Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: roy от 19.05.2009 21:46:17

Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: roy от 19.05.2009 21:46:17
Не нашел куда приткнуть это сообщение.  

В 1973 году в Советском Союзе была попытка запуска на орбиту сразу двух станций.
«Алмаз» стартовал в начале апреля (если не ошибаюсь – пишу по памяти) и ДОС №3 в середине мая. Обе попытки оказались неудачными. Может тут путаница в датах? А если нет, то получается, одновременно должны были работать две пилотируемые станции. Так задумывалось? Это был наш ответ на «Skylab"?  Как в таком случае планировалось управлять этими объектами? Кто что знает или помнит, пожалуйста, откликнитесь.  :?:
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Чебурашка от 19.05.2009 22:43:15
Работа одновременно двух станций в пилотируемом режиме исключена. Даж в 1986 году, когда уже был накоплен огромный опыт по части  орбитальных станций, "Салют-7" и "Мир" не стали использовать одновременно.
Хотя единичный обратный пример - экипаж Климука и Севастянова на станции "Салют-4" одновременно с легендарным полётом "Союз" - "Аполлон". Но здесь скорее политика. Уж очень хотелось руководству, чтоб советских космонавтов в космосе в тот момент было больше чем американских  :D
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Старый от 19.05.2009 23:15:22
ЦитироватьДаж в 1986 году, когда уже был накоплен огромный опыт по части  орбитальных станций, "Салют-7" и "Мир" не стали использовать одновременно.
Их в принципе не могли использовать одновременно т.к. весь смысл затеи был в перевозке груза с Мира на Салют-7.


ЦитироватьХотя единичный обратный пример - экипаж Климука и Севастянова на станции "Салют-4" одновременно с легендарным полётом "Союз" - "Аполлон". Но здесь скорее политика. Уж очень хотелось руководству, чтоб советских космонавтов в космосе в тот момент было больше чем американских  :D
И здесь никому ничего подобного не хотелось. Просто авария Сююза-18-1 и перенос а затем продление экспедиции Климука/Севастьянова наехало её на заранее спланированный полёт ЭПАС.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: wolf от 20.05.2009 03:47:35
Цитировать
ЦитироватьДаж в 1986 году, когда уже был накоплен огромный опыт по части  орбитальных станций, "Салют-7" и "Мир" не стали использовать одновременно.
Их в принципе не могли использовать одновременно т.к. весь смысл затеи был в перевозке груза с Мира на Салют-7.


ЦитироватьХотя единичный обратный пример - экипаж Климука и Севастянова на станции "Салют-4" одновременно с легендарным полётом "Союз" - "Аполлон". Но здесь скорее политика. Уж очень хотелось руководству, чтоб советских космонавтов в космосе в тот момент было больше чем американских  :D
И здесь никому ничего подобного не хотелось. Просто авария Сююза-18-1 и перенос а затем продление экспедиции Климука/Севастьянова наехало её на заранее спланированный полёт ЭПАС.
Старый, так в первом случае вроде как наоборот - перевозили с "Салюта-7" на "Мир"?.. :roll:
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Старый от 20.05.2009 08:29:08
ЦитироватьСтарый, так в первом случае вроде как наоборот - перевозили с "Салюта-7" на "Мир"?.. :roll:
Нет. Там была длинная история. Крайнюю экспедицию на Салют-7 прервали досрочно из-за болезни Васютина. Две важных работы остались не выполнены - испытание смстемы Пион на Космосе-1686 и испытание разворачиваемых конструкций во время выхода в открытый космос. Решено было послать ещё один экипаж. Но пока его готовили на Салюте-7 произошли ряд отказов которые препятствовали нормальному полёту. Требовался ремонт, но доставить запчасти Прогрессом было невозможно т.к. второй стыковочный узел был занят Космосом-1686.
 Тогда и родилась сверхидея - использовать как перевалочную базу ББ Мира. Сказано - сделано. Запустили ББ, экипаж, подвезли Прогрессами всё необходимое, погрузили на Союз Т-15, перевезли на Салют-7, восстановли её, завершили программу и перелетели назад прихватив кое-что из научного оборудования.
 Вот так. А вы думали это было просто шоу чтоб потрясти мир?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: ааа от 20.05.2009 10:11:43
А правду говорят, что эта стыковка с "Салютом-7" была некооперируемой, как и у "Союза Т-13"?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Андрей Суворов от 20.05.2009 11:36:38
ЦитироватьВот так. А вы думали это было просто шоу чтоб потрясти мир?
Ну, вообще-то, шоу удалось. По крайней мере, часть мира была потрясена :)

Благодаря политике американцев, не давших совместить плоскости орбит Мира и МКС, "подвиг" повторить никому не удастся ещё, как минимум, пару десятилетий.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Чебурашка от 20.05.2009 11:46:29
ЦитироватьА правду говорят, что эта стыковка с "Салютом-7" была некооперируемой, как и у "Союза Т-13"?

