U-2 и Байконур

Автор Liss, 23.10.2006 22:23:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Liss

Салют,

На http://www.spyflight.co.uk/u2.htm обнаружился список всех 24 пролетов самолетов-разведчиков U-2 над СССР в 1956-1960 гг. Не то чтобы официальный, но и не верить вроде нет основания.
Список чрезвычайно интересен фактом целенаправленной разведки летом 1957 г. основных ракетных полигонов и ядерных центров СССР. Такое впечатление, что о многих из них американцы знали, но не обо всех. Тюратам, к примеру, был именно что обнаружен с U-2. Вот наиболее интересные детали:
1. 04.07.1956, миссия 2013: Висбаден – Гродно – Минск – Ленинград – Прибалтика – Висбаден.
2. 05.07.1956, миссия 2014: Висбаден – Краков – Брест – Минск – Москва – Подлипки – Раменское – обратно. Завод в Филях тоже отснял.
10.07.1956 заявлен протест, Эйзенхауэр распорядился приостановить полеты.
07-08.06.1957: Ацуги – Камчатка (Ключи) без входа в воздушное пространство СССР из-за неблагоприятной погоды.
7. 18.06.1957: Айелсон – Камчатка и обратно. Очень их интересовал район падения на Камчатке – всего через месяц после первого аварийного пуска Р-7! А «Буря» к этому моменту туда уже летала?
8. 05.08.1957, миссия 4035: из Лахора и обратно. Впервые обнаружен полигон Тюратам и сфотографирован со значительного расстояния.
9. 12.08.1957: из Лахора и обратно, детали неизвестны.
10-11. 21.08.1957: Лахор – Семипалатинск – Новокузнецк – Томск – Березовский (где это?) – Лахор. Детали второго вылета неизвестны.
12-13. 22.08.1957: из Лахора и обратно. В одном вылете обнаружен ядерный полигон под Семипалатинском, в другом – полигон Сары-Шаган.
14. 28.08.1957: Лахор – Тюратам с подробной съемкой.
15. 10.09.1957: Инджирлик – Капустин Яр, отснял Р-12 на старте, – Украина и обратно.
16. 16.09.1957: Айелсон – Ключи и обратно.
09 и 18.06.1957: без входа в воздушное пространство СССР, операция Hot Shop. U-2 и EB-47TT Tell-Two впервые приняли телеметрию при пуске Р-7 на этапе полета 1-й ступени, через 80 сек после старта.
20. 09.07.1959:  Пешавар – Сары-Шаган – Семипалатинск – Свердловск – Тюратам – Захедан.
21. 06.12.1959: Пешавар – Кыштым – Энгельс – Капустин Яр – Куйбышев – Инджирлик. Летчик Королевских ВВС Британии.
22. 05.02.1960: Пешавар – Аральское море – Казань – Арзамас-16 – Днепропетровск – Севастополь – Инджирлик.
23. 09.04.1960:  Пешавар – Сары-Шаган – Семипалатинск – Сары-Шаган – Тюратам – Захедан.
24. 01.05.1960: Пешавар – Тюратам – Челябинск – Киров – Плесецк – Северодвинск – Кандалакша – Мурманск – Бодё. Сбит под Свердловском.

Если авторы не присочинили, то как же много американцы знали уже в 1957-м...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

То что над объектами атомной промышленности они летали неоднократно писали давно. Поэтому там в первую очередь и поставили только что изобретённый новый ЗРК. И угадали.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

fagot

А могли сбить еще во втором полете, если бы не тянули с постановкой С-25 на боевое дежурство.

Feol

ЦитироватьТо что над объектами атомной промышленности они летали неоднократно писали давно. Поэтому там в первую очередь и поставили только что изобретённый новый ЗРК. И угадали.
Меня сейчас очень забавляет поведение в Google Earth фотографий области родного Железногорска (Красноярска-26)  :lol: . Сначала там все было в среднем разрешении и довольно точно расположенная точка с подписью Железногорск. Потом на севере появилась "нашлёпка" в очень высоком разрешении. Не на городе, а именно севернее, на лесистом пригорке каком-то.. Что это там под ним кого-то интересовало :lol:? Потом "нашлепка" исчезла и вместо подписи "Железногорск" появилась подпись "Додоново". Ну есть такая деревня там через Енисей  :) .... Похоже, что с Гуглом поработали..
Всем пользователям нравится это сообщение.

Сафронов Иван

Liss! Город Березовский (ударение на втором слоге) расположен к северо-востоку от Екатеринбурга (Свердловска).
Что же касается стратегической крылатой ракеты "Буря", то она в 1957-1959 годах вставала "на крыло" и на Камчатку не летала. Лишь в 1960 году она долетела до того места.

