Байки ракетчиков

Автор АниКей, 19.04.2016 11:04:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Max Andriyahov

Цитата: АниКей от 23.06.2020 15:47:13обычная, проверенная временем ракета, наполненная водородом и кислородом.
а что за ракета такая?

Штуцер

Водород в связанном виде, в керосине и в перекиси.
8)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Этот Плохиш Проханов открыл главную тайну Красной Армии - БЖРК на ЖК-ЖВ с надписью Таня.
Или шила с ракетчиками перебрал....
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Max Andriyahov

Цитата: Max Andriyahov от 24.06.2020 04:51:02
Цитата: Штуцер от 23.06.2020 22:59:57Водород в связанном виде, в керосине и в перекиси.
8)
- Операция "Ы"!
- Почему - Ы?!
- Чтобы никто не догадался!

Старый

Цитата: Штуцер от 23.06.2020 23:15:49Или шила с ракетчиками перебрал....
Проханов - патриот. То есть по жизни такой.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Владимир Юрченко

Уважаемые комментаторы Проханова, сделайте скидку на возраст. В эти годы начинается (или расцветает) всё.

АниКей

gagarin-gazeta.ru

Кто полетит Первым?




Из цикла "1960 год. Хроника подготовки к полёту"
Все, кроме Гагарина, дали твёрдый ответ о своей готовности. Попович не рискнул сказать о своём плохом самочувствии. Только Гагарин нашёл в себе мужество сказать: "У меня с утра болит голова, но я к испытанию готов". В этот момент недовольное выражение лица у Королёва сменилось улыбкой. Оказалось, что накануне слушателям-космонавтам дали препарат, вызывающий головную боль. Только Гагарин строго следовал инструкции.
После триумфального возвращения из космоса Белки и Стрелки подготовка первого пилотируемого полёта вступила, как тогда казалось, в завершающую фазу. 30 августа вышел "Приказ министра обороны Союза ССР об объявлении Положения о космонавтах Союза ССР". Девятнадцать пунктов "Положения" чётко регламентировали порядок формирования отряда, программу обучения и тренировок, присвоения очередных воинских званий. Космонавты, "потерявшие трудоспособность и ставшие инвалидами в связи с выполнением служебных полётов, пользуются правом получения пенсии (50) не зависимо от срока выслуги лет... Семья погибшего космонавта сохраняет право на жилплощадь".
Восьмой пункт "Положения" обязывает слушателей-космонавтов "своевременно и правдиво информировать о своём самочувствии". Неправдивая информация влекла за собой отчисление от занимаемой должности. Столь жёсткие требования не должны вызывать удивления. Медикам необходимо было постоянно отслеживать состояние здоровья кандидатов и иметь точное представление о влиянии на их самочувствие тренировок на тренажёрах. Вполне понятное желание кандидатов показать себя с наилучшей стороны могло привести к ошибочным выводам при оценке их способностей.
Член первого отряда космонавтов Павел Романович Попович любил вспоминать случай, свидетельствующий о том значении, которое придавал Королёв соблюдению требований, касающихся состояния здоровья испытуемых. В один из обычных дней подготовки космонавтов после утренней зарядки и завтрака, во время теоретических занятий Попович почувствовал недомогание. Неожиданно в аудиторию вошёл Королёв и заявил, что сейчас будет проведён тест, результаты которого могут быть решающими при выборе кандидата на первый полёт.
"Нет ли жалоб на здоровье, все ли готовы к испытанию?" – задал вопрос главный конструктор. Все, кроме Гагарина, дали твёрдый ответ о своей готовности. Попович не рискнул сказать о своём плохом самочувствии. Только Гагарин нашёл в себе мужество сказать: "У меня с утра болит голова, но я к испытанию готов". В этот момент недовольное выражение лица у Королёва сменилось улыбкой. Оказалось, что накануне слушателям-космонавтам дали препарат, вызывающий головную боль. Только Гагарин строго следовал инструкции, не допускающей ложную информацию о состоянии своего здоровья.
В первых числах сентября Юрию Гагарину представилась возможность съездить в родной Гжатск. Вместе с ним в отчий дом всегда приходила радость. Для каждого у него находился подарок и доброе слово. Домочадцы старались не задавать лишних вопросов военному человеку. В это время Гагарин и его товарищи по отряду проходили аттестацию. Юрию хотелось "поболтать" с близкими, поделиться своими надеждами, но служебный долг не позволял делать это.
В течение сентября шли споры о длительности предстоящего пилотируемого полёта. От принятого решения зависела сложная система организации полёта, в которой должны быть задействованы как региональные, так и центральные властные органы. На случай расчётного приземления следовало разработать схему поиска и спасения космонавта. Поисковики торопили с принятием решения о планируемом месте посадки. Им надлежало размещать базы, имеющие связь с Центром и располагающие транспортными средствами для эвакуации космонавта и спускаемого аппарата.
Рассматривались два варианта орбитального полёта: одновитковый (длительностью менее двух часов) или многовитковый (более суток). Чем вызывалась столь большая разница при подготовке полётного задания?
Дело в том, что время обращения космического аппарата вокруг Земли на низкой орбите составляет не многим более 89 минут, что соответствует примерно 1/16 оборота Земли вокруг своей оси. В случае одновиткового полёта посадка корабля будет не в Казахской степи, откуда он стартовал, а в Поволжье. Если корабль совершит, допустим, 10 витков, то приземляться придётся на другом континенте. Поэтому и приходилось выбирать между кратковременным одновитковым и длительным суточным полётом. Прочие варианты были сопряжены с более сложной траекторией полёта, при этом пилот не имел возможности менять маршрут движения корабля по орбите. Автоматическое включение тормозной двигательной установки (ТДУ) в до секунды рассчитанный момент времени должно было строго соответствовать заданным географическим координатам нахождения космического корабля. Исключительно сложные расчёты проводились Математическим институтом АН СССР под руководством Мстислава Всеволодовича Келдыша.
В начале сентября полным ходом шли работы по составлению программы полёта космического корабля с пилотом на борту. Первый полёт человека в космос мог быть назначен на 5 ноября 1960 года. В то время было принято приурочивать знаменательные события к праздничным датам. Многие ожидали соответствующего правительственного решения в ближайшее время. Усиливались опасения относительно запуска первого американского астронавта до конца года.
С целью недопущения неоправданной спешки (к ноябрьским праздникам все подготовительные работы выполнить было невозможно) 10 сентября большая группа учёных и руководителей космической отрасли обратилась в ЦК КПСС с предложением "осуществить полёт человека в космическое пространство... в декабре 1960 г.".
25 сентября состоялось совещание главных конструкторов, на котором рассматривались вопросы обеспечения безопасности полёта. На нём, в частности, было принято решение "проработать вопрос о длительности нормального полёта (в пределах одних суток)".
27 сентября командование ЦПК провело специальное обсуждение кандидатур и дало "краткие служебно-политические характеристики" тем, кого следует рекомендовать "для ускоренной подготовки" к первому полёту в космос. Приводим выдержки из характеристик трёх наиболее подготовленных слушателей (из "авангардной" шестёрки) в том порядке, в каком они указаны в официальном документе:
Капитан Попович Павел Романович – за время пребывания в Центре проявил себя инициативным, трудолюбивым офицером. Имеет стремление быть во всём первым.
Старший лейтенант Гагарин Юрий Алексеевич –  за время пребывания в Центре зарекомендовал себя одним из наиболее подготовленных слушателей.
Старший лейтенант Титов Герман Степанович – является наиболее подготовленным во всех вопросах слушателем.
Интеллектуальное развитие четырёх кандидатов было признано "хорошим". У Титова и Гагарина было "высокое интеллектуальное развитие". Эта оценка была крайне важной при ранжировании. Следовало учитывать, что первому космонавту после полёта будет необходимо представлять нашу страну на самом высоком уровне. Умение держать себя при встрече с официальными лицами государств (не всегда дружески расположенными к СССР) может оказаться столь же важным, как и профессиональная подготовка. В этой связи такие качества Гагарина как общительность, оптимизм, здоровый юмор играли не последнюю роль.
Государственной комиссии предстояло выбрать кандидата на намечавшийся в конце 1960 года полёт, но произошедшие вскоре трагические события помешали реализации этих планов.
Михаил БУТРИМЕНКО, Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научные сотрудники отдела Первого полёта Музея Ю.А. Гагарина
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tech.onliner.by

«Слышим: ,,Авария!" Пропала связь. В бункере мертвая тишина». Бывший инженер-испытатель Байконура о советской космонавтике - Технологии Onliner
Станислав Иванейко


В начале 1970-х Николай Смердов пришел работать в одно из самых секретных и интересных мест Советского Союза — на космодром Байконур. Здесь тренировались космонавты, проходили финальные проверки космические аппараты и совершались без преувеличения исторические запуски миссий. Мы встретились с Николаем Васильевичем и поговорили о событиях того времени и развитии космонавтики.


