос" утвердила техзадание на разработку эскизного проекта
А почему нельзя было написать" "утвердила техзадание на эскизный проект"?
Потому что тогда пришлось бы отчитываться эскизным проектом, а не его разработкой.
И я про это)
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

АниКей

Глава ОСК оценил возможность модернизации космодрома "Морской старт"
13:13 29.06.2020
1274
Плавучий космодром Морской старт
© Фото : S7 space
МОСКВА, 29 июн - РИА Новости. Объединенная судостроительная корпорация могла бы модернизировать плавучий космодром "Морской старт", необходимые технологии наработаны, заявил гендиректор ОСК Алексей Рахманов.
Цитата: undefined"Морской старт", если нам его позволят достроить - американцы, вы знаете, наложили кучу ограничений на его использование и его возможности. Мне кажется, что мы на сегодняшний день много смогли разработать морских технологий, что возможность организации запусков с этой платформы или чего-то подобного этой платформе, было бы достаточно хорошим элементом развития наших космических возможностей", -
сказал он журналистам.
Рахманов не уточнил, о каких конкретно ограничениях по применению "Морского старта" идет речь.
Спойлер
Ранее сообщалось, что перед транспортировкой космодрома в Россию с пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли все иностранное оборудование: речь идет об информационно-связном оборудовании компании Boeing и пусковом оборудовании украинского производства для ракеты "Зенит" от "Южмаша".

Проект "Морской старт" создан в 1995 году для эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. В 2016 году S7 Group объявила о подписании контракта с группой компаний Sea Launch (дочернее предприятие РКК "Энергия"), предусматривающего покупку имущественного комплекса проекта "Морской старт". В марте 2020 года комплекс, получив предварительное одобрение со стороны госдепа США, был перевезен в Россию.
В конце апреля председатель совета директоров S7 Group Вячеслав Филев сообщил в интервью газете "Коммерсант", что проект "Морской старт" заморожен до лучших времен. Примерно в это же время стало известно, что "Роскосмос" поставил задачу своим предприятиям провести экономическое обоснование возобновления работы "Морского старта" - оценить затраты на ремонт плавучего космодрома и создание новой ракеты "Союз-7". При этом пуски планируется возобновить с 2024 года.
Сообщалось, что к покупке комплекса проявляет интерес "Росатом".
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Василий Ратников

Цитата: АниКей от 29.06.2020 14:33:42Рахманов не уточнил, о каких конкретно ограничениях по применению "Морского старта" идет речь.
Правильный ответ - никаких )) можете использовать это конструкцию любым угодным вам способом сказали американцы.

seachest

Цитата: АниКей от 29.06.2020 14:33:42Глава ОСК оценил возможность модернизации космодрома "Морской старт"
13:13 29.06.2020
1274
Плавучий космодром Морской старт
© Фото : S7 space
МОСКВА, 29 июн - РИА Новости. Объединенная судостроительная корпорация могла бы модернизировать плавучий космодром "Морской старт", необходимые технологии наработаны, заявил гендиректор ОСК Алексей Рахманов.
Цитата: undefined"Морской старт", если нам его позволят достроить - американцы, вы знаете, наложили кучу ограничений на его использование и его возможности. Мне кажется, что мы на сегодняшний день много смогли разработать морских технологий, что возможность организации запусков с этой платформы или чего-то подобного этой платформе, было бы достаточно хорошим элементом развития наших космических возможностей", -
сказал он журналистам.
Рахманов не уточнил, о каких конкретно ограничениях по применению "Морского старта" идет речь.
Спойлер
Ранее сообщалось, что перед транспортировкой космодрома в Россию с пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли все иностранное оборудование: речь идет об информационно-связном оборудовании компании Boeing и пусковом оборудовании украинского производства для ракеты "Зенит" от "Южмаша".

