Площадка 200 и фторная тематика

Автор Bart Hendrickx, 26.03.2013 03:08:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bart Hendrickx

Как утверждают некоторые источники, стартовые комплексы на площадке 200 первоначально предназначались для запуска Протонов с фтор-аммиачным разгонным блоком 11С813.     

Вот что об этом пишет ветеран космодрома Байконур Иван Евтеев в своей книге «Еще поднималось пламя» (1997 г.) :

ЦитироватьПрошло время, и теперь даже неопытный взгляд наблюдателей может заметить на пл. 200 (Объект 54 8)  идущие цепочкой железобетонные арки, напоминающие древний Коллизей, приближающиейся к пусковым установкам, по которым должны были быть проложены трубопроводы с окислителем фтор, идущие от хранилища к ПУ, и редко кто сегодня из испытателей уже не 4 ИУ, а 2ЦПКС может ответить на вопрос, а с какой задачей создавались эти железобетонные арки?
Тут есть фотогалерея площадки 200 :

http://www.leninsk.ru/gallery/thumbnails.php?album=381

Разве имеется в виду эта металлическая конструкция?
http://www.leninsk.ru/gallery/displayimage.php?album=381&pos=11
Вроде не очень похоже на то, что описывается в книге, зато на площадке 81 такой конструкции, видимо, нет.

Штуцер

Эта. На 81 ее действительно нет.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

SFN

#3
А суслик считает что это для электричества.  ;)
  http://www.youtube.com/watch?v=--vYiBIyRiA

Чебурашка

ЦитироватьSFN пишет:
А суслик считает что это для электричества.  ;)  
Извиняюсь, а что суслик в камеру сказал?  
Что суслики категорически против гептила и фтора?  :D

Штуцер

#5
Суслик сказал, что на "трех тройках" для электричества совсем другая конструкция. :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

SFN

#6
ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
Как утверждают некоторые источники, стартовые комплексы на площадке 200 первоначально предназначались для запуска Протонов с фтор-аммиачным разгонным блоком 11С813.

Вот что об этом пишет ветеран космодрома Байконур Иван Евтеев в своей книге «Еще поднималось пламя» (1997 г.) :
ЦитироватьПрошло время, и теперь даже неопытный взгляд наблюдателей может заметить на пл. 200 (Объект 54  8)  идущие цепочкой железобетонные арки, напоминающие древний Коллизей, приближающиейся к пусковым установкам, по которым должны были быть проложены трубопроводы с окислителем фтор, идущие от хранилища к ПУ, и редко кто сегодня из испытателей уже не 4 ИУ, а 2ЦПКС может ответить на вопрос, а с какой задачей создавались эти железобетонные арки?
Тут есть фотогалерея площадки 200 :

 http://www.leninsk.ru/gallery/thumbnails.php?album=381

Разве имеется в виду эта металлическая конструкция?
 http://www.leninsk.ru/gallery/displayimage.php?album=381&pos=11
Вроде не очень похоже на то, что описывается в книге, зато на площадке 81 такой конструкции, видимо, нет.


Штуцер

SFN, Вы правы. Я ошибся.  :oops:  

Хотя сам фотографировал именно это сооружение в 90 году.

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

dmdimon

#8
ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
Как утверждают некоторые источники, стартовые комплексы на площадке 200 первоначально предназначались для запуска Протонов с фтор-аммиачным разгонным блоком 11С813. 