Спойлер
«Пока план не выполним, домой не уезжали»
— Где нужно было учиться, чтобы попасть на Байконур?
— Я окончил Военную авиационную академию имени Можайского. По образованию я инженер-механик по эксплуатации летательных аппаратов. Факультет готовил специалистов по ракете-носителю и по спутникам. Я как раз здесь на спутники учился — изучал военный разведывательный космический аппарат «Зенит». Поступил в 1967 году, до этого служил в Беларуси, в ракетном полку в поселке Ветрино. После окончания ЛВИКа нас распределили: одни поехали на север, в Мирный (космодром Плесецк), а другие, включая меня, — на Байконур.
Впервые я попал на Байконур в 1971 году. Это была стажировка на 31-й площадке. Площадок много было: с одних запускали небольшие ракеты с выводом полезного груза весом до 10 тонн, другие — для тяжелых, до 20 тонн, еще были площадки с боевыми ракетами.
Что было сложно, так это климат и ненормированный рабочий день. Обычно на космических аппаратах начинали работу с утра и, пока план не выполним, домой не уезжали. Когда в десять вечера закончишь, когда в двенадцать ночи с площадки уезжали.
Из города каждое утро выходило шесть поездов с сотрудниками. Наша площадка, «двойка», была самой близкой — дорога до нее занимала 40 минут. А на самую дальнюю площадку, 95-ю, ехать полтора часа! Получается, каждый день по три часа на дорогу. Многие шутили, что детей некогда воспитывать: уходишь — они еще спят, приходишь — они уже спят.
— Чем именно вы занимались на космодроме?
— По распределению я попал в 1-е испытательное управление (1 ИУ). Пришел к начальнику представиться, что прибыл для прохождения дальнейшей службы. Он смотрит на меня и говорит: «О, так вы как раз подходящего роста. Нам в спускаемый аппарат нужны специалисты». Я говорю, что я механик. И он в ответ: «Ничего, научишься».
Так я стал инженером-испытателем, контролером оператора-космонавта. Специфика работы такая: во время испытаний космического аппарата осуществляется тройной контроль. На каждом рабочем месте по три человека: оператор, контролер от 1 ИУ (военный), гражданский контролер от предприятия — изготовителя аппарата. Все испытания записывались в бортовой журнал. Допустим, 20 апреля с 10:00 до 12:00 проводились такие-то проверки — и три росписи должны стоять в бортовом журнале.
Вся подготовка космического аппарата проводилась в МИКе (монтажно-испытательный корпус). В спускаемом аппарате за пультом космонавта обычно работали по два человека: оператор и контролер от 1 ИУ. Чтобы не было жарко (температура на улице иногда доходила до 40 градусов по Цельсию) и чтобы было легче работать, нам подавали сжатый воздух через шланг, и он охлаждал спускаемый аппарат.
Цитата: undefinedНаша работа заключалась в проверке абсолютно всех систем космических кораблей. На подготовку «Союза» уходило 480—500 часов — это примерно 3—4 месяца работы. Обычно за год мы подготавливали три, иногда четыре «Союза».
За время службы, работая контролером оператора-космонавта, я участвовал в подготовке более 35 «Союзов». Далее работал в качестве руководителя испытаний в смене при подготовке двух орбитальных станций «Салют-7» и «Мир», а на подготовку орбитальной станции типа «Салют» обычно уходило 8—10 месяцев. При подготовке орбитальной станции работа шла в круглосуточном режиме.
«Союз» приходил с завода по отсекам: отдельно бытовой отсек, отдельно спускаемый аппарат, отдельно приборный отсек. Сначала его нужно было собрать в МИКе, это делали заводские монтажники. Потом проводились электрические проверки, затем проверка в барокамере на герметичность. Все это делали инженеры-испытатели. Далее была тренировка основного и дублирующего экипажей космонавтов в космическом аппарате.
При этом космонавты знакомятся с аппаратом, работают за пультом космонавта уже на нем. Затем «Союз» отправляют на заправочную станцию и заправляют компонентами топлива. Далее космический аппарат возвращают в МИК, где на него накатывают обтекатель, чтобы пройти атмосферу. После этого происходит вторая тренировка экипажей — в основном по моментам и вопросам, которые у космонавтов возникли в ходе предыдущей тренировки. Затем в МИКе происходит стыковка с ракетой-носителем — и можно на старт.
«Шестнадцатый, поднимай поисковую группу»
— Неполадки часто встречались?
— Случалось всякое. Однажды, например, готовили беспилотник, и «вылез корпус», как говорят электрики — это когда в системе пробивает изоляцию и провод замыкает на массу. На всех электросистемах есть такая проверка. Обычно проверку перед стартом делаем за три дня. Первый стартовый день идут проверки, второй — резервный, для устранения недостатков, третий — это «второй стартовый».
Во время проверок в первый стартовый день на центральном пульте загорелся транспарант «корпус». Мы всю ночь искали эту неисправность. Я остался на работе на ночь, и мы с коллегами до утра прозванивали тестером все кабели, которые идут к кораблю. К утру нашли, к счастью.
— Космические аппараты того времени были безопасными? Вы сами полетели бы на них?