Проект "Морской старт" создан в 1995 году для эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. В 2016 году S7 Group объявила о подписании контракта с группой компаний Sea Launch (дочернее предприятие РКК "Энергия"), предусматривающего покупку имущественного комплекса проекта "Морской старт". В марте 2020 года комплекс, получив предварительное одобрение со стороны госдепа США, был перевезен в Россию.
В конце апреля председатель совета директоров S7 Group Вячеслав Филев сообщил в интервью газете "Коммерсант", что проект "Морской старт" заморожен до лучших времен. Примерно в это же время стало известно, что "Роскосмос" поставил задачу своим предприятиям провести экономическое обоснование возобновления работы "Морского старта" - оценить затраты на ремонт плавучего космодрома и создание новой ракеты "Союз-7". При этом пуски планируется возобновить с 2024 года.
Сообщалось, что к покупке комплекса проявляет интерес "Росатом".
[свернуть]
не проще построить что то новое и современное?  это уже музей или металлом

seachest

говорят после 6 июля будет доклад ВВ по восстановлению МС

Bell

Цитата: seachest от 01.07.2020 23:05:39доклад ВВ
Владимиру Владимировичу будут докладывать? :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

seachest


Хунвэйбин

Цитата: АниКей от 29.06.2020 14:33:42Рахманов не уточнил, о каких конкретно ограничениях по применению "Морского старта" идет речь.



Думаю так- ОСК док утопила недавно, в котором могли обслуживать платформу. Другого дока в стране, наверное, нет.

А страны Юго-Восточной Азии под страхом санкций платформу в своих доках ремонтировать не будут.

ZOOR

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Serge V Iz

Кстати, а что с доком ПД-41? Он так и ждет какого-то по себе решения?

seachest

Себестоимость пуска одного носителя с плавучего космодрома «Морской старт» (Sea Launch) оценивается в 3,8-5,0 миллиарда рублей, сообщает РИА Новости, ссылаясь на «Росатом».
Согласно документу, подготовленному в госкорпорации, при условии проведения с плавучего космодрома от одного до шести стартов в год стоимость ракеты составит 3,8 миллиарда рублей. Если пуск будет проводиться раз в два года, то цена носителя вырастет до 5 миллиардов рублей.
В документе «Росатома» не указывается, какая ракета использовалась для расчета стоимости пусковых услуг.
В июне РИА Новости, ссылаясь на госкорпорацию, сообщило, что стоимость «Морского старта» составляет 11 миллиардов рублей.

triage

#4331
И откуда они взяли стоимость РН и какой РН?
Цитироватьhttps://ria.ru/20200702/1573764921.html
03:55 02.07.2020

МОСКВА, 2 июл - РИА Новости. ...говорится в материалах экспертов "Росатома", составленных по предоставленным "Роскосмосом" данным, с которыми ознакомились РИА Новости.
Спойлер
Ранее сообщалось о возможной покупке комплекса госкорпорацией "Росатом".

Департамент управления инвестиционной деятельностью и управление поддержки новых бизнесов госкорпорации "Росатом", рассматривая перспективы покупки комплекса, оценил стоимость одного пуска.
[свернуть]
При проведении стартов от одного до шести в год, себестоимость пуска каждой ракеты оценивается в 3,8 миллиарда рублей.

Однако при пессимистическом прогнозе и проведении одного пуска в два года, себестоимость вырастает до 5 миллиардов рублей за пуск.

При самом оптимистичном варианте, предусматривающем широкую государственную поддержку, себестоимость пуска оценивается в 3,77 миллиарда рублей.

Себестоимость какой именно ракеты оценивалась специалистами "Росатома", не сообщается. Сейчас у комплекса нет ракеты-носителя, поскольку с 2014 года после охлаждения отношений между Россией и Украиной ракеты "Зенит" не производятся, а о начале разработки новой ракеты на базе проектируемого носителя "Союз-5" не сообщалось.
Спойлер
Проект "Морской старт" создан в 1995 году для эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. В 2016 году S7 Group объявила о подписании контракта с группой компаний Sea Launch (дочернее предприятие РКК "Энергия", входит в госкорпорацию "Роскосмос"), предусматривающего покупку имущественного комплекса проекта "Морской старт".
В марте 2020 года комплекс, получив предварительное одобрение со стороны госдепа США, был перевезен в Россию. В конце апреля председатель совета директоров S7 Group Вячеслав Филев сообщил, что проект "Морской старт" заморожен до лучших времен. Примерно в это же время стало известно, что "Роскосмос" поставил задачу своим предприятиям провести экономическое обоснование возобновления работы "Морского старта" для возобновления пусков с 2024 года.
[свернуть]
Ранее стало известно, что "Росатом" оценивает затраты на восстановление работоспособности комплекса в 84 миллиарда рублей в ценах 2020 года, или в 91 миллиард рублей в прогнозируемых ценах с учетом инфляции. Стоимость покупки самого комплекса оценивается в 11 миллиардов рублей. Специалисты "Росатома" спрогнозировали пять сценариев эксплуатации комплекса, но в трех из них он не выходит на самоокупаемость.