А не наоборот? Вроде как на "Союзе-Т" и на  "Салюте-7"  стояла "Игла". А на "Мире" - новая система стыковки "Курс"  :?:
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Васил Жеков от 20.05.2009 12:46:37
Цитировать
ЦитироватьВот так. А вы думали это было просто шоу чтоб потрясти мир?
Ну, вообще-то, шоу удалось. По крайней мере, часть мира была потрясена :)

Благодаря политике американцев, не давших совместить плоскости орбит Мира и МКС, "подвиг" повторить никому не удастся ещё, как минимум, пару десятилетий.

А причем тут американцьи с орбитах ?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Чебурашка от 20.05.2009 11:49:33
ЦитироватьА причем тут американцьи с орбитах ?

При выводе ФГБ в 1998 году, настояли на выборе даты старта так, чтобы восходящие узлы орбит "Мира" и МКС развелись почти  на пол оборота. Так что плоскости орбит станций оказались перпендикулярны друг другу.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Старый от 20.05.2009 11:54:48
Цитировать
ЦитироватьА правду говорят, что эта стыковка с "Салютом-7" была некооперируемой, как и у "Союза Т-13"?

А не наоборот? Вроде как на "Союзе-Т" и на  "Салюте-7"  стояла "Игла". А на "Мире" - новая система стыковки "Курс"  :?:
На Мире Игла стояла только со стороны агрегатного отсека. Но туда должны были стыковаться Прогрессы оснащённые только Иглой. Поэтому стыковать Сююз-Т-15 можно было только к ПХО, а там был только Курс. Поэтому Союз сначала автоматически на Игле сближался со стороны АО, затем зависал, ББ разворачивался и он вручную стыковался к ПХО.
 К тому времени на Салюте-7 сдохла Игла со стороны ПХО, а со стороны АО висел К-1686. Порэтому там не получалось провернуть даже такой фокус. Поэтому на Т-15 по уже отработанной на Т-13 схеме поставили лазерный дальномер и вперёд! Вобщем пришлось космонавтам попотеть, поэтому экипаж был набран из очень опытных космонаввтоа имеющих опыт всего и вся.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: yos от 20.05.2009 15:55:03
А что такое Космос-1686, да ещё и пристыкованый к Салюту? ТКС?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Bell от 20.05.2009 15:19:54
ЦитироватьА что такое Космос-1686, да ещё и пристыкованый к Салюту? ТКС?
Да, конечно.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Старый от 20.05.2009 21:52:13
ЦитироватьА что такое Космос-1686, да ещё и пристыкованый к Салюту? ТКС?
Да. Да ещё и с офигительной шпиёнской фотокамерой вместо ВА.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: andre1807 от 21.05.2009 05:18:15
ЦитироватьА что такое Космос-1686, да ещё и пристыкованый к Салюту? ТКС?

Это вот это:

 Первый модуль 77-й серии (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/214/33.shtml)
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: andre1807 от 21.05.2009 06:18:39
ЦитироватьНе нашел куда приткнуть это сообщение.  

В 1973 году в Советском Союзе была попытка запуска на орбиту сразу двух станций.
«Алмаз» стартовал в начале апреля (если не ошибаюсь – пишу по памяти) и ДОС №3 в середине мая. Обе попытки оказались неудачными. Может тут путаница в датах?
«Салют 2» (ОПС-1). Дата запуска: 3 апреля 1973 года. Разгерметизация через 13 дней, получается 16 апреля. Станция пробыла на орбите 54 дня, закончила работу 28 мая 1973 года.

«Космос-557» (ДОС-3) Дата запуска: 11мая 1973 года. Станция закончила своё существование 22 мая 1973 года.

Никакой путаницы в датах нет. Но стоит заметить, что к моменту запуска ДОС-3 было уже известно о разгерметизации ОПС-1.

ЦитироватьА если нет, то получается, одновременно должны были работать две пилотируемые станции. Так задумывалось?