— Конечно полетел бы. Слышали выражение «Техника безопасности написана кровью»? Вот так оно в любом деле. Когда что-то новое начинается, предусмотреть все невозможно.
Помню, в 1975 году готовили к запуску «Союз 18-1». Основной экипаж — Василий Лазарев и Олег Макаров, дублирующий — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Корабль прошел все проверки. На старте основной экипаж усадили в аппарат, закрыли люки, проверили на герметичность — все идеально. А мы, испытатели, ушли в бункер. Там две пультовые: ракетоносителя и космического аппарата. В пультовой висят два телевизора: один показывает ракету на старте, второй — корабль изнутри, камера направлена на космонавтов. Телевизор показал, что прошло зажигание, ракета поднимается, прошла слой атмосферы, обтекатель сбросился — сразу в кабине светлее стало.
Лазарев — в кресле командира, а Макаров — справа, около иллюминатора. У него на рукаве зеркало закреплено, и он поднял руку — посмотреть в иллюминатор через зеркало. В бункере, кроме нас, находились другие космонавты, они поддерживали связь с экипажем. Кто-то из них спросил, что делает Макаров. Помню, он ответил: «Посмотрел на Землю — она голубая, вся в белом». И сразу после этих слов взвыла аварийная сирена. Тут же слышим голос Лазарева: «Авария!» Пропали изображение и связь. И в бункере просто повисла мертвая тишина — как у Гоголя в «Ревизоре». Все замерли, смотрят друг на друга. По громкой связи прошла команда: «Шестнадцатый, поднимай поисковую группу».
Цитата: undefinedМы все вышли наверх, ходим туда-сюда потерянные, места себе не находим. А я в голове прокручиваю, что могло случиться, все ли я правильно сделал. Я ведь последним выходил из корабля, и сразу после меня экипаж сел.
До вечера прождали, когда нас повезут домой. Уже подходит транспорт за нами, а перед отъездом домой сообщают, что экипаж космонавтов нашли. Их засек измерительный пункт на Алтае. Измерительные пункты нужны для связи и управления космическими аппаратами, их много: в Симферополе, на Байконуре, на Камчатке и так далее.
Космонавты приземлились в горах Алтая, их там нашла поисковая группа. Командир корабля Лазарев принял решение не нажимать кнопку отстрела строп парашюта. При спуске аппарата раскрываются парашюты, которые сводятся в два крепежных узла — они называются стренгами. Одна стренга отстреливается автоматически, а для отсоединения второй командир корабля нажимает кнопку. Это нужно, чтобы на открытом пространстве, в степи, ветер не подхватил парашют и его вместе с кораблем не утянуло никуда. Лазарев так делать не стал, потому что на пульте у них есть глобус, и командир видел, что они приземляются в горы.
Цитата: undefinedКогда космонавты вылезли из аппарата, оказалось, что парашют зацепился за сосну и спускаемый аппарат прямо на краю пропасти. Если бы нажал кнопку отстрела, они туда бы и рухнули.
— А почему случилась авария?
— Первая ступень ракеты — четыре «боковушки» и центральный блок. Когда «боковушки» отработали, они одновременно отсоединяются. Если с земли смотришь, то виден крест. На космодроме так и говорили: «Ага, крест виден, все в порядке». Дальше начинает работать центральный блок ракеты — это вторая ступень. Она соединяется с третьей шестью пироболтами, которые объединены в две группы — три с одной стороны и три с другой.
Во время полета из системы электропитания вылез блуждающий «плюс» и попал на одну группу пироболтов — одна часть разорвалась, другая — нет. То есть пироболты на одной стороне отстрелились, а на другой — нет, и они удерживали ракету. Ее стало переламывать. Как только система аварийного спасения определила, что ось отклонилась от положенной траектории, пошла команда на отделение корабля. То есть вот такая история случилась из-за одной маленькой неполадки.
— Это можно было предусмотреть?
— Конечно. И в дальнейшем механизм отделения ступеней переделали, чтобы такого не могло повториться. Но кто мог подумать, что произойдет подобная ситуация?
И вот еще один случай помню. Я работал инженером-испытателем, руководил сменой. Приходит специалист по системе приземления, говорит: «Подпишите ТУ, чтобы в бортжурнал записать». Спрашиваю, что случилось. Оказывается, экипаж комического корабля «Союз-23», космонавты Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский, не смогли состыковаться со станцией «Салют-5». Они возвращались и приводнились в озеро Тенгиз (Казахстан) с соленой водой. А когда корабль возвращается на Землю, он разделяется на отсеки. Бытовой и приборный отсеки сгорают в атмосфере, а спускаемый аппарат возвращается на Землю.
Между спускаемым аппаратом и приборным отсеком осуществляется электрическая связь через плату, а после разделения космического корабля электрические контакты торчат наружу. Когда космический корабль приземляется на сушу, все нормально. А тут он упал соленую воду — контакты замкнулись, и сработала система запасного парашюта.
