Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Бродяга от 22.03.2009 13:15:14

Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Бродяга от 22.03.2009 13:15:14
Вопрос следующий, нельзя ли вместо одного большого турбонасоса ЖРД использовать несколько насосов поменьше работающих совместно?

 При выходе из строя одного из турбонасосов остальные могут продолжать работать.
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Peter от 25.03.2009 17:40:17
Выход из строя - это обычно разлет лопаток, а не "Упс... сломалось". Смысла нет. Чем меньше их, тем безопаснее.
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Друп от 27.03.2009 12:18:02
ЦитироватьВопрос следующий, нельзя ли вместо одного большого турбонасоса ЖРД использовать несколько насосов поменьше работающих совместно?

 При выходе из строя одного из турбонасосов остальные могут продолжать работать.
Можно так делают в системе термостатировании ракет на боевом бежурстве
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Андрей Суворов от 27.03.2009 12:00:23
Там у насосов ПРИНЦИПИАЛЬНО другие условия работы.
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Бродяга от 27.03.2009 13:13:58
ЦитироватьВыход из строя - это обычно разлет лопаток, а не "Упс... сломалось". Смысла нет. Чем меньше их, тем безопаснее.
Вот. :)
 Это и будет одним из преимуществ пакета, лопатки меньшего размера, на самом деле, как мне кажется, главным преимуществом. :)
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Feol от 27.03.2009 14:00:41
Маленькая граната безопаснее большой  :D
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Бродяга от 27.03.2009 14:29:43
ЦитироватьМаленькая граната безопаснее большой  :D
В данном случае да. :)
 Как вы думаете, почему нет турбореактивных двигателей в сотни тонн тяги? :)
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Игорь Суслов от 27.03.2009 12:44:52
ЦитироватьКак вы думаете, почему нет турбореактивных двигателей в сотни тонн тяги? :)
Наверное, потому, что нет и самолетов (планеров), имеющих потребность в такой тяге? ;)
...как и нужды в самих, собственно, таких самолетах :)
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: vekazak от 27.03.2009 13:56:03
Хотелось бы знать, а были ли отказы ТНА?
И сколько надо ТНА для тог, чтобы при откае одного остальные могли бы обеспечить необходимый расход компонента? А при форсировании оставщихся не увеличится ли вероятность цепного отказа?
Какой резерв горячий или холодный? Масса ТНА + клапанов + усложнение СУ - это плюс или минус?
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Бродяга от 27.03.2009 16:43:49
Цитировать
ЦитироватьКак вы думаете, почему нет турбореактивных двигателей в сотни тонн тяги? :)
Наверное, потому, что нет и самолетов (планеров), имеющих потребность в такой тяге? ;)
...как и нужды в самих, собственно, таких самолетах :)
В общем вы правы, да, потребности в двигателях с тягой 100 тонн нет, но их даже никто не пытался делать, насколько мне известно. :)
 Всё достаточно просто, чем больше лопатки, тем сильнее они нагружены и т. д.
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Бродяга от 27.03.2009 16:47:08
ЦитироватьХотелось бы знать, а были ли отказы ТНА?
Вообще? :) Были, разумеется. :)
ЦитироватьИ сколько надо ТНА для тог, чтобы при откае одного остальные могли бы обеспечить необходимый расход компонента? А при форсировании оставщихся не увеличится ли вероятность цепного отказа?
Какой резерв горячий или холодный? Масса ТНА + клапанов + усложнение СУ - это плюс или минус?
А вот это бог его знает. Из общих соображений представляется такая схема, что в штатном режиме несколько ТНА работают с недогрузом, а при отказе одного форсируются.
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: mistermuscle от 27.03.2009 22:33:46
Если ТНА работают с недогрузом - тоже плохо!
Так как мы не реализуем все возможности!
Скажем так - ракета с двигателем на пределе - лучше ракеты с недогрузом!
Например КПД поршневого мотора максимален в режиме близком к максимальной мощности.
А на холостом ходу он вообще равен нулю! :D
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Бродяга от 29.03.2009 00:28:38
ЦитироватьЕсли ТНА работают с недогрузом - тоже плохо!
Так как мы не реализуем все возможности!
Скажем так - ракета с двигателем на пределе - лучше ракеты с недогрузом!
Например КПД поршневого мотора максимален в режиме близком к максимальной мощности.
А на холостом ходу он вообще равен нулю! :D
Средняя скорость автомобиля по г. Москва 25-35 км/ч... :D
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: zyxman от 29.03.2009 04:14:32
ЦитироватьСредняя скорость автомобиля по г. Москва 25-35 км/ч... :D
А в Москве уже Toyota Prius встречается - оно теоритически идеально в таких условиях должно работать.
Название: Пакет турбонасосов.
Отправлено: Filas от 14.04.2009 12:28:38
Если коротко, то увеличение надежности системы (ИМХО и без того неплохую), не окупает того геморроя с которым придется столкнуться при разработке и доводке такой системы. Дешевле довести до ума единственный ТНА.

Кому интересно, подробности:
Если речь идет о дублировании ТНА, то (допустим их 2)
1) если каждый из них способен обеспечить 100% подачи топлива, то получается, что везем лишние десятки килограмм. Для верхних ступеней это особенно критично.
2) насосы рассчитываются на МАКСИМАЛЬНЫЙ расход, а это означает, что задросселированный на 50% ТНА будет иметь низкий КПД, который у центробежных насосов и так не ахти какой. Для открытой схемы низкий КПД - это падение УИ ДУ.
2а) Чем меньше размер ТНА, тем ниже его КПД. Увы.
2б) Уменьшение расхода вдвое при том же напоре (давлении) ведет  к уменьшению быстроходности насоса и падению КПД ТНА.
3) Система управления, регулирующая расход компонентов, должна теперь управлять сразу двумя ТНА по каждому компоненту. А это усложнение и падение надежности.
4) для схемы с дожиганием - увеличение газовых магистралей, работающих под большим давлением и температурой.  Плюс при отказе одного из ТНА нужно ставить отсечной клапан на высокотемпературную газовую магистраль  :!:  А если там еще и окислительный газ, то  :shock:
5) Компоновка камеры с ТНА и всеми магистралями задача непростая. А теперь увеличьте количество ТНА и трубопроводов вдвое.