Тур на Байконур 2016. Рассказ.

Автор Василий, 10.12.2016 13:48:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Василий

Тур на Байконур 2016. Часть первая: город.

В ноябре 2016 года я побывал в городе Байконур и на космодроме Байконур. Я ездил в тур на запуск космического корабля «Союз МС-03».
Можно сказать, что космонавтика была моим увлечением детских лет. Первые космонавты стартовали, когда я учился в школе, о них повсюду говорили и писали. В течение моей жизни это увлечение то совсем сходило на нет, то снова оживало. До Байконура мы с женой побывали в космических музеях в Москве, Калуге, Звездном, Королеве, я еще был в Самаре. Впрочем, с космической отраслью я никогда не был связан, и технические вопросы космонавтики меня не интересуют.
Рассказов о турах на космодром Байконур в интернете не так много, поэтому считаю целесообразным поделиться своими впечатлениями. Прошу учесть, что рассказ был написан для туристского ресурса, где читатели не в курсе истории и достижений космонавтики. Поэтому в нем будет присутствовать информация, хорошо известная участникам форума по космонавтике.
Первый мой рассказ – о городе. В ходе подготовки к поездке я изучил доступную информацию и начну рассказ с её изложения.

Василий

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Байконур - город республиканского значения Казахстана. Город Байконур и космодром Байконур вместе образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. На период российской аренды в отношениях с РФ город временно наделён статусом, соответствующим городу федерального значения РФ, однако не является субъектом РФ. Здесь действует особый режим безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Загранпаспорт для въезда в Казахстан не нужен, так что и на Байконур вы летите с российским паспортом. Хотя город находится за пределами Российской Федерации, на его территории работают российские структуры: суд, полиция, миграционная и налоговая службы, органы образования, здравоохранения и так далее. Жители голосуют на выборах как жители Одинцовского района Московской области. И хоть вы физически находитесь в Казахстане, в обращении в городе рубли и цены указаны только в них.
Автомобильные номера на автомобилях жителей города (граждан РФ) и российских организаций — стандарта РФ, имеют код региона 94. К этому региону отнесены территории, находящиеся за пределами РФ, обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России. Время на Байконуре опережает московское на 3 часа.
Как поется в местной песне про мотовоз, доставляющий рабочих на космодром, «Здесь климат только для мужчин». Климат резко континентальный, с малым количеством осадков (120 мм в год), большим количеством солнечных дней; лето длительное и жаркое, зима морозная и ветреная. Растительная зона: полынно-боялычовая (северная) пустыня. Город был основан на пустом месте, однако теперь хорошо озеленён. Наверное, он выглядит прекрасно в зелени, которую я не увидел.

