Водородные блоки С, Р и Ср

Автор Salo, 17.06.2008 16:58:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Хунвэйбин

ЦитироватьSаlyutman пишет:

Кислородно-водородный разгонный блок 12КРБ разработан и
изготовлен в Государственном космическом научно-производственном центре им.
М.В.Хруничева по соглашению с Индийской организацией космических исследований
(ИСРО) для новой индийской ракеты-носителя GSLV. 12КРБ является третьей ступенью
РН GSLV.

Это он?

"
В 1974 году, в связи с принятием решения о прекращении работ в НПО "Энергия" по ракете-носителю Н1 и лунному экспедиционному комплексу, работы по блоку Ср также были прекращены. Следует отметить, что ранее в решении о разработке блока Ср было предусмотрено продолжить работы по блоку Р, который стал рассматриваться как экспериментальный блок-лидер, на котором должны были пройти проверку новые технические решения, связанные с внедрением водорода в ракетно-космическую технику. Испытаниям стендового блока Р предшествовала экспериментальная отработка его систем, агрегатов и узлов на 42 установках. Большой объем экспериментальных работ был проведен на установке ЭУ-145 с полноразмерным водородным баком объемом 42 м3, на которой отрабатывалась заправка бака жидким водородом и внутрибаковые процессы (проведено 30 заправок), Во время испытаний постепенно увеличивался заправляемый запас водорода с 500 до 2500 кг.
Завод экспериментального машиностроения изготовил пять полноразмерных блоков Р, которые прошли комплексную экспериментальную отработку,
С 1974 по 1976 год на двух полноразмерных блоках Р были проведены работы по отработке систем заправки, наддува, захолаживания расходных магистралей и раскрутки турбонасосных агрегатов двигателя в составе блока.
Особое внимание было уделено обеспечению безопасности проведения испытаний. На блоке для огневых испытаний вокруг двигателя и бустерных турбонасосных агрегатов была установлена бронезащита, которая предохраняла баки от поражения осколками в случае аварии двигателя. Полость бака горючего отделялась от полости бака окислителя герметичной конической оболочкой. Из этих полостей предусматривался автономный слив компонентов, что исключало проливы компонентов на стендовые сооружения.
Комплексная отработка блока Р завершилась проведением огневых стендовых испытаний в НИИХИММАШ, Первое. огневое испытание блока Р было проведено 12 октября 1976 года. В период с 1976 года по 1977 год прошли еще два огневых испытания. Стендовые испытания блока Р были успешными и подтвердили работоспособность всех его систем.
Некоторые характеристики блока Р (время полета в условиях космического пространства до 7 суток, возможность многократного, до 7 раз, запуска маршевого двигателя в полете) не превзойдены на эксплуатирующихся кислородно-водородных ракетных блоках до настоящего времени....Так на блоке Р, впервые в практике создания ракетных блоков, использовалась несущая ферменная подвеска водородного бака — термомост, собранная из стеклопластиковых стержней, изготовленных методом непрерывной намотки, а для блока Ср впервые были разработаны узлы подвески криогенных баков в виде шарнирной фермы из титанового сплава.
Именно в это время российские специалисты-ракетчики научились работать с жидким водородом, разработали и проверили технологии работ с кислородно-водородными двигателями и ракетными блоками на всех этапах эксплуатации. Накопленный опыт позволил в дальнейшем в короткие сроки разработать кислородно-водородный двигатель РД0120 и блок Ц для ракеты-носителя "Энергия". Этот опыт был использован также при проведении работ в КБ "Салют" по кислородно-водородным разгонным блокам "


РКК "Энергия"
1946-1996   с.232-236

Полынь

ЦитироватьSаlyutman пишет:

ЦитироватьХунвэйбин   пишет:
Откуда у Вас взялся 12КРБ- не подскажете?
Кислородно-водородный разгонный блок 12КРБ разработан и изготовлен в Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В.Хруничева по соглашению с Индийской организацией космических исследований (ИСРО) для новой индийской ракеты-носителя GSLV. 12КРБ является третьей ступенью РН GSLV.     В качестве маршевого двигателя используется жидкостной двигатель на криогенных компонентах топлива (жидкий кислород и жидкий водород), разработанный Конструкторским бюро химического машиностроения им. А.М.Исаева. Топливные баки 12КРБ изготавливаются из высокопрочных алюминиевых сплавов. Для поддержания тепловых режимов криогенных компонентов топлива во время предстартовой подготовки и в процессе полета топливные баки и элементы конструкции 12КРБ покрыты снаружи комбинированной теплоизоляцией. 
Разгонный блок 12КРБ в составе ракеты GSLV обеспечивает выведение на геопереходную орбиту космических аппаратов массой до 2,5 тонн с индийского космодрома Шрихарикота-Шар.


