Поиск советских спускаемых аппаратов на Марсе

Автор Vi1<toR, 20.11.2011 20:51:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий Виницкий

Полгода полета являлись критическим сроком для отечественных АМС в то время. Легко проследить, что проблемы начинались после сроков перелета до Венеры.
+35797748398

Diy

В целом причины проблем марсианской программы АМС СССР в период начала 70-х кроются в лидерской психологии Советов. Чрезмерная спешка в попытке опередить США на Марсе вела к недоотработке АМС со всеми вытекающими. С Венерой и Луной таких проблем, понятно, не было.

И раз уж здесь коснулись теории недостаточного ресурса деталей и узлов АМС СССР для полетов к Марсу. На самом деле причастные люди хорошо знают, что при необходимости ресурс компонент АМС легко наращивался до достаточного для целей экспедиции. Пример тому - проект Вега, где были проведены работы по увеличению ресурса АМС (с года до полутора) для того, чтобы помимо Венеры исследовать и комету Галлея. Т.е. с вопросами ресурса АМС в СССР проблем не было.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Vasily

#262
Дак они ж не совсем выходили из строя, продолжали себе работать на орбитах - отказы имели место, но в отдельных узлах и по разным причинам (у одной тормоз не сработал, у другой сбой из-за ошибки в расчётах и тд)... Скорее долгоживущие комплексные АМС (ОС+СА) ещё не были обкатаны на Марсе к 1971-му, в 1974 была предпринята 2-я попытка (в другой конфигурации)... и всё. НАСА в том же 1971-м ограничилось одним орбитальным Маринером-9 (имея опыт с предыдущими Маринерами-пролётниками... надёжно и без "излишеств"). А после 1976 (из-за успеха Викингов) интерес к Марсу поугас, вот и стали "дожимать" программу по Венере до победной посадки Венер-13,14...

Diy

Раз уж так, не могу не добавить, что официальные причины неприятностей с Марсом-1...3 не имели ничего общего с узлами АМС, в т.ч. ЭРИ.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Diy

ЦитироватьVasily пишет:
Скорее долгоживущие комплексные АМС (ОС+СА) ещё не были обкатаны на Марсе к 1971-му
Тут не могу не заметить, что проблема М-71 была еще и в высоком коэффициенте новизны новой конструкции АМС, т.е. по сути они делались с нуля, а это кардинально повышало риски экспедиций.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

Дмитрий Виницкий

Вега проводилась через 10 лет, с набитыми шишками и иностранным участием. Все АМС делались с нуля. И Викинги тоже. И Пионеры. И Вояджеры.
+35797748398

Vi1

спешка ни к чему хорошему не приводит, в этом мы убедились

Старый

ЦитироватьDiy пишет:
В целом причины проблем марсианской программы АМС СССР в период начала 70-х кроются в лидерской психологии Советов. Чрезмерная спешка в попытке опередить США на Марсе вела к недоотработке АМС со всеми вытекающими. С Венерой и Луной таких проблем, понятно, не было.
Причина проблем - техническая отсталость. Уровень советской техники не позволял даже при 5-тонной чухе например поставить на спускаемый аппарат допплеровский радар и двигатели мягкой посадки, как на Викинге. В итоге точно погасить скорость оказывалось невозможно и посадочные аппараты разбивались. На Венере за счёт плотной атмосферы этой проблемы не возникало. 

ЦитироватьИ раз уж здесь коснулись теории недостаточного ресурса деталей и узлов АМС СССР для полетов к Марсу. На самом деле причастные люди хорошо знают, что при необходимости ресурс компонент АМС легко наращивался до достаточного для целей экспедиции. Пример тому - проект Вега, где были проведены работы по увеличению ресурса АМС (с года до полутора) для того, чтобы помимо Венеры исследовать и комету Галлея. Т.е. с вопросами ресурса АМС в СССР проблем не было.
Проблемы были и очень тяжёлые. Что мы можем наглядно посмотреть например по сроку работы околоземных спутников. 
Лишь по прошествии многих лет и запусков, ресурсы аппаратов удавалось довести до приличных величин, и околоземных спутников и АМС. Но при смене поколения проблемы возникали вновь. 
 Так что насчёт "легко" не смешите и не расстраивайте "причастных людей". 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий Виницкий

На Веге-2, кстати, был критический отказ СУ наведения платформы, несмотря на бурное иностранное участие в железе и софте.
+35797748398

Yurdel

Zelenyikot на своей странице в LJ начал поиск спускаемого аппарата АМС Марс-6. 
http://zelenyikot.livejournal.com/31885.html
"...Я собираюсь насладиться поездкой по Марсу и буду вспоминать всех, кто мечтал о нем..." (c) А.Кларк

Pavel

ЦитироватьДмитрий Виницкий пишет:
На Веге-2, кстати, был критический отказ СУ наведения платформы, несмотря на бурное иностранное участие в железе и софте.
Это про то, что бортовой комп ненадолго завис при пролете?  Имхо это как раз не имеет отношения к какой либо надежности.Не знаю ни одной АМС с компом на которой он бы не зависал. ;)

Pavel

ЦитироватьДмитрий Виницкий пишет:
Вега проводилась через 10 лет, с набитыми шишками и иностранным участием. Все АМС делались с нуля. И Викинги тоже. И Пионеры. И Вояджеры.
В общем виде не верно. Особенно это не верно по отношению к Викингам, Пионерам и, скажем, Магеллану

Zelenyikot

ЦитироватьYurdel пишет:
Zelenyikot на своей странице в LJ начал поиск спускаемого аппарата АМС Марс-6.
 http://zelenyikot.livejournal.com/31885.html
Эх, хотел вынести в отдельную тему, а вы уже здесь опередили :)

Вопрос к модераторам: может на поиски Марса-6 выделить отдельное обсуждение?

