Отечественные спутники связи

Автор mescalito, 12.12.2006 18:10:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-121219-2
ЦитироватьСпутники «ИСС» для Арктики
На IX Международном форуме «Арктика: Настоящее и будущее» был представлен инициативный проект Решетнёвской космической фирмы – перспективная спутниковая система СКИФ.
Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» приняла участие в IX Международном форуме «Арктика: Настоящее и будущее», который состоялся в Санкт-Петербурге с 5 по 7 декабря. Этот форум является авторитетной дискуссионной площадкой, которая способствует решению актуальных вопросов развития северных территорий, стратегически важных как для России, так и мирового сообщества.
От предприятия на форуме был представлен доклад «Обеспечение связи в Арктическом регионе с использованием спутниковых средств». С ним на панельной сессии «Развитие системы связи в Арктической зоне РФ» выступил заместитель генерального конструктора АО «ИСС» Александр Кузовников. В его докладе были озвучены возможности спутников, работающих на низких круговых и высоких эллиптических орбитах, использование которых оптимально в приполярных регионах.

Также представитель Решетнёвской фирмы рассказал участникам форума об инициативном проекте предприятия по этой теме – разработке перспективной спутниковой системы СКИФ. Группировка её космических аппаратов, расположенных на средней круговой орбите, позволит решить задачи комплексного информационного обеспечения государственных организаций, коммерческих компаний и населения Российской Федерации, а также соседних стран.
12.12.2019

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-484.pdf
ЦитироватьНовый «северный» проект
Компания «ИСС» инициировала создание земных станций спутниковой связи для Арктики
Специалисты фирмы начали реализацию проекта, который предусматривает организацию серийного производства земных станций для обеспечения высокочастотной спутниковой связи в районах Крайнего Севера. Актуальность этой темы связана с востребованностью космических аппаратов, работающих в Ka- и Q-диапазонах частот, и необходимостью развития Арктического региона страны. Проект реализуется в сотрудничестве с Сибирским федеральным университетом в рамках выполнения Постановления №218 Правительства РФ. Этот документ направлен на финансовую поддержку кооперации промышленных предприятий и вузов в целях создания высокотехнологичных производств. СФУ окажет поддержку в разработке составных частей антенно-фидерных устройств, а также комплекса технических средств, которые обеспечат работу станций в условиях сурового арктического климата. Соисполнителем университета выступит Красноярский научный центр СО РАН. Итогом проекта станет разработка технологического цикла серийного производства земных станций спутниковой связи Ka- и Q-диапазонов частот, а также создание первого макетного образца готовой продукции к концу 2021 года. Ранее сотрудники компании «ИСС» изготовили макет подобной станции для работы в Ka- и Q-диапазонах частот в инициативном порядке. Макет был представлен потенциальному заказчику в 2019 году и получил его одобрение. В случае налаженного производства земных станций высокочастотная спутниковая связь станет более доступной для тех, кто живёт и работает на труднодоступных северных территориях России.

Макет земной станции, созданный решетнёвцами, включает в себя антенный пост, опорно-поворотное устройство и радиочастотное оборудование

zandr

#2302
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-485.pdf
Цитировать«Экспресс»-новости
Надёжная работа космических аппаратов «Экспресс» позволяет развивать на их базе современные решения и услуги.
Одним из главных событий телекоммуникационной отрасли России в ушедшем 2019 году стало завершение программы цифровизации эфирного вещания. За десять лет, что она длилась, удалось создать уникальную космическую и наземную инфраструктуру.
Спойлер
Благодаря национальной орбитальной группировке спутников связи и вещания «Экспресс», большая часть из которых создана в Решетнёвской фирме, в настоящее время гражданам нашей страны обеспечиваются новые возможности для просмотра телепередач в цифровом качестве. Через спутники «ИСС» распространяется порядка 700 российских и зарубежных ТВ-каналов, не считая дубли, ведётся вещание зарубежных телевизионных платформ на различные регионы мира.
Недавнее крупное событие, в котором активно были задействованы космические аппараты «Экспресс», – трансляция послания Президента России Федеральному собранию. Через спутники была обеспечена качественная непрерывная передача федеральных теле и радиопрограмм во время выступления Владимира Путина на все вещательные зоны страны.
[свернуть]
Возможности национальной орбитальной группировки, которая в настоящее время работает на базе 11 спутников, не ограничиваются только телерадиовещанием. Заполняя дугу геостационарной орбиты от 14 градусов западной до 145 градусов восточной долготы, космические аппараты «Экспресс» предоставляют также широчайший спектр телекоммуникационных услуг. В сетях связи, созданных на базе космических аппаратов группировки, на начало 2020 года работает 18,4 тысяч земных станций. Из этого числа 2,3 тысячи используют Ku-диапазон, а 16,1 тысяч – Ка-диапазон спутников «Экспресс».
Общая протяжённость зоны обслуживания системы высокоскоростного доступа в Ка-диапазоне на базе созданных в «ИСС» космических аппаратов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» составляет рекордные семь тысяч километров и покрывает территорию, где проживает более 80% населения России. Согласно данным операторов, её абонентская база по итогам 2019 года выросла на 35%. Продолжается и развитие сетей, построенных по VSAT-технологии с использованием Ku-диапазона спутников «Экспресс». Сегодня в зоне их обслуживания находится более 98% территории России и её акватории.
В планах на ближайшие месяцы – пополнение орбитального флота России новыми космическими аппаратами «Экспресс-80» и «Экспресс-103», работы по которым в Решетнёвской фирме уже вышли на финишную прямую. Они предназначены для предоставления услуг связи и вещания в С- и Ku-диапазонах на территории нашей страны и сопредельных государств.