В начале работ по 12КРБ ЦиХа даже на бумаге не было :D  и ЗиХ клепал только штатное железо.
Не всё очевидное-вероятно...

Sаlyutman

ЦитироватьХунвэйбин пишет:
Это он?
Нет, не он.
ЦитироватьПервые шаги по созданию 12КРБ были сделаны еще в 1989 году. Тогда состоялся контакт государственной организации «Главкосмос» Министерства общего машиностроения, которой и поныне руководит А.И.Дунаев, с Индийской организацией космических исследований ISRO. Тогда же «Главкосмос» обратился к КБ «Салют» с предложением «подумать» о создании такого блока для ISRO.

Во встрече с индийскими заказчиками, кроме представителей КБ «Салют» во главе с Д.А.Полухиным, приняли участие представители КБ Химического машиностроения во главе с главным конструктором Н. И. Леонтьевым. С тех пор сложилась кооперация двух предприятий – КБ «Салют» и КБ Химмаш им. А.М.Исаева. КБ Химмаш занялось разработкой и изготовлением кислородно-водородного двигателя КВД-1М для индийского разгонного блока на основе своей разработки 60-х годов – двигателя 11Д56.

К тому времени в Индии заканчивались работы по созданию ракеты-носителя PSLV для вывода спутника на полярную орбиту. На базе этой РН разрабатывалась ракета GSLV для выведения спутников на переходную к геостационарной орбиту. Для нее и понадобился криогенный разгонный блок.

Борьба за получение контракта на изготовление КРБ для GSLV была весьма острой. Конкурентами Советского Союза оказались американские и французские фирмы. Фактически был объявлен негласный конкурс на разработку и получение заказа на криогенный блок. В течение 1990 года советские специалисты продолжали переговоры с ISRO. В сентябре в КБ «Салют» был разработан комплекс технико-коммерческих предложений, который был передан индийской стороне. Предложения «Салюта» показались ISRO более привлекательными, чем американские и французские варианты. Конкурс выиграл СССР. 18 января 1991 года было заключено соглашение «Главкосмоса» с ISRO о создании криогенного блока для GSLV. Его подписали А.И.Дунаев («Главкосмос»), Д.А.Полухин (КБ «Салют»), Н.И.Леонтьев (КБ Химмаш) и В.П.Бармин (КБ Общего машиностроения). Предполагалось, что КБ ОМ создаст наземное оборудование для работы с блоком на космодроме Шрихарикота. Однако в дальнейшем это предприятие вышло из кооперации, и «наземкой» также занялись специалисты КБ «Салют» и КБ Химмаш.

Соглашение 1991 года предусматривало проектирование, разработку, изготовление и поставку Индии первых двух летных экземпляров КРБ. Начиная с третьего летного КРБ производство блоков должно было вестись уже на индийских предприятиях. При этом предусматривалась передача Индии полного комплекта конструкторской и технологической документации, а также оказание помощи путем обучения индийских специалистов по всем вопросам, необходимым для изготовления КРБ на заводах Индии. Соглашение получило одобрение Правительства СССР.

В то время КБ «Салют» вело работы по созданию отечественного криогенного разгонного блока «Шторм» для РН «Протон». На его основе и предполагалось создать КРБ для Индии или использовать для него многие агрегаты, элементы, испытательные стенды для сокращения времени создания и стоимости разработки. Однако после распада СССР работы по теме «Шторм» из-за недостаточного финансирования были свернуты, в связи с чем создание индийского КРБ пришлось вести без соответствующего задела.

http://88.210.62.157/content/numbers/188-189/24.shtml
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Sаlyutman

ЦитироватьПолынь пишет:
В начале работ по 12КРБ ЦиХа даже на бумаге не было и ЗиХ клепал только штатное железо.
А ЗиХ к нему никаким боком. Это детище КБ "Салют". Там же его и делали.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Штуцер

ЦитироватьSаlyutman пишет:
Во встрече с индийскими заказчиками, кроме представителей КБ «Салют» во главе с Д.А.Полухиным, приняли участие представители КБ Химического машиностроения во главе с главным конструктором Н. И. Леонтьевым. С тех пор сложилась кооперация двух предприятий – КБ «Салют» и КБ Химмаш им. А.М.Исаева.
Положим, указанная кооперация сложилась много ранее этого проекта.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьХунвэйбин пишет:
Откуда у Вас взялся 12КРБ- не подскажете?
ЦитироватьВ то время КБ «Салют» вело работы по созданию отечественного криогенного разгонного блока «Шторм» для РН «Протон». На его основе и предполагалось создать КРБ для Индии или использовать для него многие агрегаты, элементы, испытательные стенды для сокращения времени создания и стоимости разработки. Однако после распада СССР работы по теме «Шторм» из-за недостаточного финансирования были свернуты, в связи с чем создание индийского КРБ пришлось вести без соответствующего задела.
Емнип, КВРБ занимались где-то с 86 года.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Полынь

ЦитироватьSаlyutman пишет:

ЦитироватьПолынь   пишет:
В начале работ по 12КРБ ЦиХа даже на бумаге не было и ЗиХ клепал только штатное железо.
А ЗиХ к нему никаким боком. Это детище КБ "Салют". Там же его и делали.

