Разношерстные новости

Автор volod, 22.08.2008 19:46:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

поц

https://twitter.com/Thales_Alenia_S/status/1224239205506863105

.@Thales_Alenia_S has leveraged on its expertise regarding constellations to address 3 #NewSpace developments: #Blacksky (60 optical satellites with high revisit), #NorthStar (40 satellites dedicated to the surveillance of Space from Space) & the #IoT nanoconstellation #Kineis

zandr

https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=527670&lang=RU
ЦитироватьВ России опасаются, что спутники Илона Маска могут быть использованы в военных целях
       Москва. 23 февраля. ИНТЕРФАКС - Группировка из 12 тысяч спутников Starlink, запускаемых компанией Илона Маска для создания глобальной сети интернет-покрытия, может быть использована в военных целях, считает генеральный конструктор системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), гендиректор МАК "Вымпел" Сергей Боев.
      "Одним из первых мероприятий, которое проводил вновь назначенный командующий Военно-космическими силами США - встреча с Маском (глава SpaceX - ИФ), Брэнсоном (глава Virgin Galactic - ИФ) и с рядом других представителей бизнеса, которые занимаются разработками в области космоса и космической деятельности. Он с ними проводил разговор о том, как использовать их гражданские аппараты в интересах повышения потенциала Военно-космических сил Соединенных Штатов Америки", - заявил Боев в программе "Военная приемка" на телеканале "Звезда".
Спойлер
      Как сообщалось, компания Илона Маска SpaceX планирует запустить около 12 тыс. космических аппаратов Starlink для создания полномасштабной сети, которая позволит обеспечить жителей Земли широкополосным доступом в интернет в любом уголке планеты. Предполагается, что все они будут выведены на орбиту после 2020 года. Общая сумма инвестиций для реализации проекта оценивается в $10 млрд.
       В настоящий момент орбитальная группировка Starlink состоит уже из 300 космических аппаратов и является самой большой в мире.
       SpaceX является одной из целого ряда компаний, которые стремятся разместить на орбите крупные орбитальные группировки спутников для обеспечения глобального интернет-покрытия. Среди них - OneWeb, Telesat, LeoSat и Amazon. Как сообщалось, компания OneWeb уже вывела на орбиту 40 спутников своей собственной системы.
[свернуть]

Виктор Левашов

ЦитироватьСо стартовой позиции космического комплекса на острове Кодьяк с 26 на 27 февраля управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США планирует осуществить запуск ракетоносителя Astra Rocket 3.0»

ЦитироватьВ качестве полезной нагрузки планируется вывести на заданные орбиты экспериментальный спутник связи Prometheus, разработанный специалистами Лос-Аламосской военной лаборатории, два спутника связи, созданные в университете Южной Флориды и радиомаяк Space Object Automated Reporting Systems.

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/75465/
ЦитироватьТри компании объединяют усилия по созданию спутника морской связи
Три компании объединяют усилия для разработки экспериментального спутника морской связи, который мог бы стать основой для будущей группировки, пишет SpaceNews. В новую структуру вошли спутниковый оператор Orbcomm, производитель малых спутников AAC Clyde Space и шведский аэрокосмический подрядчик Saab.
Участники заявили, что будут сотрудничать в создании кубсата форматом 3U для тестирования высокочастотной системы обмена данными, или VDES, для обеспечения двусторонней связи между кораблями и землей. VDES предлагает в 32 раза большую пропускную способность передатчиков Automatic Identification System, но в настоящее время ее использование ограничено наземными станциями, которые охватывают только береговые линии.
Если демонстрация будет успешной, компании рассмотрят возможность создания орбитальной группировки из 100 спутников для расширения охвата.
А.Ж.

cross-track

Цитата: zandr от 27.08.2020 23:28:54https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/75465/
Цитата: undefinedТри компании объединяют усилия по созданию спутника морской связи
Три компании объединяют усилия для разработки экспериментального спутника морской связи, который мог бы стать основой для будущей группировки, пишет SpaceNews. В новую структуру вошли спутниковый оператор Orbcomm, производитель малых спутников AAC Clyde Space и шведский аэрокосмический подрядчик Saab.
Участники заявили, что будут сотрудничать в создании кубсата форматом 3U для тестирования высокочастотной системы обмена данными, или VDES, для обеспечения двусторонней связи между кораблями и землей. VDES предлагает в 32 раза большую пропускную способность передатчиков Automatic Identification System, но в настоящее время ее использование ограничено наземными станциями, которые охватывают только береговые линии.
Если демонстрация будет успешной, компании рассмотрят возможность создания орбитальной группировки из 100 спутников для расширения охвата.
А.Ж.
Ну конечно, платить Старлинку по 100 долларов в месяц за широкополосный интернет (а скоро - и на высоких широтах) - это не подходящий вариант!
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/75480/
ЦитироватьПервый коммерческий спутник связи Венгрия надеется запустить в 2024 году
Группа коммерческих телекоммуникационных компаний Венгрии объявили о создании совместного предприятия, которое будет ориентировано на запуск и управление первым венгерским геостационарным спутником связи, сообщает Ecoruspace.
При этом сроком запуска космического аппарата определен 2024 год – дата, когда Венгрия вернет себе отданное в 2004 году в аренду право на орбитальные позиции и частоты. В связи с этим анонсом правительственные чиновники Венгрии отметили, что тут речь идет о развитии возможностей космического сектора экономики страны, который, в перспективе, сможет поспособствовать увеличению ВВП.
А.Ж.