Василий

#2
ИСТОРИЯ ГОРОДА. Предпосылки появления космодрома и города рядом с ним просты. Советскому Союзу в начале 1950-х надо было иметь возможность сбросить атомную бомбу на США. А перед этим требовалось испытать средство её доставки.
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР, предназначенного для испытаний ракетной техники. Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана — Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюратам железной дороги Москва — Ташкент.
Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года военными строителями. Поначалу строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое деревянное здание жилого поселка.
Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура научно-исследовательского испытательного полигона № 5. Полигон и посёлок получили неофициальное название «Заря». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.
Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки Сырдарьи, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки. Даже сейчас построек на левом берегу нет.
29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР посёлку, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту он был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1960 года в поселке Ленинский проживало более 10 000 человек. В начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами «сталинского» типа с высокими потолками. На площади Ленина были построены штаб полигона и четырехэтажный универмаг.
Настоящий поселок, носивший название Байконур, находился в Карагандинской области. В середине 1950-х, для дезориентирования вероятного противника, близ него были построены камуфляжные сооружения («ложный космодром»). После старта космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным название «Байконур» в советской открытой печати закрепилось и за настоящим космодромом, расположенным в 325 км к юго-западу (5-й НИИП).
В 1960-е годы поселок Ленинский неофициально назывался Звездоград. На въездах в город со стороны аэродрома и со стороны железнодорожного вокзала даже были установлены стелы с такой надписью. Однако дать поселку, названному в честь главного гения человечества, какое –то аполитичное название было невозможно. 21 июня 1966 года поселок получил статус города и официальное название Ленинск.
Застройка города оживлялась каждый раз, когда начинала реализовываться та или иная космическая программа. К концу 1970-х годов численность населения Ленинска достигла 70 тысяч жителей. Бурный рост города происходил в 1980-х годах в связи с развитием космической программы «Энергия-Буран», обусловившим большой приток специалистов со всего СССР. В то время здесь строили панельные пятиэтажные и девятиэтажные дома. К 1990 году жилищное строительство в Ленинске закончилось. Жилой фонд составил 360 многоэтажных домов общей площадью более 1 млн кв. м, численность населения города достигла 140 тысяч.
Тяжёлые времена для космодрома и города настали в 1991—1994 годах, после распада СССР. Количество космических запусков резко сократилось, целый ряд офицеров и работников промышленности в сложившейся обстановке хаоса и неизвестности предпочли со своими семьями уехать с космодрома. Неясен был и статус космодрома, поскольку он был объявлен собственностью суверенного Казахстана, а фактически эксплуатацию Байконура осуществляла Россия. В суровую морозную и снежную зиму 1993/1994 годов в жилых и служебных зданиях города и космодрома постоянно отключалась подача электроэнергии, а тепло- и водоснабжение работали с огромными перебоями; во многих квартирах города температура воздуха снижалась до нуля градусов. В ту зиму были разморожены и выведены из строя системы тепло- и водоснабжения в нескольких десятках жилых домов, и эти дома были заброшены.
Период неопределенности закончился в 1994 году, когда был подписан Договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодно уплачиваемую Казахстану арендную плату.
20 декабря 1995 года Указом Президента Республики Казахстан город Ленинск был переименован в город Байконур. Во второй половине 1990-х годов количество космических запусков с космодрома увеличилось. Город стал постепенно восстанавливаться. Отремонтированы городские коммуникации, дороги, целый ряд жилых домов; разбит ряд новых скверов, сооружено несколько новых памятников в честь видных деятелей советской космонавтики.
Военные с бывшего полигона ушли. Абсолютное большинство объектов космодрома в 1997—2005 годах были переданы Министерством обороны в ведение Федерального космического агентства РФ. Процесс передачи завершился в 2011 году, когда была расформирована войсковая часть - штаб космодрома.

Василий

КАК ПОСЕТИТЬ БАЙКОНУР. Первый вопрос, который будет интересовать моих читателей, желающих посетить Байконур, это конечно вопрос, а как туда можно попасть. Байконур – закрытый город и туда нужен пропуск. Существует три основных способа.
Первый - обратиться за пропуском непосредственно в Роскосмос. Илья Варламов: «Многие спрашивали, как мы попали на Байконур и сколько это стоило. Мы получили официальную аккредитацию через Роскосмос. Единственной нашей тратой на Байконуре была оплата сопровождения - 450 рублей в час». Возможно, ветеранам космодрома или известным блогерам такие пропуска дают, но для нас этот вариант не представлялся реальным.
Второй - получить пропуск, оформив приглашение от работающего либо проживающего там человека. Конечно, для надежности желательно, чтобы этот человек был вашим родственником, хотя бы дальним. Если такой человек у вас имеется, то он должен написать заявление о том, что хочет вас пригласить, с указанием ваших паспортных данных, степени родства, сроках и целях пребывания в городе Байконур и подать его на рассмотрение в режимную комиссию города. Как вы понимаете, решение режимной комиссии может быть как положительным, так и отрицательным.
Третий - оформить пропуск, купив тур на космодром через какое-нибудь туристическое агентство. При оформлении тура теоретически в пропуске тоже могут отказать, но это крайне маловероятно. В тур обязательно входят гостиница и гид. Оформлять тур стоит, только если вы желаете посмотреть космодром и запуск ракеты. Есть туры без наблюдения за запуском. Однако для меня очевидно, что осмотр самого города не стоит запрашиваемых турфирмами денег.
Оформляя пропуск в Байконур, стоит помнить, что заявление на его оформление нужно подавать заранее, желательно не менее чем за 30 дней до приезда.

