Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: MKOLOM от 18.07.2009 04:06:16

Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: MKOLOM от 18.07.2009 04:06:16
Есть ли техническая возможность добавить к Протону два твердотопливных ускорителя? Что-то по типу Арианы
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Андрей Суворов от 18.07.2009 11:33:32
ЦитироватьЕсть ли техническая возможность добавить к Протону два твердотопливных ускорителя? Что-то по типу Арианы
Не совсем по типу Арианы, но  такая возможность прорабатывалась. Была даже статья в НК об этом. Проблем тут много, во-первых, существующие газоходы не предусматривают навеску ТТУ и их бы пришлось запускать на высоте 20-50 метров, во-вторых, увеличивается максимальный скоростной напор, который у Протона и так немаленький, в-третьих, осложняется ситуация в случае отказа одного из маршевых ЖРД через малое время после старта.

Выигрыш умеренный, сравнимый с тем, какой даёт применение водородного разгонного блока при неизменных трёх нижних ступенях.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 18.07.2009 11:44:43
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/258/Proton_table.gif)


ЦитироватьУскорители для
«Протона»

И.Афанасьев. «Новости космонавтики»

....


Специалисты ГКНПЦ им. М.В.Хруничева проработали несколько вариантов использования ступеней МБР «Тополь» в качестве твердотопливных ускорителей на первой и второй ступенях РН «Протон-М».

Установка двух ускорителей «Тополь-1» на первой ступени с одновременным форсированием маршевых ЖРД примерно на 5% позволяет увеличить массу ПГ на геопереходной орбите примерно на 570 кг. Два «Тополя-1» на первой ступени и два «Тополя-2» на второй увеличивают эту массу на 900 кг. В следующем варианте – три «Тополя-1» на первой, три «Тополя-2» на второй – рост массы груза составляет 1240 кг. Относительное увеличение достигает 20% от массы ПГ, выводимого современным вариантом «Протона-М» на типовую геопереходную орбиту.

Несколько слов о возможных доработках носителя. В простейшем случае (подвеска двух ускорителей «Тополь-1» с их размещением между баками горючего первой ступени) они минимальны и сводятся к установке узлов крепления на мощном силовом шпангоуте в хвостовой части носителя, а также к усилению шпангоута вблизи передней части бака окислителя. Сверху ускоритель закрывается ненесущим носовым обтекателем. Для снижения тепловой и газодинамической нагрузки на хвостовую часть «Протона» сам ускоритель и его сопло разворачиваются (общий угол примерно 10–12°). При дополнительной установке ускорителей «Тополь-2» на второй ступени потребуются более сложные доработки.

Вопрос, связанный с подвеской ускорителей на ракете, тоже представляет определенный интерес. «Протон-М» подвозится к стартовой позиции в горизонтальном положении, потом стрелой стационарного установщика вертикализируется. Специалисты ГКНПЦ им. М.В.Хруничева предполагают подвешивать ускорители (а также снимать их в случае необходимости, например при отмене пуска) непосредственно на ракету, стоящую на стартовом столе в вертикальном положении. Проработки показывают, что эта задача вполне разрешима.

Для запуска «Протона-М» с существующего стартового стола, не содержащего дополнительных газоводов и не позволяющего включать твердотопливные ускорители на старте, ракета взлетает на основных маршевых ЖРД, тяга которых форсируется на 5%. Ускорители включаются позже, на безопасной высоте – около 50–80 м от земли, спустя примерно 7 сек после «контакта подъема».

Цифровая СУ позволяет гибко менять траекторию выведения «Протона-М» с твердотопливными ускорителями, с тем чтобы решать задачу попадания отбрасываемых элементов ракеты вместе с ускорителями в существующие поля падения. Иследования показали, что эта задача решается для всех рассмотренных вариантов оснащения носителя ускорителями.

