"Звезда" Козлова

Автор garixon, 18.02.2012 14:54:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

KL

Насколько помню разговоры со специалистами ЦСКБ (а это было в конце 1996 года во время съемок фильма о Д.И.Козлове), РИТЭГи должны были отделяться после тормозного импульса, входить в атмосферу и совершать посадку по принципу пенетраторов. Корпус должен был выдерживать баллистический спуск и удар о землю. РИТЭГи оборудовались маяками для облегчения поиска.

По размерам «Звезды»: их по памяти мне называл сотрудник ЦСКБ. Я тогда прикинул эти размеры по известным двум фотографиям макета 7К-ВИ, переданным для использования в фильме. Примерно сходилось со словами инженера.

garixon

ЦитироватьKLantratov пишет:
 Насколько помню разговоры со специалистами ЦСКБ (а это было в конце 1996 года во время съемок фильма о Д.И.Козлове), РИТЭГи должны были отделяться после тормозного импульса, входить в атмосферу и совершать посадку по принципу пенетраторов. Корпус должен был выдерживать баллистический спуск и удар о землю. РИТЭГи оборудовались маяками для облегчения поиска.
 
 По размерам «Звезды»: их по памяти мне называл сотрудник ЦСКБ. Я тогда прикинул эти размеры по известным двум фотографиям макета 7К-ВИ, переданным для использования в фильме. Примерно сходилось со словами инженера.
 
Уважаемый KLantratov, не поделитесь?

KL

Это те две фотографии, что были опубликованы в НК в 1997 году. Они сейчас хранятся в архиве журнала. У меня их копий не осталось.

garixon

ЦитироватьKLantratov пишет:
Это те две фотографии, что были опубликованы в НК в 1997 году. Они сейчас хранятся в архиве журнала. У меня их копий не осталось.
фотографии те мне известны, я имел ввиду размеры

aaaa

ЦитироватьУДК 629.7. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПИЛОТИРУЕМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ РАЗРАБОТКИ ФИЛИАЛА №3 ОКБ-1 (ЦСКБ) Шахмистов В.М.

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королва (национальный исследовательский университет), г. Самара Цель статьи - напомнить соотечественникам и, особенно, землякам, о том, что в куйбышевском филиале № 3 ОКБ-1 в семидесятых годах прошлого века велись интенсивные и результативные разработки специализированных пилотируемых космических аппаратов военно-исследовательского "7К-ВИ" и разведывательного "Союз - Р".

В сообщении приведено то, что сохранилось в моей памяти как у непосредственного руководителя подразделений отдела №16, которые разрабатывали проектную документацию на эти пилотируемые КА. Кроме того, использованы материалы, размещенные в интернете (их там оказалось не очень много, к сожалению, часть из них - некорректные).

Проект корабля «7К-ВИ» («Союз-ВИ», «Звезда») появился во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 24 августа 1965 года, предписывающего ускорить работы по созданию военных орбитальных систем. За основу «Союза-ВИ», была принята конструкция и системы орбитального корабля «Союз-ОК», но начинка сильно отличалась.

Перед конструкторами филиала № 3 ОКБ-1 стояла задача создать универсальный военный корабль, который мог бы осуществлять визуальную разведку, фоторазведку, совершать маневры для сближения и уничтожения космических аппаратов потенциального противника. Задача стояла теоретически неразрешимая – «Союз-ОК» и сам-то с трудом выводился на орбиту (ракета «Союз» была на пределе своих возможностей), а спецначинки, в состав которой входили комплект фотоаппаратуры, СОЖ для двух космонавтов, топливо для КДУ, СЭП на 30 суток полета и 37-мм пушка Нудельмана с запасом снарядов, надо было разместить 800кг.

Результаты объявленного Д. И. Козловым конкурса предложений по снижению веса конструкции и систем «Союза-ОК» и ракеты «Союз» позволили эту задачу решить.

Основные мероприятия по снижению веса систем и конструкции «Союза-ОК» были предложены сотрудниками проектной группы, созданной для проработки ТЗ на «Союз-ВИ»:

1. Изменить конструктивно-компоновочную схему КА «Союз-ОК», расположив отсеки КА аналогично схеме американского «MOL» (информация о такой якобы проектируемой лаборатории была известна из БИНТИ), что позволяло снизить массу САС;

2. Применить геометрию шпангоутов, сферических и цилиндрических оболочек, освоенных заводом «Прогресс» в производстве КА серии «Зенит», при этом резко увеличивался объем бытового отсека, что обеспечивало необходимый комфорт экипажу для работы и отдыха (в отличие от яйцеобразного бытового отсека КА «Союз-ОК») и сокращалась длина приборно-агрегатного отсека.