Liss

ЦитироватьМеня сейчас очень забавляет поведение в Google Earth фотографий области родного Железногорска (Красноярска-26)  :lol: . Сначала там все было в среднем разрешении и довольно точно расположенная точка с подписью Железногорск. Потом на севере появилась "нашлёпка" в очень высоком разрешении. Не на городе, а именно севернее, на лесистом пригорке каком-то.. Что это там под ним кого-то интересовало :lol:? Потом "нашлепка" исчезла и вместо подписи "Железногорск" появилась подпись "Додоново". Ну есть такая деревня там через Енисей  :) .... Похоже, что с Гуглом поработали..
Feol, я не знаю, как там ведет себя Google Earth, а на простом maps.google.com отменено цветовое выделение зон с детальными снимками. То есть как были окрестности комбината в hi-res'е, так они и остаются, только об этом нельзя узнать, не увеличив картинку до определенной ступени.
А город остается в 30-метровом качестве, что очень печально :-(
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Feol

Да ну? Сейчас снова посмотрю  :)
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Да, есть нашлепка в высоком разрешении!!!  :roll:  :roll:  :roll:
То ли я был в прошлый раз не внимательным (вообще-то, я не особо рассеяный обычно  :roll: ). Но все равно - Додоново оно стало :) !

P. S. А то, как сам город сфотографирован - это и есть 30-ти метровое разрешение?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Liss

ЦитироватьА то, как сам город сфотографирован - это и есть 30-ти метровое разрешение?
Ну так основой под гуглевский сервис являются фотки с Landsat 7, доступные и до того. У меня почти на всю страну скачаны.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

DonPMitchell



Article by director of the CIA:

https://www.cia.gov/csi/studies/winter98_99/art01.html

Article by Alexander Orlov, a Russian officer:

https://www.cia.gov/csi/studies/winter98_99/art02.html

The CIA website is encrypted (https), so I hope it is accessible here.
Never send a human to do a machine's job. -- Agent Smith

VK

Листаю книгу Кертиса Пиблза "Тайные полеты" ("Shadow Flights" by K. Curtis Peebles), издана в Смоленске, изд-во "Русич", 2002 г.

Там изложена подробная история создания U-2 и рассказано практически про все полеты. Кое-что можно уточнить в приведенной выше информации:

Цитировать1. 04.07.1956, миссия 2013: Висбаден – Гродно – Минск – Ленинград – Прибалтика – Висбаден.
U-2 №341, пилот Харви Штокман. После Минска было предпринято более 20 попыток советских МиГов приблизиться для атаки.

Цитировать2. 05.07.1956, миссия 2014: Висбаден – Краков – Брест – Минск – Москва – Подлипки – Раменское – обратно. Завод в Филях тоже отснял.
U-2 №347 (341?, видимо, опечатка, т.к. сказано, что тот же, что и в первом полете). Пилот Кармен Вито. Маршрут: Висбаден-ГДР-Польша-Киев-Минск-Раменское-Фили-Москва-Подлипки-Химки- Эстония-Латвия-Литва-Висбаден. Также попытки атак МиГов, пролет над стартовыми площадками ракет SA-1, предположение, что самолет даже не засекли радарами. При пролете над Киевом был открыт огонь зенитной артиллерии.

3. 09.07.56. Миссия 2020. Пилот Марти Кнутсон (либо в миссии 2021?) Маршрут Висбаден-ГДР-Польша-Литва-юг Латвии-в направлении Минска- недолетая Минска поворот на юго-запад-Варшава-ГДР-Висбаден.

4. 09.07.56. Миссия 2021. Маршрут Висбаден-Прага-Будапешт-Львов-Киев-Минск-Польша-Висбаден.

5. 10.07.56. Миссия 2023. Маршрут Висбаден-ГДР-Польша-западные районы  СССР- Румыния -Севастополь- Симферополь- Одесса- ЧССР- ГДР- Висбаден.

Цитировать10.07.1956 заявлен протест, Эйзенхауэр распорядился приостановить полеты.
10.07.56. Американскому послу в Москве вручена нота протеста о нарушении воздушного пространства СССР 4 и 5 июля 56 года, когда "самолет бомбардировщик США проник  4 июля - на 320 км, а 5 июля - на 150 км (!) вглубь территории СССР.

19.07.56. США ответили: "Ни один самолет США в эти дни не мог так сильно отклониться от заданного маршрута. Заявление СССР является ошибочным". Издеваются! :lol:

Основные результаты первых 5 полетов:
1. Заснято 9 аэродромов дальней авиации в западной части СССР. Обнаружены хранилища ядерных боезапасов на каждом аэродроме.
2. Установлено, что предположение о 100 бомбардировщиках М-4 "Бизон" является ошибочным. Таких на заснятых аэродромах не обнаружено вообще.
3. Установлены ограниченные возможности авиазавода в Филях.
4. Эйзенхауэру продемонстрировали снимки верфей подводных лодок в Ленинграде.
5. Были получены точные и абсолютно свежие данные о военном и промышленном потенциале СССР. Опровергнут миф о небывалом росте советской стратегической авиации.