Вот что об этом пишет ветеран космодрома Байконур Иван Евтеев
Мне казалось, что Байконур тут ни при чем:
Спойлер
Начиная с 1949 года ОКБ-456 (В.П. Глушко) совместно с Государственным институтом прикладной химии (ГИПХ, В.С. Шпак) проводились работы по изучению возможностей использования высокоэффективных компонентов топлив (фтор, моноокись фтора, пентаборан, аммиак, гидразин и др.) в ракетных системах и, в первую очередь, при отработке процессов, происходящих в жидкостных ракетных двигателях. Для практического освоения новых компонентов ракетных топлив на территории объекта ГИПХ (на 117 км Приморского шоссе в Ленинградской области) лабораторией ОКБ-456 в 1953-1957 гг. были построены первые четыре стенда и начаты работы по испытаниям модельных камер сгорания с целью выбора оптимального сочетания компонентов и создания базовых элементов конструкции будущих двигателей.
Постановлением от 20 марта 1958 года и Приказом ГКОТСМ СССР от 11 апреля 1958 года экспериментальная испытательная база ОКБ-456 преобразуется в филиал 1 ОКБ-456 с задачами отработки ракетных двигателей, использующих высокоэффективные криогенные и токсичные компоненты топлив. Первым начальником филиала 1 назначается Е.Н. Кузьмин.
При переименовании ОКБ-456 в 1965 году в ОКБ энергетического машиностроения (Постановление от 2 марта 1965 года) филиал 1 был переименован в Приморский филиал ОКБ энергетического машиностроения (ОКБ ЭМ). Приказом по Министерству общего машиностроения СССР от 22 мая 1974 года ОКБ ЭМ под названием "КБ энергетического машиностроения" вместе с филиалами вводится в состав научно-производственного объединения "Энергия", и Приморский филиал получает наименование Приморский филиал КБЭМ НПО "Энергия".
При выделении КБЭМ из НПО "Энергия" в 1990 году Приморский филиал оставлен в составе объединения под наименованием Приморский филиал НПО "Энергия". При создании в 1994 году Ракетно-космической корпорации "Энергия" Приморский филиал входит в ее состав в качестве дочернего предприятия — АООТ "Приморский научно-технический центр РКК "Энергия".
Руководителями предприятия в различные периоды были: Е.Н. Кузьмин — начальник филиала (1958-1969 гг.), В.Н. Антонов — и.о. главного инженера (1959-1964 гг.), Б.А. Никольский — начальник филиала (1970-1973 гг.), А.П. Андреев — главный инженер (1964-1974 гг), а затем начальник филиала (1974-1978 гг.), Б.Ф. Яковлев — главный инженер (1974-1978 гг.), В.В. Елфимов — директор (1978-1993 гг), В.В. Кузнецов — главный инженер (1979-1994 гг.). В 1993 году директором филиала был назначен С.К. Петров, а его первым заместителем Ю.В. Сидельников.
Разработка и освоение технологий работ с компонентами ракетных топлив, ранее не применявшихся в отечественном, а в большинстве случаев и в мировом двигателестроении (газообразный и жидкий фтор, пентаборан, аммиак, высококонцентрированная перекись водорода, синтин и др.), появление новых образцов ракетной техники, подлежащих отработке и испытаниям (от экспериментальных камер сгорания тягой 500 кгс для отработки процесса воспламенения и горения фтора и моноокиси фтора с диэтиламином или аммиаком до объединенной двигательной установки орбитального корабля "Буран", включающей в себя 48 отдельных двигателей и ряд других сложных систем), требовали непрерывного совершенствования и развития как самой испытательной базы, так и служб и производств, обеспечивающих ее функционирование. Так, в 1958-1968 гг. на предприятии были построены и введены в эксплуатацию стенды 12, 11, 101, 200для отработки широкого класса двигательных установок и их агрегатов на различных компонентах топлив (жидкий и газообразный фтор, пентаборан, высококонцентрированная перекись водорода, аммиак и др.)[/COLOR], а также сооружения вспомогательного производства. Часть стендов в ходе дальнейшей эксплуатации неоднократно реконструировалась и дооснащалась для выполнения новых задач. Период наиболее интенсивного строительства на предприятии связан с подготовкой объединенной двигательной установки орбитального корабля "Буран", когда в 1981-1986 гг. были построены и введены в эксплуатацию сооружения уникального стендового комплекса В-1, включавшего в себя закрытый вертикальный стенд для огневых испытаний ОДУ и разгонных блоков с суммарной тягой двигателей до 50 тс, работающих на жидком кислороде и углеводородном горючем (РГ-1, синтин и др.), монтажно-испытательный корпус, корпус регистрирующей и обрабатывающей аппаратуры и другие сооружения.
[свернуть]
push the human race forward

SFN

ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
 идущие цепочкой железобетонные арки, напоминающие древний Коллизей, приближающиейся к пусковым установкам,
под это описание подходит только правый старт пл.200

Вован

ЦитироватьSFN пишет:
ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
 идущие цепочкой железобетонные арки, напоминающие древний Коллизей, приближающиейся к пусковым установкам,
под это описание подходит только правый старт пл.200
 
Галерея и навес справа - для фтора? Слева - для аммиака?
Байконур надолго - навсегда

Хунвэйбин

ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
Как утверждают некоторые источники, стартовые комплексы на площадке 200 первоначально предназначались для запуска Протонов с фтор-аммиачным разгонным блоком 11С813.

Вот что об этом пишет ветеран космодрома Байконур Иван Евтеев в своей книге «Еще поднималось пламя» (1997 г.) :
ЦитироватьПрошло время, и теперь даже неопытный взгляд наблюдателей может заметить на пл. 200 (Объект 54  8)  идущие цепочкой железобетонные арки, напоминающие древний Коллизей, приближающиейся к пусковым установкам, по которым должны были быть проложены трубопроводы с окислителем фтор, идущие от хранилища к ПУ, и редко кто сегодня из испытателей уже не 4 ИУ, а 2ЦПКС может ответить на вопрос, а с какой задачей создавались эти железобетонные арки?
Тут есть фотогалерея площадки 200 :

 http://www.leninsk.ru/gallery/thumbnails.php?album=381

Разве имеется в виду эта металлическая конструкция?
 http://www.leninsk.ru/gallery/displayimage.php?album=381&pos=11
Вроде не очень похоже на то, что описывается в книге, зато на площадке 81 такой конструкции, видимо, нет.
 Изначально ни о каком фторе и РБ  и мыслей у разработчиков СК не было. А описываемая конструкция, похоже, для подвода электричества на ферму. Ну вроде как в метро.

Bart Hendrickx

Из форума «Мы служили Байконуру»
http://www.slusili-baikonuru.ru/read.php?1,1348,9343#msg-9343

ЦитироватьСтартовик
Re : в/ч 25921 95-я
01/05/2009 01:07PM
.....
Пл. 200 создавалась для пусков РН Протон с новым разгонным блоком на фторе и аммиаке. Фтор очень опасная жидкость, поэтому пл. 200 так далеко от других площадок. С этим блоком грузоподъемность РН при выведении на высокие орбиты и к другим планетам возрастала может быть на 1 тонну. Дальше строительства отдельных сооружений работы с новым блоком не пошли из-за того, что разгонный блок при испытаниях на стенде около Выборга взорвался и заразил все вокруг.
ЦитироватьDILET
Re : в/ч 25921 95-я
01/05/2009 10:05PM

Вношу дополнения.
 Двухсотка строилась с учетом использования соединений ФТОРА в качестве окислителя для повышения КПД двигателей. На правом старте до сих пор сохранились эстакады для трубопроводов под окислитель на фторе.. За "Жигулями" и пл.182 предполагалось и было начато строительство пл.203-205 под этот проект. Была подведена ж/д ветка ,сделана планировка и завезены сваи. Но в связи с новыми веяниями о разрушении озонного слоя Земли и подписании соответствующих договоров, проект прикрыли.
Озонный слой тут, конечно, не при чем, но интересна информация о недостроенных площадках 203-205. Что значит «Жигули»?

На этом же форуме есть снимок 200-й площадки, сделанный американским разведывательным спутником в 1980 г. :

http://www.slusili-baikonuru.ru/file.php?3,file=5409

О строительстве СК для Протона с фтор-аммиачным разгонным блоком (по всей видимости на 200-й площадке)  пишут Глушко и Решетнев в письме ЦК КПСС от 12 января 1973 г. (опубликованном в сборнике «Избранные работы академика Глушко») :

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/05.html

Цитировать.....
Вначале, в 1963-1965гг., был разработан стендовый двигатель 8Д21, затем в 1965-1969 гг. двигатель 11Д13Ф однократного действия летного типа. Наконец, на базе этих образцов в 1969-1973 гг. был разработан двигатель 11Д14 многократного включения для разгонного блока 11С813, устанавливаемого на ракету УР500К, для вывода на стационарную орбиту спутника Земли объекта СНТВ конструкции КБПМ (т. Решетнев М.Ф.), согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 589-202 от 24 июля 1969 г
......
Полностью освоена эксплуатация жидкого фтора. Всего перевезено в Приморский филиал около 3000 тонн фтора.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №600-195 от 10 августа 1972 г. срок летных испытаний СНТВ перенесен на 1975 г., однако он находится под угрозой срыва.