Думаю, ответ на этот Ваш вопрос можно найти здесь:

 Легендарный корабль «Союз» (http://novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/231/37.shtml)

ЦитироватьВо второй половине 1969 г. в ЦКБЭМ (бывшее ОКБ-1) развернулись работы по созданию долговременной орбитальной станции (ДОС). Для доставки на станцию экипажей требовался транспортный корабль, и тогда было решено создать его на базе 7К-ОК. Этот вариант «Союза» получил обозначение 7К-Т (транспортный) и индекс 11Ф615А8.] Заводская нумерация кораблей 7К-Т была начата с №31, так как в это время еще изготавливались 7К-ОК и последний из них имел №21.

ЦитироватьОднако оставим на некоторое время ДОСы и вернемся на несколько лет назад. Во второй половине 1971 г. было принято решение использовать двухместный 7К-Т в качестве транспортного корабля для доставки экипажей не только на ДОСы, но и на челомеевскую орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) «Алмаз» военного назначения. В начале 1972 г. в ЦКБЭМ была проведена корректировка эскизного проекта 7К-Т под «Алмаз». Так появилась еще одна модификация 7К-Т, которая получила индекс 11Ф615А9. Основное отличие данной модификации от 11Ф615А8 заключалось в конструкции антенны АО системы стыковки «Игла». Эта антенна перед самой стыковкой с ОПС откидывалась назад, что позволяло избежать столкновения с солнечными батареями и антеннами станции. В рамках летно-конструкторских испытаний ОПС «Алмаз» первого этапа планировалось запустить три станции. Предполагалось, что на ОПС-1 будут работать два экипажа, поэтому в 1972 г. в ЦКБЭМ началось изготовление двух кораблей. Им присвоили заводские номера №61 и №62 и стали называть машинами 60-й серии.

ЦитироватьСтанции ДОС-3 и ДОС-4 были более совершенными по сравнению с первыми двумя. В частности, их летный ресурс был увеличен вдвое и составлял 180 суток. Это позволяло выполнить по три экспедиции на каждой станции. Для ДОС-3 предназначались корабли №34 и №35, оставшиеся от ДОС-2, а также машина №36. Для ДОС-4 были заложены корабли №37, №38 и №39.

ЦитироватьДля ДОС-3 предназначались корабли №34 и №35, оставшиеся от ДОС-2, а также машина №36. Для ДОС-4 были заложены корабли №37, №38 и №39.

ЦитироватьВ марте 1973 г. на космодроме начались предстартовые работы по пуску ОПС-1. В конце марта на Байконур прибыли экипажи: П.Попович–Ю.Артюхин и Б.Волынов–В.Жолобов. Старт станции был намечен на 3 апреля 1973 г. Через 10 дней после этого к ней должен был стартовать экипаж на корабле №61. Однако жизнь внесла коррективы в намеченную программу. В это время на кораблях 7К-Т вводилась усовершенствованная парашютная система, и до завершения ее испытаний Госкомиссия не могла дать разрешение на старт пилотируемого корабля. В то же время ОПС-1 уже была заправлена и находилась вместе с РН на стартовой позиции. Обсудив сложившуюся ситуацию, Госкомиссия приняла решение запустить ОПС-1 в намеченный срок, а запуск корабля №61 с экипажем произвести тогда, когда будут полностью завершены испытания парашютной системы.
И эта задержка, как показали дальнейшие события, оказалась к счастью. 3 апреля 1973 г. на орбиту была выведена первая военная орбитальная станция «Алмаз» (по режиму секретности ей присвоили официальное название «Салют-2»), а на четырнадцатые сутки полета она внезапно разгерметизировалась. Случилось это на «глухих витках», вне зоны видимости наземных средств связи. Если бы в это время на станции находился экипаж, то трудно представить, как могли бы дальше развиваться события. В любом случае разгерметизация – это всегда очень опасная ситуация для любого пилотируемого космического аппарата.
Итак, ОПС-1 вышла из строя. В.Челомей принимает решение срочно готовить к старту вторую станцию, но работы по ней затянулись более чем на год. Все это время 61-я машина находилась на хранении. В итоге было принято решение запустить ее в беспилотном режиме для очередного испытания 7К-Т, а для двух экспедиций на ОПС-2 готовить корабли №62 и №63.

