Пульт космонавтов "Нептун-МЭ"

Автор Михаил Смирягин, 19.02.2017 16:43:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

#40
А в СМ РС МКС установлены вот такие ИнПУ. Имеют 14 форматов, на двух языках (можно редактировать их непосредственно из ЦУП-М). Построены по принципу модульных систем Micro PC. Все ИнПУ на РС [SIZE=-1][SIZE=-1]объединены в единую систему ручного дистанционного управления (РДУ).[/SIZE][/SIZE] [SIZE=-1][SIZE=-1]ИнПУ подключены к единой мультиплексной магистрали с интерфейсом по ГОСТ 18977-79 (Arinc429).
Внешний вид ИнПУ

 
Иерархическая система форматов ИнПУ на основе ЧКИ, такая же как и в ПСА.
 
Пример расположения ИнПУ на станции.

 
А это фото ИнПУ из б/и
[/SIZE][/SIZE]
Есть касание!

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Сокращения прописать?
Нет. Просто сделать тему, где люди будут обсуждать пульт космонавтов, его ПО, работу и т.п.
Есть касание!

n_tikhonov

ЦитироватьМихаил Смирягин пишет:
Первое что мы увидим перейдя на формат сближение это индикатор УСТ СВЯЗ что говорит о установки связи с комплектом установленным на МКС.
Не говорит.
О связи с пассивным комплектом (на МКС) говорит "ЗАХВАТ".
_________________

Цитироватьn_tikhonov пишет:
ЦитироватьМихаил Смирягин пишет:
Первое что мы увидим перейдя на формат сближение это индикатор УСТ СВЯЗ что говорит о установки связи с комплектом установленным на МКС.
Не говорит.
О связи с пассивным комплектом (на МКС) говорит "ЗАХВАТ".
Не знал, мне по другому объясняли. А при каких обстоятельствах загорается индикатор УСТ СВЯЗ? При установки связи с КУРСом на станции?
Есть касание!

n_tikhonov

ЦитироватьМихаил Смирягин пишет:
А при каких обстоятельствах загорается индикатор УСТ СВЯЗ? При установки связи с КУРСом на станции?
УСТ СВЯЗ вообще не говорит об установке связи. 
Цитироватьn_tikhonov пишет:
О связи с пассивным комплектом (на МКС) говорит "ЗАХВАТ"
УСТ СВЯЗ - это уставки на оси связанной системы координат. Значения уставок (значение импульса) появляются на формате после включения в работу программы оптимизации выдачи импульса.
_________________

zur

ЦитироватьМихаил Смирягин пишет:
Продолжим.
На фото ниже представлен формат 1 старой версии ПО (4.29 комплект 3111) разработанной
Первый пульт с форматами имел заводской номер 311

zur

Случайно наткнулся на топик... Так вот хочу сказать следующее
По поводу цветов:
 напомню, что аппаратная часть пультов 300-ой серии (летали с 2002 по 2011) выбиралась во второй половине 90-х. Процессорные платы там OCTAGON 5025 - урезанный 386 процессор (без сопроцессора и защищенного режима) с тактовой частотой 33 МГц. Жидко-кристальных дисплеев, удовлетворяющих требованиям (вакуум, температура 85 градусов и т.д) тогда ещё не делали. Пришлось использовать электролюминисцентные, с разрешением 640х480. Экран БИ - хоть и 16-цветный, но без синей компоненты. Поэтому, даже белого цвета нет, только желтый. Для КК было требование качественного отображение ТВ-картинки, пришлось использовать монохромый экран с 256 градациями серого тоже производства США. Хотя оказалось, что реальных градаций не больше сотни и они не равномерно распределены по спектру. Более того, у разных экранов они не одинаковы, пришлось делать индивидуальную подстройку look-up table под каждый. А в те времена американцы нам продавали всё, тем более и модернизацию под ТМА финансировали именно они, так что дело на в эмбарго :-).
 Никаких тач-скринов тоже не было, естественно.
 С управление курсором много экспериментировали, в том числе задействуя героев. Пробовали и джойстик, и кнюпель. Важно было, чтобы работая в скафандре, не выдать ошибочную команду! В результате остановились на обычных кнопках-стрелках - на лицевой панели и параллельно с ними на БУМе (выносном блоке управления маркером).
По поводу форматов... Уже тогда Тяпченко предлагал так называемое программно-временное управление. Грубо говоря, засунуть бортдокументацию в компьютер. Но это не было принято (и не принято до сих пор!) в первую очередь из-за не готовности экипажей, инструкторов, ЦУПа к принципиально другой организации управления. В результате, фактически аппаратные средства управления и индикации перенесли на экран. Отсюда эти пресловутые КСП с рандомным расположением команд, "форма 3", сигнализаторы...
Кроме того, на борту был старый добрый Аргон-16 с его примитивным интерфейсом через ИРВИ и БРВИ, который и приходилось поддерживать.
Все это сейчас выглядит убого, но проектировалось все 20 лет назад и тогда ни ЦПК, ни РККЭ не были готовы к революции в области отображения.
На ныне эксплуатируемых пультах 200-ой серии (с 2010 года, под ТМА-М и МС) уже стоят младшие пентиумы на 133 МГц с полноцветными ЖКД и разрешением 800х600. Но форматы по описанным выше причинам поменялись не значительно (кроме цветов и разрешения, естественно), основная концепция "железа на экране" сохранилась.
В следующей импортозамещенной версии уже будут процессоры 600МГц и может быть что-то добавится из эргономики.
И только на ПТК разрабатываются уже современные методы отображения и управления...

