«Космическая деятельность России на 2013–2020 годы»

Автор ZOOR, 08.01.2013 13:29:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ZOOR

http://правительство.рф/gov/results/22252/
ЦитироватьДата публикации: 31 декабря 2012 г.

Распоряжение от 28 декабря 2012 г. №2594-р
О государственной программе Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы»


Справка к распоряжению от 28 декабря 2012 года № 2594-р

Программа определяет цели и задачи развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности до 2020 года, целевые индикаторы и показатели её реализации. Программа также содержит ресурсные показатели, предназначенные для прогнозирования расходов федерального бюджета в целях развития космической деятельности на очередные плановые периоды, и направлена на обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития страны, отражённых в Основах политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.
 * * *

Распоряжение от 28 декабря 2012 г. №2594-р

1. Утвердить государственную программу Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы».

2. Роскосмосу разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы» в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

"Основы политики ... на период до 2020" в открытом доступе не нашел, но документ старый, рассмотренный в СовБезе еще 11 апреля 2008г.
http://www.scrf.gov.ru/documents/96.html
ЦитироватьВ преддверии Дня космонавтики состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос о долгосрочной политике Российской Федерации в области космической деятельности.

Вступительное слово Президента Российской Федерациина совещании с членами Совета Безопасности «О политике Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

В ходе заседания обсужден и в целом одобрен проект Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Данный документ определяет государственные интересы, главные цели, основные принципы, приоритетные направления и задачи политики Российской Федерации по исследованию и использованию космического пространства, включая задачи международного сотрудничества в данной области.

В целом космическая политика направлена на сохранение Российской Федерацией статуса ведущей космической державы, при этом в качестве главных целей определены следующие:

    • обеспечение гарантированного доступа России в космос и независимости космической деятельности Российской Федерации по всему спектру решаемых задач, достигаемое в том числе созданием на территории страны нового космодрома научного и социально-экономического назначения;
    • соблюдение государственных интересов Российской Федерации в сфере космической деятельности;
    • формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, средств выведения и объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны, социально-экономической сферы и науки;
    • создание научно-технических и технологических условий для осуществления масштабных космических проектов, обеспечивающих углубленное изучение и освоение небесных тел, формирование устойчивых международных связей в целях совместных научных исследований космического пространства и реализации перспективных задач в области пилотируемых космических полетов.

Подтверждена приверженность России к безусловному выполнению международных обязательств, а также решимость в рамках норм международного права защищать свои интересы в космической сфере.

http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/04/163639.shtml
Цитировать11 апреля 2008 года,
Москва, Кремль

Вступительное слово на совещании с членами Совета Безопасности «О политике Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит рассмотреть вопросы, связанные с долгосрочной политикой в сфере космической деятельности. И здесь прежде всего важно определиться с выбором приоритетов и постановкой конкретных целей. Нельзя забывать, что освоение космоса – это и оборонный щит России, и современное качество связи, навигации, возможность раннего выявления глобальных катаклизмов, площадка для получения материалов и передовых научных результатов.

Более того, эффективная космическая программа способна стать важнейшим звеном инновационного развития экономики, создания целых научных направлений, востребованных логикой мирового развития.

Сегодня всё большее число государств рассматривают космос как зону своих геополитических и экономических интересов. И для укрепления собственных конкурентных позиций не жалеют ни сил, ни средств.

Последние годы благодаря новым финансовым возможностям нам удалось в значительной мере стабилизировать положение дел в космической отрасли. Она в целом сохранила свой производственный потенциал и имеет неплохой научный задел на будущее. Запущен процесс реструктуризации ракетно-космической отрасли и создания в ней ряда интегрированных конкурентоспособных структур. Россия на равных участвует в международной космической кооперации, занимая значительную нишу на рынке космической продукции и услуг.

И именно сейчас у нас есть возможность реально перейти от мер использования и поддержки прежнего, ещё советского, космического капитала к осуществлению новых, действительно амбициозных проектов в космической сфере.

Прежде всего мы должны обеспечить гарантированный доступ России в космическое пространство, то есть иметь возможность с собственной территории осуществлять запуски всех назначений – от автоматических спутников Земли до пилотируемых кораблей и межпланетных станций. В этой связи прошу уделить самое пристальное внимание всем аспектам реализации программы развития российских космодромов, в том числе активизировать работу по созданию нового российского космодрома «Восточный». Мы вчера только обсуждали с экономическим блоком Правительства этот вопрос и пришли к выводу о том, что начинать нужно уже сейчас. Уже в этом году должны быть выделены необходимые средства на проектирование этого большого объекта.

Второе: нам нужен четкий план наращивания состава и возможностей российской орбитальной группировки. Этот прогноз должен быть рассчитан на срок как минимум до 2020 года. Подчеркну, речь идёт обо всех типах аппаратов: военного и двойного, социально-экономического и научного назначения. И это должны быть самые современные или глубоко модернизированные аппараты, именно те, которые выдерживают конкуренцию с зарубежными аналогами как по своей эффективности, так и по долговечности и надёжности, что самое главное.

Особое внимание следует уделить проекту создания нового космического ракетного комплекса «Ангара», а также развёртыванию до полного состава системы ГЛОНАСС с широким внедрением соответствующей наземной навигационной аппаратуры среди пользователей.

Уже сейчас система заработала, но нам ещё нужно предпринять необходимые усилия для того, чтобы она была действительно глобальной и конкурентоспособной во всех её сегментах.

Третье: нам необходимо существенно расширить присутствие на мировом рынке космических аппаратов и услуг. Причём здесь мы должны не только предлагать свои ракеты-носители для вывода зарубежных космических аппаратов и грузов – во всё большей степени продвигать высокотехнологичные разработки и услуги, связанные с использованием космического пространства, имею в виду готовые образцы космической техники, услуги связи, навигации, метеомониторинга, дистанционного зондирования Земли. Долю России в этом перспективном и высокодоходном секторе надо увеличить в разы.

Четвёртое: для решения названных задач нужно кропотливо восстанавливать кадровый потенциал отрасли, проводить её глубокую технологическую модернизацию. В противном случае даже значительные финансовые вливания не дадут должного и ожидаемого нами эффекта.

Пятое: надо эффективно задействовать кадровый и ресурсный потенциал смежных научных программ. Так, мы вкладываем сейчас масштабные, значительные, серьёзные средства в нанотехнологии, а они, по прогнозам экспертов, найдут самое широкое применение и в космонавтике.

И, наконец, нам следует серьёзно подумать над использованием в сфере космической деятельности не только новых возможностей государства, но, конечно, и растущие возможности российского бизнеса.

Во многих космических державах космос, космические разработки и проекты уже стали выгодным объектом для частных инвестиций. И это поле активно осваивают венчурные фонды, внедренческие фирмы, крупные компании. Я говорил недавно об услугах связи, зондировании Земли, а это значит и помощь в поиске ресурсов, так необходимых сегодня мировой экономике, других услуг – они сегодня являются вполне доходными.

Полагаю, что и российский бизнес уже вырос для того, чтобы стать надежным партнёром и серьёзным участником в реализации отечественных космических программ. Уже, кстати говоря, такой интерес многими нашими компаниями проявляется. Практически они уже участвуют в этой совместной работе.

В заключение хотел бы поздравить всех работников космической отрасли: рабочих, инженеров, конструкторов и космонавтов – с наступающим праздником – Днём космонавтики, пожелать им новых достижений в укреплении лидирующего статуса России как великой космической державы.

С праздником!
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

До публикации еще неделя, но уже есть вопросы.

1. Почему ГП КД России 2013-20 опирается на такой старый документ, ведь есть свежая "Стратегия развития КД России до 2030" http://www.federalspace.ru/main.php?id=402 (в которой, кстати, есть отсылка опять к "Основам политики ... на период до 2020" ) и которая учитывает состояние вещей и видение ситуации на текущий момент?

2. Данная "Программа ..." будет действовать параллельно ФКП или заменит ее?

3. Хотелось бы до официального опубликования обсудить, какие "индикаторы и показатели" не секретны и обсудить их ожидаемые количественные характеристики

ЗЫ Трудно после праздников обсуждать такие вопросы - но начинать надо ! :)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Иван Моисеев

ЦитироватьZOOR пишет:
До публикации еще неделя, но уже есть вопросы.

1. Почему ГП КД России 2013-20 опирается на такой старый документ, ведь есть свежая "Стратегия развития КД России до 2030" http://www.federalspace.ru/main.php?id=402 (в которой, кстати, есть отсылка опять к "Основам политики ... на период до 2020" ) и которая учитывает состояние вещей и видение ситуации на текущий момент?

2. Данная "Программа ..." будет действовать параллельно ФКП или заменит ее?

3. Хотелось бы до официального опубликования обсудить, какие "индикаторы и показатели" не секретны и обсудить их ожидаемые количественные характеристики

ЗЫ Трудно после праздников обсуждать такие вопросы - но начинать надо !  :)
1. Ссылаться (опираться) можно только на действующий документ.
2. Заменит. По научному это называется "бег по осыпи".
3. Объективно - все не секретны. А что объявят секретным - это надо подождать и посмотреть.
im

ZOOR

#3
Ну, можно не ждать, а на основе выступления ВВП уже прикинуть хотя-бы структуру "показателей". Предлагаю такую:

1. Космодромы
1.1 Плесецк (м.б. секретно)
1.2 Байконур
1.3 Восточный

2. Группировки КА
2.1 Социально-экономические
2.2 Научные
2.3 ВН (секретно)

3. Внешний рынок (конфиденциально)
4. Модернизация отрасли
5. Смежные отрасли
6. Привлечение частного бизнеса

По п.п. 1 и 2 можно много свежих "обещалок" накопать  :)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

ЦитироватьАниКей пишет:
ЦитироватьКосмос освоит два триллиона
 
Утверждена госпрограмма космической деятельности России до 2020 года
 
 http://www.kommersant.ru/doc/2101560/print
В конце декабря прошлого года премьер Дмитрий Медведев утвердил госпрограмму "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы" объемом финансирования около 2,1 трлн руб. Она объединяет все существовавшие до сих пор программы и подпрограммы, подконтрольные Федеральному космическому агентству (Роскосмос). По сведениям "Ъ", на создании подобной надстройки настояло Министерство экономического развития: в ведомстве активно лоббируют отказ от целевых программ в пользу государственных. Источники "Ъ" отмечают, что подобная мера позволит усилить контроль над выделяемыми средствами.
 
Подписанное господином Медведевым распоряжение N2594-р от 28 декабря 2012 года определяет цели и задачи развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности до 2020 года, а также раскрывает целевые индикаторы и показатели реализации программы. Основными задачами названы развертывание и поддержание состава орбитальных группировок отечественных спутников; создание на территории России космодрома Восточный, модернизация космодрома Плесецк и поддержание космодрома Байконур; а также создание условий для продвижения космических услуг на рынке. Выступая на совещании, глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что программа основывается на трех приоритетных направлениях. В их числе обеспечение гарантированного доступа России в космос; развитие и использование космической техники, технологий; а также выполнение международных обязательств. Двумя другими задачами названы создание космических средств в научных интересах и осуществление пилотируемых полетов. Сама госпрограмма, по сведениям "Ъ", объединила, в частности, Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы, федеральную целевую программу по развитию системы ГЛОНАСС, программу развития космодромов. Всего с учетом внебюджетных средств объем ее финансирования достигнет 2,1 трлн руб.

Согласно распоряжению премьера, Роскосмос является ответственным исполнителем программы, в роли соисполнителя выступает Минобороны. Так, Роскосмос должен подготовить для публикации вариант госпрограммы, не содержащий засекреченных данных. По словам источника "Ъ" в космическом ведомстве, сегодня Владимир Поповкин проведет совещание, на котором будет подготовлен проект публикации на сайте Федерального космического агентства. "Изначально мы не планировали засекречивать ряд пунктов госпрограммы вообще,— отмечает собеседник "Ъ".— Однако на этом настояли военные: в открытом доступе не будет информации о спутниках двойного назначения".

По сведениям "Ъ", идею объединения всех программ на протяжении минувшего года активно продвигало Минэкономики, а весь процесс курировал лично глава ведомства Андрей Белоусов. "Когда существовало несколько целевых программ со своими подпрограммами, ведомства должны были отчитываться по каждой и не всегда делали это своевременно,— говорит источник "Ъ", близкий к министерству.— Подобная надстройка заставит отчитываться по расходам единовременно и без промедлений. Кроме того, мы получим возможность выстраивать долгосрочные прогнозы — единая госпрограмма позволяет это делать относительно спокойно". Собеседник "Ъ" не исключил, что Минэкономики будет настаивать на внедрении подобной практики и в остальных ведомствах.

В Роскосмосе к подобным изменениям отнеслись спокойно. "Это чисто косметическая надстройка, которая никак не повлияет на функционирование всех существующих программ,— отметил источник "Ъ".— Как мы работали раньше, так и будем продолжать".

Иван Сафронов
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

zyxman

ЦитироватьZOOR пишет:
 Космос освоит два триллиона
Вот это и есть главный показатель.
Второй показатель - сколько будет рабочих мест.
Всё остальное даже не вторично.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Know How /working

Насколько я понимаю, считается, что опубликовали: http://www.roscosmos.ru/main.php?id=24 ...

Anatoly Zak

Планируется: создание трёх космических обсерваторий - «Спектр-УФ», «Спектр-М» («Миллиметрон») и «Гамма-400» для проведения исследований астрофизических объектов в различных диапазонах электромагнитного спектра и гамма-излучения в диапазоне высоких энергий;   Спектр-РГ засекречен или отменен?  :o  

Хотя бы сначала почитали мою версию российской космической программы. Уже три года как опубликована  :)

http://www.russianspaceweb.com/russia_2010s.html

АниКей

#8
Космическая отрасль РФ к 2020 году увеличит объем производства вдвое
http://ria.ru/science/20130112/917852098.html

16:0412.01.2013 (обновлено: 16:52 12.01.2013) / 414
Задача реформы космической отрасли была поставлена руководством России после серии громких неудач в космосе - за последние годы были потеряны несколько спутников и межпланетная станция "Фобос-Грунт".


© РИА Новости. Александр Земляниченко | Купить иллюстрацию


МОСКВА, 12 янв — РИА Новости. Российская ракетно-космическая отрасль должна к 2020 году в два раза увеличить объем производства по сравнению с 2011 годом, а доля России в мировом производстве космической техники должна увеличиться до 16% с 10,7%, говорится в госпрограмме развития космической деятельности до 2020 года.
"(Должна быть) Модернизирована и переоснащена ракетно-космическая промышленность, что обеспечит увеличение объема производства по сравнению с 2011 годом более чем в два раза", — говорится в тексте программы, опубликованной на сайте Роскосмоса в субботу.
Помимо этого, в результате реализации госпрограммы должен быть создан ракетный комплекс "Ангара-А5", созданы первая и вторая очереди космодрома "Восточный", количество российских космический аппаратов должно быть доведено до 113, а точность системы ГЛОНАСС доведена до 0,6 метра.
Задача реформы космической отрасли была поставлена руководством России после серии громких неудач в космосе — за последние годы были потеряны несколько спутников и межпланетная станция "Фобос-Грунт".
конце декабря правительство РФ утвердило государственную программу "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы".
Она представляет собой рамочный документ, в который включены другие программные документы космической отрасли — в частности, Федеральная космическая программа, ФЦП по развитию системы ГЛОНАСС, программа развития космодромов и несекретная часть программы технического перевооружения промышленности.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее заявлял, что общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 2,1 триллиона рублей, включая внебюджетные источники.
В программе названы три главных приоритета России в космической сфере. Первый из них — обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие космической техники, технологий и услуг, развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.
Второй — создание космических средств для науки. Третий — пилотируемые полеты.
"Отнесение пилотируемой космонавтики... к третьему приоритету связано с тем, что в период до 2020 года основные работы в этой области будут связаны с продолжением эксплуатации Международной космической станции... Мероприятия по развитию новых технологий для полета человека в дальний космос получат весомую практическую реализацию после завершения срока действия государственной программы", — отмечается в документе.
Госпрограмма также предусматривает привлечение частного капитала в космическую отрасль, для чего предполагается разработать поправки в закон "О космической деятельности".
Государственно-частное партнерство предполагается развивать в сфере доведения до конечных потребителей результатов работы спутников дистанционного зондирования Земли, спутниковой связи, в области навигационных технологий, а также в производстве материалов и комплектующих для космической техники, в создании малых космических аппаратов.
Документ предполагает для совершенствования структуры космической промышленности сформировать пять-семь холдингов, а на их основе — три-четыре многопрофильные структуры, а также приборостроительную корпорацию-изготовителя систем и агрегатов для ракетно-космической техники.
Роскосмос в конце апреля обнародовал проект стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу, который был направлен на рассмотрение в правительство. В конце ноября на совещании под председательством премьера был представлен доклад о реорганизации работы российской космической отрасли, подготовленный рабочей группой вице-премьера по оборонной промышленности Дмитрия Рогозина.
Доклад предусматривал, в частности, возможность создания в отрасли новых интегрированных структур и расширение полномочий Роскосмоса.
Рогозин в конце декабря заявил, что российская ракетно-космическая отрасль будет реформирована до марта 2013 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьО государственной программе Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы"

:: 12.01.2013

 
     Программа определяет цели и задачи развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности до 2020 года, целевые индикаторы и показатели её реализации. В документе также содержатся ресурсные показатели, предназначенные для прогнозирования расходов федерального бюджета в целях развития космической деятельности на очередные плановые периоды.
    Программа направлена на обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития страны, отражённых в Основах политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.
 http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=19810

Пресс-служба Роскосмоса
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#10
Цитировать
Государственная программа Российской Федерации
«Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы»
 
Программа определяет цели и задачи развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности до 2020 года, целевые индикаторы и показатели её реализации. В документе также содержатся ресурсные показатели, предназначенные для прогнозирования расходов федерального бюджета в целях развития космической деятельности на очередные плановые периоды.
 
Программа направлена на обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития страны, отражённых в Основах политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.
 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ZOOR

ЦитироватьKnow How /working пишет:
Насколько я понимаю, считается, что опубликовали: http://www.roscosmos.ru/main.php?id=24 ...
Господа, а где индикаторы и показатели? Это филькина грамота ИМХО. Типа отмазались.
Бум думать, как обосновать, что данная "публикация" не соответствует Распоряжению от 28 декабря 2012 г. №2594-р в части опубликования ....
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

instml

Go MSL!

Liss

http://government.ru/docs/22149/index.html
 
ЦитироватьСтенограмма:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги! У нас сегодня завершающее заседание Правительства в этом году. Как я неоднократно говорил, одним из приоритетов нашей работы должен стать программно-целевой метод бюджетного процесса. Сегодня мы рассматриваем проект государственной программы космической деятельности России на 2013–2020 годы. Исторически наши позиции в изучении и освоении космического пространства были, может быть, самыми сильными в мире, но это состояние нужно поддерживать. Россия была, есть и будет ведущей космической державой, однако в отрасли, и мы знаем это, накопилось изрядное количество проблем. Достаточно вспомнить, что мною трижды, в августе, сентября и ноябре, проводились совещания по вопросам оптимизации системы управления отраслью, повышения качества и надёжности ракетно-космической техники.
Проект государственной программы направлен на решение этих задач, а также на обеспечение обороноспособности и безопасности, развитие экономики и социальной сферы страны, и, естественно, на дальнейшие исследования космического пространства. Программа позволит нашей стране принимать полноценное участие в перспективных совместных проектах, таких как Международная космическая станция, изучение Луны, Марса, других небесных тел Солнечной системы.
Суммарный объём финансирования очень значительный – 2,1 трлн рублей, включая и внебюджетные источники. Важно, чтобы при таком ресурсном обеспечении предприятия ракетно-космической промышленности повышали производительность труда, улучшали характеристики космической техники, её надёжность и надёжность наземной инфраструктуры. Насчёт надёжности (специально акцентирую внимание на этом слове) – это сейчас ключевой показатель работы. Необходимо также укреплять экспортный потенциал отрасли, в том числе на рынке так называемых пусковых услуг и продажи космических средств, обеспечивать конкурентоспособность и доступность отечественных навигационных и телекоммуникационных услуг.
Отмечу, что все члены Экспертного совета при Правительстве приняли активное участие в подготовке этого документа. Высказанные ими замечания и рекомендации учтены Роскосмосом при доработке программы. Они касаются внедрения конкурентных отношений в отрасли, привлечения в неё частных инвестиций.
Нам также предстоит рассмотреть проект гособоронзаказа на период с 2013 по 2015 годы. На его реализацию из федерального бюджета тоже выделяются весьма и весьма значительные деньги, при этом средства сконцентрированы на приоритетных направлениях военно-технического и материального обеспечения Вооружённых сил, а сам гособоронзаказ тесно увязан с планами и стратегиями оборонных и гражданских отраслей экономики государства.
Впервые в этом году также были применены технические и программные средства государственной автоматизированной системы оценки финансово-технологических рисков. Мы рассчитываем на то, что эффективное использование выделенных средств в условиях действия нового Федерального закона «О государственном оборонном заказе» позволит выполнить одну из главных задач – переоснастить наши войска современной и высокоэффективной военной техникой.
<...>
Так, начинаем работать.
Первый доклад о проекте госпрограммы «Космическая деятельность России» – Владимир Александрович Поповкин.
С учётом того, что у нас с вами сегодня очень такая значительная повестка и потом встреча с Президентом, я просил бы максимально коротко докладывать, тем более что об основных достоинствах программы я уже рассказал. Пожалуйста.


В.Поповкин (руководитель Федерального космического агентства): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания! Вашему вниманию представляется проект государственной программы «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы».
Как видно из первого слайда, эта программа разработана на основании утверждённых Президентом основ политики Российской Федерации в области космической деятельности в период до 2020 года, а также проекта основ до 2030 года, которые уже утверждены всеми министерствами и в ближайшее время будут представлены и Вам для представления Президенту России.
Роскосмос является ответственным исполнителем программы, соисполнителем является Министерство обороны. Всего в состав участников программы включено 10 министерств и ведомств, а также Госкорпорация «Росатом». В соответствии с приоритетами космической политики, прогнозом развития космической деятельности, её основных проблем целью госпрограммы является обеспечение гарантированного доступа, необходимого присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сферы, обороны и безопасности при сохранении ведущих позиций Российской Федерации и безусловного выполнения международных обязательств.
Задачи государственной программы показаны на втором слайде. Всего шесть задач, я бы остановился на трёх наиболее важных. Это развёртывание и поддержание необходимого состава орбитальных группировок отечественных космических аппаратов. Вторая задача – это создание на территории России нового космодрома Восточный и модернизация космодрома Плесецк, а также поддержание космодрома Байконур. И третья – это создание условий для расширения предоставляемых услуг с использованием результатов космической деятельности.
При разработке проекта программы были глубоко проработаны как внешние условия, в которых предстоит реализовывать программу, так и внутренние проблемы, в первую очередь осуществление космической деятельности в нашей стране, о которых Вы сказали во вступительном слове.
По внешним условиям... Космическая деятельность в мире развивается бурными темпами, и сегодня более 120 стран участвуют в космической деятельности, а в 60 странах уже созданы космические агентства и существуют те или иные уже космические программы. При этом развитие международного рынка происходит очень динамично: за пять лет он вырос со 170 млрд долларов до 250 млрд, и такие тенденции прослеживаются и далее. При этом сектор производства ракетно-космической техники, а это как раз то, чем занимается Роскосмос, сегодня составляет 72 млрд долларов, и доля России здесь составляет чуть более 10%. Мы контролируем больше 30% средств обеспечения пусковых услуг в мире, и по производству космических аппаратов наша доля сегодня – 7%. Остальной же рынок (более 115 млрд рублей) – это доходы от операторов услуг: телевидение, интернет, телекоммуникации; чуть более 50 млрд – это наземная аппаратура по приёму космической информации. Этот рынок, к сожалению, сегодня, по разным оценкам, от 1% до 1,7%, который занимает Россия и где как раз есть тот резерв, который необходимо использовать.
По состоянию внутренних проблем, в общем-то, Вы уже сказали. На наш взгляд, самое главное (какое противоречие получилось), что расширение области применения космических средств и услуг, усложнение задач, решаемых с использованием ракетно-космической техники, привели к ужесточению требований, предъявляемых к ней, в первую очередь к перспективным образцам, обладающим более высокими потребительскими свойствами. И возникла системная проблема развития космической промышленности, которая заключается в несоответствии её возможностей новым требованиям государства и мирового космического рынка.
На тех трёх совещаниях, которые были проведены под Вашим руководством, все указания даны, организовано их исполнение сегодня, и буквально с января мы будем докладывать о необходимости изменений в вариантах управления космической отраслью и преобразования самой ракетно-космической промышленности.
С учётом изложенного программа разрабатывалась в следующих трёх приоритетах, которые показаны на пятом слайде. Первый приоритет – это обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологии и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. Приоритетность такого направления связана в первую очередь с необходимостью обеспечения максимального вклада разрабатываемых космических средств, повышения эффективности различных отраслей экономики, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Второй приоритет – это создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. Значимость этого направления связана с качественным изменением космической техники, которая становится сегодня основным инструментом в получении знаний о Вселенной. И развитие работ в этой области обеспечит России ведущие позиции в познании закономерностей механизма формирования окружающего нас мира, возникновения жизни, а также освоения энергетических и иных ресурсов космоса.
И третий приоритет – осуществление пилотируемых полётов. Почему он стал третьим? Потому что в принципе до 2020 года в основе это будет эксплуатация Международной космической станции. В это же время мы планируем сделать задел по новым пилотируемым средствам. Но основные мероприятия, которые будут развёрнуты и получат весомую практическую реализацию, – это уже будет срок после завершения госпрограммы (после 2020 года). Эти приоритеты мы уже реализуем в уточнённой федеральной космической программе (ФКП), которую Вы 15 декабря утвердили. И уже в соответствии с этими приоритетами даже в этой ФКП мы в 2 раза увеличили бюджетное финансирование космических средств связи, дистанционного зондирования Земли и фундаментальных космических исследований при общем объёме без его увеличения. С учётом этого на 7-м слайде показана та продуктовая линейка новых образцов ракетно-космической техники, которая будет нами создана в первой части – до 2015 года и во второй – с 2016-го по 2020 год.
Что касается средств выведения, хотел бы остановиться только на одной позиции. Внизу среди этих средств есть КВТК (новый кислородно-водородный, разгонный блок тяжёлого класса) для замены существующего парка разгонных блоков «Бриз» и «ДМ», потому что вот эти два блока, которые я назвал, создавались ещё с использованием задела советской школы. Один блок делался на базе ступени разведения баллистических ракет, а другой был взят ещё из Лунной программы, которая была в 1960-х годах, – с доработками, конечно. И все эти мероприятия имеют ограниченные возможности по их усовершенствованию.
В результате реализации программы (на 8-м слайде показано) будет развёрнута орбитальная группировка космических аппаратов в составе 95 штук к 2015 году и 113 космических аппаратов – к 2020 году.
На слайдах с 9-го по 12-й показано развитие космических средств по направлениям. Я подробно не буду говорить, но по связи (это 9-й слайд) мы можем сказать, что количество стволов уже к 2015 году увеличится в 2,5 раза, а к 2020 году – в 3 раза, то есть это пропускная способность во столько увеличится, естественно, появится столько новых объектов... Кроме того, мы планируем освоить до 2015 года уже миллиметровый диапазон передачи информации, а до 2020 года – оптический диапазон. По группировке дистанционного зондирования Земли: мы до 2015 года уже группировку увеличим в 4 раза, периодичность... Если сегодня периодичность пять-шесть суток с использованием отечественных средств, то к 2015 году это будет от одних до двух суток в зависимости от региона, а к 2020 году уже не более восьми часов.
По системе ГЛОНАСС мы много говорили, два параметра только скажу. Сегодня точность измерения 2,8 м, к 2015 году мы выходим на 1,4 м (в 2 раза точнее), к 2020 – на 0,6 м, а с учётом тех дополнений, которые сегодня реализованы, по сути дела, точность будет менее 10 см.
По науке (слайд №12). По сути дела, мы восстанавливаем ту научную школу, которая была в советское время. Сегодня уже летает «Спектр-Р» – космический аппарат, который в радиодиапазоне изучает дальние галактики. Мы такую практику расширяем и делаем это же в рентгеновском диапазоне, потом в миллиметровом, ультрафиолетовом диапазоне – по сути дела, во всём диапазоне мы сможем видеть. Начинаем также исследование Солнца и планет Солнечной системы. Основные усилия мы направляем на изучение Луны с учётом всех тех последних научных данных, которые были получены за последнее десятилетие. Это абсолютно новое качество полётов. Конечно, мы в программе не могли учесть все мероприятия, потому что часть... У нас есть проблемы – и спецхимия, и ракетная техника, машиностроение, оптика, криогенная техника, материаловедение, радиоэлектроника. Но все эти проблемы у нас решаются в других государственных программах, и мы прошли это согласование. Это программы и обеспечения обороноспособности, и развития новых технологий, электронной радиопромышленности и тому подобные.
В итоге на 14-м слайде показано, что мы с точки зрения промышленности получим. Объём производства увеличится по сравнению с 2011 годом более чем в 2 раза, производительность труда – в 2,23 раза, техническую оснащённость с сегодняшних 20% мы поднимем до 60%. В итоге мы планируем (и в этой программе есть все для этого), что доля России на мировом рынке ракетно-космической техники с 10% сегодняшних увеличится до 16%.
Д.Медведев: А у кого самая большая доля сейчас на мировом рынке?
В.Поповкин: Самая большая ниша – американская.
Д.Медведев: Сколько?
В.Поповкин: Она сегодня составляет около 60%. Но это не всё с точки зрения производства, это в основном с точки зрения предоставления услуг. Услуги телевидения и радио – это сегодня 70% североамериканский континент.
Д.Медведев: Понятно.
В.Поповкин: Но в абсолютных цифрах наш объём рынка вырастет с учётом его динамики более чем в 2,5 раза Мы не останавливаемся только на производстве космической техники: за последние годы мы приняли целый ряд решений для использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития. И нами интенсивно ведётся работа по развитию национальной инфраструктуры центров космических услуг (это на 15-м слайде показано). Сегодня уже целый ряд региональных и муниципальных, больше 10 космических центров создано, и самая главная их задача – это показать регионам, и в первую очередь главам регионов, действительно, что можно получить с использованием космоса и какие реально продукты, какие реально услуги он оказывает.
Как Вы уже сказали, в целом программа – это 2 трлн 120 млрд рублей, и мы согласовали эту программу со всеми министерствами и ведомствами, должен высказать большую благодарность экспертному совету. Действительно, последние два месяца была очень плотная работа, много доработок мы сделали, можно сказать, что это уже совместный продукт. Единственное, мы три замечания экспертов не смогли принять – это необходимость создания и поддержания системы персональной спутниковой связи и передачи данных «Гонец», по системе ретрансляции «Луч» и по целесообразности создания космодрома Восточный. Но под руководством Михаила Анатольевича (М.Абызов – Министр Российской Федерации) мы провели совещание, и я так понял, что мы эти три вопроса сняли.
В целом, если говорить о программе, как эти два этапа её можно было бы охарактеризовать, то первый этап до 2015 года – это этап восстановления возможностей, тех, которые у нас были ещё в советское время, с 2015-го по 2020-й – это этапы закрепления возможностей и создания условий для прорыва на основе новых космических технологий в космической деятельности.
С учётом изложенного прошу утвердить госпрограмму «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы».
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Александрович, садитесь, пожалуйста.
Коллеги, программа представлена. Какие есть соображения? Есть ли какие-то дополнения, идеи? Пожалуйста (обращаясь к С.Донскому).
С.Донской (Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации): Да, Дмитрий Анатольевич, у нас есть дополнения. И мы в своё время, когда рассматривали часть госпрограммы, касающуюся гидрометеорологического обеспечения, давали замечание. Оно было связано с тем, что Росгидромет, который в первую очередь пользуется информацией космических спутников, как и все мировые подобные агентства, здесь, в этой госпрограмме, не участвует. Это первое, несмотря на то что Росгидромет в середине декабря в принятых изменениях в федеральную космическую программу присутствует.
Считаю, что Росгидромет здесь, в этой госпрограмме, должен быть соисполнителем, потому что планируется, что должна быть создана достаточно серьёзная группировка, связанная с гидрометеорологией, и Росгидромет, конечно, должен здесь присутствовать.
Д.Медведев: Понятно, спасибо. Так, какие ещё мнения? Пожалуйста (обращаясь к М.Абызову).
М.Абызов (Министр Российской Федерации): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Действительно, за последние два месяца программа существенно была переработана, уточнены многие из показателей. Однако в проекте сегодняшнего решения предлагается в течение первого полугодия уточнить некоторые из разделов этой программы, исходя из следующей логики.
Первое. Учесть те задачи, которые должны будут быть выполнены по вопросам реструктуризации отрасли. Новое решение по новой структуре необходимо будет принимать в первом полугодии, и в зависимости от этого некоторые из разделов программы надо будет уточнять – как по набору исполнителей, так и по формату предложенных решений.
Второе. Мы считаем, что необходимо дополнительно доработать возможность внебюджетного финансирования некоторых из разделов этой программы с учётом в том числе и международного опыта привлечения частного капитала, с одной стороны, и, с другой стороны, в соответствии с возможностями международной кооперации. И по определённому из разделов следует утонить ключевые показатели эффективности в зависимости от принимаемой федеральной космической стратегии, которая должна быть разработана рабочей группой. С учётом этого в течение I квартала будет продолжена работа и экспертного совета, и подготовлены предложения по уточнению в проекте решения - соответствующие поручения отражены. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Ещё есть какие-то соображения? По Росгидромету что думаете?
Реплика: По Росгидромету мы считаем, что можно включить их в состав участников программы, хотя они нам программу согласовали, но раньше такого не было.
Д.Медведев: Давайте включим.
Ладно. Спасибо. Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.Рогозину), пожалуйста, завершите.
Д.Рогозин: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать, что визитной карточкой данной государственной программы являются два пункта: первый – это прагматизм в целях и второй – это надёжность в исполнении.
Действительно, экспертный совет очень много работал в рамках созданной Вами, Дмитрий Анатольевич, нашей рабочей группы, она продолжит работу ещё в I квартале следующего года. Поэтому, конечно, будем вносить уточнения именно в том проекте решения, который представлен членам Правительства. И мы отметили необходимость вернуться к уточнению отдельных положений программы во II квартале следующего года.
Но в целом хотел бы сказать: по итогам этого года в результате очень сложной, напряжённой работы, которую проводили Роскосмос и Правительство Российской Федерации, нам удалось в значительной степени снизить аварийность. У нас в этом году, по итогам этого года... если у нас в прошлом было шесть аварий, то в этом году у нас, к сожалению, одна авария тоже есть (в августе она была), отдельные технические сбои – в декабре. Но в целом (это по общемировой статистике) мы в общем-то не хуже других, что называется. И также хотел бы проинформировать коллег о том, что к марту будет разработано совместно с Роскосмосом в рамах экспертного совета Правительства предложение по оптимизации ракетно-космической промышленности: она сегодня недозагружена, нет единой технической политики, есть проблемы, связанные с технической отсталостью. Мы будем вносить предложение по созданию нескольких профильных холдингов, о чём мы Вам уже докладывали предварительно, но уточнённо это всё будет в марте следующего года. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Ну что, коллеги! Я предлагаю завершать дебаты по программе. Есть предложение поддержать эту программу. Нет возражений? Принимаем решение.
<...>
 
 
http://government.ru/docs/22212/
 
ЦитироватьРешение Правительства:
1. Утвердить с учетом состоявшегося обсуждения проект государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы».
2. Роскосмосу (В.А.Поповкину), Минэкономразвития России (А.Р.Белоусову), Министру Российской Федерации М.А.Абызову совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по уточнению отдельных положений государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы» с учетом разработки проекта основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу и результатов работы межведомственной рабочей группы по совершенствованию системы управления организациями ракетно-космической промышленности в целях обеспечения повышения качества, надежности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
О результатах проделанной работы во II квартале 2013 г. доложить в Правительство Российской Федерации.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

ЦитироватьИван Моисеев пишет:
ЦитироватьZOOR пишет:
До публикации еще неделя, но уже есть вопросы.

1. Почему ГП КД России 2013-20 опирается на такой старый документ, ведь есть свежая "Стратегия развития КД России до 2030" http://www.federalspace.ru/main.php?id=402 (в которой, кстати, есть отсылка опять к "Основам политики ... на период до 2020" ) и которая учитывает состояние вещей и видение ситуации на текущий момент?

2. Данная "Программа ..." будет действовать параллельно ФКП или заменит ее?
1. Ссылаться (опираться) можно только на действующий документ.
2. Заменит. По научному это называется "бег по осыпи".
1. По завлению Поповкина -- проект Стратегии учтен.
2. Если в декабре же переутвердили в энный раз ФКП 2006-2015, то как можно говорить, что программа ее заменит? Получается, будут действовать параллельно...

ЦитироватьОсновными программно-целевыми инструментами реализации государственной программы являются входящие в её состав Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы, федеральные целевые программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы» и «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы».
Входящие в ее состав. Кто и кого заменяет, тов. Моисеев?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Иван Моисеев

ЦитироватьLiss пишет:
1. По завлению Поповкина -- проект Стратегии учтен.
2. Если в декабре же переутвердили в энный раз ФКП 2006-2015, то как можно говорить, что программа ее заменит? Получается, будут действовать параллельно...
1. Заявлять можно все, что угодно, здесь проблем нет. В официальным документе нельзя ссылаться на проекты документов, как на основание.
2. Там достаточно хитро накрутили, бюрократические фокусы с заменой названия.  Прикладная цель - спрятать провал ФКП-2015 за обещания будущих свершений. Самый типичный бег по осыпи. А если в реале действуют параллельно - это будет означать финансирование одного и того же из двух источников, двух программ.
im

ZOOR

ЦитироватьИван Моисеев пишет:
Прикладная цель - спрятать провал ФКП-2015 за обещания будущих свершений.
Этим уже лет 5 успешно занимаются.
Причем  в том виде, в каком опубликован документ, это будет сделать еще проще.
Не приведено критериев и методики расчета их оценки - успешное выполнение, частичное выполнение, невыполнение и т.д. ни одной цели.

Кстати, единственное конкретное - Ангара к 2020 должна быть принята в эксплуатацию.

Кроме Спектра-РГ я не вижу МКА ФКИ, международных обязательств перед Метеоорганизацией и конкретного состава ГЛОНАСС на 2020 год ("обновленная космическими аппаратами «Глонасс-К»" не катит за отмазку)
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Know How /working

#17
Ох. Ясности добавила вновь принятая Госпрограмма неимоверно  :|  

1. Та "Стратегия-2030", которая размещена на сайте Роскосмоса, не принята, к принятию не планируется и может считаться в правовом смысле ничтожной. На базе ее текста были разработаны "Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года", на проект которых есть ссылка в постановлении Правительства. Поскольку Основы-2030 еще не приняты, Госпрограмма ссылается на формально действующие Основы-2020, хотя то, что составители захотели учесть из проекта Основ-2030 - учли, конечно. Это все издержки несуразного порядка программно-целевого планирования, когда документы следуют друг за другом в произвольном порядке, мало общего имеющего с логикой целеполагания и планирования "сверху вниз".

2.  Госпрограмма ни одну из действующих ФЦП не заменяет, поскольку в ней нет главного - собственных мероприятий и собственного порядка финансирования. Вернее, есть сравнительно небольшая подпрограмма с названием вроде "Обеспечение реализации Госпрограммы", и в ней есть маленький отдельный бюджет, типа накладных расходов. Остальные ФЦП, включая ФКП-2015, как реализовались и корректировались своим порядком - так и будут. Госпрограмма есть инструмент аналитический, а не плановый. Возможно, это пока, но по состоянию на сейчас - все так.
ЦитироватьLiss пишет:
ЦитироватьИван Моисеев пишет:
ЦитироватьZOOR пишет:
До публикации еще неделя, но уже есть вопросы.

1. Почему ГП КД России 2013-20 опирается на такой старый документ, ведь есть свежая "Стратегия развития КД России до 2030" http://www.federalspace.ru/main.php?id=402 (в которой, кстати, есть отсылка опять к "Основам политики ... на период до 2020" ) и которая учитывает состояние вещей и видение ситуации на текущий момент?

2. Данная "Программа ..." будет действовать параллельно ФКП или заменит ее?
1. Ссылаться (опираться) можно только на действующий документ.
2. Заменит. По научному это называется "бег по осыпи".
1. По завлению Поповкина -- проект Стратегии учтен.
2. Если в декабре же переутвердили в энный раз ФКП 2006-2015, то как можно говорить, что программа ее заменит? Получается, будут действовать параллельно...
ЦитироватьОсновными программно-целевыми инструментами реализации государственной программы являются входящие в её состав Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы, федеральные целевые программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы» и «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы».
Входящие в ее состав. Кто и кого заменяет, тов. Моисеев?

Иван Моисеев

ЦитироватьKnow How /working пишет:
Ох. Ясности добавила вновь принятая Госпрограмма неимоверно
В общем получается структура - Основы политики - Стратегия - Госпрограмма - ФЦП1, ФЦП2... Работа кипит. Это пока только с бумагами, что будет когда до предприятий доберутся... А там ведь дальше, где-то на горизонте и конкретное железо маячит...
im

mark200000

#19
http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=19810

ЦитироватьО государственной программе Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы"

:: 12.01.2013


 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2594-р на официальном сайте Федерального космического агентства (Роскосмос) опубликована государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы".

 Программа определяет цели и задачи развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности до 2020 года, целевые индикаторы и показатели её реализации. В документе также содержатся ресурсные показатели, предназначенные для прогнозирования расходов федерального бюджета в целях развития космической деятельности на очередные плановые периоды.

 Программа направлена на обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития страны, отражённых в Основах политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

 

Пресс-служба Роскосмоса


ЦитироватьКосмические программы
Государственная программа Российской Федерации
«Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы»

 

Программа определяет цели и задачи развития космической деятельности и ракетно-космической промышленности до 2020 года, целевые индикаторы и показатели её реализации. В документе также содержатся ресурсные показатели, предназначенные для прогнозирования расходов федерального бюджета в целях развития космической деятельности на очередные плановые периоды.

Программа направлена на обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития страны, отражённых в Основах политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

 

Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы» (в формате .doc)
Федеральная космическая программа России


Федеральное космическое агентство выполняет функции государственного заказчика, осуществляя координацию и контроль выполнения Федеральной космической программы.

В соответствии с Законом о космической деятельности, Федеральная космическая программа России (ФКП) – это документ, на основании которого формируется государственный заказ на создание и использование космической техники в научных и социально-экономических целях.

ФКП разрабатывается с учетом установленных целей, задач и принципов космической деятельности, интересов субъектов Российской Федерации; экономического положения в стране, состояния космической науки и промышленности, необходимости комплексного развития космического и наземного сегментов космической инфраструктуры, интересов потребителей и производителей космической техники и космических технологий, состояния и тенденций развития космонавтики; конъюнктуры мирового космического рынка, а также принятых международных обязательств Российской Федерации и задач расширения международного сотрудничества.

В настоящее время работы ведутся по Федеральной космической программе России на 2006-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от от 22 октября 2005 года № 635 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 235.


 


Основные положения Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. (в формате .doc)