Региональная научно-практическая конференция, посвящнная 50-летию первого полета человека в космос 3. Заменить планирующий спуск в плотных слоях атмосферы на баллистический, что позволяло существенно снизить вес теплозащитного покрытия. Это решение было впоследствии реализовано на АКА 11Ф624.

4. Исключить из состава средств спасения экипажа запасную парашютную систему ( кг) и, взамен, снабдить космонавтов спасательными парашютами летчика (2х10 кг) с заменой крышки люка запасной парашютной системы на аварийный люк с дублированной системой отделения (несколько позже стала известна причина гибели космонавта В.М.Комарова в первом полете КА "Союза-ОК).

5. Изменить компоновку агрегатов КДУ КА «Союз-ОК» что позволяло сократило длину и, соответственно, вес агрегатного отсека.

6. Существенный вклад в решение "неразрешимой проблемы" с выводимой массой КА "7К-ВИ" внесли предложения сотрудников проектного отдела №3, с которых началось практически постоянное увеличение масс космических аппаратов, выводимых ракетой "Союз".

Наиболее запомнившиеся проблемы:

1. Люк в лобовой части спускаемого аппарата и конструкция переходного тоннеля между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком с системой разделения.

2. Система электропитания на базе изотопных генераторов.

С. П. Королев проект одобрил и под руководством Д. И. Козлова был разработан и защищен эскизный проект КА «Союз-ВИ».

В сборочном цеху был собран полноразмерный макет КА 7К- ВИ. Председателем макетной комиссии был заведующий кафедрой конструкции самолетов им. Н. Е. Жуковского профессор А.С. Москалев, от космонавтов в макетной комиссии работал П. Р. Попович.

Постановлением Правительства от 21 июля 1967 года был утвержден срок первого полета военно-исследовательского корабля – конец 1968 года или начало 1969 года.

Габариты космического корабля «Союз-ВИ»: полная длина – 8 метров, максимальный диаметр – 2,8 метра, обитаемый объем = 11 м3, полная масса – 6700 кт.

Уже в сентябре 1966 года была сформирована группа космонавтов, которым предстояло освоить новый космический корабль. 11 кандидатов в эту группу из филиала № 3 ОКБ проходили медицинскую комиссию в институте медико-биологических проблем.

Однако на проект корабля «Союз-ВИ» ополчился Василий Мишин и ряд других ведущих конструкторов ОКБ-1 (ЦКБЭМ). Противники проекта утверждали, что нет смысла создавать столь сложную и дорогую модификацию уже существующего корабля «Союз-ОК», если последний вполне способен справиться со всеми задачами, которые могут поставить перед ними военные. Другим аргументом стало то, что нельзя распылять силы и средства, когда Советский Союз может утратить «первенство» в «лунной «гонке».

Был и еще один мотив. Б. Е. Черток в книге "Ракеты и люди" пишет об этом откровенно: «Мы (ЦКБЭМ. — В.Ш.) не хотели терять монополию на пилотируемые полеты в космос».

Интрига сделала свое дело: в декабре 1967 года проект военного космического корабля «Союз-ВИ» был закрыт. А все проектные материалы (аванпроект по КА «Союз-Р» и эскизный проект по КА «Союз-ВИ») из филиала №3 ОКБ-1 были переданы по постановлению Правительства в ОКБ-52 Главному конструктору В. Челомею.


Борис Лучников

А зачем этому кораблю нужны были радиоактивные элементы энергетической установки? Почему нельзя было обычные солнечные батареи ставить? Или аккумуляторы, как на корабле 7К?

Garixon

ЦитироватьБорис Лучников пишет:
А зачем этому кораблю нужны были радиоактивные элементы энергетической установки? Почему нельзя было обычные солнечные батареи ставить? Или аккумуляторы, как на корабле 7К?
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1997/5/5-1997-3.html#74
ЦитироватьЕще одним новшеством стали на "Звезде" источники электроэнергии. Козлов решил отказаться от больших и тяжелых солнечных батарей, ведь их постоянно нужно было ориентировать на Солнце. Существовала и угроза, что батареи после выхода корабля на орбиту вообще не раскроются (что как раз и случилось на "Союзе-1" в апреле 1967 года). Для военного же оборудования, установленного в орбитальном отсеке, нужно было много энергии. Потому на "Звезде" решили поставить два радиоизотопных термогенератора. Эти генераторы преобразовывали тепло, получаемое при радиоактивном распаде плутония, в электрическую энергию. Интересно, что при выведении на орбиту генераторы не были закрыты головным обтекателем. Вопрос о радиоактивном заражении при возвращении корабля на Землю, во время которого все генераторы должны были сгорать, тоже волновал конструкторов. Ведь всего за 4 года до этого, 5 августа 1963 года, был подписан договор об запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе. Заражение от ядерных взрывов в атмосфере было значительно больше, чем при разрушении двух небольших генераторов. Тем не менее, было решено изотопные генераторы заключить в спускаемые капсулы, обеспечивающие торможение в атмосфере и посадку. После обнаружения капсул, изотопные источники предполагалось утилизировать