zur

ЦитироватьМихаил Смирягин пишет: В новой версии это всё предусмотрено, на моих же фото версия 2002-года, которая на данный момент уже не актуальна, да и если версия ПО имеющаяся у меня написана на Pascal 7.0 + assembler, то то что сейчас используется на Союзах пишется на ANSI-C под QNX. И над модернизацией ПО проведена огромная работа в том числе и по разработке более скажем так приятного глазу диалогового окна.
Повторяю, основные используемые форматы фактически не поменялись. Новые, "современные" форматы типа автоматического контроля герметичности играют вспомогательную роль, основное все те же КСП, СПУСК с знаменитой кривой потерянной скорости, смесь цифирек и изображения на ТВ-камере на форматах 42 и 44, мало отличающийся от картинок от БФИ-Р в 70-х годах (все одним шрифтом, строго в знакоместах). Разве что, цифирки стало можно делать разноцветными.

Цитироватьzur пишет:
Случайно наткнулся на топик... Так вот хочу сказать следующее
По поводу цветов:
 напомню, что аппаратная часть пультов 300-ой серии (летали с 2002 по 2011) выбиралась во второй половине 90-х. Процессорные платы там OCTAGON 5025 - урезанный 386 процессор (без сопроцессора и защищенного режима) с тактовой частотой 33 МГц. Жидко-кристальных дисплеев, удовлетворяющих требованиям (вакуум, температура 85 градусов и т.д) тогда ещё не делали. Пришлось использовать электролюминисцентные, с разрешением 640х480. Экран БИ - хоть и 16-цветный, но без синей компоненты. Поэтому, даже белого цвета нет, только желтый. Для КК было требование качественного отображение ТВ-картинки, пришлось использовать монохромый экран с 256 градациями серого тоже производства США. Хотя оказалось, что реальных градаций не больше сотни и они не равномерно распределены по спектру. Более того, у разных экранов они не одинаковы, пришлось делать индивидуальную подстройку look-up table под каждый. А в те времена американцы нам продавали всё, тем более и модернизацию под ТМА финансировали именно они, так что дело на в эмбарго :-).
 Никаких тач-скринов тоже не было, естественно.
 С управление курсором много экспериментировали, в том числе задействуя героев. Пробовали и джойстик, и кнюпель. Важно было, чтобы работая в скафандре, не выдать ошибочную команду! В результате остановились на обычных кнопках-стрелках - на лицевой панели и параллельно с ними на БУМе (выносном блоке управления маркером).
По поводу форматов... Уже тогда Тяпченко предлагал так называемое программно-временное управление. Грубо говоря, засунуть бортдокументацию в компьютер. Но это не было принято (и не принято до сих пор!) в первую очередь из-за не готовности экипажей, инструкторов, ЦУПа к принципиально другой организации управления. В результате, фактически аппаратные средства управления и индикации перенесли на экран. Отсюда эти пресловутые КСП с рандомным расположением команд, "форма 3", сигнализаторы...
Кроме того, на борту был старый добрый Аргон-16 с его примитивным интерфейсом через ИРВИ и БРВИ, который и приходилось поддерживать.
Все это сейчас выглядит убого, но проектировалось все 20 лет назад и тогда ни ЦПК, ни РККЭ не были готовы к революции в области отображения.
На ныне эксплуатируемых пультах 200-ой серии (с 2010 года, под ТМА-М и МС) уже стоят младшие пентиумы на 133 МГц с полноцветными ЖКД и разрешением 800х600. Но форматы по описанным выше причинам поменялись не значительно (кроме цветов и разрешения, естественно), основная концепция "железа на экране" сохранилась.
В следующей импортозамещенной версии уже будут процессоры 600МГц и может быть что-то добавится из эргономики.
И только на ПТК разрабатываются уже современные методы отображения и управления...
Очень интересно, спасибо большое, могу ли я к Вам обращаться с вопросами по поводу работы систем КА а именно по форматам? Просто я сейчас собираюсь делать тренажёр корабля и у меня уже довольно много информации но все равно недостаточно.
Есть касание!