ЦитироватьПри проведении стартов от одного ... в год, себестоимость пуска каждой ракеты оценивается в 3,8 миллиарда рублей... проведении одного пуска в два года, себестоимость вырастает до 5 миллиардов рублей за пуск.

 от одного до шести в год, себестоимость пуска каждой ракеты оценивается в 3,8 миллиарда рублей.
- а тут (1 или 6) почему жестко 3.8?

seachest

Цитата: triage от 02.07.2020 21:17:03И откуда они взяли стоимость РН и какой РН?
место пуска славянка?

скорей всего союз 5 - модернизированный зенит

triage

Цитироватьhttps://www.roscosmos.ru/28810/
13.07.2020

По случаю пятилетия создания Госкорпорации «Роскосмос» обозреватель «Комсомольской Правды» Александр Милкус побеседовал с генеральным директором Роскосмоса Дмитрием Рогозиным....
Запущены в производство и в разработку самые новые ракеты. И ракета на сжиженном природном газе, и ракета «Союз-5», «Союз-6», и ее морская версия «Союз-7» для морского старта.
...
Про морской старт
— Вы сказали про «Союз-7» — то есть, вы считаете, что есть перспективы у «Морского старта»?

— Убежден. Морской старт нами исследован вместе с хозяином, наши специалисты побывали и на командном судне, и на пусковой платформе «Одиссей». Платформа находится в удовлетворительном состоянии. Как ее превратить в пусковую платформу в течение нескольких лет, наши специалисты центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры знают.

Сколько это будет стоить, мы уже посчитали. Говорить не буду, но посчитали. Это приемлемые цифры. И приобрести для нашей страны плавучий космодром, состоящий из двух кораблей, которые с Дальнего Востока переходят к экватору и пускают ракету — выгодно.
Поэтому, конечно, мы сделаем для нее ракету в морской версии. Работа по ракете «Союз-5» развернута в Самаре, люди полны энтузиазма, они сделают ракету к 2023 году! Она у нас появится. И она в равной степени сможет быть использована как с Байконура, так и с морского старта. И тогда мы получим уникальное преимущество перед нашими конкурентами и, думаю, что «Союз-5» завоюет небо.
...
а Восточный...

Василий Ратников

Цитата: triage от 13.07.2020 21:51:55Поэтому, конечно, мы сделаем для нее ракету в морской версии. Работа по ракете «Союз-5» развернута в Самаре, люди полны энтузиазма, они сделают ракету к 2023 году!
ну вот, не выйдет мне портреты путина и рогозина повесить на рабочем месте.

я году так в 2017 обещал что если союз5 полетит в 2022 как обещали, то я уверую в потенцию роскосмоса в частности и российской государственности в общем.
но не судьба.
если уже сам рогозин как обычно врет про 2023, то в 2022 никаких шансов.

я тогда еще сказал ) ха ха ха щас роскосмос да еще под руководством рогозина за 5 лет повторит Зенит )) не бывать такому.
интересно к 2022 хотя бы первый огневые испытания хотя бы одной ступени проведут ?

seachest

Цитата: Василий Ратников от 14.07.2020 07:21:23я тогда еще сказал ) ха ха ха щас роскосмос да еще под руководством рогозина за 5 лет повторит Зенит )) не бывать такому.
интересно к 2022 хотя бы первый огневые испытания хотя бы одной ступени проведут ?
повторить Зенит проблем больших нет, вся документация на него есть в России, как и почти все технологическое оборудования для сборки, было бы желание, а для некоторых руководителей и мозги.

triage

Более подробный отрывок
Цитироватьhttps://radiokp.ru/tekhnologii/dmitriy-rogozin-tolko-golovotyapy-kotorye-nichego-ne-ponimayut-v-kosmose-mogut-govorit-vot-angara-v_nid27415_au414au66
...
А. Милкус:

- Вы сказали про «Союз-7» - то есть, вы считаете, что есть перспективы у морского старта?