Pavel

#273
ЦитироватьСтарый пишет:
Причина проблем - техническая отсталость. Уровень советской техники не позволял даже при 5-тонной чухе например поставить на спускаемый аппарат допплеровский радар и двигатели мягкой посадки, как на Викинге. В итоге точно погасить скорость оказывалось невозможно и посадочные аппараты разбивались. На Венере за счёт плотной атмосферы этой проблемы не возникало.

Ерунда. Приятно конечно сравнивать, только по тому критерию, что как М-73 так и Викинг планировали сесть на Марс. Но в реальности Викинг настолько уникальная станция, что полного аналога Викингов не существует. Ни для какой либо планеты.  Разве что с очень большими натяжками можно вспомнить про Аполлон.

Того подхода к выбору схемы посадки при проектировании и реализации, что был у Викинга, больше не было и, подозреваю, не будет. Слишком он затратный? по критерию цена/качество  обеспечивает высокое качество, но при астрономическом задирании цены.

Вот аналог М-71 тот же Марс Экспресс с Биглем. Доплеровский радар там не помню.
Аналогом М-73 -  MERы - аналогично. Хотя его определенная замена была.

Просто при этой схеме посадки, он не так и нужен. Атмосфера гарантированно гасит боковые скорости до определённого уровня, остаток гасят аэробаги.

Кстати, если бы Викинг садился в те районы что были нацелены М-71/73 он бы тоже гарантированно разбился.

Pavel

#274
ЦитироватьDiy пишет:
И раз уж здесь коснулись теории недостаточного ресурса деталей и узлов АМС СССР для полетов к Марсу. На самом деле причастные люди хорошо знают, что при необходимости ресурс компонент АМС легко наращивался до достаточного для целей экспедиции. Пример тому - проект Вега, где были проведены работы по увеличению ресурса АМС (с года до полутора) для того, чтобы помимо Венеры исследовать и комету Галлея. Т.е. с вопросами ресурса АМС в СССР проблем не было.
Правда, к тому времени, та же Венера-10  проработала около двух лет  ;)

Pavel

Если смотреть всю программу в целом, то у меня только одна претензия к тем, кто утверждал программы изучения других планет.  Это миссия М-69. Настолько несчастная миссия, что в юбилейной книжке Лавки про нее тихо забыли.
Уже тогда всем было понятно, что разработать в такие сроки аппарат невозможно. Нужно было не умничать, а снарядить обычные пролетные миссии на платформе 3МВ. По постановке задачи аналогичные тем же Маринерам-6/7, а по научному выходу даже чем-то более лучшие. Заодно бы разобрались с контрастностью Марса.

Дмитрий Инфан

#276
ЦитироватьДмитрий Виницкий пишет:
Полгода полета являлись критическим сроком для отечественных АМС в то время. Легко проследить, что проблемы начинались после сроков перелета до Венеры.
Гипотетически - если довести массу первых советских АМС до 4-5 тонн, против 800-900 кг, за счёт чего обеспечить большее резервирование систем - смогли бы они долететь до Марса, сохранив работоспособность?

Pavel

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Гипотетически - если довести массу первых советских АМС до 4-5 тонн, против 800-900 кг, за счёт чего обеспечить большее резервирование систем - смогли бы они долететь до Марса, сохранив работоспособность?
То что первые станцию в массе своей не долетели до Марса  больше связанно с проблемами с блоком Л. Потом довести массу до 4-5 тонн в начале 60х не было никакой возможности. Ну и наконец, тогда все только учились летать. Тот же Пионер-5 не очень много пролетел. А Маринер-2 долетел только благодаря чуду. Причем не одному. Том с десяток чудес потребовалось, не зависящих никак от управленцев.

Дмитрий Инфан

#278
ЦитироватьPavel пишет:
довести массу до 4-5 тонн в начале 60х не было никакой возможности.
Естественно, под такие АМС требовался бы соответствующий носитель с ПН 20 тонн (я рассуждаю в порядке исторической альтернативы).

Diy

ЦитироватьPavel пишет:
ЦитироватьDiy пишет:
И раз уж здесь коснулись теории недостаточного ресурса деталей и узлов АМС СССР для полетов к Марсу. На самом деле причастные люди хорошо знают, что при необходимости ресурс компонент АМС легко наращивался до достаточного для целей экспедиции. Пример тому - проект Вега, где были проведены работы по увеличению ресурса АМС (с года до полутора) для того, чтобы помимо Венеры исследовать и комету Галлея. Т.е. с вопросами ресурса АМС в СССР проблем не было.
Правда, к тому времени, та же Венера-10 проработала около двух лет
Ну ресурс - понятие вероятностное.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»