SSVP

Здравствуйте, я тоже увлекаюсь космосом. А теперь ещё и кораблём "Союз", ну и пультом "Нептун" тоже. Попытался как-то ради интереса сравнить форматы, картинку с корабля и эмулятора - и вот что у меня получилось. Можете смотреть и обсуждать.


 

Давно я нечего не писал. Попала мне короче модель 701й машины. Уже обновленное ПО ИнПУ с другими форматами (и измененными старыми). Так что я теперь буду рассказывать о 700й версии ПО ИНПУ а не о 200й (ибо пропадает актуальность темы).  
Предлагаю Вашему вниманию дорогие форумчане несколько фотографий пульта 700й серии. Отличие небольшое от предыдущих пультов (этого же поколения), но тут есщё присутствует форматный БРВИ (на самой нижней строчке где щас статус миссии). Давайте попробуем разобраться во всех этих кнопках и переключателях))) Если ктото то же знает что то про пульт давайте вместе обсуждать!



 
Есть касание!

Пульт состоит из 3х частей. Левого ИнПУ, правого ИнПУ (центрального) и как 3я панель я не знаю называется.

ИнПУ 1 (левый).
Находится перед БИ1. Полностью независим от правого ИнПУ.
количество форматов то же что и на правом (кроме формата ТВС).
Под ИнПУ находится панель связи номер 1 и зона кнопок особо важных команд (ОВК) которые могут включить только космонавты (по крайней мере на модели управления ОВК по КРЛ нету) справа от ИнПУ1 находится 4 группы ТСЭ.

ИнПУ 2 (правый).
то же самое что и левый но дополнительно имеется клавиша отбой звука и сигнализатор ЦО (центральный огонь) 

3я панель.
На ней расположены предохранители, вольтметр, блок вентеляции скафандров (три тумблера). 2 панели связи, выбор тройки БДУСов и кнопка включения ПСА.
Есть касание!

Итак первый формат ИнПУ 700 модели.
Собственно большого различия не наблюдается. Главное то что сменили цветовую гамму всю, добавили внизу в зоне меню индикатор статуса миссии (полет - выполнение разделения - разделение - парашютирование на зсп\осп и посадка), а справа индикаторы связи с КС, ЦВМ СПС и т.д...
Добавлен новый формат К.СУС (контроль системы управления спуском), но он используется только на послеполетном контроле в РККЭ. так же формат ИПП используется только для тренировок (а ля полет по приборам на самолете).

И вот выдержка из ТД по пульту: "Данный формат открывается по нажатию аппаратной клавиши «Формат 1» на клавиатуре
ПКСА. При открытии формата с помощью виртуальной кнопки "Ф1" текущая линейка,
расположенная в нижней части формата (линейка «СУД» на скриншоте) не изменится
."




Формат Режим (2Ф11).

НУ тут вроде бы все понятно.  ВКУ на своем неизменном месте. Предназначено он для отображения телевизионной информации, поступающей с коммутатора КЛ-105, в зависимости от выбранного источника.
Состоит из окна для отображения ТВ-изображения и четырех виртуальных кнопок.
Полный телевизионный сигнал в формате PAL отображается либо в окне (половинный режим), либо на
всём экране (полноэкранный режим).
Переключение на полноэкранный режим осуществляется нажатием виртуальной кнопки «ТВ>». Возврат к оконному режиму – нажатием любой кнопки.
Есть касание!

Формат режима РО ДК (Ручная Ориентация в Дискретном Контуре). Пару слов о самом режиме (выдержка из Б/Д). Режим РО ДК обеспечивает управление ориентацией, стабилизацией и перемещением ТПК по сигналам РУО и РУД под управлением программного обеспечения ЦВМ-101.
Штатно космонавты не пользуются этим режимом (форматом) , т.к. все за них делает автоматика (программы ЦВМ, БНО, КС020М и т.д.) и к данному формату прибегают лишь при НшС и отработки новых систем (методик).