Д. Рогозин:

- Абсолютно убежден. Морской старт нами исследован вместе с хозяином морского старта, наши специалисты побывали и на командном судне, и на пусковой платформе «Одиссей». Платформа находится в удовлетворительном состоянии. Как ее превратить в пусковую платформу в течение нескольких лет, наши специалисты центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры знают. Сколько это будет стоить, мы уже посчитали. Говорить не буду, но посчитали. Это приемлемые цифры. И приобрести для нашей страны фактически плавучий космодром, состоящий из двух кораблей, которые с Дальнего Востока переходят к экватору и тем самым компенсируют тот недостаток географический, который есть у нас, поскольку, чем севернее космодром устроен, тем меньше у него энергетических возможностей для ее ракет. Потому что, скажем, наша ракета, которая, например, среднего класса, если ее поставить на мысе Канаверал, она будет ракетой уже полутяжелого класса. Насколько выгоднее находиться ближе к экватору. Но теперь у нас есть все возможности для восстановления морского старта. Поэтому, конечно, мы сделаем для нее ракету «Союз-5» в версии морской ракеты, значит, это потребует определенной доработки системы управления, с учетом того, что пуск с океана. Это потребует, наверное, меньше заправки топливных баков, но это все элементарные вопросы для конструкторов. Самая главная работа по ракете развернута в Самаре, люди полны энтузиазма, они сделают ракету к 2023 году, она у нас появится. И она в равной степени сможет быть использована как с Байконура, так и с морского старта. И тогда мы получим уникальное преимущество перед нашими конкурентами и, думаю, что «Союз-5» завоюет небо.
...
Мы, мы.... морской старт уже купили обратно?

seachest

https://lenta.ru/news/2020/07/14/sealaunch/
Российский плавучий космодром «Морской старт» (Sea Launch) может быть приобретен только государством, сообщил «Коммерсантъ FM» независимый эксперт в сфере космонавтики Вадим Лукашевич.

По его словам, приобретение плавучего космодрома может быть поручено одной из связанных с государством компаний, в частности «Росатому»«Роскосмосу», РАО «ЕЭС России», СбербанкуГазпромбанку или ВТБ, потому что «ни один здравомыслящий коммерсант не станет вкладывать деньги в предприятие, которое уже официально дважды обанкротилось, и всякий раз со скандалом».

triage

Цитироватьhttps://www.kommersant.ru/doc/4416670

Ракету поставят на «Старт»
Когда будет создан летательный аппарат для плавучего космодрома
   
"Коммерсантъ FM" от 14.07.2020, 17:46

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин пообещал создать ракету для плавучего космодрома «Морской старт». Аппарат будет готов к 2023 году, заявил он. А сам «Морской старт», по его словам, можно за несколько лет превратить в рабочую пусковую платформу. Сейчас «Морской старт» принадлежит авиакомпании S7. Хотя в начале лета агентство ТАСС сообщало о том, что плавучий космодром вскоре продадут. Среди возможных покупателей назывался «Росатом». Но он, по данным СМИ, посчитал сделку нецелесообразной, потому что переоснащение «Морского старта» обойдется в восемь раз дороже, чем сама стоимость покупки.

Приобрести проект в состоянии только госкомпания, отмечает кандидат технических наук, независимый эксперт в сфере космонавтики Вадим Лукашевич. Хотя не исключено, что и государство откажется от такой сделки. «Осилить покупку "Морского старта" может только государство. И неважно, кого оно поставит — "Росатом", "Роскосмос", РАО "ЕЭС России", Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, потому что ни один здравомыслящий коммерсант не станет вкладывать деньги в предприятие, которое уже официально дважды обанкротилось, и всякий раз со скандалом.