Крышка отстрелилась, запасной парашют вывалился из отсека и потянул за собой аппарат. Он перевернулся выходным люком вниз. Там еще дыхательные клапаны есть в верхней части: ведь при прохождении атмосферы корабль сильно нагревается, он как головешка выглядит. И после открытия парашюта открываются клапаны, чтобы свежий воздух поступал внутрь спускаемого аппарата. А клапаны эти оказались в воде. Космонавты в скафандрах сидят, но все равно же выйти не могут. Группа поиска их нашла. А как достать космонавтов из спускаемого аппарата? Октябрь, уже холодно было. Забрать космонавтов не получится, ведь аппарат перевернут. В конце концов весь спускаемый аппарат зацепили и вытащили с помощью вертолета.
— Как можно было это предотвратить?
— Да элементарно: поставить в контактную сеть обычный диод, который ток только в одну сторону пропускает. Но все предусмотреть невозможно: техника слишком сложная.
— Вы стажировались на Байконуре в 1971 году, когда погиб экипаж «Союза-11»...
— Да, стажировался, хорошо помню эту историю. Сперва должны были лететь космонавты Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин. А дублерами были Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев. Перед полетом все космонавты проходят две комиссии: медицинскую и мандатную (на знание техники). И во время обследования на рентгене на легком у Кубасова обнаружили какое-то пятно. Все, основной экипаж отстранили, отправился дублирующий.
Волков уже бывал в космосе, а для Добровольского и Пацаева это был первый полет. В космосе у них возникли трения при работе: Владислав Волков считал себя опытным, немного свысока смотрел на остальных. Понимаете, подобрать экипаж по совместимости — очень сложная работа. Такое в коллективе бывает: не до конца сработались, не ужились. Они должны были месяц отлетать, но возвращать их решили спустя три недели. Для посадки трех человек в спускаемый аппарат пришлось отказаться от скафандров: все думали, что ничего не может случиться, системы надежные.
После отстыковки от станции «Салют-1» космический корабль разворачивается кормой вперед, включает тормозной двигатель и идет на снижение. Во время торможения — а это всегда резкий толчок — не выдержала пружина дыхательного клапана. Он должен открываться автоматически, только тогда, когда корабль уже на парашютах. А в космосе клапан открылся самопроизвольно из-за сломанной пружины. Возможно, при производстве пружины какой-то дефект был — причин может быть много. И весь экипаж погиб.
После этого в космических кораблях «Союз» убрали третье кресло, поставили комплекс системы спасения с воздушной смесью, а космонавты при взлете и посадке должны находиться в скафандрах. Вдобавок на дыхательные клапаны установили ручки, чтобы, кроме автоматики, можно было ими управлять и вручную.
«Весишь 70 килограммов — при старте твой вес уже 700 килограммов из-за перегрузок»
— Были случаи, когда космонавты отказывались лететь после таких катастроф и аварий?
— Нет, никто не отказывался. Да, это опасно. Но сколько на дорогах людей погибает? Я катастрофу космического корабля «Союз-11» на Байконуре не застал, но помню, что после нее провели большую работу, сделали несколько беспилотных пусков.
— Космонавтов в СМИ представляют как идеальных людей: они ничего не боятся, готовы к любым опасностям. А какие они в реальной жизни?
— Да такие же, как и мы. Прошли тренировку — могут о чем-то житейском поговорить между собой или с нами. Ничего особенного.
— «Звездной болезни» не было? Все же это элита СССР.
— Чтобы «звездной болезнью» космонавты болели, такого не знаю. Мы их героями называли в самом хорошем смысле.
— Несколько лет назад композитор Юрий Лоза сказал, что Гагарин ничего выдающегося не сделал: мол, он просто сидел в аппарате. Что думаете об этом?
— Гагарин ничего не делал, потому что все было в первый раз. По этой причине все системы космического корабля были отработаны и автоматизированы. Но в случае чего Гагарин мог самостоятельно перейти на ручное управление, у него был нужный пакет с кодами. К счастью, автоматика сработала так, как должна была.
Да и вообще все старты у нас проходили в автоматическом режиме, космонавты в них не участвовали. При взлете и посадке перегрузки могут быть десятикратными. Весишь 70 килограммов — при старте твой вес уже 700 килограммов. Даже руку поднять очень тяжело, физически можно не справиться с простыми задачами.
Некрасиво говорить так что про Гагарина, что про любого человека. И не забывайте, что был огромный риск: полететь в неизведанное, не зная, чем все закончится, как невесомость повлияет на здоровье. Космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов в 1970 году на космическом аппарате «Союз-9» полетели в космос на 18 суток — и мышцы атрофировались. Это на орбитальных станциях можно хоть как-то размяться, а в спускаемых аппаратах «Союза» места очень мало: пошевелил руками и ногами — вот и вся зарядка.
— Какие суеверия и приметы были у космонавтов?
— Друзья знали, где я работаю, и часто давали книги и открытки, чтобы космонавты автографы оставили. Те, кто летал в космос, автографы давали. А кто еще не был, не давали. Почему? Не знаю, но, видимо, какая-то примета была. Так я получил автографы космонавтов Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Петра Климука и других.