Весьма вероятно, ответ на этот ваш вопрос - «да». Если бы все пошло по плану (начиная с ОПС-1), то уже в 1973 году действительно было бы 2 пилотируемые станции. Здесь стоит отметить, что станции запускались по разным программам (можно даже сказать, конкурирующим, учитывая ситуацию), под каждую станцию изготавливались разные корабли, да и даты запуска определялись по принципу «как только будет готово».
Если предположить, что станции должны были пускать по очереди.  ОПС-1 шла первой. На ней должно было быть 2 экспедиции по 90 суток. «Космос-557» в таком случае должен был стартовать где-то через полгода, а лететь на него планировалось на просроченных кораблях, поэтому мне такая версия (со сдвигом пуска) представляется мало вероятной.
ЦитироватьЭто был наш ответ на «Skylab"?
Вряд ли. Скорее, стечение многих обстоятельств.
ЦитироватьКак в таком случае планировалось управлять этими объектами?
Здесь помочь ничем не могу. Но. Одновременно управлять и ДОС, и ОПС пришлось, например, с 22 июня 1976 года (старт ОПС-3) по 2 февраля 1977 года (затопление ДОС-4). Так что не думаю, чтобы это было непреодолимой сложностью уже в 1973 году.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 21.05.2009 12:01:48
Я слышал, что пуск ОПС-1 был обусловлен истечением гарантийных сроков хранения.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 21.05.2009 12:08:22
Я думаю, в то время управлять двумя станциями было бы сложно и технически (системы автоматизированной обработки ТМИ только создавались), и организационно (работа двух совершенно разных групп управления в одном, довольно небольшом ЦУП в Евпатории).
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 21.05.2009 12:10:34
Но ведь был опыт управления тремя КК, хотя и это не совсем то.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 21.05.2009 12:44:41
ЦитироватьНо ведь был опыт управления тремя КК, хотя и это не совсем то.
Это совсем не то.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: sas от 21.05.2009 14:16:13
А вот кстати!
Есть фотки Евпаторийского ЦУП-а? Тогдашние, когда жизнь кипела в нем, и сейчас (если он вообще сохранился).
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 21.05.2009 14:34:07
ЦитироватьА вот кстати!
Есть фотки Евпаторийского ЦУП-а? Тогдашние, когда жизнь кипела в нем, и сейчас (если он вообще сохранился).
Когда в нем кипела жизнь, то фотографировать там не разрешалось. О чем я сейчас очень сожалею. Мне там приходилось дважды бывать на работах в конце 80-х. Ни одной фотографии  нет :(
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: sas от 21.05.2009 14:40:38
Цитировать
ЦитироватьА вот кстати!
Есть фотки Евпаторийского ЦУП-а? Тогдашние, когда жизнь кипела в нем, и сейчас (если он вообще сохранился).
Когда в нем кипела жизнь, то фотографировать там не разрешалось. О чем я сейчас очень сожалею. Мне там приходилось дважды бывать на работах в конце 80-х. Ни одной фотографии  нет :(
Твою дивизию  :(   (это не персонально Вам!!!)
У американцев ЦУП Меркуриев сохранился...
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 21.05.2009 15:00:47
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА вот кстати!
Есть фотки Евпаторийского ЦУП-а? Тогдашние, когда жизнь кипела в нем, и сейчас (если он вообще сохранился).
Когда в нем кипела жизнь, то фотографировать там не разрешалось. О чем я сейчас очень сожалею. Мне там приходилось дважды бывать на работах в конце 80-х. Ни одной фотографии  нет :(
Твою дивизию  :(   (это не персонально Вам!!!)
У американцев ЦУП Меркуриев сохранился...
Это у меня фотографий нет. За других я не знаю. Кстати, в ГуглеМапе все технические площадки ЦУП-Е хорошо просматриваются, внешне все здания и сооружения, антенные системы на месте.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Oleg от 21.05.2009 15:27:28
Если верить
http://www.nkau.gov.ua/gateway/news.nsf/NewsALLR/616B1ECBC05FA2AFC22572C000327DED!open
то сейчас ЦУПе Евпаторийского космического центра выглядит так:
(http://www.nkau.gov.ua/mainsubjects/dn_egypt3.jpg)
:)

Есть информация и фото по ЦУП-Е на
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/893/
ЦитироватьЦентр управления полетами первых кораблей «Союз» располагался вблизи Евпатории. ЦУП-Е, так называли этот командный пункт, включал в себя информационно-вычислительный комплекс на базе ЭВМ-222 и ЕС-1045, средства отображения полетной информации и узел связи. Из этого Центра управляли полетами всех наших космических аппаратов с 1966 по 1975 год. Перед каждым запуском корабля «Союз» персонал Центра проходил тренировки и проверял готовность технических средств.
Но фото только здания
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/8079.jpg)

Есть мечты на страничке
http://www.panoramio.com/photo/10610624
(http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/10610624.jpg)