Это вы у меня списали? ;)
Не всё очевидное-вероятно...

Sаlyutman

ЦитироватьШтуцер пишет:
Емнип, КВРБ занимались где-то с 86 года.
Но это совсем другая машина
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Sаlyutman

ЦитироватьПолынь пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
ЦитироватьПолынь пишет:
В начале работ по 12КРБ ЦиХа даже на бумаге не было и ЗиХ клепал только штатное железо.
А ЗиХ к нему никаким боком. Это детище КБ "Салют". Там же его и делали.

Это вы у меня списали?
Приходилось работать с 12КРБ. 
ЗиХ тогда совсем без денег сидел и хотел прихватизировать "Протон". Из-за этого с ним были напряженные отношения. 
А тут индусы обратились к нам со своим заказом, где ЗиХ даже не упоминался. А с заказом пошли реальные деньги. Киселёву тоже захотелось этих денег, а так как получить их никак не выходило, то он и организовал афёрку с ГКНПЦ, после которой у КБ забрали и самостоятельность, и деньги, и финансовые счета отобрали... 
А выполнялся заказ всё равно силами КБ и его Опытного производства.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Хунвэйбин

#29
ЦитироватьSаlyutman пишет:
Нет, не он


То есть, КБ Салют (не имея производства), в одиночку выполнил примерно такой объем работ?


"
технические решения, связанные с внедрением водорода в ракетно-космическую технику. Испытаниям стендового блока Р предшествовала экспериментальная отработка его систем, агрегатов и узлов на 42 установках. Большой объем экспериментальных работ был проведен на установке ЭУ-145 с полноразмерным водородным баком объемом 42 м3, на которой отрабатывалась заправка бака жидким водородом и внутрибаковые процессы (проведено 30 заправок), Во время испытаний постепенно увеличивался заправляемый запас водорода с 50."0 до 2500 кг.
Завод экспериментального машиностроения изготовил пять полноразмерных блоков Р, которые прошли комплексную экспериментальную отработку,
С 1974 по 1976 год на двух полноразмерных блоках Р были проведены работы по отработке систем заправки, наддува, захолаживания расходных магистралей и раскрутки турбонасосных агрегатов двигателя в составе блока


."

Team.1

ЦитироватьSаlyutman пишет:
 А тут индусы обратились к нам со своим заказом, где ЗиХ даже не упоминался. А с заказом пошли реальные деньги. Киселёву тоже захотелось этих денег, а так как получить их никак не выходило, то он и организовал афёрку с ГКНПЦ, после которой у КБ забрали и самостоятельность, и деньги, и финансовые счета отобрали...
Извиняюсь за оффтоп, но разве Салют и завод не были единым предприятием в советские времена? Территория то у них одна.

Штуцер

ЦитироватьХунвэйбин пишет:
То есть, КБ Салют (не имея производства), в одиночку выполнил примерно такой объем работ?
Насчет "не имея производства" - это Вы погорячились. :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#32
ЦитироватьTeam.1 пишет:

Извиняюсь за оффтоп, но разве Салют и завод не были единым предприятием в советские времена? Территория то у них одна.
Не были. Охраняемая территория одна, но бетонный заборчик был.  :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Дмитрий В.

ЦитироватьTeam.1 пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
 А тут индусы обратились к нам со своим заказом, где ЗиХ даже не упоминался. А с заказом пошли реальные деньги. Киселёву тоже захотелось этих денег, а так как получить их никак не выходило, то он и организовал афёрку с ГКНПЦ, после которой у КБ забрали и самостоятельность, и деньги, и финансовые счета отобрали...
Извиняюсь за оффтоп, но разве Салют и завод не были единым предприятием в советские времена? Территория то у них одна.
У ВМЗ и КБХА тоже одна промплощадка, а юрлица - разные.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Sаlyutman

ЦитироватьХунвэйбин пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
Нет, не он


То есть, КБ Салют (не имея производства), в одиночку выполнил примерно такой объем работ?