«Проверили радиотелескоп — засекли подлодку»
— Под конец 1970-х интерес к космосу снижаться не стал? Спутники запустили, человек уже был в космосе и на Луне, выходил в открытый космос. А чего-то столь же значимого больше не происходило.
— Нет, почему? Проводилось много экспериментов, отрабатывались новые производства: выращивали искусственные кристаллы, например. На Земле при выращивании кристаллов идет 50% брака, а в космосе все растет идеально. Уже была создана промышленная установка по выращиванию кристаллов, но ее повредили при перестыковке грузового аппарата «Прогресс» на станции «Мир» с одного стыковочного узла на другой (на станции «Мир» шесть стыковочных узлов), поэтому установка не работала. Конечно, здесь большие затраты. Но надо посчитать: возможно, оно окажется выгодно при определенных объемах.
Помню, планировалось создание космических рентгеновских телескопов. На станции «Салют-6» проверили радиотелескоп «КРТ-10» — и засекли под водой подводную лодку. Представляете возможности такого телескопа? А еще ведь планировалось создать «КРТ-30» и «КРТ-100» с диаметрами 30 и 100 метров соответственно. Это была всепогодная система оповещения и связи. Но Советский Союз распался, и про них больше не говорили.
Те достижения, что вы назвали — человек в космосе и на Луне, — это то, что интересно людям. Но не забывайте о промышленном использовании космоса. Конечно, нужны большие затраты. Одна страна не в силах охватить все, нужно объединять усилия.
— Как вы в те годы воспринимали космические успехи американцев?
— Очень болезненно. Помню, приезжаю домой в отпуск, а у меня спрашивают: «Вот американцы на Луну полетели, а мы почему нет?» А мне и ответить нечего. И ведь у нас готовился проект. Была огромная ракета Н-1 высотой больше 100 метров. Прошли три пуска — и все неудачные. Там главная сложность — у первой ступени было 30 двигателей. И нужно согласовать их так, чтобы центр тяги пошел по оси. Это очень трудно, возникали вращающие моменты, и ракета отклонялась. На ракете «Энергия» потом появились более мощные двигатели, их требовалось меньше — и тогда проще согласовать тягу.
Цитата: undefinedНо без академика Королева дела шли хуже. Он был выдающийся конструктор и довел бы дело до конца — советский человек попал бы на Луну.
А спустя год после смерти Королева погибает Владимир Комаров. Космический корабль «Союз-1» на самом деле был не первым, а четвертым аппаратом. Первый упал в Аральское море, второй взорвался на старте, а третий упал в Индийский океан. Были неполадки в системе ориентации космического корабля.
1967 год на дворе, 50 лет Октябрьской революции — явно хотели совершить полет в этом году, приурочить полет к юбилею. Вместо Сергея Королева космической программой занимался академик Василий Мишин, его правая рука. Видимо, он не устоял под давлением верхов. Во время возвращения «Союза-1» на Землю его закрутило, купол парашюта погас — и все, упал аппарат. Космонавт погиб.
— До сих пор ходят конспирологические теории: мол, американцев на Луне не было. Что думаете об этом?
— Для такого блефа задействовано слишком много людей. Кто-то бы проболтался, будь это подделкой. Это же сотни людей! Нужно занять полигон, все засекретить. И потом: когда ракета летит, за ней ведь следят не только американцы — наши специалисты тоже ее видят.
Цитата: undefinedЯ все-таки считаю, что американцы слетали на Луну. Почему потом перестали? Да это дорого очень, а выгоды пока никакой нет.
— «Буран» мог быть успешным проектом?
— Да, мог. «Буран» — очень хороший космический корабль, а ракета «Энергия» могла выводить на орбиту не только «Буран», но и спутники весом до 100 тонн. Но когда Союз распался, все это забросили. Девяностые годы — это такой мрак, такой развал. Обидно, что очень много всего утрачено было.
— Какой фильм о космосе вам понравился?
— Я смотрел кинофильм «Салют-7» — там события немного преувеличены, но в целом все выглядит правдиво. Мы тогда на ушах стояли, когда авария со станцией «Салют-7» произошла. Станция перестала выходить на связь, отказала командная радиолиния. Там была очень сложная стыковка аппарата: станция кувыркается, и нужно словить момент, чтобы подойти на максимально близкое расстояние и вовремя дать импульс для движения вперед. Дашь раньше или позже — просто промахнешься. А потом оказалось, что станция внутри обледеневшая. Включать питание нельзя: вода приведет к короткому замыканию. Космонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных на станции пришлось собирать эту воду, все просушивать. Космонавты проделали просто гигантскую работу по спасению станции «Салют-7».
— Илон Маск планирует сделать корабль для полета на Марс. Как думаете, получится долететь?
— Думаю, получится. Но нужно делать объединенными усилиями. Сразу с Земли не улетишь прямо на Марс. Надо сделать какую-то промежуточную станцию на орбите для дозаправки. А может быть, даже две такие станции. Одним махом на Марс не уйдешь. Лететь туда больше года — получается, или человек спать будет, или нужно обеспечить его запасом еды на такой срок. Допустим, прилетел — а там что? Нужно базу строить, то есть требуются материалы, техника, оборудование. Так что экспедиция будет состоять из нескольких очень мощных кораблей — для одной страны это непосильно.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Спасибо. Только это не байки, а обстоятельные, хорошие мемуары.