Василий

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО БАЙКОНУРА. Хотя космодром и город Байконур находятся в казахстанской степи вдали от центров цивилизации, но транспортное сообщение с ними достаточно неплохое.
Во-первых, из Москвы до Байконура можно добраться на машине, через Рязань и Самару, расстояние около 2400 км. Как пишут в интернете, дорога сейчас на всём протяжении асфальтированная и везде хорошего качества, кроме участка в Акбулакском районе Оренбургской области. Большая дорога, проходящая в 5 км севернее города, имеет номер М32 (Самара — Шымкент).
Во-вторых, в прилегающем к Байконуру посёлке Тюратам находится железнодорожная станция. Там останавливаются некоторые поезда дальнего следования, как казахстанского формирования, так и международные, следующие в Узбекистан и Киргизию из России. По некоторым данным, есть только один минус - купить через интернет обратный железнодорожный билет со станции Тюратам, скорее всего, не получится, его нужно брать на месте. Однако на некоторые поезда продажа билетов начинается лишь за час до их отправления.
В-третьих, и это наиболее популярный среди туристов вариант, можно прилететь на самолете. В 6 км западнее города расположен аэропорт «Крайний». Впрочем, теперь регулярные рейсы отсюда есть только в Москву. Сюда летают «Руслайн», «Алроса», а также служебные самолеты Роскосмоса.
Еще один вариант – прилететь в Кызыл-Орду. Расстояние оттуда до города Байконур примерно 240 км, ходят автобусы, несколько рейсов в день. Казахские турфирмы, на первый взгляд, предлагают цены существенно дешевле российских. Однако следует помнить, что российские туры, как правило, включают перелет из Москвы, а казахские – лишь дорогу из Кызыл-Орды.

Василий

КАКОЙ ТУР ВЫБРАТЬ. Мне довелось читать заметки путешественников, главная радость которых – увидеть незнакомые города. Например, широко известный в кругах автостопщиков Алексей Кулешов побывал в городе Байконур, хотя не доехал до космодрома.
Однако, полагаю, уж если ехать сюда, то на запуск ракеты. Можно выбрать тур с наблюдением за запуском ракеты без космонавтов – либо мощного «Протона», либо «Союза» с транспортным кораблем «Прогресс». Такой тур обойдется дешевле, но, по моему мнению, эмоций от такого запуска будет значительно меньше. Кстати, при старте «Протона» наблюдательная точка для туристов находится в 6 км от ракеты – намного дальше, чем при пуске «Союза». Ракета с такого расстояния покажется совсем крохотной.
Программы предлагаемых туров тоже отличаются. У нас была минимальная трехсуточная программа. Вечером во вторник мы приехали в город Байконур. В среду посетили городские экскурсии. Утром и днем в четверг – еще экскурсии, в том числе на космодром. В ночь с четверга на пятницу – кульминация тура, проводы космонавтов из гостиницы, рапорт госкомиссии и сам запуск. В пятницу в 12 часов – освобождение номеров, а потом вылет в Москву. Наша программа была насыщенная, вставить в нее что-то ещё не представлялось возможным.
В небольшом городе Байконур мы осмотрели всё примечательное. Космодром же мы смотрели в самом коротком варианте, были только на 1, 2 и 254 площадках. Основное, что мы не видели, но хотели бы увидеть – вывоз ракеты «Союз» (площадка 112). Он проводился в 7 часов утра в понедельник. Так что для присутствия на вывозе надо было брать по крайней мере пятисуточный тур.
Я изучил немногочисленные отчеты туристов с Байконура, и прочитал, какие объекты в принципе возможно посетить в рамках туров. Это: Музей космодрома (пл.2). Монтажно-испытательный корпус «Прогресс» (пл. 112). Установщик РН «Энергия» (пл. 112). УКСС «Энергия-Буран» (пл. 250). Стартовый комплекс РН «Протон» (пл. 200). Монтажно-испытательный корпус «Союз» (пл.254). Стартовые комплексы «Союз» (пл.1, пл.31).
Несколько лет назад экскурсии по космодрому проводил Владимир Полуэктов, начальник управления безопасности филиала ЦЭНКИ на космодроме. Сейчас он их не проводит, и как сказал сопровождавший нас представитель ЦЭНКИ, программа осмотра объектов теперь ужата. В любом случае, турфирма должна получить на осмотр каждой площадки специальное разрешение Роскосмоса. Если вы хотите увидеть на космодроме больше моего – выясняйте соответствующую информацию у турфирм, их выбор достаточен. На сайте Роскосмоса можно узнать, что туры на космодром Байконур организуют 15 российских туроператоров, 7 казахских и даже один узбекский.

Василий

ОСОБЕННОСТИ ТУРА. Плюс поездки на космодром Байконур очевиден. Несмотря на значительное снижение в обществе интереса к космонавтике, у многих туристов есть мнение, что Байконур – это круто! Реклама сообщает, что это единственное место в мире, где вы можете увидеть старт космического корабля с космонавтами, и с этим не поспоришь. Ведь «Шаттлы» в США после 2011 года уже не летают, а Китай на запуск своих ракет туристов не приглашает.
Однако минусы, или, если угодно, особенности, такой тур тоже имеет. Я знал их заранее. Полагаю, потенциальным туристам тоже желательно знать их до поездки, чтобы потом не разочаровываться. Конечно, главный минус – это высокая стоимость туров с вылетом из Москвы. Трое суток в Казахстане обойдутся вам примерно как десять суток в Европе. Некоторые туристы считают, что, свозив первую порцию желающих по высоким ценам, турфирмы затем их обязательно снизят. Замечу, такие разговоры я слышу уже десять лет! Ехать сейчас или ждать падения цен – ваш личный выбор. Кстати, если измерять цену в долларах, она уже упала, и притом ощутимо :)
Турист на космодром летит особенный. Он спокойно относится к отсутствию комфорта, для него главное – посетить то самое место, где начиналась «Космическая эра человечества». Вы летите туда на старом самолете Ту-154М, как будто вернувшись в 1980-е. Напомню, S7, «Россия», «Аэрофлот» и многие другие авиакомпании уже давно отказались от их эксплуатации. Знаю, не все туристы в восторге от полета на подобной технике.
Наше размещение предполагалось в гостинице «Центральная». Вот некоторые цитаты из прочитанных мной до поездки отзывов. Судя по ним, здесь нет вай-фая или «шведского стола», а есть только тесные номера. «Центральная - это такая гостиница, в которой, например, холодными осенними ночами может не быть отопления, потому что сезон ещё не начался, а все три обогревателя раздали гостям». «Прокуренные номера, бакинские кондиционеры. кривые пластиковые окна и двери на балкон». «Телевизоры идут очень плохо, и то всего 4-5 каналов. Кондиционеры работают не во всех номерах хорошо и еще и гремят как трактора». Выбор у вас есть, вы можете поселиться и в «пяти звездах», но только если готовы платить за номер поистине космические цены, 300 долларов в сутки.
Пуск ракеты может быть отложен. Например, старт «Союз МС-01» был намечен на 24 июня 2016. Но 6 июня было решено провести ряд дополнительных тестов, и старт перенесли на 7 июля. Старт «Союз МС-02» был намечен на 23 сентября 2016. Однако за 6 дней до запуска, 17 сентября, было принято решение о переносе даты запуска по техническим причинам, экипажи вернулись с космодрома в Москву. Понятно, такое может случиться в любой момент. Всегда есть вероятность, что, потратив деньги, вы рискуете не увидеть самого запуска, а ограничиться осмотром города и космодрома.
Главные события тура (проводы космонавтов, их рапорт, старт ракеты) могут быть назначены на ночное время, как это было в нашем случае. В ноябре ночью здесь темно (хороших фото с обычной техникой не получится), холодно и ветрено. Места на трибуне не нумерованы, хорошие занимают пораньше, стоять на открытом воздухе – то ещё удовольствие. Да и просто насыщенный событиями день с 7.30 утра до 4 часов ночи хорош для молодых и полных сил туристов, к которым мы с женой, увы, уже не относимся.
Вы можете сказать, что не следует ехать на старт в ноябре. Но туристы, которые смотрели запуск «Союза МС-01» летом в казахской пустыне, получили другие проблемы. 7 июля 2016 было «всего» +35, а вот 11 июля уже +40. Это для меня еще хуже.
И наконец, вы должны представлять, что разрекламированный запуск ракеты, за которым вы едете, очень скоротечен. Красивая фаза старта длится не более 30 секунд. К тому же у вас не будет возможности попросить повторить запуск, если вы что-то не успели рассмотреть :) . Фактически только из-за этих 30 секунд вы платите немалые деньги и едете не в очень комфортные условия.
Это всё была присказка. Далее - мои впечатления о самом туре и городе. 