Сложнее решается задача увода аварийной ракеты со стартового стола. Штатное форсирование двигателей обеспечивает стартовую перегрузку порядка 1.3 для наиболее рациональных вариантов использования ускорителей. Однако, при наличии ускорителей «Тополь-1» и «Тополь-2» на первой и второй ступенях в количестве более трех, а также при отказе одного из маршевых ЖРД в самый начальный период полета, перегрузка падает до 1.1, и существует опасность падения носителя на старт и разрушения последнего. Путем «заштатного» форсирования (еще на 5%) оставшихся пяти двигателей в большинстве случаев задачу увода можно решить. Для самых тяжелых вариантов разработчики предусмотрели установку в районе переднего сухого отсека 2-й ступени двух-трех освоенных промышленностью РДТТ, каждый из которых развивает тягу 80 тс и работает до 4 сек. В критической ситуации он включается в дополнение к маршевым ЖРД и уводит ракету со старта. Траектории аварийного увода просчитаны.

Существует еще проблема «разновременного» окончания работы ускорителей. Имеет место тот вид возмущений, который обычно не встречается на жидкостных ракетах: «разнотяг» и «разновременность» спада тяги ускорителей, которая может достигать 4–5 сек. Однако даже «классический» «Протон-К» имеет достаточный запас по управляющим моментам для первой ступени. При штатном пуске обычно используется отклонение маршевых ЖРД первой ступени не более чем на 2–3°; воздействие возмущающих моментов от ускорителей повысит эту величину не более чем на 1–1.5°. В случае установки ускорителей на второй ступени их включение происходит с некоторой задержкой, уже после прохождения пика максимальных скоростных напоров и отработки технологических возмущений. В этом случае маршевые ЖРД парируют расчетные возмущения, но небольшие запасы по управлению могут составить проблему.

Надо сказать, что установка ускорителей сопровождается решением ряда нетривиальных задач. Одна из серьезных – это значительное увеличение скоростного напора на первой ступени, который в указанных выше модификациях может составлять порядка 5.5 тыс кгс/м2, в то время как на сегодня «классический» «Протон-К» летает при напоре около 4 тыс кг/м2. Скоростной напор увеличивает нагрузку на конструкцию, опрокидывающий и изгибающий моменты; высокий скоростной напор для тяжелых ракет представляет довольно большую опасность. Поскольку концепция предусматривает, что модернизация не должна затрагивать (по возможности) общую прочность ракеты и что необходимо использовать существующий старт, то указанная проблема потребует решения.

Специалисты планируют модифицировать алгоритмы системы управления с тем, чтобы управлять ветровым уголом атаки. Иначе говоря, когда во время полета на ракету воздействует струйный ветер, «Протон-М» будет разворачиваться и совершать целенаправленные движения таким образом, чтобы минимизировать нагрузки на конструкцию.

Подводя итог, можно констатировать: проработки по использованию твердотопливных ускорителей на ступенях РН «Протон-М» показывают возможность довольно существенного увеличения массы выводимого ПГ без проведения дорогостоящих и длительных работ, связанных с серьезной модернизацией конструкции носителя или созданием новых (в т.ч. высокоэнергетических) РБ. Какой из вариантов наращивания энергетических возможностей носителя будет принят – покажет жизнь.

Автор благодарит Ю.А.Цурикова, главного научного сотрудника ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, за помощь в подготовке материала.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/258/02.shtml

Вы журнал-то читаете? Или вы не читатели? :D
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: pkl от 18.07.2009 13:42:40
Может, всё-таки лучше водород наверху?
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: tktyf от 18.07.2009 15:12:47
ТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: pkl от 18.07.2009 15:21:33
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
На шурупах? Хотя... если приклеить :roll:
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Alex_II от 18.07.2009 15:32:02
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
На шурупах? Хотя... если приклеить :roll:
Зачем так радикально? Хомут на корпус ступени - и цепляй хоть 2 хоть 4... Но это - новый старт...
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: pkl от 18.07.2009 15:33:48
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
На шурупах? Хотя... если приклеить :roll:
Зачем так радикально? Хомут на корпус ступени - и цепляй хоть 2 хоть 4... Но это - новый старт...
А корпус не сомнётся?