zandr

#546
Пожалуй, создавать отдельную тему пока рано - пусть здесь полежит.
https://www.kommersant.ru/doc/4550136
Цитировать«Грань между земной и космической радиоэлектроникой уже совсем незначительна»
Гендиректор «МегаФона» Геворк Вермишян — о деталях проекта по развитию спутникового интернета
— Сейчас на операторов спутникового интернета приходится всего 126 тыс. абонентов в России. Почему вы считаете проект перспективным?
— Сегодня наземной связью покрыто около 35% территории страны, есть огромнейший потенциал в покрытии труднодоступных, малонаселенных, рельефных территорий. Совокупный размер инвестиций в прокладку оптоволокна на горизонте десяти лет оценивается в десятки миллиардов долларов, что сопоставимо с вложениями в спутниковые системы. С нашей точки зрения, единственный способ обеспечения повсеместного покрытия — конвергенция наземной и спутниковой связи. С ее появлением мы получим универсальную транспортную сеть для всех поколений связи, включая и будущие — 5G и 6G.
Текущие системы спутниковой передачи данных располагаются на высоких орбитах, мы же намерены исследовать перспективы низкоорбитальных спутниковых группировок на расстоянии от 200 км до 2 тыс. км от Земли. Скорости передачи данных таких спутников могут достигать 1 Гб/с, а задержки существенно ниже, чем у высокоорбитальных систем.
— С кем планируете сотрудничать по разработке спутников и как снижать стоимость производства?
— Массовое использование низкоорбитальной группировки окупается только при существенном снижении цен для конечных пользователей, которые сейчас достаточно высокие. Например, мы слышим такие оценки эффективности использования спутников в публичном поле: ARPU (средняя выручка на пользователя в месяц.— "Ъ") должен быть на уровне $65. С учетом конкурентной среды в России ждать подобных показателей не приходится. Но на уровне R&D (исследований и разработок.— "Ъ") снижать стоимость производства спутников и наземного оборудования вполне возможно. Технологии развиваются, чипы становятся более производительными. С точки зрения инженерных решений нужно разработать целый ряд технологий, включая системы спутниковых коммуникаций, алгоритмы улучшения передачи сигналов. И опираясь на российскую космическую школу, мы намерены собрать лучших специалистов для этого.
Другое большое направление работы связано с софтом и развитием наземной инфраструктуры. Современные реалии таковы, что грань между земной и космической радиоэлектроникой уже совсем незначительна, и ключевая роль в нашем проекте именно у технических инженеров и разработчиков здесь, на Земле. Именно поэтому на старте проекта его костяк составляют основатели компании Yadro.
— Сколько спутников планируется вывести на орбиту для тестирования и для оказания коммерческих услуг?
— Пока мы ориентируемся на создание прототипов, ставя во главу угла экономические вопросы. Оценить, какое количество спутников потребуется, сможем на более поздних этапах.
— Рассматриваете привлечение инвесторов в проект?
— На первоначальном этапе «МегаФон» будет единственным инвестором, но с продвижением исследований, уверены, будет расти интерес, и мы будем привлекать инвесторов, чтобы финансировать производство.
— Проект российского спутникового интернета за 40 млрд руб. запланирован в нацпрограмме «Цифровая экономика». Будет ли «МегаФон 1440» претендовать на участие?
— На текущем этапе мы финансируем все сами.
— Как планируете конкурировать с международными проектами, такими как OneWeb и Starlink?
— Мы не боимся конкуренции и все эти годы росли за счет игры на опережение. Качественная наземная инфраструктура, которой мы обладаем, является серьезным подспорьем. Система низкоорбитальных спутников — довольно молодая идея в масштабах телекоммуникационного рынка, но сейчас стала популярной как раз за счет развития технологий. Я убежден, что в коридоре 200–2 тыс. км на орбите можно уместить системы не одной компании, а дальше конкурировать качеством услуг.
— Участие в зарубежных спутниковых группировках рассматриваете?
— Мы делаем первый шаг в космос и для начала хотим развивать экспертизу и компетенции сами.
Интервью взяла Юлия Тишина

nonconvex

Телескоп Аресибо разрушился окончательно.


ЦитироватьThe Arecibo Observatory is gone. Its 900-ton instrument platform, suspended above a dish in the karst hills of Puerto Rico, collapsed this morning, at about 8 a.m. local time, says Ramon Lugo, director of the Florida Space Institute at the University of Central Florida, which manages the 57-year-old radio telescope for the National Science Foundation (NSF).