Основное время пользования "Морского старта" уделялось не запуску ракет, а переходам из точки стояния — где-то рядом с экватором порт обслуживания.

Для России это вообще проблема: выйти к экватору по прямой невозможно.

То есть если мы базируем космодром на Дальнем Востоке, то мы должны пройти мимо Японии, Индонезии, Филиппин по проливам — это лабиринт с точки зрения логистики, а с точки зрения экономики — совершенно убыточное мероприятие. Когда мы упоминаем государство, есть же не только Министерство обороны и "Роскосмос", существует еще и Минфин, и Минэкономразвития, которые денег на это не дают. Сейчас мы с вами можем предполагать все что угодно, запасаться попкорном и наблюдать»,— говорит Лукашевич.

Достроить ракету за три года вряд ли удастся, полагает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Но даже если проект закончат в такие сроки, найти применение аппарату будет непросто. «
Спойлер
Таких скоростей в создании ракет мы не демонстрировали никогда в Российской Федерации. Например, "Ангара" у нас начата в 1992 году и до сих пор не построена, первые запуски были только шесть лет назад, и больше их не было. Создание любой новой ракеты — это совершенно ненужная вещь. На 10-15 лет все мировые нагрузки во всех странах уже расписаны по носителям.

А чтобы заказчик перешел от испытанной и надежной ракеты к новой — это практически невозможно. Для новой технологии не будет полезных нагрузок. Изначально ракета была предназначена для того, чтобы поднимать корабль нового поколения. Но самого его еще не существует, последнего решения перенести с этой ракеты на "Ангару" даже в чертежах нет, все это еще надо сделать, испытать».
...
[свернуть]

АниКей

metallurgprom.org

В Южмаше рассказали можно ли запускать многоразовые ракеты с акватории Черного моря



Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова был до недавнего времени активным участником масштабного космического проекта «Морской старт», в рамках которого украинская ракета носитель стартовала с плавучей платформы в районе экватора, выводя на орбиту до 6 тонн полезного груза.
Главный экономист ГП «Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова» (Южмаш) Дмитрий Никон работал менеджером российско-американо-украинского космического проекта «Морской старт». Он согласился рассказать подробности проекта и ответить на вопросы перспектив использования акватории Черного моря для подобного проекта.