VSATman

Кого интересует Ямал-601 и его коммерческие перспективы на российском рынке спутниковой связи 
читайте тут:  https://vsatman888.livejournal.com/198685.html

Магадан Магадан

ЦитироватьVSATman написал:
Кого интересует Ямал-601 и его коммерческие перспективы на российском рынке спутниковой связи
читайте тут:   https://vsatman888.livejournal.com/198685.html
А где "тут" про перспективы? Есть только про их отсутствие.  :) 
Отчего спутниковый Интернет "прет" где нибуть Латинской Америке или США и еле дышит у нас в РФ? Расскажите?

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-486.pdf
ЦитироватьВызов холоду
Созданные в «ИСС» спутники обеспечили связью участников экстремальной экспедиции.
Уникальный эксперимент «Покори­тели холода», который в течение двух январских недель длился на территории Республики Саха (Якутия), был нацелен на выполнение широкого ряда просветительских и прикладных задач. Таких как привлечение внимания мировой общественности к проблемам изменения климата, проведение замеров температуры в самых холодных местах планеты, освоение практики выживания коренных народов Арктики. Космическим аппаратам «Ямал-300К» и «Ямал-401» в этом проекте была выделена только одна, но жизненно важная, задача – обеспечить надёжной круглосуточной связью «поко­рителей холода».
В рамках эксперимента, который, к слову, является первым в мире экстре­мальным туром в составе полевой экспе­диции, участники искали и фиксировали самые низкие температуры обитаемой части Земли. Время и место были выбраны неслучайно: по данным многолет­них наблюдений именно в январе в селе Оймякон держатся чрезвычайно низкие температуры. На основании анализа кос­мических данных климатического кар­тографирования возникла гипотеза, что в определённых районах температура может опускаться и даже ниже офици­ально зафиксированного в 1933 году в Оймяконе рекорда – минус 71,2 градуса по Цельсию. Собранные участниками ценные данные о погодных условиях в этом месте, также известном как полюс холода Северного полушария, переда­вались посредством спутников «Ямал- 300К» и «Ямал-401» в штаб экспе­диции для дальнейшей обработки. Со службой МЧС и между собой участни­ки эксперимента, разделившиеся на две группы, также поддерживали связь через космические аппараты.
Важность обеспечения постоянной спутниковой связи в труднодоступных территориях с суровой погодой проком­ментировал Дмитрий Севастьянов, гене­ральный директор «Газпром космические системы» – оператора, по заказу которого в компании «ИСС» были созданы «Ямал- 300К» и «Ямал-401»: «Проект, который бросает вызов пределам выносливости человека, является испытанием и для обеспечивающих систем связи. В услови­ях климатических экстремумов беспере­бойная высококачественная спутниковая связь – не бонус, а одно из условий вы­живания».
Спойлер
Реализуемый при поддержке Рос­сийского географического общества и Правительства Якутии проект «Покорите­ли холода» организаторы планируют сде­лать ежегодным и развивать экстремаль­ный туризм в республике. И, несомненно, космические аппараты сыграют в нём одну из ключевых ролей. Ведь именно далёкие и малоизведанные уголки Земли, где нет никаких других возможностей свя­заться с миром кроме как по спутниковой связи, больше всего манят исследователей и просто любителей путешествий.
[свернуть]