zandr

http://engine.space/press/pressnews/3355/
Цитировать«Протон-ПМ» расширяет применение интернета вещей в управлении производством
10 Декабря 2020
​До конца 2020 года ПАО «Протон-ПМ» в полтора раза увеличит количество станков с числовым программным управлением, оборудованных системой мониторинга загрузки оборудования «Навиман». На сегодняшний день к ней подключено 28 механообрабатывающих центров, определяющих производственный план.
​​В режиме реального времени система отслеживает состояние станков и передаёт руководителям показатели эффективности работы станочного парка и производственные данные: полезное время работы, причины простоев, информацию об этапах обработки и другие. Это повышает скорость и качество принятия управленческих решений, позволяет контролировать выполнение производственных заданий.
Как отмечает заместитель директора по производству ПАО «Протон-ПМ» Андрей Подгорнов, за время эксплуатации система доказала свою эффективность:
Цитировать— Комплекс «Навиман» помогает выявлять простои и контролировать фактическую загрузку каждой единицы технологического оборудования. Так, время полезной работы станков, подключённых к системе, удалось довести практически до 60 %. При этом значительно сократилась продолжительность простоев, связанных с поломками, отсутствием управляющих программ или инструмента. До конца этого года мы планируем подключить к системе ещё 14 единиц оборудования.
Следующим этапом внедрения инструментов промышленного интернета вещей на «Протон-ПМ» станет переход от описательной аналитики, отвечающей на вопрос «Что произошло?» к предиктивной, способной моделировать и предсказывать события. Это позволит прогнозировать и планировать ремонт оборудования, следить за состоянием инструмента и как результат — избегать непредвиденных простоев производства. Специалисты предприятия уже провели ряд совещаний с представителями компаний, разрабатывающих и внедряющих программные продукты на основе нейронных сетей и методов обработки больших данных.
По сообщению пресс-службы ПАО "Протон-ПМ"

Старый

Цитата: zandr от 10.12.2020 18:54:00«Протон-ПМ» расширяет применение интернета вещей в управлении производством
Вот уже и система дистанционного контроля стала интернетом вещей. Надеюсь хоть не через спутники "Марафон"?  ??? ::) :-\
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/77681/
ЦитироватьПравительство Италия заказало еще два спутника Cosmo-SkyMed
Правительство Италии решило нарастить радиолокационные возможности страны и заказать у Thales Alenia Space два дополнительных радарных спутника Cosmo-SkyMed. При этом, как и ранее, заниматься соответствующим наземным сегментом выбрана Telespazio.
Финансирование проекта будет осуществляться итальянскими космическим агентством и министерством обороны. Коммерческие поставки снимков будут осуществляться через e-Geos. Точная дата запуска новых спутников не определенна, пишет Ecoruspace.
А.Ж.

zandr

http://russianspacesystems.ru/2021/01/27/rks-sozdaet-integrirovannuyu-apparaturu/
ЦитироватьРКС создает универсальную интегрированную аппаратуру для спутников будущего
Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию РОСКОСМОС) в рамках работы по созданию унифицированной бортовой аппаратуры для перспективных космических аппаратов разработали интегрированный декодер командно-программной и телеметрической информации. Универсальное устройство обеспечит высокие качество и стабильность доставки управляющих команд от наземного сегмента до бортового комплекса космического аппарата и передачу информации о состоянии спутника на Землю.
Разработка объединяет функции различных бортовых узлов обработки командно-программной и телеметрической информации в одной микросхеме. Устройство входит в состав и повышает надежность командно-измерительной системы, которая управляет космическим аппаратом, ретранслирует текущие навигационные параметры и агрегирует телеметрическую информацию.
Заместитель руководителя отделения создания бортовой аппаратуры командно-измерительных систем Виталий КРАСКОВ: «Декодер является воплощением ряда высокотехнологичных разработок РКС. В основе – уникальная микросхема со встроенными алгоритмами помехоустойчивого кодирования и декодирования командно-программной, телеметрической информации и функцией резервирования выполнения критических временных программ, гарантирующей защиту от непредвиденных сбоев аппаратуры управления спутником».
Эта разработка – очередной шаг РКС в работе по созданию интегрированного бортового комплекса командно-информационных систем, объединяющего командно-измерительные и вычислительные функции, обрабатывающего телеметрическую информацию, обеспечивающего защищенное управление и резервирование критических функций бортового комплекса управления.
Интеграционные решения и унификация аппаратуры в ближайшем будущем позволят поставить «на поток» производство надежных бортовых систем, сократить стоимость и значительно ускорить производство спутников, масштабировать бортовую аппаратуру под конкретный тип космического аппарата – от малых спутников связи и научного назначения до сложных многофункциональных аппаратов. Перспективные разработки РКС в этом направлении обеспечат максимальную долговечность и стабильность работы спутниковых группировок различного назначения, что повлечет рост качества услуг в области навигации, цифрового телевидения, телефонии и интернета.

zandr

https://tass.ru/interviews/10773031
ЦитироватьГлава Airbus DS в РФ: наши гироскопы будут на российских аппаратах, которые полетят к Луне
Владимир Терехов Пресс-служба Airbus Defence and Space
Владимир Терехов  © Пресс-служба Airbus Defence and Space
В конце 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в ходе видеоконференции договорился с руководством компании Airbus Defence and Space о расширении сотрудничества по линии действующих в России совместных предприятий "Синертек" и "Энергия-САТ". Личную встречу планируется провести в 2021 году.
О том, какие проекты уже удалось успешно реализовать на территории страны, с какими трудностями пришлось столкнуться и как будет развиваться сотрудничество европейской аэрокосмической группы с предприятиями Роскосмоса, рассказал в интервью ТАСС глава Airbus Defence and Space в России Владимир Терехов.

— Какие основные космические проекты осуществляются с участием России? Планируются ли новые, и если да, то какие?
— Одним из основных проектов с участием России на данный момент является проект OneWeb. Расположенное в Калининграде российское ОКБ "Факел" успешно прошло конкурсные процедуры и является поставщиком двигателей малой тяги для этой группировки.
Заказчиком выступает совместное предприятие Airbus и OneWeb (OneWeb Satellites — прим. ТАСС), находящееся в Тулузе. Это наше дочернее предприятие. Это очень интересный проект. Я бы даже сказал, он знаковый, в том числе для российской космической промышленности, так как коллегам из ОКБ "Факел" пришлось перестраивать свои подходы, связанные с необходимостью массового производства этих двигателей в больших количествах.
Чтобы помочь им реализовать эту программу, мы инвестировали в расширение испытательной базы в Калининграде. ОКБ "Факел", хотя и с некоторыми трудностями, которые присущи всем поставщикам, участвуют в этом революционном с точки зрения производства проекте. Они на очень хорошем счету, они действительно молодцы, и мы  сейчас даже разместили небольшой дополнительный заказ.
Всего на данный момент заказано около 600 двигателей. Это очень интересный проект как для Airbus, так, надеюсь, и для ОКБ "Факел". У нас с коллегами очень хорошие рабочие отношения и очень хороший контакт.

— Есть ли другие крупные проекты?
— Мы все прекрасно понимаем, что сейчас по всему миру существуют определенные сложности с финансированием. Космическая отрасль достаточно сильно зависит от государственного или межагентского финансирования. Поэтому говорить о том, что существуют какие-то очень важные, большие проекты такого же размера, как OneWeb, к сожалению, пока не приходится.
Но космическая промышленность — долгоиграющая отрасль, поэтому мы находимся в постоянном контакте с коллегами из промышленности и Роскосмоса. Мы обсуждаем различные идеи. Пока они не привели к проекту такого размера, как "Союз" на Куру или OneWEB, но я надеюсь, он появится.
У нас очень плотный контакт с коллегами из РКК "Энергия", АО "РКС", ИСС им. Решетнева, НПО им. Лавочкина. Например, сейчас мы заканчиваем изготовление гироскопов для НПО им. Лавочкина, они будут установлены на аппараты, которые полетят к Луне.

— Какие именно трудности вы имели в виду, когда говорили про поставщиков?
— Трудности были абсолютно со всеми поставщиками по той простой причине, что космическая промышленность в том виде, в котором мы к ней привыкли, работает по канонам, которые были заложены в 1960–1990-х годах.
Когда начал развиваться проект OneWeb, мы поняли, что на основе имеющихся подходов и стандартов будет невозможно решить задачу создания группировки, и мы привлекли специалистов из автомобильной и авиационной промышленности для того, чтобы выстроить новую технологическую, производственную и экономическую цепочку.
Дело в том, что серийное производство требует совершенно иных подходов, чем индивидуальное проектирование и производство, как это существует в классических аппаратах. Теперь мы применяем этот полученный опыт, так сказать, адаптируем полученные знания при организации производства классических аппаратов связи и ДЗЗ, мы видим положительный экономический эффект как для нас, так и для наших традиционных заказчиков.
Для того чтобы перейти на следующий этап в массовом производстве серийных аппаратов, нужны новые стандарты. И в этом была сложность. Многие существующие стандарты и процессы заточены именно под конкретное или малосерийное производство. В такой ситуации всем необходимо быстро адаптироваться к изменяющемуся рынку и потребностям заказчиков, перестроиться в плане взаимодействия, подхода и стандартов работы. Возвращаясь к ОКБ "Факел", совместно с коллегами мы смогли решить целый пул вопросов, и калининградцы смогли быстро перестроиться и адаптироваться к новому графику, стандартам и ритму работ.
Хочу сказать, что коллеги из Роскосмоса и ЦНИИмаш тоже интересуются нашими подходами, и мы ведем предварительные консультации о возможности взаимодействия и сотрудничества в части вопросов, связанных с массовым производством.

— В декабре 2020 года сообщалось, что глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин договорился с руководством Airbus Space Systems о расширении сотрудничества по линии совместных предприятий "Синертек" и "Энергия-САТ". Собирались провести личную встречу в Москве. Когда она состоится?
— Действительно, во время совещания в режиме видеоконференции в середине декабря руководство договорилось о необходимости провести личную встречу, как только позволит ковидная ситуация. Такое желание выразили обе стороны.
Но мы все понимаем, в какой мы находимся ситуации. К сожалению, пока полетов фактически нет. И мы очень рассчитываем, что к салону МАКС, в котором мы планируем принять участие, ситуация улучшится. Я очень рассчитываю, что будут разблокированы полетные планы, и руководство Airbus, и отделение космических систем прилетит, и мы проведем очень плодотворную личную встречу.
У нас даже без этого очень хороший контакт с Роскосмосом. На уровне заместителей руководителя Роскосмоса мы достаточно часто проводим консультации по текущим проектам. Конечно, хотелось бы, чтобы некоторые вещи решались и проводились быстрее, но все понимают ныне существующие ограничения. Не всегда можно запросто приехать: нужно предъявить справку, ПЦР-тест. Эти ограничения немного тормозят работу. Хотелось бы больше динамики в развитии совместных проектов, но прямо уж пенять и на что-то жаловаться я бы, наверно, не стал. Всегда хочется лучше.