P.S.: Про шурупы - я прикалывался. Про клей - всерьёз.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: ratte07 от 18.07.2009 15:01:17
Да, клей - сила! Особенно Момент. :roll:
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Alex_II от 18.07.2009 16:07:31
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
На шурупах? Хотя... если приклеить :roll:
Зачем так радикально? Хомут на корпус ступени - и цепляй хоть 2 хоть 4... Но это - новый старт...
А корпус не сомнётся?

P.S.: Про шурупы - я прикалывался. Про клей - всерьёз.
Про хомуты я тоже прикалывался... А если про клей всерьез - то как это сбросить? Тащить до сброса первой ступени что ли? Ну и название или хоть тип клея способного выдержать такое неплохо бы озвучить...
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: ratte07 от 18.07.2009 15:13:25
Здесь прикидки по Зениту с ТТУ. 19 т ПН.

http://www.mai.ru/science/trudy/articles/num4/article5/article.zip

Однако, если уж делать, то по схеме Титана. Подставить под Зенит первую ступень с РДТТ.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Вован от 18.07.2009 16:03:59
ЦитироватьЗдесь прикидки по Зениту с ТТУ. 19 т ПН.

http://www.mai.ru/science/trudy/articles/num4/article5/article.zip

Однако, если уж делать, то по схеме Титана. Подставить под Зенит первую ступень с РДТТ.

Был такой проект с ТТУ от морской ракеты. 15 тонн ПН.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: tktyf от 18.07.2009 17:10:56
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
На шурупах? Хотя... если приклеить :roll:

 :lol: Естественно речь о новой модификации, скорее даже о новой РН на базе "Зенита".
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Старый от 19.07.2009 00:23:54
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
У Зенита и так слишком высокая тяговооружённость. Так что разве что к Ангаре.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: pkl от 19.07.2009 02:07:20
ЦитироватьПро хомуты я тоже прикалывался... А если про клей всерьез - то как это сбросить? Тащить до сброса первой ступени что ли? Ну и название или хоть тип клея способного выдержать такое неплохо бы озвучить...
ТТУ можно отделять пирозамками - на ракете остаются только приклеенные захваты - они могут быть небольшими и лёгкими.

А что до названия клея - не знаю. А чем плитку Бурана приклеивали? Где-то читал, что и впрямь "Моментом", но я не верю.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: pkl от 19.07.2009 02:08:27
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
На шурупах? Хотя... если приклеить :roll:

 :lol: Естественно речь о новой модификации, скорее даже о новой РН на базе "Зенита".
Вот это уже другой разговор! Помните, я не так давно писал про линейку моноблочных носителей. ТТУ - один из вариантов для них.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Вован от 19.07.2009 01:12:59
Цитировать
ЦитироватьПро хомуты я тоже прикалывался... А если про клей всерьез - то как это сбросить? Тащить до сброса первой ступени что ли? Ну и название или хоть тип клея способного выдержать такое неплохо бы озвучить...
ТТУ можно отделять пирозамками - на ракете остаются только приклеенные захваты - они могут быть небольшими и лёгкими.

Набегающим потоком захваты отрываются, ... отрываются захваты и ... ударяют по камерам двигателя. :D
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: pkl от 19.07.2009 02:15:24
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПро хомуты я тоже прикалывался... А если про клей всерьез - то как это сбросить? Тащить до сброса первой ступени что ли? Ну и название или хоть тип клея способного выдержать такое неплохо бы озвучить...
ТТУ можно отделять пирозамками - на ракете остаются только приклеенные захваты - они могут быть небольшими и лёгкими.

Набегающим потоком захваты отрываются, ... отрываются захваты и ... ударяют по камерам двигателя. :D
Это парируется программно.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Вован от 19.07.2009 01:23:06
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПро хомуты я тоже прикалывался... А если про клей всерьез - то как это сбросить? Тащить до сброса первой ступени что ли? Ну и название или хоть тип клея способного выдержать такое неплохо бы озвучить...
ТТУ можно отделять пирозамками - на ракете остаются только приклеенные захваты - они могут быть небольшими и лёгкими.