Лимитирующим является строительство сооружений первой очереди стартовой позиции на НИИП-5 МО. Постановлениями строительно-монтажные работы по стартовому комплексу возложены на МО СССР, а обеспечение технологическим оборудованием на MOM со сроком ввода первой очереди IV кв. 1974 г.

Начав строительство в 1971 г., МО к концу 1972 г. освоило около 10 млн.руб. — при полном объеме строительно-монтажных работ около 40 млн.руб. На 1973 г. вместо потребных 20 млн.руб. — МО планирует 1 млн.руб. для консервации строительства.

К началу 1973г. для стартовой позиции MOM изготовило технологического оборудования на 30 млн.руб. К концу 1973г. MOM планирует реализовать оборудования на 20 млн.руб. (находится на разной стадии изготовления). Значительная часть этого оборудования уже поступила на строительную площадку и в связи с прекращением МО работ находится в условиях, не гарантирующих сохранность.

Срыв сроков строительства ставит под угрозу реализацию огромных заделов различных министерств. Одно только КБЭМ затратило на работы со фтором в течение 1949-1972 гг. свыше 215 млн.руб., в т.ч. 28 млн.руб. на капстроительство в Приморском филиале, в котором создан комплекс для испытаний двигателей и разгонного блока с двигателем. Огромные затраты понесло МХП, создавшее базу в ГИПХе, Уралхимзавод, ежегодно поставляющий 600 т жидкого фтора. МОП создало транспортные средства для фторных топлив. Большие затраты понесло MOM, организовав разработку в КБПМ и производство разгонного блока 11С813 на ОАЗ и СНТВ на КМЗ.

Консервация строительства стартовой позиции на НИИП-5 вместо экономии приведет к огромным материальным убыткам и сорвет или неоправдано задержит создание СНТВ, имеющей народнохозяйственное значение, и разгонного блока 11С813, являющего универсальным, так как использование его позволяет существенно увеличить грузоподъемность ракеты УР500К, при выполнении любой программы.

Учитывая вышеизложенное, убедительно просим поддержать финансирование строительно-монтажных работ МО СССР для обеспечения ввода в эксплуатацию первой очереди стартовой позиции на НИИП-5 в сроки, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 600-195 от 10 августа 1972 г.
Глушко еще раз пишет о срыве сроков строительства СК 8 августа 1973 г. в письме начальнику научно-организационного отдела Президиума АН СССР В.А. Филлипову :

Цитировать...
Разработка фторо-аммиачного разгонного блока в качестве 4-й ступени ракеты УР-500КФ с двигателем 11Д14 тягой 10 т и удельным импульсом 400 сек продвинулась настолько, что СССР несколько опережает США в вопросе внедрения фторного топлива в ракетную технику. Реализация этой разработки дает унифицированный разгонный блок, обеспечивающий полноценное решение задачи СНТВ и существенное увеличение веса полезного груза, доставляемого на Луну, Марс, Венеру и другие планеты.

Однако назревает срыв срока начала летных испытаний этого разгонного блока, установленного последним Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР на 1975 г. Причина — замедленное строительство стартовой позиции на полигоне.

SFN

#13
ЦитироватьВован пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
 идущие цепочкой железобетонные арки, напоминающие древний Коллизей, приближающиейся к пусковым установкам,
под это описание подходит только правый старт пл.200
 
Галерея и навес справа - для фтора? Слева - для аммиака?
Аммиак легче воздуха, думаю что слева. А фтор такая гадость, что вода в нем горит.

Штуцер

#14
ЦитироватьBart Hendrickx пишет:
Что значит «Жигули»?
"Жигули" - ж.д. платформа напротив 200 площадки.Там останавливается мотовоз.
Насыпь под жд на 203 площадку в Гугле видна хорошо.В конце насыпи разъезд и котлован. Дальше - грунтовка на Байхожу.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!


Штуцер

#16
В викимапии уже все отмечено.
Не знаю, как сделать линк в викимапии, даю MAPS:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#17
Ссылка на 203 площадку:

http://goo.gl/maps/QumZw
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Bart Hendrickx

Возникает такой вопрос : если 200-я площадка была построена под Протон с фтор-аммиачным блоком, почему была необходимость в строительстве дополнительных СК на площадке 203? Или там планировалось построить технический комплекс?

Штуцер

Скорее на 203 пл должно было быть хранилище.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!