— О чем пойдет речь на встрече? Что имеется в виду под развитием сотрудничества?
— На данный момент мы обсуждаем имеющийся проект сотрудничества в рамках "Синертек", взаимодействие с "Энергией", в том числе в рамках "Энергии-САТ". Мы планируем обсуждать вопросы об интересе с российской стороны к нашему опыту в части серийного производства, разработки и производства аппаратов в перспективе создания группировок, которые планирует Роскосмос.
Так что тут разные пласты, от общесистемных вопросов до уровня оборудования и производства и его локализации, как, например, в "Синертеке".

— О новых проектах пока нельзя говорить?
— Ну вот "Сфера" — это новый проект или нет? Коллеги проявляют интерес к нашему опыту. Мы попросили их систематизировать подход в вопросе, который они планировали к обсуждению, и уточнить, в чем потребность. Мы ждем их ответа, чтобы было некое системное понимание, в чем интерес к сотрудничеству с российской стороны. Здесь мы абсолютно открыты, что было подтверждено на декабрьской конференции.

— Расскажите, пожалуйста, о деятельности "Синертек".
— Об этом я могу говорить очень долго. Это уникальный опыт, который никто из западных производителей не смог получить. И сам по себе проект действительно уникальный.
"Синертек" не только поставляет оборудование Airbus для российских программ, но производит его по стандартам Airbus. Мы реализовали программу локализации производства твердотельных усилителей мощности для российских полезных нагрузок. Это оборудование сделано Airbus, но произведено в России. И производственные помещения, и технологический процесс, и персонал полностью сертифицированы Airbus. Сейчас мы ведем переговоры по продолжению этого контракта.
Кроме того, у нас постоянный контакт с руководством АО "РКС", и мы пришли к совместному пониманию, что нам нужно расширять линейку и номенклатуру локализованных и производимых в России приборов. Пока нет четкого утвержденного плана, но есть понимание, что нужно продвигаться в сотрудничестве по усилителям на лампе бегущей волны, например. Это такой тип усилителей, который потребует определенных усилий и инвестиций со стороны участников СП, и мы работаем над этим, и очень хочется надеяться, что к МАКС выйдем на какое-то взаимопонимание.
Особенно хочу отметить, что "Синертек" уже проводил консультации с различными российскими производителями составных частей усилителей. Они показали очень хорошие результаты. Немецкие коллеги ездили на одно из российских предприятий с техническим аудитом и остались очень довольны качеством производимого товара. Соответственно, мы подготавливаемся к расширению бизнеса по производству в России высококачественных усилителей различных мощностей и различного номинала.

— Насколько легко удается в России подвести производство под европейские стандарты?
— Производство в России по стандартам Airbus было единственным на данный момент возможным решением для "Синертека". Оборудование производится в России по стандартам Airbus, и это оправданно с экономической точки зрения и соблюдения качества выпускаемой продукции.

— Ранее в интервью вы заявляли, что есть проблема с ГОСТами. С тех пор нет никаких подвижек?
— Я бы не назвал ее именно проблемой с ГОСТами. В Европе существуют одни стандарты производства космической техники, а в России есть свои стандарты и ГОСТы, и они разные.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, что никаких подвижек нет. Конечно, целесообразно было бы реализовать некую программу взаимного признания стандартов. Это бы укрепило и упростило работу и взаимодействие. Но, к сожалению, российские стандарты "закрыты", и как решать проблему в такой ситуации, пока непонятно.

— В Европе такой проблемы с ГОСТами нет, это чисто наша специфика?
— Нет такой превалирующей формальности государственных стандартов, скажем так. Каждое предприятие ориентировано в первую очередь на выпуск качественной техники и в срок. В первую очередь рынок оценивает, насколько ты успешен. Конечно, не надо забывать про страховой рынок, который оценивает тебя, а страховка в нашем бизнесе напрямую влияет на конечную стоимость продукции. Поэтому какие общие стандарты ты применяешь у себя на предприятии — это, конечно, важно при реализации программ EKA (Европейское космическое агентство — прим. ТАСС), СNES (Национальный центр по изучению космоса, Франция — прим. ТАСС), DLR и других институциональных заказчиков, но необходимо разрабатывать и свои собственные стандарты качества и работы, что также важно, в том числе и для коммерческих заказчиков.
В первую очередь тут стоит вопрос об экономической эффективности предлагаемых решений, достаточности мер контроля качества и репутации производителя. Именно эти факторы важны для заказчиков. Во многом все решает диалог с заказчиком, а не просто следование процедурам и стандартам, которые прописаны в ГОСТах или отраслевых стандартах. Это все-таки немного разные подходы.
Дело в том, что мы в Airbus DS базируемся на своем опыте производства техники. И качество — это тот момент, в котором мы на компромисс никогда не идем. Это принципиальная позиция компании. У нас даже везде висят лозунги: "Качество превыше всего", и это не просто лозунг, это философия. Качество стоит денег, но в конечном итоге эти вложения окупаются сторицей.

