Аист + 2 СКРЛ-756 – Союз-2-1В/Волга – 28.12.2013 - Плесецк

Автор Salo, 17.04.2012 14:34:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Liss

Тогда уж надо целиком давать весь пресс-релиз :-)
Вот только не понимаю, зачем менять номера "Аистов" и путать людей. Ну случилось так, что второй улетел раньше первого, и что?


Цитировать
 
Самарские «Аисты» на орбите
Пресс-релиз
г. Самара                                            2 февраля 2014 года

Группировка из двух малых космических аппаратов «Аист» разработки и производства центра «ЦСКБ-Прогресс» и студентов СГАУ успешно работает в космосе.

Первым на орбиту был отправлен летный образец МКА «Аист». Он был установлен на борту научно-исследовательского спутника «Бион-М» №1 и запущен с космодрома Байконур 19 апреля 2013 года. 21 апреля произошло отделение МКА «Аист» от КА «Бион-М» №1, и малый космический аппарат начал работать по своей программе.

Тогда специалисты центра «ЦСКБ-Прогресс» впервые применили и отработали схему попутного запуска и отделения малого космического аппарата от основной нагрузки с последующим автономным полетом. И впервые запустили студенческий спутник.

Малый космический аппарат «Аист» №1 уже более 10 месяцев работает на заданной орбите. Её параметры: высота 575 км, наклонение 64,9 градуса. Телеметрическая информация с «Аиста» регулярно поступает на командный пункт Центра приема и обработки информации «ЦСКБ-Прогресс». Специалисты ЦПОИ «Самара», получающие телеметрию со спутника, отмечают, что в космосе «Аист» чувствует себя хорошо: температурные показатели в норме, напряжение бортовой сети и ток солнечных панелей - в допустимых пределах. Тепловой режим аппарата поддерживает система терморегулирования. Теплообмен сформирован таким образом, что аппарат не переохлаждается, внутри него поддерживается постоянная комфортная температура в 40 градусов. Электробаланс спутника обеспечивают солнечные батареи, заряжающие аккумулятор энергией, от которой питается вся аппаратура на борту. МКА «Аист» №1 без ограничений работает во всех заданных режимах и решает возложенные на него задачи.

По состоянию на 02 февраля 2014 года с МКА «Аист» №1 проведено 1756 сеансов связи, осуществлено 61 включение научной аппаратуры и 283 включения навигационной аппаратуры. Объём принятой телеметрической информации о состоянии блоков и устройств МКА составляет 460,852 Мбайт, объем информации от научной аппаратуры - 20,092 Мбайт.

Опытный образец МКА «Аист»
был выведен на орбиту новой легкой ракетой-носителем «Союз-2-1в» с блоком выведения «Волга» 28 декабря 2013 года с космодрома Плесецк. МКА «Аист» №2 идентичен первому «Аисту», однако они находятся на разных орбитах. Если «Аист» №1 летает в средних широтах, то второй «Аист» - на высокой заполярной орбите, высота которой составляет 625 км, а наклонение 82,4 градуса.

МКА «Аист» №2, как и первый «Аист», сразу адаптировался к условиям космического пространства, и без всяких замечаний начал работать на орбите в режиме летно-конструкторских испытаний. Сегодня специалисты центра «ЦСКБ-Прогресс» последовательно проверяют основную и научную аппаратуру спутника, убеждаются в её работоспособности и после этого вводят в эксплуатацию.

Так, по состоянию на 02 февраля 2014 года проведен 171 сеанс связи с МКА «Аист» №2. Навигационная аппаратура включалась 28 раз, научная – 7 раза. Объём принятой телеметрической информации о состоянии блоков и устройств МКА составляет 42,875 Мбайт, информации от научной аппаратуры спутника - 2,565 Мбайт. Включение научной аппаратуры проходит с поэтапным наращиванием времени работы.