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-487.pdf
ЦитироватьКомплексные решения
Компания «ИСС» первой начинает применять новые инструменты научно-технологического развития.
В железногорской спутникостроитель­ной фирме состоялось заседание Научно-технического совета, по­свящённое Дню российской науки.
Спойлер
Это ежегодное февральское мероприятие, на котором представители Решетнёвской фирмы, российских научных организаций, предприятий-партнёров и ведущих вузов обсуждают достигнутые результаты по сов- местным проектам, а также новые задачи в области исследований и разработок.
Открывая встречу, генеральный ди­ректор компании «ИСС», доктор технических наук, член-корреспондент РАН Николай Тестоедов напомнил, что в последние годы союзу науки, промышленности и образования способствовали государ­ственные программы, благодаря которым проекты сибирских спутникостроителей, реализуемые в содружестве с российски­ми учёными, получали финансирование из бюджета. Обширная плодотворная ра­бота предприятия в роли индустриально­го партнёра с двадцатью научными и об­разовательными учреждениями принесла реальные результаты по каждому из бо­лее чем 40 реализованных проектов. Но сейчас космическая отрасль страны стоит на пороге качественно нового системного уровня научно-технологического развития. «Время требует комплексных решений. И сегодня понятие «комплекс­ная космическая услуга» становится во главе наших научных направлений. А для этого такие прекрасные, проверенные инструменты как 218 Постановление Правительства или ФЦП «Исследования и разработки...» уже малы», – отметил глава «ИСС».
[свернуть]
Ответом на требования завтрашне­го дня станут комплексные научно-тех­нические программы полного инноваци­онного цикла (КНТП) – новый инструмент управления научными исследованиями и этапами инновационного цикла вплоть до создания технологий, продукции и оказания услуг.
Спойлер
Одними из первых в стране компания «ИСС» и курируемая ею Технологическая платформа «НИСС» выступили инициаторами формирова­ния собственной КНТП – «Глобальные информационные спутниковые системы» и, проведя мощную и сложную работу, в настоящий момент уже готовятся пред­ставить её на Координационном совете Российской академии наук. Программа – это совокупность усилий Решетнёвской фирмы, ведущих университетов и уч­реждений РАН, направленныx на разра­ботку 157 новых технологий, методик, расчётов, составных частей, приборов, программ, услуг и сервисов во имя конкретного, нового продукта.
[свернуть]
«Результатом КНТП должна стать разработка плат­формы сверхмощного класса до 25 кВт. А специалисты знают, что сегодня самая мощная платформа в России – это наше исполнение «Благовеста» – 13 кВт на по­лезную нагрузку. Кроме этого мы предпо­лагаем сделать демонстратор того класса спутников, которых нет в стране», – под­черкнул Николай Тестоедов. – Это буду­щее предприятия, которое сегодня сно­ва стоит на старте нового направления, крайне актуального как в российском, так и в глобальном масштабе».
Спойлер
В поддержание вектора, заданного руководителем Решетнёвской фирмы, с докладами выступили сотрудники предприятия, красноярские учёные и ру­ководители вузов по темам совместных научно-технических задач в области соз­дания новых материалов для космических конструкций, развития сети станций наземного комплекса управления нави­гационной системы ГЛОНАСС, а также по перспективным спутниковым системам для обеспечения связью Арктического региона.
В рамках праздничного заседания Научно-технического совета также со­стоялось чествование сотрудников ком­пании «ИСС», получивших признание как лучшие инженеры на всероссийском уровне. Решетнёвцы ежегодно стано­вятся лауреатами престижного конкурса «Инженер года», и 2019-й не стал исклю­чением. По версиям «Профессиональные инженеры» и «Инженерное искусство молодых» десять специалистов предпри­ятия вошли в число победителей, а ещё семь – отмечены дипломами призёров первого тура всероссийского конкурса. Кроме того, научное признание высо­ких достижений в разработке прорыв­ных технологий по итогам защищённых в прошлом году диссертаций получили четыре сотрудника «ИСС» – трём из них были торжественно вручены дипломы кандидатов наук, а одному – доктора тех­нических наук.
В какой бы форме сотрудничества, на какие бы средства ни велась науч­но-исследовательская деятельность, важ­но помнить, что её основополагающая цель – приносить реальную пользу человечеству, расширять границы его позна­ния. Компания «ИСС» как ведущий раз­работчик и производитель космических аппаратов различного назначения рабо­тает на стыке производства и передовой научной мысли, которая, по словам Нико­лая Тестоедова, «позволяет создавать но­вые услуги и сервисы, то, что, в конечном счёте, нужно нам каждый день».
[свернуть]