— "Энергия-САТ" — какие проекты осуществляются? С какими странами ведется работа?
— На днях у нас прошло достаточно большое совещание в режиме видеоконференции между руководством РКК "Энергия", Airbus и "Энергия-САТ". Мы подготовили обзор возможностей участия в различных проектах, в частности в проектах ГП "Космическая связь" и в "Сфере". Обсуждались и несколько экспортных программ, которые мы пока не готовы называть.
Сейчас на базе пройденного опыта мы собрали все "выученные уроки" и приступаем к анализу новых возможностей. Обсуждаем, ищем пути, как лучше и, может быть, более системно подойти к вопросам взаимодействия.
В первую очередь, это связано, опять-таки, с внедрением системы качества производства, согласно стандартам Airbus. Я просто напомню, в чем был интерес участия в этом проекте российской стороны: согласно имеющейся статистике, компания Astrium, а ныне Airbus DS, имеет хорошую репутацию на мировом рынке космических аппаратов как производитель надежной, отказоустойчивой техники. Российские коллеги проявили интерес к нашему опыту и компетенции именно в этой связи.
С другой стороны, интерес Airbus — иметь свое присутствие на российском рынке. Второй интерес — в нашем портфолио нет телекоммуникационных платформ среднего класса. Традиционно мы всегда присутствовали на рынке крупных, тяжелых платформ. Это основное оружие в рыночной борьбе. А у коллег из "Энергии" существует очень интересная разработка платформы среднего класса, которую можно довести до рыночного продукта. У нас нет конфликта интересов в освоении рынков, как иногда бывает в этом секторе, и это очень важно.

— Какие, на ваш взгляд, самые интересные разработки приносит Россия в Европу?
— Тот же "Факел". Замечательные двигатели, очень конкурентоспособные, востребованные. Всем известен также положительный интерес, например, с сотрудничеством в части "Союза" на Куру. Это же замечательный пример сотрудничества. Проводятся совместные работы в рамках МКС. Это очевидные примеры.
Конечно, хотелось бы, чтобы появились новые такие проекты. И мы с коллегами из РКК "Энергия", РКС и Роскосмоса обсуждаем, какие могут быть новые проекты. Идет процесс брейнсторминга. Идеи есть, но их нужно довести до определенной стадии проработки, чтобы понять, насколько они реалистичны. Какие именно, я пока не скажу. Сохраню интригу.

— "Информационные спутниковые системы" (ИСС) им. М.Ф. Решетнева направляли в Airbus конструкцию модуля полезной нагрузки телекоммуникационного космического аппарата "Ангосат-2" для установки ретрансляционного оборудования. Установлено ли оно? Ожидалось, что аппарат вернется в Россию в апреле. Будет ли соблюден этот срок? Если нет, то почему?
— На данный момент срок поставки — 30 апреля этого года. Я думаю, что собранный модуль полезной нагрузки будет поставлен недели на две позже — в середине, может быть, во второй половине мая в связи с коронавирусом. Там достаточно много специфичного оборудования, которое сейчас находится в фазе установки, но из-за ситуации с коронавирусом у одного из наших поставщиков произошла задержка, которая составляет около двух — максимум трех недель.
Естественно, мы проговариваем этот вопрос с коллегами из ИСС им. М.Ф. Решетнева, и они в курсе этой ситуации. Озвученный мной срок — это консервативный сценарий. Мы всегда предпочитаем говорить о консервативном сценарии. Я надеюсь, нам удастся улучшить этот срок и сократить это двух- или трехнедельное отставание. Ближайшие недели это покажут. К сожалению, коронавирус — это то обстоятельство, к которому тоже надо адаптироваться.
Беседовала Наталья Дмитрак

zandr

https://tass.ru/kosmos/10847871
ЦитироватьВ России намерены создать прототип спутника для мониторинга выбросов парниковых газов
МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Прототип первого российского спутника для мониторинга выбросов парниковых газов будет создан до конца 2021 года. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор компании "Успешные ракеты" (разработчик аппарата) Олег Мансуров.

Компания приступила к созданию малого космического аппарата весом до 200 кг, который сможет измерять содержание углекислого газа в атмосфере. "Технологический образец спутника для мониторинга выбросов парниковых газов для лабораторных испытаний и отработки всех систем будет готов до конца текущего года", - отметил Мансуров.

По словам гендиректора компании, после успешных наземных испытаний можно будет перейти к летным. В случае успеха будет принято решение о создании группировки аппаратов для мониторинга выбросов парниковых газов.

"Основная цель создаваемой группировки - это генерация данных для подсчета углеродных единиц, выделяемых и поглощаемых как отдельными предприятиями, населенными пунктами, так и отдельными странами", - пояснил Мансуров.

Как отметил гендиректор компании, специализированная система глобального мониторинга парниковых газов будет включать наземный сегмент, который позволит "дополнять и уточнять данные, получаемые с космического сегмента". При этом стоимость одной наземной станции, подчеркнул Мансуров, может быть в семь раз ниже зарубежных аналогов.
Ранее компания "Успешные ракеты" сообщила о разработке первого специализированного отечественного спутника для мониторинга выбросов парниковых газов. Как уточнили в пресс-службе, существующий в России задел позволяет приступить к созданию бортовой аппаратуры, которая сможет давать оценку содержания парниковых газов в столбе атмосферы с точностью до 0,2 %, что выше возможностей существующей зарубежной аппаратуры.