Там, кстати, версия, почему погиб экипаж Союза 11. Очевидно, ходила в тех кругах, в то время.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитата: Штуцер от 27.04.2021 09:44:36Спасибо. Только это не байки, а обстоятельные, хорошие мемуары.
Там, кстати, версия, почему погиб экипаж Союза 11. Очевидно, ходила в тех кругах, в то время.
Какраз собрание баек. И подтверждение мнения "специалист отрасли знает только то что относится к узкому кругу его служебных обязанностей". Если его спросить как они готовили на космодроме Союзы то он будет знать об этом всё. Если спросить о чёмто другом то будет пересказывать байки которые гдето от когото слышал.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Цитата: Штуцер от 27.04.2021 09:44:36это не байки, а обстоятельные, хорошие мемуары.
Цитата: Старый от 27.04.2021 09:50:04Какраз собрание баек
ЦитироватьБайка — многозначный термин, означающий: Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда основанный на реальных событиях.
сходу трудно различить в мемуаре что было на самом деле, а что подсказывает память как реальное событие. новую тему заводить - это присваивать себе право оценивать автора. пусть уже будет как есть. инфа на совести автора, а что было и было ли так и было ли вообще - пусть каждый сам себе решает. ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Цитата: Старый от 27.04.2021 09:50:04
Цитата: Штуцер от 27.04.2021 09:44:36Спасибо. Только это не байки, а обстоятельные, хорошие мемуары.
Там, кстати, версия, почему погиб экипаж Союза 11. Очевидно, ходила в тех кругах, в то время.
Какраз собрание баек. И подтверждение мнения "специалист отрасли знает только то что относится к узкому кругу его служебных обязанностей". Если его спросить как они готовили на космодроме Союзы то он будет знать об этом всё. Если спросить о чёмто другом то будет пересказывать байки которые гдето от когото слышал.
Сухопутным не понять. Да и хер с ними.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Старый от 27.04.2021 09:50:04Если его спросить как они готовили на космодроме Союзы то он будет знать об этом всё. Если спросить о чёмто другом то будет пересказывать байки
Что самое интересное, ты не можешь ни того, ни другого. Только байки , пересказанные 20 раз.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#253
Для меня ценно его мнение о полетах на Луну.
И вот это:
"Что было сложно, так это климат и ненормированный рабочий день. Обычно на космических аппаратах начинали работу с утра и, пока план не выполним, домой не уезжали. Когда в десять вечера закончишь, когда в двенадцать ночи с площадки уезжали.
Из города каждое утро выходило шесть поездов с сотрудниками. Наша площадка, «двойка», была самой близкой -- дорога до нее занимала 40 минут. А на самую дальнюю площадку, 95-ю, ехать полтора часа! Получается, каждый день по три часа на дорогу. Многие шутили, что детей некогда воспитывать: уходишь -- они еще спят, приходишь -- они уже спят.
 Специфика работы такая: во время испытаний космического аппарата осуществляется тройной контроль. На каждом рабочем месте по три человека: оператор, контролер от 1 ИУ (военный), гражданский контролер от предприятия -- изготовителя аппарата. Все испытания записывались в бортовой журнал. Допустим, 20 апреля с 10:00 до 12:00 проводились такие-то проверки -- и три росписи должны стоять в бортовом журнале."
(этого Старый не знает)
Вот полезная информация:
"За время службы, работая контролером оператора-космонавта, я участвовал в подготовке более 35 «Союзов». Далее работал в качестве руководителя испытаний в смене при подготовке двух орбитальных станций «Салют-7» и «Мир», а на подготовку орбитальной станции типа «Салют» обычно уходило 8--10 месяцев. При подготовке орбитальной станции работа шла в круглосуточном режиме.
«Союз» приходил с завода по отсекам: отдельно бытовой отсек, отдельно спускаемый аппарат, отдельно приборный отсек. Сначала его нужно было собрать в МИКе, это делали заводские монтажники. Потом проводились электрические проверки, затем проверка в барокамере на герметичность. Все это делали инженеры-испытатели. Далее была тренировка основного и дублирующего экипажей космонавтов в космическом аппарате.
При этом космонавты знакомятся с аппаратом, работают за пультом космонавта уже на нем. Затем «Союз» отправляют на заправочную станцию и заправляют компонентами топлива. Далее космический аппарат возвращают в МИК, где на него накатывают обтекатель, чтобы пройти атмосферу. После этого происходит вторая тренировка экипажей -- в основном по моментам и вопросам, которые у космонавтов возникли в ходе предыдущей тренировки. Затем в МИКе происходит стыковка с ракетой-носителем -- и можно на старт."
(и этого Старый не знает).

Вот эти настроения любому участнику знакомы:
"Мы все вышли наверх, ходим туда-сюда потерянные, места себе не находим. А я в голове прокручиваю, что могло случиться, все ли я правильно сделал."


Ну а какой папа от какой мамы отвалился в полете - это стихия всезнаек типа Старого. Тут они доподлинно знают и правду, прям свечку держали, и "версии-отмазки". Их и переубеждать бессмысленно.
Макки капрони рулят
https://youtu.be/opThv1HUEHo?t=2550.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитата: Штуцер от 27.04.2021 10:30:19Что самое интересное, ты не можешь ни того, ни другого. Только байки , пересказанные 20 раз.
Я могу рассказать много чего про авиацию в чём участвовал лично. А вот ты не можешь рассказать ничего ни о чём. :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

Цитата: Штуцер от 27.04.2021 10:30:19
Цитата: Старый от 27.04.2021 09:50:04Если его спросить как они готовили на космодроме Союзы то он будет знать об этом всё. Если спросить о чёмто другом то будет пересказывать байки
Что самое интересное, ты не можешь ни того, ни другого. Только байки , пересказанные 20 раз.
Главная засада для дилетанта в том , что он не имеет средств для оценки баек на достоверность. Ни по смыслу, ни по авторству.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Штуцер