Магадан Магадан

Зачем ИСС собирается делать платформу на 25 кВт и какую полезную нагрузку на нее собираются ставить для новых сервисов?

thunder26

ЦитироватьМагадан написал:
Зачем ИСС собирается делать платформу на 25 кВт
Заказчик заказывает, вестимо.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

ZOOR

Цитироватьzandr написал:
Кроме этого мы предпо­лагаем сделать демонстратор того класса спутников, которых нет в стране», – под­черкнул Николай Тестоедов.
За что мне нравится Николай Алексеевич - всегда предлагает демонстраторы. И - главное - добивается их создания.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

thunder26

ЦитироватьZOOR написал:
И - главное - добивается их создания.
Несомненно. Следите за планами пусков.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор


thunder26

ЦитироватьМагадан написал:
И скоро полетит?
Что именно?
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

Не совсем по теме, но более подходящей не нашёл.
https://www.cnews.ru/news/line/2020-02-27_roselektronika_razrabotala
Цитировать«Росэлектроника» разработала спутниковый модем с открытой прошивкой
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» разработал модем для организации высокоскоростных цифровых каналов передачи данных через системы спутниковой связи. Основное преимущество новой аппаратуры – программное обеспечение с открытым исходным кодом, позволяющее пользователям самостоятельно корректировать функциональность модема в зависимости от задач и применять нестандартные протоколы обмена информацией.
Разработку можно использовать для создания сетей высокоскоростной связи со скоростью до 100 Мбит/с в локациях, где недоступен проводной или мобильный интернет. Также устройство может применяться в полевых условиях.
Модем оснащен высокоскоростным модулятором выделенных цифровых спутниковых каналов DVB-S2, а также программируемой логической интегральной схемой большой емкости, не имеющей отечественных аналогов. Аппаратура многофункциональна и может применяться как в качестве спутникового модема, так и в качестве терминала или хаба.
«Отечественная аппаратура гарантирует пользователям отсутствие "закладок" и высокий уровень информационной безопасности. Новое изделие "Росэлектроники" отличают повышенная устойчивость к помехам, компактные габариты и более совершенные рабочие характеристики, в том числе пропускная способность. При этом в устройство заложен большой модернизационный потенциал: его функциональность может наращиваться путем "перепрошивки" программного обеспечения и обновлений алгоритмов цифровой обработки сигналов», – отметил исполнительный директор госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко.
На сегодняшний день создан опытный образец изделия. Серийное производство планируется начать в 2021 г. В составе «Ростеха» разработку устройства осуществлял ЧРЗ «Полет» (входит в холдинг «Росэлектроника»).

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-489.pdf
ЦитироватьСпасительный «Луч»
Космический аппарат «Луч-5А» включён в систему КОСПАС-SARSAT
Канал передачи сигналов с аварийных радиобуёв спутника-ретранслятора «Луч-5А», изготовленного в Решетнёвской фирме, переведён в режим штатной эксплуатации в составе системы КОСПАС-SARSAT. Решение об этом было принято Секретариатом Международной организации КОСПАС-SARSAT по итогам испытаний бортового оборудования, которые проводились на средствах приёма и обработки информации, расположенных в Хабаровске и в Новой Зеландии. На сайте системы поиска и спасания статус спутника обозначен как «полностью введённый в действие».
Космический аппарат «Луч-5А» работает в точке 167° восточной долготы геостационарной орбиты. Его основное назначение – обмен информацией в режиме реального времени между земными станциями и низкоорбитальными объектами ракетно-космической техники. Кроме того, в задачи спутников системы «Луч» входит передача потребителям корректирующих сигналов системы ГЛОНАСС, приём и передача на наземные приёмные пункты информации от аварийных буёв Международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT и информации от автоматизированных платформ сбора данных Росгидромета.
Работа в системе КОСПАС-SARSAT осуществляется на частоте 406 МГц. Она позволяет в режиме онлайн отслеживать сигналы бедствия судовых, авиационных и персональных аварийных радиобуёв, определять их географические координаты и мгновенно информировать о чрезвычайных происшествиях поисково-спасательные службы и ответственные координационные центры. Таким образом, спутники, оснащённые ретрансляционным оборудованием КОСПАС-SARSAT, помогают более оперативно проводить мероприятия по поиску и спасанию потерпевших бедствие в любой точке планеты.
КОСПАС-SARSAT, помимо геостационарного сегмента, включает также космические аппараты на средних и низких орбитах. Кстати, именно с низкоорбитальных спутников «Надежда» производства Решетнёвской фирмы и начала формироваться в 1982 году орбитальная группировка. Сейчас уже более 40 стран запускает спутники для этой системы. За годы её действия спасены более 40 тысяч человек.
Оборудование КОСПАС-SARSAT установлено ещё на одном спутнике-ретрансляторе, созданном «ИСС», – это «Луч-5В», а также на двух среднеорбитальных аппаратах «Глонасс-К». Каналы передачи сигналов от аварийных радиобуёв будут работать и на других решетнёвских навигационных спутниках и спутниках-ретрансляторах.

zandr

Там же
ЦитироватьДесять лет – полёт нормальный!
Бортовая аппаратура разработки «ИСС» успешно функционирует на орбите свыше гарантированного срока
6 февраля 2020 года – день для Решетнёвской фирмы примечательный: истёк 10-летний срок успешного функционирования на геостационарной орбите бортовой аппаратуры радионавигации первого поколения в составе космического аппарата связи «Радуга-1М-2».
Это важная веха в истории развития технологии автономного координатного и временного обеспечения спутников «ИСС». Проверку временем прошла новая (на момент создания) технология автономной навигации космических аппаратов на геостационарной орбите по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Бортовая аппаратура радионавигации – это ядро системы навигации и управления движением, которая по измерениям сигналов спутников ГЛОНАСС и GPS решает задачу координатного и временного обеспечения и поддержания орбитальных параметров движения космического аппарата на геостационарной орбите в требуемых рамках без участия наземного контура управления. Эта технология позволила повысить точность и надёжность удержания спутника в точке стояния и разгрузить наземный контур управления, а также сократить расход топлива за счёт более точных манёвров.
Активная разработка темы началась в начале 2000-х годов. Направление было новым и требовало освоения новых подходов и технологий, как в конструкторских подразделениях, так и на приборном производстве. Можно сказать, что эта работа явилась локомотивом, пилотным проектом, в рамках которого отрабатывались новые решения. А достигнутый в результате успех стал квинтэссенцией труда многих конструкторских и производственных подразделений «ИСС».
Разработанная аппаратура радионавигации была защищена патентом. В 2014 году разработка «Двухсистемного навигационного приёмника космического аппарата» была отмечена бронзовой медалью московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед».
Сейчас аппаратура радионавигации и система автономной навигации и управления движением эксплуатируются на восьми геостационарных спутниках, созданных в «ИСС», а также двух спутниках «Электро-Л» разработки НПО им. С. А. Лавочкина. Кроме того, установка аппаратуры радионавигации собственной разработки закладывается на многих вновь разрабатываемых решетнёвских спутниках.
В настоящее время завершается наземная отработка третьего поколения прибора, а также системы автономной навигации, отвечающей требованиям импортонезависимости и обладающей лучшими техническими характеристиками.
Благодарим за предоставленный материал начальника лаборатории 105 Дмитрия Марарескула