Garixon

#68
:!:

Борис Лучников

ЦитироватьGarixon пишет:
ЦитироватьБорис Лучников пишет:
А зачем этому кораблю нужны были радиоактивные элементы энергетической установки? Почему нельзя было обычные солнечные батареи ставить? Или аккумуляторы, как на корабле 7К?
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1997/5/5-1997-3.html#74
ЦитироватьЕще одним новшеством стали на "Звезде" источники электроэнергии. Козлов решил отказаться от больших и тяжелых солнечных батарей, ведь их постоянно нужно было ориентировать на Солнце. Существовала и угроза, что батареи после выхода корабля на орбиту вообще не раскроются (что как раз и случилось на "Союзе-1" в апреле 1967 года). Для военного же оборудования, установленного в орбитальном отсеке, нужно было много энергии. Потому на "Звезде" решили поставить два радиоизотопных термогенератора. Эти генераторы преобразовывали тепло, получаемое при радиоактивном распаде плутония, в электрическую энергию. Интересно, что при выведении на орбиту генераторы не были закрыты головным обтекателем. Вопрос о радиоактивном заражении при возвращении корабля на Землю, во время которого все генераторы должны были сгорать, тоже волновал конструкторов. Ведь всего за 4 года до этого, 5 августа 1963 года, был подписан договор об запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе. Заражение от ядерных взрывов в атмосфере было значительно больше, чем при разрушении двух небольших генераторов. Тем не менее, было решено изотопные генераторы заключить в спускаемые капсулы, обеспечивающие торможение в атмосфере и посадку. После обнаружения капсул, изотопные источники предполагалось утилизировать
Интересная информация. А как там было бы с вопросом облучения экипажа?

Garixon

ЦитироватьБорис Лучников пишет:
Интересная информация. А как там было бы с вопросом облучения экипажа?

из книги "Конструирование автоматических космических аппаратов"
 

Борис Лучников

ЦитироватьGarixon пишет:
из книги "Конструирование автоматических космических аппаратов"
Слушайте - а вот в некоторых проектах например марсианских пилотируемых кораблей тех лет не было солнечных батарей - там тоже такие генераторы предусматривались?

Garixon

ЦитироватьБорис Лучников пишет:
ЦитироватьGarixon пишет:
из книги "Конструирование автоматических космических аппаратов"
Слушайте - а вот в некоторых проектах например марсианских пилотируемых кораблей тех лет не было солнечных батарей - там тоже такие генераторы предусматривались?
у Вадима Лукашевича на его "бурановском" сайте есть кое какие картинки по этому делу
http://buran.ru/htm/foto43.htm
и даже ОС с ядерной установкой - http://buran.ru/htm/foto10.htm

Борис Лучников

ЦитироватьGarixon пишет:
у Вадима Лукашевича на его "бурановском" сайте есть кое какие картинки по этому делу
 http://buran.ru/htm/foto43.htm
и даже ОС с ядерной установкой - http://buran.ru/htm/foto10.htm
С этими проектами я знаком - там реакторы. А вот были проекты где вроде бы и реакторов нет, и солнечные батареи отсутствуют. Причем как межпланетные корабли, так и ОС. Вот как в этом проекте.
 

Сколько угодно. На вскидку, на ЛОКе от Н1-Л3 стояли водородные элементы...
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Борис Лучников

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Сколько угодно. На вскидку, на ЛОКе от Н1-Л3 стояли водородные элементы...
Ну там понятно - максимум 2 недели полёта А вот если на 1-1,5 года, то их явно не хватит

Бальзам Космический


интересная картинка, и подпись

Интересно, что с этой картинки удален мой знак в верхнем левом углу. Картинка моя...   :-)
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Бальзам Космический

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Интересно, что с этой картинки удален мой знак в верхнем левом углу. Картинка моя... :-)
только Вы и рисуете их в РФ, я про то что Звезда на фото в оригинале вроде светлая с полосами и звездой на корпусе

ЦитироватьБальзам Космический пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Интересно, что с этой картинки удален мой знак в верхнем левом углу. Картинка моя... :-)
только Вы и рисуете их в РФ, я про то что Звезда на фото в оригинале вроде светлая с полосами и звездой на корпусе
Это макет из фанеры. В оригинале должен был быть в ЭВТИ завернут.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса