Обозначения полетов Space Shuttle

Автор AB57, 02.07.2006 16:19:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

AB57

Листаю толстенный капиальный труд David R. Jenkins "Space Shuttle: The History Of The National Space Transportation System. The First 100 Missions"

Крайне любопытнвя книга, много фотографий, бесчисленное количество таблиц, схем (включая различные варианты системы на ранних этапах ее разработки) и всякой разной информации.

Cразу обратил внимание на обозначения полетов до катастрофы Challenger'a. Как известно, до перехода на цифренно-буквенную систему обозначения полетов, использовался порядковый номер (многие прежние обозначения полетов, впоследствии переименованных для соответствия новой системе, тоже известны).

Однако, в таком виде таблицы полетов и всевозможных испытний и подготовок увидел впервые.

Общепринятное   = По книге
----------------------------------

41-B  =              STS-11    (военный полет STS-10 отменен ранее)
41-С  =              STS-13    
41-D  =              STS-16  (результат объединения STS-14(41-D) и
                                       STS- 16 (41-F) )
41-G  =              STS-17
51-A   =             STS-19
51-C  =               STS-20
51-D  =               STS-23  (STS-22 = 51-E)
51-B  =               STS-24
51-G  =               STS-25
51-F   =               STS-26
51-I   =               STS-27
51-J   =               STS-28  (я так понимаю, что  отмененный 51-K был
                                       STS-29)
61-A  =               STS-30
61-B  =               STS-31
61-C  =               STS-32
51-L   =                STS-33

При этом все последующие полеты с порядковыми номерами по STS-33 включительно, имеют дополнительную букву R в индексе:

STS-26   =          STS-26R
.......
STS-33   =          STS-33R

Интересно, что стал припоминать, что году в 90-м видел обоозначение полета STS-32 как STS-32R, но как-то тогда не обратил на это должного внимания.

Leroy

Обозначения типа STS-19 применялись во внутренних документах НАСА еще долго... забыл, до какого срока.  :oops:

Liss

ЦитироватьОбозначения типа STS-19 применялись во внутренних документах НАСА еще долго... забыл, до какого срока.  :oops:
Вплоть до "Челленджера". Номера, приведенные Дженкинсом -- это не какой-то конкретный график, а именно результирующая таблица состояшихся полетов с номерами, которые они имели на момент старта.
В ней, к примеру, нет STS-21: вероятно, под этим номером до ноября 1984 г. числился 51-B на январское окно 1985 г. Почему с отсрочкой на апрель ему поменяли номер на STS-24, в общем-то непонятно.
Единственно я сильно сомневаюсь в 41-D = STS-16. Когда в июле 1984 объединяли полетные задания 41-D (STS-14) и 41-F (STS-16), было сохранено официальное обозначение 41-D. Мне кажется, логично было сохранить и "тайное" обозначение STS-14.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

ЦитироватьЛистаю толстенный капиальный труд David R. Jenkins "Space Shuttle: The History Of The National Space Transportation System. The First 100 Missions"

Однако, в таком виде таблицы полетов и всевозможных испытний и подготовок увидел впервые.

Общепринятное   = По книге
----------------------------------

41-B  =              STS-11    (военный полет STS-10 отменен ранее)
51-L =               STS-33
Ха. А теперь представьте мое изумление, когда я много лет назад листал предпредыдущее издание Дженкинса ("The First 50 Missions") и обнаружил, что там погибший "Челленджер" обозначался только STS-33, и никак иначе!
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

Я всю жизнь считал что дело было так.
 До перехода на систему ГК-Б (год-космодром-буква) успели назначить 36 миссий STS то есть вплоть до STS-36. Потом перешли на ГК-Б. Когда после катастрофы Челенджера вернулись к системе STS-xx то начали с STS-26 так как это был 26-й полёт. А чтоб отличить "новые" обозначения STS от "старых" для новых добавили букву R. Так как начиная с STS-37 путать было уже не с чем то букву больше не добавляли.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Liss

ЦитироватьЯ всю жизнь считал что дело было так.
 До перехода на систему ГК-Б (год-космодром-буква) успели назначить 36 миссий STS то есть вплоть до STS-36.
Официально опубликованный в мае 1984 г. график включал полеты до 91-T включительно, в старых обозначениях -- до STS-101 и STS-12V. К этому моменту уже четыре полета (STS-10, 12, 15, 18) были отменены, так что всего состоялось и планировалось 109 полетов.
А номера у них "плавали", точно так же как "плавают" они и сейчас. Вероятно, тоже был определенный срок для "фиксации" номера под определенное полетное задание, но и примеров изменения вроде бы уже назначенных номеров немало. Тот же STS-21, например.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

Я имел в виду миссии полностью сформированые, куда уже были назначены экипажи.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

AB57

ЦитироватьВплоть до "Челленджера". Номера, приведенные Дженкинсом -- это не какой-то конкретный график, а именно результирующая таблица состояшихся полетов с номерами, которые они имели на момент старта.
В ней, к примеру, нет STS-21: вероятно, под этим номером до ноября 1984 г. числился 51-B на январское окно 1985 г. Почему с отсрочкой на апрель ему поменяли номер на STS-24, в общем-то непонятно.
Единственно я сильно сомневаюсь в 41-D = STS-16. Когда в июле 1984 объединяли полетные задания 41-D (STS-14) и 41-F (STS-16), было сохранено официальное обозначение 41-D. Мне кажется, логично было сохранить и "тайное" обозначение STS-14.

Странно другое -- ведь цифро-буквенную схему как раз и ввели для того, чтобы не было путаницы в документации полета из-за постоянного изменения графика. Назвал полет 51-В -- и уже не важно, когда он полетит (кстати, тот же 51-L полетел вне "своего" 1985 финансового года и в 61е его никто и не думал переименовывать.)

А здесь же складывается ощущение, что несмотря на на все это, НАСА продолжало упорно присваивать номера, отслеживать и менять их -- ведь был же номер 24 зарезервирован за каким-то еще полетом до очередного сдвига вправо.

Кстати, думаю, что STS-18 в этой таблице соответствовал 41-H.
Был еще 41-E (STS-15) (T.K.Mattingly + ко), который после "великого скоращения полетов" перевели на 51-C, который стал военным полетом (первоначально на 51-C планировался экипаж Энгла)

Более того, хорошо помню, что году в 84 или около того был назван так называемый standby crew -- Bobko, Grabe, Stewart, Hilmers. Вот так -- объявлен как standy без назначения в какой-либо конкретный полет (потом всех перевели в 51-J). Это было до полета Бобко на 51-D.  Очень может быть, что STS-21 мог быть их номером.

carlos

ЦитироватьКстати, думаю, что STS-18 в этой таблице соответствовал 41-H.
Если верить журналу "Спейсфлайт" №7-8/1983 и №9-10/1983, то получается, что STS-18 - это был Spacelab-3 (экипаж Овермайера).
Еще не все потеряно!

AB57

Цитировать
ЦитироватьКстати, думаю, что STS-18 в этой таблице соответствовал 41-H.
Если верить журналу "Спейсфлайт" №7-8/1983 и №9-10/1983, то получается, что STS-18 - это был Spacelab-3 (экипаж Овермайера).

STS-18 действительно был Spacelabом-3, только, как мне кажется, на более раннем этапе (как и Spacelab-2 был когда-то STS-24 или чем-то в этом роде (уже не помню)). Liss абсолютно правильно заметил выше, что приведенные данные соответствуют номеру миссии на момент ее совершения.

Вот именно это меня как раз и сильно удивляет. Выходит, что параллельно "переонумеровывали" полеты и в старой системе обозначений, хотя уже де-факто перешли на новую. Иначе как объяснить, что 51-L стал STS-33, а первоначально планируемые непосредственно после него полеты 61-A, 61-B и 61-C получили номера 30, 31 и 32 соответственно (при том, что 51-J = STS-28 и, как подозреваю, 51-K=STS-29)?

Liss

У меня файл в формате txt, посвященный графикам и экипажам шаттлов до 1986 г., имеет около 400 кбайт в длину. Наверное, при желании его можно было бы ужать страниц до 10 :-)

Самое смешное, что пиаровские обозначения "типа ГК-Б", заявленные как неизменный, не были неизменными.

Объявили их 21.09.1983, причем таким макаром:

STS-9
STS-11
STS-13
STS-12
41-E (Бобко)
41-F (Маттингли)
41-G (Хаук)

Ну логично продолжить ряд назад и записать 41-A = STS-9, 41-B = STS-11, 41-C = STS-13, 41-D = STS-12.

А всего через два месяца, 17.11.1983, когда STS-12 успешно грохнули, нумерацию сдвинули (41-D = STS-14 и так далее) и объявили новый экипаж на новый полет 41-G -- тот, что с ERBS и Катей Салливан. Кстати, и резервный экипаж Бобко в этот же день объявили.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Agasfer

Что-то я не совсем понял про "...резервный экипаж Бобко". Разве назначали дублирующие/резервные экипажи после STS-4???

Liss

ЦитироватьЧто-то я не совсем понял про "...резервный экипаж Бобко". Разве назначали дублирующие/резервные экипажи после STS-4???
Ровно один -- AB57 уже говорил о нем. Объявлен без указания номера полета 17.11.1983 в составе пяти человек (Бобко - Грейби - Маллейн - Стюарт - Хилмерс), 15.02.1985 переназначен на 51-J, но без Маллейна.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

ЦитироватьВот именно это меня как раз и сильно удивляет. Выходит, что параллельно "переонумеровывали" полеты и в старой системе обозначений, хотя уже де-факто перешли на новую. Иначе как объяснить, что 51-L стал STS-33, а первоначально планируемые непосредственно после него полеты 61-A, 61-B и 61-C получили номера 30, 31 и 32 соответственно (при том, что 51-J = STS-28 и, как подозреваю, 51-K=STS-29)?
Дело еще в том, что 51-L изрядно поползал по графику: он планировался и на июль 1985, и на ноябрь, и на январь 1986. И, судя по всему, таки перенумеровывался.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Leroy

Цитировать
ЦитироватьЧто-то я не совсем понял про "...резервный экипаж Бобко". Разве назначали дублирующие/резервные экипажи после STS-4???
Ровно один -- AB57 уже говорил о нем. Объявлен без указания номера полета 17.11.1983 в составе пяти человек (Бобко - Грейби - Маллейн - Стюарт - Хилмерс), 15.02.1985 переназначен на 51-J, но без Маллейна.
Странно. Не помню даже, чтобы Маллейн упоминал об этом в своей -- довольно подробной  -- книге.

AB57

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЧто-то я не совсем понял про "...резервный экипаж Бобко". Разве назначали дублирующие/резервные экипажи после STS-4???
Ровно один -- AB57 уже говорил о нем. Объявлен без указания номера полета 17.11.1983 в составе пяти человек (Бобко - Грейби - Маллейн - Стюарт - Хилмерс), 15.02.1985 переназначен на 51-J, но без Маллейна.
Странно. Не помню даже, чтобы Маллейн упоминал об этом в своей -- довольно подробной  -- книге.

Точно! Там еще был Маллейн, которого потом вместо 51-J назначили в 62-A.  Liss, спасибо за подтверждение! Вообще-то, действительно выглядело странно -- экипаж без конкретного полета. Не дублер, а ~standby~. И главное, что такого не было и до и после. И без конкретного полета они "болтались" почти полтора года!

Кстати, тот факт, что весь экипаж состоял из кадровых военных, мог означать, что их могли планировать на какой-то полет по программе минобороны. По-моему, это всего лишь второй полностью военный экипаж после команды Маттингли (исключая по понятной причине первые четыре испытательных полета и STS-8 до включения туда Торнтона). Но на тот момент во всех экипажах на "гражданский" полет обязательно присутсвовал хотя бы один гражданский астронавт.  

Так что есть еще много загадок в программе Space Shuttle :-)

Liss

По большому счету мне неясно формирование программы полетов на второе полугодие 1985 года, а по остальному вопросов не так уж много.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

AB57

Насчет "дублеров" в програме шаттл --  порылся в своих архивах и обнаружил, что к полету STS-41 (запуск Ulysses) назначались "last-minute stand-ins":

CDR: Loren Shriver
PLT: James Wetherbee
MS: David Hilmers

Связано было с критичностью даты запуска и невозможностью отложить его в случае проблем с членами основного экипажа.

Если не подводит память, то назначали их практически одновременно с первоначальными вариантами экипажей STS-46 и STS-50 (это когда Wetherbee и Casper были пилотами, а Allen и Bowersox - MS-ами.)