Если память не изменяет, то были фото в книге РККЭ 1-й том.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 21.05.2009 16:47:05
На второй фотографии изображена проходная ЦУП-М в Королёве Московской области.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Oleg от 21.05.2009 17:39:55
ЦитироватьНа второй фотографии изображена проходная ЦУП-М в Королёве Московской области.
:oops:
Моя вина.
Надо было обратить внимание на имя файла
2006/09/13/009.jpg
 :D
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: roy от 21.05.2009 22:45:05
andre1807, большое спасибо за обстоятельный ответ.  
Получается, что в случае успешного запуска ОПС-1, ДОС все равно стартовал  бы в мае?
Складывается впечатление о двух параллельно развивающихся программах, которые не только не дополняют друг друга, а даже мешают.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Ну-и-ну от 22.05.2009 07:17:05
ЦитироватьСкладывается впечатление о двух параллельно развивающихся программах, которые не только не дополняют друг друга, а даже мешают.
А так и было, судя по публикациям в НК. Вся история ПК СССР с середины 60-х до начала 80-х - сплошное распыление сил и средств по множеству конкурирующих программ. Может, так и надо было, но сейчас выглядит не очень рационально.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Lev от 22.05.2009 01:29:55
ЦитироватьВся история ПК СССР с середины 60-х до начала 80-х - сплошное распыление сил и средств по множеству конкурирующих программ. Может, так и надо было, но сейчас выглядит не очень рационально.
Даже то, как проектировали и делали станцию Мир - история жесткой подковерной борьбы. Мир вполне мог быть совсем не таким, каким в итоге стал.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: nsg от 22.05.2009 02:00:18
Цитировать
ЦитироватьНо ведь был опыт управления тремя КК, хотя и это не совсем то.
Это совсем не то.

А в чём разница?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: andre1807 от 22.05.2009 01:43:21
Цитироватьandre1807, большое спасибо за обстоятельный ответ.  
Получается, что в случае успешного запуска ОПС-1, ДОС все равно стартовал  бы в мае?
Определенные возможности для маневра, конечно, были, но сильно сдвигать сроки запуска аппаратов нельзя. Поскольку ресурс расходуется еще на земле. Вариации быть может, и были возможны, да только история не знает сослагательного наклонения. Запуск ДОС производился тогда, когда уже было ясно, что ОПС-1 уже разгерметизирована.

ЦитироватьСкладывается впечатление о двух параллельно развивающихся программах, которые не только не дополняют друг друга, а даже мешают.