6. 20.11.56. Миссия 4016. Пилот - Фрэнсис Гэри Пауэрс. Маршрут: Инчирлик (Турция)-Багдад (Ирак)-Эндемешке (Иран)-Армения -Сангачалы- Баку-Кафан-Нахичевань-Ереван -Инчирлик (Турция). Пауэрс прервал выполнение задания после Еревана из-за неполадок в электросистеме.

11.12.56 г. Три самолета RB-57D вошли в воздушное пространство СССР в районе Владивостока на высотах до 19,5 км. самолеты были обнаружены, на перехват поднялись МиГи-17, но не смогли набрать такую высоту.
15.12.56 г. Заявлена нота протеста. Эйзенхауэр запретил полеты разведывательных самолетов США над СССР.

В первой половине 1957 года проведена доработка самолетов U-2 с целью сделать их "радионевидимыми". Стелс, панимаишь! :lol:

6 мая 1957 года Эйзенхауэр дал разрешение на полеты над СССР "радионевидимых" U-2.

Цитировать07-08.06.1957: Ацуги – Камчатка (Ключи) без входа в воздушное пространство СССР из-за неблагоприятной погоды.
Миссия 6002. Вылет с авиабазы Йельсон (Аляска), а не с Ацуги (Япония). Возврат в Йельсон. Двойная дата - из-за пересечения линии смены дат.

Цитировать7. 18.06.1957: Айелсон – Камчатка и обратно. Очень их интересовал район падения на Камчатке – всего через месяц после первого аварийного пуска Р-7! А «Буря» к этому моменту туда уже летала?
19-20.06.57 (а не 18-го!). Миссия 6005. Из-за технической неисправности погибла треть снимков. Кстати, аппаратура классная - снимки 18х18 дюймов, по миле пленки на каждую камеру, автоматическая съемка каждые несколько секунд по семь кадров: по вертикали, под углами 24,5 град., 49 град. и 73,5 град, влево и вправо. Вертикальный с высоты 21 км дает разрешение 70 см. Боковые снимки в сумме захватывают полосу 185 км.

Пропущенный! 04.08.57 г. Первый полет из Пакистана "радионевидимого" U-2. Маршрут: Пакистан-Китай-Монголия-СССР-Пакистан. Детали неизестны.

Цитировать8. 05.08.1957, миссия 4035: из Лахора и обратно. Впервые обнаружен полигон Тюратам и сфотографирован со значительного расстояния.
Полет с целевым заданием обнаружить в Центральной Азии стартовую площадку советских МБР. Пилот Юджин Иденс. Задачей полета было пролететь вдоль железнодорожных путей восточнее Аральского моря. На одной из фотографий было обнаружено сооружение в 25 км к северу от железной дороги. Сооружение отметили на немецкой карте времен второй мировой войны - и увидели, что оно находится на конце железнодорожной ветки. Ближайший населенный пункт назывался Тюратам.

Цитировать9. 12.08.1957: из Лахора и обратно, детали неизвестны.
11 августа, а не 12-го. Камера вышла из строя после первых 125 снимков.

Цитировать10-11. 21.08.1957: Лахор – Семипалатинск – Новокузнецк – Томск – Березовский (где это?) – Лахор. Детали второго вылета неизвестны.
Черт, все время сдвиг на 1 день - типа, разница между Пакистаном и США. В Пакистане уже новый день, а в США еще вечер предыдущего. Буду указывать даты по цитируемой книге.
10. 20.08.57. Миссия 4045. Пилот Сэмми Снайдер. БерЁзовский - новый город (?), крупное предприятие по получению урана.

11. 20.08.57 г. Детали неизвестны.

Цитировать12-13. 22.08.1957: из Лахора и обратно. В одном вылете обнаружен ядерный полигон под Семипалатинском, в другом – полигон Сары-Шаган.
12. 21.08.57 г. Миссия 4050. Пилот Джеймс Шербонно. Сталинск (теперь Новокузнецк)-Кузбасс-Алма-Ата и далее до Омска. Сфотографированы объекты: ракетостроительное предприятие около западной оконечности Балхаша; РЛС в Сары-Шагане; ядерный полигон под Семипалатинском  (Шербонно пролетел над полигоном за 4 часа до взрыва, на снимках виден самолет с которого была сброшена бомба, и сама бомба, которую подвозили к самолету); авиационные заводы в Омске; урановый завод в Каджи-Мая близ Иссык-Куля; урановые рудники в Быстровке.
13. 21.08.57 г. Детали неизвестны. Возможно, неудачный полет к Красноярску - из-за облачности сфотографировать нужные объекты не удалось.