Проект создания
малых космических аппаратов «Аист» был инициирован группой студентов Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева в 2006 году. Проектные работы проводили студенты, аспиранты и преподаватели СГАУ, однако необходим был практический опыт создания спутников, и разработчики обратились за помощью к специалистам ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс». Так над созданием малого космического аппарата «Аист» стали работать вместе студенты СГАУ и молодые специалисты «ЦСКБ-Прогресс».

Малый космический аппарат «Аист» позволяет решать целый ряд образовательных, научно-технических и экспериментальных задач. Прежде всего, это подготовка высококвалифицированных и заинтересованных специалистов для ракетно-космической отрасли, которые ещё в качестве студентов получают уникальный опыт разработки, изготовления и эксплуатации настоящего космического аппарата.

Сам спутник изготавливался непосредственно в ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс», и при его создании специалисты отработали многие не применявшиеся ранее на предприятии технологии. Во-первых, ракетно-космический центр получил опыт создания аппарата весом всего 39 кг, а не 6 тонн, как в среднем весят «большие» аппараты производства «ЦСКБ-Прогресс». Специалисты успешно решили одну из главных поставленных задач - разработали маломассогабаритную платформу, которая имеет связь, навигацию, терморегулирование – словом, все основные системы «большого» спутника. Такая платформа удобна тем, что она, с одной стороны, достаточно легкая и относительно недорогая, а с другой, обладает более широкими возможностями, чем платформы типа «CubeSat». В зависимости от поставленных научных задач на такую готовую унифицированную платформу можно поместить 6-8 кг различной полезной нагрузки и получить аппарат уже с другими исследовательскими возможностями.

Небольшие размеры спутника (длины граней 47х56х48 см) определили и другие его характеристики. Так, специалисты вынуждены были переделать часть кабелей, поскольку они проектировались с учетом запаса петель и просто не поместились бы в аппарат. Была разработана специальная технология сборки аппарата, чтобы буквально послойно укладывать кабели. Для предприятия это был первый опыт такого плотного монтажа.

Кроме того, «Аист» - первый негерметичный космический аппарат производства центра «ЦСКБ-Прогресс». Также в первый раз использована система электропитания, в которой солнечные батареи закреплены непосредственно на силовой конструкции космического аппарата. На сотовых панелях, которые являются основным конструктивным элементом, с одной стороны находятся фотоэлектрические преобразователи из арсенида-галлия (производства ОАО «Сатурн», г. Краснодар), а с другой - приборный состав и часть кабельной сети.

Интересное решение представляет собой командно-управляющая навигационная система (КУНС) аппарата разработки ООО «НИЛАКТ ДОСААФ» (г. Калуга). Она выполняет сразу 12 функций и обеспечивает спутнику связь с Землей, навигацию, работу систем электропитания и терморегулирования, организацию и распределение команд, а также передачу телеметрии.
При создании МКА «Аист» был выполнен полный объем экспериментальной отработки: прочностные, вибрационные, тепловакуумные, электрорадиотехнические испытания, а также конструкторско-доводочные испытания системы отделения аппарата и испытания наземного комплекса управления. Автономно были испытаны: КУНС, солнечные батареи, научная аппаратура, система отделения.

Для отработки системы отделения МКА «Аист» от КА «Бион-М» студенты СГАУ создали специальную систему замера перегрузок во время отстрела и падения аппарата. Аппарат отстреливался с падающей платформы, и таким образом имитировалась невесомость. По результатам этих испытаний была проведена серьезная доработка системы отделения, которая будет учтена и при создании следующих малых космических аппаратов.
Научную аппаратуру для аппарата «Аист» разработали и изготовили студенты, аспиранты и преподаватели СГАУ. В рамках проекта проводятся научные эксперименты: измерение магнитного поля Земли и отработка системы измерения и компенсации микроускорений аппарата (научная аппаратура МАГКОМ); исследование поведения высокоскоростных механических частиц естественного и искусственного происхождения (аппаратура МЕТЕОР) и ряд других.