Почитайте К. П. Феоктистова.
 Орбитальные станции (http://militera.lib.ru/explo/feoktistov_kp/07.html)
Там есть немного о том, в какой обстановке создавались первые "Салюты" и "Алмазы".
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: andre1807 от 22.05.2009 01:46:51
ЦитироватьЯ думаю, в то время управлять двумя станциями было бы сложно и технически (системы автоматизированной обработки ТМИ только создавались), и организационно (работа двух совершенно разных групп управления в одном, довольно небольшом ЦУП в Евпатории).
А по-очереди? Первые станции ведь большую часть времени проводили без экипажа.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 22.05.2009 09:25:16
Одновременное управление полетом ДОС и "Алмаза" из ЦУП-Евпатория было возможно, но только когда одна из них была в беспилотном режиме. Кроме ЦУПа надо еще брать во внимание ограниченные возможности наземного комплекса управления, каналов связи. В отличие от кораблей 7К, где на каждом было по 256 разовых команд и немного числовых уставок, по 500-600 контролируемых телеметрических параметров, на ДОС и, видимо, "Алмазе", количество ТМ-параметров было больше на порядок. А возможности по обработке и отображению ТМИ были так же весьма ограниченные. Количество команд тоже  было в несколтько раз больше, чем у кораблей. Кстати, когда корабль в связке со станцией, им тоже надо управлять, принимать с него и обрабатывать ТМИ, хотя и не на каждом витке.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: ЧСВ от 22.05.2009 10:05:52
Еще в конце 80-х я слышал, что пуски 1973 года планировались как поочередные - четный корабль ("Союз -номер такой-то") на одну станцию, нечетный корабль ("Союз - номер следующий") - на другую станцию. Но примерно в течение недели - 10 дней экспедиции по времени должны были перекрываться. Планировались переговоры между станциями через Землю и спутник и прочая ритуальная совместная деятельность.
Жаль, но ничего не реализовалось.  :cry:
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: andre1807 от 22.05.2009 05:20:29
ЦитироватьОдновременное управление полетом ДОС и "Алмаза" из ЦУП-Евпатория было возможно, но только когда одна из них была в беспилотном режиме. Кроме ЦУПа надо еще брать во внимание ограниченные возможности наземного комплекса управления, каналов связи. В отличие от кораблей 7К, где на каждом было по 256 разовых команд и немного числовых уставок, по 500-600 контролируемых телеметрических параметров, на ДОС и, видимо, "Алмазе", количество ТМ-параметров было больше на порядок. А возможности по обработке и отображению ТМИ были так же весьма ограниченные. Количество команд тоже  было в несколтько раз больше, чем у кораблей. Кстати, когда корабль в связке со станцией, им тоже надо управлять, принимать с него и обрабатывать ТМИ, хотя и не на каждом витке.
Спасибо. Ответ исчерпывающий.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 22.05.2009 21:01:32
ЦитироватьЕще в конце 80-х я слышал, что пуски 1973 года планировались как поочередные - четный корабль ("Союз -номер такой-то") на одну станцию, нечетный корабль ("Союз - номер следующий") - на другую станцию. Но примерно в течение недели - 10 дней экспедиции по времени должны были перекрываться. Планировались переговоры между станциями через Землю и спутник и прочая ритуальная совместная деятельность.
Жаль, но ничего не реализовалось.  :cry:
И через какой же спутник? Несколько фантастично звучит.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Чебурашка от 22.05.2009 21:34:30
А в 1975 году переговоры между экипажами "Союза" и "Аполлона" вне зоны прямой видимости кораблей как происходили?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 22.05.2009 21:40:14
Через наземные, морские и самолетные ретрансляторы, очевидно. Имхо, через высокоапогейные спутники связи, без специального АФУ не получается.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: ааа от 22.05.2009 22:26:49
ЦитироватьИ через какой же спутник? Несколько фантастично звучит.
Может, имелась ввиду схема: 1-я станция - НИП - "Молния" - НИП - 2-я станция.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 23.05.2009 09:33:00
Цитировать
ЦитироватьИ через какой же спутник? Несколько фантастично звучит.
Может, имелась ввиду схема: 1-я станция - НИП - "Молния" - НИП - 2-я станция.
Может быть, но ЕМНИП система спутниковой связи с НИПами через "Молнии" была введена в эксплуатацию существенно позже. Лет так через 10.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: ЧСВ от 23.05.2009 10:11:26
Цитировать
ЦитироватьЕще в конце 80-х я слышал, что пуски 1973 года планировались как поочередные - четный корабль ("Союз -номер такой-то") на одну станцию, нечетный корабль ("Союз - номер следующий") - на другую станцию. Но примерно в течение недели - 10 дней экспедиции по времени должны были перекрываться. Планировались переговоры между станциями через Землю и спутник и прочая ритуальная совместная деятельность.
Жаль, но ничего не реализовалось.  :cry:
И через какой же спутник? Несколько фантастично звучит.
Не знаю. Этот вопрос тогда не обсуждался.  :twisted:
А технически, я думаю, это было несложно сделать уже и в те годы.
Ведь еще 17 октября 1969 года экипаж «Союза-8» выполнил очень важный эксперимент. Космонавты Владимир Шаталов и Алексей Елисеев впервые провели экспериментальный сеанс связи с Центром управления полетом через плавучий измерительный пункт «Космонавт Владимир Комаров» и спутник «Молния-1».
Думаю, что-нибудь подобное планировалось и для полета двух "Салютов".  :roll:
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 23.05.2009 14:08:53
ЦитироватьА технически, я думаю, это было несложно сделать уже и в те годы. Ведь еще 17 октября 1969 года экипаж «Союза-8» выполнил очень важный эксперимент. Космонавты Владимир Шаталов и Алексей Елисеев впервые провели экспериментальный сеанс связи с Центром управления полетом через плавучий измерительный пункт «Космонавт Владимир Комаров» и спутник «Молния-1».
Думаю, что-нибудь подобное планировалось и для полета двух "Салютов".  :roll:
Как раз, технически это было сделать тогда достаточно сложно. Но возможно. В общем, все зависело от параметров орбит обеих станций. Да, через комбинацию ПКИП + сеть ОКИК + "Молния-1" можно было сделать. А вот планировалось или только обсуждалось? Поспрашиваю я наших ветеранов, которые работали по ДОС-3, может быть, расскажут что.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: ЧСВ от 25.05.2009 11:55:16
ЦитироватьДа, через комбинацию ПКИП + сеть ОКИК + "Молния-1" можно было сделать. А вот планировалось или только обсуждалось? Поспрашиваю я наших ветеранов, которые работали по ДОС-3, может быть, расскажут что.
Было бы интересно узнать. Я информацию получил от одного из работников космодрома. За рюмочкой чая  :twisted:
Но товарищ небылиц не рассказывал.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: pkl от 25.05.2009 15:40:42
Цитировать
ЦитироватьА технически, я думаю, это было несложно сделать уже и в те годы. Ведь еще 17 октября 1969 года экипаж «Союза-8» выполнил очень важный эксперимент. Космонавты Владимир Шаталов и Алексей Елисеев впервые провели экспериментальный сеанс связи с Центром управления полетом через плавучий измерительный пункт «Космонавт Владимир Комаров» и спутник «Молния-1».
Думаю, что-нибудь подобное планировалось и для полета двух "Салютов".  :roll:
Как раз, технически это было сделать тогда достаточно сложно. Но возможно. В общем, все зависело от параметров орбит обеих станций. Да, через комбинацию ПКИП + сеть ОКИК + "Молния-1" можно было сделать. А вот планировалось или только обсуждалось? Поспрашиваю я наших ветеранов, которые работали по ДОС-3, может быть, расскажут что.