Василий

#7
ГОСТИНИЦА. Микроавтобус с нашей группой миновал КПП, проехал по городу Байконур и остановился на главной площади города у гостиницы, носящей гордое название «Центральная». Она была построена в 1967 году и предназначалась для обслуживания офицерского состава. Заселившись в нее, один известный блогер пошутил: «У меня такое чувство, что я живу в номере, где останавливался Гагарин, и с тех пор его не ремонтировали». Конечно, это не так. На сайте гостиницы написано, что в 2008 году проведена ее реконструкция, которая «позволила поднять на новый уровень обслуживание гостей».
Но в целом это, конечно, типичная гостиница из нашего советского прошлого. Безусловно, в 1980-е она считалась передовой. Витражные стекла, красивая лестница, ковровые дорожки...
 

 

 

 

 

Василий

Входим в номер и осматриваемся. При первом рассмотрении ожидаемой по некоторым отзывам «разрухи» не видно. Номер действительно небольшой, но чистый. Две кровати, стол, холодильник, кондиционер. Нет шкафа для одежды, вместо него стойка-вешалка. За ужином мы узнали, что эта мелочь стала шоком для молодой девушки из нашей группы, но не для нас, достаточно поездивших по России. Старая радиоточка, телевизор с пятью российскими и двумя казахскими каналами, причем старого образца, не плоский. Но старое не значит негодное, качество картинки было хорошее. Ванная комната совсем крохотная, но также чистая и вполне комфортная.
 

 

Василий



 

Вид из окна номера
 

 

Василий

Часы у лифта показывают лондонское время. С московским здесь три часа разницы.