Спойлер
Расскажите подробнее о проекте «Морской старт». С чего все начиналось?
Это самый большой проект с момента обретения Украиной независимости и до настоящего времени, в котором доводилось принимать участие Южмашу.
Для его реализации были задействованы компании из США, России, Украины и Норвегии. В ходе работы привлекались специалисты из Польши, Филиппин, Великобритании и других стран. Был получен колоссальный опыт с точки зрения международного сотрудничества.
Для реализации проекта приходилось решать вопросы на государственном уровне, искать поддержку в министерствах и ведомствах различных стран. Это был один из первых опытов такой работы. Представители Южмаша участвовали в переговорах, давали пояснения. Например, для реализации проекта «Морской старт» компанией Sea Launch были взяты кредиты в различных зарубежных коммерческих банках, эти банки требовали «гарантии политических рисков», которые предоставлял Мировой банк. Южмашу приходилось работать с Мировым банком и с органами власти Украины: Кабмином, Министерством иностранных дел, ГКАУ.
Кроме того, для реализации проекта необходимо было решить технические задачи. Практически никто в мире до этого не запускал ракету, подобную ракете «Зенит», с морской платформы, находящейся посреди океана.
Для организации поставок комплектующих и материалов на Южмаш приходилось работать с государственными органами России, а для того, чтобы организовать доставку ракетно-космической техники на территорию Америки, нам приходилось работать с государственными органами США. То есть это было сделано впервые, и раньше у нас такого опыта работы не было. Вот это и были первые основные шаги Южмаша в этом проекте.
Это был первый коммерческий заказ Южмаша такого масштаба?
Да. У нас впервые появился негосударственный заказчик. Практически впервые, потому что, уже в годы независимости, первым опытом работы в международной космической программе была программа Глобалстар, контракт с которой на запуски ракет с Байконура, Южмашем был подписан 3 мая 1995 года, а уже буквально через 2-3 дня было подписано соглашение о создании компании «Морской старт». То есть, у нас в мае 1995 года прошло сразу два таких важных события: первый контракт и подписание учредительных документов о развертывании работ по программе «Морской старт». Эти две программы какое-то время выполнялись одновременно.
Какой опыт был получен Южмашем?
До 1992 года в области ракетно-космической техники Южмаш работал, как правило, с государственными заказчиками: сначала с министерством обороны Советского Союза, затем с Российской Федерацией, с Главкосмосом, Роскосмосом, Национальным космическим агентством. Это был большой опыт. Но он немного отличался от того, какой мы приобрели впоследствии при работе с коммерческим заказом «Морской старт». У нас была совершенно иная структура контрактов, совершенно другой уровень переговоров, другая система расчетов, то есть все было для нас совершенно новым.
При заключении контракта за основу бралась структура контракта компании Боинг и во многом структура подписанных нами в 1998-2000 годах контрактов сохранилась на предприятии и до сих пор.
Как транспортировались ракеты в США?
С точки зрения транспортировки нам нужно было решать большой комплекс логистических задач. Ранее ракета доставлялась железнодорожным транспортом на космодром Байконур и другие стартовые площадки Советского Союза. Для «Морского старта» мы впервые использовали транспортировку морем в США. Первые две ракеты были отправлены через Санкт-Петербург. Последующие доставлялись наземным транспортом в порт Николаева. Необходимо было решить вопросы с руководством порта: как будет осуществляться перегрузка железнодорожных сцепов на специальные транспортировочные средства, как эти средства будут завозиться в трюм судна. Также мы решали задачу по транспортировке ракеты на территорию США. Кроме того, необходимо было предусмотреть условия эксплуатации: влияние морской среды, другая влажность воздуха, нужно было обеспечить системами по осушке воздуха. Эти работы проводились совместно с конструкторами. Возникла проблема и выгрузки с судна на территории США, нужно было новое оборудование, новые операции.