Хотел бы спросить: а сейчас мы можем вести ОПС в количестве больше одной? И сколько можно в принципе?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 25.05.2009 15:59:55
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА технически, я думаю, это было несложно сделать уже и в те годы. Ведь еще 17 октября 1969 года экипаж «Союза-8» выполнил очень важный эксперимент. Космонавты Владимир Шаталов и Алексей Елисеев впервые провели экспериментальный сеанс связи с Центром управления полетом через плавучий измерительный пункт «Космонавт Владимир Комаров» и спутник «Молния-1».
Думаю, что-нибудь подобное планировалось и для полета двух "Салютов".  :roll:
Как раз, технически это было сделать тогда достаточно сложно. Но возможно. В общем, все зависело от параметров орбит обеих станций. Да, через комбинацию ПКИП + сеть ОКИК + "Молния-1" можно было сделать. А вот планировалось или только обсуждалось? Поспрашиваю я наших ветеранов, которые работали по ДОС-3, может быть, расскажут что.
Хотел бы спросить: а сейчас мы можем вести ОПС в количестве больше одной? И сколько можно в принципе?
"В принципе" можно все. Вопрос лишь только в том, сколько вы готовы денег за это выложить.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: pkl от 25.05.2009 17:23:46
Ну меня больше интересует нынешнее положение :wink:
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 29.05.2009 20:52:10
Цитировать
ЦитироватьДа, через комбинацию ПКИП + сеть ОКИК + "Молния-1" можно было сделать. А вот планировалось или только обсуждалось? Поспрашиваю я наших ветеранов, которые работали по ДОС-3, может быть, расскажут что.
Было бы интересно узнать. Я информацию получил от одного из работников космодрома. За рюмочкой чая  :twisted:
Но товарищ небылиц не рассказывал.
Пообщался я с теми, кто планировал и реализовывал программу полёта ДОС-3. Про пересечение с "Алмазом" никто не вспомнил. Видимо, такая возможность (одновременное пребывание экипажей), если и рассматривалась, то чисто гипотетически. Никаких практических шагов не предпринималось. Но точный ответ на этот вопрос могут дать лишь документы в архивах РКК "Энергия" и НПОмаш.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: sol от 03.06.2009 12:08:45
Большая просьба - у меня тут просто пробел в образовании - с детства интересовался космонавтикой, но источники всегда говорили - Салют...Салют...
И тут стало попадаться куча терминов...
ОПС
ДОС
АЛМАЗ
САЛЮТ
Вики про Алмаз сказала, что это линейка Салютов 2-3-5...
А тут кое-кто про алмаз и Салют говорил как о разных понятиях...

Нельзя ли коротко внести ясность - что имеется в виду под вышеперечисленными определениями.

Отдельно было бы интересно почитать "из первых рук" (увы... не космонавтов  :(  ) - как там на Салют - 1 шла работа...
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: tktyf от 03.06.2009 13:59:44
Почитай здесь -
http://www.vspu.ac.ru/~mog/interex/samara/Page10.htm
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Oleg от 03.06.2009 14:41:17
А лучше здесь:
http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/znan/12-91/obl.html
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Старый от 03.06.2009 15:26:45
Я думаю если товарищ до сих пор сам не разобрался то надо изложить в явном виде. Примерно так:

Станции серии ДОС:
дата запуска / официальное название/настоящее название
19.04.1971 / Салют /   ДОС 1
29.07.1972 / (Салют) / ДОС 2
11.05.1973 / Космос- 557 /ДОС 3
26.12.1974 / Салют-4 / ДОС 4
29.09.1977 / Салют-6 / ДОС 5
19.04.1982 / Салют-7    / ДОС 6

Станции серии Алмаз:
03.04.1973 / Салют-2    / Алмаз-1
24.06.1974 / Салют-3    / Алмаз-2
22.06.1976 / Салют-5 / Алмаз-3
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Владимир Краснов от 03.06.2009 16:55:59
Спасибо, подкорректировал свои знания.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: sol от 03.06.2009 17:02:15
о! Спасибо!
почитал
Все в мозгах стало на место...