Цитата: Старый от 27.04.2021 11:14:37Я могу рассказать много чего про авиацию в чём участвовал лично
Пшел на Абазу или в ЧД.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: sychbird от 27.04.2021 11:15:26Главная засада для дилетанта в том , что он не имеет средств для оценки баек на достоверность. Ни по смыслу, ни по авторству.
Конгениальная мысль.

Поэтому я для любителей выделил, что в воспоминаниях 100% реальность.
Остальное - рассуждения ветерана. Его спрашивают, он высказывает свое мнение.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

opinion

Цитата: sychbird от 27.04.2021 11:15:26
Цитата: Штуцер от 27.04.2021 10:30:19
Цитата: Старый от 27.04.2021 09:50:04Если его спросить как они готовили на космодроме Союзы то он будет знать об этом всё. Если спросить о чёмто другом то будет пересказывать байки
Что самое интересное, ты не можешь ни того, ни другого. Только байки , пересказанные 20 раз.
Главная засада для дилетанта в том , что он не имеет средств для оценки баек на достоверность. Ни по смыслу, ни по авторству.
По смыслу - пересказ услышанного в курилке и большей частью забытого, а потом восстановленного по опубликованным кем-то ещё рассказам.

Думаю, он и сам точно не знает, кто автор каждой из историй и насколько они достоверны.
There are four lights

Штуцер

Классика.
"Путаясь в соплях, вошёл мальчик. "
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!