В дальнейшем предстоит выяснить, как будет работать система компенсации микро ускорений в условиях длительного (до трех лет) полета аппарата с учетом изменчивости магнитного поля Земли.

Формально спутники «Аист» находятся в неориентированном полете, однако в рамках отработки аппаратуры МАГКОМ специалисты института космического приборостроения СГАУ разрабатывают программу, которая позволит с помощью датчиков Солнца использовать МАГКОМ в качестве системы магнитной ориентации аппаратов.

Научная аппаратура МЕТЕОР создана для измерений и анализа потока высокоскоростных микрочастиц естественного и искусственного происхождения, с которыми сталкивается «Аист». Возможность работы сразу двух спутников «Аист» на разных орбитах позволяет ученым получать информацию о состоянии космического пространства в зоне полета многих космических аппаратов. Группировка из МКА «Аист» также измеряет параметры магнитного поля Земли сразу на двух орбитах, причем орбита «Аиста» №2 представляет больший интерес, поскольку проходит почти через Северный Полюс. Ученые рассчитывают уловить с помощью магнитометров студенческих МКА всплески солнечной активности и получить результаты, представляющие практический интерес.

Закладку на борт спутника программы работы научной аппаратуры и управление малым космическим аппаратом осуществляют специалисты ЦПОИ «Самара». Ученые и студенты СГАУ ставят задачу, когда именно и на какое время нужно включить ту или иную научную аппаратуру, а специалисты «ЦСКБ-Прогресс» управляют спутником и решают эту задачу на практике, собирая научные данные для СГАУ.

Управление спутниками «Аист» основывается на знании параметров их движения и положения в пространстве. Малые космические аппараты «Аист» обладают навигационным оборудованием систем ГЛОНАСС и GPS, которое связывается с навигационными спутниками и формирует параметры собственного движения. Эти измерения аппарат сохраняет на борту, а когда находится в зоне радиовидимости пункта управления ЦПОИ «Самара», передает их на Землю, и специалисты, обработав данные, получают информацию о положении спутника на орбите. Зная навигационные характеристики спутника и установив ему единую шкалу московского декретного времени, специалисты центра управления формируют временную диаграмму полета и программу работы аппарата, а во время сеанса связи закладывают её на борт. После выполнения программы работы научной аппаратуры, во время следующего сеанса связи, снимается телеметрия, которая передается в СГАУ для дальнейшей обработки и анализа. Такая программа работы может быть рассчитана на один или несколько витков.

Таким образом, происходит постоянное взаимодействие предприятия и университета, а в распоряжении студентов и преподавателей СГАУ имеется настоящая летающая в космосе опытно-учебная лаборатория. Важно, что заинтересованные студенты могут не только решать теоретические научные задачи, но и приходить в ЦПОИ «Самара» и, находясь непосредственно рядом с операторами, обучаться управлению спутником. Такие курсы обучения для студентов были проведены в рамках проекта «Аист».

Особую важность научно-образовательной миссии малых аппаратов «Аист» отмечает руководство Самарского государственного аэрокосмического университета и центра «ЦСКБ-Прогресс». Большое значение «Аистов» именно в том, что в их создании участвовало много молодежи. И если сначала это были студенческие курсовые проекты и дипломные работы, то потом вчерашние студенты пришли работать в «ЦСКБ-Прогресс» и стали молодыми проектантами, конструкторами и испытателями. Более того, молодые люди участвовали в подготовке МКА к запускам на космодромах Байконур и Плесецк и получили уникальный практический опыт. «Благодаря участию в проекте «Аист» ребята закрепились на предприятии, стали хорошими и перспективными специалистами», - считает заместитель генерального конструктора по науке центра «ЦСКБ-Прогресс» С.И.Ткаченко. По темам проекта «Аист» было защищено 4 кандидатских диссертации, 18 дипломных проектов, подготовлено свыше 50 публикаций.