еще Феоктистова почитал "Орбитальные станции"

Больше всего изумляет - "как нас дурили" СМИ...
Алмаз, Бор-Спираль, ТКС, лунные корабли.... - об этом говорили на кухнях и кучу левых слухов...

Помню, товарищ рассказал про маленький наш шатл в Индийском океане - мы ему не поверили...

А Феоктистов облил холодным душем. Научного успеха, на деле, от пилотируемого космоса было в разы меньше, чем я представлял

правда технологического успеха таки да - достигли...

Интересно - как, по сравнению с Миром - МКС эффективна в научном плане? Или тоже - мужские игры на несвежем воздухе...
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: ааа от 03.06.2009 18:40:00
Цитироватьеще Феоктистова почитал "Орбитальные станции"
Больше всего изумляет - "как нас дурили" СМИ...
Алмаз, Бор-Спираль, ТКС, лунные корабли...
Я как раз сейчас перечитываю старую советскую книжку Феоктистова, которую первый раз читал еще в школе. И ловлю себя на мысли, что особого вранья то и  нет, просто сейчас, задним числом, понятно о чем он пишет, а тогда было непонятно. :)
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 03.06.2009 18:47:10
Интересно, как можно найти враньё в научно-популярной книжке, написанной самим Феоктистовым. Там даже недоговорок нельзя заметить, не зная реальности.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 03.06.2009 18:53:08
ЦитироватьБольше всего изумляет - "как нас дурили" СМИ...
Алмаз, Бор-Спираль, ТКС, лунные корабли.... - об этом говорили на кухнях и кучу левых слухов...

Как вас могли "дурить" СМИ, ни говоря ни слова о перечисленных вещах? Впрочем, ТКС довольно подробно описывался после стыковки с "Салютом-7". Включая картинки внятные в "Известиях". Про "БОР"ы тоже можно было догадаться из коротких сообщений ТАСС: "Заверщив программу полёта, спутник приводнился в заданном районе акватории Чёрного моря" :) Мне этого было достаточно :wink: , чтобы сопоставить с передачами "Голоса Америки" и текстами с картинками во Flight. Говорить, что "дурили" нельзя. не сообщали. Это разные понятия.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 03.06.2009 18:54:17
"Мир" невозможно сравнивать с МКС. Там "науки" было на порядок больше.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Старый от 03.06.2009 19:35:31
ЦитироватьИнтересно - как, по сравнению с Миром - МКС эффективна в научном плане? Или тоже - мужские игры на несвежем воздухе...
Вобщем то гораздо менее эффективна. А если брать "удельную эффективность" то вобще...
 Очевидно самым эфективным в научном отношении пилотируемым околоземным объектом был Скайлэб, все остальные далеко позади включая и Шаттлы со Спейслэбами.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: ааа от 03.06.2009 20:00:11
ЦитироватьИнтересно, как можно найти враньё в научно-популярной книжке, написанной самим Феоктистовым. Там даже недоговорок нельзя заметить, не зная реальности.
Увы, по идеологическим вопросам. Например, освещение личности Королева в старом и новом изданиях, мягко говоря, отличается.
Но это оффтоп в данной теме, так что прекращаю.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 03.06.2009 20:10:48
Это относится к случаям так называемого вранья? :D
Ложь и умолчание - это всё же разное. Второе тоже нехорошо, но не стоит преувеличивать.
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: sol от 04.06.2009 10:16:12
Я, наверное, неправильно высказался. Как раз Феоктистов ПРАВДУ рассказывает, а врали нам газеты и телевизоры..
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 04.06.2009 10:40:03
ЦитироватьЯ, наверное, неправильно высказался. Как раз Феоктистов ПРАВДУ рассказывает, а врали нам газеты и телевизоры..

Врали или недоговаривали?
Название: Алмаз №1 и ДОС №3
Отправлено: А.Коваленко от 04.06.2009 14:02:04
ЦитироватьЯ, наверное, неправильно высказался. Как раз Феоктистов ПРАВДУ рассказывает, а врали нам газеты и телевизоры..
А что есть ПРАВДА? И почему Вы считаете, что именно К.П.Феоктистов пишет именно ПРАВДУ?  :D