Набегающим потоком захваты отрываются, ... отрываются захваты и ... ударяют по камерам двигателя. :D
Это парируется программно.

Камеры программно увернутся от удара? :wink:
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Старый от 19.07.2009 01:46:20
Цитировать
ЦитироватьЭто парируется программно.
Камеры программно увернутся от удара? :wink:
Это парируется конструктивно. Двигательный отсек Зенита специально сделан диаметром меньше баков, чтоб отлетевшие держалки просвистели мимо! :) :) :)
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Slowspeed от 19.07.2009 01:58:56
Цитироватьво-вторых, увеличивается максимальный скоростной напор,

А что, если поставить перед ТТУ какой-нибудь углепластиковый обтекатель?
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 19.07.2009 02:00:03
Или увеличить сопло? :wink:
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Гусев_А от 19.07.2009 06:04:16
Для Протона лепить второй ряд боковых блоков это наверно перебор. Так мы начнем воплощать американскую мечту о "НОВА" с прямым стартом на Луну.

Протон, это пока живая действующая ракета, хотя и очень "старенькая", зачем ее колечить. Если что то создавать, то делать нужно новое и с начала, на новых достижениях и разработках.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Alexc от 19.07.2009 19:51:57
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
На шурупах? Хотя... если приклеить :roll:
Зачем так радикально? Хомут на корпус ступени - и цепляй хоть 2 хоть 4... Но это - новый старт...
А корпус не сомнётся?

P.S.: Про шурупы - я прикалывался. Про клей - всерьёз.
Про хомуты я тоже прикалывался... А если про клей всерьез - то как это сбросить? Тащить до сброса первой ступени что ли? Ну и название или хоть тип клея способного выдержать такое неплохо бы озвучить...

Ну хоть тем что у Су крылышки  клеят... Однако и люминь и титан в образцах рвался по металу а не по клею да и температурные режимы тоже не похие
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Salo от 19.07.2009 11:10:35
Цитировать
ЦитироватьЗдесь прикидки по Зениту с ТТУ. 19 т ПН.

http://www.mai.ru/science/trudy/articles/num4/article5/article.zip

Однако, если уж делать, то по схеме Титана. Подставить под Зенит первую ступень с РДТТ.

Был такой проект с ТТУ от морской ракеты. 15 тонн ПН.
Вован, если учесть, что морская  твердотопливная ракета это Р-39, то предлагалось использовать первые ступени РТ-23?
http://www.yuzhnoye.com/?id=158&path=Aerospace%20Technology/Rocket%20Propulsion/Solid%20Motors/Sustainers/15D305/15D305
ЦитироватьГабаритная длина, м   8,4
Габаритный диаметр, м   2,4
Тяга на Земле, тс   280
Тяга в пустоте, тс   310
Стартовая масса примерно 60т.
А почему такая маленькая прибавка ПН? Стоило ли возиться из-за 9%.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Александр Ч. от 19.07.2009 11:24:46
ЦитироватьА почему такая маленькая прибавка ПН? Стоило ли возиться из-за 9%.
Гм... тут дело скорее дело не в росте ПН, а в том, чтобы РКН ушла таки со стартового стола. Так что ТТУ надо не к Зениту с Протоном клеить, а к Ангаре-1 ;)
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: pkl от 19.07.2009 19:01:52
ЦитироватьКамеры программно увернутся от удара? :wink:
Вовсе нет - дросселировать маршевый ЖРД по достижении максимального скоростного напора.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: YuZeR от 19.07.2009 19:27:51
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
У Зенита и так слишком высокая тяговооружённость. Так что разве что к Ангаре.
Почему у Зенита такая легкая вторая ступень? Возможно ли сделать 2(+3) ступень такую, чтобы стартовая масса ракеты была ~600т. РД171 без проблем вытянет.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: AceIce от 19.07.2009 19:44:28
ЦитироватьБыла даже статья в НК об этом.