Совместная работа СГАУ и ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» над созданием студенческих спутников «Аист» вывела на новый уровень сотрудничество университета и предприятия, стала примером эффективного партнёрства науки и производства и снова продемонстрировала научно-производственный и инновационный потенциал авиационно-космического кластера Самарской области.
 
 
 
 
 

Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

#1421

 Двигатели работали как часы

28.01.2014 06:31:48                             Экономика
Начаты лётные испытания новой отечественной ракеты с двигателями КБХА
28 декабря с космодрома Плесецк в Архангельской области был осуществлён первый пуск новой российской космической ракеты «Союз-2.1в», созданной на самарском предприятии «ЦСКБПрогресс». Лётное испытание оказалось полностью успешным.
Александр Кажикин
пресс-служба ОАО КБХА
Две ступени ракеты отработали по программе, разгонный блок «Волга» завершил вывод полезной нагрузки из нескольких космических аппаратов на заданную орбиту. Тем приятней это событие, что поднимали в космос новую ракету воронежские двигатели разработки Конструкторского бюро химавтоматики. Причем для одного из них это тоже был дебют. В составе первой ступени ракеты свой первый полет успешно совершил новый двигатель 14Д24 разработки КБХА и производства Воронежского механического завода.
 
 Вместе с легендарным ракетным двигателем НК-33 (наследником еще советской лунной программы) он обеспечил отрыв ракеты от земли и ее полет на начальном участке траектории, после чего включилась вторая ступень, в составе которой так же надежно отработал другой двигатель разработки и производства КБХА 14Д23. Его создали тоже сравнительно недавно: впервые он совершил полет в 2006 году в составе ракеты «Союз-2.1б».
 
 Летное испытание новой ракеты – всегда волнительное мероприятие. Отработка по отдельности ее составных частей на земле, какой бы кропотливой она ни была, не дает стопроцентной уверенности, что в полете все пойдет как надо. Вот и на этот раз пуск ракеты «Союз2.1в», изначально запланированный на 23 декабря, неоднократно переносился по техническим причинам и заставил изрядно поволноваться участников, в числе которых была группа специалистов КБХА во главе с генеральным директором – генеральным конструктором Владимиром Рачуком.
 
 Заместитель генерального конструктора, главный конструктор двигателей 14Д23 и 14Д24 Виктор Горохов поделился своими впечатлениями:
 
 - Подготовку к пуску на космодроме мы обеспечивали целой командой, в состав которой, кроме руководителя предприятия, входили я, Сергей Кунавин, Вячеслав Романов, Сергей Зинченко, Юрий Прудыус. Это объяснимо: ракета состоит из двух ступеней, и на каждой стоят наши двигатели. Волнения было немало: при подготовке к старту возникала то одна проблема, то другая. Представляете себе напряжение, когда до старта буквально десять минут и... отмена пуска, срочный поиск причин проблемы, решений по ее устранению. К чести воронежцев стоит отметить, что ни в один из проблемных дней наши двигатели не задержали старт ни на час.
 
 Конечно, у всех присутствующих был большой настрой пустить ракету в первый полет до Нового года. Так что работали допоздна и даже ночью. Из-за переносов времени старта с ракеты несколько раз сливали заправленные компоненты топлива. В результате для очередной заправки пришлось подвозить дополнительные запасы жидкого кислорода, который был доставлен опять же из нашего города. В итоге 28 декабря состоялся успешный пуск, а у нас появился повод для шутки: воронежские двигатели на воронежском кислороде работают как часы.
 