Формат состоит из ВКУ с представленным форматом 44 Сближение, двумя транспарантами (готовность БЦВК и Индикаторный Режим БЦВК), индикаторы углов с РУД и РУО (крен, тангаж и рысканье (курс)) и линейкой КСП для быстрой выдачи команд.
Переход на режим РО ДК производится выдачей команды Л1, переводом ручек РУД и РУО в рабочее положение и тест по всем каналам.
Есть касание!

ОАЯ

Топливо в каких единицах на экране? Если в у.е., то как преобразовать в литры?
(Ссылки на протокол "Союз"-Станция для таких как я :
http://aviftech.com/files/2213/6387/8354/ARINC429_Tutorial.pdf
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/300510
http://rafasolutions.com/Manuals/User%20Manual%20wo%20Hardware_Ru_avionics_v.2.1.pdf)

ЦитироватьОАЯ пишет:
Топливо в каких единицах на экране? Если в у.е., то как преобразовать в литры?
(Ссылки на протокол "Союз"-Станция для таких как я :
 http://aviftech.com/files/2213/6387/8354/ARINC429_Tutorial.pdf
 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/300510
 http://rafasolutions.com/Manuals/User%20Manual%20wo%20Hardware_Ru_avionics_v.2.1.pdf )
В зоне приоритетной информации постоянно предоставляется оператору инфа о количестве топлива (суммарное количество окислителя и горючего в кг). После посадки в СА, выбрав формат «ТОПЛИВО» (3Ф35) экипаж по указанию Земли вводит на нем числовое значение, соответствующее суммарному количеству заправленного топлива во всех баках в килограммах.
В процессе работы двигателей (СКД, ДПО) при поступлении сигналов с датчиков расхода (ДРО1,2,3 и ДРГ1,2,3) на панели «ТОПЛИВО» наблюдается уменьшение установленного значения на величину, соответствующую израсходованному количеству топлива. Таким образом, в каждый момент времени цифровое значение на панели «ТОПЛИВО» соответствует величине остатка топлива в баках.
Есть касание!

ОАЯ

Спасибо! И еще:
 - В полете приходится прибегать к обмену по мультисервисной шине между Станцией и Кораблем?
 - Дисплей потребляет, видимо, много. В полете к Луне, например, всякое может случиться. И может возникнуть необходимость в экономии электроэнергии. Есть ли режим строжайшей экономии? Например, ограничение по площади изображения, периодическое ограничение работы, мерцание...
 - В полете могут проводиться небольшие эксперименты на борту Корабля (в том числе и продолжение после станции). Как удобство возможен ли вывод информации с контейнера, например, биологического с хомяками, грибами, микробами... на дисплей в режиме «информация и кнопки полезной нагрузки»?

ЦитироватьОАЯ пишет:
Спасибо! И еще:
 - В полете приходится прибегать к обмену по мультисервисной шине между Станцией и Кораблем?
 - Дисплей потребляет, видимо, много. В полете к Луне, например, всякое может случиться. И может возникнуть необходимость в экономии электроэнергии. Есть ли режим строжайшей экономии? Например, ограничение по площади изображения, периодическое ограничение работы, мерцание... 
 - В полете могут проводиться небольшие эксперименты на борту Корабля (в том числе и продолжение после станции). Как удобство возможен ли вывод информации с контейнера, например, биологического с хомяками, грибами, микробами... на дисплей в режиме «информация и кнопки полезной нагрузки»?
По поводу полетов. Во время полета да приходится прибегать к шине между станцией и союзом. Это ШР (установлена на шпангоуте стыковочного агрегата в количестве 4х штук (2 "папа" и 2 "мама"). Относится это к ССВП системе.

По поводу экономии энергии. не знаю, но на пульте Нептун-МЭ есть регулятор яркости)))) это по моему единственное что может хоть как то ограничить яркость освещения. Остальное космонавты как я понимаю контролируют (и изменяют) регулируя и настраивая работу солнечных батарей и АКБ, а также включая и выключая оборудование.

По выводу...ну грубо говоря оно и так происходит, т.к. 90% всей информации и так идет с датчиков и компьютера...так что если будет какой либо эксперимент то сделать новый формат для ИнПУ, использовать на пульте Нептун-МЭ зарезервированные шины передачи данных довольно просто...но с той же стороны геморно...а точнее со стороны бюракратии..бумаги бумаги бумаги...этож сколько надо всего написать для внедрения нового формата отображения?...
Есть касание!