Водород это здорово, но когда он буде. А проект я полагаю так им и останется или к чему-то пришли? Статья по-моему была лет 6 назад. Кто-нить в курсе дело с листа сдвинулось или так и лежит на ватмане?
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Дмитрий В. от 19.07.2009 20:48:00
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьТТУ уж лучше "Зениту" добавить.
У Зенита и так слишком высокая тяговооружённость. Так что разве что к Ангаре.
Почему у Зенита такая легкая вторая ступень? Возможно ли сделать 2(+3) ступень такую, чтобы стартовая масса ракеты была ~600т. РД171 без проблем вытянет.

Вообще-то, у Зенита вторая ступень переразмерена. Из условия максимальной массы ПГ при стартовой массе 459 т, начальная масса второй ступени (включая ПГ) должна быть где-то около 80 т (емнип). Все потому, что обе ступени должны были в сборе помещаться на ж/д платформах. Поэтому 1-я ступень стала меньше, чем оптимальная, а вторая - больше. Ну, и плюс унификация с блоком А 11К25.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: YuZeR от 19.07.2009 23:57:00
ЦитироватьВообще-то, у Зенита вторая ступень переразмерена. Из условия максимальной массы ПГ при стартовой массе 459 т, начальная масса второй ступени (включая ПГ) должна быть где-то около 80 т (емнип). Все потому, что обе ступени должны были в сборе помещаться на ж/д платформах. Поэтому 1-я ступень стала меньше, чем оптимальная, а вторая - больше. Ну, и плюс унификация с блоком А 11К25.
У 600т зенита 1 ступень можно было бы перевозить раздельно на 2х платформах: двигатель+РГ-бак и ЖК-бак.
А в случае водородной 2-й ступени какие должны быть соотношения масс 1 и 2 ступеней?
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Дмитрий В. от 20.07.2009 06:57:00
ЦитироватьУ 600т зенита 1 ступень можно было бы перевозить раздельно на 2х платформах: двигатель+РГ-бак и ЖК-бак.
А в случае водородной 2-й ступени какие должны быть соотношения масс 1 и 2 ступеней?

Можно, но все это усложнет сборочные операции вне завода.
Распределение масс ступеней зависит от их УИ, конструктивного совершенства и постановки задачи проектирования.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Дем от 20.07.2009 16:31:53
ЦитироватьПочему у Зенита такая легкая вторая ступень? Возможно ли сделать 2(+3) ступень такую, чтобы стартовая масса ракеты была ~600т. РД171 без проблем вытянет.
требование запаса тяги на увод к Зениту неприменимо - движок всё равно один.
Так что можно и до ~700т стартовой иметь.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: YuZeR от 20.07.2009 19:02:10
Цитировать
ЦитироватьПочему у Зенита такая легкая вторая ступень? Возможно ли сделать 2(+3) ступень такую, чтобы стартовая масса ракеты была ~600т. РД171 без проблем вытянет.
требование запаса тяги на увод к Зениту неприменимо - движок всё равно один.
Так что можно и до ~700т стартовой иметь.
при такой тяговооруженности - 1.06, слишком большими будут гравитационные потери.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Дмитрий В. от 20.07.2009 20:01:47
ЦитироватьТак что можно и до ~700т стартовой иметь.
при такой тяговооруженности - 1.06, слишком большими будут гравитационные потери.[/quote]

А также чувствительность к ветровым нагрузкам и прочие неприятности.
Название: "Протон" с ТТ ускорителями
Отправлено: Дем от 23.07.2009 20:51:40
Цитироватьпри такой тяговооруженности - 1.06, слишком большими будут гравитационные потери.
А после того, как она эти 100т топлива израсходует - мы будем иметь твой вариант - но уже с некой начальной высотой и скоростью :)
ЦитироватьА также чувствительность к ветровым нагрузкам и прочие неприятности.
Ну это да. Но надо на ситуацию смотреть, насколько критично.