Южмаш находился у истоков строительства новой стартовой базы?
Да. Мы фактически, стали свидетелями строительства новой пусковой базы – комплекса «Морской старт». Сборочно-командное судно было построено изначально в Глазго, а морская платформа была дооборудована в Выборге (Россия). Эти суда перешли в базовый порт на территорию США, и нам пришлось уже на месте решать задачи перегрузки ракеты на эти суда, нужно было организовать быт специалистов в совершенно новых условиях. А это знакомство с новыми людьми, новыми порядками, новыми правилами, особенностями культуры, организация своего офиса, языковой фактор. Эти работы проводились с 1998 до начала 1999 года.
Какова сегодня ситуация по проекту «Морской старт»?
По проекту «Морской старт» необходимо отметить несколько основных фаз. Юридически начало было положено в 1995 году, когда были подписаны учредительные документы о создании компании. В 1996 году Южмаш подписал свои первые два контракта на изготовление части наземного оборудования, которое впоследствии устанавливалось на сборочно-командном судне. В 1998-м была осуществлена первая поставка двух ракет по программе «Морской старт». В 1999 году состоялся первый пуск.
С 1996-1999 года была фаза развития, создание комплекса «Морской старт». С 1999 года началась фаза эксплуатации.  Во время этой фазы были успехи и аварии, но мы в них разбирались, находили причины и шли дальше.
Тем не менее, ряд факторов, сложившихся на рынке пусковых услуг, а также некоторые особенности проекта – отложили свой негативный отпечаток. Особенности были следующие, «Морской старт» на тот момент был единственный коммерческим проектом. Это означало, что государство не давало своих заказов на запуски спутников, и компания «Морской старт» могла претендовать только на запуски тех спутников, которые были доступны на открытом рынке. Этот факт ограничил сегмент пусков, и часть потенциальных заказчиков было потеряна.
Во-вторых, для создания проекта «Морской старт» использовались только средства, которые сама компания и привлекала за счет кредитов, то есть государственных инвестиций в развитие этой программы не было. В связи с этим, компания Sea Launch для создания комплекса «Морской старт» брала определенное количество кредитов. Достаточно долгое время все было более-менее в порядке, но в 2008 году произошел мировой кризис, который серьезно повлиял на банковские инструменты, и кредиты для компании Sea Launch стали дорогими. В результате, когда в 2009 году стоял вопрос о реструктуризации кредитов компании Sea Launch, было принято решение о том, что компания Sea Launch должна подать на процедуру защиты от банкротства. В кодексе США по банкротству есть такая процедура, которая означает не банкротство компании, а ее реструктуризацию. В период с 2009 по 2010 годы готовился документ – план реорганизации компании Sea Launch, где определялся порядок работы компании в дальнейшем. Основной задачей этих действий было привлечение под этот план реорганизации нового инвестора со своим финансированием. Эта реорганизация была успешно завершена в 2010 году.
На рынке появилась новая компания – Энергия Лоджистик, которая стала новым акционером компании Sea Launch. Она получила 95 % акций и стала ее реальным владельцем.
С конца 2010 года началась активная работа по возобновлению пусковой деятельности компании Sea Launch, и уже в 2012 году были возобновлены пуски. Но в 2013 году стало понятно, что у компании Sea Launch снова стали возникать финансовые сложности. На тот момент, после 2010 года ЮЖМАШ уже не был в составе учредителей компании Sea Launch, а был просто подрядчиком. Но мы все равно считаем себя участниками проекта, т.к. мы были поставщиками ракет «Зенит», и заинтересованы в том, чтобы компания Sea Launch продолжала свою работу. Тем не менее, уже с 2013 года пусковая активность проекта «Морской старт» начала приостанавливаться, и ситуация, конечно же усугубилась в 2014 году, когда практически приостановилось взаимодействие с российскими поставщиками. Компания Sea Launch находилась в так называемом состоянии простоя, и пусковая деятельность с мая 2014 года не велась.
Но тем не менее сам комплекс «Морской старт» представляет определенный интерес. В нем есть ряд преимуществ, и они не остались не замеченными для новых потенциальных инвесторов.
Бывшие владельцы компании Sea Launch решили перепродать этот комплекс и в итоге, в 2017 году новая компания S7 выкупила на него права. Сразу же, в апреле 2017 года был заключен контракт с Южмашем на поставку ракет. Контракт предусматривал поставку двенадцати ракет по отдельным заказами. К концу 2018 года у нас был заказ на три ракеты «Зенит». К сожалению, примерно с февраля 2019 года по независимым от нас причинам приостановилось взаимодействие с данной компанией. Остановилось настолько кардинально, что вся дальнейшая информация после марта 2019 получена не официально, а из СМИ: новости о переходе судов из США в Россию, о том, что компания S7 Sea Launch закрыла офис в США, о том, что компания S7 свела к нулю свою деятельность по программе «Морской старт».
Жаль, если это действительно так, потому что «Морской старт» – хороший проект.