Цитировать14. 28.08.1957: Лахор – Тюратам с подробной съемкой.
Миссия 4058.

Цитировать15. 10.09.1957: Инджирлик – Капустин Яр, отснял Р-12 на старте, – Украина и обратно.
Правильно - Инчирлик.

Цитировать16. 16.09.1957: Айелсон – Ключи и обратно.
15-16 сентября 1957 г.

17. 11.10.57 г.  Миссия 2037. U-2 №351. Вместо фотоаппаратов установлена аппаратура радиоперехвата. Пилот Джэйкоб Крэтт. Маршрут Гебельштадт (ФРГ) - Тромсе (Норвегия) - Баренцево море - Тромсе - Гебельштадт. При возвращении над сплошной облачностью самолет сильным северным был отнесен на 100 км южнее маршрута и оказался над территорией СССР.

18. 13.10.57 г. U-2 №351. Миссия 2040. Пилот Харви Штокман. Маршрут Гебельштадт - Осло - Норд-Кап (Норвегия)- Баренцево море - остров Килдин - Североморск - Мурманск -Оленегорск -Мончегорск - Саллиярви/Печенга- Варангер-фьорд-Гебельштадт.

19. 01.03.58 г. Миссия 6011. Пилот Том Кралл. Япония-Транссибирская магистраль- Советская Гавань - Татарский пролив - Малая Сазанка - Япония.

06.03.58 г. Заявлен протест Правительства СССР. Ответ США не удовлетворил СССР, и 21.04 58 г. был заявлен повторный протест с указанием маршрута U-2. Стало ясно, что покрытие "радионевидимости" неэффективно, и от него отказались. Эйзенхауэр вновь запретил полеты над СССР.


Цитировать20. 09.07.1959:  Пешавар – Сары-Шаган – Семипалатинск – Свердловск – Тюратам – Захедан.
Миссия 4125. Пилот Марти Кнутсон. Сфотографирован неизвестный объект в Нижней Туре и диффузионный завод в Верх-Невинске. Плутониевый завод в Кыштыме заснять не удалось из-за облачности.

Цитировать21. 06.12.1959: Пешавар – Кыштым – Энгельс – Капустин Яр – Куйбышев – Инджирлик. Летчик Королевских ВВС Британии.
Миссия 8005. U-2 №351. Пилот Роберт Робинсон (Великобритания).

Цитировать22. 05.02.1960: Пешавар – Аральское море – Казань – Арзамас-16 – Днепропетровск – Севастополь – Инджирлик.
10.02.60 г.  Миссия 8009. Пилот Джон МакАртур (Великобритания).

Цитировать23. 09.04.1960:  Пешавар – Сары-Шаган – Семипалатинск – Сары-Шаган – Тюратам – Захедан.
Миссия 4155. Пилот Боб Эриксон. Пешавар – Сары-Шаган – Семипалатинск - Долон - Сары-Шаган- Тюратам - Мары - Захедан. Были попытки перехвата самолетами Су-9, ракетами SA-2, но из-за ошибок в управлении ПВО перехват не удался. Обнаружены десятки пусковых площадок противоракет в Сары-Шагане. Получены снимки двух новых РЛС

Цитировать24. 01.05.1960: Пешавар – Тюратам – Челябинск – Киров – Плесецк – Северодвинск – Кандалакша – Мурманск – Бодё. Сбит под Свердловском.
Миссия 4154. U-2C №360. Пилот - Фрэнсис Гэри Пауэрс (28-й разведывательный вылет Пауэрса). Пешавар – Ташкент -Тюратам – Аральск - Челябинск – Кыштым - Свердловск -Пермь - Киров -Плесецк - Юрья - Северодвинск -Мурманск - Полярный -Мыс Нордкап (Норвегия) - Бодо.

Над Ташкентом была сделана попытка перхвата истребителями. Дивизионы SA-2, над которыми пролетал Пауэрс, не были приведены в готовность, и не сумели провести пуски ракет.  Над окраиной Свердловска по самолету был произведен залп трех ракет SA-2. Взрыв одной из них повредил правый стабилизатор, который вскоре оторвался. U-2 потерял управление и вошел в штопор.
Всего в этот день по нарушителю (или по мнимой цели - обломки U-2, советские истребители, поднятые на перехват) было выпущено 14 ракет SA-2.

ЦитироватьЕсли авторы не присочинили, то как же много американцы знали уже в 1957-м...
У меня волосы дыбом вставали, когда я читал, что и как американцы узнавали по этим снимкам. А теперь-то - со спутников - вообще ничего не скроешь!

Leroy

ЦитироватьВсего в этот день по нарушителю (или по мнимой цели - обломки U-2, советские истребители, поднятые на перехват) было выпущено 14 ракет SA-2.
В общем, как твердила советская пропаганда, "первой ракетой"!..  :D  :D

Юрий Красильников

Цитировать
ЦитироватьВсего в этот день по нарушителю (или по мнимой цели - обломки U-2, советские истребители, поднятые на перехват) было выпущено 14 ракет SA-2.
В общем, как твердила советская пропаганда, "первой ракетой"!..  :D  :D

Это не советская пропаганда, это фильм "Укрощение огня". В нем еще Главный Конструктор восклицал: "Я учился у Циолковского и Кондратюка! Мне у Брауна учиться нечему!"

Старый

Цитировать
ЦитироватьВсего в этот день по нарушителю (или по мнимой цели - обломки U-2, советские истребители, поднятые на перехват) было выпущено 14 ракет SA-2.
В общем, как твердила советская пропаганда, "первой ракетой"!..  :D  :D
А его и правда сбили первой ракетой. МиГ-19 уже следующими.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВсего в этот день по нарушителю (или по мнимой цели - обломки U-2, советские истребители, поднятые на перехват) было выпущено 14 ракет SA-2.
В общем, как твердила советская пропаганда, "первой ракетой"!..  :D  :D
А его и правда сбили первой ракетой. МиГ-19 уже следующими.
Так не было еще авиационно-ракетного комплекса перехвата. Взаимодействие ИА ПВО и ЗРВ не так просто организовать.

Старый

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВсего в этот день по нарушителю (или по мнимой цели - обломки U-2, советские истребители, поднятые на перехват) было выпущено 14 ракет SA-2.
В общем, как твердила советская пропаганда, "первой ракетой"!..  :D  :D
А его и правда сбили первой ракетой. МиГ-19 уже следующими.
Так не было еще авиационно-ракетного комплекса перехвата. Взаимодействие ИА ПВО и ЗРВ не так просто организовать.
Но сбили то У-2 действительно первой ракетой. При чём тут комплекс перехвата то?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВсего в этот день по нарушителю (или по мнимой цели - обломки U-2, советские истребители, поднятые на перехват) было выпущено 14 ракет SA-2.
В общем, как твердила советская пропаганда, "первой ракетой"!..  :D  :D
А его и правда сбили первой ракетой. МиГ-19 уже следующими.
Так не было еще авиационно-ракетного комплекса перехвата. Взаимодействие ИА ПВО и ЗРВ не так просто организовать.
Но сбили то У-2 действительно первой ракетой. При чём тут комплекс перехвата то?
Тот ЗРДН, что сбил Пауэрса, действительно сбил его первой ракетой. Точнее, первым залпом. Хотя, другие дивизионы обстреливали самолет бесуспешно. Но при этом над Свердловском тот же дивизион сбил еще и свой истребитель, поднятый для перехвата U-2. Летчик погиб. Видимо, дали два залпа по три ракеты, т.е. выпустили все, что было на пусковых установках, т.е. 6 ракет. ЗРК С-75 мог наводить по три ракеты на одну цель, т.е. трехканальный по ракете и одноканальный по цели. Одну цель поразили, но не зафиксировали поражение, а тут еще один строб цели увидели на индикаторе, вот и пустили еще три ракеты. И снова попали. По своему. Трагедия произошла из-за неумения организовывать взаимодействия ЗРВ и ИА.

К.А.

У меня вот сохранилась статья из газеты Независимое Военное Обозрение за 2000 год.

СХВАТКА В СТРАТОСФЕРЕ.                                                                                                                    
В 1960 году ЦРУ ошибалось насчет наших высотных возможностей
 