 Наше главное внимание при подготовке было сосредоточено на двигателе 14Д24. Все-таки первый полет, да еще и в связке с двигателем другой фирмы – ОАО «Кузнецов». 14Д24 мы разработали в сжатые сроки – два с половиной года. Такой темп работ характерен, наверное, только для далеких 60-х годов, когда летали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова. Важно отметить, что наземная отработка двигателя прошла всего на трех изготовленных экземплярах, в то время как обычная практика – это десятки двигателей, «прожигаемых» на земле. При этом мы подтвердили, что связка КБХА-ВМЗ в качестве «разработчика-изготовителя» новых ракетных двигателей сохраняет свою эффективность и потенциал.
В создание ракеты и двигателей для неё большой вклад внесла молодёжь, то самое новое поколение, которое перекладывает сейчас опыт седоволосых ветеранов на новые компьютерные технологии, современные станки и оборудование
В 2013 году, когда перешли к испытанию двигателя 14Д24 в составе ступени, финишная прямая уже казалась видна. Однако проявились технические проблемы. Но на то они и испытания. Пришлось во второй половине года в срочном порядке пересматривать систему наддува баков первой ступени.
 
 Мы придумали новую идеологию, предложили ее самарцам и взялись оперативно подтвердить автономным огневым испытанием двигателя на нашем стенде. Это помогло избежать долгой и дорогостоящей подготовки к проведению дополнительных испытаний ступени. Конечно, лезли уже не совсем в свое дело, но решение оказалось верным.
 
 Полет 28 декабря открыл этап летно-конструкторских испытаний ракеты «Союз-2.1в». Но уже сейчас у самарцев больше дюжины запросов на ее использование для вывода в космос полезной нагрузки. Объяснение простое: новая легкая ракета, предназначенная для запуска небольших космических аппаратов, получилась, по сути, самой выгодной в своем классе по ключевым показателям: стоимость и вес выводимой полезной нагрузки. Не зря итальянцы с ракетой-конкурентом «Вега» так пристально наблюдают сейчас за нами.
 

 Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1в»
Для Воронежа, как, наверное, и для Самары, прошедший пуск стал важен еще и с другой стороны. В создание ракеты и двигателей для нее большой вклад внесла молодежь, то самое новое поколение, которое перекладывает сейчас опыт седоволосых ветеранов на новые компьютерные технологии, современные станки и оборудование. Почувствовав вкус технической победы, уверенность в своих силах, они, безусловно, будут готовы к большему.
Источник: газета «Коммуна» № 12 (2622 8 ) , 28.01.2014г. http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=79805
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Блудный

Этого здесь не было, для коллекции:
http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=563751

В "уморе" уже разместил.  :)

ZOOR

ЦитироватьАниКей пишет:
 
 Двигатели работали как часы



Кабель-мачта тоже?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

che wi

ЦитироватьAist/SKRL
---------

The objects from the Soyuz-2-1V launch of Dec 2013 (2013-078)  have been reassigned:

    [/li]
  • Object originally cataloged as 39490 (78A) is now 39493 (78D). It is the second stage rocket.
  • Object originally cataloged as 39491 (78B) is unchanged. It is thought to be the SKRL-756-2 calsphere.
  • Object originally cataloged as 39492 (78C) is unchanged. It is thought to be Aist-1.
  • Object originally cataloged as 39493 (78D) no longer exists (last TLEs Jan 14). Its orbit of 601 x 625 km was similar to 78B and may have been a tracking error of some kind. The extra object was a mystery at the time, so its deletion makes things match what was expected.
  • Object originally cataloged as 39494 (78E) is now 39490 (78A). Thought to be SKRL-756-1 calsphere.
  • New object 39494 is the Briz-M stage from the Inmarsat 5 launch, previously untracked, and now discovered in a 2805 x 63785 km x 27.1 deg orbit.
http://planet4589.org/space/jsr/latest.html

Александр Ч.

Ad calendas graecas

anik

#1426
Наконец-то об этом узнал товарищ Кристи...

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum12/topic12565/message1284281/#message1284281

Salo

ЛЁТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ ИСПЫТАНИЯ И ОПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЛЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ «АИСТ»
http://journals.ssau.ru/index.php/vestnik/article/download/2917/2874.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"