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/79287/
ЦитироватьAirbus изготовит телекоммуникационный спутник Eutelsat 36D
Компания Eutelsat решила доверить создание телекоммуникационного спутника Eutelsat 36D европейской Airbus. Датой запуска этого аппарата заявлен 2024 год.
На орбите новый спутник заменит космический аппарат Eutelsat 36B, который должен будет завершить свое активное существование в 2026 году.
Заказанный спутник будет базироваться на основе платформы Eurostar Neo и будет оснащен 70 Ku диапазонными транспондерами, пишет Ecoruspace.
А.Ж.

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/79794/
ЦитироватьVirgin Orbit выиграла контракт на запуск спутников HyperSat
Компания HyperSat решила доверить выведение шести спутников гиперспектрального наблюдения за Землей ракете LauncherOne. Датой этого пуска заявлен период не ранее 2023 года, сообщает Ecoruspace.
К причинам, по которым компания решила доверить выведение компании Брэнсона заявлено то, что она обеспечит не только быстрый запуск по требованию, но и достаточно точное выведение на целевую орбиту. Таким образом у заказчика появится дополнительное спокойствие, которое необходимо при создании аппаратов. Разработчиком спутников является QinetiQ.
А.Ж.

zandr

https://www.roscosmos.ru/30978/
ЦитироватьМониторинг зон чрезвычайных ситуаций на Земле

Российская орбитальная группировка продолжает оперативный мониторинг чрезвычайных ситуаций на планете. Технологии дистанционного зондирования Земли из космоса — это незаменимый инструмент изучения и постоянного мониторинга нашей планеты, помогающий эффективно использовать и управлять ее ресурсами. Современные технологии ДЗЗ находят применение практически во всех сферах нашей жизни.
В период с 29 апреля по 6 мая 2021 года в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий переданы данные космической съёмки в объеме 851 тысяч квадратных километров, а в Международную Хартию по космосу и крупным катастрофам — около 56 тысяч квадратных километров.
Так, по заявкам МЧС России проводился мониторинг следующих чрезвычайных ситуаций на территории нашей страны:
  • Карстовые провалы в Челябинской области, Пермском крае и Нижегородской области;
  • обстановка в Республике Бурятия, Хабаровском крае, а также в Иркутской и Магаданской областях;
  • паводки в Республике Башкортостан, Забайкальском крае, Самарской области, Пермском крае, Курганской области, Волгоградской области, Иркутской области, Амурской области, Хабаровском крае, Республике Саха, Красноярском крае, ХМАО и на Волжско-Камском каскаде;
  • возгорания в Приморском крае;
  • угроза подтопления в НАО и Самарской области.
В рамках деятельности Международной Хартии по космосу и крупным катастрофам была запланирована космическая съемка следующих событий:
  • Мониторинг последствий наводнения и оползня в Индонезии;
  • мониторинг последствий наводнения и оползня в Демократической Республике Тимор-Лешти;
  • мониторинг наводнения в Сомали.
На основе сообщений СМИ о природных и техногенных катастрофах по всему миру была запланирована космическая съемка следующих событий:
  • Мониторинг пожаров в Приморском крае;
  • мониторинг взрывных работ на ледовых переправах в ХМАО;
  • мониторинг паводков в Республике Саха;
  • мониторинг паводков в Республике Алтай, Алтайском крае и Кемеровской области.
Кроме этого, в связи с развитием паводковой ситуации в Иркутской области была активирована Хартия. По состоянию на 6 мая в МЧС России переданы иностранные данные объемом около 4,3 млн квадратных километров (149 маршрутов). Мониторинг указанных районов подтоплений также проводится силами российских спутников.
Сегодня разработанные дочерними организациями Госкорпорации «Роскосмос» технологии и методики использования данных дистанционного зондирования Земли позволяют предложить уникальные решения для обеспечения безопасности, повышения эффективности разведки и добычи природных ресурсов, внедрения новейших практик в сельское хозяйство, предупреждения чрезвычайных ситуаций и устранении их последствий, охраны окружающей среды и контроля над изменением климата.
Госкорпорация «Роскосмос» всецело поддерживает оперативное взаимодействие с МЧС России для своевременного реагирования на возникновение паводковой и пожароопасной ситуаций и осуществления космического мониторинга пострадавших территорий.

zandr

https://www.roscosmos.ru/30984/
ЦитироватьДве ракеты-носителя отправлены на космодром Восточный

В ночь с 6 на 7 мая 2021 года из Ракетно-космического центра «Прогресс» (г. Самара, входит в состав «Госкорпорации «Роскосмос») на космодром Восточный в Амурскую область отправлен железнодорожный состав с блоками двух ракет-носителей «Союз-2» этапа 1б. Данные ракеты предназначены для запусков нескольких партий британских космических аппаратов спутниковой компании OneWeb.
Спойлер
Ракета-носитель «Союз-2.1б» создана в РКЦ «Прогресс» и является модификацией «Союза-2». По сравнению с вариантом «1а» она имеет двигатель с повышенными энергетическими характеристиками на третьей ступени. У «Союза-2.1б» по отношению к предыдущей версии выше точность выведения, устойчивость и управляемость, увеличена масса полезной нагрузки.
На первой и второй ступенях носителя применяются жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А, на третьей — четырехкамерный РД-0124. С помощью РД-107 и РД-108 разработки Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в Роскосмос) надежно обеспечивается выполнение отечественной программы пилотируемых полетов и вывода космических аппаратов. К настоящему времени были проведены работы по модернизации базовых двигателей РД-107 для первой ступени и двигателей РД-108 для второй ступени — 18 модификаций для различных программ.
[свернуть]