УТРОМ 9 апреля 1960 года в квартире начальника штаба воздушной армии (управление дислоцировалось в Ташкенте) Аркадия Ковачевича раздался звонок. - Товарищ полковник - цель, - сообщил оперативный дежурный.
- Выезжаю.
На командном пункте Герой Советского Союза полковник Константин Маношин, фронтовой летчик-истребитель, доложил:
-   Цель возле Семипалатинска. - Как она там оказалась? - вскипел сразу Ковалевич. Вскипеть было от чего. Самолет незнакомец находился от Государственной границы уже в 200 километрах. Более того, в районе секретного объекта - Семипалатинского ядерного полигона. Такого еще не было Впрочем...
В   феврале 1959-го современная по тому времени станция П-30 истребительного авиационного полка корпуса ПВО обнаружила воздушную цель на высоте 20 000 метров. На запросы та не отвечала. Было сделано предположение, что цель вторглась в воздушное пространство СССР. На ее перехват, на самолете МиГ-19 (потолок этой машины был 15,5 тысячи метров) был поднят опытный летчик, командир эскадрильи. Он сумел разогнать МиГ и за счет динамической горки вышел на высоту примерно 17,5 тысячи метров. Сообщил, что видит над собой выше на 3-4 тысячи метров самолет. Но на высоте 17,5 тысячи метров МиГ-19 продержался несколько секунд.
Когда пилот приземлился, то доложил результаты своего наблюдения. Он нарисовал самолет-нарушитель: крестообразный, с большими крыльями, небольшими закрылками. Об этом сообщили в Москву, в Главный штаб Войск ПВО страны. Оттуда вскоре прибыл с группой специалистов командующий истребительной авиацией генерал-полковник авиации Евгений Савицкий. Итог работы комиссии озадачил весь полк - наблюдения пилота были взяты под сомнение. Савицкий заявил: летчик выдумал.
Однако такой самолет был, и о нем знала советская военная разведка, но не владела точными и полными данными. Создавался он в большой, большой тайне. Это был "Локхид U ч-2". Главное достоинство - способность достигать больших высот
- более 20 000 метров. На фирме считали, что самолет практически неуязвим для истребителей и ракет. То есть был создан стратегический разведчик. Первоначально ЦРУ заказало 20 самолетов, создав службу "10-Ю"
- специально для проведения воздушной разведки.
...9 апреля 1960 года ближе к рассвету из одного ангара аэродрома в Пешаваре (Пакистан) выкатили самолет. За несколько минут он набрал высоту более 18 тысяч метров. Слева был Афганистан, справа в лучах солнца лежал Китай, а впереди - Памир, впереди Советский Союз, главный объект изучения, которого страшились многие пилоты "10-Ю". Предстояло пролететь над четырьмя сверхсекретными оборонными объектами Советского Союза. Первым на намеченном маршруте был Семипалатинский ядерный полигон.
Из материалов расследования факта нарушения Государственной границы СССР:
"9 апреля 1960 года в районе
Памира, 430 километров южнее города Андижан, через государственную границу СССР со стороны Пакистана перелетел иностранный самолет. Радиолокационными постами отдельного корпуса ПВО Туркестанского военного округа из-за преступной беспечности нарушитель был обнаружен в 4 часа 47 минут, когда углубился на нашу территорию более чем на 250 километров. Указанный нарушитель вышел к Семипалатинску..."
Анализ документов, опрос участников тех событий подводят к следующему выводу. Цель могла быть и обнаружена, но ее проводка осуществлялась с провалами, у боевого расчета не было уверенности, что они "веду нарушителя госграницы, и
на главную сеть оповещения противовоздушной обороны самолет-шпион "был выдан" с опозданием.
И потом в Туркестанском военном округе помнили приезд генерала Евгения Савицкого в Ташкент в феврале 1959 года, когда   самолет-"невидимка" барражировал в небе советских среднеазиатских   республик. Тогда тот сделал вывод, что не мог на такой большой высоте (20 000 метров) долго держаться самолет. Понятно, подобный инструктаж военачальника из Москвы не мог не отразиться на действиях боевых расчетов ТуркВО через два месяца.
Но и американская разведка ошибалась насчет возможностей советского зенитного ракетостроения и самолетостроения.
В ОКБ Павла Сухого и Артема Микояна активно шла работа над созданием скоростных высотных истребителей. Первенство здесь держало ОКБ Сухого, где в 1958-м развернулись активные работы над новым истребителем-перехватчиком с 4 управляемыми ракетами класса "воздух-воздух".
Опытная модификация получает наименование Т-431. 14 июля 1959 года советский пилот Владимир Ильюшин устанавливает на этом самолете мировой рекорд абсолютной высоты 28 852 метра, т.е. почти за год до полета и-2. На базе Т-431 в Новосибирске организуется серийное, подчеркнем, серийное производство нового одноместного
истребителя-перехватчика - Т-3 (войсковое название Су-9). Уже в 1959-м он начинает поступать на вооружение авиационных и истребительных полков, с тем чтобы закрыть имевшиеся бреши.
Утро 9 апреля 1960 года для летчиков   противовоздушной обороны майора Бориса Староверова и капитана Владимира Назарова выдалось на редкость напряженным. Впрочем, предоставим слово самим участникам тех событий.
"В то утро мы дежурили с Володей Назаровым, когда объявили повышенную готовность, -рассказывает полковник в отставке Борис Староверов. - Сообщили, что иностранный самолет пересек государственную границу на юге. Мы заняли места в самолетах. Но минуты бежали, а команды на взлет нет... Нас мучили два вопроса. Первый: почему так долго не поднимают, нарушитель улизнет. И второй: как мы пойдем на Семипалатинск? На обратный путь у нас топлива не хватит. Значит, нужен аэродром для посадки. Мы знали, что под Семипалатинском есть сверхсекретный объект, а неподалеку секретный аэродром.
И где-то через час, после объявления готовности в полк прибыл начальник авиации нашей армии ПВО генерал Яков Пазычко. "Трусы! Вылетайте немедленно, - сразу закричал он. - Идите вдоль Иртыша, там найдете аэродром, а оттуда вас наведут на цель". Мы возразили: кто нас будет наводить, с тем аэродромом у нас нет связи. А если наведут, что нам делать после проведения атаки - катапультироваться? Генерал остыл и принял наши возражения.