zandr

Там же
ЦитироватьПервый международный
12 марта исполнилось 20 лет со дня первого успешного запуска спутника «Экспресс-А»
Нестабильная экономика, упадок ракетно-космической отрасли, массовая безработица, задержки заработной платы... В таких трудных условиях в последнее десятилетие прошлого века предприятие имени Решетнёва совместно с национальным оператором «Космическая связь» решало задачи по обновлению связной орбитальной группировки. И вполне успешно, несмотря ни на что. Мы расскажем, как это было.
Космические аппараты серии «Экспресс» производства НПО ПМ (ныне АО «ИСС»), выведенные на орбиту в середине 1990-х годов, подтвердили хорошие характеристики спутниковой платформы, на базе которой были построены, но оборудование полезной нагрузки оставляло желать лучшего. Электронная промышленность России в те годы была не в состоянии обеспечить требуемую надёжность.
На помощь пришла Европа. Поставщиком бортовых ретрансляторов стала французская компания Alcatel Espace, с которой фирма Решетнёва в то время уже работала по проекту SESAT. В июле 1997 года контракт был подписан. Его результатом стал первый российский спутникостроительный проект, реализованный совместно с европейской компанией. Он положил начало более совершенной серии космических аппаратов, выводимых на орбиту для обеспечения России современными услугами связи.
Успешное сотрудничество получило отражение в самом названии совместно созданного спутника: «Экспресс-А», где литера «А» означает «Alcatel».
А ведь изначально такое сотрудничество было воспринято неоднозначно. В СМИ активно обсуждался вопрос, имеет ли право госоператор заказывать иностранную полезную нагрузку, хотя так делали в то время по всему миру. У некоторых представителей власти проект также вызывал сомнения. Однако состояние национальной орбитальной группировки гражданских спутников связи было настолько критическим, что проект был принят как единственно верное решение в сложившихся обстоятельствах...
Габариты спутника «Экспресс-А» составляли шесть метров в высоту при размахе двух крыльев солнечной батареи в 21 метр. Масса – 2600 кг, мощность системы электропитания – 2560 Вт. На его борту находились 17 транспондеров: 12 C-диапазона и 5 Ku-диапазона.
Созданные для обеспечения комплекса современных телекоммуникационных услуг, эти спутники использовались для телеграфной, телефонной межправительственной связи, передачи радио- и телепрограмм на территории России.
При одинаковых технических характеристиках платформы, пропускная способность аппаратов «Экспресс-А» была выше, чем на их предшественниках – спутниках «Экспресс» и «Горизонт».  Это позволило развить рынок информационных услуг в России. В том числе, перейти на вещание телепрограмм в цифровом формате.
Всего было изготовлено четыре «Экспресса-А». Первый из них из-за аварии ракеты-носителя так и не вышел на орбиту. Зато следующий спутник, запущенный 12 марта 2000 года с космодрома Байконур, отработал по целевому назначению более 15 лет, что вдвое больше гарантированного срока службы. Остальные аппараты данной серии также эксплуатировались дольше расчётных семи лет.

ZOOR

https://ria.ru/20200327/1569217153.html
ЦитироватьМОСКВА, 27 мар - РИА Новости.  Нештатная ситуация с системой терморегулирования произошла на  телекоммуникационном спутнике "Экспресс-АМ6", услуги широкополосного  доступа в интернет с аппарата прекращены, сообщил оператор спутникового  интернета "Радуга-Интернет".

"Согласно информационному письму от ФГУП "Космическая связь"  (оператор спутников "Экспресс" - ред.) в связи с аномальной работой  жидкостного контура системы терморегулирования космического аппарата  "Экспресс-АМ6", приведшей к деградации технических характеристик  указанного спутника, и невозможностью дальнейшего оказания услуг в  соответствии с лицензионными требованиями к качеству и бесперебойности  таких услуг связи в Ка-диапазоне частот, после проведения 25 марта 2020  года внеплановых профилактических работ на "Экспрессе-АМ6" стволы  Ка-диапазона будут отключены", - говорится в сообщении на сайте  компании.

Отмечается, что в результате сервис широкополосного доступа в интернет через "Экспресс-АМ6" полностью прекращен.

Аналогичную информацию сообщил оператор спутниковой связи AltegroSky.

"ФГУП  "Космическая связь" сообщает об отключении транспондеров и прекращении  предоставления сервисов в Ka-диапазоне под "Экспресс-АМ6" в связи с  невозможностью устранения неисправности космического аппарата", -  отмечается на сайте компании.

Спутник  "Экспресс-АМ6" был выведен на орбиту в 2014 году. Он создан в компании  "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" (входит в Роскосмос) по заказу предприятия "Космическая связь" и рассчитан на 15 лет службы.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Liss

18 лет отпахал. Поздравления ИСС!

https://ria.ru/20200327/1569215099.html

ЦитироватьСамый старый российский спутник связи вывели из эксплуатации
04:50 27.03.2020
МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Телекоммуникационный спутник "Экспресс-А4", запущенный в космос в 2002 году, выведен из эксплуатации, отработав в 2,5 раза больше положенного срока, следует из информации, размещенной на сайте предприятия "Космическая связь" (оператор спутников "Экспресс").
Аппарат "Экспресс-А4" отправили в космос в июне 2002 года. Он был самым старым из действующих российских спутников связи. Расчетный срок службы аппарата составлял семь лет.
По данным сайта "Космической связи", в настоящее время в составе орбитальной группировки этого оператора функционируют 10 спутников. "Экспресс-А4" исчез из этого списка, хотя еще осенью значился в нем.
Аппарат работал на геостационарной орбите (круговая орбита высотой 35 786 километров) в точке стояния 145 градусов восточной долготы над Тихим океаном.
По данным сервиса отслеживания положения спутников n2y0.com, сейчас "Экспресс-А4" дрейфует в западном направлении по орбите выше геостационарной и находится над Атлантическим океаном. Такое передвижение характерно для спутников, которые выведены из эксплуатации и переведены на орбиту захоронения. На ней спутники смогут находиться вечно, не создавая угрозы другим аппаратам.
На смену выведенному из эксплуатации "Экспрессу-А4" изготавливается "Экспресс-АМУ7".
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-493.pdf
Цитировать«Экспресс»-решения
О новых российских спутниках связи и вещания рассказы­вает ведущий менеджер проекта Анатолий Кузнецов
"История"
– Чем была обусловлена необходи­мость создания спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103»?
– Немного предыстории. ГПКС – Федеральное государственное унитар­ное предприятие «Космическая связь» – в своё время заказывало для обновления российской группировки спутник «Экс­пресс-АМ4» в компании EADS Astrium (ныне Airbus Defense and Space). Но этот спутник был утрачен при запуске. После этого ГПКС заказало так называемый за­мещающий спутник – «Экспресс-АМ4R» – в той же компании. И вновь случилась авария. Аппарат должны были запускать в позицию 80 градусов в. д. Эта орбитальная позиция – одна из самых выгодных для ГПКС, потому что с неё видна вся территория России, и, соответ­ственно, с одной точки можно обслужи­вать много пользователей.
К тому времени, учитывая потреб­ность России в новых спутниках и в дру­гих орбитальных позициях, ГПКС было принято решение запускать не один, а два космических аппарата. Свои назва­ния – «Экспресс-80» и «Экспресс-103» – они получили по своим рабочим пози­циям на орбите. (Впоследствии, прав­да, было решено, что «Экспресс-103» отправится в точку 96,5, а орбитальная позиция 103 градуса в. д. для него будет резервной).
На государственном уровне было принято решение, что спутники, на ко­торых размещается ретрансляционная аппаратура президентской и правитель­ственной связи, должны заказываться только в России. Был объявлен закрытый конкурс среди трёх российских компа­ний: «ИСС», РКК «Энергия» и «Газпром космические системы». Последний не от­правил свою заявку, и в итоге в конкурсе участвовали «ИСС» и «Энергия».
Рассмотрев заявки по таким крите­риям как цена, сроки изготовления спут­ников, опыт в производстве аппаратов подобного типа и обеспечение качества работ, конкурсная комиссия отдала предпочтение «ИСС».

– Большинство аппаратов, рабо­тающих в группировке ГПКС, созданы в компании «ИСС». Как наши спутники показывают себя в работе?
– Действительно, начиная с 1999 года по сегодняшний день, мы изгото­вили, обеспечили запуск и работу на орбите 16 космических аппаратов типа «Экспресс». Сначала это были спутники «Экспресс-А». Потом – аппараты серии «Экспресс-АМ». Затем появились «Экс­пресс-АТ». Были примеры, когда наши аппараты не просто служили блестяще в течение всего срока активного существования, но и сверх него долго работали без серьёзных замечаний. Например, спутник «Экспресс-А» № 3 вместо пяти лет отработал 13, а завершил свою служ­бу из-за того, что кончилось топливо на борту. (Ему на замену был запущен созданный в компании «ИСС» спутник «Экс­пресс-АМ44» – прим. ред.)
В целом, наши аппараты в группи­ровке нацоператора работают стабиль­но.
[свернуть]
Случаются замечания, но выручает то, что в наших спутниках всегда заложено мощное резервирование.

– Вернёмся к спутникам «Экс­пресс-80» и «Экспресс-103». Насколько в них сохранена преемственность с пре­дыдущими телекоммуникационными аппаратами предприятия? И что в них заложено нового?
– Спутники «Экспресс-80» и «Экс­пресс-103» созданы на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000» (раз­работка «ИСС» – прим. ред.). Это абсо­лютно новое поколение негерметичных космических аппаратов. Первым из них был спутник AMOS-5, дальше – Telkom-3, «Ямал-300К». На базе этой платформы также созданы спутники-ретрансляторы «Луч» – 5А, 5Б и 5В. Поэтому преемственность с точки зрения платформы сохраняется, хотя в каждом спутнике она имеет какие-то отличия.

– Это обусловлено усовершенство­ванием состава платформы?
– Нет, это исходит от требований заказчика. Потому что каждый заказ­чик заинтересован в том, чтобы на его спутнике как можно больше энергетических и массовых ресурсов было отда­но полезной нагрузке. А их просто так не изыщешь. Либо нужно уменьшать мас­су платформы, либо придумывать что-то ещё. Например, на «Экспрессе-80» и «Экспрессе-103» заказчик пожелал разместить по 26 стволов в трёх диапа­зонах частот. А это значит, что в полезной нагрузке должны быть ещё и антенны в трёх диапазонах.
Мы предложили решение этой за­дачи способом довыведения аппаратов в рабочие точки. Ракета-носитель «Про­тон» и разгонный блок «Бриз-М» обеспечивают выведение по прямой схеме аппарата массой не более чем 3 тон­ны 250 кг. У спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» с учётом требований ГПКС суммарный вес составил 4 тонны 400 кг. Получается превышение больше чем на тонну. Нужно было компенсиро­вать разницу в массе. И мы сделали это за счёт установки двигателей коррекции, поставив два дополнительных ксеноно­вых двигателя СПД-100, которые делает ОКБ «Факел» (г. Калининград).

– Получается, что у нас впервые на аппараты среднего класса установлены дополнительные двигатели для довыве­дения?
– На наших спутниках впервые уста­навливаются дополнительные двигатели довыведения. Сама же процедура довы­ведения впервые была применена нами при запуске аппаратов тяжёлого класса «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6».

– Расскажите, какие организацион­ные меры были приняты в «ИСС» для без­условного выполнения контракта?
– В проекте создания спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» мы на­ходились в контрактных сроках 26 месяцев, благодаря тому, что нами была проведена глубокая предконтрактная подготовка. Зная, что впереди будет заказ на такие спутники, мы начали работать за два года до заключения контракта. Запустили в разработку и производство всё то, что точно будет использоваться. Посмотрели предварительный заказ материалов, комплектующих, прорабатывали с кооперацией сроки и комплектацию. Вплоть до того, что по бортовой аппаратуре КИС (командно-измерительная система – прим. ред.), которая всегда была и будет на всех наших аппаратах, мы взяли кре­дит и заранее заплатили РКС («Российские космические системы» – прим. ред.), чтобы они начинали работу раньше.
Отдельный длительный процесс – это заключение договоров с нашими смежниками. Так вот, договоры на поставку бортовых приборов абсолютно со всей кооперацией, включая зарубежную, были нами заключены ещё до наступле­ния «т-нулевого» (старт работ по контрак­ту после выплаты заказчиком авансового платежа – прим. ред.).
Приведу такой яркий пример: 28 декабря 2016 года мы получили авансовый платёж от ГПКС и на следующий день – 29 декабря – мы заплатили всей коопе­рации, включая зарубежную. Включили часы всем сразу!

– Почему же, несмотря на принятые меры, произошло отставание от графи­ка?
– Действительно, в итоге мы всё же отстали на 7 месяцев. Исключительно по вине РКС, которое на год сорвало поставку бортовой аппаратуры КИС как для «Экспресс-80», так и для «Экспресс-103». К сожалению, есть такой монополист у нас в стране. Но сейчас мы пришли к тому, что эту многострадальную борто­вую аппаратуру КИС стали разрабаты­вать сами. И, в частности, в следующем проекте – «Экспресс-РВ» – предполагает­ся использовать аппаратуру КИС разра­ботки «ИСС».

– Расскажите о зонах обслуживания спутников.
– Это в основном Россия и страны СНГ. На этих аппаратах нет перенацели­ваемых антенн.

– Как изменится состояние связной группировки после ввода в эксплуата­цию спутников «Экспресс-80» и «Экс­пресс-103»?
– Конечно, этот вопрос нужно зада­вать ГПКС. Единственное, что мы можем твёрдо сказать, что с запуском спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» в пер­вую очередь повысится надёжность всей группировки. Второе – увеличится её пропускная способность. И третье – поя­вятся варианты создания каких-то допол­нительных систем связи и привлечения новых пользователей.