"
технические решения, связанные с внедрением водорода в ракетно-космическую технику. Испытаниям стендового блока Р предшествовала экспериментальная отработка его систем, агрегатов и узлов на 42 установках. Большой объем экспериментальных работ был проведен на установке ЭУ-145 с полноразмерным водородным баком объемом 42 м3, на которой отрабатывалась заправка бака жидким водородом и внутрибаковые процессы (проведено 30 заправок), Во время испытаний постепенно увеличивался заправляемый запас водорода с 50."0 до 2500 кг.
Завод экспериментального машиностроения изготовил пять полноразмерных блоков Р, которые прошли комплексную экспериментальную отработку,
С 1974 по 1976 год на двух полноразмерных блоках Р были проведены работы по отработке систем заправки, наддува, захолаживания расходных магистралей и раскрутки турбонасосных агрегатов двигателя в составе блока


 . "
Во первых у КБ "Салют" имелось собственное производство, а во-вторых, и это я уже писал, Вы говорите о совсем другой машине, к 12КРБ не имеющей никакого отношения. Не занимался КБ "Салют" блоком Р в 70-е годы. У него своя работа была.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Sаlyutman

ЦитироватьTeam.1 пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
 А тут индусы обратились к нам со своим заказом, где ЗиХ даже не упоминался. А с заказом пошли реальные деньги. Киселёву тоже захотелось этих денег, а так как получить их никак не выходило, то он и организовал афёрку с ГКНПЦ, после которой у КБ забрали и самостоятельность, и деньги, и финансовые счета отобрали...
Извиняюсь за оффтоп, но разве Салют и завод не были единым предприятием в советские времена? Территория то у них одна.
Нет, это были разные предприятия во всех смыслах. Территория тоже была разная. В 51-м году было образовано КБ Мясищева, которому поручили делать реактивный стратегический бомбардировщик, ставший в последствии М-4 и 3М. Для его размещения авиазаводу №23 пришлось немного потесниться, отдав часть своей территории около Москва-реки (с западной стороны). Так как бомбардировщики предполагалось делать на этом заводе, то и КБ получило тот же номер, став ОКБ-23. Потом названия и завода, и КБ поменялось, менялась их подчинённость и тематика. Но они всегда существовали бок о бок, разделённые только забором да и то не везде сплошным. И практически всегда завод выпускал серийные изделия, разработанные в нашем КБ.
У них и начальство всегда было разным, и реквизиты, и финансовые счета, даже военная приёмка разная. А если посмотреть на награды ГКНПЦ, то и там каждое предприятие награждалось по отдельности.
Сейчас ситуация практически та же самая. Проходные и руководство разные, реквизиты разные, финансовый счёт у КБ правда отобрали. Забор между ними стоит как и прежде, правда проходов и проездов стало поболее и на них нет ни каких КПП. Проход с предприятия на предприятие совершенно свободный. Новички и приезжие даже не замечают, когда оказываются на другом предприятии. Более того, многие из наших конструкторов ходят через заводские проходные. Существует и такая договорённость.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Штуцер

ЦитироватьSаlyutman пишет:
В 51-м году было образовано КБ Мясищева, которому поручили делать реактивный стратегический бомбардировщик, ставший в последствии М-4 и 3М. Для его размещения авиазаводу №23 пришлось немного потесниться, отдав часть своей территории около Москва-реки (с западной стороны).
Старожилы говорили, что вдоль Москвы реки в сторону Филпарка, проверяли пушки бомбардировщиков.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Sаlyutman

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
В 51-м году было образовано КБ Мясищева, которому поручили делать реактивный стратегический бомбардировщик, ставший в последствии М-4 и 3М. Для его размещения авиазаводу №23 пришлось немного потесниться, отдав часть своей территории около Москва-реки (с западной стороны).
Старожилы говорили, что вдоль Москвы реки в сторону Филпарка, проверяли пушки бомбардировщиков.
Если Вы помните, 106 корпус (цеха Опытного производства, том же Здравпункт), стоит как-бы в котловине, а корпус с "аквариумом" возвышается над ним, вот в это возвышение за 106-м корпусом, как говорят,  и стреляли.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Штуцер

ЦитироватьSаlyutman пишет:
вот в это возвышение за 106-м корпусом, как говорят,и стреляли.
Точно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Хунвэйбин

#39
Цитировать
[url=http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/user/16535/]Sаlyutman[/url]
пишет:




. " Во первых у КБ "Салют" имелось собственное
производство, а во-вторых, и это я уже писал, Вы говорите о совсем другой
машине, к 12КРБ не имеющей никакого отношения. Не занимался КБ "Салют" блоком Р
в 70-е годы. У него своя работа была.
Вы это Вы, но хотелось бы услышать мнение непосредственно рисовавших осевые линии.