От редакции: В 2009 году проект «Морской Старт» был объявлен банкротом, с долгами по кредитам в 583 миллиона долларов, которые он не мог выплачивать и не заплатил. Российская «Энергия» и украинские компании платить оказались и Boeing был вынужден подать иск в суд, требуя выплаты 300 миллионов от российской компании и 200 миллионов долларов от украинских КБ «Южное» и «Южмаш». 12 ноября 2019 года Апелляционный суд США по девятому округу остановил делопроизводство, оставив в силе решение, позволяющее Boeing взыскать задолженность с российских и украинских компаний.
Можно ли воплотить подобный проект в украинском море?
По вопросу пуска ракет с территории Украины есть разные мнения. Основная проблема, которая мешает пуску, – это отсутствие полей падения для первой, а возможно и второй ступени ракеты. Для этого необходима территория размером несколько сотен квадратных километров. В Украине сложно найти такой район, который будет подходить для этих целей. Конечно, можно говорить об акватории Черного моря, но есть опасения, что отработанные части ракеты могут упасть на территорию Турции. Но насколько я знаю, в Украине есть стартап, который сейчас разрабатывает возможность запуска ракеты с территории Украины. Поэтому нельзя сказать, что это невозможно, ведь есть люди, которые над этим сейчас работают, т.е. тема не закрыта.
А если сделать у нас проект подобно Маску с возвратной ступенью, в принципе это реально?
Если сделал один человек, то это может сделать и другой. Другое дело сколько времени это займет. Сама технология понятна, ничего сверхъестественного в этом нет, остается только вопрос в сложности двигателя, надежности системы управления и сама отработка. Конечно, такой проект требует и финансирования, и времени. Также нужно быть готовым к неудачам.
С точки зрения стоимости, эта ракета дороже, чем наша?
Это хороший вопрос. До сегодня нет четкого мнения, что дороже: делать одноразовые ракеты или многоразовые. Допустим если взять систему Спейс Шатлл, которая предполагалась быть дешевой за счет своей многоразовости. Оказалось, что после каждого полета на Шатлах необходимо было менять теплозащитное покрытие, перепроверять бортовые системы, оформлять страховку. Страхование космических пусков является неотъемлемой частью самого процесса пуска, без страховки, как правило, никто не летает, так как это достаточно рискованное направление деятельности. В общем получилось не дешево, а дорого.
Поэтому, когда Илон Маск осуществляет пуск своей ракеты по 5 и более раз, мы на самом деле не знаем уровень проверок, необходимых для подтверждения того, что вернувшаяся после пуска ракета имеет работоспособные системы, двигатели первой ступени будут продолжать работать в будущем и т.д. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что теоретически эта ракета должна быть дешевле. И если она 5 раз осуществила свой пуск, я готов поверить, что две ракеты точно уже окупились. Илон Маск уже стал законодателем моды в современном ракетостроении. То есть система сборки, его старт во многом стали эталоном ракеты, на которую ориентируются другие создатели.
Похожая ситуация была в свое время с «Зенитом». Тот же Маск, я уверен, при создании своей ракеты «Фалкон 9» во многом ориентировался на «Зенит». Российская «Ангара» также во многом похожа на «Зенит».
Как по-Вашему мнению, Россия сможет справиться с задачей возобновления проекта «Морской старт» самостоятельно?
У меня лично есть некоторые сомнения. Технически это возможно, но я пытаюсь учитывать другие факторы. Первое, необходимо иметь ракету для запуска. Насколько я понимаю такой ракеты у России пока нет. В случае появления ракеты, сам комплекс, судно и платформу, необходимо переоборудовать, т.е. это будет совсем другая система управления, новые коммуникации. Для этого процесса необходимо время. Оборудование нужно создать, изготовить, установить, отработать. Сами суда были построены достаточно давно: сборочно-командное судно – в 1998 году, а платформа – в 1982 году, впоследствии переоборудованная в стартовую платформу. Если планировать первый пуск в 2025 году, то этому комплексу будет уже более 30 лет. Это много для судов, которые постоянно подвергаются влиянию морской среды, которая сама по себе является достаточно агрессивной.

Касательно точки старта, «Морской старт» использовал идеальную с точки зрения пуска точку – экватор. Экватор был выбран по двум причинам. Первая – при пуске в экваториальной плоскости нет необходимости проводить дополнительных маневров для вывода спутников на геосинхронную орбиту. Например, при пуске с Байконура необходимо дополнительно проводить боковой маневр для вывода спутника в плоскость экватора. При пуске «Зенита» с экватора, вес полезного груза составлял более 6 тонн, а при пуске с Байконура – 3,5 тонны. Поэтому ракета среднего класса «Зенит», пускаемая с экватора, по своей энергетике равнялась российской ракете тяжелого класса «Протон», которая стартовала с Байконура.
Так вот, сейчас место, где базируется комплекс «Морской старт» – Владивосток. Это примерно широта космодрома Восточный. Нет смысла иметь два пусковых комплекса на одной широте, дублирующих друг друга.
Чем для Вас лично является проект «Морской старт»?
Для меня лично он значит многое. Это мой первый большой проект. Я был у его истоков, на нем учился и получал огромный полезный опыт. Это технически интересный и красивый проект, и мне очень жаль, что он сейчас остановлен. Был бы рад продолжить работать в нем.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!