...Из полка ушло сообщение "наверх": пара Су-9 готова к взлету, может идти на перехват нарушителя госграницы, дайте координаты запасного аэродрома. А оттуда запрос: аэродром секретный, есть ли у летчиков соответствующие допуски?
"Разрешение" воспользоваться летчикам ПВО взлетно-посадочной полосой военно-воздушной базы стратегических бомбардировщиков Ту-95, что располагалась близ Семипалатинска, было востребовано аж в правительстве СССР. Интересная картина получилась: U-2 бороздит небо над ядерным полигоном, а главком Войск ПВО страны маршал Сергей Бирюзов сидит и ждет:
дадут его самолетам разрешение на взлет или нет.
Разрешение на взлет было получено в районе семи часов по московскому времени. Понятно, когда Владимир Назаров и Борис Староверов прилетели в район ядерного полигона и стратегической базы ВВС, то U-2 уже ушел - в направлении еще одного важного военного объекта - полигона противоракетной обороны.
В районе Балхаша американскому летчику страшно повезло. В тот день стрельб на полигоне никаких не планировалось и ракет на позициях не было.
Обследовав его, U-2 взял курс в направлении ракетного полигона Тюра-Там (космодрома Байконур).
К тому времени огромный куст советской ПВО был приведен в высшую степень боеготовности.
Из материалов расследования факта нарушения Государственной границы СССР:
"Самолеты Су-9, обладающие более высокими боевыми качествами для перехвата целей на больших высотах и скоростях, были использованы совершенно неудовлетворительно...   Два экипажа на Су-9 из состава Бакинского округа ПВО прибыли в район Мары с большим опозданием, когда иностранный самолет был уже за государственной границей"
Генерал-лейтенант в отставке Аркадий Ковачевич этот документ комментирует так: "Факты - вещь упрямая. Но только обстановка была сложнее и запутаннее, чем в этих строках....
Итак, я настоял на взлете. Старший лейтенант Куделя и капитан Дорошенко устремились в район полета самолета-нарушителя. Вначале их "вел" свой командный пункт, но возможность радиотехнических средств ограничена. Чуть позже по моей команде истребителей "взял "КП хозяйства Шишова. Взять-то взял, а вот что с ними делать, не знал.
Капитан Дорошенко показал себя тогда блестяще. Во-первых, он единственный на 17 500 метрах обнаружил и-2 - тот шел на три тысячи метров выше. И, во-вторых, сумел выйти на высоту нарушителя госграницы. Дорошенко передал, что видит цель чуть выше и следом: падаю. Удержать Су-9 без соответствующей подготовки на 20 тысячах метров ему оказалось не под силу.
и-2 все далее и далее уходил к границе. Вскоре комдив Шипов передает мне, что летчик Дорошенко в районе границы -топливо на исходе. Я Шилову:
поднимай МиГ-17 и выводи Дорошенко на близлежащий аэродром.  Садился Дорошенко практически без топлива, но успешно приземлил истребитель.
Сразу же после 9 апреля в Ташкент прибыла многочисленная комиссия - возглавлял ее начальник Главного штаба Войск ПВО генерал Петр Демидов. Перед отлетом в Москву Демидов спросил Аркадия Ковачевича:
можно ли было перехватить нарушителя? Тот ответил, что нет, пока не готовы - ни системы наведения, ни средства перехвата
Тем не менее позже, по словам генерал-полковника в отставке Юрия Вотинцева, "на заседании Политбюро Центрального Комитета партии, пользуясь данными проводки, председатель Госкомитета по авиатехнике - министр СССР Петр Дементьев и генеральный авиаконструктор Артем Микоян заявили:
в мире нет самолетов, которые бы могли 6 часов 48 минут идти на высоте 20 000 метров. Не исключается, что этот  самолет периодически набирал такую высоту, но затем он непременно снижался. Значит, теми средствами противовоздушной обороны, что имелись на юге страны, его должны были уничтожить". В апреле 1960 года Маршал Советского Союза Родион Малиновский издал приказ по факту нарушения госграницы СССР. В нем давалась строгая оценка действий должностных лиц    Войск ПВО и ВВС, командования ТуркВО. Присутствовали там    слова "преступная беспечность", "недопустимая  расхлябанность"  и т.д. Генерал Юрий Вотинцев и полковник Аркадий Ковачевич, в частности, были предупреждены о неполном служебном соответствии
 Командующий войсками Туркестанского военного округа генерал армии Иван Федюнинский получил строгий выговор.
"Когда 1 мая был сбит U-2 пилотируемый Френсисом Паурэсом, и стали известны тактико-технические характеристика самолета-шпиона, определилось четко - в корпусе не было средств, для пресечения полет самолета-нарушителя 9 апреля - поведал автору заметок Юрий Вотинцев. - Мы сделали, на мой взгляд, все, что могли. В августе августе1960 года в Москве проходило служебное совещание. По его окончании маршал Бирюзов пригласил к себе в кабинет, открыл сейф и показал написанный им рапорт на имя Малиновского. Бирюзов указывал в нем на обстоятельства действий сил корпуса 9 апреля, на показания Пауэрса,   докладывал,   что средства для пресечения полета U-2 в корпусе не было, ходатайствовал перед министром обороны о снятии с меня взыскания. На рапорте я увидел резолюцию: "Товарищу Бирюзову С. С. Генералу со взысканием наложенным МО, нужно ходить не менее года". Внизу стояли две буквы - Р.М. - Родион Малиновский. Взыскание снял" ровно через год - вот так закончилась для меня та история".
...Советское   правительство сделало закрытое заявление руководству США, но за океаном решили отмолчаться, мол, не пойманный - не вор. Отечественная и мировая печать узнала о апрельском шпионском полете U-2 только 6 мая 1960 года, уже после провала Пауэрса. Тогда на сессии Верховного Совета. Никита Сергеевич Хрущев сообщил "об агрессивных действиях, имевших место за последние недели со стороны Соединенных Штатов Америки". Он отметил, что американские самолеты часто пересекали нашу государственную границу и вторгались в пределы Советского Союза. Последний такой агрессивный акт был совершен 9 апреля 1960 года.
 
(НВО 2000г.  Анатолий Иванович Докучаев - военный журналист, полковник).

Старый

ЦитироватьТот ЗРДН, что сбил Пауэрса, действительно сбил его первой ракетой. Точнее, первым залпом. Хотя, другие дивизионы обстреливали самолет бесуспешно. Но при этом над Свердловском тот же дивизион сбил еще и свой истребитель, поднятый для перехвата U-2. Летчик погиб. Видимо, дали два залпа по три ракеты, т.е. выпустили все, что было на пусковых установках, т.е. 6 ракет. ЗРК С-75 мог наводить по три ракеты на одну цель, т.е. трехканальный по ракете и одноканальный по цели. Одну цель поразили, но не зафиксировали поражение, а тут еще один строб цели увидели на индикаторе, вот и пустили еще три ракеты. И снова попали. По своему. Трагедия произошла из-за неумения организовывать взаимодействия ЗРВ и ИА.
Дело было так.
 По Пауэрсу дали залп из трёх ракет но две ракеты не сошли с пусковых. Чтото там не склеилось и они не стартовали. Стартовала только одна и она попала. Точнее взорвавлась от неконтактного взрывателя на расстоянии обеспечивающем поражение. U-2 развалился и это облако обломков было воспринято как выпуск пассивных помех и уход под их прикрытием. Следующему дивизиону дали команду искать уходящую цель и добивать её. Те постарались и обнаружили два МиГ-19 которые потеряв U-2 проскочили дальше вперёд. Обнаружив двойную отметку зенитчики решили что это результат активной помехи (раздвоение цели) и дали залп по одной из них. Увидев как один МиГ взорвался второй смекнул в чём дело и начал активное маневрирование с целью уклонения от ракет. В него жахнули ещё тремя но ни одна уже не попала в маневрирующий истребитель. Тем временем он вышел из зоны обстрела. Вот примерно так было дело.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Старый, все верно, видимо. Просто я не помню подробностей, но так как хорошо знаю ТТХ комплекса С-75 и тактику действий ЗРДН, вооруженных ими, предположил, как могло быть. Все очень похоже :-) Кстати, ракета этого комплекса и не должна обеспечивать прямое попадание, ее радиовзрыватель взводится за 400 м от цели. Подрыв БЧ происходит примерно за 100 м, цель поражается осколками. И только в режиме стрельбы по аэростатам есть особенности, БЧ подрывается по команде со станции наведения.