Вопрос следующий, нельзя ли вместо одного большого турбонасоса ЖРД использовать несколько насосов поменьше работающих совместно?
При выходе из строя одного из турбонасосов остальные могут продолжать работать.
Выход из строя - это обычно разлет лопаток, а не "Упс... сломалось". Смысла нет. Чем меньше их, тем безопаснее.
ЦитироватьВопрос следующий, нельзя ли вместо одного большого турбонасоса ЖРД использовать несколько насосов поменьше работающих совместно?
При выходе из строя одного из турбонасосов остальные могут продолжать работать.
Можно так делают в системе термостатировании ракет на боевом бежурстве
Там у насосов ПРИНЦИПИАЛЬНО другие условия работы.
ЦитироватьВыход из строя - это обычно разлет лопаток, а не "Упс... сломалось". Смысла нет. Чем меньше их, тем безопаснее.
Вот. :)
Это и будет одним из преимуществ пакета, лопатки меньшего размера, на самом деле, как мне кажется, главным преимуществом. :)
Маленькая граната безопаснее большой :D
ЦитироватьМаленькая граната безопаснее большой :D
В данном случае да. :)
Как вы думаете, почему нет турбореактивных двигателей в сотни тонн тяги? :)
ЦитироватьКак вы думаете, почему нет турбореактивных двигателей в сотни тонн тяги? :)
Наверное, потому, что нет и самолетов (планеров), имеющих потребность в такой тяге? ;)
...как и нужды в самих, собственно, таких самолетах :)
Хотелось бы знать, а были ли отказы ТНА?
И сколько надо ТНА для тог, чтобы при откае одного остальные могли бы обеспечить необходимый расход компонента? А при форсировании оставщихся не увеличится ли вероятность цепного отказа?
Какой резерв горячий или холодный? Масса ТНА + клапанов + усложнение СУ - это плюс или минус?
ЦитироватьЦитироватьКак вы думаете, почему нет турбореактивных двигателей в сотни тонн тяги? :)
Наверное, потому, что нет и самолетов (планеров), имеющих потребность в такой тяге? ;)
...как и нужды в самих, собственно, таких самолетах :)
В общем вы правы, да, потребности в двигателях с тягой 100 тонн нет, но их даже никто не пытался делать, насколько мне известно. :)
Всё достаточно просто, чем больше лопатки, тем сильнее они нагружены и т. д.
ЦитироватьХотелось бы знать, а были ли отказы ТНА?
Вообще? :) Были, разумеется. :)
ЦитироватьИ сколько надо ТНА для тог, чтобы при откае одного остальные могли бы обеспечить необходимый расход компонента? А при форсировании оставщихся не увеличится ли вероятность цепного отказа?
Какой резерв горячий или холодный? Масса ТНА + клапанов + усложнение СУ - это плюс или минус?
А вот это бог его знает. Из общих соображений представляется такая схема, что в штатном режиме несколько ТНА работают с недогрузом, а при отказе одного форсируются.
Если ТНА работают с недогрузом - тоже плохо!
Так как мы не реализуем все возможности!
Скажем так - ракета с двигателем на пределе - лучше ракеты с недогрузом!
Например КПД поршневого мотора максимален в режиме близком к максимальной мощности.
А на холостом ходу он вообще равен нулю! :D
ЦитироватьЕсли ТНА работают с недогрузом - тоже плохо!
Так как мы не реализуем все возможности!
Скажем так - ракета с двигателем на пределе - лучше ракеты с недогрузом!
Например КПД поршневого мотора максимален в режиме близком к максимальной мощности.
А на холостом ходу он вообще равен нулю! :D
Средняя скорость автомобиля по г. Москва 25-35 км/ч... :D
ЦитироватьСредняя скорость автомобиля по г. Москва 25-35 км/ч... :D
А в Москве уже Toyota Prius встречается - оно теоритически идеально в таких условиях должно работать.
Если коротко, то увеличение надежности системы (ИМХО и без того неплохую), не окупает того геморроя с которым придется столкнуться при разработке и доводке такой системы. Дешевле довести до ума единственный ТНА.
Кому интересно, подробности:
Если речь идет о дублировании ТНА, то (допустим их 2)
1) если каждый из них способен обеспечить 100% подачи топлива, то получается, что везем лишние десятки килограмм. Для верхних ступеней это особенно критично.
2) насосы рассчитываются на МАКСИМАЛЬНЫЙ расход, а это означает, что задросселированный на 50% ТНА будет иметь низкий КПД, который у центробежных насосов и так не ахти какой. Для открытой схемы низкий КПД - это падение УИ ДУ.
2а) Чем меньше размер ТНА, тем ниже его КПД. Увы.
2б) Уменьшение расхода вдвое при том же напоре (давлении) ведет к уменьшению быстроходности насоса и падению КПД ТНА.
3) Система управления, регулирующая расход компонентов, должна теперь управлять сразу двумя ТНА по каждому компоненту. А это усложнение и падение надежности.
4) для схемы с дожиганием - увеличение газовых магистралей, работающих под большим давлением и температурой. Плюс при отказе одного из ТНА нужно ставить отсечной клапан на высокотемпературную газовую магистраль :!: А если там еще и окислительный газ, то :shock:
5) Компоновка камеры с ТНА и всеми магистралями задача непростая. А теперь увеличьте количество ТНА и трубопроводов вдвое.