ОАЯ

Спасибо за ответ!  Жаль, что целый комплекс визуального представления недоступен для прикладных программ научных исследований.  Как бы для этого и запускаются корабли, а не только посмотреть в окошко и "контролировать правильность показаний". (Дополнительная задача - медицинский контроль состояния космонавта на борту или, если такое случиться, за бортом корабля)
Еще вопрос: На корабле, пристыкованном включен "Нептун"? Если да, то постоянно или нет, и в каком режиме. Если несколько кораблей, то на всех? Может ли "Нептун" одного корабля показать штатно-удаленно состояние другого, через соотв. программу своего компьютера или компьютера "больного корабля"?
Есть ли электронная лупа карты земли с точкой положения корабля и автономна ли карта?
Если происходит сбой между БЦВМ и "Нептуном" как это проявляется во время штатных режимов - появляется надпись "Не верьте данным", "Сбой! Я выключаюсь через 5 секунд" или все узнают это от Земли.

#59
ЦитироватьОАЯ пишет:
Спасибо за ответ! Жаль, что целый комплекс визуального представления недоступен для прикладных программ научных исследований. Как бы для этого и запускаются корабли, а не только посмотреть в окошко и "контролировать правильность показаний". (Дополнительная задача - медицинский контроль состояния космонавта на борту или, если такое случиться, за бортом корабля)
Еще вопрос: На корабле, пристыкованном включен "Нептун"? Если да, то постоянно или нет, и в каком режиме. Если несколько кораблей, то на всех? Может ли "Нептун" одного корабля показать штатно-удаленно состояние другого, через соотв. программу своего компьютера или компьютера "больного корабля"?
Есть ли электронная лупа карты земли с точкой положения корабля и автономна ли карта?
Если происходит сбой между БЦВМ и "Нептуном" как это проявляется во время штатных режимов - появляется надпись "Не верьте данным", "Сбой! Я выключаюсь через 5 секунд" или все узнают это от Земли.
Так давайте по порядку.
Да конечно за это жалко...можно очень многое сделать. Контроль СОЖ и КСС космонавтов в режиме реал тайм. "Живая" бортовая документация и т.д.....но это очень сложно реализовать в аппаратно-програмном обеспечении. На самой ПО Нептуна работало очень много человек и довольно долго. Скажу так, что все эксперименты проводящиеся на КА проводятся в БО и там есть все для этого и лэптоп и ПМО для него и возможность задействования внешней оболочки СА (крепления на ЭВТИ).

На пристыкованном Союзе выключают Нептун когда производят консервацию корабля. Но он находится в "горячем резерве" (как я понимаю) и его включить дело 2х минут. Сам пульт включается двумя кнопками (левый экран (ИНПУ) и правый). Показывать удаленно данные других кораблей пульт не может лишь некоторую информацию о модуле к которому пристыкован сам корабль (точнее только давление в этом модуле которое передается по штепсельной розетке установленной на шпангоутах).

Электронная лупа есть. Этот формат называется ИНК (Индикатор Навигационный Космический)
Данный формат предназначен для обеспечения экипажа информацией о светотеневой обстановке, зонах радиовидимости и положении КА относительно земной поверхности.
Формат представляет собой карту Земли в прямоугольной проекции в диапазоне от 180° з.д. до 180° в. д., на фоне которой выводится баллистическая информация о параметрах полета на интервале одного кадра.


Н - это высота текущая высота (по данным Вектора Состояния) рассчитанная в ЦВМ-101;
Справа от высоты координаты подспутниковой точки.
Красная точка положение ТК на данный момент времени.
Светотеневая обстановка (Т-Т)
П - Расчетная точка посадки по данным программ БНО.
кнопка МП служит для отображения места посадки.
кнопка АП служит для отображения места аварийной посадки при условии что сразу после нее (или в течении определенного времени) будет выдан импульс на торможение.

При отказе ЦВМ или КС020М происходит выдача сигнала НЕТ СВЯЗИ С БЦВК......ПЕРВЫЙ РЕСТАРТ (на спуске)...ОСТАНОВ КС020 и т.д.....ну и да от земли то же узнают...ну также по рассогласованию фактических (наблюдаемых) параметров и условий и тех что на ИнПУ.
Есть касание!