 



 
Гостиница – это не только интерьеры, но и персонал. Такое чувство, что и его взяли из нашего прошлого. Например, есть сувенирный киоск, но купить что-то в нем было проблематично. Даже в дни наплыва туристов он работал всего три часа в день, с 14.30 до 17.30. Вай-фай в гостинице, как я и ожидал, отсутствует. Правда, в прейскуранте услуг был указан платный доступ в интернет (наверное, в специальной комнате), стоимостью 150 рублей в час. Конечно, завтрак по талонам, причем на них была отпечатана моя фамилия! Хорошо хоть паспорт при входе в столовую не спрашивали. А еще - обязательная «сдача номера», при которой проводится скрупулёзный пересчет полотенец.
Утром на завтраке создалось впечатление, что персонал гостиницы впервые в жизни увидел туристов и не знал, что надо делать. Справедливости ради скажу, что на второй день работники столовой уже приноровились и двигались быстрее.
Но сразу видно, гостиница это необычная. Вот два корреспондента с трудом несут штативы и какую-то внушительную аппаратуру. Вот типичный француз в очках и с длинными волосами, чем-то похожий на Пьера Ришара, с интересом осматривается, куда он попал. Вот бородатый священник в куртке «Роскосмоса» - где еще такое увидишь!

 

 
А на уличных ступеньках при нас раскладывают ковровую дорожку. Завтра старт!
 

Василий

МУЗЕЙ. После завтрака нас повезли в Музей истории космодрома Байконур. Как выяснилось, отдельного здания он не имеет, а находится на третьем этаже Дворца культуры. Рядом с Дворцом культуры стоит памятник генералу Шубникову, начальнику строительства космодрома с 1955 по 1965 годы.
 


 

Василий



 
В 2010 году в тур на космодром ездила Людмила Левкина. Я читал на сайте ее рассказ, она восторгалась практически всем увиденным. Но в отношении городского музея даже в ее рассказе нет восторгов.
Музей создавался в советский период. Когда входишь в первый зал, висит герб СССР. Сразу понятно, что это не напоминание о том времени, а просто оформление музея, которое за эти годы никому не пришло в голову поменять. А жизнь-то поменялась, и такое для первых испытателей звучит просто дико: «Испытательный полигон Министерства обороны награжден вымпелом-хоругвью с изображением господа нашего Иисуса Христа».
 
 

 

Василий

Я понимаю, что ракеты в музей не поставишь, придется обойтись макетами. Но и других экспонатов в музее мало, в основном здесь стенды об истории, да и те устаревшие. Вот стенд «Испытаны на Байконуре». Приведены цифры, указано - на начало 2009 года. Прошло уже 7 лет. Сказал экскурсоводу, она в ответ «Мы что, эти цифры после каждого запуска должны переделывать?» Вот и не переделывают. Например, на стенде написано, что с Байконура стартовали 102 советских и российских космонавта. 102-й космонавт полетел в апреле 2008 года, а сейчас их уже 121.

 

Василий

Вот стенд «Космодромы мира», где Китай с его космодромами вообще не отражен. Здесь экскурсовод сказала: «Какую информацию нам дают, то мы и выставляем. По космонавтике Китая в этой витрине есть один макет, тема отражена».

 

Василий


Василий

Понятно, что об интерактивности во время создания музея никто и не слыхивал, и здесь её нет. Однако не хочу сказать, что в музее всё плохо. Безусловно, изменения с советского периода внесены. Появился зал о традициях и быте казахов, так как Байконур находится в Казахстане. Мне был наиболее интересен последний зал, посвященный полетам экипажей на МКС. Здесь в витрине есть даже Энциклопедия МПК.

 


 

 


 
Скажу и о хорошем. В музее был сувенирный киоск, в котором я купил магнит к предстоящему событию. Не просто со словом «Байконур» или ракетой, как повсюду, а с портретами членов стартующего экипажа.

Reader

#17
Спасибо, Василий. Ждём продолжения
P.S. Столько снега в городе 16 ноября - событие нетривиальное

LRV_75

Василий, ждем продолжения.

Все таки еще раз убеждаюсь - оптимальное время года поездки на Байконур это сентябрь/октябрь(желательно первая половина) и апрель/май
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Василий

Reader, LRV_75, благодарю за внимание к рассказу.
"Часть первая: город"   написана, осталось подобрать и загрузить фото.
Все фото даю без редактирования. Это информация, а не реклама.   :)