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/80044/
ЦитироватьВ РФ создан облегченный преобразователь электроэнергии для космических аппаратов
Ученые Новосибирского государственного технического университета НЭТИ вместе с компанией АО «Информационные спутниковые системы» имени М. Ф. Решетнёва разработали и запатентовали преобразователь электрической энергии для систем электропитания аэрокосмических аппаратов, позволяющий уменьшить массу системы электропитания, повысив тем самым экономическую эффективность аппаратов, сообщает пресс-служба университета.
Запатентованный преобразователь выигрывает у существующей системы за счет того, что является многопортовым. Преобразователь сочетает в себе два входа для источников электрической энергии: солнечной батареи и аккумулятора — и один выход. Тогда как в настоящее время в летательных аппаратах используются два или три отдельных преобразователя.
«Главное преимущество устройства — высокая удельная мощность, что является критически важным для авиационной и космической техники. Уменьшение массы преобразователя с одновременным повышением его мощности позволяет увеличить полезную нагрузку летательных аппаратов, что, естественно, дает экономическую выгоду эксплуатации и вывода на орбиту», — сообщил старший преподаватель кафедры электроники и электротехники НГТУ НЭТИ Дмитрий Штейн.
Система электропитания занимает много места в космическом аппарате, и оптимизация ее веса является актуальной проблемой. Преобразователь ученых НГТУ НЭТИ позволяет на 20—25% облегчить систему электропитания спутника, что плюс к экономической выгоде дает возможность использовать освободившееся пространство для научного оборудования или систем жизнеобеспечения.
«Нужно понимать, что аккумуляторную батарею надо заряжать. Для этого часто ставится еще один преобразователь — зарядное устройство. Наш преобразователь способен заменить все три этих устройства», — отметил Дмитрий Штейн.
В настоящее время ученые продолжают совершенствование системы: проходят испытания наземного макета, идут работы по повышению надежности устройства. Планируется в ближайшее время получить работающий прототип. В 2021 году разработка получила золотую медаль XXIV Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед 2021».
А.Ж.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-517.pdf
ЦитироватьНовый поворот
Команда инженеров Решетнёвской фирмы создала устройство для поворота двигателя коррекции.
У многих сотрудников компании «Информационные спутниковые системы» такая интересная работа, что никакого хобби не нужно. Например, Михаил Поляков трудится в железногорской фирме инженером-конструктором уже более семи лет. И даже на досуге размышляет о том, как сделать космические аппараты проще, эффективнее и надёжнее. Это не только теория, но и вполне конкретные технические решения: Михаил разработал проект по созданию универсального устройства для поворота двигателя коррекции.
«Чтобы двигатель установить стационарно, нужно провести большие расчёты, провести балансировку изделия так, чтобы центр масс оказался в заданной области, – говорит Михаил. – Если поставить всё на механическую систему, можно будет это сделать уже в процессе эксплуатации спутника. Вот и возникла идея, как значительно сократить объём работ».
Над самим проектом талантливому инженеру пришлось потрудиться. Сначала была построена объёмная модель. Потом – на личном 3D-принтере – напечатан макет, который оказался вполне функциональным. Нашлись и единомышленники среди коллег. Провели патентный поиск – для того, чтобы в будущем не изобретать велосипед. Идея оказалась оригинальной. Настолько, на неё был получен патент. Сейчас в самых масштабных планах – установка поворотной платформы на перспективные спутники.
Ещё один плюс разработки, поясняет Михаил Поляков, в уменьшении расхода топлива. «Также при необходимости можно будет специально создавать углы наклона двигателя коррекции и вращающие моменты, которые позволят продублировать функцию двигателя ориентации, – продолжает он. – Это позволит либо исключить двигатели ориентации из системы, либо продублировать их функцию, что повысит надёжность космического аппарата в целом».
У разработки решетнёвцев множество достоинств, но есть и определённые нюансы. Дело в том, что раньше на сибирских спутниках почти все механические системы были разового срабатывания. К примеру, солнечная батарея, которая единожды раскрывается сразу после выхода аппарата на орбиту. У нового же устройства, напротив, в космосе всё только начинается... Ведь оно должно работать в течение всего срока активного существования спутника.
Сейчас над идеей помимо Михаила Полякова работает и Захар Казанцев, начальник группы надёжности механических систем. Для того чтобы команда могла максимально учесть все нюансы будущей платформы, нашим коллегам не хватает только специалиста по системам управления механическими приводами. Аналогичные системы используются в системах наведения антенн. Может, среди наших читателей найдутся желающие?
Тем более, что сейчас разработка, которая будет включать в себя, в том числе, и экономическое обоснование, идёт полным ходом. В этом инженерам помогает Акселератор инвестиционных проектов «ИСС» – программа, в рамках которой любой сотрудник может презентовать собственное рационализаторское предложение. У лучших идей есть шанс получить финансовую поддержку Госкорпорации «Роскосмос».
А универсальное устройство для поворота двигателя в этом году как раз-таки вошло в тройку лучших идей, которые в мае были представлены на рассмотрение инвестиционного комитета «ИСС».
Вы не можете просматривать это вложение.
Макет поворотного устройства, сделанный решетнёвцами на 3D-принтере